Формирование теоретико-вероятностного мышления у учащихся ср школы на уроках математики

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика
  • 6565 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 09.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные принципы преподавания теории вероятностей и математической статистики
1.1. Состояние вопроса сегодня
1.2. Проблемы преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ
1.3. Практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ
1.4. Сравнение «западной» и «российской» школ
1.5. Примерное планирование курса теории вероятностей и математической статистики
1.6. Построение оптимальной схемы преподавания
1.7. Формирование теоретико-вероятностного мышления учащихся
Выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение
Список литературы.

Фрагмент для ознакомления

Средний балл по ОЭСР – 494, Россия – 442. Ниже нас только уже совсем полный "третий мир" – Мексика, Тунис, Бразилия… Не исключено, что наши дети могли бы показать намного лучшие результаты, если бы мы уделяли больше внимания чтению не только Великой Русской Литературы. В тестах PISA предлагалось прочесть не только отрывок из Льва Толстого, но и газетную статью, счет за телефон и расписание поездов – и ответить на вопросы по каждому. На бытовых текстах наши дети плыли – и двоечники и отличники. Увидеть в повседневности знакомые закономерности, препарировать текущую ситуацию, выделить главное, отбросить второстепенное и употребить знания в дело – всему этому мы не учим.
И этот интеллигентский снобизм – самая крупная проблема нашей педагогики. Мы исходим из того, что школа служит для обучения "наукам". Абстракция царит над конкретикой, а высоты духа над повседневностью. Это убеждение унаследовано еще от классической гимназии, но гимназия не была предназначена ни для массового обучения, ни для нужд постиндустриального демократического общества. Помню, как я был в детстве поражен, когда отец-инженер попытался объяснить мне, что одним уравнением можно описать и полет ракеты и строительство здания. В моем представлении уравнения всецело принадлежали учебнику математики и были вещью в себе, они служили для решения, но не для описания. Их решали ради того, чтоб решить, в этом был высший резон их бытия. Европейцы считают, что школа учит "умениям", науки же следует изучать в высшей школе тем, кому это понадобится. Мы презираем повседневную жизнь как низкий предмет, предпочитая ей жизнь на интеллектуальных высотах, европейцы исправно отдают должное и тому и другому.
Брезгуем мы и наглядностью. Вопросы PISA изобиловали картинками, таблицами и диаграммами. В наших учебниках они редчайшие гости, царица преподавания – теорема и формула. Если ученик не может прочесть график, чтоб собрать из него информацию для решения задачи – как он сможет ее решить, даже если умеет решать ее на раз? Пока педагогический истэблишмент кудахтал вокруг PISA, я принимал экзамен на последнем курсе физфака МГУ, где и задал вопрос одному студенту по приготовленному же им самим графику. Простой вопрос задал, наподобие: вот этот сектор круга на вашей диаграмме – 35% или 1,4 миллиона. Сколько миллионов в другом секторе, на 45% ? Мне казалось, это даже не вопрос, а так, уточнение – я бы ответил на него сходу и не думая. А студент – хорошо подготовленный по курсу, который сдавал, между прочим – поплыл, и поплыл так, что мне пришлось дать ему пять минут подумать. Интуитивно связать в уме картинку с простейшей пропорцией, 1,4 : х = 35: 45, он не смог. И это – элитный естественнонаучный вуз.
Я, впрочем, не снизил ему оценку. Я сам впервые познакомился с круговой диаграммой на третьем курсе – и то лишь потому, что мне попалась на глаза программа для построения диаграмм. Что делать – в наших школах их не проходят. Не фундаментально это – диаграммы с табличками читать. Зачем дворянам графики – на то есть PISA.
Но главная проблема нашей школы такова – мы считаем, что все, что нужно знать школьнику, написано в учебнике. Мы не учим думать над условием. Мы не учим думать над текстом. Мы не учим думать вообще, кроме как в предписанных учебником рамках.  Наших детей не учат рассуждать и не учат обсуждать. Сомневаться в интеллектуальном авторитете Классика, Учебника, Учителя запрещено. Власти такая позиция устраивает не меньше: быдлу не должно сметь свое суждение иметь, этак и до бунта недалеко, свергнут и от кормушки отгонят. Интеллигенция и режим союзны в своем спесивом презрении к низшим, которым не дозволено думать без дозволения начальства духовного и светского – "Славно два подлеца развратных спелись!"
Наша школа вообще существует не для детей – ее задача не давать им навыки взрослой жизни, а просто учить их слушаться, не рассуждая. Как и у армии, подлинная цель школы – оболванивать детей для превращения в обывателей, но и с этой задачей школа еле справляется. Учитель в России, как и мелкий чиновник, и офицер – часто только форма пособия по безработице (в беднейшей Республике Тува в народном образовании заняты почти 25% населения).
Для сравнения – наши соседи-финны, чемпионы PISA, могут позволить себе кормить детей только натуральными продуктами, оплачивать им такси до школы, давать директору академический отпуск на год… и пофыркивать на PISA – знать, мол, не знаем, почему выиграли, как учили, так и учим. Но финский учитель – не проповедник на кафедре, а Язон, бросающий камень среди зубов дракона, помогающий детям учиться, а не назидающий их. Преподавая в МГУ, я пытался провоцировать среди студентов дискуссию, споры со мной и друг с другом, заставлял их одновременно обосновывать противоположные высказывания. Мои бедные "зубы" уклонялись от бросаемых им камней-тезисов как могли.
Поэтому на любых сюжетах, где нужно сформулировать и аргументировать свое мнение, сравнить две точки зрения, поспорить с тезисом, спотыкаются и дети и их наставники. В PISA прошлого захода была задача: как с помощью одной и той же статистики пацифисты могут доказать, что оборонные расходы растут, а военные – что падают (вопросы были на абсолютный и относительный прирост). Ах! – возопили педагогические дамы и профессиональные "поцтреоты" – они такие-сякие, учат детей двурушничеству! Мысль, что это "двурушничество" в нормальном обществе называется "разнообразием мнений", в голову никому не пришла – ни адвокатам, ни обличителям. Никому не заказано ни поддерживать мир во всем мире, ни бряцать оружием – заказано обосновывать свое мнение не грамотным рассуждением, а истериками. Заведомо правильные мнения существуют только в тоталитарных странах, где они утверждаются свыше – но, видно, совок в головах живет стойко и после гибели.
И вывод из этого следует один: наша педагогика – точное отражение нашего социального и политического бытия. Ее изменение невозможно без изменения нашего отношения к детям, к будущему, к народу. У свободных людей школа свободная, у тиранов – тираническая. А значит, в ближайшем будущем социального заказа на педагогику нового типа от интеллектуальной и политической тирании не будет. Поступить он может только снизу – от демократического народа. До той же поры, высокие места в PISA нам не светят.
11.01.2005 Юрий Аммосов
Приложение 4
Выдержки из дискуссии по статье «Гонец из PISA»

[Сантехник]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 07:23



Проблема того, что школьники умеют считать и много знают, но не умею думать самостоятельно, самостоятельно ставить себе задачи,, действительно существует. По себе помню, думать меня научили уже позже школы, в университете, причем человек, заставлявший нас читать не только американский экономикс, но и "Капитал" Маркса, т.е. рассматривать несколько точек зрения.
------------------------- Но вызвана проблема не тем, что кому-то выгодно, что школьники не умеют думать. Она вызвана тем, что за 10 лет капиталистической вакханалии совковая школа медленно умирала, а НИЧЕГО НОВОГО СОЗДАНО НЕ БЫЛО. Именно из-за того, сколько получает учитель в школе. За 2000-5000 рублей работать идут в лучшем случае двоечники пед.вузов. А в среднем случае - люди вообще без должного образования. И в России существует три категории учителей:
Старые совковые преподаватели. Хоть в виде катехизиса, но знания они передать способны. Их в школах остается не более 40%, но ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ИМ дети получают хоть какие-то знания
"Новые" преподаватели, вынужденные работать за плату, которая МЕНЬШЕ КВАРТПЛАТЫ. :(. По поводу их способностей промолчу. Надеюсь объяснять нет необходимости.
Преподаватели частных школ. Некий коктейль из: а) старых совковых преподавателей естественных наук б) иностранных преподавателей в) очень толковых выпускников лучших пед.вузов. Однако программы строятся так, что ученику сложно поступить в российский ВУЗ. ------------------------ Поэтому, среди моих знакомых есть откровенно богатые люди, способные оплатить ребенку обучение даже за рубежом, но отправляющие его в совковую школу. Т.к. могут быть уверены, что там его хоть чему-то научат (такой уверенности относительно частной школы нет совсем).
------------------------ Кстати, не нравится мне когда все просто бухтят и ругаются и ни хрена не предлагают решений проблемы (этим сильно грешат форумы Глобруса). Все спорят по поводу того, "кто виноват", а не "что делать".
Предлагаю следующее решение проблемы:
1) в пед.вузах ввести дисциплины по новым методикам преподавания (игровым, обсуждениям, и т.д.)
2) повысить …, наконец з/пл школьным учителям до 300-400 у.е. Чтобы наше Будущее - детей - выращивали профессионалы, а не те люди, что сейчас. 3) ввести в школьную программу элементы патриотического воспитания. Мне не нравится, когда выпускники школ ненавидят свою Родину. А вот в Штатах, например, патриотизм про 4-х лидеров, основавших 200 лет назад Великую Нацию :) вбивают с детского сада и школьной скамьи, там с этим строго. Иначе люди перестают ощущать себя Нацией, способной к самоопределению.
Предлагаю остальным предложить что-нибудь еще.
----------------------- P.S. Кстати, в Штатах зарплата школьного учителя - одна из самых высоких ... Они до важности воспитания детей давно доперли. Почему-то мы об этом не вспоминаем.
----------------------- Кстати, у меня знакомая учится в Штатах (школьница), так вот она рассказывает, что после 8 лет совковой школы там так легко учиться! Все, что про них Задорнов рассказывает - правда ("тууппыыыеее"). Некоторые из них способны, как тот учитель физики, вывести задачу, а вот с "просто математикой", которая следует после этого, они справится катастрофически не способны. Т.е. у них просто перекос в другую сторону - в сторону прикладной науки. Интересно, смогли бы ИХ школьники справится с тестами НАШИХ выпускников, созданными для НАШЕЙ системы преподавания.




[Ал]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 10:10



Если уж давать абсолютно конкретные рекомендации, то в математические предметы нужно добавить такой раздел, как постановка задач. Возьмем IT сферу - здесь это отдельная и весьма уважаемая специальность. Постановщик задач - человек, который знает предметную область (бизнес-процессы) и возможности программного языка (системы). Он служит своего рода переводчиком, посредником, интегратором этих двух сфер. Если Путин (как вчера в Новосибирске) желает развивать высокие технологии, то формирование навыков постановки задач очень пригодится. Нужно включить его в государственный стандарт образования.




[ Жабокрак Януковичъ ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 10:20



Хм... интересно. Конечно, в статье немало передергиваний (помнится, круговые диаграммы мы вполне успешно строили на уроках географии в школе, а в студента физфака МГУ, не могущего составить пропорцию, я просто не верю, и проч.), однако бить "алярм" в таком деле, как образование никогда не рано.




[Ирина_К]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 10:27



Полностью согласна с автором статьи по вопросу о причинах такого провала. Наша школьная программа не соответствует НИЧЕМУ: ни времени, ни потребностям. Да и просто НЕИНТЕРЕСНО. Учебники написаны не для детей, а для их авторов, чтобы авторы могли сказать, что "вот де по моему учебнику...". Ляпов, как стилистических, так и тематических не счесть. Например, учебник по физике для 7 класса. Цитата: "Назовем все тела, окружающие нас, физическими телами или просто телами...". Каково? Учебники НИКАК не соответствуют возрасту детей. По поводу образования в Европе. Нет! Здесь наукам обучают, но только детей, которым это надо. Талантливый ребенок попадает в гимназию (высшую ступень школы, после нее - университет) и получает такую нагрузку и такую программу, что в России на таком уровне учителя преподать не смогут: нужно, как минимум, университетское образование, а еще лучше, степень. Дети, которые не стремятся в науку, попадают на уровень, после которого можно получать соответствующее профессиональное образование. Таким образом, обучение становится эффективным, т.к. талантливые ученики не должны ждать, когда учитель вобьет знания менее успешным одноклассникам. С другой стороны, будущий механик не ломает голову над высшей математикой (биологией, химией...), не тратит годы своей единственной жизни на то, что ему никогда не потребуется. Деньги налогоплательщиков, опять же, экономятся.




[ Жабокрак Януковичъ ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 10:34

Редкая глупость - считать, что "не стоит тратить время на химию и биологию, которые никогда не понадобятся". Прежде всего, есть такое понятия как минимальный общий уровень знаний. Во-вторых, учась в школе (да и в ВУЗе) невозможно определить, что тебе нужно, а что нет - слишком рано. Отказываешься от какого-нибудь предмета, а потом кусаешь локти.


[ Иванов П.А. ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 10:59



Но это же не актуальные знания...Актуальные знания: как договориться с крышей, как дать правильно взятку, кого можно кинуть, а кого нельзя. А образование должно быть классическим, чтобы забыть сразу после школы и чтобы оно не мешало дальше. Помните Тараса Бульбу?




[ ну-ну ]
Ирине_К
12-01-05 12:17



Что-то я не слышал про такую страну - Европу, и ее систему школьного образования (да и понятно почему не слышал - в школе-то я обычной учился, а там разве чему научат...)
Может расскажете поподробнее про эти супергимназии для талантливых европейских учеников?




[Aleksey]
Чем отличается диктатура одного навязанного мнения от диктатуры двух мнений?
12-01-05 12:27



Очень согласен с товарищем "Ал". Умение формулировать задачу есть в какой-то степени даже умение осознать действительность и собственные цели. От правильной постановки задачи зависит ее выполнение. Однако относительно финнов и запада, тут автор немного идеализирует. Со своим мнением там детей вообще очень мало, а профессоров еще меньше, но не больше чем у нас это точно. Вопрос заключается в том, что им преподаватели дают предмет сразу с двух сторон, а когда я задал вопрос с третьей стороны, которую преподаватели не давали, то все повисли и на меня смотрели как вероотступника, в том числе и сами преподаватели. Ей богу. Относительно доказательств двух противоположных мнений на основании одной статистики, то это называется софистика. Так как целью является не установление истины, а обсуждение аргументов - это чистой воды надувательство и манипуляция сознанием и если автор профессор, то должен это понимать. Знание уже изъезженных аргументов не есть знание как таковое. вот я задачку предлагаю, которую я задал в Гарварде и которую решили еще в середине 19 века в России.
Задача
Либерал в России и на Западе настаивает на свободе СМИ, совести и еще множестве свобод, в том числе свободе вывоза капиталов и так далее. Обычно на Западе и теперь у нас в России решают этот вопрос так, дают главный аргумент ЗА - свобода всегда хорошо, поэтому чем этого больше тем лучше. Аргумент против - все это может вылиться в анархию и потому нужны институты, которые регулирую формальное равенство. Плохие парни могут воспользоваться для нанесения вреда. Потому нужен общественный договор, конечно еще не только по этому, ну да ладно. (Хотя Руссо мог бы заплакать от такого изложения Западом и нашими либералами его работы "Общественный договор", ну потерпим, ладно) Справедливость реализации прав обеспечивается разделением властей и еще балансом и еще ограничением произвола. (хотя Ш. Монтескье немного удивился бы примитивизму изложению его "Духа законов", ладно Монтескье и не такое терпел и мы потерпим). А потом запад долго растолковывает "современную мысль", что свобода каждого есть обязательное условие свободы всех, но представляется это в виде поправок к Конституции США и еще декларации о свободах в ООН (хотя эта мысль и сама фраза, была вставлена К. Марксом в манифест коммунистической партии ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за настойчивости господина Бакунина - отца анархического движения в Европе, ну да ладно анархиста тоже отправим отдохнуть). Вопрос - есть ли третье мнение относительно свобод.
Так вот на этот вопрос не ответили даже профессора Гарварда, какой там студенты. А потому я стал вероотступником в прямом смысле слова, так как я нарушил святое - я высказал свое третье мнение и предложил его обсудить. И что бы вы думали, они сказали, что это перечеркивает их СХЕМУ и потому ТАК НЕЛЬЗЯ.
Чем, скажите мне на милость отличается диктатура одного навязанного мнения от диктатуры двух навязанных мнений? Да ни чем. По сути везде присутствует диктат навязывания мнения, только в одном случае прямой, а в другом манипулятивный.
Ну что есть желающие высказать третье мнение? А заодно уточнить почему либерализм в России "крепко умер" уже в 70-х годах 19 века?




[ ииии ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 13:22



Кстати, прикольно проскочило - а проведи наш выпускной экзамен в "ихних" типа выпускных классах, многие ли сдадут?
Статья интересна, но однобока, лейтмотив: у нас все хреново, у них все прекрасно, надо все ломать и строить по ихнему. Спорное мнение. Кто желает, научится и у нас. А тестирование... к нему привычка нужна, коей у наших детей нет, система другая. Причем лучше или хуже - не предмет обсуждения. Просто другая.
Проблема в зарплате учителей, это да, но помимо официальной з/п еще есть и неофициальные доходы - репетиторство, факультативы и т.д. Конечно мало, но проблема у нас в том, что каждая "профессиональная группа" рассматривает только себя в отрыве от всей страны. Военные - медики - учителя - менты, все только о себе и сравнивают только с доходами подобных групп на Западе. А с рабочим каким ни то сравнить или мелким чиновником или ИТР?.




[ Monitor ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 13:50

А где-нибудь есть список этих самых задачек? Кто его видел? Автор статьи, видимо, с ним знаком. А участники дискуссии? Я не видел, и хочу посмотреть. А то вот:
http://www.livejournal.com/users/emdrone/87562.html?thread=273418#t273418 очень интересная дискуссия о том, что "у них" имеется ввиду, под связью образования с реальностью...


[ Жабокрак Януковичъ ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 13:55



Вообще, все опять скатывается к вопросу, что есть основная функция школы: давать знания, или социально адаптировать. "Советская" система образования неплохо делала первое, оставляя социальной адаптации несколько факультативную роль (в предположении, что этим будет заниматься семья и окружение и сам учащийся), "Американская" система, судя по всему, неплохо справляется со второй задачей, оставляя первое инициативе ученика и родителей. Обе системы имеют свои плюсы и минусы, обе сложились исторически, и, в принципе, нацелены на конкретную задачу.
(тут с галерки кричат, что советскую систему пора сдавать в утиль как устарелую и вообще австро-венгерскую. Есть конгениальная мысль - сдать в утиль британскую политическую систему как заведомо неэффективную в современных условиях быстроменяющегося мира, да и пусть американцы с их конституцией не расслабляются, чай тоже не первой свежести, да и списана у всяких французиков)
Так вот, возвращаясь к образованию, вопрос о его качестве следует рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, отвечает ли существующая система (с ориентацией на знания) нашим стратегическим интересам и целям, а с другой стороны - хорошо ли справляются наличные образовательные учреждения с работой в рамках этой системы.




[ Some Name ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 14:25



"Я сам впервые познакомился с круговой диаграммой на третьем курсе – и то лишь потому, что мне попалась на глаза программа для построения диаграмм. Что делать – в наших школах их не проходят."
Проходят. В советской проходили, по крайней мере. Класс 4 или 5. Странно как-то...




[Косорылый]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 14:39

Задачки в большом количестве в PDFах на http://www.pisa.oecd.org


[sova7755]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 16:35



Всё чаще и чаще возникает мысль, что многие беды российские проистекают из одного большого достоинства, плавно переходящего в недостаток, присущего нашей национальной интеллектуальной элите. Она настолько аристократична, настолько жадна до знаний, настолько одержима познанием всего сущего, до которого только может дотянуться, настолько всемирна и идеалистична (по-хорошему), что просто физиологически не может терпеть даже иллюзии несоответствия какого-либо проявления общественной жизни некоему идеальному образу.
И если, не дай Бог, такое несоответствие усмотрено - катастрофа! Мы - отстали, мы - не бежим впереди паровоза, мы - не модны. И, поскольку - катастрофа - нужны срочные меры по спасению, но самим придумывать - некогда (ситуация ведь катастрофическая), действуем испытанным в веках способом - берём у Европы, Америки. Вроде бы резонно - ведь у них-то явно хорошо. А если поостыть немного в вечной гонке за идеалом и всмотреться в свою собственную реальность и исходя из неё, что-нибудь практическое и сообразить в соответствии с установкой европейских школ на умение решать реальные задачи. Ведь западная школа и российская школа имеют разный исходный "материал" и работают в разных условиях. С одной стороны - чёткая социально заданная структура общества с чёткими трудно пересекаемыми социальными границами, а у нас, спасибо "совку", такие границы в обществе пока не сложились, и наверное, слава Богу, что не сложились. И в быстро меняющемся мире делать ставку на обучении частностям вряд ли является благом.




[Constantin]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 16:43



Автор преподаёт в МГУ, но какие науки? Сдаётся мне, что не математические, и не физические. «Тервер» (правильно – теорвер, т.е. теория вероятностей) и комбинаторика – это отнюдь не основные математические дисциплины, как кажется автору. Напротив, это весьма ограниченные темы, несложные. В отличие от, напр., анализа, или теории функций, или алгебры – эти науки бесконечные. В общем, судя по уровню статьи, автор преподаёт какую-нибудь лажу типа экономики или права. Студент физфака МГУ, не способный мгновенно разобраться с круговой диаграммой – это фантастика. Таких студентов на физфаке МГУ не бывает. Я слышал одну историю, ещё совковых времен, про преподавателя-экзаменатора такого же типа, как автор статьи. На экзамене этот экзаменатор спрашивает студента: «А вот скажите, молодой человек, какая у нас партия?» Студент в замешательстве начинает перечислять эпитеты – передовая, сплочённая и пр. «Ну это всё верно, но не главное». Студент теряется в догадках. А преподаватель уже раздражён – «чему вас тут учат, вы тут ничего не знаете!» Когда всё закончилось, у него спросили: «Ну а всё-таки, какая у нас партия». И тот выдал: «Наша партия как скала!» Оказывается, именно такой ответ он рассчитывал услышать от студента. Именно в этом, по его мнению, заключается знание. А студент получил неуд. Лично мне такие экзаменаторы не нужны.




[bron]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 19:20



я уже давно живу в Европе и знаю не понаслышке о местном образовании... оно не просто хуже. оно другое... потому глупо оценивать европейским экспертам российскую математику: здесь не владеют сложением, умножением, делением в столбик. Да и скажем прямо. задача, например, немецкого образования - подготовить разнорабочего... люди с головой и высшим образованием здесь уже не нужны




[АВ]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юр
12-01-05 20:15



По содержанию многое - действительно правда. Но есть и неточности. Связанные, впрочем, именно с падением уровня чтения у "самого читающего народа в мире".
Дело в том, что в пору моих школьных лет, например, эта фраза не была неправдой. И дело не в заслуге властей и общества - здесь скорее "несчастье помогало". То есть технологическое отставание приводило к тому, что читали даже для развлечения - ТВ и радио для этого не годились. И вот в связи с этим следовало бы разделить педагогику "рассказанного на уроках" от педагогики составителей учебников. Пока чтение было на высоком уровне, слова о том, что в школах не обучают "диаграммам, графикам" и т.п. были неправдой - читающие школьники, а их тогда было немало, сами учились по учебникам. А учебники эти помнятся хорошо. Но, надо сказать, и учителя на уроках тоже давали такой материал. А вот ломка старой программы и системы учебников в совокупности с засильем СМИ привела нас к тому, что мы имеем.
Есть и другие возражения. Скажем, не все используют "тертую морковку" - многое зависит от методик. Хотя, в массе это, к сожалению, справедливо. ЗЫ в добавление. Конечно, "лучшего в мире образования" давно нет - оно разрушено, но в первую очередь реформами школы с конца 80-х. Ломать - не строить, а "строили новое" люди явно без царя в голове (или хуже, но не хочу затевать спор о теории заговоров).
В результате я вижу, что нагрузки у учеников (в часах) возросли по сравнению с нами (что сказалось на здоровье), но знать и уметь они стали меньше. Это факт.
ЗЗЫ это пока только по статье - откликов еще не читал





[ManGo]
Гонец из PISA / Провал российского образования на международном тестировании (Юрий Аммосов)
12-01-05 20:23



"Да, статья внушала бы доверие, если бы не этот пример с диаграммой. Нет, кто-нибудь верит? Физфак МГУ? Может он, болезный, того? По блату? Или на платном?"
"Студент физфака МГУ, не способный мгновенно разобраться с круговой диаграммой – это фантастика. Таких студентов на физфаке МГУ не бывает." Почему же, представить такую ситуацию могу. Во всех вузах, даже самых-самых элитных уровень студентов очень сильно разнится. Образование потоковое, за всеми не уследишь, а экзамен - большая лотерея. Потому и на последних курсах встречаются субъекты с уровнем знания школьника. Непосредственно в данном случае рискну предположить, что студента просто переклинило от большого ума и той высокой науки, которую в него впихнули. Проще нужно быть, проще.
Этот случай не показатель качества образования, пусть даже отдельно взятого факультета или студента.
"Автор преподаёт в МГУ, но какие науки? Сдаётся мне, что не математические, и не физические. «Тервер» (правильно – теорвер, т.е. теория вероятностей) и комбинаторика – это отнюдь не основные математические дисциплины, как кажется автору. Напротив, это весьма ограниченные темы, несложные. В отличие от, напр., анализа, или теории функций, или алгебры – эти науки бесконечные. В общем, судя по уровню статьи, автор преподаёт какую-нибудь лажу типа экономики или права." Теория вероятностей и комбинаторика, ее элементарное начало - не самые абстрактные математические дисциплины, а пожалуй, самые прикладные (не забудем про численные методы). Говорить, что теория вероятностей - не основная дисциплина, а например, анализ - основная некорректно. Смотря чего мы хотим? Вырастить профессора кафедры анализа - тогда ответ утвердительный, подготовить финансового аналитика - на кой черт ему махровый анализ или еще хлеще, алгебра? Для школьников в большей массе в старших классах гораздо полезнее ознакомиться с началами теории вероятностей и статистики, чем с "алгеброй и началами анализа" (так называется стандартный учебник за 11 класс), ведь лишь немногие из них пойдут в науку.
Статья получилась злободневной и достаточно стройной и непротиворечивой. На PISA не сошелся свет клином, но если по этому тесту мы явно провалились, нужно серьезно задуматься, а не миф ли, что наше образование безусловно лучшее в мире.





[ Хм ]
Провал ли российского образования?!
13-01-05 21:50



Скажу одно, мы своих детей дома доучиваем, чтобы после финской школы они могли претендовать на нечто большее, чем обслуживающий персонал.




Список литературы.
Книги
W. Leschensky et al. «Glencoe pre-algebra: an integrated transition to algebra and geometry» Glencoe/McGraw-Hill 2005
Башмаков М.И. «Математика. 10-11класс. гуманитарный профиль» (учебник для общеобразовательной школы) М. Просвещение 2004г.
Булычев В. А., Бунимович Е. А. «Вероятность и статистика, 5–9 кл.» М.: Дрофа, 2002г.
Вернер Ф.Л., Карп А.П. «Математика. 11 класс.» (учебник для общеобразовательной школы) М. Просвещение 2004г.
Гмурман В.Е. «Теория вероятностей и математическая статистика» М. Высшая Школа 1972г.
Лем Ст. «Библиотека XXI века» (сборник) М. АСТ 2006г.
Лютикас В. «Школьнику о теории вероятностей» (Учеб. пос. по факультативному курсу для учащихся 8-10кл.) М. Просвещение 1976 г.
Мордкович А. Г., Семенов П. В. События. Вероятность. Статисnика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7–9 кл. М.: Мнемозина, 2002г. (К учебникам А. Г. Мордковича.)
Мордкович А. Г., Смирнова И.М. «Матеметика. 11 класс. Для общеобразовательных классов» (учебник для общеобразовательной школы) М. Просвещение 2004г.
Мостеллер Ф. «50 занимательных вероятностных задач с решениями» Пер. с англ. М. Наука 1971 г.
Перельман Я.И. «Живая математика» М. АСТ 2003г.
Ткачева М. В., Федорова Н. Е. «Алгебра, 7–9 кл.: Элементы статистики и вероятность.» М.: Просвещение, 2003г. (К учебникам А. Ш. Алимова и др.).
Тупицин Ю.Г. «Сказка о любви, XXIII век. Ведьма.» (сборник) Волгоград. 1991г.
Тюрин Ю.Н. (под редакцией) «Теория вероятностей и статистика» (учебное пособие для общеобразовательной школы) МЦИМО Московские Учебники 2004г.
Статьи
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 03-93ин/13-03 (в приложении 1)
Булычев В. «Изучение ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ в 6 классе» журнал «1 Сентября» (Математика) 1997 г., № 2.
Булычев В.А., Бунимович Е. А. «Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей» журнал «Математика в школе» 2003г., N 4.
Бунимович Е. А. «Вероятностностатистическая линия в базовом школьном курсе математики.» журнал «Математика в школе» 2002г., N4.
Иванова-Гладильщикова Н. «Профессор Юрий Тюрин, доцент Алексей Макаров: "С этого года в школе начнут учить статистике и теории вероятностей"» газета Известия 12.11.2004г. (в приложении 2)
Селютин В. Д. «О формировании первоначальных стохастических представлений.» журнал «Математика в школе» 2003г., N 3
Интернет – ссылки.
Аммосов Ю. «Гонец из PISA» (ссылка на сайте) www.forum.globalrus.ru (в приложении 3)
Дискуссия на форуме GlobalRus.ru www.forum.globalrus.ru (выдержки в приложении 4)
Официальный сайт - Атырауского Государственного Университета www.atyrauuniv.kz
Статья «О тенденциях и перспективах математического образования» (Л.Д. Кудрявцев, член-корр. РАН, профессор МФТИ Научно-методический совет по математике, и др. авторы) (ссылка на сайте) www.mfti.ru
№11 по списку литературы. В дальнейшем указывается только номер
№1
№1
№15
№23
№21 (прил. 3)
№21 (прил. 3)
№22 (прил. 4)
№21 (прил. 3)
№21 (прил. 3)
№21 (прил. 3)
№15
№15
№2
№9
№15
№ 21 (прил. 3)
№ 22 (прил. 4)
№22 (прил. 3)
№14
№21 (прил. 3)
№21 (прил. 3)
№14
№14
№14
№19 (прил. 2)
№19 (прил. 2)
№14
№19 (прил. 2)
№19 (прил. 2)
№24
№24
№13
№24
№1
№14
№6
№6












38

Книги
1.W. Leschensky et al. «Glencoe pre-algebra: an integrated transition to algebra and geometry» Glencoe/McGraw-Hill 2005
2.Башмаков М.И. «Математика. 10-11класс. гуманитарный профиль» (учебник для общеобразовательной школы) М. Просвещение 2004г.
3.Булычев В. А., Бунимович Е. А. «Вероятность и статистика, 5–9 кл.» М.: Дрофа, 2002г.
4.Вернер Ф.Л., Карп А.П. «Математика. 11 класс.» (учебник для общеобразовательной школы) М. Просвещение 2004г.
5.Гмурман В.Е. «Теория вероятностей и математическая статистика» М. Высшая Школа 1972г.
6.Лем Ст. «Библиотека XXI века» (сборник) М. АСТ 2006г.
7.Лютикас В. «Школьнику о теории вероятностей» (Учеб. пос. по факультативному курсу для учащихся 8-10кл.) М. Просвещение 1976 г.
8.Мордкович А. Г., Семенов П. В. События. Вероятность. Статисnика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7–9 кл. М.: Мнемозина, 2002г. (К учебникам А. Г. Мордковича.)
9.Мордкович А. Г., Смирнова И.М. «Матеметика. 11 класс. Для общеобразовательных классов» (учебник для общеобразовательной школы) М. Просвещение 2004г.
10.Мостеллер Ф. «50 занимательных вероятностных задач с решениями» Пер. с англ. М. Наука 1971 г.
11.Перельман Я.И. «Живая математика» М. АСТ 2003г.
12.Ткачева М. В., Федорова Н. Е. «Алгебра, 7–9 кл.: Элементы статистики и вероятность.» М.: Просвещение, 2003г. (К учебникам А. Ш. Алимова и др.).
13.Тупицин Ю.Г. «Сказка о любви, XXIII век. Ведьма.» (сборник) Волгоград. 1991г.
14.Тюрин Ю.Н. (под редакцией) «Теория вероятностей и статистика» (учебное пособие для общеобразовательной школы) МЦИМО Московские Учебники 2004г.
Статьи
15.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 03-93ин/13-03 (в приложении 1)
16.Булычев В. «Изучение ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ в 6 классе» журнал «1 Сентября» (Математика) 1997 г., № 2.
17.Булычев В.А., Бунимович Е. А. «Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей» журнал «Математика в школе» 2003г., N 4.
18.Бунимович Е. А. «Вероятностностатистическая линия в базовом школьном курсе математики.» журнал «Математика в школе» 2002г., N4.
19.Иванова-Гладильщикова Н. «Профессор Юрий Тюрин, доцент Алексей Макаров: "С этого года в школе начнут учить статистике и теории вероятностей"» газета Известия 12.11.2004г. (в приложении 2)
20.Селютин В. Д. «О формировании первоначальных стохастических представлений.» журнал «Математика в школе» 2003г., N 3
Интернет – ссылки.
21.Аммосов Ю. «Гонец из PISA» (ссылка на сайте) www.forum.globalrus.ru (в приложении 3)
22.Дискуссия на форуме GlobalRus.ru www.forum.globalrus.ru (выдержки в приложении 4)
23.Официальный сайт - Атырауского Государственного Университета www.atyrauuniv.kz
24.Статья «О тенденциях и перспективах математического образования» (Л.Д. Кудрявцев, член-корр. РАН, профессор МФТИ Научно-методический совет по математике, и др. авторы) (ссылка на сайте) www.mfti.ru

Вопрос-ответ:

Каково состояние вопроса по формированию теоретико-вероятностного мышления у учащихся средней школы на уроках математики?

Состояние вопроса сегодня характеризуется недостаточным уровнем формирования теоретико-вероятностного мышления у учащихся средней школы. Многие из них испытывают сложности в понимании основных понятий и законов теории вероятностей, а также в умении применять эти знания на практике. Из-за этого возникают проблемы в преподавании этой темы и недостаточно эффективное усвоение материала.

Какие проблемы возникают при преподавании теории вероятностей и математической статистики в России?

Одной из основных проблем преподавания теории вероятностей и математической статистики в России является несоответствие учебных программ современным требованиям и потребностям учащихся. Также нередко возникают проблемы в подготовке и квалификации учителей математики, которые не всегда имеют достаточное представление о методах и принципах преподавания теории вероятностей. Кроме того, отсутствие материально-технической базы и применение устаревших методик также создают трудности в организации учебного процесса.

Как выглядит практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в России?

Практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в России разнообразна и зависит от конкретного учебного заведения и учителя. В основном, уроки посвящены изложению теоретического материала и решению типовых задач. Однако, уровень формирования мышления учащихся оставляет желать лучшего из-за недостаточного обращения к практическим примерам и активной работе с учебным материалом.

Каковы основные принципы преподавания теории вероятностей и математической статистики?

Основные принципы преподавания теории вероятностей и математической статистики включают в себя активное использование практических задач и примеров, развитие аналитического мышления учащихся, объяснение базовых понятий и законов через демонстрацию и интерактивное участие, а также создание условий для самостоятельной работы и исследовательской активности учащихся.

Каково состояние преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ сегодня?

Состояние преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ сегодня оставляет желать лучшего. Многие учителя сталкиваются с проблемой недостаточной подготовки, малой мотивации учащихся и отсутствия интерактивных методов обучения. Также отмечается несоответствие содержания учебников современным требованиям и отсутствие активной интеграции теории с практическими задачами.

Какова практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ?

Практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ включает в себя использование традиционных методов, таких как лекции, чтение учебников и выполнение типовых задач. К сожалению, такой подход часто не стимулирует развитие теоретико-вероятностного мышления у учащихся.

Чем отличается «западная» школа преподавания теории вероятностей и математической статистики от «российской» школы?

«Западная» школа преподавания теории вероятностей и математической статистики отличается более интегративным подходом, активным использованием практических задач и исследовательского метода обучения, а также большим вниманием к развитию теоретико-вероятностного мышления учащихся. В «российской» школе часто преобладает традиционный подход с упором на передачу знаний, что может препятствовать развитию учащихся.

Каково состояние вопроса по формированию теоретико-вероятностного мышления у учащихся средней школы на уроках математики?

Состояние вопроса связано с тем, что в основном преподавание теории вероятностей и математической статистики в школах не рассматривается как самостоятельный курс. Это приводит к недостаточной глубине изучения этих тем и неформированию учащихся теоретико-вероятностного мышления.

Какие проблемы возникают при преподавании теории вероятностей и математической статистики в РФ?

Проблемы преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ связаны с недостаточной квалификацией учителей в этих предметах, низкой мотивацией учащихся и отсутствием внимания к этой теме со стороны образовательных программ.

Как осуществляется практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ?

Практика преподавания теории вероятностей и математической статистики в РФ разнообразна и зависит от уровня школы и квалификации учителя. Основным недостатком является отсутствие учебных пособий, позволяющих структурировать и систематизировать изучение этих тем.

Чем отличается "западная" и "российская" школы преподавания теории вероятности и математической статистики?

"Западная" школа преподавания теории вероятности и математической статистики характеризуется большим вниманием к практическому применению этих знаний и активным использованием компьютерных технологий. "Российская" школа, в свою очередь, ориентирована на формирование базовых математических навыков и теоретического мышления.