Музей Кунсткамера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Введение
2.Архитектура Кунсткамеры
3.Коллекции и экспозиции музея
4.Заключение
5.Библиография
Фрагмент для ознакомления

С 1719 г. предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры, он даже был лучшим гидом и любил показывать «раритеты» и «курьезитеты» и иностранным послам, и русским вельможам. Уже через несколько десятилетий в одном из отчетов (1744 г.) говорится, что в Кунсткамеру «ежедневно всякого чину люди приходят и простятся».

4. Заключение
В заключение представляется целесообразным отметить уникальность и многогранность коллекции Кунсткамеры, отражающей развитие естественных наук XVIII столетия. Представленные этнографические экспозиции свидетельствуют о стремлении исследователей познать окружающий мир и передать приобретенные знания народу. Подлинная народность музея «Кунсткамера» изначально определена настойчивым желанием Петра I привлечь простой народ для ознакомления с экспонатами, хранящимися в музее. Несмотря на ужасающее и отталкивающее впечатление, которое производит анатомическая коллекция, нельзя не отметить стремление российского императора к познанию истины и популяризации ее среди простого люда.
В эпоху барокко расцвела мода коллекционировать диковины. Богачи и владетельные особы всей Европы состязались между собой, собирая коллекции всякой всячины, всего, что необыкновенно, начиная от картин и скульптур старинных мастеров, заканчивая уродцами в банках. XVII век - это время, когда бурно охватила Европу мода на создание кунсткамер, но мода в смысле как явление, порожденное потребностью общества. Мода на собирательство, на коллекционирование всего, что необычно, красиво, чего нет у других, на образование кунсткамер, она в известной мере коснулась и России. Ярким примером того является Кунсткамера - детище внедряющего европейские научные достижения императора Петра I.
Ярким примером того является история скелета Буржуа. Мода XVIII века предписывала правителям иметь при дворе карликов и великанов: первые использовались для потехи, а вторые имели большой спрос как гайдуки, т.е. выездные лакеи, и как личная охрана. Петр I тоже отдал дань этой моде. В 1717 г. во Франции в городе Кале он увидел на ярмарке великана Буржуа ростом 2 метра 27 сантиметров. Петр его нанял к себе на службу и привез в Россию. Скелет Буржуа ввиду его уникальности после его смерти был помещен в Кунсткамеру, где хранится до сих пор.
На судьбе Кунсткамеры печально отразился пожар 1747 г. «К началу правления Екатерины II Кунсткамера пребывала еще в плачевном состоянии. И именно в екатерининское время она не только возродилась, но и достигла своего расцвета, превратилась из палаты редкостей в естественнонаучный и исторический музей».
Кунсткамера была уникальным явлением в русской культуре XVIII века - первый в России и на протяжении более 100 лет единственный публичный музей. «Она сочетала в себе строгий научный академизм и стремление удивить, поразить, развлечь. Последнее было так характерно для народных празднеств с их представлениями, показом диковинок (от различных уродцев до дрессированных медведей), осуждавшихся православной церковью как проявление язычества. При этом Кунсткамера обладала чертами мифологичности, таинственности, которые придавали ей сходство с лабораторией алхимика и которые сохранились в сознании петербуржцев до сих пор».
Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах Западной Европы.
Созданная по указанию Петра I Кунсткамера стала олицетворением модных веяний, дошедших в Россию из Европы. Российский император приложил все усилия для того, чтобы Россия не отставала от развитых европейских стран не только в достижениях технического прогресса, но и в светских новшествах, результатом чего стало появление в России «музея чудес и диковин».
В настоящее время мы являемся исследователями символов и атрибутов, обрядов и обычаев народов, которые своей культурой отражают направления моды тех далеких времен. Экспонаты Кунсткамеры позволяют наглядно проследить вкусы и привычки народностей азиатских стран, Сибири, Востока, Поволжья, изучать их и на этой основе создавать новые решения для развития современных модных тенденций.

Своеобразие и самобытность этнографических коллекций по культуре и быту славян позволяет изучать и использовать, а также обогащать создаваемые модные шедевры достижениями народного эпоса различных народов мира.
На мой взгляд, имеющиеся в коллекции Кунсткамеры экспонаты представляют современным модельерам уникальную возможность для изучения в использовании материалов для разрабатываемых моделей, их традиционном сочетании.
Драгоценные украшения российских и зарубежных мастеров, бережно сохраненные в коллекциях Кунсткамеры, позволяют разрабатывать новые оригинальные произведения ювелирного искусства, опираясь на знания и опыт наших предшественников.
Богатые традиции наших предков дают неисчерпаемый источник для творческого вдохновения современных дизайнеров и кутюрье, формирующих новые модные линии.


5. Библиография
Альбедиль М. Дом монстров и чудес. Журнал «Родина», № 2, 2003.
Байбурин А. Этнографический музей: семиотика и идеология. «Неприкосновенный запас». 2004, №1(33).
Гафанова Ю.В. Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в петровскую эпоху. Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.86-89.
Таксами Ч.М., Шафрановская Т.К., Иванова Е.В. Приглашаем в Кунсткамеру / РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). - СПб.: МАЭ РАН, 2001. - 127 с.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
Моисеева Т.М. (СПб). Кунсткамера и Екатерина II. Международная конференция Екатерина Великая: эпоха российской истории в память 200-летия со дня смерти Екатерины II (1729-1796) к 275-летию Академии наук Санкт-Петербург, 26-29 августа 1996 г.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - С.152.
Гафанова Ю.В. Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в петровскую эпоху. Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.86-89.
Байбурин А. Этнографический музей: семиотика и идеология. «Неприкосновенный запас». 2004, №1(33).
Альбедиль М. Дом монстров и чудес. Журнал «Родина», № 2, 2003.
Моисеева Т.М. (СПб). Кунсткамера и Екатерина II. Международная конференция Екатерина Великая: эпоха российской истории в память 200-летия со дня смерти Екатерины II (1729-1796) к 275-летию Академии наук Санкт-Петербург, 26-29 августа 1996 г.
Гафанова Ю.В. Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в  петровскую эпоху. Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.86-89.












13

1.Альбедиль М. Дом монстров и чудес. Журнал «Родина», № 2, 2003.
2.Байбурин А. Этнографический музей: семиотика и идеология. «Неприкосновенный запас». 2004, №1(33).
3.Гафанова Ю.В. Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в петровскую эпоху. Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.86-89.
4.Таксами Ч.М., Шафрановская Т.К., Иванова Е.В. Приглашаем в Кунсткамеру / РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). - СПб.: МАЭ РАН, 2001. - 127 с.
5.Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
6.Моисеева Т.М. (СПб). Кунсткамера и Екатерина II. Международная конференция Екатерина Великая: эпоха российской истории в память 200-летия со дня смерти Екатерины II (1729-1796) к 275-летию Академии наук Санкт-Петербург, 26-29 августа 1996 г.

Вопрос-ответ:

Что такое Кунсткамера?

Кунсткамера - это музей в Санкт-Петербурге, основанный Петром I в 1714 году. В нем хранятся различные коллекции предметов природы и искусства, а также артефакты и курьезы.

Какая архитектура у Кунсткамеры?

Здание музея Кунсткамера выделяется своей необычной архитектурой. Оно является ярким примером петровского барокко и своего рода "шестиугольным шкафом".

Какие коллекции и экспозиции можно увидеть в музее Кунсткамера?

Музей Кунсткамера славится своими богатыми коллекциями. Здесь можно увидеть предметы природы - минералы, окаменелости, животных и растений, а также исследования в области анатомии и медицины. Также в музее представлены артефакты из разных стран и эпох, включая предметы русской истории и культуры.

Какие задачи ставил перед собой Петр I, основывая Кунсткамеру?

Петр I хотел, чтобы коллекции Кунсткамеры стали доступными для всеобщего обозрения. Он считал, что люди должны смотреть и учиться. Сам Петр I был хорошо знаком с экспонатами музея и даже сам проводил экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Какими словами о музее Кунсткамера говорится в отчете 1744 года?

В отчете 1744 года говорится, что музей Кунсткамера содержит множество редких предметов и курьезов. Это свидетельствует о богатстве и разнообразии коллекций, которые были собраны к тому времени.

Какая архитектура у музея Кунсткамера?

Здание музея Кунсткамера представляет собой двухэтажное здание в стиле барокко. Оно было построено по проекту архитектора Швигерта в 1718-1734 годах. Фасад здания декорирован резными наличниками и прекрасно сочетается с окружающими архитектурными сооружениями Петербурга.

Какие коллекции и экспозиции представлены в музее Кунсткамера?

Музей Кунсткамера представляет разнообразные коллекции и экспозиции. В его залах вы найдете уникальные предметы и экспонаты, относящиеся к разным областям науки и искусства. Важные ополчения музея включают коллекции минералов, медалей, астрономических инструментов, предметов искусства, а также анатомических препаратов, которые ранее принадлежали Царской академии наук.

Когда история музея Кунсткамера стала доступной для всеобщего обозрения?

С 1719 года предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр Великий выразил желание, чтобы люди смотрели и учились на этих экспонатах. Сам Петр Великий хорошо знал экспонаты Кунсткамеры и часто выступал в роли гида, показывая иностранным послам и русским вельможам редкие и интересные предметы.