Особенности профессиональной Я-концепции учителей средней школы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3131 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 18.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. «Я-концепция» или пять степеней учителя
2. «Я-концепция» как образ собственного профессионального «Я»
3. Рефлексия как путь формирования педагогического самоопределения
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Л.С. Выготский, считал саморефлексию одним из ведущих факторов саморазвития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексирующей, наивной с одной стороны, и рефлексирующей структурой личности – с другой» [12].
К.М. Левитан говорит о рефлексии как о «размышлении о себе, о своем
назначении и самоактуализации, осмысление своих профессиональных задач», то есть, по мнению данного автора, рефлексивная деятельность предполагает обязательное сравнение результата действия с достигнутой целью [3].
Вслед за К.М. Левитаном использование аксиологического подхода в данном исследовании позволяет нам рассматривать рефлексию как средство
профессионального самоопределения молодого педагога, которое выступает
безусловной ценностью, движущей силой развития личности и становления в профессионально-педагогической деятельности молодого педагога.
Понимание самоопределения как рефлексивного процесса выявления профессионалом проблем в сфере своей деятельности опирается на основную
идею Л.С. Выготского [2], считавшего преобразование собственного поведения фундаментом только человеческой психики и сознания, и методологический принцип единства деятельности, сознания и личности, разработанный С.Л. Рубинштейном [5], основная формулировка которого заключается в следующем: "Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого".
В современном психолого-педагогическом толковании рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания
субъектом своей деятельности.
Процесс рефлексии должен сопровождаться переструктурированием и постоянным обновлением знаний молодого специалиста, преодолением педагогических стереотипов, и, как следствие, осознание себя в роли педагога, переходящее в самоопределение и становление профессионально-педагогической деятельности [14].
Педагогическая рефлексия одновременно дает возможность молодому педагогу утвердиться в правильности выбранной позиции, в правомерности
собственных решений, а если необходимо помогает сменить целевые установки еще на этапе профессиональной подготовки, то есть позволяет своевременно самоопределиться в профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую рефлексию, в некоторой степени, можно отнести к разряду «самостей» индивида. На этой основе можно предположить, что развивать рефлексию можно только, воспитав в молодом
педагоге самостоятельность, которая выражается в целенаправленной, систематической работе субъекта над собой, в самоаттестации субъекта.
В связи с этим, педагогическую рефлексию можно понимать как способность педагога к самостоятельному анализу своей деятельности, без побуждения со стороны.
Отсутствие или недостаточная сформированность рефлексии делает педагога зависимым от внешних факторов – стимулов, обстоятельств, воздействий, превращают его в функционера и исполнителя чужой воли, а его деятельность превращается в процедуру, «псевдодеятельность» [13].
Педагогическая рефлексия способствует профессиональному и личностному самосовершенствованию и самоактуализации молодого специалиста в профессионально-педагогической деятельности, относительно конкретных педагогических ситуаций и условий – то есть способствует самоаттестации педагога.
В профессионально-педагогической деятельности педагогическая рефлексия проявляется в следующих ситуациях:
• в ситуации практического взаимодействия педагога и воспитанника,
педагога и родителей воспитанника;
• в коллегиальных отношениях;
• в процессе самоанализа и самооценки педагогом собственной деятельности и самого себя как ее субъекта – самоатестации.
Несомненно, что эффективность профессионально-педагогической
деятельности возрастает при наличии обратной связи, что позволяет молодому педагогу выстраивать свою дальнейшую деятельность.
Педагогическая рефлексия имеет своим содержанием особенности профессионально-педагогической деятельности, и, прежде всего, собственный педагогический опыт. Становление рефлексии на уровне навыка происходит лишь в ходе этой профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая рефлексия помогает специалисту сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей
работы, скорректировать свой профессиональный путь. Рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащение, усиление.
Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой педагогический опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник. Это «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
В ходе реализации педагогической деятельности рефлексивная деятельность молодых педагогов способствует профессиональному и личностному самосовершенствованию и самоактуализации специалиста, которое, в свою очередь, как и профессиональное сознание, также является составляющей частью профессионального самоопределения в целом.
Обогащение рефлексивного опыта в профессиональной сфере, является тем фактором, который посредством специально созданных условий будет активизирован и, соответственно, сам будет способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению.






Заключение

О профессии учителя сказано много. Но никто, наверное, кроме самого учителя не сможет до конца постичь всей ее сложности и глубины. В ней непостижимым образом сочетаются и фундаментальные знания, и контакт учителя с классом, и чувство времени, и образность, и красота речи, и владение современными педагогическими технологиями.
Учитель- это художник, актер, творец. Его увлеченность, любовь к детям и своему предмету - проявляются во взгляде, в жесте и интонации голоса, непохожести на других, жизненной позиции уверенности, которые находят признание в глазах детей.
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических.
Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическая «Я-концепция», педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.
Педагогическое самосознание формируется в процессе саморазвития. Психологи саморазвитие сравнивают с самоактуализацией, под которой понимаются личностный рост, «стремление быть реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности, переживание окружающего с полной концентрацией и полным впитыванием». Резервы самоактуализации личности находятся внутри каждого из нас.
Что же понимают под саморазвитием педагоги? Согласно результатам анкетирования 33% респондентов под саморазвитием понимают постоянное самосовершенствование, самообразование. 31% учителей считают, что саморазвитие - это, прежде всего, профессиональный рост. 15% опрошенных осознают, что саморазвитие – это принятие собственных ошибок и работа по их исправлению. Подавляющее большинство учителей понимают, что саморазвитие – это стремление вперед, оптимистичное отношение к жизни.
Самообразование есть не что иное, как самоаттестация. Постоянная работа над собой, участие в научно-исследовательской работе, тестирование своих знаний, проверка знаний на соответствие с государственным образовательным стандартом, построение своей профессиональной “Я – концепции” и т.д [15].
Большую роль в саморазвитии играет педагогическая рефлексия. Учитель должен быть сосредоточенным не на предмете собственной деятельности, а на самой деятельности.
Рефлексия позволяет без чьей-либо помощи выработать самостоятельную стратегию деятельности в особой социальной ситуации.
Профессиональное самоопределение есть способ формирования личности педагога через ситуацию разрешения конфликта между внутренне заданными нормами действия человека и внешними требованиями, которые предъявляет общество к педагогу.
Потребность в профессионально-нравственном саморазвитии, процесс формирования которой у педагогов системы общего образования является
первостепенной задачей, можно рассматривать как одну из основных духовных потребностей, занимающих особое место в системе потребностей личности. Они интегрируют в систему мотивов, разнообразных отношений к миру и к себе, личностных смыслов, ценностей и ценностных ориентаций человека, определяют его активность в различных видах деятельности и поведения.
Профессионально-нравственное саморазвитие осуществляется через психолого-педагогические механизмы: самооценку, самоорганизацию, самоуправление, «Я-концепцию». Управление собственным профессионально-нравственным развитием предполагает видение проблем этого процесса в своей жизнедеятельности, определение цели своего совершенствования в нужном направлении, создание индивидуальной программы профессионально-нравственного развития, достижение предполагаемого результата в ходе проявления должной активности и выработку нравственной позиции в профессиональной деятельности.
Основными критериальными характеристиками этого процесса являются формирование и развитие:
- таких важнейших профессионально-нравственных качеств как честность, порядочность, бескорыстие;
- ценностей профессиональной деятельности: гуманизм, ответственность, патриотизм и альтруизм, а также духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру;
- умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Это является условием развития личности учителя и находит благотворное отражение на уровне воспитанности его учеников.
Исходя из данного понимания сущности и проблемы профессионально-нравственного саморазвития учителя, встает необходимость создания особых условий ее решения в процессе профессиональной деятельности учителя. К таким условиям следует отнести внешние условия в школе (независимые от учителя) и внутренние (личностные). К первым относятся комфортная психолого-педагогическую атмосфера в педагогическом коллективе, взаимопонимание, взаимопомощь и общая профессиональная культура педагогов.
В числе вторых – становление и актуализация всей системы профессионально-нравственных потребностей и овладение способами их
удовлетворения, развитие способностей к нравственной рефлексии, профессионально-нравственной и творческой самореализации на основе овладения ценностями культуры во всем ее многообразии. Вопрос о том, каким образом формировать такие условия и эффективно их использовать пока остается открытым, хотя современные психолого-педагогические исследования вплотную подошли к его решению.
Развитие «Я-концепции» учителя предполагает объективное самовосприятие и способность к рефлексии.
Одновременно с этим «Я-концепции» сразу дают представление о том, что собою представляет каждый педагог как профессионал и объект как человек, что он думает о себе, к чему он стремится. Работа с учителями над «Я-концепцией» закладывает основы, подготавливает обстановку для формирования более демократического внутришкольного управления.
Таким образом, «Я-концепция» способствует формированию профессиональной личности учителя, развитие «Я-концепции» предполагает способность педагога к рефлексии.
Литература

Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ППИ им. С.М. Кирова. 2004. 216 с.
Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. Под ред. Матюшкина А. М. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: СГУ. 1990. 168 с.
Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. 192 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика. 1989. 703 с.
Гримак Л. П. Как жить в гармонии с собой. Начала психологии активности. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000. 351 с.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. 1986. 165 с.
Джеймс У. Психология / Под. ред. Петровской Л. А. М.: Педагогика. 1991. 368 с.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Никольской Н. М. М.: Совершенство. 1997. 208 с.
Кашапов М. М. Психология педагогического мышления / Монография. СПб.: Алетейя. 2000. 463 с.
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Изд-во «Тускарора». 1996. 134 с.
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика. 1990. 104 с.
Роджерс К. Взгляд на психологию. Становление человека. М.: Прогресс. 1994. 480 с.
Лефрансуа Г. Р. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак. 2003. 274 с.
Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта. 1998. 287 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 480 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986.















27

Литература

1.Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ППИ им. С.М. Кирова. 2004. 216 с.
2.Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. Под ред. Матюшкина А. М. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
3.Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: СГУ. 1990. 168 с.
4.Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. 192 с.
5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика. 1989. 703 с.
6.Гримак Л. П. Как жить в гармонии с собой. Начала психологии активности. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000. 351 с.
7.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. 1986. 165 с.
8.Джеймс У. Психология / Под. ред. Петровской Л. А. М.: Педагогика. 1991. 368 с.
9.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Никольской Н. М. М.: Совершенство. 1997. 208 с.
10.Кашапов М. М. Психология педагогического мышления / Монография. СПб.: Алетейя. 2000. 463 с.
11.Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Изд-во «Тускарора». 1996. 134 с.
12.Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика. 1990. 104 с.
13.Роджерс К. Взгляд на психологию. Становление человека. М.: Прогресс. 1994. 480 с.
14.Лефрансуа Г. Р. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак. 2003. 274 с.
15.Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта. 1998. 287 с.
16.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 480 с.
17.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986.

Вопрос-ответ:

Что такое «Я-концепция» учителей средней школы?

«Я-концепция» учителей средней школы - это образ собственного профессионального «Я», который формируется на основе самоопределения и рефлексии.

Какие степени «Я-концепции» существуют у учителей средней школы?

Учителя средней школы имеют пять степеней «Я-концепции», каждая из которых связана с определенным уровнем самоопределения и осознанности своей профессиональной роли.

Как рефлексия помогает в формировании педагогического самоопределения?

Рефлексия позволяет учителям средней школы осознавать свои сильные и слабые стороны, анализировать свои действия и принимать обоснованные педагогические решения, что способствует формированию и развитию их педагогического самоопределения.

Какие педагогические теоретики говорили о значимости рефлексии в саморазвитии личности?

Л.С. Выготский считал рефлексию одним из ведущих факторов саморазвития личности. Он указывал на глубокое различие между нерефлексирующей и рефлексирующей структурами личности. К.М. Левитан также говорил о важности рефлексии в педагогическом процессе.

Какие основные идеи отражены в статье «Особенности профессиональной Я-концепции учителей средней школы»?

Основные идеи статьи заключаются в том, что «Я-концепция» учителей средней школы является образом собственного профессионального «Я» и формируется на основе самоопределения и рефлексии. Рефлексия играет важную роль в формировании педагогического самоопределения и развитии личности.

Что такое "Я-концепция"?

"Я-концепция" представляет собой образ собственного профессионального "Я" учителя средней школы.

Как рефлексия способствует формированию педагогического самоопределения?

Рефлексия позволяет учителю осознать и проанализировать свое профессиональное «Я», что в свою очередь способствует формированию педагогического самоопределения.

Какое мнение о саморефлексии выражал Л.С. Выготский?

Л.С. Выготский считал саморефлексию одним из ведущих факторов саморазвития личности и отмечал глубокое различие между нерефлексирующей и рефлексирующей структурой личности.

Какие особенности профессиональной Я-концепции учителей средней школы можно выделить?

Особенности профессиональной Я-концепции учителей средней школы могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей каждого учителя. Однако, в целом можно выделить пять степеней развития Я-концепции учителя.

Почему рефлексия является одним из ведущих факторов саморазвития личности?

Рефлексия позволяет человеку осознать и проанализировать свои поступки, мысли и чувства, что помогает ему учиться на своих ошибках, развиваться и совершенствовать свою личность.

Что такое «Я-концепция» учителя средней школы?

«Я-концепция» учителя средней школы представляет собой образ собственного профессионального «Я», основанный на его представлениях о своих профессиональных ролях, умениях и мотивациях.

Как рефлексия помогает формированию педагогического самоопределения?

Рефлексия, как путь формирования педагогического самоопределения, позволяет учителям анализировать свои действия, постигать свои сильные и слабые стороны, развивать профессиональные умения и прийти к осознанию своей роли и значимости в образовательном процессе.