Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

источники Конституционного права

  • 24 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 31.01.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
I. Понятие источника права
II. Естественное право
III. Позитивное право
3.1. Конституции
3.2. Законы
3.3. Договоры и соглашения
3.4. Декларации
3.5. Регламенты палат Федерального Собрания
3.6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
3.7. Постановления Правительства
3.8. Судебные решения
3.9. Конституционные обычаи
3.10. Правовые акты СССР и РСФСР
3.11. Акты органов местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т. е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы. Конституция РФ не предусматривает принятия Правительством РФ регламента своей работы, но такой документ Правительством принимается; он регулирует его внутреннюю организацию и порядок деятельности.
Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций регламентируются также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, госкомитеты и ведомства. Например, в сфере приватизации собственности весьма развито нормотворчество Госкомимущества РФ. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях. Но, к сожалению, министерства и ведомства часто оставляют свои акты без государственной регистрации и опубликования.
3.8. Судебные решения
К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
Что касается системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом Российской Федерации, то их решения, если судить только по тексту Конституции, не могут обладать общеобязательной нормативной силой, т. е. служить прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел другими судами. Признание судебного прецедента источником конституционного права характерно для англосаксонских стран (США, Англия и др.), где прецеденты, образующие так называемое общее право, играют важную роль в единообразии на всей территории государства судебной защиты прав и свобод граждан на основе как позитивного, так и естественного права.
Но судебная реформа в современной России не завершена, объем и основания подсудности общих судов постоянно расширяются. Верховный Суд принимает к своему производству многие дела, имеющие отношение к конституционным правам и свободам, и выносит по ним решения, а также дает разъяснения по судебной практике, часто имеющие по существу нормативное значение. И хотя прецедентная, общеобязательная сила этих решений в стране еще не признана и единообразная практика пока не сложилась, они должны в своей совокупности рассматриваться как источник конституционного права.
Таким источником, например, безусловно, является постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г., в котором судам разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел.
3.9. Конституционные обычаи
В некоторых странах в качестве источника конституционного права признаются конституционные обычаи. Это неоднократно применяемые на практике правила, не зафиксированные в официальных источниках, но молчаливо одобренные, т.е. по существу санкционированные государством.
Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике отдельных государств в зависимости от исторических или национальных особенностей. Так, они широко применяются в Великобритании, где по существу нет писанной конституции, и в некоторых странах, воспринявших британскую систему права. Примерами конституционных обычаев являются такие положения британской конституции: «Лидер партии большинства в Палате общин – премьер – министр», «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием Палаты общин» и др.
3.10. Правовые акты СССР и РСФСР
Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.
«Заключительные и переходные положения» Конституции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.
3.11. Акты органов местного самоуправления
Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.
В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

Заключение
Виды источников отрасли, как правило, достаточно мобильны, многие из них определены в Конституции. Однако на данном этапе конкретные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, мобильны, часто изменяются, отменяются. Нормы из одного акта переходят в другой, при этом первый утрачивает силу. Такая нестабильность конституционно-правового законодательства в определенной мере объяснима сложностями происходящего процесса формирования российской государственности.
Последним объясняется и то обстоятельство, что значительная часть норм, которые требуют законодательной формы, устанавливалась указами Президента Российской Федерации. Особенно широко эта практика применялась после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного совета Российской Федерации. Так, указами Президента были утверждены такие акты, как Положение о федеральных органах власти на переходный период, Положение о выборах в Государственную Думу в 1993г. и многие другие.
Незавершенность процесса формирования на основе новой Конституции правовой системы России объясняет и такую особенность системы источников конституционного права, как включение в нее некоторых законов бывшего Союза ССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.


Список литературы
Конституция Российской Федерации. М., 2003.
Указ Президента Российской Федерации «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» от 20 мая 1993г.
Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г. №1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001г.).
Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997г. №2-ФКЗ (в ред. от. 31.12.1997).
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10.10.1995г. №2-ФКЗ (в ред. от 27.09.2002г.).
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996г. №1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001).
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995г. №101-ФЗ.
Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994г. №5-ФЗ (в ред. от 22.10.1999).
Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998г. №33-ФЗ.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. – 752 с.
Зиновьев А.В. Основы конституционного права. Изд-во «Альфа». СПб, 1996. 79с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996. – 480 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Н. Топорнина и др., М., 1996.
Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.
Сырых В.М. Основы правоведения. Учебное пособие. – М.: «Былина», 1996. – 160 с.
Якушев А.В. Конституционное право РФ. Конспект лекций. М.: «Приор-издат», 2004. – 176с.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 70 ч.1.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 70 ч. 2.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 4.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 5 ч.1.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 15.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 108 ч.2.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 76 ч.3.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 81 ч.4.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 96 ч.2.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 128 ч.3.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 15 ч.4.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995г. №101-ФЗ. Ст.22.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 125 ч. 2.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 115.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 71.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 72.
Конституция Российской Федерации. М., 2003. Ст. 12.




2

1.Конституция Российской Федерации. М., 2003.
2.Указ Президента Российской Федерации «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» от 20 мая 1993г.
3.Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Россий-ской Федерации» от 21.07.1994г. №1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001г.).
4.Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Фе-дерации» от 17.12.1997г. №2-ФКЗ (в ред. от. 31.12.1997).
5.Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Феде-рации» от 10.10.1995г. №2-ФКЗ (в ред. от 27.09.2002г.).
6.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996г. №1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001).
7.Федеральный закон «О международных договорах Российской Федера-ции» от 15.07.1995г. №101-ФЗ.
8.Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу феде-ральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994г. №5-ФЗ (в ред. от 22.10.1999).
9.Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998г. №33-ФЗ.
10.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. – 752 с.
11.Зиновьев А.В. Основы конституционного права. Изд-во «Альфа». СПб, 1996. 79с.
12.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федера-ции. Учебник, М.: Юристъ, 1996. – 480 с.
13.Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Н. То-порнина и др., М., 1996.
14.Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.
15.Сырых В.М. Основы правоведения. Учебное пособие. – М.: «Былина», 1996. – 160 с.
16.Якушев А.В. Конституционное право РФ. Конспект лекций. М.: «Приор-издат», 2004. – 176с.

Источники Конституционного права РОССИЙСКОЙ федерации

смотреть на рефераты похожие на "Источники Конституционного права РОССИЙСКОЙ федерации"


|Юриспруденция |
|4 курс |
| | |Кафедра Конституционное |
| | |в качестве |
|КОНТРОЛЯ РАБОТЫ |
| |ДИСЦИПЛИНА: Конституционное право |
| |России |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: |
| |ТЕМА: Источники Конституционного |
| |права РФ |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: |
| | |
| |
|2000. |

D E R G e N И E


Введение 3
Глава 1. Обзор источников конституционного права. 4
Глава 2. Источники конституционного права РОССИЙСКОЙ федерации 7
2.1. Конституция РОССИЙСКОЙ федерации - основной источник конституционного права. 7
2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. 8
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. 10
2.4. Регламентами палат Федерального собрания. 11
2.5. Декларации. 11
2.6. Постановление правительства РОССИЙСКОЙ федерации. 11
2.7. Постановление Конституционного суда РОССИЙСКОЙ федерации. 12
2.8. Контрактов и соглашений. 12
2.9. Правовые акты СССР и российской федерации. 13
2.10. Акты представительных органов местного публичного управления. 14
Вывод 15

Список ссылок: 16

Введение

В общей теории права принято различать понятия источника права înmaterial и формальном, юридическом смысле. В первом значении subizvor права понимаются те факторы, которые определяют его содержание в sinede права. Они считаются материальные условия жизни общества,свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права являются considerateformele, посредством которых устанавливаются и получают эффект obligatoriunormele юридических. Формы, выполняют эту функцию действует juridiceacte.

Источниками конституционного права являются normativeacte, посредством которых устанавливаются и получают мощность juridicăconstituționale норм права.

Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.
После отмены акта он перестает считаться источником в vigoaredrept конституционного.

это Довольно известный факт, что Конституция Российской Федерации1,принятой всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря
1993 года, представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину,конституционного права и вообще всего права России. Тем не менее, листовки lațara наше конституционное право в силу исторических причин обрело более multsistem комплекс источников, чем та, которая питала в свое время sovieticde государстве. Конституционные по своему содержанию и значение denormele российского федерального права находится сегодня в составе не numaicea более Конституции Рф, и других нормативно-juridiceactele.

Узнать стоимость работы