Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социология как наука.

  • 25 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 20.04.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1 Определение социологии, ее объекта, предмета. Социология в системе гуманитарных наук
2 Уровни знания и отрасли социологии
3 Функции социологии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором — уровень абстракции.
Здесь следует отмстить одно существенное обстоятельство. Деление социологических теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, социологической категории, подходу, методу, целевой установке и др.), т. с. построение их типологии, а в конечном счете их обоснованной иерархии, так или иначе отражает сложную структуру предмета социологии, способ его изображения, деления на «уровни», «стороны», «аспекты», «сферы». Говоря иначе, вопросы структуры предмета социологии и социологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета социологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, связанных с описанием структуры отображающего его знания.
Теории, описывающие изменения структуры изучаемого объекта, относятся к разряду теорий развитии, а теории, описывающие факторы стабилизации его структуры, составляют класс теорий функционирования.
Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении — к дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».
Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий.
Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с позиций теорий — структурно-функциональной, системной и конфликтной. (Заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий.) Парадигма «социальных дефиниций» исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.
Однако социология, как и любая научная дисциплина, самоопределяется по специфическому дли нее относительно самостоятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысления. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько центральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве таких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в исследованиях Дж. Тернера — это проблема социального порядка. Вторая проблема уровней социальной реальности получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соответственно было положено начало формированию, помимо указанных, еще двух парадигм — парадигмы «социального порядка» и «интегративной социальной парадигмы».

3 Функции социологии
Социологическая наука достигла сегодня определенной зрелости, сформировались ее основные функции в обществе: познавательная, образовательная, прикладная.
Функцию познания социальной реальности обеспечивают следующие компоненты социологии. Методологические подходы: способы отношения к обществу как объекту изучения, правила построения социологических теорий и методов изучения. Общетеоретические концепции. Частные теории, или теории среднего уровня: опираясь на общую методологию и теорию, логически последовательно и в соответствии с имеющимися социальными фактами и эмпирическими данными объясняют взаимосвязи в конкретных сферах общества, выявляют их ключевые противоречия, проблемы, конструируют гипотезы и прогнозные варианты решений. Эмпирические обобщения, системы социальных фактов: обобщения на основе эмпирических данных, позволяющие выявить социальные факты и их системы, существенные взаимосвязи в объекте, предложить рекомендации по их использованию, перейти к теоретическим обобщениям среднего уровня и т.д.
Растущее и дифференцирующееся социологическое знание организуется в виде совокупности дисциплин. Дисциплинарная организация отвечает сразу двум функциям социологического знания: она выступает как естественный результат процесса познания. Наиболее четко она фиксируется в контексте второй, образовательной функции, поскольку этого требуют условия учебного процесса.
Третья, прикладная функция социологии означает ее участие в решении практических проблем и задач социальной жизни. На это специально ориентированы прикладные дисциплины, но в этот процесс вовлечены и другие уровни и слои социологического знания.
По мнению Т.И. Заславской, современная российская социология выполняет три главных функции. Первая из них носит внутринаучный характер и заключается в приращении фундаментальных и конкретных знаний о строении и функционировании общества и его крупных частей. Ее можно назвать научно-познавательной. Вторая функция, которую она называет политической, отражает взаимодействие социологии с властными органами и состоит в содействии эффективному руководству общественным развитием. В основном она сводится к обеспечению «обратных связей» управления путем информирования органов власти о том, как принимаемые ими решения реализуются на местах, к каким результатам это приводит, как можно повысить эффективность реформ. Третья функция науки связана с формированием гражданского общества. Она заключается в методически надежном, доступном широкой публике и регулярном информировании общества о сущности происходящих в нем процессов, их причинах и результатах. Называет эту функцию «гражданской».
На разных этапах развития социологии роль этих функций была различной. В дореформенный период (1965-1985) социология развивалась в трудных условиях. Сама специфика предмета этой науки, ориентированной на изучение реального состояния общества, обусловила преимущественно гражданскую, демократическую направленность социологических исследований. Причем отрицательное отношение власти к конкретной социологии, раскрывавшей слишком много того, что власть хотела бы утаить, содействовало довольно интенсивному развитию фундаментальных исследований, которые, как это ни парадоксально, тревожили власть существенно меньше. Однако суровая цензура препятствовала публикации общественно значимых результатов социологических исследований. В таких условиях влияние социологии на формирование общественного сознания не могло быть сильным, и она вынуждена была выполнять по преимуществу лишь одну, хотя и главную, научно-познавательную функцию.
Начало перестройки ознаменовалось прежде всего восстановлением гласности, постепенно переросшей в подлинную свободу слова. Открылись двери не только для современной западной, но и для ранее загнанной в подполье отечественной критической мысли. Оказавшись объектом активной критики, марксизм вскоре потерял прежний статус «единственно верного» учения об обществе. Его развенчание в свою очередь породило методологический кризис социальных наук, снижение их общественного престижа, коллапс обществоведческого образования. В результате реализация объективно расширившихся возможностей свободного творческого развития общественных наук частично парализовалась их внутренними трудностями.
По мнению Заславской Т.И, в последнее время заметно ослабела гражданская функция социологии, связанная с информированием и социальным просвещением общества. в последние годы социология потеряла ту массовую аудиторию, которой владела на грани 80-90-х годов. В результате снизился ее престиж.
Но наиболее сложно обстоит дело с выполнением политической функции социологии. Дело в том, что обычно наука и власть ориентируются на разные ценности и «говорят на разных языках». Поэтому они плохо понимают друг друга даже в спокойные времена, не говоря о таких конфликтных и сложных периодах, как переживаемый в настоящее время. Бесспорно, социология как наука об обществе должна содействовать повышению социальной эффективности проводимых реформ.
Заключение

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.
Социология наука - о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Возникнув в XIX в. как самостоятельная наука и заняв особое место в структуре научного знания, социология не только не утрачивает связей с другими отраслями науки, но и постоянно расширяет эти связи. Данное обстоятельство продиктовано сложностью и многообразием самого объекта исследования — общества, потребностью применения общенаучных методов его изучения.
Взаимодействие социологии с другими науками дает продуктивное приращение теоретического и эмпирического материала. В результате возникают новые научные дисциплины, научные направления и школы, которые зачастую нельзя отнести к какой-либо отдельной сфере научного знания.
Наиболее тесные связи социология имеет с социальной философией. Последняя является разделом философии, изучает качественное своеобразие общества (его отличие от природы, отношение общества и его подсистем: государства, религии, морали, культуры).
Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Это проявляется, в частности, в том, что другие общественные науки "социологизируются", в результате чего в их недрах формируются новые направления исследований -социальные: социально-экономические, социально-психологические, социально-политические, социально-демографические и др.
Большинство социологов активно участвовало в «перестройке» и последующих социальных преобразованиях. Так что без критического осмысления роли, сыгранной социологией в последнем десятилетии, мы вряд ли сможем правильно определить ее задачи на будущее.
Список литературы
Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете как социологии как общей науки об обществе // Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 35-39. 
Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 3-9. 
Казаринова н.в., Филатова О.Г. и др. Социология: Учебник для вузов. М, 1999. – 224 с.
Качанов Ю.Л. Социологические различия и социологический текст // Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 14-21. 
Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 106-119.
Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.
Социология: Учебное пособие/Удальцова М.В., Попкова Т.В., Булыгина А.А. и др. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.- 256 с.


Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науки об обществе // Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 35. 
Там же, С. 36. 
Общая социология: Учебное пособие./ Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.- с.46.
Общая социология: Учебное пособие./ Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.- с, с.48.
Лапин Н.И.Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 113.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с.14.
Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. -С.689.

Общая социология: Учебное пособие./ Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.- с.39.

Общая социология: Учебное пособие./ Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.- с.42.

Казаринова н.в., Филатова О.Г. и др. Социология: Учебник для вузов. М, 1999. – с.15.

Казаринова н.в., Филатова О.Г. и др. Социология: Учебник для вузов. М, 1999. – с.17.

Лапин Н.И.Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 118-119.
Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 6-7. 













2

Список литературы
1.Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете как социологии как общей науки об обществе // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 35-39.
2.Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.
3.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
4.Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 3-9.
5.Казаринова н.в., Филатова О.Г. и др. Социология: Учебник для вузов. М, 1999. – 224 с.
6.Качанов Ю.Л. Социологические различия и социологический текст // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 14-21.
7.Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 106-119.
8.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с.
9.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.
10.Социология: Учебное пособие/Удальцова М.В., Попкова Т.В., Булыгина А.А. и др. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.- 256 с.

Социология как наука об обществе



План

1. Место социологии в системе наук.

2. Функции социологии.

3. Используемая литература.





































Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, определенные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от

понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не понимать свою собственную функцию науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество – не механическое соединение различных механизмов управления, компетенция учреждений и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология – наука об обществе.

Социология (от лат.– общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Впервые понятие "социология" ввел в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально, социология указывает на обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Тот факт, что в середине ХІХв. Потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И как ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

С попыткой выделить социальное в узком смысле, то есть в рамках общества отличить социальные отношения, экономические, политические и другие, связано с образованием различных дисциплин социологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологических теорий так называемого среднего уровня, которые, с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой опирались на материал, собранный в эмпирических исследований. Особая форма знаний социологических, являются методика, техника и организация социологических исследований.

Узнать стоимость работы