методы управления проектом

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 7171 страница
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 05.08.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления проектами
1.1 Организационные аспекты и концепция управления проектами
1.2 Принципы проектного финансирования
1.3 Методы оценки эффективности проекта и управление его стоимостью
Глава 2. Методология и способы управления проектными рисками
2.1 Анализ методов управления проектными рисками
2.2 Методика управления проектными рисками
2.3 Бизнес-процесс управления рисками проекта
Глава 3. Процессы управления проектом в условиях отечественной экономики
3.1 Проектирование проект-центра в организации
3.2 Совершенствование методов оценки проектов
3.3 Оценка экономической эффективности проектов реконструкции аэропорта «Липецк» Липецкой ОЭЗ
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

В этом случае стоимостная оценка экологических последствий реализации того или иного мероприятия, осуществляемого в рамках крупномасштабного ИП, отражает возможные потери для экономики в целом (включая смежные отрасли) в случае отказа от реализации данного мероприятия. Величина предотвращенного экономического ущерба от ухудшения окружающей среды при этом способе учитывается в качестве сопутствующего результата от реализации проекта и определяется путем сопоставления расчетной величины ущерба, являющегося следствием осуществления данного проекта, например, с предельно допустимой его величиной (по видам загрязнения).
В этом случае формула для расчета величины NPV будет выглядеть следующим образом:
                (3.1)
где    NPV – чистая текущая стоимость проекта;
Rn – результаты на n-шаге, руб.;
Sn – затраты на n-шаге, руб.;
n – горизонт расчета, годы;
r – коэффициент или норма дисконта;
- стоимостная оценка экологических последствий за расчетный период, определяемая как , где - стоимостная оценка в i-ом году.
Аналогичным образом, проведем оценку социальной эффективности инновационного проекта. Социальная эффективность проекта может складываться как из показателей, оценивающих эффективность для большой группы населения (например, проект строительства тепловой станции для небольшого города или завода по переработке технико-бытовых отходов) или же небольшой группы населения (например, проект внедрения информационных технологий, направленный на повышение производительности на малом предприятии). В этом случае стоимостная оценка социальный последствий реализации того или иного мероприятия, осуществляемого в рамках крупномасштабного ИП, отражает возможные потери для общества или его группы в случае отказа от реализации данного мероприятия.
В этом случае формула для расчета величины NPV будет выглядеть следующим образом:
                (3.2)
где    NPV – чистая текущая стоимость проекта;
Rn – результаты на n-шаге, руб.;
Sn – затраты на n-шаге, руб.;
n – горизонт расчета, годы;
r – коэффициент или норма дисконта;
- стоимостная оценка экологических последствий за расчетный период, определяемая как , где - стоимостная оценка в i-ом году;
- стоимостная оценка социальных последствий за расчетный период, определяемая как , где - стоимостная оценка в i-ом году;
Одним из подходов для определения эффективности инвестиций и выгодности проекта может служить отечественная методика приведенных затрат. В определенной степени ее аналогом в развитых странах является подход «затраты – результат (эффективность)». В соответствии с методикой приведенных затрат среди нескольких проектов выбирается проект, удовлетворяющий следующему условию:
, (3.3)
Где C – текущие годовые затраты, r – коэффициент дисконтирования, К – капитальные вложения.
Рассмотрим схему оценки стратегии реализации инновационного проекта на основе комплексного показателя. На рис. 3.2 представлена схема, показывающая математическую модель реализации инновационного проекта.



Рис. 3.2. Модель принятия решения при выборе оптимального показателя эффективности
Составлено по [21, 26, 28, 33, 44]
На рис. 3.2: Yi (Xi) – входные параметры модели, Z1 (Y1) – целевая функция первого этапа, Zi (Yi,Zi-1) – целевая функция i-го этапа.
Так как параметры модели принятия решения для выбора стратегии трудно задать точными цифровыми значениями, то для оценки целевой функции наиболее подходящим будет использование метода экспертных оценок. Это объясняется тем, что для каждого проекта наиболее значимым будут тот или иной параметр и не так важны остальные. Примером может служить уже означенный нами проект строительства завода по переработке ТБО, для которого будет наиболее значимыми показатели экологичности проекта. Вторым примером может служить проект строительства спортивного комплекса, для которого наиболее важным будет являться социальная эффективность. В качестве третьего примера рассмотрим проект строительства пищевого комбината, который будет оцениваться преимущественно по финансовым и экономическим показателям. Именно поэтому в данном случае важным будет являться экспертная оценка важности каждого из критериев, которая будет оцениваться на основе весовых коэффициентов. Эксперт на основе своих знаний и опыта ранжирует вероятность и значимость воздействия каждого показателя на целевую функцию и делает вывод о значимости и приоритетности того или иного фактора путем простановки ему ранга. В качестве экспертов выступают специалисты в различных областях деятельности: экономике, экологии, социологии и др. Таким образом, после проведенного анализа входные данные на уровне эксперта имеют вид вектора:

Где n – количество показателей.
Тогда целевая функция i-го этапа будет иметь вид:

Где m – количество экспертов, - весовой коэффициент j-го эксперта, k от 0,1 до 1.
Оптимальное значение целевой функции определяется как максимальное значение по столбцу:

На этапе планирования и реализации в качестве входных параметров могут выступать экономические показатели реализации плановых проектов или экономические показатели деятельности предприятия, бюджет предприятия. В некоторых случаях оптимальное значение функции может рассчитываться как минимальное, т.е. минимизации затрат на проектные мероприятия. Можно минимизировать расходы по проектам или количество уволенных. Или же, по прежнему, оптимальным значением может выступать максимальное значение целевой функции, если более важным является не минимизация затрат, а получение максимальной выгоды, например прибыли. Выбор метода и степени оптимизации функции зависит от мнения экспертов и с учетом специфики градообразующего предприятия и соответствующего ему муниципального образования.
Т.е., рассматривая разные проекты и их экономическую эффективность, мы получим массив данных, например, прибыли от инвестиционных проектов, из которых выберем проект, имеющих наибольшее значение данного показателя.
3.3 Оценка экономической эффективности проектов реконструкции аэропорта «Липецк» Липецкой ОЭЗ
В июле 2005 г. Липецкая область стала победителем конкурса Минэкономразвития РФ на право организации особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк». И в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км. Целью ОЭЗ является формирование условий для масштабного привлечения инвестиций, создание современных промышленно-производственных комплексов по выпуску машин и оборудования, бытовых электрических приборов, электрических машин, пластмассовых и металлических изделий, электрооборудования и электронного оборудования, мебели и прочей продукции. ОЭЗ «Липецк» площадью 1024 га примыкает к промышленной зоне областного центра и располагается на территории Грязинского района вдоль автомобильной дороги Липецк - Грязи, имеющей выходы на федеральные трассы «Дон» и Москва – Волгоград (Приложение 3).
Реализация проекта развития ОЭЗ в период до 2016 г. позволит привлечь свыше 50 резидентов и 21,5 млрд руб. инвестиций, увеличить объем продаж промышленной продукции на 55 млрд рублей в год, создать дополнительно 13 тыс. рабочих мест. На данный момент времени из 13 резидентов ОЭЗ «Липецк» пять являются предприятиями со 100-процентным иностранным капиталом, общий объем инвестиций уже составил 16 млрд рублей.
Федеральным агентством по управлению ОЭЗ совместно с областным территориальным управлением разработана стратегия привлечения инвесторов по кластерному принципу. Учитывая специализацию действующих ОЭЗ промышленно-производственного типа, можно утверждать, что в Липецкой области созданы предпосылки для формирования кластеров по производству промышленной продукции, строительных материалов, бытовой техники.
Активное освоение особой экономической зоны ускорило и давно назревшее для Липецка развитие социальной инфраструктуры. В 2008 году начато проектирование международного аэропорта с взлетно-посадочной полосой, способной принимать самолеты типа «Боинг». Правительство РФ приняло решение об открытии аэропорта «Липецк» для международных полетов воздушных судов и установления в нем пропускного пункта через Государственную границу России.
В соответствии с международным статусом в аэропорту в 2008 году был открыт пункт пропуска через государственную границу РФ. ФСБ РФ, ФТС РФ, Роспотребнадзору и Россельхознадзору правительство поручило обеспечить осуществление в пункте пропуска пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, следующих через государственную границу Российской Федерации.
Это событие стало итогом многолетней работы руководства области и РосОЭЗ.
Главными факторами, вызвавшими создание в Липецке международного аэропорта, стали интенсивное развитие экономики региона, активная работа с иностранными инвесторами. Эффективно развивать ОЭЗ без расположенного поблизости аэропорта почти невозможно. Представители крупнейших мировых компаний стали частыми гостями в территориальном управлении РосОЭЗ. Ежемесячно приезжает по четыре-пять иностранных делегаций из Японии, Германии, Швеции, Китая, Финляндии, Бельгии и т.д.
Среди наиболее частых вопросов, которые задавали потенциальные резиденты правительству и бизнесменам области, был вопрос о том, сколь быстро и комфортно можно долететь в Липецкий регион из Европы, Юго-Восточной Азии, Америки и т.д. Причем бизнесмены интересовались не только пассажирскими перевозками, но и возможностью доставлять в особую экономическую зону воздушным путем оборудование, комплектующие, а обратно - экспортировать готовую продукцию, так как скорость продвижения бизнеса – важная составляющая его развития.
Отправленные по воздуху из Италии или Германии новые линии, технологии, сырье, материалы через два-три часа уже поступают в Россию. В обратную сторону с той же скоростью следует готовая продукция. Придание аэропорту статуса международного позволит экономике области развиваться более эффективно.
Бесспорно, наличие международного аэропорта заставит и самих иностранных предпринимателей по-другому относиться к перспективам развития бизнеса в Липецке, заметно повысит инвестиционную привлекательность региона.
В рамках программы реконструкции с 2004-го года на ремонт аэровокзала, взлетно-посадочной полосы, приобретение оборудования, организацию полетов из областного бюджета было направлено 350 млн. рублей.
Однако, для того, чтобы принимать в Липецке современные авиалайнеры, необходимо модернизировать взлётную полосу. Сейчас её длина — 2 км. А необходимо — 4 км. Ко всему прочему должна быть иная толщина покрытия. Для того, чтобы построить современную взлётную полосу, нужно 4 миллиарда рублей. В 2008 году начались проектные работы. На них из федеральной казны, по указанной выше программе, должны выделить 22 миллиона рублей. А в 2009 году — ещё 100 млн. Поэтому следует ожидать, что работа на взлётной полосе начнётся не ранее 2010 года.
Общий объем инвестиций по программе реконструкции аэропорта составит 5127,6 млн. руб. (Приложение 4).
Рассматривая деятельность аэропорта, необходимо отметить, что уже в 2007 году услугами Липецкого аэропорта воспользовались свыше 27 тыс. пассажиров, что на 12% больше, чем в 2006-м году. А с введением в действие программы реконструкции аэропорта прирост пассажиров в 2008 составил уже 17% (рис. 3.3).
В 2009 году совершено 1924 вылета, около половины из которых - регулярные авиарейсы. Самолеты поднимались в небо на 15 % чаще, чем в предыдущем году. Наибольшее число пассажиров зафиксировано в августе, июле и октябре.

Рис. 3.3. Динамика перевозок Липецким аэропортом за период с 2006г. по 2009г.

Реконструкция аэропорта проводится по схеме и механизму инвестиционного договора, который в настоящее время инвестиционный договор представляет собой особый вид договора, заключаемого на основании ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которой можно заключить договор, специально не предусмотренный нормами права.
Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или титульных владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, их взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в пользовании им или эксплуатации объекта, в распределении доходов от деятельности или эксплуатации объекта, а также устанавливает право собственности на объект. Сущность всех действий организатора инвестирования ограничивается только реализацией инвестиционного проекта и последующей передачей созданного объекта инвестирования. Заключая договор, инвестор  рассчитывает на получение дохода  от вложения средств, причем источником дохода будет являться как предпринимательская, так и любая иная деятельность, приносящая доход.
К отличительным признакам инвестиционного договора можно отнести следующие:
1. Основанием заключения является инвестиционный проект организатора инвестирования;
2. Долгосрочный характер договорных отношений;
3. Взаимный характер договора (предоставление инвестиций происходит в обмен на передачу будущего объекта инвестирования);
4. Коммерческий интерес сторон договора (инвестор обязан вознаградить организатора инвестирования за совершаемые им действия);
5. Консенсуальный характер договора;
6. Инвестиционный договор признается каузальным договором, поскольку действительность инвестиционного договора ставится в зависимость от ее цели, которая должна быть законной и достижимой;
7. Целевое использование переданного инвестором имущества;
8. Информационный характер отношений сторон;
9. Возможность инвестора влиять на производственную деятельность организатора инвестирования;
10. Общая долевая собственность  на имущество, вложенное в качестве инвестиций;
11. Инвестиционный договор обладает организационными признаками.
Подводя итог всему вышесказанному, представляется возможным сформулировать понятие инвестиционного договора. По инвестиционному договору одна сторона (инвестор) обязуется передать инвестиции, а другая сторона (организатор инвестирования), за соответствующее вознаграждение, обязуется осуществить их вложение на основе инвестиционного проекта с целью получения инвестором в будущем  от организатора инвестирования  в собственность имущества в срок, установленный договором.
Инвестиционный договор является особым видом договора, специально не предусмотренного нормами гражданского законодательства и его содержание определяется и регламентируется муниципальными органами власти с учетом инвестиционного проекта и интересов его участников.
Финансирование ГЧП-проекта реконструкции аэропорта «Липецк» велось из трех источников (рис. 3.4, Приложение 5):
- собственный капитал аэропорта (125 млн. руб.), полученный путем эмиссии акций в количестве 125 тыс. шт. стоимостью по 1000 руб.;
- ассигнования из бюджета в размере 1025,54 млн.руб.;
- частный капитал, представленный компаниями «Аэрофлот» и «Волга-Днепр», в размере 2378,6 млн. руб. и 1385,7 млн.руб. соответственно;
- банковский кредит в размере 212,76 млн. руб. под 12% годовых.

Рис. 3.4. Источники финансирования ГЧП-проекта «Реконструкция аэропорта «Липецк»

Рассмотрим проект реконструкции аэропорта «Липецк» со сроком жизни инвестиций 12 лет (Проект А): 2 года строительства и 10 лет эксплуатации 15 лет (Проект Б): 2 года строительства и 15 лет эксплуатации. Инвестирование проекта будет осуществляться в первые 4 года проекта: период строительства и освоение (Приложение 3). При этом на 4-м году реализации проекта инвестирование будет осуществляться только за счет кредитных средств, выплата которых будет производиться начиная с 5-го года реализации проекта в течении двух лет (Приложение 6). Данный условия финансирования не зависят от вида проекта (Проект А или Проект Б).
По прогнозам производственная программа после полного ввода в эксплуатацию реконструированного аэропорта составит более 16 вылетов в сутки (5840 вылетов в год), включая транспортные самолеты при средней стоимости перелета 370 тыс. руб. (60 посадочных мест стоимостью 6170 руб. или грузовой перелет). Таким образом, расчет проведем по базовым ценам не учитывая инфляцию и увеличение пассажиропотока (Приложение 7).
По данным Росстата средняя рентабельность авиаперевозок с 2000 года составила 11%. Таким образом, общие издержки составят 89%, операционные издержки – 77% от общих (Приложение 8).
Инвестиционный процесс с финансовой точки зрения объединяет два противоположных и в известном смысле самостоятельных процесса – создание производственного объекта (или вложение капитала) и последовательное получение дохода от вложенного капитала. Эти процессы протекают последовательно (с разрывом во времени между ними или без него) или на коротком отрезке времени параллельно.
Например, отдача от инвестиций может начинаться во время освоения производственных мощностей еще до момента завершения процесса вложений. Распределение во времени инвестиций, и особенно отдачи (результатов) от них, играет при этом важную роль. Поэтому для оперативного управления финансами, детализации структуры активов и пассивов объекта и дальнейшей оценки экономической эффективности инвестиций необходимо составить таблицы чистых доходов и денежных потоков в соответствии с графиком реализации проекта.
Расчет чистых доходов сводится в таблицу Приложения 9. Доход от продаж определяется умножением цены авиаперелета на объем реализации (при условии: все, что производится, реализуется). Следует отметить, что в предпроизводственный период (проектирование и строительства) доход от продаж равен нулю; в годы освоения производственной мощности он определяется коэффициентом освоения; в период нормальной эксплуатации объекта является максимальным и постоянным.
Расчет денежных потоков по годам реализации проекта осуществляется в базисных ценах, сложившихся на определенный момент времени и остающихся неизменными в течении всего расчетного периода, то есть без учета инфляции.
Расчет чистых денежных потоков сводится в таблицу Приложения 10.
Чистый денежный поток в любом году реализации проекта определяется как разность между величиной притока денежных средств и величиной их оттока с соответствующим знаком (+ или - ). Приток наличностей определяется для каждого года реализации проекта как сумма доходов от продаж и ликвидационной стоимости. Ликвидационная стоимость в конкретном году реализации проекта представляет собой стоимость ликвидируемого оборудования с коротким сроком службы, выводимого из эксплуатации в данном году. В последний год реализации проекта ликвидационная стоимость включает в себя: стоимость земли; 2/3 стоимости зданий и сооружений; стоимость оборотного капитала.
Отток наличностей складывается из активов, созданных за счет собственных источников, операционных издержек, финансовых издержек, возврата кредитов, суммы уплачиваемого налога на прибыль.
Величина чистого денежного потока со знаком + или – приводится так же и нарастающим итогом по годам реализации проекта.
Чистый дисконтированный доход определяется путем умножения чистого денежного потока на коэффициент дисконтирования (αt). Значение дисконтных множителей принимаются в зависимости от минимальной ставки доходности (i) и степени риска (Кр). Инфляция не учитывается, так как все расчеты ведутся в базисных ценах.
Примем минимальную ставку доходности равной 12%, коэффициент, учитывающий степень риска, - 1,25, тогда ставка дисконтирования составит 15% (12*1,25). Расчет представлен в Приложении 10.
Для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта используются следующие показатели, позволяющие сделать вывод и принять решение о целесообразности вложения денежных средств:
- Чистый дисконтированный доход (Приложение 10). Он обеспечивает максимизацию доходов собственного капитала в долгосрочном плане (за весь экономический срок жизни инвестиций). ЧДД должен быть больше 0.
- Индекс рентабельности инвестиций. Расчет его проводится с помощью таблицы Приложения 11. Значение индекса рентабельности инвестиций определяется как отношение приведенных притоков к приведенным оттокам:
Для проекта А: PI= 7246,22/7023,06=1,03;
Для проекта Б: PI= 8542,53/7601,81=1,12.
Таким образом, значение индекса рентабельности для обоих проектов больше 1, но для проекта Б со сроком эксплуатации аэропорта инвесторами он больше и равен 1,12.
- Внутренняя норма прибыли. Для нахождения величины внутренней нормы прибыли рассчитывается «пороговое» значение ставки дисконтирования, при котором чистый дисконтированный доход равен нулю. Расчет внутренней нормы прибыли приводится в Приложении 12.
Внутренняя норма прибыли инвестиционного проекта является верхним пределом процентной ставки, по которой предприятие может окупить средства для финансирования проекта. Для получения прибыли предприятие должно брать кредит по ставке менее внутренней нормы прибыли.
- Срок окупаемости инвестиций. Для определения срока окупаемости инвестиций с учетом фактора времени используется графический метод, основанный на построении финансового профиля проекта (рис. 3.5). На графике период окупаемости соответствует точке, в которой показатель чистого дисконтированного дохода, рассчитанный нарастающим итогом от начала вложений инвестиций в проект, становится равным нулю. В дальнейшем проект начинает приносить чистый доход.

Рис. 3.5. График расчета точки безубыточности

Результаты расчетов показателей, комплексно характеризующих эффективность инвестиционного проекта по строительству нового объекта, представляются в таблице 1.1.
Из таблицы 1.1 видно, что чистая прибыль в год по результатам реализации обоих проектов составит 190 млн. руб. При этом при реализации проекта А (10 лет эксплуатации) срок окупаемости инвестиций составит 8,1 год, а при внедрении проекта Б (15 лет эксплуатации) – 3,7 год. Внутренняя норма прибыли по проекту А – 30,45%, по проекту – 80,8%. ЧДД нарастающим итогом по проекту А – 223,16 млн. руб., по проекту Б – 940,72 млн. руб.
Таблица 3.1. Технико-экономические показатели проекта, млн. руб.
Наименование показателей Единица измерения Значения показателей Проект А Проект Б Годовая производственная мощность услуг 5840 5840 Объем продаж в год млн. руб. 2160,8 2160,8 Общая сумма капитальных вложений млн. руб. 5 127,60 5 127,60 в том числе собственный капитал млн. руб. 125,00 125,00 Дополнительный наем персонала чел. 32 32 в том числе рабочих чел. 29 29 Производительность труда: усл./чел.     одного работающего 182,50 182,50 одного рабочего 201,38 201,38 Себестоимость единицы продукции руб. 329 329 Чистая прибыль млн. руб. 190 190 ЧДД нарастающим итогом млн. руб. 223,16 940,72 Срок окупаемости инвестиций лет 8,1 3,7 Точка безубыточности шт 5198 5198 Срок жизни инвестиций лет 12 17 Значение ставки дисконтирования % 15 15 Внутренняя норма прибыли % 30,45 80,8
На рисунке 3.6 представлен финансовый профиль проекта, из которого виден срок окупаемости проекта, интегральный экономический эффект по каждому из проектов.



Рис. 2.6. Финансовый профиль проекта

На основании расчетов приведенных в приложениях, в таблице 3.1 и из рисунков видно, что оба проекта эффективны и проект Б за счет меньших разметов выплат инвестиционных средств является более выгодным, чем проект А.

Заключение
Экономика, социальная сфера и инфраструктура России находится в критическом состояние и решение многих накопившихся проблем требует большого вливания инвестиционных средств, которых в большинстве случаев у государства не хватает. Выходом из данной ситуации может стать государственно-частное партнерство, которому и было посвящено исследование проведенное в данной работе.
Автором в первой главе были рассмотрены теоретические основы инвестирования проектов. На основании проведенного анализа автором был сделан вывод, что ГЧП имеет глубокие корни и в том или ином виде эффективно используется в различных странах. ГЧП имеет множество форм и механизмов, наиболее популярными из которых являются концессионные соглашения, лизинг, государственные контракты, приватизация и др. При этом ГЧП в России еще имеет достаточно молодую историю, что обусловливает несовершенство законодательства в этой сфере. Большинство законом имеют частные, региональных характер и многие проекты регулируются только за счет договора. Несовершенство законодательной базы снижает экономическую эффективность ГЧП-проектов и интерес к ним со стороны инвесторов.
Методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные: а) на дисконтированных оценках; б) на учетных оценках. Методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д.
Инвестиционный проект в процессе своего осуществления должен обеспечить достижение следующих целей: получение приемлемой прибыли на вложенный капитал; поддержание устойчивого финансового состояния предприятия; выполнение иных целей, поставленных авторами проекта. Для оценки этих показателей рассчитываются экономические показатели эффективности проектов.
Оценка экологической и социальной эффективности зависит от оценки экологических и социальных эффектов и затрат на их достижение. Существуют достаточно серьезные проблемы – методологические и методические – оценки затрат природоохранного и социального характера (как капитальных затрат, так и текущих). Конечно, комплексная разработка проекта, учитывающая все факторы: финансовые, экономические, социальные и экологические, значительно увеличит стоимость инвестиционного проекта в инновации. Но при этом такая оценка является более полной и представит долгосрочную оценку наибольшего числа параметров, воздействующих на инвестиционный проект.
Во второй главе работы рассмотрены методы анализа проектных рисков и управления ими. Широко применяются для анализа рисков следующие классы математических моделей, учитывающие неопределенность и различающиеся по способам ее описания:
- стохастические модели;
- лингвистические модели;
- нестохастические (игровые) модели.
Этапы качественного анализа рисков:
1. идентификация (определение) возможных рисков;
2. описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;
3. описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости;
4. исследования на качественном уровне возможности управления рисками инвестиционного проекта
В дипломной работе была проведена декомпозиция проблемы управления рисками, построено дерево проблем и проведена идентификаия рисков.
Во второй главе работы был проведен анализ методов управления проектными рисками, определены общие варианты реагирования на угрозы:
- диверсификация риска;
- уклонение от рисков;
- компенсация рисков;
- локализация рисков.
Также в этой главе работы рассмотрены способы снижения производственных, финансовых и корпоративных рисков, разработана методика управления проектными рисками и разработан бизнес-процесс управления рисками проекта. С точки зрения методов анализа и управления производственные риски являются наиболее простыми и предсказуемые для количественной и качественной оценки. Наиболее точно описываются именно риски снижения надежности ОПФ. Это объясняется наличием большого количества методик оценки износа ОПФ и транспорта, а также возможностью количественной оценки этого износа и, соответственно, риска.
Во третьей главе работы автором был проведен анализ экономической и финансовой эффективности ГЧП-проекта реконструкции аэропорта «Липецк». Анализ инвестиционного проекта был проведен при проке жизни инвестиций 10 и 15 лет. По результатам проведенного анализа автором был сделан вывод, что оба проекта эффективны и проект Б (15 лет) за счет меньших разметов выплат инвестиционных средств является более выгодным, чем проект А (10 лет).
Список литературы
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. – Электрон. Дан - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 2 января 2000г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №226-ФЗ (в ред. 18.06.2001г. №75-ФЗ). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ. [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ ( в ред. от 29 января 2002 года №10-ФЗ). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Федеральный закон от 5 марта 1999г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., ред. от 30.12.2001г.). [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 января , 16 апреля 1996 года). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 730 «О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» (с изменениями и дополнениями от 6 октября, 14 ноября, 22 декабря 1997 г., 26 января 1998г.,25 июля 2000г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, 25 апреля 2005 г. // Официальный сайт Президента РФ. ). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049. shtml
Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июня 1996 г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. №374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями от 13 октября 1999 г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Постановление Госкомстата РФ от 16 июля 1999г № 60 «Методические указания по расчету показателей эффективности и окупаемости инвестиций по введенным объектам, имеющим государственную поддержку». [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Источники статистических данных
Государственно-частное партнерство в России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/
Институт современного развития. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://riocenter.ru/ru/
Российские особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosez.ru/
Российский статистический ежегодник. Статистический сборник.- М.: Госкомстат России
Центр развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2007.- 345с.
Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента.Т.1.- К.: Эльга –Н, Ника-Центр, 2006. – 213 с.
Богатин Ю.В., Швандер В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 356 с.
Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд-во Дело, 2008. – 189 с.
Грачева М.В. Риск-анализ инвестиционного проекта. М.: ЮНИТИ, 2006. – 215с.
Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2007. – 345с.
Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. М.: Финансы, 2006. – 267с.
Йескомб. Э.Р. Принципы проектного финансирования. СПб.: Вершина, 2008. – 488с.
Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика,2006. – 389с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.:Финансы и статистика, 2006. – 234с.
Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. М.:Издательство Михайлова В.А.,2008. – 415с.
Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. СПб.: Питер,2006. – 417с.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочное пособие / Под редакцией И.И. Мазура.- М.: Высшая школа, 2009. – 527с.
Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. М.: Издательство ТАНДЕМ, Экмос, 2007. – 278с.
Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Инвестиционный процесс на предприятии. СПб: Питер,2007. – 378с.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов,. 2-я ред. Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. М.: Экономика, 2008. – 267с.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2009. – 356с.
Справочник финансиста предприятия, 2-е изд., доп. и перераб., М.:ИНФРА-М, 2009. – 578с.
Стешин А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: Изд-во: Статус-Кво 97, 2007. – 356с.
Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.-XII. – 134с.
Швандар В.А., Базилевич А.И. Управление инвестиционными проектами: Учеб.пособие для вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 345с.
Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №12. - С. 16-24
Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. // Финансист. 2005. №11. - С.34-37
Осадчая И., Осадчий Н.Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. №2 – С.27-31
Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. №2. - С.13-14
Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. №2. – С.34-39
Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство // Сайт «Экспертный канал «Открытая экономика». Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=50578
Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Сайт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rusrand.ru/vlast/publikac/ partn/
Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» «Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства». // Сайт Института экономики РАН. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.inecon.ru/ru/index.php?go=Content&id=29. С.19-20.
Инвестиционные возможности России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ivr.ru
Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки. Выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов», 10 октября 2006 г. // Сайт  «Регионалистика». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://regionalistica.ru/project/investproject/fed_instr
Не в дружбу, а в госслужбу. «Секрет Фирмы»   № 30 (117) от 08.08.2005. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа:    http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=862040
Уставный капитал без внешних вложений. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/6790
Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://for-expert.ru/finansirovanie_malogo_bisnesa/12.shtml

Книги и статьи на иностранных языках
Public/Private Partnerships: Financing a Common Wealth. Wash., 1985. P.67.
Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? // Finance & Development. 2001, Vol. 38, №3.
Приложения










2



Ограничения:
- финансовые
- нормативно-правовые
- этические
- окружение
- логистические
- методы активизации
- время
- уровень качества
- косвенные воздействия

Вход:
потребности

Выход:
удовлетворенные потребности

ПРОЕКТ

Обеспечение:
- люди
- знания и опыт
- инструменты и техника
- технология

Цели реализации (результаты, решения)

Средства реализации (решения)

Замысел (проблема, задача)

Стоимость

Проект

Содержание

Время

Проект как совокупность процессов

Группы процессов УП

Завершения

Управления

Анализа

Исполнения и контроля

Планирования

Инициации

Вспомогательные процессы:
Планирование организации;
Назначение персонала;
Идентифика-ция рисков;
Оценка рисков;
Планирование поставок;
Подготовка условий поставок;



Рис. 1.4. Классификация процессов управления проектами


Закрытие контракта.
Администра-тивное завершение

Вспомогательные процессы:
Управление рисками;
Управление контрактами



Основные процессы:
Общее управление изменениями; Управление ресурсами; Управление целями;
Управление качеством


Вспомогательные процессы:
Оценка исполнения;
Анализ ресурсов



Основные процессы:
Анализ сроков;
Анализ стоимости;
Анализ качества;
Подтверждение целей



Вспомогательные процессы:
Учет исполнения;
Подтверждение качества;
Подготовка предложений;
Выбор поставщиков;
Контроль контрактов;
Развитие команда проекта



Основные процессы:
Процесс исполнения плана проекта



Основные процессы:
Планирование целей;
Определение состава операций;
Оценка длительности или объемов работ;
Определение ресурсов;
Оценка стоимостей;
Составления расписание объемов работ;
Оценка бюджета;
И др.



Авторизация (решение начать следующую фазу проекта)

Подпроцессы УП

Y 2(X2)

Y3 (X3)

Y4 (X4)

Z1 (Y1)

Z 2(Y2,Z1)

Z3 (Y3, Z2)

Насколько высок экологический ущерб от реализации данного мероприятия?

Входные параметры

Выходные параметры

Y1 (X1)

Насколько проект эффективен в целом?

Что принесет данный проект для общества?

Насколько экономически и финансово реализуем проект для данного предприятия?

Z4 (Y4, Z3)=Zопт

Зависимость

Событие

Событие

Действительная работа

Список литературы
1.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
2.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. – Электрон. Дан - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
3.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 2 января 2000г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4.Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №226-ФЗ (в ред. 18.06.2001г. №75-ФЗ). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5.Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ. [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6.Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ ( в ред. от 29 января 2002 года №10-ФЗ). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7.Федеральный закон от 5 марта 1999г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., ред. от 30.12.2001г.). [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9.Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 января , 16 апреля 1996 года). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10.Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 730 «О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» (с изменениями и дополнениями от 6 октября, 14 ноября, 22 декабря 1997 г., 26 января 1998г.,25 июля 2000г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
11.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, 25 апреля 2005 г. // Официальный сайт Президента РФ. ). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049. shtml
12.Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июня 1996 г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
13.Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. №374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями от 13 октября 1999 г.). [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
14.Постановление Госкомстата РФ от 16 июля 1999г № 60 «Методические указания по расчету показателей эффективности и окупаемости инвестиций по введенным объектам, имеющим государственную поддержку». [Электронный документ]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Источники статистических данных
15.Государственно-частное партнерство в России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/
16.Институт современного развития. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://riocenter.ru/ru/
17.Российские особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosez.ru/
18.Российский статистический ежегодник. Статистический сборник.- М.: Госкомстат России
19.Центр развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/
20.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2007.- 345с.
21.Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента.Т.1.- К.: Эльга –Н, Ника-Центр, 2006. – 213 с.
22.Богатин Ю.В., Швандер В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 356 с.
23.Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд-во Дело, 2008. – 189 с.
24.Грачева М.В. Риск-анализ инвестиционного проекта. М.: ЮНИТИ, 2006. – 215с.
25.Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2007. – 345с.
26.Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. М.: Финансы, 2006. – 267с.
27.Йескомб. Э.Р. Принципы проектного финансирования. СПб.: Вершина, 2008. – 488с.
28.Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика,2006. – 389с.
29.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.:Финансы и статистика, 2006. – 234с.
30.Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. М.:Издательство Михайлова В.А.,2008. – 415с.
31.Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. СПб.: Питер,2006. – 417с.
32.Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочное пособие / Под редакцией И.И. Мазура.- М.: Высшая школа, 2009. – 527с.
33.Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. М.: Издательство ТАНДЕМ, Экмос, 2007. – 278с.
34.Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Инвестиционный процесс на предприятии. СПб: Питер,2007. – 378с.
35.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов,. 2-я ред. Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. М.: Экономика, 2008. – 267с.
36.Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2009. – 356с.
37.Справочник финансиста предприятия, 2-е изд., доп. и перераб., М.:ИНФРА-М, 2009. – 578с.
38.Стешин А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: Изд-во: Статус-Кво 97, 2007. – 356с.
39.Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.-XII. – 134с.
40.Швандар В.А., Базилевич А.И. Управление инвестиционными проектами: Учеб.пособие для вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 345с.
41.Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №12. - С. 16-24
42.Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. // Финансист. 2005. №11. - С.34-37
43.Осадчая И., Осадчий Н.Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. №2 – С.27-31
44.Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. №2. - С.13-14
45.Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. №2. – С.34-39
46.Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство // Сайт «Экспертный канал «Открытая экономика». Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=50578
47.Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Сайт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rusrand.ru/vlast/publikac/ partn/
48.Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» «Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства». // Сайт Института экономики РАН. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.inecon.ru/ru/index.php?go=Content&id=29. С.19-20.
49.Инвестиционные возможности России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ivr.ru
50.Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки. Выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов», 10 октября 2006 г. // Сайт «Регионалистика». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://regionalistica.ru/project/investproject/fed_instr
51.Не в дружбу, а в госслужбу. «Секрет Фирмы» № 30 (117) от 08.08.2005. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=862040
52.Уставный капитал без внешних вложений. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/6790
53.Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://for-expert.ru/finansirovanie_malogo_bisnesa/12.shtml

Книги и статьи на иностранных языках
54.Public/Private Partnerships: Financing a Common Wealth. Wash., 1985. P.67.
Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? // Finance & Development. 2001, Vol. 38, №3.

Методы анализа наиболее типичных проблем управления проектом

Методы анализа наиболее типичных проблем управления проектом

В прошлом считалось, что опыт управления проектами практически нельзя обобщить, поскольку каждый проект является уникальным. Но постепенно накопленный опыт позволяет составить определенный алгоритм решения проблем, складывающийся из последовательных шагов.

Сергей Васильевич Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК" (ЭПШ ФБК), d. e. н., магистр делового администрирования.

В прошлом считалось, что опыт управления проектами практически нельзя обобщить, поскольку каждый проект уникален, как следствие управлению проблемами уделялось мало внимания. Но постепенно становится очевидным, что управление проблемами является ключевым ингредиентом успеха проекта: с проблемами надо разбираться, иначе прогресс замедлится, и проект будет страдать.

Накопленный опыт позволяет составить определенный алгоритм решения проблем, складывающийся из последовательных шагов.

Признание проблемы. Прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы: связан ли симптом с существующей проблемой; можно объединить симптом с чем-то, что происходит в данный момент,; каковы характерные черты проблемы;, что приоритет должен назначить; сделать с проблемой сначала.

Анализ проблемы. Для этого используется сочетание прямых наблюдений, интервью, обзоров документов и зал. При сборе информации не всегда целесообразно привлекать внимание к проблеме — целесообразно говорить о симптомах и возможных действиях. Рекомендуется начать с сотрудника, который предложил усовершенствование, собрать как можно больше информации, определить категорию проблемы, дать толкование — от консервативной до радикальной, сосредоточиться на действиях.

Определение альтернатив: 1) ничего не делать; 2) реструктурировать проект без новых ресурсов; 3) добавить ресурсы для решения проблемы, не обращая внимание на стоимость; 4) перераспределить ресурсы внутри команды проекта; 5) устранить ресурсы из проекта; 6) расширить масштаб и/или цель проекта; 7) сузить масштаб и/или цель проекта; 8) для того, чтобы решить проблему за пределами проекта; 9) изменить технологию работы в проекте.

Принятие решения. Действия в данном контексте обычно подразумевают или политику, или изменения плана и меры в отношении ресурсов. Выбрав решение и определив действия, должны информировать топ-менеджмент о проблеме и рекомендуемый подход.