Искусство авангарда в художественной критике 1910-1920 гг.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 1212 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 31.01.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Основные черты русского авангарда начала ХХв.
Глава 2. Художественная критика авангарда
Список литературы.

Фрагмент для ознакомления

Первый тип трактовки темы проявился в литературе, например в «Сказке о золотом петушке» (1835) А. С. Пушкина, в лирических отступлениях гоголевских «Мертвых душ» (1842), а в изобразительном искусстве рубежа столетий он представлен в первую очередь обобщающими произведениями (вроде «Купания красного коня» К. С. Петрова-Водкина) или целыми циклами (художников дягилевских «сезонов», в том числе М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой, а также М. Шагала, Б. Д. Григорьева и др.). Что касается противоречивости самой природы образа России, то она нашла отражение в 1830-х годах в творчестве того же Пушкина («Медный всадник»), Н. В. Гоголя, а на рубеже столетий в живописных полотнах В. И. Сурикова, В. А. Серова, Ф. А. Малявина и т. д. Как пишет Г. Г. Поспелов, преемственность в постановке проблем между 1830-ми годами и началом ХХ в. выразилась в частом обращении мастеров второго периода к иллюстрированию и переосмыслению творений первого, чем занимались и мирискусники, и неопримитивисты, и экспрессионисты станковисты, иллюстраторы и сценографы.
В статье «Новый взгляд на русское искусство ХХ века» («Художественный журнал» № 26-27 за 2002г) Екатерина Деготь пишет: «Погодим пока делать наспех выводы о том, что автором руководило только желание "дать пощечину общественному вкусу", как было сказано в манифесте первых русских авангардистов - футуристов, среди которых, как известно, были Маяковский, Хлебников, Крученых. И футуристы, представлявшие хотя и едва ли не самое известное, но только одно из многочисленных направлений русского авангарда начала ХХ века, и представители диаметрально противоположного направления, акмеисты, к которому принадлежали Гумилев, Мандельштам, Ахматова, восстали против абстрактных понятий, против возвышенных и затасканных слов, как "душа", "дух", против традиционного мышления и эпигонского стихосложения, против затасканных рифм и размеров».
Таким образом, возникший в начале ХХ столетия авангард, как художественное направление, явился своеобразным вызовом общественному мнению. Раскрывая его основные черты и источники появления, необходимо учитывать историческую ситуацию, сложившуюся в то время в Российской империи. Кризис царского самодержавия, недовольство народа, русско-японская и мировая война, революционные брожения – все это вкупе и стало той почвой, на которой зародился русский авангард, взявший за истоки искусство Франции, Германии того времени.
Разумеется, что художественная критика восприняла это течение неоднозначно. В определенной степени – негативно из-за непонятности и непонятости. К примеру, тексты футуристических манифестов определялись, как свидетельства о намерении пересмотреть прежнюю диспозицию искусств, растопить разделяющие их преграды переходными, сплавленными формами. Программа футуристов предлагает уничтожить и само искусство, предварительно изгнав из него красоту и духовность.
Но определять им роль и место как чудакам серьезная критика не решалась. Так, Ю.Тынянов отмечал, что «… речь Хлебникова всегда смысловая, а не бессмысленная, смысл которой находится в скрытых пластах текста. Заумные слова создавались вне системы русского языка, как средство нетрадиционного общения».
Искусство авангарда оказало воздействие, на мой взгляд, на дальнейшее развитие искусства, найдя воплощение в творчестве А.Шнитке, М.Шемякина и др.



Список литературы.

Г. Г. Поспелов «Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России» «Наука» 2000
Е. В. Баснер «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда». – М.: Искусство, 2003.
«Истории русской литературной критики: Учебник для вузов» В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др.; Под ред. В.В. Прозорова. — М.: Высшая школа, 2002,
«История русской литературной критики XIX - начала ХХ веков». Курс лекций. Могилев: МГУ, 2000.
В.Хлебников. «Творения» вступ. Статья М.Полякова. М, «Советский писатель» 1987 «Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте» Сб.статей М, «Наука» 2000 г.
Е.Деготь. Искусство авангарда 20 -30-х годов. - Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994, с. 333.
Энциклопедия искусства» М, «Знание» 1978
Е.Деготь. Искусство авангарда 20 -30-х годов. - Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994, с. 333.
Там же.
Взято из «Энциклопедия искусства» М, «Знание» 1978
В.Хлебников. «Творения» вступ. Статья М.Полякова. М, «Советский писатель» 1987, с24
Е. В. Баснер «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда». – М.: Искусство, 2003, с. 14-15

Г. Г. Поспелов «Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России» «Наука» 2000, с. 23
Г. Г. Поспелов «Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России» «Наука» 2000, с. 31
Там же.
История русской литературной критики XIX - начала ХХ веков. Курс лекций. Могилев: МГУ, 2000,с. 72

Взято из: Поляков М. «Вопросы поэтики и художественной семантики».М, 1986, с.170.




1

1.Г. Г. Поспелов «Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России» «Наука» 2000
2.Е. В. Баснер «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда». – М.: Искусство, 2003.
3.«Истории русской литературной критики: Учебник для вузов» В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др.; Под ред. В.В. Прозорова. — М.: Высшая школа, 2002,
4.«История русской литературной критики XIX - начала ХХ веков». Курс лекций. Могилев: МГУ, 2000.
5.В.Хлебников. «Творения» вступ. Статья М.Полякова. М, «Советский писатель» 1987 «Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте» Сб.статей М, «Наука» 2000 г.
6.Е.Деготь. Искусство авангарда 20 -30-х годов. - Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994, с. 333.
7.Энциклопедия искусства» М, «Знание» 1978

Вопрос-ответ:

Что такое авангард?

Авангард – это направление в искусстве, возникшее в начале ХХ века. Оно отличалось от предыдущих стилей и течений своей инновационностью, экспериментальностью и стремлением к разрушению старых норм и конвенций.

Какие были основные черты русского авангарда?

Основные черты русского авангарда были сильное стремление к эксперименту, отказ от традиционных форм и стильных ограничений, интерес к новым материалам и техникам, а также активная социальная и политическая направленность.

Какая роль в искусстве авангарда играла художественная критика?

Художественная критика играла значительную роль в развитии и популяризации искусства авангарда. Она помогала интерпретировать и объяснять новые и нестандартные произведения, давала оценку творчеству авангардистов и создавала платформу для дискуссий и обмена идеями.

Какие произведения искусства можно привести в качестве примеров русского авангарда?

В качестве примеров русского авангарда можно привести такие произведения, как картина "Купание красного коня" К.С.Петрова-Водки, "Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина и лирические отступления в "Мертвых душах" Н.В.Гоголя.

Какие основные черты русского авангарда начала ХХ века?

Основными чертами русского авангарда начала ХХ века являлись экспериментальность, идея освобождения искусства от традиционных ограничений, умение сочетать разные искусственные формы, желание изображать современный мир через свою индивидуальность и безграничную свободу выражения.

В чем проявлялась творческая свобода авангардных художников?

Творческая свобода авангардных художников проявлялась в использовании новых художественных приемов, экспериментировании с формами и материалами, а также в рассмотрении современных социальных и политических проблем через призму своего искусства.

Какую роль сыграла художественная критика в развитии авангарда в России?

Художественная критика играла важную роль в развитии авангарда в России. Она помогала популяризировать работы авангардистов, анализировала их творчество, обобщала их идеи и влияла на формирование общественного мнения о новом направлении в искусстве.

Какие произведения литературы можно отнести к первым проявлениям авангарда?

К первым проявлениям авангарда в литературе можно отнести такие произведения как «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина и лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. В этих произведениях уже присутствовали эксперименты с формой и языком, характерные для авангарда.

Каким образом художественное творчество авангарда отражало современный мир?

Художественное творчество авангарда отражало современный мир через свою индивидуальность и безграничную свободу выражения. Авангардисты старались изображать мир таким, каким видели его сами, свежими глазами, и при этом передавать новые идеи и ощущения, связанные с быстро меняющейся современностью.