Слово и Рисунок.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 1111 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 17.04.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Если говорить в общем, то изображение чаще всего можно было соотнести с тем объектом или его функцией, на котором оно изображалось. Мы вряд ли увидим изображение сакральных сцен, на повседневном горшке, так же как не увидим изображения земледельческого ритуала на щите или алтаре бога войны, хотя, учитывая синкретизм архаического мышления, это так же не исключено.
Немаловажную роль в рисунке играет и цвет. Раньше выбор палитры был ограничен, а изготовление краски было дорогим и трудоемким процессом, ингредиенты для которого, например, для изготовления цвета индиго, было очень не просто раздобыть. Если рассматривать самые древние способы «изготовления» рисунков, то можно обратиться к труду такого советского ученого, как В. И. Равдоникаса «История первобытного общества», в котором сообщается:
«гравировка изображений на стенах пещер производилась кремневыми резцами. Живописные изображения наносились примитивными кистями или просто пальцами. Красками служили уголь, охра и мумиё; в истолченном виде они смешивались с жиром и в таком состоянии легко и просто ложились на стены пещеры. Употреблялись и прямо куски сухой охры».
Цвета вроде синего, лазурного, использовались в архаическую эпоху крайне редко, что может объясняться, кроме природной редкости его компонентов, еще и тем, что этот цвет был максимально сакрализован и табуирован, поскольку выступал цветом верховного божества находившегося на небе. Со временем с цветовым разнообразием стало проще, что привело к значительному расширению возможности художников, но это расширение неотрывно связано и с качественными изменениями самого сознания и в том числе языковой структуры художника. Упрощение, и новые возможности художественных материалов, значительно облегчили и упорядочили, некогда сложный процесс создания художественного произведения. С появлением цветов, расширяется и символика, которая начинает сильно различаться во многих странах, но в большинстве все равно связанна с жизненными наблюдениями за природой и с идейно-философским базисом, чья эпистема обуславливала специфику этих самых наблюдений. Таким образом, синий стал символом благородства, так как считался цветом неба, бога, и чего-то непостижимого и недосягаемого, а также символом богатства потому, что раньше его было практически невозможно достать. По тем же причинам красный был цветом огня, солнца и красоты.
Таким образом, на наше сегодняшнее восприятие цвета, оказывает огромное влияние тот образ жизни, наблюдения, привычки и традиции людей, которые жили в предшествующие нашему, исторические периоды. Соответственно, для того чтобы понимать смысл рисунка более точно, очень важно разбираться в символике красок. Но тут сразу возникает проблема, которая заключается в том, что художник может иметь своё собственное понимание символов и цветов, которое завязано не на обще принятых знаниях, а на чем-то другом, например на его личных воспоминаниях или представлениях, это так называемый момент субъективного.
Следовательно, то, как мы воспринимаем рисунок или иллюстрацию, может очень сильно отличаться от того смысла и содержания, которые в него вкладывал сам художник. Но если бы мы знали некую понятийную систему, которой пользовался при создании своих произведений художник, то смогли бы более точно предположить значение его рисунка.
Насколько точно все же возможно понять то слово, которое «прячется» за рисунком? Взяв, что-то очень простое, например комиксы, мы можем понять действия и без слов, поскольку в комиксе практически полностью отсутствует символический уровень, так хорошо высвечивающийся в мифах. Но в этом примере с комиксом, рисунки больше похоже на иероглифы, где понять значение можно только увидев связку картинок, в правильной последовательности. Или возьмём книгу и иллюстрации к ней. Мы можем попытаться уловить в этой книги некий сюжетный стержень, в тот момент, когда мы рассматриваем иллюстрацию, или догадаться о настроении книги, но вряд ли что-то большее. Можно увидеть конкретную сцену, или героя, но так как рисунок является статичной вещью, а повествование (или некая идея), динамичной, то мы никогда не сможем понять всю задумку художника, заложенную в иллюстрации, не зная ключа.
Но, вероятно, универсального ключа просто не существует, особенно, если учитывать те философские теории, которые были разработаны такими направлениями, как постструктурализм и постмодернизм. И поэтому, скорее всего уместнее обратится к некоему образу «Идеального читателя», который был сконструирован современным ученым Умберто Эко. Кто такой «Идеальный читатель» Эко? Это тот, кто является соавтором, творцом произведения, тот, кто опираясь на данный язык культуры, будь-то изображение на глиненном сосуде или древний текст, конструирует свое собственное художественное произведение.
























Список литературы:
Аристотель. О душе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coolreferat.com
Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969.
Гесиод. О происхождении богов (Теогония). М., 1963.
Иорданский В. Б. Время метаморфоз. М., 2004.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1996.
Ницше Ф. Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/births-tragedies/
Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1947.
Равдоникас В. И. История первобытного общества. Т.1. Л., 1939.
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М., 2005.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.

Список литературы:
1.Аристотель. О душе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coolreferat.com
2.Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969.
3.Гесиод. О происхождении богов (Теогония). М., 1963.
4.Иорданский В. Б. Время метаморфоз. М., 2004.
5.Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1996.
6.Ницше Ф. Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/births-tragedies/
7.Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.
8.Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1947.
9.Равдоникас В. И. История первобытного общества. Т.1. Л., 1939.
10.Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М., 2005.
11.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.

Вопрос-ответ:

Какие объекты чаще всего изображались на повседневных предметах?

На повседневных предметах чаще всего изображались объекты, связанные с их функцией. Например, на горшках можно было увидеть изображения связанные с пищей или хранением, на оружии - изображения, связанные с защитой или агрессией.

Может ли сакральная сцена быть изображена на повседневном предмете?

Хотя это редкость, но сакральная сцена может быть изображена на повседневном предмете. В архаическом мышлении присутствует синкретизм, то есть смешение и сочетание различных сфер жизни. Так что теоретически, мы можем увидеть изображение религиозной сцены на горшке или другом повседневном предмете.

Какую роль играет цвет в рисунке?

Цвет играет немаловажную роль в рисунке. Он может быть использован для передачи эмоций, выделения определенных элементов или создания определенной атмосферы. Раньше выбор палитры был ограничен, но это не мешало художникам использовать цвет для передачи своих идей и намерений.

Почему выбор палитры в рисунке был ограничен в прошлом?

Выбор палитры в рисунке был ограничен в прошлом, потому что изготовление краски было дорогим и сложным процессом. Художники использовали ограниченное количество доступных красителей, что ограничивало их возможности в выборе цветовой гаммы.

Может ли земледельческий ритуал быть изображен на алтаре бога войны?

Хотя это не типичное сочетание, но в архаическом мышлении возможно смешение и сочетание различных сфер жизни. Так что в теории можно увидеть изображение земледельческого ритуала на алтаре бога войны. Однако, это будет зависеть от конкретной культуры и вероисповедания.

Какие объекты изображались на повседневных горшках?

На повседневных горшках чаще всего изображались предметы быта, растения, животные, а также различные узоры и геометрические фигуры.

Можно ли увидеть изображение ритуала на щите или алтаре бога войны?

Хотя это не исключено из-за синкретизма архаического мышления, вряд ли возможно увидеть изображение земледельческого ритуала на щите или алтаре бога войны. Обычно на таких предметах изображаются сцены, связанные с функцией или символикой бога войны.

Какую роль играет цвет в рисунке?

Цвет играет немаловажную роль в рисунке. Он может передавать эмоции, подчеркивать настроение, выделять отдельные объекты и создавать определенную атмосферу. Раньше выбор палитры был ограничен, а изготовление краски было дорогим и трудоемким процессом.

Какие объекты могут быть изображены на ритуальных предметах?

На ритуальных предметах часто изображались символы сакральности, божества, священные сцены и ритуалы, связанные с религиозными обрядами. Эти изображения имели особую значимость и служили для воздействия на духовный мир.

Какие ограничения были на выбор палитры раньше?

В прошлом выбор палитры для рисунка был ограничен доступными природными красителями. Художники использовали растения, минералы и животные продукты для создания красок. Это ограничивало разнообразие цветов и оттенков, которые можно было использовать.

Какую роль играет изображение на рисунке?

Изображение на рисунке чаще всего можно соотнести с объектом или его функцией, на котором оно изображалось.

Может ли изображение на рисунке быть сакральным?

В некоторых случаях, учитывая синкретизм архаического мышления, изображение на рисунке может быть сакральным.