Журналистская деятельность Гиляровского

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История журналистики
  • 3131 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 16.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Биография Владимира Алексеевича Гиляровского 5
2. Анализ творчества В.А. Гиляровского
2.1 Гиляровский – «король репортажа» 11
2.2 Гиляровский – великий поэт и прозаик 15
3. В.А. Гиляровский глазами своих современников
3.1 Воспоминания К. Паустовского
Заключение 25
Фрагмент для ознакомления

Важно то, что они определяли собой свое время».
Таким был Владимир Александрович Гиляровский – писатель, поэт, репортер; знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости российского народа.
3.2. М.П. Чехов – «Дядя Гиляр»
Чехов однажды в шутку сказал Владимиру Алексеевичу Гиляровскому: «Ты – курьерский поезд. Остановка – пять минут. Буфет». Это не было чистой метафорой, потому что курьерские поезда действительно наложили заметный отпечаток на образ жизни знаменитого московского репортера и писателя. Сегодня здесь, завтра там... Сам Гиляровский писал о себе так: «У репортера тех дней не было прочных привязанностей, не могло быть...».
Однажды, во время раннего пребывания семьи Чеховых в Москве, в гости к ним приехал В.А. Гиляровский. Прибытие писателя пришлось на воскресенье. По такому случаю мать Чехова испекла капустный пирог и «достала водочки». Семья Чеховых раньше никогда не сталкивалась с этим человеком, поэтому ожидания были самыми разнообразными. По впечатлениям Чехова, Владимир Алексеевич Гиляровский - еще молодой человек среднего роста, могучий и коренастый. На ногах – огромные охотничьи сапоги. От него веяло необыкновенной жизнерадостностью. Он сразу стал обращаться ко всем на «ты»; «предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел…(»
С тех пор Гиляровский стал бывать в доме Чеховых при каждом удобном случае. Все члены семьи уважали его и восхищались им не только как человеком, но и как профессионалом. «Как репортер он был исключителен», - писал М.П.Чехов.
Гиляровский был знаком со многими представителями власти – все знали его и он знал всех; не было такого места, куда бы он не сунул своего носа, и он держал себя запанибрата со всеми, начиная с графов и князей и кончая последним дворником и городовым. Он всюду имел пропуск, бывал там, где не могли бывать другие, во всех театрах был своим человеком, не платил за проезд по железной дороге и так далее. Он был принят и в чопорном Английском клубе, и в самых отвратительных трущобах Хитрова рынка. «Когда воры украли у меня шубу, то я прежде всего обратился к нему, и он поводил меня по таким местам, где могли жить разве только одни душегубы и разбойники»(, - вспоминал М.П.Чехов.
Художественному театру нужно было ставить горьковскую пьесу "На дне" - Гиляровский знакомил его актеров со всеми "прелестями" этого дна. Не было такого анекдота, которого бы он не знал, не было такого количества спиртных напитков, которого он не сумел бы выпить, и в то же время это был всегда очень корректный и трезвый человек. Гиляровский обладал громадной силой, которой любил хвастануть. Он не боялся решительно никого и ничего, обнимался с самыми лютыми цепными собаками, вытаскивал с корнем деревья, за заднее колесо извозчичьей пролетки удерживал на всем бегу экипаж вместе с лошадью. В саду "Эрмитаж", где была устроена для публики машина для измерения силы, он так измерил свою силу, что всю машину выворотил с корнем из земли. Когда он задумывал писать какую-нибудь стихотворную поэму, то у него фигурировали Волга-матушка, ушкуйники, казацкая вольница, рваные ноздри.
М.П.Чехов стал «крестным отцом» Гиляровского в литературе, именно он был инициатором издания первых прозаических произведений Владимира Алексеевича.


Заключение
Таким образом, вклад В.А. Гиляровского в отечественную журналистику трудно переоценить. Он был великим прозаиком; в своих рассказах он описывал реалии современной жизни. Поэтические произведения В.А. имеют не меньшую художественную ценность, чем прозаические – каждое стихотворение наполнено искренностью, жаждой жизни и справедливости.
Но, все – таки, наибольшую славу В.А. Гиляровскому принесла репортерская деятельность. Гиляровский много писал о трагедиях: убийствах, грабежах, пожарах, о погибающих от голода и холода людях, о жертвах железнодорожных и иных катастроф, об обреченных на смерть рабочих. «Несмотря на драматичность ситуаций, в его репортажах нет чувства безысходности. Рассказывая о катастрофе на фабрике Хлудова и приведя в конце репортажа перечень погибших, Гиляровский не играет на чувствах читателей, а стремится в целомудренной манере привлечь внимание к пожертвованиям в пользу семей погибших. Такая концовка разряжает напряжение сознанием того, что народ знает, что делать»(.
Репортажи Гиляровского заставляют реалистично прочувствовать описанную проблему. Читатель как будто побывал ТАМ, видел ТО, что произошло своими глазами. Яркость, реалистичность, точность, правдивость - главные черты репортажей Владимира Алексеевича. Именно этого частенько и не хватает современным репортерам. Самое уникальное свойство репортажей Гиляровского - не просто сообщать читателю о возникшей проблеме, а помогать, побуждать к действиям. Репортажи В.Гиляровского работали на благо людей. К сожалению, в наше время мы отвыкли от того, что журналистский материал может помочь людям, от того, что всегда можно верить. Факты сейчас зачастую не проверяются, события не изучаются, часто и репортер не бывает в гуще событий.
Ровно полвека прожил Гиляровский в Москве, став культовой фигурой для города, своего рода «московской достопримечательностью». Адрес писателя – Столешников переулок, дом 9 – был известен каждому москвичу.
Личность Гиляровского обладала необыкновенной притягательной силой и почти у всех вызывала чувство симпатии. «В нем есть кое-что ноздревское, беспокойное, шумливое, – писал Чехов, – но человек это простодушный, чистый сердцем, и в нем совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам»(.
Теплые приятельские отношения связывали Гиляровского и со многими знаменитыми людьми его времени – Л. Н. Толстым, Г. И. Успенским, А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. А. Блоком, А. М. Горьким, Л. Н. Андреевым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным и др. О своих встречах с деятелями русской культура Гиляровский написал интереснейшие воспоминания.
В своей репортерской деятельности Гиляровский придерживался заповеди «не зевай». И еще придерживался одного правила: забыть раз и навсегда слово «не знаю».
Работая у Н. И. Пастухова в «Московском листке», Владимир Алексеевич по ночам писал стихи, очерки, рассказы, а днем добывал для газеты материал о московской жизни. За день в каких только учреждениях и общественных местах он не бывал, с какими людьми не встречался и на какие темы не вел разговоров! На газетной работе он кипел и горел, или, как сам писал, «со всех концов себя палил» в бурлящем водовороте московской жизни.

Репортерские труды, прозаические произведения, стихотворное наследие Владимира Алексеевича Гиляровского представляют собой важное историческое наследие и являются поучительными для каждого представителя современной журналистики. Опыт дяди Гиляя, «короля репортажа», может и должен быть востребован (актуализирован) современной российской журналистикой.














Список литературы
1.Выдающиеся Вологжане: Библиографические очерки. – Ред. совет «Вологодская энциклопедия». – В.: Русь, 2005
2. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917)/Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2004
3. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2004
4. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб: Знание, 2005
5. Киселева Е.Г. Гиляровский и художники. – 5 – е изд. – М.:АСТ, 2005
6. Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляре. – М.: АСТ, 2007
7. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000)/Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2004
8. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2006
9. Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. – М.: АСТ, 2004
10. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М.: РИП – холдинг, 2005
11. Хачатуров К.А. Три знака времени. Полвека в международной журналистике. – М.: Международные отношения, 2005
12. Энциклопедия «Кругосвет». – М.:ЭКСМО», 2005
13. Интернет: http//www.booksite.ru/Из воспоминаний о В.А.Гиляровском
14. Интернет: http//www.vikipedia.ru//
15. Интернет: http//www.textshare.ru/Гиляровский В.А. Москва и Москвичи.
16. Журнал «Слово». Ирина Белякова. Уроки репортерского мастерства Владимира Гиляровского, №2, май 2007

Приложение 1
Катастрофа на Ходынском поле (Гиляровский В.А.) – фрагмент статьи
Причину катастрофы выяснит следствие, которое уже начато и ведется. Пока же я ограничусь описанием всего виденного мной и теми достоверными сведениями, которые мне удалось получить от очевидцев. Начинаю с описания местности, где произошла катастрофа. Неудачное расположение буфетов для раздачи кружек и угощений безусловно увеличило количество жертв. Они построены так: шагах в ста от шоссе, по направлению к Ваганьковскому кладбищу, тянется их цепь, по временам разрываясь более или менее длительными интервалами. Десятки буфетов соединены одной крышей, имея между собой полторааршинный суживающийся в середине проход, так как предполагалось пропускать народ на гулянье со стороны Москвы именно через эти проходы, вручив каждому из гуляющих узелок с угощением. Параллельно буфетам, со стороны Москвы, т. е. откуда ожидался народ, тянется сначала от шоссе глубокая, с обрывистыми краями и аршинным валом, канава, переходящая против первых буфетов в широкий, сажень до 30, ров, — бывший карьер, где брали песок и глину. Ров, глубиной местами около двух сажен, имеет крутые, обрывистые берега и изрыт массой иногда очень глубоких ям. Он тянется на протяжении более полуверсты, как раз вдоль буфетов, и перед буфетами имеет во все свое протяжение площадку, шириной от 20 до 30 шагов. На ней-то и предполагалось, по-видимому, установить народ для вручения ему узелков и для пропуска вовнутрь поля. Однако вышло не так: народу набралась масса, и тысячная доля его не поместилась на площадке. Раздачу предполагали производить с 10 часов утра 18 мая, а народ начал собираться еще накануне, 17-го, чуть не с полудня, ночью же потянул отовсюду, из Москвы…

Приложение 2
Гиляровский В.А. Москва и москвичи (фрагмент из вступительной главы)
Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я - москвич!
...Минувшее проходит предо мною...
Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где
окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую
Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу
и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором
чудесных зал.
...В "гранит одетая" Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами.
От них сбегают широкие каменные лестницы. Скоро они омоются новыми волнами:
Волга с каждым днем приближается к Москве.
Когда-то на месте этой каменной лестницы, на Болоте, против Кремля, стояла на шесте голова Степана Разина, казненного здесь. Там, где недавно,
еще на моей памяти, были болота, теперь - асфальтированные улицы, прямые,
широкие. Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. Один за другим поднимаются первоклассные заводы.
Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы.
В них входят стадионы - эти московские колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мертвой пустыне Кара-Кумов, и на "Крыше мира", и в ледниках Кавказа.

Москва вводится в план. Но чтобы создать новую Москву на месте старой,
почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя,
нужны особые, невиданные доселе силы...
Это стало возможно только в стране, где Советская власть.
Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира. Это на наших глазах…








( Выдающиеся Вологжане: Библиографические очерки. Ред. совет «Вологодской энциклопедии». – В.: Русь, 2005, с.213
( Выдающиеся вологжане: Библиографические очерки. Ред. совет «Вологодской энциклопедии». – В.: Русь, 2005, с 219
( Выдающиеся Вологжане: Библиографические очерки. – Ред. совет «Вологодской энциклопедии». – В.: Русь, 2005, с. 225
( Киселева Е.Г. Гиляровский и художники. – 5 – е изд. – М.: АСТ, 2005, с.79
( Выдающиеся Вологжане: Библиографические очерки. Ред. совет «Вологодской энциклопедии». – В.: Русь, 2005, с. 236
( см. Приложение 2
( см. Приложение 1
( Интернет: http//www.booksite.ru/Из воспоминаний о В.А.Гиляровском, с.4
( Интернет: http//www.booksite.ru/Из воспоминаний о В.А.Гиляровском, с.7
( Интернет: http//www.booksite.ru/Из воспоминаний о В.А.Гиляровском, с.9
( Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляре. – М.:АСТ, 2007, с.45
( Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляре. – М.:АСТ, 2007, с.36
( Журнал «Слово», Ирина Белякова. Уроки репортерского мастерства Владимира Гиляровского, №2, май 2007, с.17
( Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляре. – М.: АСТ, 2007, с.41












2

1.Выдающиеся Вологжане: Библиографические очерки. – Ред. совет «Вологодская энциклопедия». – В.: Русь, 2005
2. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917)/Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2004
3. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2004
4. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб: Знание, 2005
5. Киселева Е.Г. Гиляровский и художники. – 5 – е изд. – М.:АСТ, 2005
6. Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляре. – М.: АСТ, 2007
7. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000)/Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2004
8. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2006
9. Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. – М.: АСТ, 2004
10. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М.: РИП – холдинг, 2005
11. Хачатуров К.А. Три знака времени. Полвека в международной журналистике. – М.: Международные отношения, 2005
12. Энциклопедия «Кругосвет». – М.:ЭКСМО», 2005
13. Интернет: http//www.booksite.ru/Из воспоминаний о В.А.Гиляровском
14. Интернет: http//www.vikipedia.ru//
15. Интернет: http//www.textshare.ru/Гиляровский В.А. Москва и Москвичи.
16. Журнал «Слово». Ирина Белякова. Уроки репортерского мастерства Владимира Гиляровского, №2, май 2007

Вопрос-ответ:

Каким был Владимир Александрович Гиляровский?

Владимир Александрович Гиляровский был писателем, поэтом, репортером; знатоком Москвы и России, человеком с большим сердцем, чистым образцом талантливости.

Каким журналистская деятельность Гиляровского была известна?

Журналистская деятельность Гиляровского была известна как "король репортажа".

Чему еще Гиляровский был известен помимо журналистской деятельности?

Гиляровский был известен как великий поэт и прозаик.

Как современники описывали Владимира Алексеевича Гиляровского?

Современники описывали Гиляровского как писателя, которого нельзя не запомнить. Воспоминания К. Паустовского о нем особенно ценны, так как они отражают его значимость и влияние на литературу и общество.

Биографические сведения о Владимире Алексеевиче Гиляровском?

Владимир Алексеевич Гиляровский был писателем, родился 26 июля 1853 года в Орле, умер 10 октября 1935 года в Москве. Он окончил юридический факультет Московского университета, но всю свою жизнь посвятил литературе и журналистике.

Какова биография Владимира Алексеевича Гиляровского?

Владимир Алексеевич Гиляровский был писателем, поэтом и репортером. Он обладал щедрым сердцем и был признанным знатоком Москвы и России. Гиляровский являлся чистейшим образцом талантливого человека своего времени. Его биография включает множество интересных историй о его трудолюбии и любви к литературе.

Почему Гиляровский назывался "королем репортажа"?

Гиляровский был известен как "король репортажа" благодаря своему уникальному стилю журналистской работы. Он принес новый подход к описанию событий и созданию репортажей, запечатлевая на страницах своих произведений жизнь Москвы и России. Благодаря своему живому и яркому стилю, Гиляровский стал одним из наиболее известных и востребованных журналистов своего времени.

В чем особенности творчества В.А. Гиляровского?

Творчество В.А. Гиляровского характеризуется его уникальным способом описания реальности. Он был великим поэтом и прозаиком, способным передать на бумагу эмоции и атмосферу окружающего мира. Гиляровский обладал неповторимым стилем, который делал его произведения оригинальными и узнаваемыми. Он принадлежит к числу наиболее значимых писателей и поэтов своего времени.

Какие воспоминания о Гиляровском оставил К. Паустовский?

К. Паустовский оставил воспоминания о Гиляровском, где рассказывает о его великом таланте и преданности литературе. Паустовский восхищался Гиляровским и считал его чистейшим образцом талантливого человека. В своих воспоминаниях он отмечал, что Гиляровский определял свое время и был признанным знатоком Москвы и России. Паустовский высоко ценил вклад Гиляровского в развитие литературы.