Вам нужен реферат?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Вклад в исследования византийской культуры Н.П. Кондакова

  • 15 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 06.02.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. БИОГРАФИЯ Н.П. КОНДАКОВА.
2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.П. КОНДАКОВА.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ “ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА И ИКОНОГРАФИИ ПО МИНИАТЮРАМ ГРЕЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Другой тип составляли сигнон - "выносные иконы", обычно двусторонние. Процесс канонизации, стремительно развивавшийся в XI-XII вв., создал эстетику, которая более всего ассоциируется с византийским искусством.
Эта тенденция довольно жестко сформулирована Н.П. Кондаковым: "Византийское искусство пришло, прежде всего, к канонизации усвоенного от древности художественного содержания. Общее стремление искусства к иератическому канону быстро создало характерный стиль, который, отвечая требованиям народа, государства и самой греческой церкви в их борьбе с окружающим миром, стал греческим и придал яркую национальную окраску всему художественному наследию, полученному от азиатского Востока и римского Запада... Но под руками присяжных иконописцев и царских мастерских искусство, утратив свободную творческую силу, ограничилось эклектизмом и внешним подражанием античному образу... и, в конце концов, получилась не живая и деятельная художественная среда, но отвлеченная декоративная схема, псевдоклассический шаблон, который легко усваивался и перерабатывался другими странами и народами и оказался бесплоден для будущего в руках именно греческой национальности... Даже богословские темы у византийских художников страдают скудостью изобретения и мертвенным однообразием. Олицетворения, аллегорические образы повторяются на все лады, но лишены всякого поэтического замысла. Искусство входит здесь в сферу пустой и бессодержательной риторики, плодимой псевдоклассическим направлением..."
Заключение.
В такой канонизированной, схоластической форме искусство константинопольской школы оказалось "удобно экспортируемым" и успешно развивалось на этнических почвах других стран - на Балканах, в Закавказье, в Древней Руси. Характерно, что в это же время в Константинополе изделия, предназначавшиеся для дипломатических даров, изготавливались столичными мастерами в специальном "варварском вкусе". В противовес церковному, в светском искусстве преобладала эпистолография (от греч. epystolon - послание, письмо) - внимание к бытовым мелочам обыденной жизни -то, что позднее стали называть бытовым жанром, а в литературе - эпистолярным. В 1204 г. Константинополь пал под ударами крестоносцев - собратьев по христианской вере. Спровоцированные венецианцами, рыцари Четвертого Крестового похода сожгли и разграбили город. Погибли ценнейшие произведения искусства. Императорский двор укрылся в Никее. После разгрома Константинополя образовалась восточная Латинская империя, а также Никейское, Эпирское царства, Македония с центром в Салониках, Морея в Пелопоннесе - смешение языков, нравов и традиционных укладов жизни греков, латинян, киприотов, венецианцев. В 1261 г. новый византийский император Михаил VIII Палеолог (1261-1282) освободил Константинополь. Последующий период до окончательного падения Византии в 1453 г. под натиском турок, связанный с правлением династии Палеологов, называется Византийским Возрождением, или Палеологовским Ренессансом. В это время вновь стали создаваться произведения, проникнутые духом античности. Уходила в прошлое строгая каноничность, усиливалась эмоциональность, психологичность изображений. Появлялись портретные образы в мягкой, чувственной моделировке лиц и фигур. На фресках и мозаиках замелькали пейзажные и бытовые детали. "До сих пор остается необъяснимым, каким образом в этот столь критический период византийское искусство нашло в себе силы для нового подъема. Создается впечатление, что за время "никейского изгнания" была накоплена громадная национальная энергия, которая теперь, с отвоеванием Константинополя, проявилась в блестящем творчестве, приведшем к созданию нового стиля". В период Палеологовского Ренессанса расцвел литературный жанр экфразисов (греч. ekphrasis - описание) - описаний произведений изобразительного искусства, в которых гармония живописи сравнивалась с музыкой. Искусство Византии в этот период открыло многое из того, чего не знала античность и без чего невозможно было бы Итальянское Возрождение. Поэтому искусство периода Палеологов справедливо называют Классицизмом и Возрождением. Шедеврами мирового искусства являются мозаики - "Деисуса" в южной галерее храма Св. Софии в Константинополе (конец XIII в.) и в церкви Кахрие-Джами (XIV в.). Знаменитым мастером этого времени был Феофан, покинувший Византию, с 1378 г. работавший в Новгороде и прозванный "Греком". В начале XIV в. (по последним данным) на Афоне творил выдающийся живописец Палеологовского Ренессанса салоникской школы Мануил Панселин. Влияние Византии на искусство Запада и Востока было продолжительным, в том числе в течение столетий после падения Константинополя - наследника великой Римской империи. Византийские мастера работали в Италии - в Равенне, Венеции и на о. Сицилия. Византийское искусство существовало на Балканах и в Закавказье; в 301 г. христианство приняла Армения, в 337 г. - Грузия, в 865 г. - Болгария, в 988 г. состоялось крещение Руси князем Владимиром Святославичем. В 1510 г. при Великом князе Московском Василии III формулируется идея "Москвы - Третьего Рима", законной преемницы Второго Рима - Константинополя. Именно на Руси были замечательно продолжены традиции византийской архитектуры и в особенности иконописи. Но, в то время как в западноевропейском искусстве развивался персонализм и в стремительной формальной эволюции различных художественных направлений, течений, стилей и школ формировался характер свободной творческой личности художника, на Востоке искусство, скованное догматами православия, оставалось каноничным и имперсональным. Западноевропейские художники творчески развивали античное наследие, совершенствуя изображение пластики человеческого тела, композиционные приемы и "осязательную ценность" формы. Древнерусские мастера, пренебрегая этой стороной, сохраняли мифотворческое, аскетичное начало христианского искусства, лишь в небольшой степени оживляя его языческими пристрастиями. С другой стороны, европейская живопись, выхолащивая духовное содержание, с течением веков становилась все более гедонистичной. Восточноевропейская эллинистическая традиция сохранила религиозную духовность. Эта особенность исторического развития объясняет, почему лучшими византинистами были русские ученые: А. Базилевский, Н. Кондаков, В. Бок, А. Банк, Л. Мацулевич, Д. Айналов, П. Севастьянов, Я. Смирнов, Ф. Успенский, Ф. Шмит, В. Лазарев. В 1856 г. в Петербурге был основан Музей древнерусского искусства Академии художеств. В 1894 г. возник Русский Археологический институт в Константинополе 2. В европейском искусствознании с начала деятельности первых Академий в XVI в. до начала XX в. искусство Византии оценивалось негативно. "Византия, - писал В.П. Кондаков, - старческое искусство, долго тяготело, подобно кошмару, над западноевропейскими странами".






Список литературы:
1. Византийские очерки. М., 1961.
2. Византийские очерки. М., 1971.
3. Византийские очерки. М., 1977.
4. Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927. М., 1999
5. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.

Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927
Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927.
Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927.
Византийские очерки. М., 1977.
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.
Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927












1

1. Византийские очерки. М., 1961.
2. Византийские очерки. М., 1971.
3. Византийские очерки. М., 1977.
4. Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927. М., 1999
5. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.

Содержание

  • Введение
  • Фольклор киевской руси

    Музыка

    Театр Русской цивилизации в киевский период

    Архитектура и изобразительное искусство

    Литература древней

    Вывод

    Список используемой литературы

    Приложения

    Введение

    В период складывания и расцвета феодализма в России (X - XVII века) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона были свои оригинальные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Более выраженным было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 ток). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

    Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее практически доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

    восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, приняли определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели в России свои специфические, глубоко национальные формы. "Мы взяли из Византии евангелие и традицию," - писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней должен быть определенным, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии - в живописи. Созданы были даже образцы - " прореси," "оригинальные," лицевые и толковые (в первую очередь показывает, как надо писать, во вторых это "толковалось," история), но и следуя, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, в стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на сообщество, иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

    Узнать стоимость работы