Экономическое поведение молодежи в период профессионального становления

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 100100 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 02.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИе МОЛОДЕЖИ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
2.1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
2.2. ТИПОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
2.3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
БЕЗРАБОТНЫЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

особенностями слоя учащейся молодежи являются:
естественное для нее иждивенческое поведение и относительно выраженная ориентация на труд;
ориентированность в большей степени, чем у других социальных слоев, на "перспективный", "инвестиционный" стиль жизни, желание нести издержки сегодня с целью получения доходов (даже негарантированных) в будущем;
большее стремление активно включиться в систему рыночных экономических отношений, более "рыночное" экономическое мышление;
материальные издержки студентов, связанные с подготовкой к поступлению в вуз и обучением, почти исключительно покрываются за счет экономических ресурсов родителей (родственников).
4. В составе незанятой молодежи можно выделить четыре группы, в зависимости от характера отношения к своему положению и особенностей поведения:
"истинные безработные" (независимо от факта регистрации в центрах занятости населения) - категория действительно ищущих постоянное рабочее место; предпочитают трудовое поведение и составляют не более 50 %;
"безработные по призванию" - категория предпочитающих иждивенческое и девиантное поведение трудовому; составляют 15-20 %;
"обескураженные" - молодежь, желающая работать, но прекратившая поиск рабочего места из-за убеждения в невозможности достичь цели;
занятые в домашнем хозяйстве и уходом за детьми; в совокупности с "обескураженными" составляют 30-35 %.
Для незанятых, за исключением категории "истинных безработных", характерна низкая ценность труда вообще и в качестве средства достижения материального благополучия в частности. Наиболее ярким отличием от рассмотренных выше групп является распространенность иждивенческой и криминальной стратегий поведения. Длительная незанятость, более характерная для молодежи из семей с низким уровнем обеспеченности, особенно опасна для этой группы, поскольку вызывает социальную мобильность в так называемое "преддонье" с присущими ему бедностью и ограниченностью потребления в рамках поддержания физиологических условий жизни. Из "преддонья", в свою очередь, происходит дальнейшее перемещение либо в криминальный слой, либо в "социальное дно".
5. Масштабы российского "социального дна" вообще, а молодежной его части в особенности давно вышли за рамки так называемого банального "дна" - неизбежного спутника любого общества, порожденного социальной девиацией. Небанальное "дно" формируется за счет социально-экономических факторов, "вытесняющих" людей из других социальных слоев, лишающие их экономических ресурсов, необходимых для поддержания прежнего статуса. Факторами, формирующими молодежную когорту "дна", являются:
слабая материальная обеспеченность родительской (или заменяющей ее) семьи;
воспитание в неполных семьях, в семьях с неродным родителем или у родственников;
внесемейное воспитание: в детских домах, интернатах и без попечения воспитателей (беспризорничество);
отбывание наказания в местах лишения свободы, включая детские воспитательные колонии.
Расширение "социального дна" представляет серьезную угрозу для экономического будущего страны, так как молодежь этой группы характеризуется:
самым широким распространением в ее среде девиантного и иждивенческого поведения;
недостаточными экономическими, а также мотивационными ресурсами для самостоятельного вовлечения в социально полезную деятельность (все качественные показатели рабочей силы низки);
воспроизводством в своих детях нежелательных для общества типов экономического поведения и негативным влиянием на формирование последнего.
Предпосылками негативных тенденций в формировании экономического поведения, молодежи в настоящее время являются:
не занятость;
низкий уровень общего и профессионального образования;
низкая степень трудолюбия;
недостаточный уровень доходов
Экономическая и иная поддержка родительской семьи противодействует влиянию этих факторов. Однако, некоторые категории молодежи не получают ее или получают в совершенно недостаточном объеме и попадают в поток нисходящей социально-экономической мобильности. Дальнейшее углубление экономического разделения общества приводит к сохранению, консервированию негативных тенденций в формировании экономического поведения и в будущем может принять угрожающие размеры, так как совершенно очевидна неадекватность государственной и региональной политики состоянию данной проблемы.
Роль государственных и региональных властных структур заключается в подготовке для молодежи "удочки" (профессионального образования) и в создании условий для "рыбной ловли" (трудовой деятельности), а не в прямом обеспечении ее готовой "рыбой" (средствами для потребления). Причем ресурсы, выделяемые на эти цели, должны рассматриваться не столько в качестве издержек, сколько в качестве инвестиций в экономическое развитие страны.
Какова система трудовых ценностей современной молодежи? Насколько она благоприятна для поступательного экономического развития?
При изучении трудовых ценностей и отношения к труду используются разнообразные типологии работников. В настоящем исследовании за основу взята типология ВЦИОМ, уточненная в соответствии с гипотезами исследования:
Ценностный тип мотивации («работа важна и интересна сама по себе»);
Смешанный тип мотивации («работа – дело важное, но есть вещи, которые занимают меня гораздо больше»);
Инструментальный тип мотивации:
- «материальная» мотивация (работа – источник средств к существованию»);
- «статусная» мотивация («работа – средство добиться успеха, занять определенное положение в обществе»);
- «мотивация развития и самореализации» («работа – средство развить свои способности, выразить себя»);
Демотивация («работа – неприятная обязанность, если бы я мог, я бы вообще не работал»). (табл. 11)
Таблица 11
Предпочтения респондентов в выборе работы (в % к итогу)
Распределение ответов на вопрос: «Какое из приведенных высказываний более всего соответствует Вашему мнению?»
Вариант ответа Работающие по найму Безработные Предприниматели 1. Работа для меня важна и интересна сама по себе, независимо от ее оплаты 8,9 12,7 9,2 2. Работа – дело важное, но есть вещи, которые занимают меня гораздо больше, чем работа 25,4 13,4 5,1 3. Работа – средство добиться успеха, занять определенное положение в обществе 12,4 15,3 29,6 4. Работа – средство развить свои способности, выразить себя 13,1 8,3 12,2 5. Работа – в основном источник получения средств к существованию 36,5 45,9 36,7 6. Работа – неприятная обязанность, если бы я мог, я бы вообще не работал 1,9 3,8 3,1 7. Затрудняюсь ответить 1,8 0,6 4,1 Итого 100,0 100,0 100,0 Большая, чем у других категорий опрошенных, склонность к демотивационному типу отношения к труду проявилась у безработных и при анализе прожективного поведения. При соответствующих условиях безработные в большей степени, чем работающие по найму, склонны выбирать иждивенческое поведение, то есть не работать и скорее, не работать, чем работать (табл.14). Тем не менее, больше половины опрошенных безработных (54,2%) ориентированы на работу даже будучи обеспечены материально.
Абсолютное большинство работающих (68,3%) полагают, что даже в условиях полной материальной обеспеченности они предпочли бы работать. Для большинства работающих по найму труд, таким образом, это – не только средство к существованию, но и нечто большее. Значит, и в переходный период труду адресуются не только потребности выживания, но и потребности развития человеческой индивидуальности.
Таблица 12
Предпочтение респондентов в желании работать (в % к итогу)
Распределение ответов на вопрос: «Если бы у Вас была материальная возможность не работать, то что бы Вы предпочли?»
Вариант ответа Работающие по найму Безработные 1. Работать 32,1 27,4 2. Пожалуй, работать 36,2 26,8 3. Скорее, не работать 13,1 14,0 4. Не работать 13,6 17,8 5. Затрудняюсь ответить 5,0 14,0 Итого 100,0 100,0 Особый интерес представляет сравнение полученных в ходе исследования результатов с данными более ранних по времени опросов. Так, В.Магун описывает результаты, полученные в рамках Всемирного исследования трудовых ценностей, осуществленного в нескольких десятках стран мира за последнее десятилетие. Была изучена ценность отдельных характеристик труда. Как в России, так и в других странах мира первое по значимости место заняла такая характеристика как «хороший заработок», второе – «хорошие товарищи по работе», третье – «интересная работа». За рубежом на четвертом месте – «соответствие работы способностям», на пятом – «удобное время работы», «полезность работы для общества» и «большой отпуск». Для россиян четвертой по значимости характеристикой была «надежность места работы», на пятом – «соответствие работы способностям». В результате исследования, проведенного авторами в 2000 году, получены несколько другие данные, характеризующие сравнительную значимость трудовых ценностей (табл. 13).
На первом месте для занятого населения, как и прежде, остается хороший заработок (64,8%), а на втором – гарантия стабильной занятости (36,8%), на третьем – интересная, творческая работа (34,9%). Таким образом, за годы реформ в сознании работников значительно возросла ценность гарантий стабильности занятости, «работы на стабильном, имеющем перспективы предприятии». Это, несомненно, результат десятилетнего кризиса, падения производства, роста безработицы.
Безработные респонденты, характеризуя работу, которая была бы для них привлекательной, отметили такие параметры как хороший заработок (55,4%), хорошие условия труда (24,8%), интересная, творческая работа (24,2%). Потребность в гарантиях стабильной занятости среди безработных в два раза меньше, чем среди работающих. Возможно, ситуация потери работы для безработных кажется не такой устрашающей.
Результаты исследований, таким образом, показывают, что труд имеет самостоятельную ценность для относительно небольшой части работников, и инструментальную ценность – для большинства.
Таблица 13
Предпочтение респондентов в выборе работы
Распределение ответов на вопрос: «Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы предпочтение?» (частота выбора варианта, в % )
Вариант ответа Работающие по найму Безработные 1. Интересная, творческая работа 34,9 24,2 2. Работа, дающая возможность повышения квалификации 14,6 10,8 3. Работа, приносящая пользу людям 25,3 13,4 4. Работа с хорошими условиями труда 17,4 24,8 5. Работа с возможностями сделать карьеру 20,9 17,8 6. Высокооплачиваемая работа 64,8 55,4 7. Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии 36,8 17,2 8. Работа, обеспечивающая социальные льготы 16,4 8,9 9. Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия 20,0 8,9 10. Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе 25,0 8,3 11. Работа, где руководство хорошо относится к персоналу 20,9 8,9 12. Работа на предприятии, которое близко от дома 14,9 5,1
Труду адресуются разнообразные потребности, а в условиях переходного периода возрастает доля работников, для которых труд является средством выживания. Может ли упорный труд быть не просто источником средств к существованию, а способом добиться успеха в жизни? Является ли работа «инструментом», способом, позволяющим не просто выжить, а жить хорошо? Эти вопросы также были поставлены в исследовании, проведенном авторами.
Значение упорного труда как средства добиться успеха в жизни, согласно результатам нашего исследования, возросла по сравнению с началом 90-х годов. Так, например, Ю.Левада показал снижение значимости «упорного, целеустремленного труда». В 2003 г. (табл. 14) мы видим высокий рейтинг труда, особенно среди предпринимателей. Время легкой наживы проходит и истинная ценность труда начинает возрождаться в сознании россиян.
Таблица 14
Факторы для достижения успеха в жизни (в % к итогу)
Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы, по Вашему мнению, являются наиболее важными для достижения успеха в жизни?»
Вариант ответа Работающие по найму Безработные Предпри-ниматели 1. Возможности родителей 16,1 16,6 9,2 2. Хорошее образование 64,4 47,1 48,0 3. Личные качества 63,3 43,3 83,7 4. Упорный труд 33,0 29,9 54,1 5. Нужные связи, знакомства 49,3 48,4 40,8 6. Случай, удача 24,5 27,4 14,3 7. Место жительства 2,8 8,9 1,0 8. Другое 1,2 2,5 2,0
С другой стороны, для таких категорий как безработные и (частично) работающие по найму, выше ценность социальных связей и образования. Это объективная необходимость, обусловленная потребностями общества и осознаваемая людьми. Тем не менее, треть работающих респондентов и почти 30% безработных убеждены, что добиться в жизни успеха без упорного труда невозможно.
На наш взгляд, во всем спектре проблем переходной экономики проблемы кризиса труда, трудовых ценностей и мотивации имеют особое значение. Труд, целью которого является выживание – в определенной степени труд вынужденный, принудительный. Такой труд не может быть творческим и высокоэффективным. Возрождение ценности труда в сознании людей, создание системы стимулов повышения трудовой отдачи на основе сильной внутренней мотивации – необходимое условие экономического роста.
Под экономическим поведением молодежи на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области автор, в контексте данной работы, понимает особенности, формы и способы участия молодежи в экономических процессах, происходящих в данном регионе.
Временные рамки данного исследования ограниченны 1992-2002 г.г., географические – территорией Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Задачей является выявление того, каким образом за рассматриваемый период изменилось экономическое поведение молодежи и к каким последствиям это могло привести. В нижеприведенном анализе предполагается, что выпускники учебных заведений, в своем подавляющем большинстве, являются представителями рассматриваемой группы молодежи.
За указанный период доля учащихся в общей доле трудовых ресурсов возросла с 7,3% до 8%. Такая тенденция сложилась, на взгляд автора, в большей степени в результате возрастания трудностей, связанных с вопросом трудоустройства данной социально-демографической группы и в меньшей степени, вероятно, с ростом престижа образования в глазах молодежи.
Происходит уменьшение доли молодежи в составе экономически активного населения. Статистические данные свидетельствуют, что в наиболее значительной степени в период с 1996 по 2002 г.г. уменьшилась доля экономически активного населения именно среди молодежи. Такая тенденция наблюдалась во всех трех возрастных подгруппах. В возрастной подгруппе 15-19 лет такое уменьшение составило 12,6% (с 25,7% до 13,1%), в возрастной подгруппе 20-24 года уменьшение составило 10,6% (с 75,7% до 65,1%), в возрастной подгруппе 25-29 лет уменьшение составило 16,6% (88,4% до 71,8%). Данные свидетельствуют, что в одной из самых экономически продуктивных подгрупп населения (25-29 лет) наблюдалось самое большое снижение доли экономически активного населения.
Среди мужской молодежной группы снижение составило (по возрастным подгруппам): в возрастной подгруппе 15-19 лет – 19,8% (с 34,1% до 14,3%), в возрастной подгруппе 20-24 года - 7,4% (с 81,4% до 74,0%), в возрастной подгруппе 25-29 лет – 11,1% (с 95,1% до 84,0%).
Среди женщин наблюдалась следующая картина. В возрастной подгруппе 15-19 лет снижение составило 5,5% (с 17,5% до 12,0%). В возрастной подгруппе 20-24 года снижение составило 14,5% (с 70,6% до 56,1%). В возрастной подгруппе 25-29 лет снижение составило 22,8% (с 81,2% до 58,4%). Такие данные представлены в таблице 17.
Таблица 15
Экономическая активность населения в возрасте 15-29 лет (в процентах от численности населения соответствующей возрастно-половой группы)
Год Эконом-ки активное
насел-е в возр-те, лет Мужчины в возрасте, лет Женщины в возрасте, лет 15-19 20-24 25-29 15-19 20-24 25-29 15-19 20-24 25-29 1998 25,7 75,7 88,4 34,1 81,4 95,1 17,5 70,6 81,2 1999 15,6 69,6 80,8 14,7 84,9 89,7 16,5 57,6 68,1 2000 19,4 68,1 82,1 15,8 77,7 90,7 22,8 60,3 69,3 2001 16,9 60,8 71,4 11,9 61,7 77,2 22,0 60,0 65,1 2002 13,1 65,1 71,8 14,3 74,0 84,0 12,0 56,1 58,4 Сниж-ие доли экон-ки актив-го насел-ния за рассматр-мый период 12,6 10,6 16,6 19,8 7,4 11,1 5,5 14,5 22,8
Резкое уменьшение доли молодых женщин в составе экономически активного населения с 25 до 29 лет объясняется, вероятно, следующими причинами. Это, во-первых, рост доли женщин, уходящих с работы в связи с рождением ребенка, а также последующим уходом за ним, вступление в брак и последующее выбытие из состава экономически активного населения. Во-вторых, рост доли женщин решивших продолжить свою трудовую деятельность в рамках личного домашнего хозяйства. В-третьих, рост доли женщин не могущих найти подходящую работу (прекративших искать ее), приводящий к их переходу из категории безработных в категорию экономически неактивного населения. В-четвертых, снижение вероятности трудоустройства, связанное с неохотой предоставления работы работодателем молодым женщинам по причине высокой вероятности того, что, отработав короткий промежуток времени, они уйдут в отпуск по уходу за ребенком.
Также еще одной заметной тенденцией было резкое сокращение доли юношей в возрасте 15-19 лет в составе экономически активного населения. Такое резкое изменение доли этой подгруппы молодежи в составе экономически активного населения, вероятно, можно объяснить следующим. В силу более низкой социальной мобильности большая часть юношей, по сравнению с девушками, после получения начального и среднего общего образования пополняет группу лиц, занимающихся трудовой деятельностью в рамках личного домашнего хозяйства.
В то же время, среди безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости, динамика изменения численности лиц, ставшими безработными после окончания учебных заведений, в 1999-2003 г.г. характеризовалась наличием следующих тенденций.

Диаграмма 1. Динамика численности лиц, ставших безработными после окончания учебных заведений

Диаграмма 1 показывает, что, вероятно, выпускникам средних общеобразовательных школ и начальных учебных профессиональных заведений в рассматриваемый период было легче найти работу, чем выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений. Представляется, что выпускники первых двух вышеупомянутых групп, в силу своей более простой профессиональной подготовки чаще соглашались на менее квалифицированную работу, предлагаемую им. Представители же третьей упомянутой группы были вправе претендовать на более квалифицированную работу, которая больше соответствует полученному ими профессиональному образованию, и, вероятно, поэтому, до 1999 г. численность этой группы возрастала. Общая тенденция, характерная для всех трех групп выпускников учебных заведений, заключается в том, что все меньшая их доля попадала в состав безработных сразу же после окончания учебного заведения. Причин этому может быть несколько. Во-первых, система профессионального образования стала более оперативно и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, во-вторых, в силу роста уровня безработицы, молодежи все труднее стало находить работу после получения среднего общего и начального профессионального образования и поэтому для многих выходом, зачастую, в определенной степени, паллиативным, стало продолжение образования в высших учебных заведениях.
Интересна динамика изменения численности доли юношей и девушек среди выпускников высших и средних учебных заведений, ставших безработными сразу же после окончания учебных заведений. Соотношение изменилось в сторону увеличения доли безработных мужчин во всех трех рассматриваемых подгруппах. Это может говорить о снижении адаптационных возможностей по удержанию существующей и поиску новой работы у мужчин и соответственном повышении уровня таких адаптационных возможностей у женщин. Также это может свидетельствовать о большей подверженности мужчин таким “социальным” болезням как алкоголизм, наркомания, по сравнению с женщинами, которые более успешно противостоят этому социальному злу, в силу чего им легче найти новую работу.
Анализ изменения численности занятой молодежи в экономике позволяет выявить следующие тенденции. Во-первых, увеличивается численность молодежи в возрасте 20-24 года. Во-вторых, численность занятой в экономике молодежи в возрасте 15-19 лет уменьшается. Можно предположить, что эти две тенденции взаимно обусловлены. Молодые люди в возрасте 15-19 лет стали более мотивированы в вопросе повышения своего образовательного уровня. Поэтому начало их трудовой деятельности отодвинулось на более поздний срок.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы об особенностях экономического поведения молодежи на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Молодежь Санкт-Петербурга и Ленинградской области стала, в своей массе, больше учиться.
Часть молодежи уходит из состава экономически активного населения, особенно характерно это для женщин 25-29 лет и юношей 15-19 лет. Среди безработной молодежи уменьшается доля женщин и повышается доля мужчин. Молодежь стала позже начинать свою трудовую жизнь. Молодые люди в более позднем возрасте достигают социальной зрелости, обретают экономическую самостоятельность. Анализ соответствующих статистических данных за более поздний период времени дает основания полагать, что выявленные тенденции сохраняются и в настоящее время.
На основании проведенного анализа экономического поведения молодежи и выявленных особенностях такого поведения, автор полагает, что особое внимание при регулировании рынка труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области должно быть уделено таким подгруппам молодежи как юноши в возрасте 15-19 лет, женщины в возрасте 25-29 лет. Также приоритетной, в рассмотренном выше контексте, подгруппой молодежи должна стать подгруппа, состоящая из числа безработных мужчин.
Отношение к современным экономическим реалиям у молодежи в целом формируется на отрицательном эмоциональном фоне. Нередко отсутствует понимание таких явлений как кредитная карточка, поскольку отсутствует сам факт ее наличия. Многие ответы свидетельствуют о недостаточно ясном понимании вопросов, отсутствии соответствующих экономических понятий. Среди студентов и работающей молодежи отмечается значительное количество отказов давать какие-либо оценки, что может свидетельствовать о наличии перестройки имевших место ранее сложившихся экономических и нравственно-этических представлений.
Это во многом согласуется с данными, полученными в начале 90-х годов, что в свою очередь наводит на размышления, по, крайней мере, двум вопросам. Становление экономического сознания, формирование экономических представлений идет недостаточно динамично, по нашему мнению, из-за неустойчивости нынешней экономической ситуации, а это в свою очередь отягощается спецификой развития дальневосточного региона.
Анализ полученных данных показывает сохранение и нарастание негативных тенденций, как в поведении молодежи, так и в социально-психологических установках молодых людей, наблюдаемых в течение всех лет кризиса российского общества.
Конкретное воплощение успеха молодежь видит прежде всего в достижении материального достатка (43.8%), а также в любви и в создании счастливой семьи (43%).
Следующим по значимости типом успеха являются карьера и служебный рост (27%).
Достаточно часто успех связывается с достижениями в профессиональной деятельности (16%) и с уважением со стороны окружающих (17%).
Несколько меньшей привлекательностью обладает деловой успех - развитие собственного дела, предприятия (13%).
Почти совсем не пользуются популярностью достижения в творчестве
(4.8%) и в спорте (4.5%), а также политическая карьера (4%).
Результаты исследования ответов респондентов представлены в таблице 16.
Таблица 16
Представления респондендов об успехе в жизни (в процентах от общего числа ответивших на вопрос)
Молодежь в возрасте 16-24 лет Молодежь в возрасте 24-30 лет Достижения в профес-ной деятельности, работе 16.0 19.2 Успешная карьера, служебный
рост 26.8 16.5 Достижения в творчестве, науке,
искусстве 4.8 5.1 Спортивные достижения 4.5 1.3 Материальный достаток 43.8 48.8 Уважение со стороны
окружающих 17.1 26.9 Развитие собственного дела,
предприятия 12.9 5.7 Семейное счастье, любовь 43.0 46.8 Политическая карьера 3.9 1.3 Ответили на вопрос, чел. 2073 297
Таким образом, представления молодежи о том, что такое успех в жизни, являются довольно прагматичными и вполне отвечают здоровым консервативным ценностям.
Идеалом является обеспеченная и счастливая семья, построенная на любви и материальном достатке. Служебный рост, карьера, профессиональные достижения, являются скорее средствами для достижения этого идеала.
Практически таким же видят успех в жизни и представители более старшего поколения. С материальным достатком его связывают 49% респондентов старше 24 лет, а с семейным счастьем - 47%. Единственной существенной разницей является то, что по сравнению с молодежью для "взрослых" респондентов куда важнее уважение со стороны окружающих (27% против 17%), и гораздо меньшее значение имеют карьера и служебный рост (16% против 26%).
Совершенно понятно, что девушки представляют себе успех в жизни в виде семейного счастья чаще, чем юноши (52% против 35%). Интересно, однако, что девушки чаще юношей связывают успех и с материальным достатком (46% против 42%), и с профессиональными достижениями (18% против 14.5%).
Юноши чуть чаще девушек ориентированы только на развитие собственного дела (14% против 12%) и на спортивные достижения (6% против 3%).
Во всех социальных группах материальный достаток и семейное счастье являются наиболее предпочтительными типами успеха.
Карьера и служебный рост занимают третье по значимости место в предпочтениях всех социальных групп, кроме предпринимателей, которых, вполне естественно, видят успех в продвижении по карьерной лестнице реже всех остальных представителей молодежи (16% против 27% в среднем по выборке).
Предприниматели вообще явились единственной группой, чьи представления об успехе существенно отличаются от представлений других социальных групп. Они заметно чаще других связывают успех в жизни с материальным достатком (55%), а второе место в их предпочтениях с семейным счастьем (35%) делит, что вполне естественно, развитие собственного дела (34%).
Интересно, что предприниматели всерьез обеспокоены тем, как их оценивает общественное мнение - уважение со стороны окружающих в качестве критерия жизненного успеха молодые бизнесмены указывают чаще, чем представители других социальных групп (23% против 17% в среднем по выборке).
Заметно реже, чем с уважением со стороны окружающих, предприниматели связывают успех с достижениями в профессиональной деятельности - 23% против 16% (напомним, что в целом молодежь оценивает значимость этих двух типов успеха примерно одинаково - 16 - 17%).
Помимо предпринимателей, уважение со стороны окружающих оказывается более значимым, чем профессиональные достижения, также для рабочих (14% против 12%), работников образования и здравоохранения (21% против 18%), для школьников (20% против 13%) и для военнослужащих и сотрудников МВД (16% против 12%).
Таким образом, реже других связывают успех с достижениями в профессиональной деятельности рабочие, школьники и военнослужащие. Чаще других на профессиональный успех ориентированы студенты - 21%.
Уважение со стороны окружающих менее всего ценится инженерно-техническими работниками и безработными (соответственно 13% и 12%).
Карьерный рост, что вполне естественно, чаще всего привлекает работников сферы управления (33% против 27% в среднем по выборке). Они же чаще других видят успех в семейном счастье (58% против 43% в среднем по выборке).
Что совершенно не интересует управленцев, так это спортивные достижения (0%), политическая карьера (0%) и творческая самореализация (0.9%).
С достижениями в творчестве, науке или искусстве успех в жизни связывают, по сути дела, только учащаяся молодежь (6 - 7%) и работники образования и здравоохранения (8%). .
Отвечая на вопрос "В чем для Вас выражается успех в жизни?", респонденты отмечали по несколько вариантов ответа. Анализ взаимосвязей между предпочтениями отдельных типов успеха позволяет сделать одно интересное наблюдение.
Молодые люди, связывающие успех с развитием собственного дела, реже других видят успех в семейном счастье (36% против 43% в среднем по выборке), в материальном достатке (30% против 44% в среднем по выборке) и в карьерном росте (18% против 27% в среднем по выборке). Это заставляет вспомнить о нормах протестантской этики, поскольку вполне в соответствии с ними, в сознании молодых людей, ориентированных на деловой успех, именно дело само по себе, его постоянное развитие оказываются самыми важными ценностями, а семья и величина дохода, не утрачивая, конечно же, своего значения, отходят все же на второй план.
На предпочтении того или иного типа успеха сказывается и уровень самооценки респондентов.
Материальный достаток идеалом успеха чаще других считают молодые люди, называющие свое материальное положение плохим (49% против 42 - 43% среди респондентов с благополучным или удовлетворительным материальным положением).
Молодежь, считающие свое материальное положение благополучным, чаще других ориентированы на деловой успех, выражающийся в развитии собственного предприятия (20% против 12.5% среди считающих материальное положение удовлетворительным и 7.5% среди называющих материальное положение плохим).
На деловой успех чаще других также ориентируются респонденты, считающие себя людьми удачливыми и везучими (16% против 10 - 11% среди добивающихся всего упорным трудом и неудачников). С материальным достатком чаще других успех связывают молодые люди, считающие, что они добиваются всего упорным трудом (46.5% против 40 - 41%).
Обратим внимание на то, что респонденты, считающие себя недооцененными окружающими, даже с простым семейным счастьем связывают успех реже, чем удачливые и упорные.
Молодые люди, для которых успех выражается в развитие собственного бизнеса, характеризуются самым высоким уровнем удовлетворенности жизнью (плюс 0.24), а ориентированные на материальный достаток - самым низким - плюс 0.07.
Повысившие самооценку (мнение о себе стало лучше), чаще всех ориентированы и на деловой успех (16% против 8% среди сменивших мнение о себе в худшую сторону), и на успех, связанный с карьерным ростом (30% против 22% среди понизивших самооценку), и на семейное счастье (45% против 34% среди понизивших самооценку).
Те, чья самооценка изменилась в худшую сторону, выбирают все эти виды успеха реже остальной молодежи.
Таким образом, высокая самооценка открывает более широкий взгляд на варианты достижения жизненного успеха. Низкая самооценка выводит на первый план лишь материальный достаток.
Таблица 17
Уровень активности молодежи в поисках дополнительной работы
(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)
Молодежь в возрасте 16-24 лет Молодежь в возрасте 24-30 лет 2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г. Имеют дополнительную
работу 17,1 21,0 21,6 21,7 Хотели бы иметь, но не могут найти работу 34,1 28,5 31,8 27,0 Хотели бы иметь, но нет свободного времени 40,1 31,1 32,2 24,6 Не видят целесообразности в дополнит. работе 11,4 19,8 20,0 24,9
Отметим, что осенью 2002 г. о наличии дополнительной работы заявили лишь 17% молодежи. На нынешнем же этапе исследования молодежь 16-24 лет сравнялась по уровню активности в поисках дополнительных источников дохода с представителями старшего поколения.
Заметно увеличилась, по сравнению, с осенью 2002 г., доля молодых людей, которые не видят целесообразности в дополнительной работе (20% против 11%).
И все же большинство молодых людей - 60% - хотели бы иметь дополнительную работу. Половина из них (31%) указали, что не имеют для этого свободного времени, а другая половина - что не могут найти работу (28.5%). Осенью 2002 г. оба варианта объяснения неудовлетворенности желания иметь дополнительную работу встречались чаще: на отсутствие свободного времени ссылались 40% опрошенных, а на отсутствие возможности найти работу - 34%.
Нам уже неоднократно приходилось обращать внимание на то, что реальная доля молодых людей, желающих иметь дополнительную работу, но не умеющих ее найти больше той, которую обычно выявляют социологические замеры. Далеко не все неспособные найти дополнительные источники доходов готовы признаться в этом даже себе самим и стараются найти другие оправдания своей пассивности. Это является своеобразным способом повышения самооценки. Связь между умением или неумением находить способы увеличения доходов с уровнем самооценки очевидна.
Самой высокой самооценкой обладают молодые люди, которые либо не нуждаются в дополнительной работе (не видят в ней целесообразности), либо имеют ее. Самая же низкая самооценка у тех, кто хочет иметь дополнительную работу, но не может ее найти.
Не умеющие найти дополнительную работу — единственные, кто характеризуется негативным индексом удовлетворенности жизнью - минус 14 против плюс 0.17 у имеющих дополнительную работу и плюс 0.41 у тех, кто не видит в ней целесообразности;
реже всех называют себя людьми удачливыми и везучими - 29% против 37% среди имеющих работу и 41.5% среди не нуждающихся в ней
чаще других считают себя незаслуженно обойденными, недооцененными окружающими - 13% против 5% среди имеющих дополнительную работу и 8% среди не нуждающихся в ней.
реже имеющих дополнительную работу и не нуждающихся в ней указывают, что изменили мнение о себе в лучшую сторону - 33% против 49% и 44% соответственно;
чаще всех отмечают, что мнение о самом себе изменилось в худшую сторону - 11% против 3% среди не нуждающихся в дополнительной работе и 7% среди имеющих ее.
реже других оценивают свое материальное положение как благополучное (8% против 40% не нуждающихся в дополнительной работе и 23% имеющих ее).
Самооценка молодых людей, которые нуждаются в дополнительной работе, но не имеют на нее свободного времени, несколько выше, чем у тех, кто признается, что не может найти работу, однако явно ниже, чем у не нуждающихся в дополнительной работе и уже нашедших ее. Возможно, нехватка времени как раз и является лишь одним из способов оправдать свое бессилие в поисках работы
Во всяком случае, и те, кто не могут найти работу, и те, кто ссылаются на отсутствие свободного времени, по своему материальному статусу и по уровню оценки своего материального положения действительно нуждаются в дополнительных источниках доходов.
Эти две группы молодежи в среднем имеют более низкие доходы (937 руб. на члена семьи у тех, кто не может найти дополнительную работу и 1195 руб. у не имеющих свободного времени), по сравнению с теми, у кого есть дополнительная работа (1384 руб.), и в особенности, по сравнению с теми, кто в ней не нуждается (2328 руб.).
Свое материальное положение респонденты, не имеющие дополнительной работы, оценивают весьма объективно.
Они реже имеющих дополнительную работу и не нуждающихся в ней называют свое материальное положение благополучным (8.5% среди тех, кто не может найти работу и 15% среди тех, у кого нет свободного времени против 23% и 40%) и заметно чаще считают его плохим - 37% и 24% против 17% и 11%.
Характеризуются негативными индексами оценки изменения своего материального положения - минус 0.32 и минус 0.15 против плюс 0.07 и минус 0.30.
Проявляют гораздо меньший оптимизм в оценке перспектив улучшения своего материального положения - плюс 0.06 и плюс 0.12 против плюс 0.30.
Интересно, что молодые люди, которые уже нашли дополнительную работу, смогли обеспечить себе более высокие доходы, чем те, кто еще только хочет это сделать, однако до уровня дохода тех, кто не видит целесообразности в дополнительной работе, им еще далеко.
Среди представителей возрастной группы 24-30 лет отмечены те же самые тенденции, что и среди молодежи 16-24 лет - доля не видящих целесообразности в дополнительной работе увеличилась (с 20% до 25%), а процент желающих найти дополнительную работу, но по тем или иным причинам не имеющих ее, уменьшился: не могут найти работу для дополнительного заработка 27% против .32% в 2001 г.; не имеют свободного времени на вторичную занятость - 25% против 32% в 2001 г.
Как и осенью 2002 г., отмечены интересные отличия в уровне активности представителей разных социальных групп молодежи.
Чаще других имеют дополнительную работу преподаватели и врачи, а также работники сферы управления (29 - 30%).
Реже всего дополнительную работу имеют предприниматели (15%), более половины которых указывают, что не нуждаются в дополнительных источниках доходов (56%).
Студенты и военнослужащие (сотрудники МВД) чаще других ссылаются на нехватку свободного времени (соответственно 41% и 38%), хотя каждый четвертый среди представителей этих двух групп имеет дополнительную работу (24 - 25%).
Помимо 60% безработных достаточно часто отмечают, что хотели бы иметь дополнительную работу, но не могут ее найти рабочие (37%) и учащиеся ПТУ (колледжей) (36%).
Любопытно, что не имеющие дополнительной работы, но желающие ее найти, ориентированы на успех в виде материального достатка ничуть ни в меньшей степени, чем те, у кого дополнительная работа есть и те, кто не видит в ней целесообразности (42 - 45%).
Таким образом, считая материальный достаток одним из наиболее предпочтительных выражений успеха в жизни, большая часть молодежи не способна самостоятельно приложить максимум усилий для улучшения своего материального положения.
На протяжении всех этапов исследования структура представлений молодых людей о самых важных для достижения успеха в жизни качествах остается неизменной. Из года в год молодежь наиболее высоко ценит уверенность в себе (таблица), во вторую очередь придает значение высокой квалификации и профессионализму, а на третье место ставит наличие полезных связей.
Таким образом, молодежь вновь демонстрирует здоровый прагматизм.
Следует отметить, что определенная динамика в предпочтениях отдельных качеств все же имеется. Так, доля ставящих достижение успеха в зависимость от уверенности в себе каждый год снижается (с 43% в 2002 г. до 35% в 2003 г.). Уменьшился по сравнению с 2001 г., но остался неизменным по сравнению с 2002 г., удельный вес придающих большое значение полезным связям (24% против 29% в 2003 г.) Доля высоко оценивающих такое качество, как квалификация и профессионализм, подвержена незначительным колебаниям (в пределах 29 - 33%).
Отрадно, что достаточно высокий и стабильный рейтинг среди качеств, обеспечивающих успех в жизни, имеет образование (23%). Важно еще и то, что если в предыдущие годы в пользу высокого образования высказывалась в основном только учащаяся молодежь, то сейчас значимым для достижения успеха качеством его считают каждый четвертый среди опрошенных рабочих и ИТР, каждый пятый среди работников образования и здравоохранения, военнослужащих (сотрудников МВД), предпринимателей и работников торговли (таблица 18)..
Таблица 18
Качества, обеспечивающие достижение успеха в жизни
(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)
  Молодежь 16-24 лет Молодежь 24-30 лет   2001 г. 2002 г. 2003. 2002 г. 2003 г. Высокое образование 21,3 21,4 22,6 15,3 16,1 Высокая квалификация, професс-лизм 33,3 28,7 30,2 32,4 26,4 Строгое соблюде-ние принятых в общ-ве норм поведения 1,4 2,1 4,5 3,6 4,5 Пробивные способности 15,9 19,2 22,1 13,5 12,3 Полезные связи 29,2 24,2 23,7 26,7 24,0 Предприимчивость 14,7 16,8 16,4 12,5 10,6 Умение достигать цели не обращая внимания на обще принятые нормы 13,9 14,2 11,9 7,1 8,9 Поддержка семьи 10,0 9,6 12,3 11,7 13,4 Умение рисковать 8,2 8,8 12,5 4,6 11,6 Сила, здоровье 15,4 13,7 19,5 23,5 27,4 Уверенность в себе 43,2 39,7 35,1 20,6 24,7 Ответили на вопрос, чел.   1918 2063 281 292
Каждый год немного растет доля отмечающих значимость такого качества, как пробивные способности (с 16% в 2000 г. до 19% в 2002 г. и до 22% в 2003 г.), в результате чего из разряда второстепенных оно приближается к группе наиболее значимых.
Стабильно невысоким остается рейтинг предприимчивости, значимость которой отмечают 16% опрошенных
Максимальную за все годы исследования поддержку получили такие качества, как сила и здоровье (19.5%), умение рисковать и поддержка семьи (по 12%).
Молодежь по прежнему мало верит в возможность нравственного пути к успеху. Строгое соблюдение принятых в обществе норм поведения наиболее важным для достижения успеха качеством считают 4.5% опрошенных, а противоположное ему умение достигать цели, не обращая внимания на устаревшие и мешающие общепринятые нормы - 12%. Правда, соотношение между указывающими эти качества заметно изменилось в лучшую сторону: в 2001 г. доля считающих, что успеху способствует игнорирование морали превышала долю верящих в эффективность нравственного поведения в 10 раз, в 2002 г. - в 7 раз, а теперь превышает лишь в 2.7 раз.
Среди представителей более старшего поколения доля "аморалистов" превышает долю "моралистов" лишь в 2 раза (как и в 2002 г.).
В возрастной группе 24-30 лет также произошли определенные изменения. Уменьшилась доля считающих важным качеством высокую квалификацию и профессионализм (с 32% до 26%). Менее важными стали считаться полезные связи (24% против 27%),
Наиболее значимыми качествами стали сила и здоровье (27% против 32.5% в 2001 г.).
Увеличились доли отметивших значимость уверенности в себе (с 21% до 25%) и умения рисковать (с 23.5% до 27%).
В целом же представления молодежи в возрасте 24-30 лет о качествах, обеспечивающих успех в жизни, принципиально не отличаются от воззрений молодежи 16-24 лет.
Понятно, что представители отдельных социальных групп по-разному оценивают значимость тех или иных качеств.
Оценка необходимых для достижения успеха качеств, высказанная ИТР промышленных предприятий, работниками сферы управления, торговых работников, школьников, студентов и учащихся ПТУ практически совпадает с характерной для молодежи в целом. Предпочтения рабочих, преподавателей и врачей, предпринимателей, безработных и военнослужащих имеют свои особенности.
Рабочие отдали равное количество голосов высокому образования, квалификации и профессионализму, полезным связям и уверенности в себе (25 - 26%). Заметим, что уверенность в себе рабочие выделяют реже представителей других социальных групп (кроме безработных).
Гуманитарная интеллигенция на первое место ставит квалификацию и профессионализм (42%), а уверенность в себе - на второе (39%). Третье место делят высокое образование, крепкое здоровье и пробивные способности (21 - 22%). Преподаватели и врачи чаще других ценят поддержку семьи (18% против 12% в среднем по выборке).
Предприниматели гораздо чаще других отмечают значимость уверенности в себе (46% против 35% в среднем по выборке). Они единственные вывели на второе место предприимчивость (41%), придав ей такое же значение, как пробивным способностям. Причем пробивные способности предприниматели также считают важным качеством чаще всех остальных представителей молодежи (41% против 22% в среднем по выборке).
Следующим по значимости для предпринимателей качеством является умение рисковать. Его предприниматели также отмечают чаще, чем вся остальная молодежь (31% против 12.5% в среднем по выборке).
Несколько чаще, чем представители других социальных групп, предприниматели ценят крепкое здоровье (25% против 19.5% в среднем по выборке).
Безработные чаще всего отмечают такие качества, как высокая квалификация и полезные связи (по 28%), а уверенность в себе оказывается для них лишь третьей по значимости (24%). Безработные реже других придают значение высокому образованию (17% против 23% в среднем по выборке) и предприимчивости (8% против 16% в среднем по выборке).
Для военнослужащих (сотрудников МВД) наиболее важным из обеспечивающих успех в жизни качеств является высокая квалификация и профессионализм (34%). Уверенность в себе молодые военные и милиционеры считают значимым для достижения успеха качеством лишь немногим чаще рабочих и безработных (29%). Зато достаточно большое значение они придают высокому образованию (23%) и здоровью (20%). Отметим также, что военнослужащие и сотрудники МВД реже, чем представители других социальных групп, дают высокую оценку таким качествам, как пробивные способности (14% против 22% в среднем по выборке), полезные связи (17% против 24% в среднем по выборке) и довольно редко отмечают предприимчивость (10% против 16% в среднем по выборке).
Зимой и весной 2003 г. молодые люди распределили факторы, влияющие в наибольшей степени на реализация их намерений, в той же последовательности, что и осенью 2001 г. (таблица 19):
чаще всего реализация намерений ставится в зависимость от собственной настойчивости и целеустремленности (51%);
вторым по значимости является экономическая ситуация в стране (31%)
в третью очередь упоминается политическая ситуация. (16%).
Более или менее часто на протяжении всех этапов исследования упоминаются и такие факторы, как случайности и стечение обстоятельств (11%) и вмешательство семьи, родных и близких (13%).
Реже всего, по мнению молодежи, на реализацию намерений могут повлиять местные власти (8%), руководители предприятий и организаций, на которых работают респонденты (9%) и товарищи по работе (4%).
Таблица 19
Оценка респондентами факторов, влияющих на реализацию намерений (в процентах от общего числа ответивших на вопрос)
Молодежь в
возрасте 16-24 лет Молодежь
в возрасте 24-30 лет 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г. От экономической ситуации 21,0 35,1 31,2 43,9 От политической ситуации 8,4 16,7 16,3 23,6 От деятельности местных органов власти 8,2 7,0 7,7 9,5 От семьи, родных, близких друзей 14,6 11,7 12,7 14,9 От руководителей предприятия, организации 8,2 6,4 8,7 10,8 От товарищей по работе, учебе 1,2 1,6 3,6 4,1 От случайностей, стечения обстоятельств 13,2 10,8 11,4 7,1 От самого себя, своей целеустремленности 52.4 43.6 59.5 48.2 Ответили на вопрос, чел. 525 534 521 477
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в экономическом поведении молодежи и в ее социально-психологических установках присутствуют некоторые негативные тенденции, а именно:
Конкретное воплощение успеха молодежь видит, в первую очередь, в достижении материального достатка, а не служебного роста или построении карьеры.
Не очень большой привлекательностью обладает деловой успех, т.е. развитие собственного дела.
Завышенная самооценка молодежи, приводящая к завышенным материальным притязаниям, не подкрепленным реальными достижениями и возможностями.

В целом можно сказать, что изменение экономической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в достаточно большой степени сформировало и предопределило особенности экономического поведения молодежи. Осознание такой реальности жизненно необходимо в современных условиях.
Подведя итог всему вышесказанному, следует отметить следующие тенденции и перспективы экономического поведения молодежи в период профессионального становления.
Изменился характер воспроизводства молодежью родительского поколения, традиционно строящегося на принципе преемственности.  Сегодня эта преемственность прервана по большинству параметров. Молодые люди поставлены перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта старших поколений. Современная молодежь меньше всего стремится быть на кого-либо похожей.
Расширился контакт подрастающего поколения с новыми социальными посредниками (новые формы наемного труда и его оплаты, изменившееся отношение к собственности, малый бизнес).
Ухудшилось по многим позициям социальное положение молодежи, что существенно расширило сферу ее конфликта с обществом.
В современном российском обществе не сформированы четкие ориентиры собственного развития и развития молодежи.
Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога». Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других - циничное отношение к жизни.
По-прежнему важнейшим фактором социализации для подрастающего поколения остаются друзья. 85,4% подростков включены в дружеские компании, в которых проводят значительную часть своего свободного времени. Большинство в компании - спасается от одиночества и скуки. Ежедневно встречаются с приятелями 71,1% подростков. Однако социальная идентификация у молодых людей происходит, как правило, не с группой, а с отдельными «значимыми» взрослыми и сверстниками. Это члены семьи, любимый(ая), друг (подруга).
В подростковой среде остаются весомыми традиционные позитивные ценности - «хорошие друзья» (82%), «семья» (71%), «любовь» (68%). К этому списку в последние годы прибавляются «свобода» и «независимость». Но, говоря об этих ценностях в подростковой среде, не следует забывать об их понимании.
Все чаще среди подростковых ценностей встречаются «карьера и деловой успех», «материальная стабильность», «хорошее образование», «интересная профессия».
Лишь 6% старшеклассников имеют пренебрежительное отношение к учебе. Большинство учащихся 10-11 классов (80%) настроены на продолжение образования (60% - в вузах). В течение двух последних лет среди наиболее привлекательных для Российских подростков отмечаются профессии юриста, экономиста, врача, бухгалтера. Лишь единицы выбирают карьеру военного, инженера, программиста, менеджера, сотрудника правоохранительных органов. Профессию учителя престижной считают 2% выпускников школ.
Современные дети взрослеют раньше. Вузы уже свыклись с работающим студентом дневного отделения; похоже, то же самое придется сделать и средней школе. 20% учащихся средних и старших классов подрабатывают в различных сферах.
На рисунке представлены экспертные оценки индивидуальной деловой активности молодежи в разных сферах общественного производства. Как видно, наиболее высокая предпринимательская активность молодежи отмечается в торговле ширпотребом, спиртными напитками, в перепродажах вещей, а также в разных формах нелегальной деятельности (при пятибалльной шкале даже средние оценки приближаются к максимальным). Оценивая активность молодежи в торговле спиртным, 74% экспертов считает её очень высокой, и только 10% - низкой. Практически столь же высока и коммерческая активность молодежи в торговле ширпотребом: 67% дают высокие оценки, 12% - низкие. Ближе всего к коммерческой активности стоит уровень активности в нелегальной экономической деятельности (теневой экономике): почти половина экспертов (49%) дают высокие оценки, и только 1/4 - низкие (25%). Все остальные оценки видов активности значительно уступают этим. Однако следует иметь в виду, что это оценки индивидуальной деловой активности молодежи Санкт-Петербурга, а не Ленинградской области. Тогда станет ясно, насколько близко Санкт-Петербург по образу жизни молодежи подошел к Ленинградской области. Ведь в четырёх видах активности, которые относятся к сфере сельского хозяйства, по крайней мере четверть экспертов дали высокие оценки (25% - в заготовках и сбыте грибов и ягод, в охотничьем и рыбном промыслах, 22% - даже в сфере сельскохозяйственного производства), а в торговле продуктами сельскохозяйственного производства - весьма высокие (30%, тогда как только 39% оценили активность сограждан невысоко).

Рис 2. Оценки уровня индивидуальной деловой активности молодежи в разных сферах общественного производства. 1 — в строительстве; 2 — на транспорте; 3 — в заготовках и сбыте дикоросов; 4 — в охотничьем и рыбном промысле; 5 — в сфере сельскохозяйственного производства; 6 — в торговле продукцией сельского хозяйства; 7 — в торговле ширпотребом, в перепродажах; 8 — в торговле спиртными напитками; 9 - в нелегальной деятельности. Оценки в баллах на оси абсцисс (пятибалльная шкала, где среднее значение - 3 балла).
Контрастом такой активности молодежи в сфере сельского хозяйства стоят оценки их активности в области строительства и транспортных услуг (от 54 до 57% экспертов дали низкие оценки, и 17-20% - высокие).
При этом практически все эксперты считают, что Санкт-Петербург сейчас остро нуждается в деловых людях, в своих собственных, доморощенных коммерсантах и предпринимателях, и этому надо учиться. Обучение молодежи бизнесу считают необходимым около 2/3 (более 60%) респондентов, и лишь менее 1/5 (15-20%) полагают, что в специальном экономическом образовании молодежи нет нужды.
Таким образом, молодежь в последние годы значительно повысило экономическую активность и направляется она либо в сферу коммерции (частную мелкую розничную торговлю) - в первую очередь, либо в сферу теневой экономики - во вторую очередь, либо в сферу сельскохозяйственного производства и промыслов - в третью очередь.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическое поведение человека - это поведение, направленное на субъективную оптимизацию вследствие сопоставления имеющихся ресурсов с возможными выгодами от их использования. При этом выгоды могут быть экономическими, т. е. материально ощутимыми (деньги, товары и т.д.) и внеэкономическими (психологическими, социальными и т.д.). Такое определение позволяет объединить все виды поведения человека.
Проведенное исследование экономического поведения молодежи в период профессионального становления позволяет нам сделать следующие выводы.
Наиболее болезненно и длительным для молодежи в условиях переходного периода является процесс нравственно-мировоззренческого созревания личности.
Результаты исследования позволяют представить систему жизненных ценностей и основных направлений ценностной ориентации молодежи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выявить преобладающие тенденции ее формирования.
Переходный период в развитии общества характерен резким обострением не только в социальном отношении, но также и в трансформации жизненных ориентаций по многочисленным параметрам.
С помощью факторного анализа были выделены три укрупненные ориентации на базе основного спектра потребностей (Таблица 13).
Таблица 13. Ценностные ориентации молодежи (в % по строке)
Потребности Очень важно Не очень важно Не важно Базовые потребности Иметь благоустроенное жилье 80 10,5 3 Хорошо одеваться 61 27,3 4 Хорошо питаться 81,1 9,6 2,2 Хорошо выглядеть 66,5 19,9 4,3 Быть физически крепким 73,6 13,3 4,2 Поддерживать здоровье 82,2 8,6 1,6 Найти любимого человека 69 12,7 7,2 Иметь семью 74,4 10,7 4,6 Быть уверенным в себе 84,4 4,3 2,0 Растить детей 76,3 9,4 3,9 Быть материально обеспеченным 84,8 5,9 1,5 Быть удовлетворенным личной жизнью 80,1 7,9 2,4 Иметь домашний уют 81,2 8,1 2,4 Быть опорой родителям 82,0 7,0 2,5 Социальные потребности Иметь большие деньги 63,2 23,9 3,6 Иметь образование 76,0 12,2 3,3 Иметь хороших друзей 78,5 9,6 3,0 Иметь творческую работу 56,0 22,6 9,3 Общаться с интересными людьми 56,1 25,7 6,6 Поступить в ВУЗ 45,9 26,5 13,3 Иметь свой бизнес 42,8 29,8 14,5 Устроиться в столице 23,8 30,2 31,7 Чувствовать независимость 65,9 16,7 5,3 Ощущать уважение в своем кругу 75,9 11,5 2,4 Ощущать уверенность в будущем 80,2 7,3 2,6 Сделать что - то важное для народа 51,1 24,9 9,1 Престижные потребности Обладать престижной профессией 55,5 23,8 8,3 Иметь престижное положение в обществе 52,2 27,5 8,8 Жить с комфортом 56,3 25,3 8,1 Иметь возможность путешествовать 42,8 31,3 13,8 Иметь возможности развлечений 37,9 33,8 16,3 Заниматься спортом 49,3 29,0 11,5 Получать эстетические удовольствия 41,8 29,6 14,9 Испытывать острые ощущения. 29,3 32,0 23,3 Как видим, для современной молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Полученные средние показатели по более значимой оценке выявили значительное превосходство ориентаций по базовым ценностям (76,9%). Показатели по социальным и престижным потребностям составили соответственно 59,6% и 45,6%.
Анализ значимости базовых ценностей молодежи на основе потребностей выявил, что в общественном сознании молодежи в значительной степени доминируют общечеловеческие ценности: здоровье, материальная обеспеченность, поколенческая зависимость (в позитивном восприятии) и уверенность в себе.
Предпочтительные ценности социальных потребностей во многом аккумулированы выбором базовых ценностей. Социальные ценности молодежи определены предпочтительностью образования, уверенностью в будущем, хорошим кругом друзей и соответствующего уважения в кругу своих друзей.
Если для молодежи перестроечного периода приоритетными ценностями в социальных потребностях являлись друзья и добрые отношения в кругу друзей, творческая работа, то отличительной особенностью молодежи трансформационного периода является выбор ценностей, определяющих перспективность, выраженную в стремлении к образованию и уверенности в будущем. Оценки молодежи характеризуются высокой прагматичностью и индивидуализмом.
Данные позиции во многом и предопределяют выбор престижных смысложизненных ориентаций по престижным потребностям. Так, наиболее значимыми для современной молодежи стали: обладание престижной профессией, иметь престижное положение в обществе, жить с комфортом.
Налицо слом коллективистского и патерналистского типа сознаний. Современная молодежная среда характеризуется как поколение с индивидуалистическим утилитарным сознанием.
Исследование молодежного досуга отразило сложную картину изменений социокультурных ориентаций и образа жизни.
Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге, удовлетворенность человека своей жизнью.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева. И.Н., Новикова Л.Г. Субкультурные доминанты нетрадиционных форм поведения молодежи // Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня, а завтра? / Отв. ред. В.В.Семенова. М.: ВКШ ЦК ВЛКСМ, 1988
Архипова Т.А. Экономическое поведение в переходной экономики России // Вопросы социологии, 1999, № 7
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996
Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология, Т.2, 2001, № 5. С.49-58
Богомолова Т.Ю., Тацилина В.С., Ростовцев П.С. Влияние мобильности населения по доходам на изменение неравенства // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 1. С.72-86
Бурдье П. Структура, габитус, практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, № 2
Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. М.: РУДН, 2002
Вудкок Д. Современные информационные технологии совместной работы. М., 2000
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. СПб: Питер, 1999
Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблемы укорененности // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 3, с.44-58
Дряхлов Н.И. Социология труда. М.: МГУ, 1995.
Завельский М.Г. Социология и экономика труда. М.: Кнорус, 1998.
Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 1. С.127-136
Кларк С. Российский рынок труда // Экономическая социология,т.2, 2001, № 3. С.91-104
Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М., 2002.
Корнев В.Р. Социально-пространственная диверсификация населения Санкт-Петербурга // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 3, с.127-129
Маркович Д. Социология труда. М., 1998.
Мезенцева Е.Б. Гендерные аспекты экономического поведения // Экономическая социология, т.2, 2001, № 4. С.134-147
Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Материалы международной научно-практической конференции / Редкол.: Вербицкая Л.А. и др. Вып. 1-2. СпбГУ, 1995
Новые направления в социологической теории / Ред. Г.В. Осипов. М.: Прогресс, 1978
Пальчикова О.В. Средний класс в России: количественные и качественные оценки // Экономическая социология, т.2, 2001, № 3
Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 2000
Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 2, с.62-73
Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад Комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации Санкт-Петербурга. СПб, 1998.
Полякова Н.В. Современные тенденции формирования экономического поведения молодежи. Иркутск, 2000.
Профессиональное образование в современной России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотивации и спроса // Экономическая социология, т.2, 2001, № 3. С.124-126
Профессиональное обучение и переподготовка в условиях структурной перестройки российской экономики // Экономическая социология, т.2, 2001, № 5, с.138-140.
Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Экономическая социология, т.2. 2001, № 3. С.5-26
Радаев В.В. Современная экономическая социология. М., 2002.
Серикова Т.Л. Неравенство в заработной плате и личные характеристики работников (анализ экономических и социологических подходов) // Экономическая социология, т.2, 2001, № 3. С.44-90
Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2004
Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
Стрельникова А.В. Иллюзия свободы в крупном городе // Экономическая социология, т.2., 2002, № 2. С.133-139
Тевено Л. Социальные нормы: продолженное противоречие, М, 2004
Экономические и социальные стратегии среднего класса // Экономическая социология, т.2, 2002, № 2. С.149-150
Якубович В., Ярошенко С. Экономическая социология в России // Экономическая социология, т.2., 2002, № 2.с 140-145
David B., Lipsky. Seeber Top general counsels support ADR. // ABA Section of Business Law. Business Law Today. March/April 1999
Evans K. Becoming Adults in England and Germany. 1992.
Jones G. From Dependency to Citizenship? Transition to Adulthood in Britain. Workshop 'Longitudinal Strategy in Youth Study'. M., 1991.
Koklyagina L.A. From School to Work in a Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing Up in Europe. Berlin, N.-Y.: de Gruyter, 1995
Koklyagina LA. Generation with a Real Choice? Youth Employers in a Changing Russia//Social Action. 1993, Vol. 1, 13.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986; Вудкок Д. Современные информационные технологии совместной работы. М., 2000; Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 2000; Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб, 1992.
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996; Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб, 1992.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986; Современная социальная теория: учебное пособие /Сост. и пер. Леденевой А.В. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 
Андреева. И.Н., Новикова Л.Г. Субкультурные доминанты нетрадиционных форм поведения молодежи // Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня, а завтра? / Отв. ред. В.В.Семенова. М.: ВКШ ЦК ВЛКСМ, 1988; Журавлев В. Судьбы людей: Россия. XX век. / Под ред. Е.В.Фотеевой, В.В.Семеновой. М.: ИСРАН, 1996; Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Материалы международной научно-практической конференции / Редкол.: Вербицкая Л.А. и др. Вып. 1-2. СпбГУ, 1995; Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
Луман Н. Что такое коммуникация // Социологический журнал. 1995. № 3; Новые направления в социологической теории / Ред. Г.В. Осипов. М.: Прогресс, 1978; Шюц А. Структура повседневности // Социологические исследования. 1987. № 1; Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 142-143; Бурдье П. Структура, габитус, практики // Журнал социологии и социальной антропо-логии. 1998, № 2; Радаев В.В., Шкаратан О.И. социальная стратификация. Учеб. пособие. М.: Наука, 1995.
Архипова Т.А. Экономическое поведение в переходной экономики России // Вопросы социологии, 1999, № 7; Маркович Д. Социология труда. М., 1998.
Половинко В.С., Елкина О.С. Некоторые вопросы оценки стратегий экономического поведения человека на рынке труда // Вопросы социологии, 1998, № 12.
Верховин В.И. Экономика труда. СПб: Питер, 1999.
Борисова Л.Г. и др. Экономическое поведение выпускников средних школ в условиях становления рыночных отношений. Новосибирск, 1999; Экономика труда и социальные трудовые отношения. М., 1995; Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи // Социологические исследования. 1989, № 2.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. СПб: Питер, 1999; Архипова Т.А. Экономическое поведение в переходной экономики России // Вопросы социологии, 1999, № 7; Полякова Н.В. Современные тенденции формирования экономического поведения молодежи. Иркутск, 2000.
Вестник экономики, 2000, № 5. Бобков В.Н. Уровень жизни населения России: состояние, проблемы, пути решения. М., 1997.
Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики, 1993, № 8. с.43-54
Магун В. С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993.
Журавлев В. История жизни 'бомжа' // Судьбы людей: Россия. XX век. / Под ред. Е.В.Фотеевой, В.В.Семеновой. М.: ИСРАН, 1996.
Раковская О.А. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Социологические исследования. 1989, № 1; Чупров В.И., Быкова С.Н. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой// Социологические исследования. 1991, № 9.
Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
Jones G. From Dependency to Citizenship? Transition to Adulthood in Britain. Workshop 'Longitudinal Strategy in Youth Study'. M., 1991.
Evans K. Becoming Adults in England and Germany. 1992.
Koklyagina L.A. From School to Work in a Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing Up in Europe. Berlin, N.-Y.: de Gruyter, 1995; Koklyagina LA. Generation with a Real Choice? Youth Employers in a Changing Russia//Social Action. 1993, Vol. 1, 13.
Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Материалы международной научно-практической конференции / Редкол.: Вербицкая Л.А. и др. Вып. 1-2. СпбГУ, 1995.
Раковская О.А. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Социологические исследования. 1989, № 1.
Семенова В. В. Путь в новую социальную группу предпринимателей: жизненные истории одного поколения // Судьбы людей: Россия. XX век / Под ред. Е.В.Фотеевой, В.В.Семеновой. М.: ИС РАН, 1996.
Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность /Под ред. В.Н.Шубкина. М.: Наука, 1994.
Рябухин С.Н. Проблемы занятости и профессиональной подготовки молодежи // Вопросы социологии, 2000, № 4
Заславская Т.И. Творческая активность масс социальные резервы поста // ЭКО. N 3. 1986 C. 3 - 25..
Маркович Д. Социология труда. М., 1988. С. 184.
Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Мысль, 1985; Чупров В.И., Быкова С.Н. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой// Социологические исследования. 1998, № 9; Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.

Здесь и далее приводятся данные исследования, проведенного автором в период с 1999 по 2002 г.г.
Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М.: Финстатинформ, 2001
Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М.: Финстатинформ, 2001
Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад Комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации Санкт-Петербурга. СПб, 1998.
Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М.: Финстатинформ, 2001

Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М.: Финстатинформ, 2001
Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М.: Финстатинформ, 2001
Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2001

2


49

1.Андреева. И.Н., Новикова Л.Г. Субкультурные доминанты нетрадиционных форм поведения молодежи // Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня, а завтра? / Отв. ред. В.В.Семенова. М.: ВКШ ЦК ВЛКСМ, 1988
2.Архипова Т.А. Экономическое поведение в переходной экономики России // Вопросы социологии, 1999, № 7
3.Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996
4.Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология, Т.2, 2001, № 5. С.49-58
5.Богомолова Т.Ю., Тацилина В.С., Ростовцев П.С. Влияние мобильности населения по доходам на изменение неравенства // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 1. С.72-86
6.Бурдье П. Структура, габитус, практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, № 2
7.Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. М.: РУДН, 2002
8.Вудкок Д. Современные информационные технологии совместной работы. М., 2000
9.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. СПб: Питер, 1999
10.Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблемы укорененности // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 3, с.44-58
11.Дряхлов Н.И. Социология труда. М.: МГУ, 1995.
12.Завельский М.Г. Социология и экономика труда. М.: Кнорус, 1998.
13.Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 1. С.127-136
14.Кларк С. Российский рынок труда // Экономическая социология,т.2, 2001, № 3. С.91-104
15. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М., 2002.
16.Корнев В.Р. Социально-пространственная диверсификация населения Санкт-Петербурга // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 3, с.127-129
17.Маркович Д. Социология труда. М., 1998.
18.Мезенцева Е.Б. Гендерные аспекты экономического поведения // Экономическая социология, т.2, 2001, № 4. С.134-147
19.Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Материалы международной научно-практической конференции / Редкол.: Вербицкая Л.А. и др. Вып. 1-2. СпбГУ, 1995
20.Новые направления в социологической теории / Ред. Г.В. Осипов. М.: Прогресс, 1978
21.Пальчикова О.В. Средний класс в России: количественные и качественные оценки // Экономическая социология, т.2, 2001, № 3
22.Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 2000
23.Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология, Т.3, 2002, № 2, с.62-73
24.Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад Комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации Санкт-Петербурга. СПб, 1998.
25.Полякова Н.В. Современные тенденции формирования экономического поведения молодежи. Иркутск, 2000.
26.Профессиональное образование в современной России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотивации и спроса // Экономическая социология, т.2, 2001, № 3. С.124-126
27.Профессиональное обучение и переподготовка в условиях структурной перестройки российской экономики // Экономическая социология, т.2, 2001, № 5, с.138-140.
28.Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Экономическая социология, т.2. 2001, № 3. С.5-26
29.Радаев В.В. Современная экономическая социология. М., 2002.
30.Серикова Т.Л. Неравенство в заработной плате и личные характеристики работников (анализ экономических и социологических подходов) // Экономическая социология, т.2, 2001, № 3. С.44-90
31.Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2004
32.Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
33.Стрельникова А.В. Иллюзия свободы в крупном городе // Экономическая социология, т.2., 2002, № 2. С.133-139
34.Тевено Л. Социальные нормы: продолженное противоречие, М, 2004
35.Экономические и социальные стратегии среднего класса // Экономическая социология, т.2, 2002, № 2. С.149-150
36.Якубович В., Ярошенко С. Экономическая социология в России // Экономическая социология, т.2., 2002, № 2.с 140-145
37.David B., Lipsky. Seeber Top general counsels support ADR. // ABA Section of Business Law. Business Law Today. March/April 1999
38.Evans K. Becoming Adults in England and Germany. 1992.
39.Jones G. From Dependency to Citizenship? Transition to Adulthood in Britain. Workshop 'Longitudinal Strategy in Youth Study'. M., 1991.
40.Koklyagina L.A. From School to Work in a Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing Up in Europe. Berlin, N.-Y.: de Gruyter, 1995
41.Koklyagina LA. Generation with a Real Choice? Youth Employers in a Changing Russia//Social Action. 1993, Vol. 1, 13.

Вопрос-ответ:

Как можно определить понятие "экономическое поведение молодежи"?

Экономическое поведение молодежи можно определить как совокупность действий и решений, которые молодые люди принимают в сфере экономики, включая выбор профессии, участие в рыночной деятельности, управление своими финансами и потребительскими предпочтениями.

Какие особенности характеризуют экономическое поведение молодежи на рынке?

Экономическое поведение молодежи на рынке характеризуется следующими особенностями: неустойчивостью и непредсказуемостью потребительских предпочтений, склонностью к экономии и более осторожному отношению к финансовым рискам, желанием найти оптимальное соотношение между работой и личной жизнью.

С какими проблемами сталкивается молодежь в период профессионального становления своего экономического поведения?

Молодежь в период профессионального становления своего экономического поведения сталкивается с такими проблемами, как выбор профессии, ориентация на рынок труда, установление финансовой независимости, осуществление своих потребительских предпочтений и принятие финансовых решений.

Какие тенденции наблюдаются в экономическом поведении молодежи в период профессионального становления?

В экономическом поведении молодежи в период профессионального становления наблюдаются такие тенденции, как увеличение доли молодых людей, занимающих временные или неофициальные работы, рост потребительской активности и ориентация на потребление, изменение финансовых приоритетов в пользу накопления и инвестирования.

Какие проблемы сопряжены с экономическим поведением молодежи в период профессионального становления?

С экономическим поведением молодежи в период профессионального становления связаны такие проблемы, как ограниченный доступ к образованию и информации о рынке труда, низкая финансовая грамотность, нестабильность работы, финансовые риски и долговая нагрузка, неопределенность в выборе профессии и необходимости приспосабливаться к изменяющемуся рынку труда.

Что такое экономическое поведение молодежи в период профессионального становления?

Экономическое поведение молодежи в период профессионального становления - это совокупность действий и решений, которые принимает молодежь в сфере экономики во время формирования своей профессиональной карьеры.

Какие особенности присущи экономическому поведению молодежи в системе рыночных отношений?

Особенности экономического поведения молодежи в системе рыночных отношений включают ориентацию на получение материального благосостояния, стремление к самореализации и профессиональному росту, а также влияние социального окружения и образования на принимаемые решения.

Какие проблемы возникают в экономическом поведении молодежи в период профессионального становления?

Проблемы, с которыми сталкивается молодежь в период профессионального становления, включают нестабильность на рынке труда, недостаток опыта и знаний, сложности с выбором профессии и принятием экономических решений, а также воздействие внешней среды на формирование экономических установок.

Какие тенденции присутствуют в экономическом поведении молодежи в период профессионального становления?

Среди тенденций экономического поведения молодежи в период профессионального становления можно выделить увеличение роли образования и саморазвития, востребованность гибких форм занятости, стремление к предпринимательству и индивидуальной карьере, а также влияние информационных технологий на процессы принятия решений.

Как внешняя среда и образование влияют на экономическое поведение молодежи в период профессионального становления?

Внешняя среда, такая как социальное окружение и рынок труда, может оказывать влияние на экономическое поведение молодежи, влияя на их предпочтения в выборе профессий и решений в сфере экономики. Образование также имеет значительное значение в формировании экономической грамотности и установок молодежи.

Что такое экономическое поведение молодежи?

Экономическое поведение молодежи - это совокупность действий, решений и выборов, которые молодые люди совершают в сфере экономики в период своего профессионального становления.