рост агрессивности подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммуникационные технологии
  • 3232 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 13.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Социальное и криминогенное положение в России.
Глава 2. Подростки и сцены насилия на ТВ.
Глава 3. СМИ на Западе.
Глава 3. Некоторые исследования по вопросам роли СМИ в агрессивности подростков.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А.Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти работы показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению:
-увеличивает агрессивность поведения зрителей;
-уменьшает факторы, сдерживающие агрессию;
-притупляет чувствительность к агрессии;
-формирует у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности.
В России предпочитается комплексный подход в рассмотрении изучаемой проблемы - учет противоречий политического, социального, экономического характера нашего общества, в сочетании с деятельностным подходом к формированию социально адаптивной личности и изучение данной проблемы через призму практических потребностей современного общества и личности позволяет внести определенные рекомендации по решению столь насущной проблемы.
На наш взгляд продуктивно выделить этапы диагностический и информационно-просветительский профилактики подростковой насильственной преступности.
Диагностический включает в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование преступного поведения. Большинство исследователей агрессивности приходят к выводу, что это явление приобретенное, а, следовательно, поддается коррекции. Создать наилучшие условия для роста и развития ребенка, уменьшив тем самым вероятность усвоения и закрепления агрессивных моделей поведения не легко. Кроме этого необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные, ненасильственные пути решения конфликтов.
Следующий этап - информационно-просветительский, представляет собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций.
Работая в системе психологического консультирования в образовании в течение 10 лет, ученые вынуждены констатировать резкий рост агрессивных проявлений в поведении детей в последние три года. Подросло поколение, у которого сформировано лояльное отношение к агрессивному поведению, для которого стало нормой такое поведение как способ решения любых жизненных проблем. С другой стороны, мы отмечаем у учащихся старших классов тенденцию к снижению рефлексивности, эмпатийности и чувствительности вплоть до эмоциональной глухоты. Мы все чаще сталкиваемся также с тревожностью, многочисленными страхами и нарушениями половой самоидентификации, а также другими патологическими проявлениями, прямо обусловленными публикациями в СМИ и телевидением.
Пилотажное исследование, проведенное среди учащихся 7-9 классов школ (140 чел.) г. Энгельса в 2002 году подтверждает необходимость специальной работы, направленной на формирование толерантного отношения к другим людям и неприятия насилия как способы достижения своих целей или защиты своих интересов.
Исследование показало, что мальчики и девочки различаются как в оценке агрессивности социальных явлений, так и в готовности к агрессивным проявлениям.
Исследование показало, что более 80% детей регулярно встречаются с фактами насилия в различных его проявлениях со стороны ровесников и взрослых. Настораживает то, что помимо брани, драк, вымогательства, в подростковой среде получили распространение изощренные формы агрессивных проявлений садистко-сексуального характера, направленные на унижение человеческого достоинства. При этом повысилось количество подростков (27% опрошенных), принимающих и оправдывающих подобное поведение, хотя и с оговоркой на "определенные обстоятельства". Каждый седьмой старшеклассник уверенно заявляет, что фильмы с обилием сцен насилия учат его ровесников тому, как добиваться своих целей в жизни. Усваивая уроки жестокости реальной жизни сегодняшнего кризиса нашего общества, в отсутствие должных общественных институтов, дети и подростки учатся социальной агрессивности с помощью телевидения, фильмов, компьютерных игр, современной русской поп-музыки и проч.
В настоящее время социальная ответственность за подрастающее поколение фактически полностью переложена на родителей.
Школа реально способна действовать организованно в данном направлении, например, создавая и внедряя психолого-педагогические программы, способные:
подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям рекламы, фильмов, телепередач и т.д.;
помочь осознать детям их цели, потребности и способы их удовлетворения с помощью телевидения (развлечение, снятие стресса, познания и другие);
формировать визуальную грамотность с учетом того, что большая часть сообщений масс-медия не может быть должным образом воспринята и понята детьми (формирования навыков критического телесмотрения и зрительской самостоятельности)…
Массированное засорение сознания читателей и зрителей сценами (художественными, документальными), связанными с физической расправой, жестокостью и садизмом, порождают у взрослых людей ощущение безысходности, беспомощности от постоянной потенциальной угрозы криминальных посягательств и чувство незащищенности со стороны государства.
СМИ способствует формированию у граждан установок на вседозволенность и безнаказанность, нарушение уголовно-правовых запретов
То, что раньше отвергалось как совершенно недопустимое или порицалось, осуждалось, сегодня восхваляется, смакуется, рекламируется (нетрадиционные формы сексуального поведения, азартные игры, проституция, наркомания, коррупция и пр.). Создается впечатление естественности, неизбежности и даже прогрессивности происходящего, что оказывает чрезвычайно негативное влияние на подростковую и юношескую психологию. Если в 70-е годы тема убийства была темой публицистики "О подлости" Р.Рождественского: "Убили парня. Ни за что. За просто так. Спокойно как в игре.", то сейчас это мотив для дискотеки: "Убили негра."
Фактически происходит обучение навыкам социально-безнормативного поведения и поведения по нормам криминального мира. Разрушающий характер коммерческой поп-культуры (например, песни группы "Тату", "Руки вверх" и т.п., репертуар "Русского радио") и рекламы (например, пива) на формирующиеся сознание очень скоро может вылиться в "социальный хаос". Это не находит пока должного понимания у специалистов и властных структур.
На протяжении последних десяти лет подрастающее поколение стало объектом массового воздействия произведений, в которых действия предпочитаются чувствам и мыслям, трюки - историям, реальные человеческие типы - вымышленным супергероям. Основное содержание сюжетов - секс, насилие, жестокость
Существует три вида психологических последствий интенсивного потребления насилия на экране:
снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявления в реальности;
формирование представления о насилие как вполне приемлемом средстве разрешения конфликтных ситуаций в жизни;
общее искаженное представление юношества о социальной реальности.
Назрела серьезная необходимость обратить внимание на вопрос демонстрации и освещения насилия в СМИ.
Поток боевиков и фильмов ужасов, отечественные новостные передачи, сериалы и документальные фильмы, наполненные натуралистически снятыми сценами жестокости, развлекательные передачи, пропагандирующие индивидуализм, агрессию и достижение целей всеми доступными им способами («Слабое звено», например, и им подобные), реклама и материалы печатных изданий и т.д. вносят львиную долю в социальное научение агрессивности и жестокости подрастающее поколение наших детей в последние 10-12 лет. Можно привести пример, связанный с демонстрацией телесериала "Бригада": дети играют в "Бригаду" и в "Сашу Белого". В нашем исследовании (2002г.) ценностных установок нового поколения "бригадиры" занимают лидирующие места среди идеалов подростков.
В этой связи очень актуально звучит вопрос, заданный согражданам Платоном еще в (( веке до нашей эры: «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?»
В 1986 и 1991 годах были проведены сравнительные анализы результатов корреляционных и экспериментальных исследований, на основании которых исследователи пришли к заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. Экспериментальные работы свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи.
«Мы не можем не прийти к выводу, — заключила в 1993 году комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи, — что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия.»
Вывод, сделанный в результате проведенных исследований, состоит не в том, что телевидение является определяющей причиной социального насилия, скорее можно говорить о том, что телевидение — лишь одна из причин.
На наш взгляд , это наиболее правильный вывод из всего сказанного выше.


Заключение

Повышенная опасность распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость заключается в том, в результате частого показа видеосюжетов, содержащих сцены насилия, у населения формируется пренебрежительное отношение к жизни, идеалам добра и справедливости, происходит привыкание к жестокости, и, что еще более опасно- криминализация ценностных ориентаций общества. По своему характеру последствия распространения информации, пропагандирующей культ жестокости в условиях кризиса семейного воспитания, роста безработицы, алкоголизма, токсикомании, наркомании, миграции и др. весьма многообразны. При этом человек изначально ориентирован на силовое разрешение любого конфликта.
Рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации выражается в оповещении граждан через средства массовой коммуникации о самих источниках информации, пропагандирующих культ жестокости.
Ответственность за содержание распространяемой информации, несут лица, от своего имени распространяющие информацию. Вещатели не несут ответственность за содержание информации, которую они предоставляют как посредники в случаях, если: они не знали и не должны были знать о ее содержании; технически не были способны заблокировать использование такой информации.
В теоретическом плане проблема уголовной ответственности юридического лица в уголовном праве остается дискуссионной. В литературе неоднократно отмечалось, что ответственность юридических лиц вполне может существовать с принципом личной виновной ответственности физических лиц и дополнять его. Если российский законодатель сочтет возможным признать юридическое лицо субъектом преступления, то это позволит привлекать к уголовной ответственности за распространение жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации, например, телекомпании, Интернет- провайдеров и т.д.
Если физическое лицо рекламирует или распространяет подобную информацию с использованием своего служебного положения, то деяние квалифицируется по совокупности с преступлением, предусмотренным статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».
Субъективная сторона преступления является внутренней характеристикой преступления и представляет собой психическое отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям, определяется виной в форме умысла или неосторожности, а также мотивами и целью преступления. Отнесение данного состава преступления к формальным, при установлении субъективной стороны требует установление умысла только в отношении самого деяния.
Введение уголовной ответственности за распространение и рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации (в том числе Интернете), позволит защитить интересы несовершеннолетних, общество в целом. Важность принятия поправок в Уголовный Кодекс обуславливается необходимостью в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость под страхом уголовной ответственности и наказания, формирования у граждан установки на необходимость соблюдения существующих в государстве общественных отношений, непричинения вреда охраняемым ценностям.
Реклама, и телереклама особенно, по своей сути и возможностям – гениальная форма психологической агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину.
Зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, а порождаемые им ассоциативные образы – определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система, особенно у детей, будучи не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку, уже спустя 15-20 минут формирует тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.
Агрессия как модель поведения ежедневно приходит к нам через телеэкран. ТВ легко формирует сильные установки, непроизвольное стремление к повторению однажды пережитых состояний. Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Даже одиночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному переживанию идентичного состояния.
Защитить подрастающее поколение от безупречно отрежессированной жестокости значит не только уберечь его от антиобщественных форм поведения, но и сохранить на долгие годы их психическое и моральное здоровье.
Конечно же, работа электронных средств массовой информации влияет на поведение и сознание подростков, но, как ни странно, большинство малолетних преступников, совершивших тяжкие преступления, игнорирует их и находится вне сферы их влияния. Так что, только одно телевидение вряд ли можно считать основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних.












Список литературы

Н.А Вдовина « К вопросу о влиянии СМИ и телевидения на агрессивность поведения и здоровье ребенка» г.Энгельс. 1999
Л.Гримак. Гипноз и телевидение. «Прикладная психология и психоанализ»2000,№1
И. Б. Гриншпуя Введение в психологию. — М.: Институт практической психологии, 1996.
Б. Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб., Питер, 2003.
Д.Майерс Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.
О.Старова «Средства массовой информации как источник агрессии» М, «Лада» 2004, Б.Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб «Питер»2003,
Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955 О федеральной целевой программе «Культура России (2001 - 2005 годы)
Роберт Чалдини. Психология влияния. С.-Пб.1999
Г.И. Чечель Жестокий способ совершения преступления против личности. - Нальчик: Нарт 1991ачи психологиив сборнике " психику подростков на ЗападеИздательский центр «Академия», 1996
Е.Волынкина «Телевизор будущего убьет телевизионную рекламу». http:novosti.online.ru/it/news/01/08/03_008.htm.


Л.Гримак. Гипноз и телевидение. «Прикладная психология и психоанализ»2000,№1
А.В.Макиенко «Статистика преступлений среди молодежи» ВНИИ МВД, 2001
А.В.Макиенко «Статистика преступлений среди молодежи» ВНИИ МВД, 2001

Там же.
Б.Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб «Питер»2003, с 39-40
Б.Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб «Питер»2003, с 40
Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997, с116
Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955 О федеральной целевой программе «Культура России (2001 - 2005 годы)
Е.Волынкина «Телевизор будущего убьет телевизионную рекламу». http:novosti.online.ru/it/news/01/08/03_008.htm.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997
Там же.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997
Б.Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб «Питер»2003, с 89
Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии М, «Лада» 2004, с 125

Старова О. Прикладная психология и психоанализ.2000, №2












33

1.Н.А Вдовина « К вопросу о влиянии СМИ и телевидения на агрессивность поведения и здоровье ребенка» г.Энгельс. 1999
2.Л.Гримак. Гипноз и телевидение. «Прикладная психология и психоанализ»2000,№1
3.И. Б. Гриншпуя Введение в психологию. — М.: Институт практической психологии, 1996.
4.Б. Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб., Питер, 2003.
5.Д.Майерс Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.
6.О.Старова «Средства массовой информации как источник агрессии» М, «Лада» 2004, Б.Крэйхи «Социальная психология агрессии»СПб «Питер»2003,
7.Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955 О федеральной целевой программе «Культура России (2001 - 2005 годы)
8.Роберт Чалдини. Психология влияния. С.-Пб.1999
9.Г.И. Чечель Жестокий способ совершения преступления против личности. - Нальчик: Нарт 1991
10.Л.Хьелл, Д. Зиглер Теории личности. — СПб.: Питер, 1997
11.М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины XX века. — М.: Издательский центр «Академия», 1996
12.Е.Волынкина «Телевизор будущего убьет телевизионную рекламу». http:novosti.online.ru/it/news/01/08/03_008.htm.

Опубликовано

89

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерального государственного образовательного учреждения

образования

"Владимир государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых" (ВлГУ)

Факультет психологии

Кафедра "Социальная педагогика и психология"

РАБОТА

ТЕМА: "СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ"

студентки группы Спг -207

специальности 050711

Загуляевой Елене Александровне

Научный руководитель: c. p. н., доцент

Daniel M. V.

Владимир 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков

1.1 Понятие и формы агрессивного поведения

1.2 Причины агрессивного поведения подростков

1.3 Психологические особенности подросткового возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Содержание социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков

2.1 Анализ методов профилактики

2.2 Диагностика агрессивного поведения подростков

2.3 Реализация программы профилактики

2.4 Проверка эффективности программы социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков

Выводы по главе 2

Вывод

Библиография

Приложения

Введение

Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивным проявлениям, в частности, в среде подростков. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой стороны, опасения учителей и родителей. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.

Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). В нашей стране увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного роста агрессивно-насильственных атак, у подростков наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под влиянием некоторых, импульсивные поведенческие.