Теория и методы обучения технологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 3030 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 07.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ВЫБОР УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕГОСЯ.
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ТИПИЧНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ОБЪЕКТ ТРУДА. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
ПЛАН УРОКА.
УРОК – КОНКУРС ПО ТЕМЕ: «ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Учащиеся в процессе работы переходят из одной мастерской в другую. Результат исследования может быть представлен в виде модели с пояснениями.
Приведем в качестве примера еще одну схему (схема 3).
В результате совместного обсуждения и создания подобных схем у учащихся вырабатывается системный взгляд на мир, они учатся выделять те области, в которых существуют проблемы, требующие решения.

Любая форма работы, любой метод, любая форма урока, выбранная мастером производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения. А именно:
Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога, в результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию на нем превращается в творческий.
Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целостное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, показать значение экологии окружающей среды.
Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обучения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.
Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интегрированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протяжении многотысячелетнего пути развития.
Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются реальные условия для повышения эффективности педагогического процесса.
Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отражение действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.
Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить процесс обучения и более полно использовать имеющиеся средства.
Все эти принципы ярко видны в построении учащимися «генеалогического дерева». Выстраивая, его ученики видят конечный результат своей деятельности, составляют по - операционную последовательность изготовления изделия, используя при этом свои знания и терминологию машинных и ручных работ.
Такое дерево можно предложить учащимся в готовом виде для выполнения практической работы по пошиву изделия, а можно дать им задание самим составить такое дерево.
При составлении использовалось групповое обсуждение, устно излагались технические условия выполнения приемов и операций.

Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют:
опережающее задание по теме;
комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опорный конспект разно-целевого назначения;
оперативное блочное повторение части изучаемого материала;
познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовленных учащихся;
специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся;
зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков производственного обучения и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять :
Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью карточек-заданий.
Фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством педагога.
Рецензирование учащимися ответов своих товарищей.
Выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), проверка их по эталонам.
Зачеты с элементами игровых ситуаций.
Письменные зачеты.
Специфика моего предмета позволяет широко применять бригадный метод. Общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов. Как показывает наблюдение ученики практически и психологически не готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии.
По этому, используя в процессе обучения бригадный метод основная задача состоит в создании микро климата близкого к производственной обстановке в ателье, мастерской.

План урока.
Урок – конкурс по теме: «Окончательная отделка изделия»

Тема раздела: «Раскрой и изготовление изделий по индивидуальным
заказам»
Методическая цель: «Совершенствовать методике организации
самостоятельной творческой работы учащихся
на уроках производственного обучения».
Тема урока: «Окончательная отделка изделия».
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по окончательной отделке изделий, знание технических условий на выполнение всех видов машинных, ручных работ.
Развивать самостоятельность, творческие способности учащихся, вовлекая в поисковую деятельность при выборе методов обработки, художественно – конструктивного решения избранной модели.
Развивать чувство ответственности за результат общего труда всех членов бригады, умение быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, самостоятельно находить решение.
Развивать способности самостоятельного видения проблемы.
Способствовать формированию эстетических взглядов учащихся с помощью вовлечения их в эстетическую оценку проектируемых моделей и художественно творческий процесс их изготовления.

Методическое обеспечение урока:
Два эталона детских платьев, четыре эскиза разновидности изделия техническая документация, плакаты «Фасоны рукавов», «Фасоны кокеток», стенд – «Виды отделок», плакаты: «Требование к влажной тепловой обработке», инструкционные карты по видам отделок, окончательна отделка изделия.

Ход урока.

Организационная часть:
Проверка присутствующих, внешний вид, готовность к работе.
Дежурство.
Вводный инструктаж.
Сообщить тему и цель урока. Ознакомить с условиями урока-конкурса.
Выбрать представителей для жюри. Ознакомить жюри с критериями оценки деятельности бригад (плакат).
I этап проведения конкурса.
Каждая бригада должна представить папку с разработанными моделями.
Из всей бригады на конкурс предоставляется одна модель: - зарисовка модели в плакате, лекала в натуральную величину и техническая документация на эту модель.
Каждой бригаде заранее дается «домашнее задание» придумать по три оригинальных вопроса для повторения пройденной темы «окончательная отделка изделий. Первая бригада задает вопросы, а другая отвечает – кто больше наберет баллов из бригад. Подведение итогов конкурса по первому этапу: жури подсчитывает баллы по ответам и определяет, какая бригада впереди.
Выдать дневное задание по теме урока всем учащимся: контроль качества изделия, выметывание петель, пришив фурнитуры, окончательная утюжка изделия, пришив пояса, различных видов отделок, маркировка, чистка от производственного мусора.
Выдать опережающее задание учащимся, справившимся с заданием урока: «работа с новым кроем», «платья - халат» в последовательности обработки изделья.
Задание бригадирам: проследить за работоспособностью всех членов коллектива (бригады).
Задание мастерам, консультантам по бригадам контролировать и оценивать качество работы с выставлением оценок.
Задание жюри по второму этапу.

К заключительному инструктажу подготовить:
Выбрать лучшую модель в бригаде.
Выбрать лучшую модель в группе.

Критерии вопросов.

Лучшее художественное решение модели.
а) в бригаде
б) в группе
Технология обработки.
а) рациональные методы обработки
б) качество
Лучшая творческая работа.

Самостоятельная работа учащихся за рабочим местом.

Текущий инструктаж.
Проверить организацию рабочего места.
Проверить соблюдение техники безопасности на рабочем месте и на утюженных рабочих местах.
Проверить по рабочим местам самостоятельность работы.
а) проверка качества изделий
б) необходимое оказание помощи при работе.
в) проверить работу оборудования
г) оказание индивидуальной помощи: проверка качества, утюжки, чистки изделия, совет и оказание взаимопомощи самих учащихся
д) оказание индивидуальной помощи учащихся опережающих свое задание
е) проверить наличие на изделиях отделки
ж) проверить чистоту рабочих мест
з) индивидуальная работа с бригадирами и контролерами
Подготовить изделия к заключительному инструктажу.
Заключительный инструктаж.
Подвести итоги работы на уроке – заслушать мастера
а) оценка всей бригады, замечания ошибки.
б) отметить лучшие работы бригады
Провести итоги урока-конкурса

Критерии оценки деятельности бригады.

Девиз бригады.
Рекламно – оригинальное название бригады.
Профессиональная компетентность при разработке документации.
Зарисовка модели и описание внешнего вида.
Характеристика ткани.
Технические условия на пошив модели.
Раскладка лекал.
Детали кроя.
Уровень конструктивного решения модели.
Оригинальность композиционного решения.
Дизайн (необычность).
Характер представления (один человек или вся бригада). Время представления 5-7 минут.
Жюри выставляет баллы.












ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Таким образом, применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой.
И так, технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.

Конструирование предмета «Технология» предполагает дальнейшую теоретическую и практическую работу по окончательному формированию концепции и путей ее реализации в процессе обучения.
Предмет «Технология» должен явить собой результат глубокого переструктурирования содержания на основе интеграции уже имеющихся предметов практического цикла и введения новых элементов. Это связано с необходимостью формирования целостных представлений о технологической картине мира, целесообразностью перехода к единой логике изучения разнопланового учебного материала, возможностью сокращения времени на изучение всего курса, иначе говоря – с созданием единой высокоэффективной методической системы, обеспечивающей экономию материалов и средств, уменьшение нагрузки преподавателей, существенное повышение качества подготовки учащихся.


ЛИТЕРАТУРА.
Акутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. Тихомирова О.К. / Под ред. Лурия А.Р. – М.: АПН СССР, 1962. – 83 с.
Вопросы методики трудового обучения / Под ред. Н.И.Калугина. – Волгоград, 1976. – 87 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
Программы средней общеобразовательной школы: Техническая графика и основы дизайна. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990. – 13 с.
Рубин А.А. Перспективные направления развития дизайна учебной техники. – М.: АПН СССР, 1990. – 35 с.
Советский энциклопедический словарь. - М. – Советская энциклопедия, 1986. – 1599 с.
Трудовая подготовка учащихся: Проблемы и перспективы. Сб.науч.тр.: / Редкол.: В.А.Поляков ( отв. ред.) и др. – М.: - Изд-во АПН СССР, 1989. – 80 с.
Трудовое начало школы: концепция трудового воспитания. 2-я ред. / П.С.Лернер, С.Д.Ахапкин и др. – М.: ВНИК «Школа», 1990. – 44 с.
Учебные планы для дифференцированного обучения учащихся 7 – 10 классов по различным направлениям общеобразовательной и трудовой подготовки. – М.: Изд-во НИИ школ МНО РСФСР, 1989. – 73 с.





















Приложение
ПРОБЛЕМА
ПЕТЛЯ ДИЗАЙНА
(первый вариант)
Осознать основную проблемную область
Выделить конкретную потребность
Записать краткое определение дизай нерской задачи
Выделить
парамет
РЫ
РЕШЕНИЕ
Исследование
Сбор фактов
Выработка идей и их обсуждение
Корректировка выхода (если необходимо и возможно)
Оценка выхода по сравнению с выделенной потребностью
Выбор и формулировка первого дизайн-предложения
Моделирование идей и их проверка
Проверка выхода
/ ^
Планирование процесса
изготовления

Принятие решения по уточненному предложению (если необходимо)
Анализ выбранных методов производства в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами. Выполнение необходимых корректировок по результатам анализа

ПЕТЛЯ ДИЗАЙНА (второй вариант)
Планирование процесса
изготовления
Детализация проблемы
Детализация радения
Исследование
Корректировка идей
Имеющиеся возможности

Наблюдение Изготовление



























































2

1.Акутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
2.Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. Тихомирова О.К. / Под ред. Лурия А.Р. – М.: АПН СССР, 1962. – 83 с.
3.Вопросы методики трудового обучения / Под ред. Н.И.Калугина. – Волгоград, 1976. – 87 с.
4.Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
5.Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
6.Программы средней общеобразовательной школы: Техническая графика и основы дизайна. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990. – 13 с.
7.Рубин А.А. Перспективные направления развития дизайна учебной техники. – М.: АПН СССР, 1990. – 35 с.
8.Советский энциклопедический словарь. - М. – Советская энциклопедия, 1986. – 1599 с.
9.Трудовая подготовка учащихся: Проблемы и перспективы. Сб.науч.тр.: / Редкол.: В.А.Поляков ( отв. ред.) и др. – М.: - Изд-во АПН СССР, 1989. – 80 с.
10.Трудовое начало школы: концепция трудового воспитания. 2-я ред. / П.С.Лернер, С.Д.Ахапкин и др. – М.: ВНИК «Школа», 1990. – 44 с.
11.Учебные планы для дифференцированного обучения учащихся 7 – 10 классов по различным направлениям общеобразовательной и трудовой подготовки. – М.: Изд-во НИИ школ МНО РСФСР, 1989. – 73 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет выбор уровня учащегося в процессе обучения технологии?

Выбор уровня учащегося в процессе обучения технологии имеет важное значение, так как это позволяет адаптировать учебный материал и методы обучения под индивидуальные особенности каждого учащегося. Каждый ученик имеет свой психофизиологический портрет, основываясь на котором можно определить его потребности и типичные эмоциональные реакции. Это позволяет более эффективно стимулировать его интерес к изучаемому материалу и достичь лучших результатов.

Какие основные потребности могут возникать у учащегося в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте у учащегося могут возникать различные потребности, такие как потребность в самореализации, социальной принадлежности, признании и уважении со стороны сверстников и взрослых, потребность в самостоятельности и самоопределении. Ответственность, независимость и свобода выбора становятся важными в этом возрасте, поэтому обучение технологии должно учитывать и удовлетворять эти потребности, чтобы мотивировать учащихся к активному участию в процессе и достижению личностного роста.

Какие типичные эмоциональные реакции могут возникать у учащихся в подростковом возрасте в процессе обучения технологии?

В подростковом возрасте у учащихся в процессе обучения технологии могут возникать различные эмоциональные реакции. Некоторые из них могут быть положительными, такими как интерес, восторг, удовлетворение от достижения успеха и самореализации. Однако также могут возникать и негативные эмоции, такие как страх неуспеха, беспомощность, разочарование, недоверие к собственным способностям. Важно сопровождать учащихся в процессе обучения, создавая поддерживающую атмосферу и мотивируя их преодолевать проблемы и стремиться к развитию.

Что такое выбор уровня учащегося?

Выбор уровня учащегося - это процесс определения оптимального уровня сложности обучения для каждого конкретного ученика. Это позволяет учителю адаптировать материалы и методы обучения под индивидуальные потребности и возможности каждого ученика.

Какие основные потребности и типичные эмоциональные реакции у подростков?

Основные потребности подростков включают потребность в самоутверждении, социальной принадлежности, автономии и значимости. Типичные эмоциональные реакции подростков могут включать эмоции такие как радость, горечь, досада, страх, тревога и т.д., в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей каждого подростка.

Каковы цели и задачи урока?

Цели урока включают развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей учащихся, формирование у них навыков самостоятельной работы и принятия решений. Задачи урока могут включать изучение нового материала, развитие навыков работы с инструментами и оборудованием, а также создание конкретного изделия или модели.

Что включает в себя объект труда?

Объект труда включает в себя конкретные материалы, инструменты и оборудование, которые учащиеся используют в процессе работы над конкретным проектом или изделием. Это может быть например дерево, металл, кожа, нитки и т.п., а также инструменты и оборудование для обработки этих материалов.

Как составить календарно-тематический план и план урока?

Календарно-тематический план составляется на основе программы по данному предмету и включает в себя распределение тем и задач на уроки в течение учебного года. План урока составляется более детально и включает последовательность этапов и задач урока, а также примерные сроки их выполнения. В плане урока также указываются методы обучения, используемые материалы и оценочные критерии.

Какие методы обучения используются для выбора уровня учащегося?

Для выбора уровня учащегося используются различные методы обучения, включая тестирование, наблюдение, анализ выполненных работ, а также индивидуальные беседы и консультации со специалистами.

Какие основные потребности и типичные эмоциональные реакции у подросткового возраста?

Основные потребности подросткового возраста включают потребности в самореализации, социальном признании, автономии и принадлежности. Типичные эмоциональные реакции могут быть разнообразными, включая эмоции страха, радости, гнева, смущения, тревоги и т. д.

Какие цели и задачи могут быть поставлены при изучении выбора уровня учащегося?

Цели и задачи изучения выбора уровня учащегося могут включать анализ психофизиологического портрета учащегося, определение его потребностей и эмоциональных реакций, разработку календарно-тематического плана и плана урока, оценку результатов работы и т. д.