Примеры семантических сетей для хранения знаний

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управленческие решения
  • 1313 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Репрезентации (представления) понятий и знаний
2.Примеры семантических сетей и их отличия от других моделей организации знаний
3.Виды семантических сетей
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако, свойство наглядности с увеличением размеров и усложнением связей базы знаний предметной области теряется. Кроме того, возникают значительные сложности по обработке различного рода исключений. Для преодоления указанных проблем используют метод иерархического описания сетей (выделение на них локальных подсетей, расположенных на разных уровнях).
Однако, как показывает личный опыт работы, изучение и анализ информационных источников, основной проблемой при работе с большой базой знаний является проблема поиска знаний, их релевантных решаемой задаче. В связи с тем, что в обрабатываемых данных может не содержаться явных знаний, их классификация и структуризация могут значительно ускорить процесс поиска, тем самым, осуществляя интенсификацию процесса обучения.
Сравнительно недавно разработана интеллектуальная обучающая система в виде иерархической многоуровневой семантической модели (рис.3), где понятия в зависимости от их сложности распределены по уровням.

Рис. 2. Мультиерархическая модель знаний по информатике.

Так, на самом верхнем уровне расположены классы понятий (на рис.2 понятие “сеть”), далее на уровень ниже размещены обобщенные понятия и на самом нижнем уровне - конкретные (элементарные) понятия. Число уровней иерархической модели знаний предметной области зависит от степени детализации понятий. Стрелки на рис.3 обозначают такие отношения между понятиями предметной области, как IS – A (это есть), PART – OF (является частью), MEMBER – OF (является элементом).
Разработанную модель можно интерпретировать ориентированным графом (рис.4). Данная семантическая модель представляет различные виды понятий (обобщенные, элементарные и т.д.) по дисциплине “Языки и методы программирования”, где понятия в зависимости от их сложности распределены по уровням.

Рис. 3. Представление иерархической модели знаний ориентированным графом.

Такой подход к организации знаний при разработке интеллектуальных обучающих систем по информатике позволяет значительно сократить время обучения, уменьшить объем памяти, занимаемой базой знаний и данных. Модель в виде иерархической семантической сети, являясь логической структурой изучаемой предметной области, показывает также последовательность изложения учебного материала.
Для контроля знаний обучаемых можно использовать также и сеть запроса (рис.4).



Рис. 4. Сеть запроса

При данной форме контроля знаний обучаемый дополняет соответствующими понятиями из предметной области вершины сети, которые обозначены вопросительным знаком.
Заключение

По поводу решения основной задачи работы можно отметить, то в начале при создании ЭВМ использовались только процедурные представления при решении задач, при этом программы были хранителями этих знаний, декларативные же представления описывали данные, с которыми работали программы. Однако у человека в модели окружающего мира и в его деятельности оба вида представлений работают весьма активно, к чему стремятся и создатели искусственного интеллекта.
Достоинством семантических сетей как модели представления знаний и непосредственно самого процесса обучения является наглядность описания предметной области, гибкость, адаптивность к цели обучаемого как субъекта получения знаний. При решении задач человек анализирует не только условия задачи, но и использует все свои накопленные знания и опыт. Причем из всего многообразия знаний он выбирает только те, которые связаны с конкретной задачей, здесь не так важен объем знаний, сколько их системность, точность и гибкость.
Семантические сети различают простые иерархические, мультииерархические и сети запроса. Несмотря на различия семантических и пропозициональных моделей сетей, обе модели предполагают, что знание хранится в виде объектов и связей между ними.
Список использованной литературы

Бройдо В.Л. Вычислительные системы,сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.
Глушков В.М. Основы безбумажной информатики – М.: Наука, 1992 – 512 с.
Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002 – 432 с.
Каймин В.А. Информатика. М.: ИНФРА-М, 2002 – 328 с.
Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 – 443 с.
Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта - М.: Мир, 1995 – 466 с.
Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. - М.: Энерго- АтомИздат, 1991 – 388 с.
Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.












13

1.Бройдо В.Л. Вычислительные системы,сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.
2.Глушков В.М. Основы безбумажной информатики – М.: Наука, 1992 – 512 с.
3.Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002 – 432 с.
4.Каймин В.А. Информатика. М.: ИНФРА-М, 2002 – 328 с.
5.Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 – 443 с.
6.Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта - М.: Мир, 1995 – 466 с.
7.Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. - М.: Энерго-
АтомИздат, 1991 – 388 с.
8.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.

Вопрос-ответ:

Для чего используют семантические сети?

Семантические сети используются для хранения и организации знаний. Они позволяют представить понятия и связи между ними в виде графа, что упрощает поиск и манипуляцию с данными.

Как работают семантические сети?

Семантические сети работают на основе представления знаний в виде узлов и связей между ними. Узлы представляют понятия, а связи определяют отношения и связи между понятиями. При поиске информации в сети, используются алгоритмы обхода графа.

Какие примеры семантических сетей существуют?

Один из примеров семантической сети - WordNet. Он представляет собой лексическую базу данных, в которой для каждого слова указаны его семантические связи с другими словами. Другой пример - Cyc, которая представляет собой обширную базу знаний о реальном мире и содержит детальные семантические связи между понятиями.

В чем отличие семантических сетей от других моделей организации знаний?

В отличие от других моделей, семантические сети ориентированы на графическое представление знаний. Они позволяют более наглядно отобразить связи между понятиями и выполнять поиск информации на основе этих связей. Другие модели, например, онтологии, основаны на формальном описании понятий и их отношений.

Какие виды семантических сетей существуют?

Существует несколько видов семантических сетей, включая иерархические сети, сети со случайным доступом и сети с использованием логического вывода. Иерархические сети используют иерархическое представление понятий и их связей. Сети со случайным доступом позволяют быстро получать информацию о связях между понятиями. Сети с использованием логического вывода позволяют делать логические заключения на основе имеющихся знаний.

Какие существуют репрезентации (представления) понятий и знаний в семантических сетях?

Репрезентации понятий и знаний в семантических сетях могут быть выполнены в виде узлов и связей, а также в виде меток и атрибутов, которые описывают связи между понятиями.

Какие примеры семантических сетей существуют и как они отличаются от других моделей организации знаний?

Примерами семантических сетей являются онтологии, WordNet, ConceptNet. Они отличаются от других моделей организации знаний тем, что включают в себя представление понятий и связей между ними, образуя сложную сеть знаний.

Какие виды семантических сетей существуют?

Существуют различные виды семантических сетей, такие как иерархические сети, сети с ассоциативными связями, сети с атрибутами и т.д. Каждый вид сети имеет свои особенности и применяется в различных областях.