Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

"Государь" Макиавелли в практической деятельности Александра великого

  • 24 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 06.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение.
Глава 1. Учение Макиавелли о государстве.
Глава 2. Образ Государя.
Противоречия между идеалом и действительностью.
Глава 3. Учение об обществе в трудах Макиавелли.
Заключение.
Список использованной литературы.

Фрагмент для ознакомления

Если угодно выставлять на первый план цели, преследуемые Макиавелли, то это действительно какой-то гуманизм, и Ренессанс присутствует здесь в полной мере. Но гуманизм Макиавелли основан не только на гуманных целях, но и на нечеловеческих средствах достижения этого человеческого идеала. Следовательно, гуманизм здесь уже вполне антивозрожденческого типа. Поскольку этот гуманизм все же формулируется в виде цели, правильнее будет говорить не просто об антивозрожденчестве Макиавелли, но, скорее, о модифицированном Ренессансе, правда, ужасном и в подлинном смысле слова трагическом.
Уже самая личность Макиавелли обладает настолько страшными чертами, что заслуживает хотя бы краткого упоминания. Ренессанс требовал всестороннего развития личности, и Макиавелли тоже был всесторонне развит. Но эта всесторонняя развитость доходила у него до полной беспринципности, всегда и всюду оставляла по себе самые неприятные чувства и сделала его откровенным циником, лишала его возможности иметь друзей и близких людей и открывала для него дорогу к разного рода безобразнейшим предприятиям. Ренессанс требовал от человеческой личности быть принципиальной, собранной в себе и артистически себя проявляющей. Когда мы знакомимся с материалами, относящимися к Макиавелли, мы вполне ощутительно воспринимаем этот его единый принцип. Он заключается в полной беспринципности, в озлобленном отношении к людям и не то чтобы просто эгоизме, но в такой абсолютизации своего Я, которая отталкивала от него всех, кто с ним жил и работал, и заставляла презирать его как человека и как работника в Синьории.
В своих сочинениях он сам достаточно нагло и цинично рассказывает о своем безобразном поведении. Это не просто разложение той человеческой личности, которую так высоко ставил Ренессанс и о воспитании которой так глубокомысленно заботился. Это полная противоположность возрожденческой личности. Это такой модифицированный Ренессанс, который уничтожает самую идею Ренессанса и при всей структурной общности возрожденческого и антивозрожденческого человека приводит возрожденческую личность Макиавелли к полному развалу и к ее самой настоящей гибели.
Чтобы продемонстрировать политическое мировоззрение “Государя” в концентрированном виде, можно привести отрывок из другого труда Макиавелли, под названием “История Флоренции”. Здесь изображается одно из первых рабочих восстаний в Европе, а именно восстание чомпи во Флоренции в 1378 г., но агитационная речь, которую произносит один из восставших, целиком повторяет то, что мы находим в “Князе” самого Макиавелли. Это, между прочим, свидетельствует о том, что аморальная, беспринципная и бездушная политика, которую проповедует Макиавелли, мыслится им совершенно одинаково, кто бы ни занимался этой политикой, князь ли или же порабощенные и эксплуатируемые низы общества. Вот это место: “И вот эти люди из низов, как из подчиненных цеху шерстяников, так и из подсобников других цехов, и ранее полные недовольства по уже сказанным причинам, теперь испытывали к тому же страх перед последствиями, которые могли для них иметь учиненные ими поджоги и грабежи. Несколько раз в ночь собирались они для обсуждения происшедших событий, и все время толковали друг другу о грозящей им всем опасности. Наконец, один из тех, кто был посмелее и поопытнее других, решил вдохнуть в них мужество и заговорил так: “Если бы нам надо было решать вопрос, следует ли браться за оружие, чтобы жечь и громить дома граждан и расхищать церковное имущество, я был бы первым из тех, кто полагал бы, что вопрос этот нельзя решать необдуманно и что, пожалуй, бедность в мире и покое лучше, чем связанное с такими опасностями обогащение. Но раз оружие все равно уже у нас в руках и бед уже наделано немало, надо нам думать о том, как это оружие сохранить и как избежать ответственности за содеянное. Я думаю, что если никто нас научить не может, то научит сама нужда. Как видите, весь город пылает к нам гневом и злобой, граждане объединяются, а Синьория всегда на стороне магистратов. Будьте уверены в том, что нам готовят какую-то западню и над головой нашей собираются грозные тучи. Следовательно, надо нам добиваться двух вещей и совещания наши должны ставить себе две цели. Во-первых, — избежать кары за все, что мы натворили в течение последних дней, во-вторых, — зажить более свободно и счастливо, чем мы жили раньше. И вот я считаю, что для того, чтобы добиться прощения за прежние наши вины, нам надо натворить еще худших дел, умножить их, повсюду устраивать поджоги и погромы и постараться вовлечь во все это как можно больше народу. Ибо когда виновных слишком много, они остаются безнаказанными: мелкие преступления караются, крупные и важные вознаграждаются. Когда все страдают, мало, кто стремится к отмщению, ибо общая всем беда переносится легче, чем частная обида. Так что именно в усилении бедствий и смуты должны мы обрести прощение, именно они откроют нам путь к достижению того, что нужно нам для свободной жизни. И я думаю, что ожидает нас верная победа, ибо те, кто могли бы воспрепятствовать нам, богаты и разъединены. Их разъединение обеспечит нам победу, а их богатства станут нашими, помогут нам эту победу упрочить. Не допускайте, чтобы вас смущали древностью их родов, каковой они станут кичиться. Все люди имеют одинаковое происхождение, и все роды одинаково старинны, и природа всех создала равными. Если и мы, и они разденемся догола, то ничем не будем отличаться друг от друга; если вы оденетесь в их одежды, а они в ваши, то мы будем казаться благородными, а они простолюдинами, ибо вся разница — в богатстве и бедности. Я весьма скорблю, когда вижу, что многие из нас испытывают угрызения совести от содеянного и хотят воздержаться от дальнейших действий. И если это действительно так, то вы не те, за кого я вас принимал. Не следует пугаться ни раскаяния, ни стыда, ибо победителей, какими бы способами они ни победили, никогда не судят. ...Бог и природа дали всем людям возможность достигать счастья, но оно чаще выпадает на долю грабителя, чем на долю умелого труженика, и его чаще добиваются бесчестным, чем честным ремеслом. Потому-то люди и пожирают друг друга, а участь слабого с каждым днем ухудшается. Применим же силу, пока представляется благоприятный случай, ибо более выгодным для нас образом обстоятельства не сложатся...”.
Этот отрывок из трактата “История Флоренции” очень ярко свидетельствует о трех пунктах мировоззрения Макиавелли.
Во-первых, несмотря на полное пренебрежение к тем или другим личным идеалам, личность здесь все-таки продолжает выдвигаться на первый план, и потому мы все еще продолжаем иметь дело не с чем другим, как с Ренессансом.
Во-вторых, выдвигаемая здесь личность совершенно лишена всех своих внутренних идеалов и рассматривается просто как некоего рода арифметическая единица. Эта арифметическая единица у Макиавелли имеет значение сама по себе, без всяких возможных влияний на нее со стороны, например, религии, морали, искусства, личных симпатий или антипатий, быта и всякого рода предрассудков, общественных или исторических. И все общество мыслится у Макиавелли в виде того или иного объединения этих арифметических единиц. Ничто другое его не интересует. Его интересует, правда, родина, а не государство. У него патриотизм, а не этатизм. Но положение современной личности от этого нисколько не становится легче. С отдельной личностью в политике все равно надо обращаться как с отдельными камнями при построении здания.
В-третьих, отсюда вытекает и своего рода эстетика, по своей прямолинейности и последовательности едва ли не единственная во всей истории эстетической мысли. Общество и история, возникающая как упорядоченное множество этих безличных, бездушных и аморально понимаемых арифметических единиц, если угодно, есть самый настоящий гуманизм, поскольку речь здесь только и идет о создании правильного человеческого общества. Но эти арифметические единицы-личности внутренне опустошены и превращены лишь в строительный материал. Нам кажется, что в этой железной последовательности и прямолинейности, несомненно, есть своего рода эстетика, явно продиктованная идеалами полноценного Ренессанса. И потому во всей этой железно проводимой системе арифметических единиц есть нечто красивое, хотя и ужасное, страшное, звериное и нечеловеческое. Ведь безобразное тоже есть эстетическая категория наряду с прекрасным, и низменное тоже есть эстетическая категория наряду с возвышенным. Поэтому и макиавеллизм, это суровое детище изжившего себя Ренессанса, тоже должен рассматриваться нами как определенная эстетическая система. И эстетической эту систему делает как раз ее железная прямолинейность, ее не доступная никаким посторонним влияниям последовательность и бесчеловечность.

Заключение.

В заключение хотелось бы ещё раз сказать, что творчество Николо Макиавелли органически связано с его эпохой, он является полностью человеком своего времени, и его политическая наука представляет собой философию времени. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать все его книги, и в частности "Государя". Но это не значит, что вне временных пределов Возрождения его труды не имеют никакой ценности. И много лет спустя после его смерти политики, дипломаты, философы спорили о его книгах, разбирались в его идеях, не всегда соглашались с ним, но всё равно следовали его рекомендациям.
Кажется, существует ещё бесконечно много точек зрения, с которых можно рассматривать это произведение. Например, "Государь" явился одним из первых трудов, а, по сути, и практическим руководством, по международной дипломатии. Этой книгой Макиавелли ещё раз подтвердил, что он являлся одним из самых блестящих дипломатов эпохи и, без сомнения, достойным представителем славной школы Флорентийской дипломатии.
Также, рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь, Макиавелли впервые в Новой истории заговорил об экономике государства как составной части его благополучия. Рассматривая скупость как порок человека, но добродетель государственного мужа, он указал на недопустимость слишком высоких налогов, то есть таких, выносить которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что государь может быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например, - но никак не за счёт благосостояния своих подданных.
Но одна из важнейших заслуг Николо Макиавелли состоит всё ж таки в том, что он впервые в истории отделил политику от морали и религии, и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология у Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство. По мнению Макиавелли, сильное влияние на исторический процесс формирования государств оказывают сильные личности - ещё их можно назвать великими людьми. Великий человек имеет в своём облике нечто такое, благодаря чему другие повинуются ему вопреки собственной воле. Преимущество великого человека состоит в том, чтобы лучше чувствовать и выражать некую абсолютную волю - то, что действительно объективно необходимо в данный момент. Именно благодаря этой возвышенной силе основываются государства.
Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения “благ свободы”, осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей. Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо). Камнем преткновения для этих теоретиков явились, однако, “макиавеллизм” и его оценка. Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу “Государь” другим произведениям, усмотреть противоречие между ними. Попытки были неудачными. Неудачны и попытки истолковать книгу “Государь” как обличительный памфлет против тиранов, разоблачающий их повадки, либо представить “макиавеллизм” как искажение подлинных идей Макиавелли. Суть дела в том, что рассуждения Макиавелли о способах и приемах политической деятельности предопределялись не только спецификой исторических условий того времени, но и сущностью методов власти меньшинства, опирающуюся на насилие. Политика господствующих классов всегда стремилась найти идейную опору в общественной морали и теоретическое обоснование в философии. Макиавелли поменял местами опору и обоснование: его поиск теоретических основ эффективности политики правящего меньшинства неизбежно привел к противопоставлению принципов такой политики общепризнанным элементарным нормам морали, к обоснованию конкретных рекомендаций, приноровленных к практике противостоящих народу правительств.
Заключение будет не законченным, если не соотнести деятельность Александра Великого и деятельности государя, которую провозгласил Макиавелли. Александр также поставил во главу угла процветающее общество, развитую промышленность и сельское хозяйство, развитие, а не деградацию. В этом их взгляды схожи. Однако пути, по которому шел один и призывал идти другой, различаются кардинальным образом.
Если русский император пошел по пути либеральных реформ, мирного разрешения конфликта, поиска компромисса, то Макиавелли проповедовал достаточно «кровавые способы достижения цели».

Список использованной литературы.
1. Александр Второй: Воспоминания. Дневники. – СП.: Пушкинский фонд, 1995
2. Бердяев А.Н. – “Опыт истории”.- М, 1993
3. Ганс Дельбрук - “История военного искусства, т. IV. – М, 1998
4. Гобозов И.А. - “Философия политики”.- М, 1998
5. Демидов А. И. и др. Политология. –М.: Гардарики. 2004
6. Дживелегов А.К. – “Никколо Макиавелли”, т.1. - М, 1996
7. "История Флоренции”. - М, 1995
8. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник для юр.вузов. Изд. 3-е перераб. И доп. –М.: Юрист, 1996. -544 с.
9. История России с начала XVIII до конца XIX века/ отв. ред. А. Н. Сахаров.-М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1998
10. История политических и правовых учений:/Под ред. Нерсеянца, В.С. – Москва, 1996
11. А.Ф. Лосев - "Эстетика возрождения". - М, 1997
12. Марков Б.В. – “Философская антропология XX века”. - М, 1998
13. Марсилио Фичино - “Воспоминания”.- СПб, 1990
14. Никколо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. – “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
15. "Первая декада Тита Ливия".- М., 1995
16. Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов/ под редакцией А.А. Радугина. — Изд. 2-е, доп. — М: Центр, 1999.



Николо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. – “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
История политических и правовых учений:/Под ред. Нерсеянца, В.С. – Москва, 1996

Николо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. – “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов/ под редакцией А.А. Радугина. — Изд. 2-е, доп. — М: Центр, 1999. С. 28

Николо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. – “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
Александр Второй: Воспоминания. Дневники. – СП.: Пушкинский фонд, 1995. С.12.
История России с начала XVIII до конца XIX века/ отв. ред. А. Н. Сахаров.-М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1998. С. 396

Никколо Макиавелли. Государь. – с.23.
Николо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. – “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
История политических и правовых учений:/Под ред. Нерсеянца, В.С. – Москва, 1996

История Флоренции. – с.127.
Гобозов И.А. - “Философия политики”.- М, 1998













2

1. Александр Второй: Воспоминания. Дневники. – СП.: Пушкинский фонд, 1995
2. Бердяев А.Н. – “Опыт истории”.- М, 1993
3. Ганс Дельбрук - “История военного искусства, т. IV. – М, 1998
4. Гобозов И.А. - “Философия политики”.- М, 1998
5. Демидов А. И. и др. Политология. –М.: Гардарики. 2004
6. Дживелегов А.К. – “Никколо Макиавелли”, т.1. - М, 1996
7. "История Флоренции”. - М, 1995
8. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник для юр.вузов. Изд. 3-е перераб. И доп. –М.: Юрист, 1996. -544 с.
9. История России с начала XVIII до конца XIX века/ отв. ред. А. Н. Сахаров.-М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1998
10. История политических и правовых учений:/Под ред. Нерсеянца, В.С. – Москва, 1996
11. А.Ф. Лосев - "Эстетика возрождения". - М, 1997
12. Марков Б.В. – “Философская антропология XX века”. - М, 1998
13. Марсилио Фичино - “Воспоминания”.- СПб, 1990
14. Никколо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. – “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
15. "Первая декада Тита Ливия".- М., 1995
16. Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов/ под редакцией А.А. Радугина. — Изд. 2-е, доп. — М: Центр, 1999.



Содержание

Введение

1. Никколо Макиавелли как политического деятеля и философа. Условия написания трактата "Государь"

2. Соотношение политики и морали в трактате. Г-Н. Макиавелли "Государь"

3. Принципы политической деятельности, отстаиваемые Н. Макиавелли в сочинении "Государь"

Вывод

Список литературы

макиавелли государь политика мораль

Введение

Актуальность выбранной нами темы исследования, а именно "Политика и мораль, принципы политической деятельности в работе Николо Макиавелли "Государь", объясняется тем, что феномен политики, власти, морали и личности политика всегда обратил на себя внимание многих наук. Но в переходные периоды, когда вся социально-политическая система оказывается, или оказывается под угрозой полного краха, вопросы принципов политической деятельности, в том числе моральные, становятся первостепенными.

Такой период настал и сегодня, и в жизни РОССИЙСКОЙ федерации, которые утверждаются в качестве демократического государства. В то же время, она переживала острую фазу политической борьбы и кризисов.

Можно сказать, что политическая элита в РОССИИ еще не сформировались, и проблема соотношения политики и морали остается открытым, так как случаи манипулирования общественного мнения, недобросовестной политической конкуренции и недостаточного уровня ответственности политиков и представителей власти перед народом, остается нередким явлением.

В средствах массовой информации, и тогда вы можете услышать полемику о макиавеллизме современные политики России и стран мира, о требованиях к личности политика, как и руководитель.

таким Образом, цель написания нашей работы является анализ трактата Николо Макиавелли "Государь" на предмет выявления в нем взглядов автора на соотношение политики и морали, принципов политической деятельности и личности идеального правителя, как с точки зрения эпохи Возрождения, так и современности. Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:

- изучение деятельности Никколо Макиавелли как политического деятеля и философа, и, кроме того, исторические условия написания трактата "Государь";

- изучить соотношение политики и морали, принципов политической деятельности, предусмотренных в трактате Макиавелли "Государь", оценить их важность с точки зрения современной политологии.

1. Никколо Макиавелли как политического деятеля и философа. Условия написания трактата "Государь"

Итальянский философ и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 - 1527) вошел в историю как искусный политик, и его имя стало нарицательным. Сегодня, под макиавеллизмом в политике понятно, цинизм, хитрость, преобладание силы и хитрости в управлении. Но что именно Макиавелли приобрел такую славу?

Узнать стоимость работы