Смысл жизни по Толстому Л.Н.
Заказать уникальный реферат- 9 9 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 14.04.2005
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Толстому был очень дорог его идеал, но в какой-то момент он начал сомневаться не только в своей способности его осуществить, а в жизненности самого этого идеала.
У него появились новые мысли о народе, о его глухой враждебности по отношению даже к тем помещикам, которые искренне хотят ему добра, о том, что народ «себе на уме». Это ощущается например, в его произведении «Утро помещика». Писатель даже соглашается со словами княгини Мещерской о крестьянах: «Я вижу в них будущих убийц моих детей».
Очевидно, что Толстой видел нехристианские настроения народа и что на фоне этой правды жизни и при понимании законности основных требований народа ложь христианских теорий становилась для него всё яснее. Новое восприятие народа, открытие в нём противоречащих его христианскому идеалу снижающих нравственных качеств поколебали даже позицию Толстого как противника цивилизации. В какой-то момент он начал иногда сомневаться, «что дикое состояние хорошо».
Если сначала Толстой противопоставлял фальши и эгоизму цивилизованного общества безыскуственность и альтруизм простого народа, то потом он неоднократно высказывал противоположное мнение о мужиках, особенно поражённый их способностью лгать и хитрить в своих интересах. Он даже писал в своих дневниках о присущей крестьянам «всегдашней привычке к лжи, обману и лицемерию».
Новый взгляд Толстого на народ тоже приближался, по сравнению с прежним, к взгляду наиболее передовых мыслителей того времени, с той лишь разницей, что Толстой предпочёл бы открывшейся истине справедливость своей прежней христианской концепции народа.
Вместе со всеми этими сомнениями и разочарованиями у Толстого появились мысли о том, что вообще субъективными желаниями не победить неизбежных объективных законов жизни, постоянно ставящих препятствия на их пути.
Постепенно Толстой, в противоположность своему прежнему взгляду, пришёл к отрицанию нравственной свободы человека и в то же время остро внутренне протестовал против такого положения вещей. Устройство мира законы, которым должен подчиняться человек, не казались писателю гармоничными и справедливыми. Они противоречат самому лучшему в человеческой душе, не дают выразиться самому высокому и прекрасному.
Видимая дисгармония мира возвратила Толстого к сомнениям в том, что существует и даёт свои законы миру доброе божество. Жизнь – «самое пошлое, отвратительное и ложное состояние», и в него не мог поставить человека добрый Бог. Однако всё-таки его поставила в это положение какая-то внешняя слепая, злая сила. Толстой стал иронизировать над теми, кто говорил: «Не Бог, а вы сами поставили себя в это положение», оставляя за человеком произвол в выборе содержания жизни. По его мнению, человек не виноват. Некой довлеющей над ним силой он лишён свободы и возможности сделать из своей жизни то, что он хочет. Человек умирает, так и не осуществив того, что казалось ему достойным осуществления, так и не поняв, зачем и каким силам нужна была его жизнь.
У Толстого в зрелые годы сложилась теория, противоположная тому утверждению нравственной свободы личности, которое было характерно для него в более ранний период его творчества. Это явилось одним из кризисов мировоззрений писателя.
Нравственно-философские воззрения Толстого развивались по диалектическому закону отрицания и отрицания отрицания. Переживаемые им кризисы – результаты столкновений идеалов и действительности – каждый раз несли за собой переоценку ценностей, новые нравственные нормы, новые представления о нравственных возможностях человека, в которых по-разному выражались и сочетались разум и предрассудки, глубокие прозрения жизни и наивный идеализм. Однако все искания писателя характеризуют его как человека высоконравственного и гуманного, способного к самопожертвованию и самоотречению. Доказательством этому могут служить его величайшие произведения и непосредственно сам жизненный путь великого писателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Квитко Д.Ю. Философия Толстого. Москва, 1928.
Ломунов К.А. Эстетика Льва Толстого. Москва, 1972.
Пажитнов Л.Н. Слово и дело Толстого. Москва, 1979.
Толстой Л.Н. Путь жизни. Москва, 1993.
Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.
1.Квитко Д.Ю. Философия Толстого. Москва, 1928.
2.Ломунов К.А. Эстетика Льва Толстого. Москва, 1972.
3.Пажитнов Л.Н. Слово и дело Толстого. Москва, 1979.
4.Толстой Л.Н. Путь жизни. Москва, 1993.
5.Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.
Вопрос-ответ:
Какие сомнения появились у Толстого относительно его идеала?
Толстой начал сомневаться не только в своей способности осуществить свой идеал, но и в жизненности самого этого идеала.
Какие новые мысли появились у Толстого о народе?
Толстой начал мыслить о глухой враждебности народа даже к тем помещикам, которые искренне желают ему добра, и о том, что народ "себе на уме".
В чем проявлялась глухая враждебность народа к помещикам?
В глухой враждебности народа к помещикам проявлялось то, что даже те помещики, которые искренне хотят добра народу, сталкиваются с неприязнью и недоверием со стороны народа.
В каком произведении Толстого можно ощутить его новые мысли о народе?
В произведении "Утро помещика" ощущается новая мысль Толстого о народе, его глухой враждебности по отношению даже к тем помещикам, которые искренне желают ему добра.
Согласуется ли Толстой со словами княгини Мещерской по отношению к народу?
Да, Толстой соглашается со словами княгини Мещерской о народе, о его глухой враждебности по отношению даже к тем помещикам, которые искренне желают добра.
Какой идеал был дорог Л.Н. Толстому?
Дорог Л.Н. Толстому идеал духовной жизни, основанный на принципах морали, справедливости и любви к ближнему.
Почему Толстой начал сомневаться в осуществимости своего идеала?
Толстой начал сомневаться в осуществимости своего идеала из-за глухой враждебности народа, о которой он узнал, она оказалась направлена даже против тех помещиков, которые стремятся к благому для народа.
Какие новые мысли возникли у Толстого о народе?
У Толстого появились новые мысли о народе, в которых он осознал глухую враждебность народа, его недоверие даже к тем помещикам, которые искренне хотят помочь и улучшить жизнь народа. Он осознал, что народ «себе на уме» и не готов принять изменения.
В чем особенности произведения "Утро помещика"?
В произведении "Утро помещика" Толстой ощутил глухую враждебность народа по отношению даже к благим помыслам и попыткам помочь. Это произведение является отражением его разочарования в своих идеалах и в жизненности их осуществления.
Какими словами княгини Мещерской согласился Толстой?
Толстой согласился со словами княгини Мещерской, что народ "себе на уме". Это означает, что народ занят своими собственными интересами и не проявляет открытость и готовности к переменам.
Какой идеал был дорог Л.Н. Толстому и почему он начал сомневаться в его осуществимости?
Идеалом, дорогим Л.Н. Толстому, была идея братства, равенства и морального совершенства. Однако, в какой-то момент он начал сомневаться не только в своей способности осуществить этот идеал, но и в жизненности самого этого идеала.
Какие новые мысли о народе появились у Л.Н. Толстого? Какую враждебность он заметил?
У Л.Н. Толстого появились новые мысли о народе. Он заметил глухую враждебность народа даже по отношению к тем помещикам, которые искренне хотят ему добра. Л.Н. Толстой убежден в том, что народ «себе на уме» и не всегда способен оценить и принять благотворные действия помещиков.