Особенности современного педагогического общения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3434 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 19.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Исследование категории «педагогическое общение»
1.1. Сущность и структура педагогического общения
1.2. Уровни, виды и стили педагогического общения
1.3. Условия организации эффективного педагогического общения
Глава 2. Анализ современного педагогического общения на основе фильма «Розыгрыш» (2008 г., реж. А.Кудиненко)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Итак, педагогическое общение будет продуктивным лишь тогда, когда будет основываться на уважении к личности учеников, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать необходимый тип общения.

1.3. Условия организации эффективного педагогического общения
Выделяют такие общие условия, способствующие эффективности педагогического общения [10; 32]:
Владение психолого – педагогическими качествами и умениями;
Владение педагогическим тактом;
Умение «подать себя»;
Культура речи;
Гуманистическая направленность;
Знания правил педагогического общения.
Для обеспечения в процессе педагогического общения оптимального психологического контакта личность учителя-воспитателя должна иметь в себе большое количество "свободных валентностей", то есть способность "привораживать" значительное количество детских сердец. Наличие такой способности зависит прежде всего от гуманистической направленности педагога, его любви к детям.
В процессе общения необходимо соблюдать внутреннюю психологическую схему протекания этого процесса; посылаю мысль; слежу за восприятием ее партнером (интересуюсь его оценке); воспринимаю обратную мнению партнера; оцениваю ее; посылаю в ответ новую мысль.
В процессе развития человечества слово позволило конкретной личности общаться с себе подобными. Поэтому люди аккумулировали в социальном опыте определенные правила общения. Педагогу целесообразно придерживаться таких правил педагогического общения, что позволит избежать многих ошибок [11; 190]:
1. Помните: успех педагогической деятельности прежде всего зависит от культуры общения.
2. Моделируйте общения не "от себя", а от воспитанников, от их потребностей и интересов.
3. Ориентируйте свое педагогическое вещание на конкретного ученика, а не на абстрактную группу.
4. Используйте различные виды общения.
5. Вступайте в общении с воспитанниками, организуйте его не "по вертикали", сверху вниз, а на взаимных интересах.
6. Постоянно учитывайте психологическое состояние отдельных воспитанников и коллектива в целом.
7. Учитесь смотреть на себя со стороны, постоянно анализируйте свои поступки и действия.
8. Умейте слушать детей, учитывайте их мнение.
9. Организуя общение, постарайтесь понять настроение воспитанников и на этой основе моделируйте общения с ними.
10. Общение должно приводить не к конфликтам, а предупреждать их.
11. Не унижайте человеческое достоинство воспитанников.
12. Общение должно быть систематическим. Не оставляйте "неудобных" для вас воспитанников без внимания.
13. Инициативу общения с учениками держите в собственных руках.
14. В процессе общения учитывайте пол воспитанников.
15. Избегайте штампов в общении, постоянно ищите новые формы, средства, методы и приемы.
16. Преодолевайте негативные установки относительно конкретного учащегося.
17. В процессе общения избегайте абстрактной критики воспитанника, поскольку это порождает сопротивление в отношении воспитателя.
18. Почаще улыбайтесь к воспитанникам: это порождает положительные эмоции, побуждает к продуктивному общению.
19. Старайтесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми часто слышались одобрение, поощрение.
20. Открыто проявляйте в детском коллективе свое отношение к воспитанникам.
21. Постоянно развивайте свою коммуникативную память, держите в голове педагогические ситуации, их ход.
22. Если назревает потребность в индивидуальной беседе с воспитанниками, заблаговременно разработайте план и ход беседы.
23. В процессе общения в центре внимания должна быть личность воспитанника, его достоинство.
24. Учитывайте социально-психологический роста воспитанников за период их обучения в школе.
25. Систематически анализируйте процесс общения.
26. Технология и тактика общения должны быть направлены на предупреждение психологических барьеров между воспитателем и воспитанником.
27. Учитывайте в процессе общения индивидуальные особенности проявления темперамента, характера.
28. Особенно внимательно продумывайте ход и особенности общения с трудновоспитуемыми учениками.
29. В процессе общения с учениками не злоупотребляйте властью, которая принадлежит вам как учителю.
30. Постоянно совершенствуйте инструмент общения - собственное вещание.


Глава 2. Анализ современного педагогического общения на основе фильма «Розыгрыш» (2008 г., реж. А.Кудиненко)

В данном фильме достаточно ярко описаны несколько персонажей – учителей, которые транслируют своим поведение различную меру компетентности и владение педагогическим общением.
Учитель английского. Типичный представител молодого специалиста, который хочет найти подход к ученикам, и претерпевает «проверку» от учеников.
Молодая учительница еще не обладает навыками педагогического общения. Она скорее про них слышала, что-то читала, но еще не имела возможности закрепить их за собой. Выше в нашей работе указывались ошибки молодх специалистов. Самая большая ошибка, которую она совершила – слишьком резко и далеко дистанцировалась от учеников: максимум проявления себя как учителя и минимум проявления себя как человека, такого же, как и ученики.
Основные доказательства низкого уровня педагогического общения учителя английського языка:
Высокая степень дитанциирования от учеников;
Преобладание эмоций над рациональностью.
Учитель физкультуры. В характеристиках данного героя преобладает низкая степент развития культуры педагогического общения. Учитель физкультуры выстраивал «панибратские» отношения с учениками, не пропуская собственной пользы от детей. При этом минимум ответственности за собственные поступки.
Основные доказательства низкой степени развития педагогогического воспитания учителя физкультуры:
«Общение - заигрывание»;
Либеральный стиль общения;
Отсутствие интереса к ученикам, преобладание собственных, корыснх интересов;
Непринятие ответственности за собственные проступки и открытая трансляция (через запугивание) этого ученикам.
Директор школы. Проявил себя как герой, не владеющий компетентностями педагогического общения. На это указывают его инертность относительно решения вжных вопросов жизни школы, неспособность воспроизводить собственное мнение, боязнь проявить решительность. Директор школы постоянно и во всем сомневался, соглашался с большинством и оставался там, где безопаснее. Человек слишком озабочен тем, «как бы не рассердить кого-нибудь», «как бы не обидеть». Достаточно неудачная кандидатуоа на должность директора школы. В принципе, по фильму он ее нес формально.
На протяжении фильма было показано очень мало моментов, когда директор общался с учениками. А если они и были – общение было не многословным, про его интересы (материальные взносы родителей). Хоть такой типаж директора и показан в фильме, однако, по моему мнению, все-таки меньшая часть директоров школ России ему соответствуют. Директором должна быть личность, которую побаиваються, уважают, прислушиваются к нему и т.д. К сожалению, таких важных черт для директора в герое фильма мы не увидели.
Основные доказательства низкой культры педагогического общения директора школы:
Ограниченность общения с учениками;
Сосредоточенность на собственных интересах;
Либеральный стиль общения;
Излишняя мягкость, «бесхребетность», «общение - заигрыванеи»;
Высокая степень дитанциирования от учеников.
Завуч. На протяжении всего сюжета фильма она проявила себя как педагог с высокой культурой педагогического общения. Данный факт доказывается ее способностью объединять различные стили общения, а именно, комбинирование авторитарного и демократического стилей общения с учениками. Завуч пользовалась среди учеников уважением, часто дети понимали ее требования без слов. По большому счету она была в школе неформальным директором.
Завуч контактировала с учениками, разговаривала про общее дело. Ни при каких обстоятельствах не позволяла себе оскорбления, обзывательства, язвления и насмешки над учениками. Даже в финале фильма, когда, казалось бы, есть все возможности наказать ученика исключением из школы и зритель бы это поддержал это, она повернула исход ситуации в непредсказуемое направление. Завуч выдвинула предположение что сключение из школы будет для ученика ожидаемым и уже принятым событием, поэтому не принесет никаких переживаний, эмоций, а значит и выводов для него. Конечно, ведь это так привычно в его жизни: получил плохую оценку – отец наказал лишением карманных денег. Завуч школы предложила наказать его прощением. А это так не привычно было ученику – хулигану. Его научили не прощать вину, а требовать ее искупление. И сам так поступал. И именно такое решение педсовета, как простить его и оставить в коллективе школы и привело ученика к размышлениям о его потупках, о том, какой он и какие люди вокруг. События произошли по иному алгоритму, нежели он привык – и это стало кризисным моментом в его дальнейшем становлении и развитии как личности.
Принятие такого решение – проявление настоящей учительской мудрости: сделать не так, как хочется (оскорбить, ударить, выгнать, высмеять что бы стало легче), а так, как будет плезнее для самого ученика.
Основные доказательства высокого уровня развития педагогического общения завуча:
Комбинирование авторитарного и демократического стилей общения;
Ориентация на потребности и ценности учеников;
Частое общение с учениками;
Сохранение собсвенного имиджа «завуча, которого уважают»;
Интерес к проблемам и сложностям учеников.

Анализируя персонажей – учителей из данного фильма мы можем видеть перспективы влияния учителей различного уровня владения педагогическим общением и подходом к своей профессии на уачеником. Мы можем увидеть все последствия, к которым приводит несоответствие профессиональных компетенций в работе педагога.


Заключение

Воспитание и обучение как особая специфическая его форма едины по своей социальной природе и механизмом осуществления. Они различаются только по условно отделенным конкретным целями. В обучении мы больше имеем дело с передачей или формированием знаний и способов деятельности (умений и навыков), в воспитании - с передачей или формированием системы ценностей и способов общественного поведения. Но и в учебе, и в воспитании единственный общественный опыт передается с помощью единого механизма социального взаимодействия, или общения. Однако многие зарубежные и отечественные исследователи связывают обучение исключительно с овладением предметной деятельностью и развитием в ней познавательных способностей, а воспитание - в общении и коллективными формами любой другой деятельности, но только не учебной, хотя она для всех школьников и студентов является ведущей. При таком подходе обучение с самого начала ориентировано на индивидуальные способы освоения предметного мира и его знаковых систем. Можно подумать, что каждый из нас познает мир и тем самым развивает свои познавательные способности в одиночку, как Робинзон Крузо на необитаемом острове. Но даже и Робинзон Крузо, как справедливо заметил Б. Ф. Ломов, находясь на острове в одиночестве, вел себя и жил так, будто он был совсем не один, а среди людей. Обучение невозможно вне общения: только благодаря общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Но там, где есть общение, там есть и воспитания, то есть формирование человека как личности. Таким образом, общение в обучении, а, следовательно, и само обучение, становится одновременно и фактором воспитания человека как личности. Отсюда, главная задача педагогов заключается в организации общения и коллективных форм обучения таким образом, чтобы эти формы давали одновременно максимальные эффекты в познавательном и личностном развитии человека. Это тем более важно отметить, что для студентов обучение является ведущим видом деятельности, а как известно из общей теории психологии, именно ведущей деятельностью обеспечивается основное развитие человека и как личности, и как субъекта познания, общения и труда. Вот почему воспитание следует включать в учебный процесс путем организации совместных, групповых и коллективных способов обучения, предполагающие развитые структуры общения, межличностных отношений и взаимодействия. Поиск эффективных форм и способов организации коллективного обучения, включение их в реальный учебный процесс являются одними из главных, но пока еще не решенных проблем современной педагогической теории и практики.
В процессе работы мы достигли поставленной цели: мы исследовали особенности современного педагогического общения.
В процессе достижения цели мы осуществили следующие задачи:
Рассмотрели сущность и структуру процесса педагогического общения.
Определили уровни педагогического общения.
Изучили виды и стили педагогического общения.
Сформулировали условия организации эффетивного педагогического общения.
Проанализировали уровни педагогического общения персонажей фильма «Розыгрыш» 2008 г., реж. А.Кудиненко.


Список литературы

Кан-Калик. В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
Леонтьев А.А. Психология общения // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. // Психология для студента. – М., Академия, 2005. – 368 с.;
Любанова А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Серия: Высшее образование. – К.: Генезис, 2007.
Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных таблицах. – СПб.: Питер, 2007.
Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград.: Учитель, 2005.
Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. – К.: Высшее профессиональное образование, 2008. – 336 с.
Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: учеб. пособие / С.Я. Ромашина. – Барнаул: БГПУ, 2002. – 204 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с.
Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности: Для студентов, аспирантов и преподавателей. – К.: Генезис, 2009.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2005.- 160 с.
Целуйко .В.М. Психологические основы педагогического общения. – СПб.: Владос, 2007. – 295 с.








33







2

Список литературы

1.Кан-Калик. В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
2.Леонтьев А.А. Психология общения // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. // Психология для студента. – М., Академия, 2005. – 368 с.;
3.Любанова А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Серия: Высшее образование. – К.: Генезис, 2007.
4.Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных таблицах. – СПб.: Питер, 2007.
5.Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград.: Учитель, 2005.
6.Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. – К.: Высшее профессиональное образование, 2008. – 336 с.
7.Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: учеб. пособие / С.Я. Ромашина. – Барнаул: БГПУ, 2002. – 204 с.
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с.
9.Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности: Для студентов, аспирантов и преподавателей. – К.: Генезис, 2009.
10.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2005.- 160 с.
11.Целуйко .В.М. Психологические основы педагогического общения. – СПб.: Владос, 2007. – 295 с.

Вопрос-ответ:

Что такое педагогическое общение?

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учениками или коллегами с целью передачи знаний, опыта и формирования личности.

Какова структура педагогического общения?

Структура педагогического общения включает в себя такие элементы, как обмен информацией, установление контакта, эмоциональное включение и взаимодействие субъектов общения.

Какие уровни педагогического общения существуют?

Педагогическое общение может происходить на индивидуальном уровне (между педагогом и учеником), групповом уровне (в рамках коллектива) и организационном уровне (между различными учреждениями).

Какие виды педагогического общения выделяются?

Выделяются такие виды педагогического общения, как учебно-познавательное общение, диагностическое общение, воспитательное общение, методическое общение.

Какие условия необходимы для эффективного педагогического общения?

Для эффективного педагогического общения необходимы такие условия, как взаимное уважение, доверие, открытость, готовность слушать и быть слышимым, адекватная коммуникационная среда и положительная атмосфера.

Какова сущность педагогического общения?

Сущность педагогического общения заключается в установлении взаимодействия между педагогом и учениками для достижения образовательных целей. Оно включает в себя передачу знаний, опыта, ценностей, развитие коммуникативных навыков и создание эмоционально-психологической атмосферы в классе.

Какова структура педагогического общения?

Структура педагогического общения включает в себя следующие элементы: цель общения, обмен информацией, передачу знаний, установление контакта, взаимопонимание, оценку и обратную связь.