Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Смысл жизни по Толстому Л.Н.

  • 9 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 14.04.2005
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Смысл жизни по Толстому Л.Н.
Фрагмент для ознакомления

Толстому был очень дорог его идеал, но в какой-то момент он начал сомневаться не только в своей способности его осуществить, а в жизненности самого этого идеала.
У него появились новые мысли о народе, о его глухой враждебности по отношению даже к тем помещикам, которые искренне хотят ему добра, о том, что народ «себе на уме». Это ощущается например, в его произведении «Утро помещика». Писатель даже соглашается со словами княгини Мещерской о крестьянах: «Я вижу в них будущих убийц моих детей».
Очевидно, что Толстой видел нехристианские настроения народа и что на фоне этой правды жизни и при понимании законности основных требований народа ложь христианских теорий становилась для него всё яснее. Новое восприятие народа, открытие в нём противоречащих его христианскому идеалу снижающих нравственных качеств поколебали даже позицию Толстого как противника цивилизации. В какой-то момент он начал иногда сомневаться, «что дикое состояние хорошо».
Если сначала Толстой противопоставлял фальши и эгоизму цивилизованного общества безыскуственность и альтруизм простого народа, то потом он неоднократно высказывал противоположное мнение о мужиках, особенно поражённый их способностью лгать и хитрить в своих интересах. Он даже писал в своих дневниках о присущей крестьянам «всегдашней привычке к лжи, обману и лицемерию».
Новый взгляд Толстого на народ тоже приближался, по сравнению с прежним, к взгляду наиболее передовых мыслителей того времени, с той лишь разницей, что Толстой предпочёл бы открывшейся истине справедливость своей прежней христианской концепции народа.
Вместе со всеми этими сомнениями и разочарованиями у Толстого появились мысли о том, что вообще субъективными желаниями не победить неизбежных объективных законов жизни, постоянно ставящих препятствия на их пути.
Постепенно Толстой, в противоположность своему прежнему взгляду, пришёл к отрицанию нравственной свободы человека и в то же время остро внутренне протестовал против такого положения вещей. Устройство мира законы, которым должен подчиняться человек, не казались писателю гармоничными и справедливыми. Они противоречат самому лучшему в человеческой душе, не дают выразиться самому высокому и прекрасному.
Видимая дисгармония мира возвратила Толстого к сомнениям в том, что существует и даёт свои законы миру доброе божество. Жизнь – «самое пошлое, отвратительное и ложное состояние», и в него не мог поставить человека добрый Бог. Однако всё-таки его поставила в это положение какая-то внешняя слепая, злая сила. Толстой стал иронизировать над теми, кто говорил: «Не Бог, а вы сами поставили себя в это положение», оставляя за человеком произвол в выборе содержания жизни. По его мнению, человек не виноват. Некой довлеющей над ним силой он лишён свободы и возможности сделать из своей жизни то, что он хочет. Человек умирает, так и не осуществив того, что казалось ему достойным осуществления, так и не поняв, зачем и каким силам нужна была его жизнь.
У Толстого в зрелые годы сложилась теория, противоположная тому утверждению нравственной свободы личности, которое было характерно для него в более ранний период его творчества. Это явилось одним из кризисов мировоззрений писателя.
Нравственно-философские воззрения Толстого развивались по диалектическому закону отрицания и отрицания отрицания. Переживаемые им кризисы – результаты столкновений идеалов и действительности – каждый раз несли за собой переоценку ценностей, новые нравственные нормы, новые представления о нравственных возможностях человека, в которых по-разному выражались и сочетались разум и предрассудки, глубокие прозрения жизни и наивный идеализм. Однако все искания писателя характеризуют его как человека высоконравственного и гуманного, способного к самопожертвованию и самоотречению. Доказательством этому могут служить его величайшие произведения и непосредственно сам жизненный путь великого писателя.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Квитко Д.Ю. Философия Толстого. Москва, 1928.
Ломунов К.А. Эстетика Льва Толстого. Москва, 1972.
Пажитнов Л.Н. Слово и дело Толстого. Москва, 1979.
Толстой Л.Н. Путь жизни. Москва, 1993.
Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Квитко Д.Ю. Философия Толстого. Москва, 1928.
2.Ломунов К.А. Эстетика Льва Толстого. Москва, 1972.
3.Пажитнов Л.Н. Слово и дело Толстого. Москва, 1979.
4.Толстой Л.Н. Путь жизни. Москва, 1993.
5.Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.

Два

МОУ средняя общеобразовательная школа № 175

Ленинского района, Н. Новгород

что они видят смысл жизни главные герои романа Л. Н. Толстого "Война и мир"

выполнил: ученица 10 "А" класса

Горева Анна

Проверил: преподаватель литературы

Гришина Людмила Леонидовна

Н. Новгород, 2010

Введение

Л. Н. Толстой унаследовал от своего отца, участник зарубежных походов времен войны, чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Внесение Казанского университета, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покинул университет и уезжает в ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Это время, чтобы начать поиск Толстым цели в жизни. Он собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в санкт-Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею "Война и мир". По мнению Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем." Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композиция захватывает сложностью и стройностью.

Роман "Война и мир" создается Толстым в 1860-е годы, а окончательная редакция появляется в 1870-е годы, когда в русском обществе идут споры о других путях развития России. Эпическую основу произведения составляет ощущение жизни как целого и бытия во всю широту этого понятия. По Толстому, жизнь конкретна в национальном и социально-историческом содержании, она представлена в многообразии своих форм и противоречий.

Вопросы жизни и смерти, правде и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило стать глубоким психологом. В образах, созданных им, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Ему интересно то, как проходит душа человека в стремлении к морю, идеально подходит, в стремлении познать самое себя. Он помогает читателю научиться выделять в жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно ищет, на которые не выполняют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается и постоянно душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть глубже в себя, которые предпочитают оставлять установленные правила жизни. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества.

Узнать стоимость работы