педагогические условия развития игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 7676 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 24.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме развития
игры-драматизации старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2
2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента
2.2Особенности развития игры-драматизации у детей
5-6 лет (анализ результатов исследования)
Глава 3 Проект преобразующего эксперимента
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Они могут основываться на воспроизведении хорошо знакомого содержания или являться частью игры-импровизации по ходу слушания чтения или рассказывания взрослого. В начале учебного года используются простые этюды типа: «Покажи героя сказки, прибаутки» (с указанием конкретного имени и названия произведения) и "Покажи, не называя литературного героя" (герой выбирается совместно с воспитателем, а другие участники угадывают персонаж). Позже акцент делается на точности передачи образа, для этого выбираются произведения с похожими героями, которые при этом отличаются возрастом, характером, или изменяются под воздействием внешних обстоятельств. Приведем примеры текстов и заданий на их основе:
Покажи медведя, медведицу и медвежонка из сказки «Три медведя» Л.Н.Толстого,
Покажи разных поросят из сказки «Три поросенка»,
Покажи девочку из сказки «Гуси-Лебеди» на пути к Бабе-Яге и обратно домой,
Покажи цыпленка и утенка из сказки В.Сутеева и др.
Во второй половине года дети могут участвовать в этюдах-показах явлений и объектов живой и неживой природы на наглядной основе по памяти («Маленькие воробушки купаются в лужах», «Волны на море», «Ветер гуляет по лесу»…). Позже используются этюды на словесной основе по текстам литературных произведений (И.Токмакова «Осинка», В.Орлов «За окном ветерок веселится», К.Д.Ушинский «Ласточка» ипр.).
Самым сложным вариантом являются игровые этюды «Угадай из какой сказки этот герой». Для этого выбираются герои, проявляющие разные особенности характера, настроения, поведения. Приведем пример задания: «Покажи разных петушков: смелого, бодрого из сказки «Заюшкина избушка», больного и несчастного из сказки «Петушок и бобовое зернышко», спокойного и озабоченного из рассказа «Петушок и его семья». Такие задания готовят ребенка к практическому освоению идеи импровизации для создания придуманного и осмысленного образа.
Творческие задания и этюды могут включаться во все виды деятельности, связанной с литературными текстами. Можно предложить детям показать отгадку к загадкам о животных, о некоторых явлениях природы.
Задачи и содержание работы реализуется в ходе совместной деятельности воспитателя и детей, а так же в процессе самостоятельных театрализованных игр. Планирование предполагает ежедневную организацию какого-либо вида театрализованной игры или включение фрагментов театрализации в другие виды деятельности.
Широкие возможности для этого предоставляют подвижные и хороводные игры с поэтическими текстами. Назовем лишь некоторые, которые предполагают создание ярких и понятных ребенку образов героев. Это такие подвижные игры как: «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки», «Вороны и воробьи», «Мыши и кот», «Наседка и цыплята» и пр. В другие подвижные игры («С кочки на кочку», «Через ручеек», «Лошадки…) могут включаться дополнительные задания-усложнения на передачу какого-либо образа. Приведем примеры заданий для игры «С кочки на кочку»…перешагивает маленькая девочка, которая боится упасть, …идет грибник с тяжелой корзиной, …скачет заяц, спасаясь от лисы и так далее.
Выразительные образы ребенок может создать в процессе хороводных игр: «Солнце и месяц», «Со вьюном я хожу», «А мы грушку сажали», «Летал, летал воробей, «Ой, ниточка, тоненька», тексты которых подсказывают ребенку характер героя и средства его выразительности.
Целесообразно так же интеграция театрализованной игры и изобразительной деятельности детей. Такое сочетание может стать взаимообогащающим. Например, дети могут подключаться к изготовлению атрибутов для разных видов режиссерской театрализованной игры. Фигурки героев и декорации, которые вылеплены, нарисованы, изготовлены в любой другой технике (оригами, из природного и бросового материала) нравятся дошкольникам даже больше, чем дорогие красивые игрушки и используются в самостоятельной игре гораздо чаще, в силу их высокой эмоциональной значимости. С другой стороны, мотив изготовления игрушки «для театра» влияет на повышение качества продукта изобразительной и конструктивной деятельности. В свою очередь, это делает саму деятельность не только интересной, но и социально-значимой (с игрушками, которые я сделал, будут играть другие, результаты моего труда нужны и интересны всем детям группы, наш «Уголок театра» станет красивее и т.п.).
Вместе с тем, организация самостоятельной театрализованной игры оказывается недостаточной для освоения специальных игровых умений. Это предполагает организацию работы по театрализации в логике этапов художественной деятельности: углубление восприятия литературного текста, развитие специальных умений, творчество в процессе спектакля и после него.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста в единстве его содержания, смыслового, эмоционального подтекста и образности. Отсюда цель работы: обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а так же занятий по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.
Второй этап имеет целью развитие умений, передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Поскольку создание образа – задача сложная для дошкольников, необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений будут способствовать занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и разных видов художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется и материалами предметной среды.
Такая работа по театрализации фольклорного или литературного текста исключает «разучивание ролей», способствует естественному освоению детьми специальных умений, необходимых для театрализованной художественной деятельности и для самостоятельной театрализованной игры. Однако, она объемна и трудоемка, должна быть «растянута во времени» и сопряжена с другими видами детской деятельности (музыкальной, изобразительной, художественной, познавательной и пр.), чтобы ребенку не надоело готовиться к спектаклю. Отсюда, по данной системе целесообразно подготовить два – три спектакля за год. Два спектакля подразумевают драматизацию русской народной сказки (например: «Заюшкина избушка») и литературного произведения (например: В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»). А третий – постановку кукольного спектакля по коротким поэтическим текстам: например: «Во дворе и за околицей» по текстам загадок, потешек и прибауток о домашних и диких животных.
Покажем на примере театрализации текста В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» систему работу в логике этапов художественной деятельности.
Работа рассчитана на 2-3 месяца (каждый этап – 3-4 недели).

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее литературного произведения. Тема: о том, как маленький щенок познакомился с разными животными, пока искал того, кто сказал "мяу". Идея: детеныши животных, как и дети, познавая окружающий мир природы, проявляют любопытство и любознательность.
ЗАНЯТИЯ:
Развитие познавательных способностей и речи.
Занятие 1. Животные и их детеныши.
Программное содержание:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных, совершенствовать умения их различать по ряду признаков: место проживания (далеко от мест проживания людей, например: лес / вместе или рядом с человеком), особенности приспособления к среде (сами заботятся о себе / человек заботится о них), взаимоотношения с человеком (остерегаются друг друга / относятся друг к другу дружелюбно, приносят друг другу взаимную пользу).
2. Расширить знания детей о росте и развитии животных (на конкретных примерах, в процессе рассматривания иллюстраций, фотографий): рождаются от взрослых животных, детеныши отличаются от взрослых животных не только внешним видом (размером, соотношением частей), но и повадками, особенностями отношения к окружающему (любопытны, любознательны, дружелюбны и веселы)
3. Закреплять умение придерживаться в диалоге общей темы, выслушивать не перебивая ответы сверстников, использовать обще принятые способы обращения внимания на свое желание высказаться (вербальные способы: вопрос типа "Можно мне сказать", утверждение типа "Я хочу сказать", размышление типа "А я думаю, что..."), (невербальные способы: приподнять руку, поднять палец или какой-либо предмет-символ готового ответа).
4. Закреплять умение изменять слова, обозначающие детенышей животных (кошка, собака, курица, корова, лошадь, коза) по числам и падежам (в лексическом упражнении типа: у ... (кошки) - один... (котенок), много... (котят), убежал (-и)... (котята), она позвала одного (всех)... (котят), она принесла вкусную еду своему (-им)... (котятам), мама заботится о своем (-их)...(котятах).
Развитие познавательных способностей и речи.
Занятие 2. Ребята и зверята.
Программное содержание:
1. Подвести детей к пониманию того, что поведение маленьких детей и детенышей животных одновременно похоже и различно. И те, и другие: чаще веселятся, чем грустят, но проявляют это разными средствами (мимика, жесты, движения, голос); мало знают об окружающем, но хотят узнать больше (узнают разными средствами, ребенок может спросить, прочитать, рассмотреть на картинках...); по незнанию часто попадают в неожиданной ситуации, не имеют страха тогда, когда следует быть осторожным (особенности поведения в этих ситуациях).
2. Закрепить знания детей о способах выражения основных эмоций (радость, грусть, любопытство, страх, злость, спокойствие) у человека и животного.
3. Развивать умения составлять рассказы из личного опыта на тему "Интересный (веселый, страшный, грустный) случай, который произошел с тобой (твоим животным) из-за любопытства".
Лепка:  "Собака со щенятами"
Предметное рисование на занятиях и вне занятий:  животные-герои сказки В.Сутеева (щенок, котенок, мышка, петух, пес, пчела, рыба, лягушка)
Музыкальный досуг: "Музыка и песни о животных"

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
1. Наблюдения за домашними животными и их детенышами в естественных условиях и в условиях создания ситуации "что-то новое и непонятное", сравнение поведения взрослых животных и детенышей.
2. Рассматривание на тему "Кошка с котятами" (или т.п.), сравнение взрослых животных и их детенышей по внешним признакам и особенностям поведения.
3. Беседы с опорой на личный и литературный опыт об особенностях внешнего вида и особенностях поведения взрослых диких и домашних животных и их детенышей.
4. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением диких и домашних животных в привычных и нестандартных ситуациях. По ходу работы закреплять знания детей о способах выражения эмоций, настроений и желаний животными; подведение к мысли: "у животных свой "язык" и его знание помогает общению с ними"
5. Дидактические игры на классификацию животных по разным признакам: дикие/домашние, звери/птицы/рыбы, взрослые/детеныши, агрессивные/спокойные/дружелюбные/веселые и пр.
6. Обучение детей отгадыванию загадок о животных, развитие объяснительной речи в процессе объяснения отгадок к загадкам описательным и со сравнением.
7. Лексические упражнения  на правильное употребление слов обозначающих названия детенышей животных (типа "Отвечай быстро": у лисы -..), частей тела животного (типа "Не оборви цепочку": у кошки есть...голова...)
8. Объяснение  способа образования и смысла сложносоставных слов: любо-знательный - человек, который любит получать новые знания; любо-пытный - человек, который проявляет настойчивость в получении новых знаний, либо "пытая" других, то есть выспрашивая о чем-либо, либо самостоятельно "пытаясь" найти ответ; друже-любный - человек, который любит дружить, любит своих друзей и вообще всех людей. Ввести их и некоторые однокоренные им в активный словарь детей (любопытство, любопытно, любознательность, любознательно, дружелюбие, дружелюбно).
9. Индивидуальная работа по развитию монологической речи: предварительная и последующая работа после занятия "Ребята и зверята" в целях упражнения детей в составлении рассказов из личного опыта на тему "Интересный (веселый, страшный, грустный) случай, который произошел с тобой (твоим животным) из-за любопытства" (потерялся, потому что засмотрелся на что-либо; причинил вред (сделал больно), так как не знал как действовать с предметом; узнал что-то новое, когда заинтересовался чем-либо и пр.)
10. Рассматривание книг и рассказ воспитателя о произведениях В.Сутеева, его интересе к животным и детям, его умении придумать интересный рассказ-сказку (особенности жанра) и нарисовать реалистичные иллюстрации.
11. Знакомство с текстом сказки В. Сутеева "Кто сказал "Мяу"?".
12. Беседа  о содержании после повторного чтения (о чем, о ком, что понравилось, почему произошла эта история) и о смысле сказки (о том, что любопытство маленького щенка принесло ему много удивлений, страхов, открытий).
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
Тематическая выставка в книжном уголке "Сказки и рисунки В.Сутеева"
ВТОРОЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОЗДАВАТЬ ИГРОВОЙ ОБРАЗ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Развитие умений: передавать образы животных-героев сказки с помощью:
средств невербальной выразительности (мимики, жестов, позы, движений), в статике (показ позы) и динамике (цепь взаимосвязанных движений),
средств интонационной выразительности (сила голоса, темп речи, тембр голоса).
ЗАНЯТИЯ:
 Сюжетное рисование: по сказке "Как щенок повстречал... мышку, петуха, пса, пчелу, рыбу, лягушку, кошку"
 Музыкальные занятия:  Образно-игровые этюды под музыку.
Цель ОИЭ первого типа: передать движение под музыку.
Цель ОИЭ второго типа: передать эмоцию героя через движение под музыку.
- "ЩЕНОК" Б.Берлин "Веселый щенок".
1. Шагает на четвереньках, садится на пятки, поднимается, смотрит по сторонам, виляет хвостом.
То-же "веселый щенок", "удивленный щенок".
- "МЫШКА" А.Жилинский "Мышки".
1. Бегает на носках, виляет хвостом.
2. То-же "веселая мышка", "испуганная мышка", "удивленная мышка".
- "ЛЯГУШКА" В.Витлин "Лягушки".
1. Прыгает в приседе на двух ногах, "переваливается" с ноги на ногу в приседе, сидит в приседе, опираясь на руки, медленно поворачивает голову вправо и влево.
2. То-же "веселая лягушка", "сердитая лягушка", "усталая лягушка".
- "ПЕТУХ" русская народная попевка "Петушок".
1. Идет высоко поднимая колени, останавливается, смотрит по сторонам, руками имитирует "хлопанье крыльев".
2. То-же "веселый петух", "грозный петух", "обиженный петух".
- "ПЧЕЛА" венгерская народная мелодия "Жуки" в обр. Л.Вишкаревой.
1. Бежит на носках по кругу, кружится на месте, бежит на носках в свободном направлении, бежит с остановками, имитируя "перелет от цветка к цветку".
2. То-же "веселая пчела", "озабоченная пчела", "встревоженная пчела", "удивленная пчела".
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
 1. Рассматривание иллюстраций Сутеева к сказке "Кто сказал "Мяу".
Обсуждение идей "детали помогают понять содержание рисунка", "в рисунке передается характер и настроение героя-животного" Задания типа: "К какому фрагменту рисунок".
2. Составление описательных рассказов по иллюстрациям В.Сутеева к сказке.
3. Изготовление книжки-самоделки "Любопытный щенок" с рисунками и рассказами детей на тему "Как щенок повстречал... мышку, петуха, пса, пчелу, рыбу, лягушку, кошку".
4. Дидактические игры типа "Кто как разговаривает", "Кто как двигается".
5. Подвижные игры с текстами. Цель: использование невербальных средств выразительности для создания игрового образа.
- "Киска серая сидит...",
- "Вот лежит лохматый пес...",
- "Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки",
- "Рыбка плавает в водичке...",
- "Пчелки, вы пчелки...".
6. Образно-игровые этюды:
1 вариант. "Расскажи и покажи животного" на выражение разных эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев, безразличие) и состояний (устал, обижен, болен, важничает).
2 вариант. Имитация движений героев сказки Сутеева. Типа: "Щенок спит, услышал "Мяу" - проснулся, поднял голову, вскочил, обежал всю комнату, смотря по сторонам, стал пристально смотреть, заглянул под стол, под стул, постоял подумал, вскочил на подоконник посмотрел за окно".
3 вариант. Фраза в образе: "Это ты сказал "Мяу" при обращении к маленькой безобидной мышке, при обращении к важному петуху, при обращении к злому псу, при обращении к насмешливой лягушке.
4 вариант. Ролевой диалог: "Щенок и петух", "Щенок и мышка", "Щенок и пес", "Щенок и пчела", "Щенок и рыбка", "Щенок и лягушка", "Щенок и кошка".
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
Внесение книжки-самоделки по рисункам детей на тему "Любопытный щенок из сказки Сутеева".
Внесение материалов для ознакомления со способами выражений основных эмоций и состояний людей и животных (пиктограммы, фотографии, иллюстрации, рисунки самих детей об эмоциях)
ТРЕТИЙ ЭТАП: ТВОРЧЕСТВО
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Развитие игрового и речевого творчества детей в процессе подготовки спектакля.
ЗАНЯТИЯ: 
 Изобразительная деятельность: коллективное изготовление миниафиш-приглашений для детей младших и средней группы в технике коллажа (каждый ребенок рисует героя сказки Сутеева, воспитатель помогает объединиться 4-5 детям для создания общего коллажа вокруг сделанной им на афише надписи и подсказывает возможные способы декоративного украшения общей афиши). Работа проводится на занятии и в совместной деятельности с подгруппой детей. Предполагается, что до рисования дети наблюдают изготовление воспитателем афиши-приглашения для родителей и слушают его комментарии об изображении. Примерный комментарий: "Текст приглашения должен быть в центре, можно нарисовать всех героев, а можно только главных, нужно украсить лист афиши узором по краю, выделить цветом главные слова приглашения, написать имена исполнителей ролей в спектакле и пр.. Индивидуально воспитатель помогает 2-3 детям составить монологи с приглашением детей из других групп.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
 1. Индивидуальная работа с детьми над ролью. 
 2. Работа в малой группе над диалогами и мизансценами.
 3. Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказке В.Сутеева с позиции становления связей между изображением и текстом, а также связей между особенностями невербального поведения героев, их эмоций, черт характера, особенностей поведения, своеобразием отношения друг к другу.
 4. Изготовление фигурок героев и декораций для театрализованной  режиссерской игры на фланелеграфе с привлечением детей к посильному участию. Обсуждение по ходу изготовления того, что для разыгрывания сказки нужен главный герои в разных эмоциональных состояниях (щенок - спокойный, удивленный, испуганный, обиженный, грозный), а для изображения других героев можно выбрать их главную эмоцию или особенность поведения (важный петух, испуганный мышонок, грозный пес, злая пчела, спокойные рыбка и кошка, веселая лягушка).
 5. Театрализованная режиссерская игра совместная со взрослым и при участии педагога в качестве зрителя.
 6. Репетиции спектакля (фрагментов театрализации).  При обязательном участии зрителей (игрушек, няни, воспитателя, других детей)!!!
 7. Показ спектакля  "разными составами артистов" для родителей, для детей других групп. Важно, чтобы все дети участвовали в представлениях!!!
 8. Составление рассказов из личного опыта детей на темы: "Как я готовился к спектаклю", "Как я участвовал в спектакле".
 9. Импровизации на темы: 
"Кто сказал ку-ку?" (в зависимости от уровня развития познавательной и речевой деятельности выбирается более простой вариант: главный герой - тот же щенок, который побежал в лес, или сложный вариант: главный герой - зайчонок),
"Кто сказал хрю-хрю?" (в зависимости от уровня развития познавательной и речевой деятельности выбирается более простой вариант: главный герой - тот же щенок, который пошел на скотный двор, или сложный вариант: главный герой - теленок).
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
Внесение атрибутов для театрализованной режиссерской игры на фланелеграфе
Внесение атрибутов для спектакля
Внесение наглядных материалов для придумывания творческих импровизаций на темы "Кто сказал ку-ку?" и "Кто сказал хрю-хрю?". Материалы представляют собой две плоскостных макет-карты ("Лес" и «Скотный двор») и фигурки с изображением зверей и птиц, живущих в лесу для импровизаций "Кто сказал ку-ку?" и фигурки домашних животных и птиц для импровизаций "Кто сказал хрю-хрю?".

После проведения формирующего эксперимента ребятам была предложена анкета следующего содержания.
Анкета.
Какие новые слова ты узнал за время занятий?
Какие еще бы ты хотел сыграть роли?
Хотел бы ты, чтобы взрослые присутствовали в игре?
Чем бы теперь тебе хотелось заниматься в свободное время?
О чем бы ты хотел прочитать?
Чему бы тебе хотелось научиться?

Анкетирование показало, что после игровой сессии у детей увеличился словарный запас, дети называли от 5 до 10 новых слов. Каждый ребенок назвал от 2 до 5 ролей, которые он хотел бы сыграть.
Желанием всех без исключения детей было присутствие взрослого в игре. В ответах на вопрос «О чем бы ты хотел прочитать?» появились подобные выражения: «Я бы хотел прочитать про Алису в стране чудес, потому что там происходило много интересных событий, которые в обычной жизни не со всеми бывают», «Я хотел бы прочитать про звезды, те которые горят, и те, которые уже погасли», «Я бы прочитала про все чудеса света» и т. п., т.е. у детей ответы стали более полными и обоснованными, появилось стремление узнавать новое.
Как видно из проведенного эксперимента, основными принципами организации работы с детьми становится: комплексность, импровизационность и интегративность.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами художественной деятельности ребенка. Согласно принципу импровизационности, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность дошкольника, что обусловливает и особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой. Основу этого взаимодействия составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, поддержка стремления к оригинальности и самовыражению в театрализованной игре. Все названные выше принципы находят свое законченное выражение в принципе интегративности. Согласно ему, целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности дошкольников включается в целостный педагогический процесс.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения ребенка, его самореализации в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.


Заключение

В проведенном исследовании были решены поставленные цели и задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме театрализованных игр и упражнений в настоящее время, носит неоднозначный характер. Многообразие подходов и методических разработок позволило нам в настоящее время обозначить следующую тенденцию. Большинство работ по данному направлению носит прикладной характер, широко представлены сценарии праздников, театрализованных постановок, упражнений на разнообразном материале.
2. Исследование показало, что дети имеют очень слабое представление о театре и театральной деятельности , т.к. в г. Волхове нет специального детского театра, а гастролирующие творческие труппы с детским репертуаром выступают очень редко.
3. Результаты анализа литературы и данные констатирующего эксперимента позволили определить основные подходы преобразующего эксперимента, позволяющие нам предполагать, что правильная организация городского кружка детской самодеятельности позволит компенсировать недостаток игр - драматизаций у детей старшего дошкольного возраста города Волхова вообще и в детском саду № 6 в частности, где проводилось наше исследование.
Проведенные исследования подтвердили правомерность положенной в его основу гипотезы, что развитие игры-драматизации в старшей группе детского сада будет проходить эффективно при соблюдении ряда условий:
основное условие – организация сотрудничества детей с педагогом и сверстниками; дополнительное условие - специальное построение предметно- развивающей среды.
В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения, начинает лучше в них ориентироваться; преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, развивает в себе уверенность и способность действовать в коммуникативных ситуациях; приобретает позитивный опыт совместных действий; поэтапно осваивает новые способы нравственного поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.
Эти задачи решались нами на занятиях по театрализованной деятельности средствами театрального искусства. Игры-занятия проводились в специально оборудованном помещении (театральная комната), где сама обстановка, атрибуты, костюмы, маски, куклы различных конструкций ( театральные) не только вызывают огромный интерес у ребенка, но и способствуют тому, чтобы он смог и захотел "превратиться" в героя любого лите6ратурного произведения, разыграть сценки из жизни, ситуации, которые коснулись ребенка.
В занятия по театрализованной деятельности мы включали и игры, упражнения на социоэмоциональное развитие малышей, где ставились такие задачи как, научить детей общаться, гармонично взаимодействовать с самим собой и окружающими, решать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов и интересов других людей. Это связано с тем, что в настоящее время становится просто необходимым использовать технологии, направленные на сохранение и укрепление социального здоровья детей.
Для решения поставленных задач нами была разработана система сценариев игр – драматизаций, основанных на использовании проблемных ситуаций..
В основу сценариев игр - драматизации легли следующие критерии:
Проблемные ситуации, способствующие игре - драматизации, должны разрешаться путем проявления со стороны детей эмоций, обуславливающих социально - нравственное поведение.
Сказочно - игровая ситуация должна быть доступна пониманию детей, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников
Необходимо, чтобы сюжеты игр - драматизаций были занимательны и давали возможность соотнести проблемные ситуации, прочувствованные детьми в игровом сюжете с повседневной жизнью детей, что поможет формированию нравственного поведения детей.
Игра - драматизация служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В тоже время, внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводят к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.


Библиография
Антипина А.Е. Театральная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2003.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.М. "Просвещение" 1991.
Артемова Л.В. Организация взаимодействия детей в игре. Журнал Д./В. №6, 1972.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
Акулова О.В. Театрализованные игры. Журнал Д./В. №5, 2005.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., "Просвещение" 1983.
Под ред. Васильевой Н.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., "Просвещение" 1986.
Под ред. Ветлугиной Н.А. Художественное творчество в детском саду. М., "Просвещение" 1984.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников М., "Просвещение" 1987.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., Просвещение, 1991.
Генералова И.А. Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством. М., Авангард, 1997.
Гордеева О.В. развитие языка эмоций у детей// Вопросы психологии, 1995, № 2
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1997.
Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М., Гардарики, 2004.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1986.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., Пед, 1975.
Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольника. М., Педагогическое общество, 2004.
Кабалевский Д.Н. Прекрасное побуждает доброе. М., “Педагогика”, 1973.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольника. М., "Просвещение" 1982.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика М., А.С.А.Д.Е.М.А.,2000.
Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., "Просвещение" 1969.
Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников. Журнал Д./В. №11, 1999.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий Центр Сфера, 2001.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., ТОО "ИнтелТех", 1995.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. (Приложение к журналу "Воспитание дошкольникоа", выпуск 12), М., "Школьная пресса", 2000.
Психология и педагогика игры/ Под ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. М., "Просвещение", 1966.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., Аркти, 2002.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
Театр, где играют дети/ Под ред. Никитиной А.Б. М., Владос, 2001.
Тренинг по сказкотерапии /Сборник программ под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. - СПб.: Речь, 2002
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: "Генезис", 1999.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности у дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Кошелевой А.Д. - М.: "Просвещение", 1985.
Приложение 1
Контрольная группа высокий средний низкий Х. Игорь + Х. Лена + С. Сережа + Б. Света + Х. Игорь + Ю. Алина + И. Инна + Л. Женя +
Экспериментальная группа высокий средний низкий А. Сережа + Л. Ира + Т. Костя + П. Маша + Л. Игорь + Г. Настя + Ж. Сережа + И. Яна +

Приложение 2
Результаты исследования определенности выбора на констатирующем этапе исследования ( % ).

Вопросы Определенность в выборе Неопределенность в выборе
3наешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?

74
26
Какой спектакль ты смотрел в последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?

65
35
Знаешь ли ты, кто такой режиссёр, актёр, художник - оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?

39
61
3ачем в театр приходят зрители? Что они делают во время спектакля?

100
0
Любишь ли ты играть в «театр»?

92
8
В какой «театр» ты любишь играть? Почему?

56
44
Что ты делаешь играя в «театр»? Тебе это нравится?
58
42
Тебе нравится исполнять роли сказочных героев на сцене? Почему?

72
28
Есть ли у тебя любимая роль, какая?

34
66
Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?

41
59
Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотела (хотел) быть: режиссёром, актёром, художником - оформителем?

35
75
Есть ли у тебя любимая книга? Какая?

82
18
В спектакле, с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

23

77
Приложение 3
Результаты исследования по заданию № 3
констатирующего эксперимента
у контрольной группы

Ф.И.О. ребенка Передача содержания фразы Прочтение текста с разными интонациями Пантомимические этюды Этюды на изменения тембра голоса
Игорь Х.
В
С
В
С
Лена Х.
С
В
С
В
Сережа С.
С
С
В
С
Света Б.
Н
С
Н
Н
Игорь Х.
С
С
С
В
Алина Ю.
С
Н
С
С
Инна И.
Н
Н
Н
Н
Женя Л.
В
В
В
С
Приложение 4
Результаты исследования по заданию № 3
констатирующего эксперимента
у экспериментальной группы

Ф.И.О. ребенка Передача содержания фразы Прочтение текста с разными интонациями Пантомимические этюды Этюды на изменения тембра голоса
Сережа А.
В
С
В
С
Ира Л.
С
С
С
В
Костя Т.
С
С
С
С
Маша П
С
С
С
С
Игорь Л
С
С
С
С
Настя Г.
Н
Н
С
Н
Сережа Ж.
С
С
С
С
Яна И.
С
С
Н
С








111111111109.11.0909.11.0909.11.0909.11.0915:1615:1609.11.0915:1609.11.0915:1627




11414

69

1.Антипина А.Е. Театральная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2003.
2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.М. "Просвещение" 1991.
3.Артемова Л.В. Организация взаимодействия детей в игре. Журнал Д./В. №6, 1972.
4.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
5.Акулова О.В. Театрализованные игры. Журнал Д./В. №5, 2005.
6.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., "Просвещение" 1983.
7.Под ред. Васильевой Н.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., "Просвещение" 1986.
8.Под ред. Ветлугиной Н.А. Художественное творчество в детском саду. М., "Просвещение" 1984.
9.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников М., "Просвещение" 1987.
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., Просвещение, 1991.
11.Генералова И.А. Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством. М., Авангард, 1997.
12.Гордеева О.В. развитие языка эмоций у детей// Вопросы психологии, 1995, № 2
13.Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1997.
14.Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М., Гардарики, 2004.
15.Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1986.
16.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., Пед, 1975.
17.Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольника. М., Педагогическое общество, 2004.
18.Кабалевский Д.Н. Прекрасное побуждает доброе. М., “Педагогика”, 1973.
19.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольника. М., "Просвещение" 1982.
20.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика М., А.С.А.Д.Е.М.А.,2000.
21.Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., "Просвещение" 1969.
22.Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников. Журнал Д./В. №11, 1999.
23.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий Центр Сфера, 2001.
24.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
25.Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., ТОО "ИнтелТех", 1995.
26.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. (Приложение к журналу "Воспитание дошкольникоа", выпуск 12), М., "Школьная пресса", 2000.
27.Психология и педагогика игры/ Под ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. М., "Просвещение", 1966.
28.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., Аркти, 2002.
29.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
30.Театр, где играют дети/ Под ред. Никитиной А.Б. М., Владос, 2001.
31.Тренинг по сказкотерапии /Сборник программ под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. - СПб.: Речь, 2002
32.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: "Генезис", 1999.
33.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности у дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.
34.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
35.Эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Кошелевой А.Д. - М.: "Просвещение", 1985.

Психолого-педагогические условия развития креативности у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Московский региональный институт

высшего социально-экономического образования

 

 

 

 

 

 

Шапошников Юрий Анатольевич

6 пс-01

 

 

диссертация


Психолого-педагогические условия развития креативности

старшего возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Специальность: Педагогика и психология

Специализация: Психологическое консультирование





Научный руководитель:

кандидат психологических наук

доцент Москалев В. А.







Важно-2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ........................9

1.1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.....................................................................9

1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.......................19

1.3. РОЛЬ педагога В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ........................27


ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ....................................................................37

2.1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛИ ИГРЫ...............................................................................................................37

2.2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...................................................................45

2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.........................65

ВЫВОД........................................................................69

список литературы............................................................71

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................75

Введение

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим, прежде чем детей образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, в первую очередь, на развитие творчества.