Вам нужен реферат?
Интересует Международные Отношения?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Модернизация сознания населения глобализирующихся стран.

  • 37 страниц
  • 18 источников
  • Добавлена 29.06.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План:

Введение
Особенности экономической модернизации глобализирующихся стран
Модернизация в области социокультуры
Основные тенденции политической модернизации
Формирование новой модели международных отношений
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Румынию к концу 1980-х годов характеризует изоляционизм, культ личности и радикализм во имя достижения идеологической и культурно-политической замкнутости. Путь политической модернизации, на который наложилось наследие «режима Чаушеску» был нелегким. На рубеже 1990-х гг. в Румынии наблюдалась самая высокая среди стран региона степень преемственности политической элиты, а старая национал-коммунистическая идеология продолжалась в современной национальной риторике. В 2000-е годы в Румынии стал набирать силу социал-демократический дискурс, отличающийся большей открытостью, и даже обозначилась либерализация прав и свобод, в том числе в спорах вокруг конституции.
В результате переворота 1989 г. в Румынии носитель тоталитарного контроля - Румынская коммунистическая партия - оказалась на обочине общественного развития. Это позволило очень быстро организоваться общественным силам различных направлений и начать заполнять возникший политический вакуум. После нескольких десятков лет безраздельного господства коммунистической номенклатуры было положено начало формированию многопартийной политической системы, основанной на политико-идеологическом плюрализме.
Когда в Восточной Европе появилась возможность демонтажа бюрократического социализма, в Румынии в отличие от ряда соседних стран, где господство тоталитаризма не было столь подавляющим, не оказалось организованной силы, способной квалифицированно решить эту задачу. В таких условиях более дальновидная часть коммунистической номенклатуры взяла на себя дело ликвидации прежнего режима. Развитие постдиктаторской Румынии планировалось осуществить по типу советской перестройки.
Полное отстранение от власти прежней политической элиты, последовательно отвергавшей любой компромисс с оппозицией, имело место лишь в Чехословакии, где, как следствие подавления Пражской весны, была выхолощена ее способность видеть перспективы развития. В других странах Центрально-Восточной Европы правящие партийно-государственные элиты были вынуждены под давлением оппозиции или массового движения делиться властью с другими политическими силами.
Таким образом, несмотря на разнообразие подходов к политической модернизации и ее темпам, на современном этапе существует потребность в новых механизмах регулирования внутриполитических отношений. Политическая модернизация, согласно, классической модели, является следствием экономической и гуманитарной модернизации. Однако, приведенные примеры свидетельствуют о том, что каждое их глобализирующихся государств идет по своему пути, форсируя данные процессы либо умышленно их замедляя.

Формирование новой модели международных отношений

Понятие «международный порядок» относится к глобальной общности, образованной совокупностью различных акторов, действующих на мировой арене. В последние десятилетия международные отношения претерпевают коренные изменения международного порядка. Особое влияние оказывают такие факторы, как рост взаимозависимости в мире, процессы международной интеграции и глобализации, новые вызовы и угрозы, они создают для государств, как определенные дополнительные возможности, так и существенные риски. Динамичный глобальный мир требует геостратегического позиционирования государств, необходимо максимально конструктивное взаимодействие с основными акторами на международной арене.
В регионе Центральной и Восточной Европы к середине 1990-х гг. сформировавшийся баланс в разделении властей способствовал дальнейшему демократическому развитию этих стран. Подготовка к вступлению в ЕС и сам процесс интеграции повлекли за собой установление нового равновесия: происходило уменьшение значения национальных парламентов как законодательных органов — около 60 % их функций перешло в руки органов Евросоюза. Считается, что парламент в значительной мере потерял свою функцию форума политических дебатов, и его роль сведена к роли института, который занимается имплантацией права Евросоюза в законодательство страны. Одновременно полномочия исполнительной власти все больше разрастаются, что связано с механизмом принятия решений в рамках Евросоюза. Происходит ослабление роли правительств. Согласование политики осуществляется на уровне центральной бюрократии ЕС. А вот влияние членства в Евросоюзе на функционирование государственной и самоуправленческой администрации стало возрастать. В конституции были внесены поправки, направленные на передачу тех или иных полномочий с национального уровня на европейский. Тем самым новые страны ЕС (Венгрия, Польша, Чехия, Румыния, Болгария) сознательно пошли на ограничение части своего суверенитета.
В глобализирующемся мире суверенное государство сталкивается с рядом вызовов. Они являются результатом действия объективных экономических и политических факторов, возникающих в процессе глобализации. Привычные принципы международных отношений оказываются под вопросом, они подвергаются серьезному переосмыслению. В реальной же практике международной интеграции функциональное сотрудничество не ведет автоматически к «отмиранию суверенитета». Более того, европейский процесс показал, что особенно болезненной является именно проблема передачи государствами части их политической и военной компетенции.
Процесс демократизации стран региона был сложным и противоречивым, с одной стороны, стимулировавшимся овладением западноевропейским опытом в ходе подготовки к вступлению в ЕС и самой интеграцией, а с другой стороны — осложненным трудностями переходного периода, а затем вхождения в мировой финансово-экономический кризис. Это наглядно и поэтапно просматривается в привязке динамики индексов уровня демократии к началу ХХI в., к двум периодам вступления стран региона в ЕС — 2004 г. «Вышеградской четверки» и Словении и 2007 г. Болгарии и Румынии.
На венгерском примере проследим, как осуществлялась модель включения в европейскую интеграцию стран Центральной Европы. В области внешней политики Венгрии в 1990-2000 гг. неизменно присутствовали три основных приоритета: интеграция в евроатлантические структуры, отношения с сопредельными странами, защита прав проживающих в этих странах венгров. С 1990 г. Венгрия первой среди стран Центральной и Восточной Европы стала полноправным членом Совета Европы, с 1994 г. - ассоциированным членом Европейского Союза, с 1996 г. - членом Организации экономического сотрудничества и развития, а в 1997 г. Европейский Совет начал переговоры о присоединении к ЕС шести стран «первой волны», в том числе Венгрии. Венгрия - единственная страна Центральной и Восточной Европы, где по вопросу о вступлении в НАТО был проведен референдум, на котором большинство населения (85% принявших участие) высказалось за выступление. Тесное взаимодействие Венгрии с НАТО, начиная с середины 90-х гг. привело к приему страны в альянс 12 марта 1999 г. Сразу после вступления Венгрия была вовлечена в косовский конфликт (важный аспект - это снижение роли суверенного государства в современных международных отношениях) и вынуждена была исполнять союзнические обязательства, которых она, возможно, предпочла бы избежать: предоставление в распоряжение НАТО военных аэродромов, с которых происходили бомбардировки Югославии, в том числе и областей с венгерским населением, отправка в Косово венгерского военного контингента.
В 90-е годы происходит и переориентация польской внешней политики на Запад. Ее основными целями стали вступление Польши в НАТО и Европейский Союз. Польша официально была принята в НАТО в марте 1999 г. Как считают сами поляки, благодаря членству в Североатлантическом альянсе Польша оказалась в сфере влияние Запада и обеспечила свою безопасность.
Таким образом, создание Европейского союза и расширение НАТО стало попыткой построить наднациональную политическую систему нового порядка, однако на данный момент она все же совмещает власть национальных правительств, которые и проводят политику, и наднациональных органов власти, которые по большей части выполняют роль консультативных советов и трибун для поиска поддержки.
Современный институт глобального управления охватывает множество формальных и неофициальных структур политической координации, предназначенных для того, чтобы понять и согласовать общие цели посредством создания или претворения в жизнь глобальных межнациональных правил и регулирования трансграничных проблем.
Например, Китай, создал собственную модель повышения качества взаимодействия, инициируя такую форму сотрудничества как стратегический диалог. В мае 2009 г. Пекин инициировал новый формат стратегического экономического диалога с США, ставящей целью усилить роль китайско-американского сотрудничества в создании новой глобальной финансовой архитектуры, в которой он имел бы возможность активнее влиять на мировые дела и шире внедрять в международные расчеты китайский юань.
В том же 2009 году прошел второй раунд стратегического экономического диалога между Китаем и Японией. Его главные цели: усилить взаимодействие Китая и Японии в обстановке мирового финансового кризиса; сотрудничать в деле реализации договоренностей, достигаемых на финансовых саммитах «Большой двадцатки»; принимать более эффективные меры по защите стабильности финансового рынка в интересах восстановления роста экономик своих стран и мировой экономики в целом; обратить особое внимание на сотрудничество в областях энергосбережения и охраны окружающей среды; усилить экономическое и финансовое сотрудничество на региональном уровне.
Главная стратегическая проблема, которую Китай пытается решить на пути модернизации, это преодоление дисбаланса между экономическим и политическим статусом Китая. Эти попытки идут по ряду направлений: углубляя экономическую, финансовую и технологическую взаимозависимость с США, ЕС, Японией; продолжая развивать рыночные реформы и начиная реформы политические; придавая новый, кооперативистский, характер отношениям с США.
Особенно контрастной (по сравнению с эпохой биполярности и неприсоединения) выглядела международная переориентация Индии, которая началась в 1990-е годы. Объективный ход социально-экономического развития Индии привел ее к рубежу, когда для дальнейшего рывка стране был остро необходим приток передового технологического опыта, зарубежных инвестиций и общего прироста связей с наиболее развитыми государствами. Примерно к этому же времени стало очевидным «истощение наследия» традиционного гандизма. Индия успешно включилась в экономическую глобализацию. Благодаря аутсорсингу индийские наукоемкие предприятия стали работать на транснациональные корпорации, обогащая себя, принося доходы корпорациям и наращивая индийский производственно-технологический потенциал. Таким образом, распад биполярности не помешал Индии использовать новые характеристики глобальной ситуации себе во благо, расширив пространство международного маневрирования.
Сложным оказался период адаптации к новым геополитическим условиям для восточноевропейского региона постсоветского пространства – Украины и Молдавии. В 1990-х годах в регионе образовался своеобразный геополитический вакуум, заполнить который уже долгое время стремились западные страны, в частности путем расширения НАТО на Восток. Решение проблемы было найдено Западом в расширении ранее созданных евроатлантических и европейских институтов на пространство Центральной, Восточной и Южной Европы - до границ Украины, Белоруссии, и Молдавии. В настоящее время с ослаблением Черноморского флота роль Молдавии в качестве сухопутного пути к Средиземноморью только возрастает. За последние годы геостратегическое значение региона усилилось за счет обретения Молдавией выхода к Дунаю (около 650 м.), который она получила по договору с Украиной в обмен на часть своей территории. Государственный интерес для Молдавии представляет постройка на берегу Днестра, в непосредственной близости от Черного моря, терминала для доставки морем в Молдавию необходимых нефтепродуктов. Осложняет участие в глобализационных процессах такого слабого на международной арене актора, как Молдавия, различные подходы крупных держав и организаций (США, России, ЕС, НАТО) к вопросу разрешения приднестровского конфликта. А череда событий 2003-2006 годов на территории постсоветского пространства – «цветные революции» в Грузии, Украине, Киргизии, а также выборы в Молдавии в купе с выбором европейской ориентации республики – позволили говорить об изменении системы международных отношений на пространстве бывшего СССР, о начале нового этапа политических трансформаций.
Сущность глобального управления заключается в том, что порожденный глобализацией процесс далее вступает в новую фазу, а потому уже сам влияет на глобализацию и ее последствия. Интеграция и регионализация рассматриваются в этом ключе как субпроцессы, воздействие на которые оказали глобализация и институционализация глобального мирового порядка. Создание в последние годы XX столетия таких региональных организаций как Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества и ряда других показало всеобъемлющий процесс экономической, социальной, культурной и прочих форм интеграции.
На рубеже тысячелетий развитие человечества вступило в новое качество, существенно меняющее всю систему мировых связей и отношений. Современные международные отношения переживают период интенсивности, формирования новых экономических, политических и культурных тенденций, далеко выходящих за рамки отдельных государств.

Заключение

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что глобализирующиеся страны вносят путем собственных модернизационных процессов свой вклад в дело расширения мирового сотрудничества, преодоления изоляции. Сущностной чертой глобализации, выступающей в роли ее идеологического оформления является тезис о внедрении и доминировании в повседневной практике международных отношений и массовом сознании принципиально новых и универсальных либерально-демократических ценностей, прежде всего связанных с обеспечением и соблюдением прав человека и гражданина. И, несмотря на то, что глобализирующиеся страны модернизируются согласно различным схемам, зачастую неравномерно по тем или иным направлениям, и каждый регион, будь то Юго-Восточная Азия, Восточная и Центральная Европа, постсоветское пространство, все они представляют уникальный пример движения вперед, борьбы с издержками прошлых экономических систем, политических режимов, социокультурных и гуманитарных ограничений.
Конечно же, осуществление на практике идеалистических парадигм теории международных отношений, ратующих за мировой порядок, построенный на принципе согласия, толерантности и уважения национальных особенностей вряд ли осуществим в ближайшем будущем. Однако, со всей уверенность можно сказать, что умеренный реализм и постмодернизм, в лоне который и появились теории глобализации и политической модернизации могут отвечать конкретным интересам каждого государства, которое пытается бороться с проблемами экономической отсталости, бедности, нелегитимности политических режимов и изоляции на международной арене.


Список использованной литературы:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999..
Бошкатова А. Выживание вместо модернизации. Россия должна перейти из разряда развивающихся экономик в разряд развитых // Независимая газета. – 14 декабря. – 2011.
Данилов Д. А. Россия и объединенная Европа: проблемы и перспективы политического сотрудничества // Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. – М., 2003.
Дэвид Доллар, Арт Край. Путь к процветанию // Россия в глобальной политике. – 2002. - №1.
Дмитриев, А. В., Слепцов, Н. С. Конфликты миграции. – М., 2004.
Мартыненко С. В. Глобализация мировой политики (факторы, институты, тенденции) : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. — М., 2007.
Мирский Г. И. Исламская цивидизация в глобализирующемся мире // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире/ По материалам конференции. / Отв. ред. В.Г. Хорос. – М., 2011.
Мошняга, В. Молдавские гастарбайтеры в СНГ и «старом» зарубежье // Проблемы политического анализа. – Кишинев, 2002. – №3.
Наринский, М. М., Мальгин, А. В. Проблемы развития Содружества Независимых Государств на современном этапе // 10 лет СНГ – поиск, потери, приобретения: Пленарный докл. междун. конф. - Волгоград. - 25-27 сентября 2001 г.
Пастухова, Н. Б. Международная интеграция и государственный суверенитет // Государство и право. – 2006. - №10.
Побережников И. В. Модернизация: теоретико-методологические подходы. Экономическая история // Обозрение. – 2002. – Вып. 8.
Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР / Отв. ред. И.Н. Наумов. - М., 2007.
Саква, Р. Путин: выбор России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. - №2.
Травин Д., Моргания О. европейская модернизация. – М., 2003.
Триво Инджич Образование, наука и культура после Милошевича // Сербия о себе. – Сб. статей / Сост. М. Йованович.
Усиевич М. А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы XX в. // Новая и Новейшая история. - 2002. - № 5.
Ярузельский В. Уроки истории — не соль на раны //Беседу вел В. Оскоцкий. - Рязань, 2000.
Inglehart R., Welzel Ch. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence // Cambridge, 2005.



Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР / Отв. ред. И.Н. Наумов. - М., 2007. – С. 13.
Бошкатова А. Выживание вместо модернизации. Россия должна перейти из разряда развивающихся экономик в разряд развитых // Независимая газета. – 14 декабря. – 2011.
Травин Д., Моргания О. европейская модернизация. – М., 2003. – С. 175.
Мирский Г. И. Исламская цивидизация в глобализирующемся мире // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире/ По материалам конференции. / Отв. ред. В.Г. Хорос. – М., 2011. – С. 124.

Наринский, М. М., Мальгин, А. В. Проблемы развития Содружества Независимых Государств на современном этапе // 10 лет СНГ – поиск, потери, приобретения: Пленарный докл. междун. конф. - Волгоград. - 25-27 сентября 2001 г.
Триво Инджич Образование, наука и культура после Милошевича // Сербия о себе. – Сб. статей / Сост. М. Йованович. – С 461.
Дмитриев, А. В., Слепцов, Н. С. Конфликты миграции. – М., 2004. – С. 17.
Мошняга, В. Молдавские гастарбайтеры в СНГ и «старом» зарубежье // Проблемы политического анализа. – Кишинев, 2002. – №3. - С. 61.
Ярузельский В. Уроки истории — не соль на раны //Беседу вел В. Оскоцкий. - Рязань, 2000. - С. 32.

Усиевич М. А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы XX в. // Новая и Новейшая история. -2002. - № 5. С. 89.

Пастухова, Н. Б. Международная интеграция и государственный суверенитет // Государство и право. – 2006. - №10. – С. 84.
Данилов, Д. А. Россия и объединенная Европа: проблемы и перспективы политического сотрудничества // Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. – М., 2003. – С. 324-325.












37

18

Модернизация страны в конце XIX – начале XX века

ТЕМА № 24

"Модернизация страны в конце Х IХ – начале XX века"

ПЛАН

1. Преобразовательная деятельность С. Ю. Витте : основные направления, результаты .

2. Реформы П. А. Столыпина : сущность , противоречия , результаты и назначение .

3. Список используемой литературы .

1.   Преобразовательная деятельность С. Ю. Витте : основные направления, результаты .

С. Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева , тайного советника , бывшего в 1841-1846 годы саратовским губернатором , а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляет экспедицию государственных имуществ Закавказского края .

Он происходил из мало обрусевших немцев, ставших дворянами в 1856 году ( хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности православию ) . Первые годы С. Ю. Витте прошли в Тифлисе и Одессе , где , в 1870 он кончил курс наук в новороссийском университете по математическому факультета со степенью кандидата .

В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского , С. Ю. Витте сделался его приемником на посту министра финансов . Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров , С. Ю. Витте показал себя реальным политиком . Вчерашний славянофил , убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца , заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав .

В начале 90-х годов. С. Ю. Витте еще не изменил общинным идеалам , считается русское крестьянство консервативной силой и &';основная поддержка порядка&';. Видя в общине оплот против социализма , он сочувственно относился к законодательные конце 1880-х - начала 1890-х годов , направленных на ее укрепление . Промышленность , строительство и железные дороги в 90-х годах активно . Это в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и следует за ним голода . Этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры по борьбе с реакционных деятелей в правительстве , толкавших страну на грань экономического и духовного распада . В этой обстановке появился на политической сцене С. Ю. Витте . На этого в высшей мере талантливого человека упал задача преобразования экономической жизни страны .

Узнать стоимость работы