Вам нужнадипломная работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

опека и попечительство

  • 64 страницы
  • 28 источников
  • Добавлена 02.02.2007
840 руб.2 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
1.1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА.
1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНОВ.
1.3. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА.
2. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
3. ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН
3.1. ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ.
3.2. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ВЗРОСЛЫМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Фрагмент для ознакомления

Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
В современных условиях органы опеки и попечительства не имеют реальной возможности выбирать между тем или иным способами, что само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно. Известно, что лица, желающие усыновить ребенка, в большинстве случаев хотят принять ребенка новорожденного или хотя бы в возрасте до одного года. В то же время дети старшего возраста, а также дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, практически не имеют шансов обрести усыновителей. Не всегда есть и возможность назначить ребенку опекуна или попечителя.
Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным, поскольку понятие опеки относится к комплексным. С одной стороны, это способ восполнения дееспособности ребенка, с другой – своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей.
Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна:
-факт отсутствия попечения со стороны родителей или заменяющих их лиц,
-рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет.
Первый случай – отсутствие в отношении ребенка родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание. Закон предлагает примерный перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без родительского попечения:
-смерть родителей,
-лишение их родительских прав,
-ограничение их в родительских права,
-признание родителей недееспособными,
-болезнь родителей,
-длительное отсутствие родителей,
-уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
-отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Обязанность решить вопрос об устройстве ребенка возлагается на орган опеки и попечительства и в других случаях «отсутствия родительского попечения», к которым относятся:
-пребывание родителя в местах лишения свободы,
-отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью,
-признание усыновителей недееспособными, болезнь усыновителей, их длительное отсутствие, уклонение от воспитания усыновленного и защиты его интересов, отказ забрать ребенка из воспитательных и иных учреждений,
-отмена усыновления,
-расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью или истечение срока его действия,
-иные ситуации, в которых лицо или лица, осуществляющие попечение над ребенком, перестают исполнять свои обязанности.
Между опекой и попечительством почти нет разницы, когда речь идет о защите личных прав подопечного. А при защите его имущественных прав такая разница существует: опекун представляет интересы подопечного, а попечитель помогает ему осуществлять свои имущественные права. По достижении малолетним 14 лет опека автоматически трансформируется в попечительство.
При характеристике опеки с точки зрения семейного права следует обратить внимание на одну из главных ее особенностей. В отличие от усыновления опека не прекращает родительские правоотношения. Отсюда минимум требований к установлению опеки и попечительства, на что не требуется:
- согласие родителей несовершеннолетнего. Их пожелания, рекомендации относительно кандидатуры опекуна правового значения не имеют, а учитываются постольку, поскольку это соответствует интересам ребенка;
- согласие супруга будущего опекуна. Оно выявляется лишь для того, чтобы составить представление, в каких условиях будет воспитываться подопечный;
- согласие несовершеннолетнего любого возраста. Его желание только учитывается, да и то «если это возможно» (п. 2. ст. 146 СК РФ).
Права и обязанности опекунов и попечителей над детьми во многом сходны с родительскими правами и обязанностями.
Прежде всего, следует выделить обязанность воспитывать ребенка. Осуществление воспитания является одновременно и правом опекуна, который может избирать для этого любые способы.
Однако СК РФ устанавливает пределы усмотрения опекуна в осуществлении права на воспитание.
Во-первых, опекун не вправе, воспитывая ребенка, причинять вред его физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
Во-вторых, закон предписывает опекуну учитывать при выборе способов воспитания мнение ребенка. Ребенок имеет право быть заслушанным всегда, поэтому как опекун, так и орган опеки и попечительства и иные лица обязаны его выслушать.
В-третьих, способы воспитания ребенка должны избираться опекуном с учетом рекомендаций органа опеки и попечительства. Такие рекомендации могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Однако опекун не обязан строго им следовать. Несоблюдение рекомендаций органа опеки и попечительства по поводу воспитания ребенка не может служить основанием, например, для отстранения опекуна от исполнения обязанностей.
Осуществление воспитательных функций опекуном невозможно без совместного проживания с ребенком. В силу вышесказанного закон устанавливает обязанность опекунов несовершеннолетних граждан проживать с подопечными. Надо отметить, что совместное проживание попечителя с подопечным, достигшего 16 лет, не является обязательным для попечителя. Однако для раздельного проживания необходимо получить согласие органа опеки и попечительства, которое может быть дано при условии, что раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Если опекун или попечитель без уважительных причин допускает длительное отдельное проживание подопечного ребенка, такой факт может служить основанием для отстранения опекуна от исполнения обязанностей.
С обязанностью воспитывать ребенка тесно связана и обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования.
Следующая обязанность опекунов – заботиться о здоровье ребенка и его физическом развитии. Опекун ребенка обязан совершать все необходимые действия, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, в первую очередь обеспечить его питанием. В круг этих действий входит также медицинский уход и профилактика заболеваний ребенка, включающая занятия спортом и т. п.
Другим немаловажным фактором, формирующим полноценную личность, является общение. Так, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что ребенок имеет право на общение с родителями даже тогда, когда они проживают в разных государствах. Данное право прекращает свое существование в случае лишения родителя родительских прав, оно временно не может осуществляться при ограничении родительских прав, поскольку последствием такого ограничения является отстранение родителя от личного воспитания ребенка.
Кроме того, как неоднократно уже говорилось, обязанностью опекунов и попечителей является представительство и защита прав и интересов ребенка. Речь в данном случае идет, в первую очередь, о сделках, заключаемых от имени подопечного. Итак, опекун совершает сделки от имени малолетних граждан. Попечитель дает согласие подопечному на совершение сделок.
Однако для заключения целого ряда сделок требуется также согласие органов опеки и попечительства. Например, рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо, лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.
В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.
Продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей) не рекомендуется.
В случае выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение сделки по продаже жилых помещений с приобретением жилья после его продажи (с последующим приобретением) в постановляющей части постановления (распоряжения) необходимо указывать, что продажа производится с обязательным приобретением жилой площади на имя несовершеннолетнего в случае, если он теряет долю собственности или указывается, где он будет проживать в случае, если он является только членом семьи собственника.
На этом основании оформляется договор продажи жилого помещения с условием.
Копия договора предоставляется в орган опеки и попечительства.
Оформление предварительного разрешения на совершение сделки с жилыми помещениями, в которых несовершеннолетние являются собственниками, сособственниками, членами семьи собственника жилого помещения, дома производится в форме постановления (распоряжения) органа местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних.
В случаях произвольного изменения (перерегистрации ребенка с одной жилплощади на другую) родителями несовершеннолетнего договора социального найма жилого помещения (при включении ребенка в ордер на жилое помещение), когда происходит явное ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего, целесообразно вмешательство органа опеки и попечительства для восстановления законных прав несовершеннолетнего в соответствии с требованиями ст.53 Жилищного кодекса РСФСР.
В случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.
Правовой статус опекунов (попечителей) несовершеннолетних характеризуется также спецификой их гражданско-правовой ответственности.
Итак, по сделкам малолетнего имущественную ответственность несет своим имуществом опекун, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине, т. е. независимо от того, сам опекун совершал сделку от имени малолетнего либо сделка была совершена ребенком в пределах его дееспособности, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возникшего из договора обязательства возлагается на опекуна.
Кроме того, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, его опекун отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда. Если вред причинен лицом в возрасте от 14 до 18 лет, то возмещение вреда производится в первую очередь за счет личного имущества причинителя. И лишь при отсутствии или недостатке такого имущества ответственность может быть возложена на попечителя ребенка.
Вина опекуна презюмируется и он обязан доказывать ее отсутствие. Под виной родителей или опекунов и попечителей, влекущей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.п.).
Действующее законодательство предусматривает общее последствие виновного нарушения опекуном своих обязанностей – его отстранение. Орган опеки и попечительства вправе отстранить данное лицо от исполнения обязанностей, однако на обязан этого делать во всех случаях.
Таким образом, на органе опеки и попечительства лежит огромная ответственность за судьбы вверенных его заботам детей. Назначенные опекуны подконтрольны органам опеки и попечительства. Последние осуществляют надзор за их деятельностью, который предполагает обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подотчетных, исполнением опекунами своих обязанностей, в том числе по управлению имуществом, а также оказание опекунам необходимой помощи и содействия.
К сожалению, в данный момент ни одним нормативным актом не урегулирован порядок осуществления такого надзора, не установлена обязанность опекуна давать отчет органу опеки и попечительства в своих действиях, не определены сроки представления отчетов, формы непосредственного контроля за условиями жизни, воспитания и обучения ребенка.
3.2. Опека и попечительство над взрослыми.
Гражданское законодательство предусматривает необходимость установления опеки над гражданами, признанными судом недееспособными, а также попечительства над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В этих случаях опека и попечительство выступают не как формы устройства гражданина, а как формы охраны его прав и интересов, т. е. как вид правовой помощи.
Осуществление гражданских прав и обязанностей предполагает нормальное психическое здоровье гражданина. Если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий и (или) руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Наличие душевной болезни или слабоумия устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, назначаемой судом. Однако сам факт психического расстройства, даже подтвержденной экспертизой, недостаточен для признания гражданина недееспособным. Суд должен установить ,что имеющееся психическое расстройство оказывает на гражданина такое воздействие, что он не может понимать значения совершаемых им действий и (или) руководить ими. При этом такое проявление должно выражаться именно в имущественной сфере, например, при потере имущества, необоснованных покупках и т. д. Если психическое расстройство отразилось исключительно на неспособности гражданина к оценке иных явлений окружающей действительности, то оснований для признания гражданина недееспособным не имеется.
Факт недееспособности гражданина подтверждается исключительно состоявшимся судебным решением, никакого другого документа, отметки в паспорте или иной общедоступной информации о недееспособности закон не предусматривает. И именно решение суда служит основанием для учреждения опеки над гражданином, признанным недееспособным.
Опекун принимает на себя определенные обязательства по опеке над недееспособным гражданином. Фактические действия, которые должен совершать опекун при исполнении своих обязанностей, связаны в основном с обеспечением подопечного уходом и медицинской помощью.
Недееспособный гражданин не может нести ответственность за свои действия, не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, все сделки от его имени совершает его опекун, он же несет ответственность за действия недееспособного. Все сделки, совершаемые лицом, признанным судом недееспособным, недействительны (ст. 171 ГК РФ).
Однако может оказаться, что совершенная недееспособным сделка не содержит никакой угрозы его интересам, а напротив, направлена к выгоде недееспособного. Но и в таком случае недостаточно, чтобы опекун одобрил сделку, поскольку последующее одобрение не может восполнить установленную судебным актом недееспособность. Необходимо признать совершенную недееспособным сделку действительной, т. е. придать ей юридическую силу. По иску опекуна сделка, совершенная недееспособным, может быть признана судом действительной, если она совершена к его выгоде.
Таким образом, все сделки с имуществом подопечного заключаются опекуном. Однако он вправе не только заключать определенные сделки, но и оспаривать их. Так, опекун вправе требовать признания недействительным сделок, совершенных подопечным до признания его недееспособным, при условии, что в момент совершения сделки подопечный не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Кроме того, опекун вправе потребовать, как уже говорилось выше, применения последствий недействительности тех сделок, которые совершены подопечным уже после признания его недееспособным, а также потребовать признания совершенной подопечным сделки действительной, если она была совершена к выгоде этого гражданина.
Признание гражданина недееспособным происходит вследствие наличия обстоятельств, которое впоследствии может отпасть. Например, психическое состояние лица улучшилось настолько, что он вполне в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность. В этих случаях суд выносит решение о признании гражданина дееспособным, установленная опека отменяется.
Что касается ограничения дееспособности гражданина, то в данном случае устанавливается попечительство. Основанием ограничения дееспособности гражданина является юридический состав из следующих фактов:
гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами,
этим он ставит семью в тяжелое материальное положение.
Под злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами принято понимать «такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами, необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично».
Таким образом, ограничение дееспособности в указанных случаях направлено на защиту имущественных интересов членов семьи. К членам семьи относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают совместно с алкоголиком или наркоманом и ведут с ним общее хозяйство.
После вступления решения суда с законную силу орган опеки и попечительства в течение месяца должен назначить ограниченно дееспособному гражданину попечителя.
В результате ограничения дееспособности устанавливается контроль со стороны попечителя за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, гражданином, ограниченным судом в дееспособности. Таким образом, все сделки он может совершать лишь с согласия своего попечителя. Исключение составляют мелкие бытовые сделки, которые гражданин вправе совершать самостоятельно.
При этом согласие попечителя на сделки, влекущие отчуждение имущества подопечного, может быть дано лишь при условии предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, в связи с чем ему может быть доверено самостоятельное распоряжение имуществом и денежными средствами, суд отменяет ограничение дееспособности. Отмена ограничения дееспособности должна последовать и в случае, если семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать и, следовательно, отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание.
И в конце хотелось бы добавить, что попечительно не обязан отвечать по сделкам ограниченно дееспособного гражданина, а также за причиненный им вред.


Заключение.
Заканчивая данную работу, хотелось бы еще раз отметить основные положения указанной темы. Институт опеки и попечительства в нашей стране является достаточно актуальной проблемой. В связи с этим понятно стремление законодателя отразить его и в гражданском и в семейном законодательстве.
Итак, институт опеки и попечительства урегулирован нормами гражданского и семейного права. Хочется подчеркнуть, что эти нормы никоим образом не противоречат друг другу. Нормы семейного права дополняют и конкретизируют положения гражданского права. Это связано с тем, что статьи семейного кодекса, во-первых, определяют опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а, во-вторых, регулируют отношения, связанные с опекой и попечительством несовершеннолетних.
Опека и попечительство устанавливается в отношении различных категорий населения. Сюда относятся дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Любая из перечисленных категорий достаточно специфична и требует особого регулирования отношений по опеке и попечительству. Поэтому Семейный кодекс РФ выделил отношения по опеке и попечительству детей отдельно от общих положений Гражданского кодекса РФ.
Весь объем обязанностей по опеке и попечительству возложен на органы опеки и попечительства. В каждом субъекте РФ функции органов опеки и попечительства возложены на различные органы. Что касается Санкт-Петербурга, то в этом городе органами опеки и попечительства выступают местные муниципальные образования. Значение этих органов трудно переоценить. Помимо назначения опеки или попечительства, они осуществляют контроль за деятельностью опекунов или попечителей, дают предварительное разрешение на заключение сделки по отчуждению имущества подопечного. Поэтому является досадным упущением отсутствие отдельного нормативно-правового акта, регулирующего деятельность этих органов в Санкт-Петербурге. Как говорят сами работники органов опеки и попечительства, они не справляются с таким объемом работы. В силу чего возникают проблемы с детьми, нехватка времени для работы непосредственно с ребенком, оставшимся без попечения родителей и другие немаловажные вопросы.
В конце хотелось бы обратить внимание на следующее положение. На сегодняшний день сложилась очень непростая ситуация. В силу различных причин, в первую очередь, детей, оставшихся без попечения родителей, становится с каждым годом больше. Органы опеки и попечительства не справляются с возложенным на них грузом обязанностей. Поэтому целесообразно часть полномочий указанных органов переложить на другой орган. Возможно, этот орган будет создан как одно из подразделений органов опеки и попечительства. Возможно, этот орган будет действовать отдельно, но подчиняться муниципальному образованию. Есть и такой вариант: вновь созданный орган будет функционировать как независимый орган, подчиняясь местной администрации. Эта проблема на сегодняшний день остается, однако ни федеральные органы, ни органы субъекта федерации не считают его настолько серьезным, чтобы обращать на это внимание. Напротив, финансирование органов опеки и попечительства сокращается, а вместе с тем растет детская преступность, безнадзорность, наркомания и другие социальные проблемы.

Список использованной литературы.
1. Нормативно-правовые материалы и другие официальные документы.
1.1. Семейный кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
1.2. Налоговый кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
1.3. Гражданский кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
1.4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
1.5. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрании законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506
1.6. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"//Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. N 19, ст. 2304
1.7. Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»//Свод законов РСФСР, том 8
1.8. Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних"//Вестник образования. 1999. № 8.

2. Специальная литература
2.1. Гражданское право. Том I./Под ред. Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004
2.2. Гражданское право. Том 1./Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000.
2.3. Гражданское право. Ч. 1./Под ред. Илларионовой Т. И., Гонгало Б. М., Плетнева В. А. –М.: 1998.
2.4. Гражданский процесс: Учебник./Под ред. проф. В.В. Яркова. - М.: Волтерс Клувер, 2004
2.5. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984
2.6. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. –М.: ПРИОР. 1998.
2.7. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей./Под общ. ред. Брагинского М. И.- М.: Фонд "Правовая культура", 1995 г.
2.8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая./Под ред. Садикова О. Н. –М.: КОНТРАКТ. 1997.
2.9. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ". 2003.
2.10. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование. –М.: Палеотип. 2002.
2.11. Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –М.: АКАЛИС. 1997.
2.12. Нечаева А. М. Семейное право. –М.: Юристъ. 1999. С. 303
2.13. Татьяна Родионова. Дети вне закона//Частная недвижимость. 2004. №10
2.14. Ю. Беспалов Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка//Российская юстиция. 2003. N 6.
2.15. Л. Панина Налогоплательщики - физические лица недееспособные и ограниченно дееспособные//Финансовая газета. 2001. N 35-36,

3. Судебная практика.
3.1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", 1996, N 9.
3.2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, N 10
3.3. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2003 г., N 10
3.4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. N 4 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами"//Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. –М.: Юридическая литература. 1994.
3.5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, N 7

Понятие “мелкая бытовая сделка” носит оценочный характер. Под мелкими бытовыми сделками принято понимать сделки, направленные на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме.
Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей./Под общ. ред. Брагинского М. И.- М.: Фонд "Правовая культура", 1995 г.

Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование. –М.: Палеотип. 2002. С.12.
Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984, С. 10.
Гражданское право. Том 1./Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000. С. 280
Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
Гражданский процесс: Учебник./Под ред. проф. В.В. Яркова. - М.: Волтерс Клувер, 2004
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, N 10
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрании законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2003 г., N 10

Гражданское право. Том I./Под ред. Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004
Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"//Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. N 19, ст. 2304
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", 1996, N 9.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
Татьяна Родионова. Дети вне закона//Частная недвижимость. 2004. №10
Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –М.: АКАЛИС. 1997. С, 17
Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»//Свод законов РСФСР, том 8
Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
Михеева Л. Ю. Указ. Соч. С.37
Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. –М.: ПРИОР. 1998. С. 51.
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Михеева Л. Ю. Указ. Соч. С. 80.
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Нечаева А. М. Семейное право. –М.: Юристъ. 1999. С. 303
Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних"//Вестник образования. 1999. № 8.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, N 7
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая./Под ред. Садикова О. Н. –М.: КОНТРАКТ. 1997. С. 91
Михеева Л. Ю. Указ. Соч. С. 117
Гражданское право. Ч. 1./Под ред. Илларионовой Т. И., Гонгало Б. М., Плетнева В. А. –М.: 1998. С. 72
Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
Гражданское право. Том 1./Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000. С. 110
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. N 4 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами"//Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. –М.: Юридическая литература. 1994.
Там же.















61

Нормативно-правовые материалы и другие официальные документы.
1.1. Семейный кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
1.2. Налоговый кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
1.3. Гражданский кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
1.4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
1.5. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрании законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506
1.6. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"//Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. N 19, ст. 2304
1.7. Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»//Свод законов РСФСР, том 8
1.8. Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних"//Вестник образования. 1999. № 8.

2. Специальная литература
2.1. Гражданское право. Том I./Под ред. Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004
2.2. Гражданское право. Том 1./Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000.
2.3. Гражданское право. Ч. 1./Под ред. Илларионовой Т. И., Гонгало Б. М., Плетнева В. А. –М.: 1998.
2.4. Гражданский процесс: Учебник./Под ред. проф. В.В. Яркова. - М.: Волтерс Клувер, 2004
2.5. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984
2.6. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. –М.: ПРИОР. 1998.
2.7. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей./Под общ. ред. Брагинского М. И.- М.: Фонд "Правовая культура", 1995 г.
2.8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая./Под ред. Садикова О. Н. –М.: КОНТРАКТ. 1997.
2.9. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ". 2003.
2.10. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование. –М.: Палеотип. 2002.
2.11. Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –М.: АКАЛИС. 1997.
2.12. Нечаева А. М. Семейное право. –М.: Юристъ. 1999. С. 303
2.13. Татьяна Родионова. Дети вне закона//Частная недвижимость. 2004. №10
2.14. Ю. Беспалов Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка//Российская юстиция. 2003. N 6.
2.15. Л. Панина Налогоплательщики - физические лица недееспособные и ограниченно дееспособные//Финансовая газета. 2001. N 35-36,

Опека и попечительство над

Содержание

Введение. 3

§ 1. Понятие и цели опеки и попечительства. 5

§ 2. Органы опеки и попечительства. 7

§ 3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями. 12

§ 4. Права и обязанности опекунов и попечителей. 15

Вывод. 21

Список используемой литературы.. 26


Введение


Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных постоянно

в частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже и родственники берут на себя заботу о людях, которые страдают от психических расстройств, что не удивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного. В значительной степени эта ситуация обусловлена отсутствием механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом учащихся.

Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это связано с тем, что закон более не провозглашает "борьбы с пьянством и алкоголизмом". Такие меры, практиковавшиеся в 80-е годы, как принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, обеспечивая гражданам свободу потребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотиками, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно. По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы личности, удовлетворения ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.

Узнать стоимость работы