Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Мифология и религия Древнего Египта.

  • 24 страницы
  • 3 источника
  • Добавлена 20.04.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Зарождение религиозных верований египтян. Вера во всемогущество бога
2. Храм как место отправления религиозных культов
3. Египетская мифомоторика
4. Мифы Древнего Египта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

А отец сказал потом богине Хатор:—Ступай с миром — довольно истреблять людей.И с тех самых пор раз в год праздновали люди праздник богини Хатор, вынося на улицу сосуды с пивом.А между тем бог Ра сказал богам с печалью в голосе:—Занемог я что-то! Устало сердце мое! Для чего истреблял я людей, если не истребил их совсем. Да, ослабли руки и ноги мои!И богиня Нут, видя усталость и изнеможение великого Ра, превратилась в корову, на которую воссел Ра, и повезла его на себе небесная корова. А тем временем увидели люди бога Ра, едущим на спине коровы, и взмолились, обращаясь к нему:—Не покидай нас, великий! Утешим мы сердце твое тем, что поразим всех врагов твоих!Ничего не сказал им уезжающий Ра, а люди, вооружившись копьями и луками, подняли руки на врагов Раи истребили их, что утешило бога Ра, сказавшего людям вскоре:— Искупили вы этим грехи тех, кто согрешил передо мной. Довольно истреблять!»О боге Ра в древнем Египте слагали не только мифы, но и гимны, в которых прославляли великого бога-созидателя:Хвала тебе, великий бог, родивший остальных богов!Сам себя создавший,Сотворивший небо и землю,Создавший себя силой плоти своей,Создал ты тело свое сам,—Нет отца, зачавшего тебя,Нет матери, родившей тебя,Нет места, из которого ты вышел.И лежала земля во мраке,А после того, как ты возник, явился свет,Озаривший Египет лучами своими,Когда засиял твой яркий диск,И прозрели люди, когда впервые сверкнул твой правый глаз, А твой левый глаз прогнал ночную тьму.Осирис в египетской мифологии являлся богом производительных сил природы и царем загробного мира. Он являлся четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.Царствуя в Египте, Осирис отучил людей от дикого образа жизни и людоедства. Он научил их сеять злаки, сажать виноградники, изготовлять пиво и вино, выпекать хлеб. Кроме того, он научил их добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он же научил людей строить города, врачевать.Не зря древние египтяне слагали в честь Осириса гимны:Владыка вечности, покорны тебе небо, звезды!Тот, по чьей воле родит поле пищу, растут растения!В преисподней сущие склоняются перед тобой,И ликуют предки, видя облик твой!С вечным саном, с укрепленной властью!Могучий и прекрасный среди богов!Творит тебе хвалы Египет!Ты утверждаешь истину на берегах обоих Нила! Сметаешь ты врагов, зло замышляющих!Младший брат Осириса, Сет, злой бог пустыни, пожел ал править вместо него и придумал, как погубить Осириса. После победоносного возвращения из похода в Азию Осирис устроил пир. Его брат пришел на пир вместе с 72 соумышленниками и велел внести роскошно украшенный ящик — видимо, саркофаг, — заявив при этом, что он будет подарен тому, кому придется впору. Все стали примерять ящик, а когда очередь дошла до Осириса, тот лег на дно ящика, как оказалось сделанного специально по его мерке. Заговорщики тут же закрыли крышку, залили ее свинцом, а ящик бросили в Нил.Течением ящик наконец прибило к берегу. Верная супруга Осириса — Исида нашла там тело мужа, нашла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына.Похоронив мужа, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала ребенка, которого назвала Гором.Когда же Гор вырос, он начал воевать с Сетом, правда вначале потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора. Но вскоре он все же победил Сета, отобрал у него вырванный глаз и дал проглотить мертвому отцу.Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон сыну Гору, стал царствовать в загробном мире. Вот как говорили об Осирисе древние египтяне:Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у всех других богов.Ты можешь быть луной, сияющей на ночном небе,Ты умеешь становиться юным, когда тебе угодно!Ты — великий Нил! Боги и люди питаются платой, льющейся из тебя!Но ты еще и царь преисподней!Сохранился древний папирус, на котором была описана сцена, когда жена Осириса Исида с сестрой Нефтидой находят тело убитого Сетом бога:Приближается Исида,Приближается Нефтида,Одна — справа,Другая — слева,Одна в образе птицы Хат,Другая — в образе соколицы.Нашли они Осириса,Убитого братом Сетом в земле Недит.Приближается птица Хат,Приближается соколица,То Исида и Нефтида.Пришли они, обнимают брата своего, Осириса.Спеши, спеши!Плачь о брате своем, Исида!Плачь о брате своем, Нефтида!Сидит Исида, и руки ее на главе ее,А Нефтида сжала концы грудей своих,Горюя о брате своем, Осирисе.Что касается Исиды, то в египетской мифологии она считалась богиней плодородия, воды и ветра, а также символом семейной верности и женственности.В древнеегипетских мифах подробно описывается жизнь Исиды в болотах дельты Нила, где она вынашивала, а потом воспитывала своего сына.Однажды в ее отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела», как сообщал текст стелы Меттерниха «Исида и Гор в болотах Дельты». Исида вернулась, начала кричать, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими заклинаниями быстро исцелил мальчика.Когда Гор подрос, Исида пришла с ним на суд эннеады (девятки богов), чтобы требовать для него, законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета ее отстранили от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове, строго-настрого приказав перевозчику Немти не доставлять туда Исиду.И все же мудрая богиня обманула Сета. Она приняла образ старухи и подкупила перевозчика золотым кольцом.На острове Исида превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету придуманную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца.Сет, возмутившись, воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.Как воплощение божества в Древнем царстве также почитались животные, растения и некоторые предметы. Эти верования являлись пережитком тотемизма у племен, которые населяли долину Нила задолго до Древнего царства. Олицетворением бога Луны Тота были собакоголовая обезьяна — павиан и птица ибис, а Солнце — Ра — в храме в городе Гелиополе представлял каменный столб.Широко распространено в Древнем царстве было колдовство.Боги являлись олицетворением сил природы. Объяснение жрецами природных явлений превращалось в сложные богословские построения.Особое распространение получило учение гелиопольских жрецов. Согласно ему, мироздание являлось цепью порождений одними природными силами — богами — других природных сил, которые также считались богами.Более отвлеченным являлось учение, которое развили жрецы города Мемфиса. Правда, оно дошло до нас в поздней копии культового текста, но по языку и орфографии текст относится к периоду Древнего царства.Это учение изображало бога Птаха соединением разных божеств, одновременно изначальным веществом — первобытной водой и почвой, мировым разумом («сердцем») и волеизъявителем («языком»).Главными жрецами Птаха были обыкновенно верховные руководители государственных мастерских, которые считались как бы «сердцем» и «языком» различных производств.Как правило, обосновывая свое учение, жрецы ссылались на пример деятельности человека: «глаза смотрят, уши слышат, нос обоняет воздух; доводят они до (сведения) сердца; оно дает выйти всякому умозаключению; язык повторяет задуманное сердцем: так творится всякая работа, всякое мастерство, творчество рук, хождение ног, движение всякого члена, согласно этому приказанию, измышленному сердцем, вышедшему с языка».Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас».Птах считался покровителем ремесел, искусств, а также богом истины и справедливости.Женой Птаха была Сехмет, а сыном — Нефертум.Сехмет в египетской мифологии считалась богиней войны и палящего солнца. Ее священное животное — львица. Поэтому и сама она изображалась в виде женщины с головой львицы. Во время битвы Сехмет охраняла фараона, находясь рядом с ним. Она повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожало все вокруг. Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь. Вместе с тем она считалась богинейцелительницей, покровительствующей врачам, которые считались ее жрецами.Нефертум в египетской мифологии — бог растительности. Он изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера.ЗАКЛЮЧЕНИЕПонятия бессмертия души и ее возрождения — это краеугольный камень мировоззрения древних египтян, как и многих других древних культур. В основе лежит идея о том, что каждая душа совершает большое путешествие, проходя через долгую последовательность реинкарнаций, или воплощений в разные тела, в соответствии с приобретенным ею до этого опытом. И наша земная жизнь — это лишь краткий миг, один день этой подлинной жизни души, поэтому относительно этого мига душа бессмертна, она на самом деле не умирает, изменяются лишь формы и условия ее существования.Точно так же Жизнь и Смерть — это просто две стороны одной медали, два проявления единой Жизни. И когда нам «тут» кажется, что человек умирает, то в этот же момент он рождается «там», куда уходит его душа, продолжая свое странствие, и наоборот, рождаясь «здесь», он на время умирает «там», покидая невидимый нам мир. Следовательно, та часть нашей жизни, которая проходит «там», более важна, чем та, что протекает «здесь», так как душа человека проводит там много больше времени, чем здесь, и поэтому египтяне считали жизнь «там» подлинной жизнью в отличие от иллюзорной и скоротечной жизни «здесь», похожей больше на сон, забвение. Всеми нашими поступками, как «здесь», так и «там», мы создаем условия для наших будущих воплощений и возвращений обратно. Именно поэтому для древних египтян был так важен суд богов после смерти и происходившее на нем взвешивание души — не только и не столько как подведение итогов этой краткой земной жизни, но, что много важнее, как определение дальнейшего пути души. Символически это изображалось тем, что душа или будет путешествовать вместе с богами в Ладье Солнца, или будет «съедена», то есть брошена вновь в колесо воплощений для искупления последствий своих мыслей и поступков.Так как земной мир является отражением мира небесного, то и в путешествии души «там», которое обычно связывается с путешествием по загробному или подземному миру, она точно так же столкнется с трудностями и опасностями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАссман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с немецкого М.М.Сокольской. – М.: Языки славянской культуры. – 2004.Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. – М.: «Новый Аккрополь». – 1996. Всемирная история в 24-х тт. – Т.1. – Минск: Литература. – 1998.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с немецкого М.М.Сокольской. – М.: Языки славянской культуры. – 2004.
2.Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. – М.: «Новый Аккрополь». – 1996.
3.Всемирная история в 24-х тт. – Т.1. – Минск: Литература. – 1998.

Содержание

Введение

1. Культура Древнего Египта

1.1 Географические и хронологические границы

1.2 базовые Социальные культуры Древнего Египта

1.3 Феномен пирамид

1.4 Особенности духовной культуры

1.5 Эллинистический Египет

2. Религия Древнего Египта

3. Египетской мифологии

Вывод

Использована литература

1. Культура Древнего Египта

1.1 Географические и хронологические границы

Осью древнеегипетской культуры и цивилизации стала самая крупная река Северной Африки - Нил. Жизнь была сосредоточена по берегам Нила на протяжении тысячи километров до нынешней границы с Суданом, до порогов, делавших с этого места несудоходным. В "ширина" жизнь не простиралась более чем на 20 - 30 км, охватывая не более 3 - 4 % территории Египта. Эта картина не слишком изменилась и по сей день. О значении Нила в жизни Египта говорит такой любопытный факт. Когда египтяне стали переплывать Средиземное море, чтобы добраться до Европы, они были удивлены тем, что и там живой, что есть горы и реки, но тот факт, что "река течет вспять" (с Севера на Юг, в отличие от Нила).

До того места, куда разливающийся из года в год воды Нила приносили ил, земля была черной и плодородной. Поэтому народ из Египта и называли свою страну - Кеме, что означает Черный. Реальная граница причудливо извивающейся линией проходила там, где заканчивается черная земля. С нее начинается суровый мир песчаных и каменных пустынь, Красная страна - Дезире. Правда, эти земли не были довольно пустынные. К западу от долины Нила, недалеко от оазиса, пасли свои стада кочевые племена ливийцев на востоке - семитов. Кеме, также состояла из двух частей, верхнего Египта и нижнего египта. Верхний Египет простирался от первого водопада до первого отраслей delta, а в Нижней части - был разрезанную речными рукавами заболоченную местность и, хотя ни один из рукавов не превышает 150 км, самая большая-около была Выше Египетской. Вместе верхнего и нижнего Египта Египет занимают территорию, равную только половине сегодняшней Венгрии. Тем не менее, на территории Древнего Египта кормилось огромное количество людей. И в тогдашнем еще малонаселенном мире Египет был, во всяком случае, в самой населенной стране.

для того, чтобы справиться с непростыми природными условиями можно было, только объединив усилия. Кто не рыл каналы, не носил землю, возводил насыпь, был осужден. Таким образом, в Египте сложилась форма добровольно-принудительного труда, сопоставимых с рабским. Она была применена в дальнейшем и при строительстве пирамид, которое вменялось очень большого количества людей, как труда или обязательный.

Узнать стоимость работы