развитие двигательной активности у детей с сенсорными нарушениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 2929 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 30.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Двигательная активность как основа физического развития детей дошкольного возраста.
1.2.Особенности двигательной активности у детей с сенсорными нарушениями.
1.3. ЛФК как средство повышения двигательной активности.
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ ЛФК В ДОУ КОМПЕНСАТОРНОГО ТИПА
2.1. Занятия ЛФК как структурный компонент коррекционно-педагогической работы в ДОУ с нарушениями развития.
2.2. Дифференцированный подход к выбору физических упражнений ЛФК, обеспечивающих двигательную активность у детей с нарушениями слуха и зрения.
2.2.1. Особенности средств ЛФК использующихся для слабовидящих и слепых детей.
2.2.2. Особенности средств ЛФК применяемых для развития двигательной активности детей с нарушениями слуха.
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Приучать незрячих детей к занятиям физической культурой, повышать их двигательную активность необходимо путем применения всех средств и форм физического воспитания.
Эффективное средство повышения двигательной активности детей с нарушениями зрения - уроки ритмики и танцев. Такие занятия очень специфичны: они сочетают в себе средства музыкального, пластического, физкультурного, эстетического и художественного развития и образования.
Занятия гармонично развивают фигуру, способствуют развитию музыкальной памяти, улучшению пространственной ориентировки, развивают координацию движений, закрепляя привычку двигаться раскованно и красиво, придают внешнему облику человека собранность и элегантность [5;11].
Исследования в области влияния чувства ритма на жизнедеятельность человека показали, что ритм - важнейшее условие облегчения восприятия и запоминания изучаемых нами явлений и выполнения данных движений или действий, их усвоения и совершенствования.
К способам увеличения двигательной активности детей с ограниченными возможностями необходимо присоединить еще и такие не менее эффективные формы, как утренняя зарядка, физкультминутки, внеклассная спортивно-оздоровительная работа.
Наблюдения показали, что выпускники спецшкол-интернатов для слепых и слабовидящих детей, в общеобразовательной программе и внеклассной работе которых физической культуре и занятиям ритмикой и танцами отводится не последнее место, всегда выделяются среди других: они более общительны и раскованны, их движения более свободны, пластичны и выразительны, причем это касается как слабовидящих, так и тотально слепых юношей и девушек.
Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у слепых и слабовидящих детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушения зрения.
   С учётом сниженных функциональных систем глаза выделяют следующие основные средства ЛФК (Л.Н Ростомашвили.,2001):
   I. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.    II. Общеразвивающие упражнения: 1) без предметов; 2) со снарядами (озвученные мячи, теннисные мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком, гантели 0,5 кг); 3) на снарядах (ребристая доска, тренажеры-механотерапия, гимнастическая стенка, скам ейка, и т.д.).    III. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.    IV. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (упражнения для укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).    V. Лазанье и перелезание.
   VI. Дыхательные упражнения.
   VII. Упражнения для укрепления сводов стопы.
   VIII. Упражнения на развитие равновесия, координации движений (тренировка вестибулярного аппарата). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, работа на тренажерах.    IX. Упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц) -1 сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и местный характер.
   X. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение).    XI. Упражнения на улучшение функционирования мышц глаза.    XII. Упражнения на улучшение кровообращения тканей глаза.    XIII. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.    XIV. Плавание как одно из эффективных средств физического воспитания в коррекционной работе со слепыми детьми, которое оказывает чрезвычайно благоприятное и многообразное влияние на организм ребенка.
   XV. Занятия на лыжах -эффективное средство закаливания организма ребенка, развития его мышечной системы. Занятия на лыжах способствуют развитию глазомера, а также умению ориентироваться на местности.   
2.2.2. Особенности средств ЛФК применяемых для развития двигательной активности детей с нарушениями слуха.

В моторном и физическом развитии многие глухие дети отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др [12].
В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой - направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке) [10, стр.3-4].
В программе используются физиологически оправданные, доступные и интересные глухим детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разнообразного гимнастического оборудования - гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и др.
Особое место в программе занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.
Физическое воспитание глухих дошкольников осуществляется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.
Занятия по физической культуре - основное средство физического воспитания. Их проводят со всей группой одновременно в просторном, специально оборудованном зале не менее двух раз в неделю, а также по подгруппам.
Содержание программы по физвоспитанию, равномерно распределяясь, должно быть представлено на занятиях с постепенным усложнением по годам обучения - от накопления двигательного опыта путем простейших движений по подражанию к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие должно обязательно включать коррекционные упражнения.
В соответствии с уровнем двигательной подготовленности детей для достижения на занятиях высокой моторной плотности различные методы проведения упражнений (индивидуальный, фронтальный, поточный, поочередный) чередуются между собой.
На всех родах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними.
Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, содержащими только необходимую информацию, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.
Физическое воспитание глухих детей в специальном детском саду должно пронизывать всю систему их обучения и находить свое отражение в работе педагога (фонетическая ритмика, физкультпаузы), в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
Анализ данных представленных в главе 2 показал, что основной формой коррекции вторичных отклонений в физическом развитии детей с нарушениями слуха и зрения является специальное занятие, предусмотренное учебным планом и включенное в его специальный раздел.
Содержание урока, так же как и урока физкультуры, определяется задачами программного материала. Результативность усвоения программного материала не оценивается по пятибалльной системе, как это принято на общеобразовательном уроке, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребёнка.
Как в подгрупповых, так и в индивидуальных занятиях присутствуют следующие формы двигательной деятельности детей:    - игровая;
   - сюжетно-ролевая;
   - зачетная - сдача программных нормативов с занесением данных в карту динамики физического развития;
   - закаливающая;
   - физкультурные минутки на общеобразовательных уроках.
 
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1. В зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся по-разному воспринимают учебный материал. Слабовидящие с остротой зрения от 0,1 до 0,4 (с коррекцией стеклами на лучшем глазу) работают с опорой на зрение, т.е. зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действия, зрительно ориентируются в большом пространстве. Незрячие и частично зрячие дети с остротой зрения от 0 до 0,04 (с использованием очков для коррекции глаза, видящего лучше) воспринимают учебный материал в основном тактильно-слуховым способом.
2. К наиболее эффективным средствам ЛФК для слабовидящих детей можно отнести: упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц);  специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение); упражнения на улучшение функционирования мышц глаза; упражнения на улучшение кровообращения тканей глаза;  упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов; плавание как одно из эффективных средств физического воспитания в коррекционной работе со слепыми детьми.
3. В моторном и физическом развитии многие глухие дети отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке .
Поэтому, особое место в программе физического воспитания для детей с нарушениями слуха занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом изучение настоящей проблемы показало, что физические упражнения благоприятно влияют на организм ребенка. Вследствие чего улучшается сердечно-сосудистая система, дыхательная система, центральная нервная система и другие системы.
Анализ научно-методической литературы показал, что наиболее заметны у глухих и слепых детей нарушения моторики: при ходьбе шаркающая походка, бег на полусогнутых. Движения лишены пластичности, действия не точные. Отставания развития двигательной памяти и уменьшения сохранять равновесие.
Использование различных форм лечебно-оздоровительных мероприятий способствуют укреплению здоровья, развития двигательной памяти, умению ориентироваться в пространстве, координации; содействуют правильному физическому, функциональному и психическому развитию.
Для детей с сенсорными нарушениями требуется тщательный подбор средств и методов лечебной физической культуры. При соответствующем выборе физических упражнений ЛФК можно добиваться хороших результатах в не только в физическом развитии, но и в обучении, и воспитании детей с сенсорными нарушениями.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. - М.: Советский спорт, 1991.
Дефектология. Словарь-справочник. //Под редакцией Е.П. Пузанова.-1996.
М.И. Земцова. Учителю о детях с нарушениями зрения. -1973;
Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.
В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. -1990;
Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. Лечебная физическая культура: Справочник //Лечебная физкультура в офтальмологии. М.- "Медицина", - 1988.
Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры № №, 2003 – стр. 5-8.
Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. - К.: Олимпийская литература, 1999.
Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей // Методические рекомендации / Под ред. В.П. Ермакова/ Москва, 1988.
Программа по физической культуре для глухих детей 1 - 3 классов - Курган, 1983.
Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). СПб., - 2001.
Сурдопедагогика: Учебное пособие для педагогических институтов /Под редакцией Никитина М.И. - М.: Просвещение, 1989.
Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. К.: Наукова думка, 2000.
Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М.: "Советский спорт". 2001.















1

1.Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. - М.: Советский спорт, 1991.
2.Дефектология. Словарь-справочник. //Под редакцией Е.П. Пузанова.-1996.
3.М.И. Земцова. Учителю о детях с нарушениями зрения. -1973;
4.Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.
5.В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. -1990;
6.Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. Лечебная физическая культура: Справочник //Лечебная физкультура в офтальмологии. М.- "Медицина", - 1988.
7.Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры № №, 2003 – стр. 5-8.
8.Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. - К.: Олимпийская литература, 1999.
9.Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей // Методические рекомендации / Под ред. В.П. Ермакова/ Москва, 1988.
10.Программа по физической культуре для глухих детей 1 - 3 классов - Курган, 1983.
11.Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). СПб., - 2001.
12.Сурдопедагогика: Учебное пособие для педагогических институтов /Под редакцией Никитина М.И. - М.: Просвещение, 1989.
13.Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. К.: Наукова думка, 2000.
14.Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М.: "Советский спорт". 2001.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Формирование и развитие теории сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественных и зарубежных педа

1.2 Система воспитания и развития детей дошкольного возраста Мария Монтессори

1.3 Концептуальные подходы сенсорного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Глава II. Изучение особенностей сенсорного воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

2.1 Содержание и методика проведения эксперимента

2.2 Особенности сенсорного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Глава III. Реализация идей педагогики Марии Монтессори в сенсорной технологии образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

3.1 Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

3.2 Результаты формирующего эксперимента

Глава IV. Методические рекомендации по сенсорному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с применением основных сенсорных дидактических Монтессори-материалов

4.1 Рекомендации для дефектологов

4.2 Рекомендации для родителей

Вывод

библиография

Введение

В настоящее время актуальным для многих исследователей остаются вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников является развитие сенсорных процессов, с помощью которых ребенок находится в состоянии полного восприятия окружающей действительности.

Успех социально-коммуникативная, познавательная, развитие речи в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка.

Насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающие, настолько успешно развивается (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ж. О. Декроли;Е. и. Тихеева, А. П. Усова; A. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.).

Особую значимость эта проблема имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современной психолого-педагогической практике широко применяется система Марии Монтессори для развития детей дошкольного возраста. Система Монтессори используют в процессе работы с детьми, которые имеют нарушения развития. Однако, в литературе недостаточно раскрыт такой аспект, как влияние педагогической системы Монтессори в сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ. Отсутствие теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.