Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

1. "Гражданские конференции как форма организации участия общественности в принятии решений"

  • 39 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 10.04.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Общественное обсуждение и общественное участие
1.1.Гражданская правотворческая активность и общественное участие
1.2. Общественное обсуждение – как одна из форм общественного участия
1.3. Общественное участие в формировании политики
2. Правотворческая инициатива граждан, публичные слушания и общественные обсуждения
2.1. Правотворческая инициатива как форма участия граждан в законотворческой деятельности
2.2. Общественные обсуждения и публичные слушания
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Общественные обсуждения согласно положению об ОВОС – все возможные формы информации о намечаемой деятельности, сбор и обзор публикаций, предложений, замечаний о ее аспектах, организация обмена мнений, консультации, собрания.
Формы участия общественности в процессе ОВОС разделяются на обязательные и определяемые дополнительно на этапе разработки технического задания на проведение ОВОС. К обязательным формам относятся: информирование о намечаемой деятельности, документирование замечаний и предложений, их учет при составлении задания на проведение ОВОС, отражение их в материалах по оценке воздействия на окружающую среду. На этапе замысла намечаемой деятельности и на завершающем этапе разработки документации общественные обсуждения предусматривают возможность организации «слушаний» – очной формы обсуждений соответственно «предварительной экологической оценки» и «проекта материалов ОВОС» по намечаемой деятельности.
Решение о выборе форм общественных обсуждений должно учитывать степень экологической опасности намечаемой деятельности, фактор неопределенности, заинтересованность общественности. Порядок проведения общественных обсуждений предлагается заказчиком документации (хозяйствующим субъектом), уточняется и утверждается органом местного самоуправления при участии  общественности, выражающей интерес к намечаемой деятельности.
Публичные слушания – безвариантное разовое мероприятие в форме исключительно собраний по итогам разработки градостроительной документации муниципального уровня. Публичные слушания организуются в населенных пунктах, к которым относится разработанная документация. В целях обеспечения жителям равных возможностей для участия в публичных слушаниях они могут проводиться по отдельным территориям населенного пункта. Информация о содержании градостроительной документации, предлагаемой для рассмотрения на публичных слушаниях, сообщается в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, через Интернет. На собраниях жителей организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков. 
Общественные обсуждения организуются и проводятся по всем видам намечаемой деятельности, реализация которой способна оказать негативное воздействие на окружающую среду и определяет экологические права граждан.  Содержание  положения по ОВОС  особо выделяет инвестиционную строительную деятельность. Оно ориентирует заказчика на «определение альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий)».
Публичные слушания не имеют  отношения к инвестиционной деятельности, к реконструкции или техническому перевооружению предприятия, то есть, к деятельности предприятия вообще, если, конечно, у местной власти нет намерения  урезать его территорию или  ликвидировать предприятие.  Публичные слушания проводятся по разработанным и представляемым для утверждения проектам генеральных планов, правилам землепользования и застройки на земельные участки с условно разрешенным видом использования, по отдельным видам планировочной документации, межевания территорий.
Схожей по организации и для общественных обсуждений, и для публичных слушаний является та их часть, которая относится к собраниям по той или иной процедуре и обязывает подготовить протокол собраний. В других частях имеются различия.
За реализацию целей и требований проведения общественных обсуждений (проекта деятельности) отвечает заказчик. В подавляющем большинстве случаев это застройщик, предприятие, намеревающееся провести реконструкцию, новое строительство.
Заказчик организует информирование о намечаемой деятельности в течение всего времени проведения ОВОС принимает и документирует замечания и предложения, учитывает их в техническом задании. Замечания и предложения должны быть отражены в итоговых материалах ОВОС, являющихся неотъемлемой частью документации по намечаемой деятельности. В материалах ОВОС отражается, а на итоговом их обсуждении сообщается, какие из этих предложений и замечаний были учтены, в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.
Заказчик обеспечивает проведение общественных обсуждений по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором фиксируются вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов власти, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.
Заказчик обеспечивает доступ общественности к материалам ОВОС с момента утверждения технического задания до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
Организация публичных слушаний, взаимодействие с их участниками возложены на орган местного самоуправления, являющийся, кстати, и заказчиком соответствующей документации. По итогам им оформляются протокол и заключение о результатах слушаний, представляемые вместе с проектом документации на утверждение. Заинтересованные лица по материалам публикаций и участники слушаний направляют свои предложения и замечания непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию. Обязанность представления ответов по учету предложений и замечаний в Градостроительном кодексе РФ не отражена.
Участники общественных обсуждений – заинтересованная общественность.
В международном праве используется  представление общественности, как одного или нескольких физических или юридических лиц и их ассоциаций, организаций и групп. Такое определение подразумевает выражение ими социального интереса к намечаемой деятельности. Фактически ими могут быть все, так или иначе заинтересованные лица: граждане, жители, представители хозяйствующих субъектов, общественных организаций, лица имеющие или не имеющие гражданство.
Градостроительный кодекс РФ в определении участников публичных слушаний указывает (кроме представителей органов местного самоуправления): правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, жителей поселений, городских округов, т.е. граждан, имеющих жилищные права на соответствующей территории. Предложения и замечания по объекту публичных слушаний могут представляться «всеми заинтересованными лицами».
Общественные обсуждения - элемент национальной процедуры ОВОС:
 обеспечивающий реализацию экологических прав граждан и общественности, их прав на своевременную информацию, общественный контроль   в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
способствующий  подготовке экологически обеспеченного проекта намечаемой деятельности, позволяющий расширить информацию о возможных воздействиях и последствиях реализации этой деятельности, предотвратить негативные воздействия и связанные с ними экономические, социальные и иные последствия для населения, общества и государства.
С учетом общественного мнения, замечаний и предложений заинтересованных лиц разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды предпроектной и проектной документации.
Публичные слушания – процедура муниципального уровня, предусматривающая представление информации и рассмотрение проектов разграничения земельных участков поселений по назначению, установлению градостроительных регламентов (видов разрешенного использования земельных участков, ограничений по ним, параметров строительства).
Организация и проведение публичных слушаний призваны обеспечить соблюдение прав жителей на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Результаты публичных слушаний, замечаний и предложения их участников учитываются органами власти при принятии решения об утверждении, а также при разработке плана реализации соответствующих схем и проектов. Заинтересованным лицам, не согласным с проектными решениями, предлагается оспорить их в судебном порядке.
Предмет суждений, оценок, предложений и замечаний обсуждений и (или) слушаний определяется их целями (назначением), а также характеристиками соответствующих объектов обсуждений и (или) слушаний.
Предметом общественных обсуждений являются возможные негативные воздействия и последствия намечаемой деятельности, соблюдение экологических прав граждан, экологических требований, включая проверку соблюдения требований к процедуре разработки обосновывающих материалов и итоговой документации.
Существенно, что для общественных обсуждений действует принцип необходимой достаточности материалов экологической оценки и ОВОС для реализации их целей. В обязательном порядке представляются техническое задание на проведение ОВОС, материалы изысканий, исследований, характеристика исходной ситуации, содержание намечаемой деятельности и экологической оценки предполагаемых изменений в исходной ситуации.
Предметом публичных слушаний могут быть правомерность предлагаемой документации в установлении границ функциональных зон территории муниципального образования, зон ограничений на использование территорий, соблюдение требований установленных регламентов безопасности, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Градостроительные нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения населения объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории.
Общественные обсуждения, предусмотренные природоохранительным законодательством, и публичные слушания, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, представляют собой правовые процедуры различных областей права, соответственно национального и муниципального уровней. В этих процедурах выражен отличающийся общественный и частный интерес к различным аспектам территориального развития, градостроительной  и хозяйственной деятельности и они не перекрывают друг друга.
Терминологическое созвучие общественных обсуждений и публичных слушаний не должно вводить в заблуждение. Предложения разработки на региональном уровне единого порядка организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний не содержат правовых оснований. Разработка и принятие такого порядка  негативно скажется на реализации целей соответствующих  процедур, приведет к нивелированию принципов и положений процедуры ОВОС.
Для природоохранных служб предприятий, застройщиков и проектировщиков  обратим внимание, что реализация экологически значимых изменений в деятельности предприятия,  по строительству новых объектов и сооружений вне  процедуры общественных обсуждений могут привести к проблемам согласований, выдачи разрешений на природопользование. В практике рекомендуется учитывать принцип применения к градостроительным отношениям отношений и других областей права в той части, в которой они естественно не могут быть урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Проще говоря, требования природоохранительного законодательства необходимо соблюдать в любых обстоятельствах.






































Заключение

Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Механизм регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия. Можно заключить, что общественное мнение имеет два важных момента:
Общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема, которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни).
Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. И в академической политологии, и на уровне обыденного сознания в современной России преобладает мнение о том, что вся политика в стране делается президентом, губернаторами, мэрами - или их ближайшим окружением. Словом, высшими политиками и чиновниками и, в меньшей степени, депутатами. Следуя этой логике, в исследовании локальных режимов можно было бы ограничиться мэриями и городскими думами. Многие специалисты придерживаются именно такого подхода. Однако, присмотревшись к политике в конкретном городе или регионе, мы обязательно заметим акторов, которые, не являясь причастными к органам власти, оказывают заметное влияние на происходящее в локальном пространстве - на то, какие проблемы и как в нем решаются или, напротив, не решаются. При этом речь идет не столько о роли бизнеса, сколько о разных формах общественного участия, где на уровне организованных групп действуют, в первую очередь, некоммерческие негосударственные организации (НКО) и общественные движения разной степени институционализации. В российской публицистике нередко утверждается, что едва ли не все они контролируются органами власти или оппозиционными политиками, выступая лишь орудиями политической борьбы тех же чиновников и депутатов между собой, а их роль по большей части остается несущественной. На стадии принятия решений, то есть на “входе” в политическую систему, общественное участие осуществляется прежде всего посредством экспертных некоммерческих негосударственных организаций. Они участвуют в разработке проектов решений, консультируя органы власти напрямую или через специально созданные консультативные структуры, общественные и парламентские слушания, рабочие группы по подготовке законопроектов, институциональную и иную экспертизу. Именно экспертиза становится основной формой политического участия таких НКО: она необходима для принятия более качественных решений, а также придания им легитимности. Участие НКО объясняется не только их опытом практической работы, но и знанием разных способов решения проблем, ресурсами и связями с научными и образовательными институтами. Для того чтобы предоставлять качественную экспертизу, содержащую оригинальные и обоснованные предложения, их сети должны выходить за пределы города и региона. Профессиональные знания и сети, а также накопленный опыт экспертной работы становятся уникальными для города или региона ресурсами, отсутствующими у многих других акторов локальных режимов. Это привлекает не только органы власти и политических деятелей, но и средства массовой информации, которые порой нуждаются в экспертной оценке не меньше, но даже больше, чем органы власти и их мнение является направляющим при общественном обсуждении.
Таким образом, можно сделать вывод, что общественное участие – это непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающим за принятие решения и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, выработки приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.
Делая общий вывод можно сказать, что под «общественным участием» мы понимаем гражданскую активность населения в форме действий, связанных с представлением и защитой своих интересов и интересов соответствующих социальных групп на разных уровнях принятия решений.
В соответствии с законодательством РФ население принимает активное участие в осуществлении местного самоуправления через такие формы, как участие в местном референдуме, муниципальных выборах и выборах в Государственную Думу РФ и отзыве депутатов, участие в сходах граждан, публичных слушаниях для обсуждения местных нормативно-правовых актов и возможность обращения в государственные органы власти. Все эти формы дают гражданам возможность непосредственно влиять на формирование представительных органов власти и вносить предложения по совершенствованию местного законодательства. Новым направлением участия граждан в общественной и законотворческой деятельности является общественное обсуждение федерального законодательства, введенное Указом Президента РФ. Подготовка законопроекта с учетом мнений простых россиян, высказывавших свои рекомендации на специальном сайте показала, зрелось российского гражданского общества. Социально активные люди охотно включились в законодательную работу, озвучивали дельные предложения, которые в дальнейшем нашли отражение в законе. Такое прямое законотворчество - пока новый для России, но важный механизм демократического государства.
Список литературы


1. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов"
2. Васильев С.А. Общественные обсуждения и общественная экологическая экспертиза / С.А. Васильев // Экология производства. 2009. № 9.
3. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб. : Питер. 2005
4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 768 С.
5. Заключение общественной экологической экспертизы на законопроект А. Хинштейна и М. Шаккума // Природно-ресурсные ведомости. 2008.  № 20 (304).
6. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «ПРИОР», 2009. – 368 С.
7. Касьянов, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2009. – 640 С.
9. Лапаева, В. В. Общественное мнение и законодательство / В.В. Лапаева // Социологические исследования. –2007. – № 9. –- С. 16-28.
10. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. – 464 с.

Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. – 464 с.
Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. – 464 с.
Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. – 464 с.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2009. – 640 С.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2009. – 640 С.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб. : Питер. 2005
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб. : Питер. 2005
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб. : Питер. 2005
Лапаева, В. В. Общественное мнение и законодательство / В.В. Лапаева // Социологические исследования. –2007. – № 9. –- С. 16-28.
Васильев С.А. Общественные обсуждения и общественная экологическая экспертиза / С.А. Васильев // Экология производства. 2009. № 9.
Васильев С.А. Общественные обсуждения и общественная экологическая экспертиза / С.А. Васильев // Экология производства. 2009. № 9.
Васильев С.А. Общественные обсуждения и общественная экологическая экспертиза / С.А. Васильев // Экология производства. 2009. № 9.












2

Список литературы


1. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов"
2. Васильев С.А. Общественные обсуждения и общественная экологическая экспертиза / С.А. Васильев // Экология производства. 2009. № 9.
3. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб. : Питер. 2005
4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 768 С.
5. Заключение общественной экологической экспертизы на законопроект А. Хинштейна и М. Шаккума // Природно-ресурсные ведомости. 2008. № 20 (304).
6. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «ПРИОР», 2009. – 368 С.
7. Касьянов, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2009. – 640 С.
9. Лапаева, В. В. Общественное мнение и законодательство / В.В. Лапаева // Социологические исследования. –2007. – № 9. –- С. 16-28.
10. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. – 464 с.

Участие общественности в проведении экологической экспертизы: правовые проблемы















Участие общественности в проведении экологической экспертизы: правовые проблемы

Введение

государственная Экологическая экспертиза и общественная, выступает в качестве механизма превентивной защиты окружающей среды, то есть осуществляется до начала экологически неблагоприятной деятельности. Совершенствование механизмов проведение экологической экспертизы всех программ и проектов хозяйственной и другой деятельности относится к приоритетным направлениям обеспечения безопасности Республики Беларусь в области экологического [1]. Необходимость регулирования отношений, касающихся общественной экологической экспертизы признал, Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь в целях обеспечения конституционных экологических прав граждан, а также выполнение международных договоров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды [2]. Формы участия общественности в проведении экологической экспертизы в законодательстве четко не были установлены отдельно, независимо от формы участия общественности в проведении экологической экспертизы могут быть отнесены общественную экологическую экспертизу. Вопросы участия общественности заинтересованы в проведении экологической экспертизы были рассмотрены в ряде научных публикаций В. И. Андрейцева, М. И. Васильевой, Т. И. Макаровой, Е. В. Лаевской, Ю Ри Храма, и Др. Вермеенко, A. A. Зрятина, М. В. Хотулевой.

Основная часть

Законодательством Республики Беларусь только в целом, регулирует вопросы, связанные с участием общественности в проведении экологической экспертизы. В Закон Республики Беларусь «По охране окружающей среды» устанавливаются общие требования проведения общественной экологической экспертизы [3, статья 12, 15, 59-61]. Общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, граждан, за счет собственных средств или на общественных началах. Она осуществляется самостоятельно, параллельно с государственной экологической экспертизы и дает заключения рекомендательного характера. Здесь устанавливается право граждан и общественных объединений получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, необходимую для проведения общественной экологической экспертизы. Проблемы экологической экспертизы рассматриваются в законодательство, которое регулирует непосредственно институт экологической экспертизы, в частности в контексте государственной экологической экспертизы, в Закон Республики Беларусь «О государственная экологическая экспертиза» [4]. Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь говорится о рассмотрении общественного мнения экологической экспертизы при подготовке заключения в целом [5, п. 23]. Отдельные нормативные правовые акты экологического законодательства, непосредственно разрешает граждане и общественные организации правом инициирования общественной экологической экспертизы. В частности, Водного кодекса Республики Беларусь предоставляется право инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, информировать о ее результатах органы, уполномоченные принимать решения о размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов, связанных с использованием вод [6, ст. 11]. Закон Республики Беларусь «О питьевом воды» права потребителей питьевой воды, предоставлено право инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, информировать о ее результатах органы государственного управления [7, статья 19]. Тем не менее, в основных нормативных правовых актах Республики Беларусь, регулирующих институт экологической экспертизы, является очевидным отсутствие правового регулирования такой формы участия, как общественную экологическую экспертизу.

Узнать стоимость работы