Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Изучение региональных аспектов глобальных проблем как способ формирования основ социокультурной компетентности учащихся.

  • 32 страницы
  • 18 источников
  • Добавлена 23.04.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы формирования социокультурной компетентности учащихся средствами географического (естественнонаучного) образования
1.1. Общая характеристика социокультурной компетентности как отражение социального заказа к современному географическому образованию школьников
1.2. Теоретико-методологические подходы к организации процесса формирования социокультурной компетентности учащихся средствами географического образования
1.3. Образовательные возможности знаний о сущности глобальных проблем и региональной специфики их проявления в процессе формирования основ социокультурной у учащихся
Глава II. Методическая система формирования основ социокультурной компетентности у учащихся при изучении региональных аспектов глобальных проблем
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Самые загрязненные реки: Чусовая, Исеть, Пышма, Тура, Нейва, Салда и Ляля.

Часть 3. Радиационная обстановка
Неблагополучные города: Новоуральск, Лесное, Заречное, Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск.
Зона чрезвычайной экологической ситуации: территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС), пос. Озерный Режевского района, Красноуфимскоий филиал комбината «Победа», промплощадка Ключевского завода ферросплавов.
Загрязняющие вещества: скопление радионуклидов в рудах железа, меди, никеля, золота, редких металлов, в горных породах кислого состава (гранитах, гнейсах, пегматитах, кварцевых порфирах), известняках, речных рыхлых отложениях, торфах.
Источники загрязнения:
1030 скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой и урано- ториевой природы; 352 водопункта и групп водопунктов, содержащих экологически значимые концентрации урана, радия и радона;
120 объектов вблизи населенных пунктов;
1500 объектов, где используются источники ионизирующего излучения, радиоактивные материалы в технологическом процессе.

Краткие сообщения учеников о промышленности в отдельных городах Свердловской области (Нижний Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Первоуральск и Ревда).

IV. Обобщение.
В группах обсудите один из проблемных вопросов и представьте мнение группы перед классом:
В чем состоит глобальный эффект от загрязнения воды в Свердловской области (проанализируйте течения рек, куда они текут за пределами области)?
В чем состоит глобальный эффект от загрязнения воздуха в Свердловской области (воспользуйтесь розой ветров)?
В чем состоит глобальный эффект от радиационного загрязнения Свердловской области?
Подумайте, как влияет экологическая ситуация на население Свердловской области. Как это сказывается на развитии Уральского региона, России?

Вопрос к классу (открытая дискуссия):
Оцените сегодняшнюю экологическую политику Свердловской области. О каких действиях по защите экологии вы слышали? Как вы думаете, являются ли они эффективными?
Дополнительные вопросы:
1) Почему нельзя просто закрыть «грязные» предприятия? Как это повлияет на население?
2) Как вы думаете, какова роль государства в обеспечении реализации экологической политики? Почему предприятия сами не всегда стремятся к экологичности производства?
V. Домашнее задание.
В рабочих группах подготовьте презентацию об одном из аспектов экологической ситуации в Свердловской области (воздух, вода, утилизация отходов, шумовая нагрузка). Осветите текущее положение дел, на карте отметьте основные источники загрязнения, сформулируйте свои предложения по улучшению экологической ситуации.
По желанию – доклад о Восточно-Уральском радиационном следе.

Физическая география широко освещает все компоненты окружающей среды и их взаимосвязь; разнообразие изменений в природно-территориальных комплексах под воздействием антропогенных факторов; разнообразие ландшафтов и связанное с ними биоразнообразие; формирование культурных ландшафтов; проблемы экологического мониторинга в глобальном, региональном и локальном масштабе.
Экономическая и социальная география сосредотачивает внимание на экологических аспектах геополитики, проблемах ресурсосберегающего природопользования, техногенных загрязнениях в связи с урбанизацией, на формировании качества среды жизни как социально-географической проблеме.
Система геополитических представлений личности формируется как на основе научной информации, так и на основе произведений искусства, анализа лингвистического материала, различных философских теорий и т.п. К методам формирования геополитических представлений относятся следующие.
Метод геополитической лабилизации (от лат. labilis – неустойчивый), который заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности, в результате чего возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся (традиционных) стратегий геополитических взаимоотношений. Лабилизирующие приемы могут быть самыми различными. Однако если ученики ощущают дискомфорт от следов специфической геополитической деятельности человека или государства, у них начинаются лабилизационные процессы.
Метод геополитических ассоциаций (от лат associatio – соединение) заключается в установлении ассоциативных связей между различными образами в контексте поставленной перед личностью проблемы. Примерами использования ассоциативного метода в формировании геополитических представлений могут служить: внешний вид представителей разных народов (с расовой и культурологической точки зрения) и т.П. Формирующийся при этом мыслеобраз способствует более полному, разностороннему развитию представления личности о наблюдаемом феномене.
Экологизация курса социально-экономической географии России и зарубежных стран не является надуманным направлением в обучении и воспитании учащихся 9-10 классов, т.к. процессы, происходящие сегодня в мире и нашей стране, повсеместно отражены в общеобразовательном предмете «Социально-экономическая география». По мнению В.М. Котлякова, «современная география – это наука об окружающей среде, о ее пространственных особенностях и взаимосвязях с обществом, о территориальной организации общества». Сутью и содержанием географии являются два ее крыла: а) естественно-историческое и б) социально-экономическое. В этом проявляется и уникальность географии, и ее социальная направленность, и ее гуманистическая роль, т. к. она одновременно исследует проблемы и окружающей среды, и общества, которое развивается в ней. Уникальность также проявляется в том, что только география систематизирует, объединяет, интегрирует все знания, полученные школьниками на уроках химии, биологии, экономики, истории и других предметов, т.е. является комплексной наукой в широком смысле этого слова, завершая экологическое образование школьников. Только география, и в том числе социально-экономическая, рассматривает экологические вопросы в историческом разрезе (история заселения и освоения Земли), в региональном (материки, государства, экономические районы, области и т.д.) и глобальном (земной шар в целом). Глобальная география является, по мнению Ю.Н. Гладкого и Б.С. Лаврова, тем фокусом, в котором концентрируются все аспекты глобальных проблем, в том числе глобальной экологической проблемы: история развития, ее современное состояние, причины, приведшие к кризису в отношениях человека с природой, пути выхода из кризиса и возможные варианты развития природно-антропогенных комплексов.
В курсе физической и социально-экономической географии школьники изучают все сферы Земли, загрязняющиеся в результате антропогенной деятельности; знакомятся с видами производственной хозяйственной деятельности и ее последствиями, в результате чего возникают многообразные экологические проблемы; рассматривают возможные пути смягчения, избежания или решения данной проблемы.
О повышении роли географии в экологическом образовании свидетельствуют многие явления и процессы, проявившиеся в последние 30-40 лет в географической оболочке, которых ранее не было. Это разливы и пленки нефти на громадных пространствах океана, это аэрозоли в атмосфере и др. Все шире становится проявление антропогенных процессов, которые давят на мир природы так, что изменяют суть физических процессов Земли. К этому прибавляются совершенно противоположные социально-экономические процессы: быстрый рост населения Земли, особенно в развивающихся странах, и исчезновение целых народов; лучшая обеспеченность природными ресурсами развивающихся стран и их дефицит в развитых; отсюда и огромное потребление минеральных ресурсов в развитых странах, и интенсивное давление на природу в развивающихся с сохранением примитивного ведения хозяйства.
Основной экологической проблемой, возникающей в результате взаимодействия общества и окружающей среды, является проблема ее загрязнения, а главными глобальными процессами, вызванными деятельностью человека, являются обезлесение, опустынивание, деградация почв и их эрозия, истончение озонового слоя Земли, колебания климата, повышение уровня Мирового океана и другие. Эти проблемы и процессы рассматриваются в географии на страновом, региональном и глобальном уровнях, также по сферам Земли и по видам хозяйственной деятельности. Главная экологическая проблема связана с техногенным загрязнением среды – гидросферы, атмосферы, литосферы и почв – в связи с промышленной деятельностью. Большинство из этих проблем возникают в процессе природопользования, и как результат этого возникла общая проблема природопользования, состоящая из нескольких не менее важных экологических проблем: истощение топливно-минеральных ресурсов, деградация сельскохозяйственных земель, превращение продуктивных земель в пустынные, дефицит ресурсов поверхностных и подземных вод на Земле, обезлесение, использование ресурсов Мирового океана и др. С быстрыми темпами урбанизации на земном шаре связана проблема техногенного загрязнения среды большими городами. Загрязнение окружающей среды транспортом рассматривается в отраслевом и территориальном разрезе.
В связи с загрязнением и изменением среды, от которой зависит существование человека, возникла и проблема качества среды и качества жизни. На глобальном уровне рассматриваются продовольственная проблема, проблема неграмотности населения, проблема здоровья и многие другие.

Заключение


География является одной из базовых наук, исследующих комплексные проблемы взаимодействия общества, экономики и окружающей среды. В последнюю четверть ХХ века в географии стали четко проявляться интегративные тенденции. Это определялось многими причинами – экологизацией и гуманизацией географии как ответ на усиливающееся влияние человеческой деятельности на природу, междисциплинарным характером оценок воздействия на окружающую среду и здоровье человека, экологических экспертиз проектов, все возрастающим интересом к изучению глобальных и региональных изменений природной среды и климата и их влияния на региональные и локальные геосистемы, появлением географических информационных систем, научных основ природопользования и устойчивого развития.
Перед географией именно сейчас стоят масштабные задачи фундаментального объяснения и дальнейшего изучения глобальных процессов в биосфере Земли.
Современное российское понимание глобалистики обычно включает в себя сразу две существующие в международной научной практики дисциплины: изучение глобальных проблем и изучение процессов глобализации.
Изучение глобальных проблем – это междисциплинарное эмпирическое исследование проблем, принимающих всемирный масштаб, возникшее в конце 1960-х гг. Одной из важнейших проблем, стоящих перед политической глобалистикой (в отличие от других разделов глобалистики), является становление структур глобального политического порядка в современном мире.
Изучение процессов глобализации, т.е. всемирной экономической, политической и культурной интеграции, начало активно развиваться в 80-е гг. XX в. Изучение политической глобализации является одной из важнейших субдисциплин этого направления. Основным недостатком изучения глобализации является то, что в нем, наряду с эмпирическим изучением процессов, характерных для современности, часто конструируются нормативные модели, предусматривающие неизбежность интеграции в разнообразных аспектах жизни человечества. В результате чисто идеологическая или проективная деятельность начинает смешиваться с изучением реальности.
Список использованной литературы


Аниськина Н.В. Роль дискурсивной компетенции в формировании профессиональной компетентности студентов-филологов // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 7 (61). – С. 21-24.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1977. – 150 с.
Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. – 1997. – № 6. – С. 89-94.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2 – С. 11-13.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 10-13.
Видт И.Е. Культурологические основы образования. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. – 164 с.
Душина И., Таможняя Е., Пятунин В. и др. Методика преподавания географии. – М.: Экзамен, 2008. – 224 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 200 с.
Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001 – 272 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 560 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 221 с.
Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // Культурологические исследования: сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – C. 327-343.
Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 384 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 250 c.
Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С. 55-75.

Аниськина Н.В. Роль дискурсивной компетенции в формировании профессиональной компетентности студентов-филологов // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 7 (61). – С. 22.
Видт И.Е. Культурологические основы образования. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. – С. 67.
Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // Культурологические исследования: сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – C. 329.
Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // Культурологические исследования: сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – C. 329.
Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. – 1997. – № 6. – С. 89.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Аниськина Н.В. Роль дискурсивной компетенции в формировании профессиональной компетентности студентов-филологов // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 7 (61). – С. 21-24.
2.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1977. – 150 с.
3.Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. – 1997. – № 6. – С. 89-94.
4.Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2 – С. 11-13.
5.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 10-13.
6.Видт И.Е. Культурологические основы образования. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. – 164 с.
7.Душина И., Таможняя Е., Пятунин В. и др. Методика преподавания географии. – М.: Экзамен, 2008. – 224 с.
8.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
9.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 200 с.
10.Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001 – 272 с.
11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
12.Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 560 с.
13.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 221 с.
14.Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // Культурологические исследования: сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – C. 327-343.
15.Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 384 с.
16.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
17.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 250 c.
18.Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С. 55-75.

Школа сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся

Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся

Чернявская Анна Павловна, ст. преподаватель кафедры педагогических технологий ЯГПУ, кандидат психологических наук

Во все времена школа кроме обучения детей основных наук провели еще и важнейшую задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельной жизни в обществе. Эта задача решалась всегда в зависимости от исторических, социальных и других условий, более успешно в целом справились с ней те образовательные системы, которые удалось в структуру неформальных отношений в школе, воссоздать модель, которая отражает основные особенности социального взаимодействия в обществе. Отношения неформальные, в советской школе были достаточно точные модели, норм отношений в обществе и требований, предъявлявшихся им своих граждан. Таким образом, она могла справиться успешно с выполнением задач по подготовке учащихся к взрослой жизни.

В настоящее время и социальные нормы общества и требования, которые предъявляются к людям, меняется значительно. Школа столкнулась с очень непростыми проблемами: какой должна быть новая модель и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить работу в соответствии с ней. В данный момент, отношения в школе между учениками и учителями, не являются моделью отношений, существующих в демократическом обществе и, следовательно, могут помешать молодым людям стать полноправными членами общества. Данная статья посвящена описанию одного из способов решения этой проблемы.

Развитие современного общества возможно с соблюдением демократических, цивилизованных норм взаимодействия и роста активности и ответственности его членов. Наиболее точной моделью подобных отношений является существующий в Европе и Америке подход к образованию, который носит название "школа-сообщество".

Понятие "учебное сообщество" возникло в американской педагогике и педагогической психологии несколько десятилетий назад. При осуществлении реформы школы в Европе и Америке, этот подход получил широкое распространение и сейчас является одним из ведущих. Он базируется на принципах демократии, коллегиальности, эффективности школы, ситуации лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу и относится как к результатам, так и к процессу обучения (то есть получения знаний учащимися) и преподавания (деятельности учителя).

Узнать стоимость работы