Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 7777 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 07.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1.3. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
ГЛАВА II. ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
2.1. ПОНЯТИЕ ФФНР. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР.
2.2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР.
2.3. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФФНР
2.4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР.
ГЛАВА III. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
3.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
3.3.1. Исследование состояния звукопроизношения.
3.3.2. Исследование фонематического восприятия и дифференциации звуков речи.
3.3.3. Исследование сформированности фонематического анализа, синтеза, представлений.
3.4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
3.5. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
ГЛАВА IV. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
4.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1





Фрагмент для ознакомления

Игры помогают делать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Последовательность ознакомления со звуками в основном предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А. Каше (М., 1985).) Однако следует помнить, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности изучения звуков, изменения количества занятий, посвященных одному или нескольким звукам. Это обусловлено данным составом групп и характером нарушения речи у детей-логопатов в этих группах.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; г)физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий; д) даются задания на словотворчество детей; е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
В предлагаемом исследовании не ставилась цель дать конспекты занятий на все звуки. Главное — показать принципы и возможности неограниченного многообразия построения занятий.

По завершении эксперимента, мы провели сравнительный анализ, благодаря которому можно сделать обоснованные выводы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Игры, которые проводились в экспериментальной группе, приведены в приложении (Приложение 3).

3.5. Контрольный эксперимент.
Анализ результатов исследования позволил установить, что звукопроизношение страдало чаще по дизартрическому типу. Как пассивный, так и активный словарь таких детей был ограничен, нарушена ритмическая структура слова, резко ограничены понимание и употребление предлогов, местоимений. Как правило, грамматические категории у всех детей этой группы не были сформированы. Фразовая речь находилась на начальном этапе своего формирования и состояла из 2—3 слов. Эти дети редко пользовались фразовой речью, предпочитая пословную. В просодической стороне речи отмечалось нарушение силы и высоты голоса (голос слабый, плохо модулированный), речь была невнятной, малоинтонированной, невыразительной.
Речевое дыхание не было сформировано. Отличие состояло в том, что эти дети чаще произносили слова на полном выдохе или в момент вдоха.
После проведения формирующего эксперимента мы сравнили данные по двум группам.
Полученные данные мы отразили в таблице 4.
Таблица 4
Количественные данные исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений
задания Количество правильных ответов в % отнош. Исследов.фонематического анализа Экспер. гр. Контр. гр. 1.1 Определение звука М в словах 95% 77.5% 1.2 Определение звука Ч в словах 90% 77.5% 1.3 Определение гласного звука А из 87% 65% ряда,состоящего из гласи.звуков 1.4 Выделение ударного гласного из 95% 82,5% начала слова 1.5 Выделение ударного гласного 32.5% 75% изполож.после соглас.в односложных словах 2.1 Определение перв.зв.в слове 97.5% 80% 2.2 Определение послед.зв.в слове 92.5% 67.5% 2.3 Определение места звука Р в словах 95% 75% 2.4 Определение места зв.Ц в слове 97,5% 75% 2.5 Определить какой по счету звук 92/5% 62.5% Р в слове 2.6 Определение соседей звука Ш в 87.5% 47.5% словах 2.7 Определение ко-ва звуков в 85% 52.5% словах 2.8 Полный анализ слов с 80% 40% использованием материальных основ Исследов. фонематического синтеза 3.1 исследов. фонемат.синтеза на материале слов 97,5% 75% Фонематические представления 4.1 придумать слова с заданным 92.5% 67.5% звуком 4.2 Придумать слова с 4-мя звуками 87.5% 52.5% 4.3 Придумать слова с 5-ю звуками 85% 45% 4.4 Отобрать картинки в названии 90% 55% которых 5 звуков.
Из таблицы 4 видно, что в процессе исследования фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений экспериментальная группа допустила меньше ошибок, чем контрольная группа.
Так при исследовании фонематического анализа контрольная группа хуже всего справилась с заданиями 2.6 (определение соседей звука Ш в словах)- 47.5% правильных ответов.
2.8( полный анализ слов с использованием материальных основ)-40% правильных ответов. 2.7 ( определение количества звуков в словах) 52.5% правильных ответов.
При выполнении этих заданий дети, вошедшие в контрольную группу допустили следующие ошибки:
1). При определении количества звуков в словах: пропускали гласные звуки, согласные звуки, часто за один звук принимали целый слог (в словах шапка, крышка, черемуха принимались за звук слоги: (КА, ША, ХА.)
2).при определении соседей звука Ш в словах: путались понятия «перед», «после», несмотря на то, что эти понятия уточнялись перед заданием. В словах: смешно, солнышко, слышно- дети не определяли гласный звук перед звуком Ш.
3). При выполнении полного анализа слов с использованием материальных основ, допускались следующие ошибки: пропуска гласных, пропуск согласных, путали гласные и согласные, пропускали слоги.
При исследовании фонематического синтеза контрольная группа также допустила больше ошибок, чем экспериментальная (75%) .

При выполнении заданий по исследованию фонематического синтеза в контрольной группе большое количество ошибок приходилось на слова: алфавит, площадь, тьма, звук. Дети затруднялись назвать слово или называли неправильно.
При выполнении заданий на исследование фонематических представлений контрольной группой были допущены следующие ошибки:
- выполнение задания растягивались дольше отведенного времени;
- часто дети придумывали лишь 1 слово;
- при придумывании слова с заданным количеством звуков не учитывалось это количество (слово или с большим количеством звуков, или с меньшим).
- при раскладывании картинок, в названии которых 5 звуков, также неточно определилось количество звуков. Так к нужным картинкам дети относили картинки: машинка, чайник, волк.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы видим, что в экспериментальной группе, после проведения коррекционных занятий, у детей в процессе работы формируются следующие умения и навыки:
Развитие речевой функциональной системы:
- формирование смыслоразличительной способности языка на материале звукоподражаний;
- вызывание подражательной речевой деятельности детей в форме любых звуковых проявлений; узнавание, выделение звукоподражания из ряда звукоподражаний;
- развитие навыка дифференциации на материале из двух звукоподражаний;
- расширение объема понимания речи: расширение объема понимания предметного словаря, расширение объема понимания глагольного словаря; словаря наречий; расширение объема понимания вопросов;


- формирование слогоритмической структуры слов на материале открытых слогов; выделение ударного слога голосом и более сильным хлопком;
- развитие речедвигательных координации на материале открытых слогов;
- формирование интонационно-ритмических дифференцировок на мате риале абрисов длинных и коротких слов.




























ГЛАВА IV. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
4.1. Рекомендации для родителей.

Так как речь ребенка развивается путем подражание речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы, посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.
Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:
- обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
- каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

4.2. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата.

Целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется б— 8 раз.
— «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.
«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
«Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык глубь рта.
«Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т], [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.
«Фокус»: рот приоткрыт, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения является формирование речевого дыхания.

4.3. Организация работы по развитию речевого дыхания.
Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 мин.) дыхательные упражнения и игры:
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР- органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.
Дыхательная гимнастика.
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раз).
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5—6 раз).
Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи в дошкольном возрасте имеет большую пропедевтическую значимость для нормализации речевого развития и речевого поведения, отклонении в гармоническом формировании личности. Определение направлений и содержание коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего и формирующего экспериментов была направлена на изучение речевых и неречевых процессов.
Проведённое исследование включило в себя следующие разделы:
исследование звукопроизношения;
исследование фонематического анализа, синтеза, представлений;
формирующий и контрольный эксперименты.
С целью уточнения механизмов недоразвития фонетико-фонематического недоразвития речи и выявления взаимосвязи между речевыми и неречевыми психическим процессами, лежащими в основе речевого дефекта, был проведён анализ состояния ряда речевых и неречевых процессов при ФФНР у детей дошкольного возраста.

В ходе формирующего эксперимента было установлено, что все разделы по коррекционной работы взаимосвязаны.
Параллельно идёт развитие речевой функциональной системы, артикуляционной моторики, ручной моторики, двигательной сферы.
Данное исследование позволяет более чётко выявить взаимосвязи между речевыми и неречевыми процессами, что даёт возможность уточнить механизмы речевого дефекта и определить направления логопедической работы.
Таким образом, при правильно организованной работе воспитателя в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи формирование навыков звукопроизношения протекает более эффективно.
Чем раньше начнётся коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков.
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появляться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Данное исследование позволяет надёжно диагностировать фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.
Также была разработана методика профилактики нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Даны рекомендации для родителей. Уделяется внимание на организацию работы по развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Следовательно, практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные могут быть использованы для дифференциальной диагностики и коррекции речевого нарушения у детей дошкольного возраста, а также для помощи в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений.


ЛИТЕРАТУРА
Аханькова Е. Учим детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию. // Дошкольное воспитание. – 2002 - № 2. – С. 33 - 34.
. 2. Водолеев А. А. Психология общения. — М., 1996. — 255 с.
3. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с мотор ной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 55-64.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 144 с.
5. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 - 16.
6. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1968. — № 8. - С. 63 - 67.
7. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи: Логопедическая фантазия на тему русских народных сказок / Выпуск 1. СПб. : Знание, 2000. – 104 с.
8. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5. - С.17.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 88 – 104.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков Р, Р' у детей. IV альбом. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
11. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 128 с.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном –Пресс», 1999. – 136 с.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М., 2001. – 16 с.
14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997. — 383 с.
15. Майорова А.С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центр - полиграф, 2003. – 111 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др. // Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
Парамонова Л.Г. Логопедия для свех // Л.Г. Парамонова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 333 с.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звууков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 288 с.
20. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. - № 1. - С. 62-67.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 73 – 80.

Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250.
Юртайкин В., Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С.37 – 43.
24. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста // Становление речи и усвоение языка ребёнком. – М., 1985. - С. 33 – 46.
25. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко - буквенного состава слова. / / Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 61 –73.














Приложение 1
Инструкция: повторяй за мной слова:
собака — маска — нос;
сено — василек — высь;
замок — коза;
зима — магазин;
цапля — овца — палец;
шуба — кошка — камыш;
жук — ножи;
щука — вещи — лещ;
чайка — очки — ночь;
рыба — корова — топор;
река — варенье — дверь;
лампа — молоко — пол;
лето — колесо — соль.
Приложение 2
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение
ба — па — па — ба —
са — за — за — са —
жа — ща — ща — жа —
са — ша — ша — са —
ла — ра — ра — ла
ма — на — ма — на — ма — на —
да — ша — да — та — да — та —
га — ка — га — ка — га — ка —

за — са — за — са — за — са —
жа — ша — жа — ша — жа — ша —
са — ша — са — ша — са — ша —
ца — са — ца — са — ца — са —
ча— тя — ча — тя — ча — тя —
ра — ла — ра — ла — ра — ла —

Приложение 3
Звук и буква а. Путешествие в Красный замок.
Звук и буква у. У нас в гостях кукла Уля.
Звук и буква и. Наши гости Ия и Иван.
Звуки п, п' и буква п. У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок
Звуки к, к' и буква к. Домашние животные.
Звук и буква о. Едем в отпуск к бабушке Оле и дедушке Осипу.
Звуки н, н' и буква н. Три поросенка.
Звуки м, м' и буква м. Семья.
Звуки м, м'. Три медведя.
Звук л'. Прогулка в лесу.
Звуки х, х'. Хомяк-хвастун.
Звук и буква й. Похищение буквы й Бабой Ягой.
Звуки л', й. Как зайка друзей искал.
Звук ы и буква ы. Наш гость Пых.
Звук и буква э. Экскурсия.
Звуки б, б' и буква б. Клоуны Бим и Бом.
Звуки п, б. Приключения охотника Пульки и собаки Бульки.
Звуки п, п', б, б' Пик и Бим в плену у Бармалея.
Звук и буква т. В гостях у медвежонка Топа.
Звук т' Утенок Тим и его друзья.
Звуки д, д' и буква дНаши друзья —Домовой и Домовенок.
Звуки а, у, и, э, о, ы. Лесная школа.
Звуки г, г' и буква г. У нас в гостях гномы Гога и Гена.
Звук с 1. Незнайка покупает посуду.
Звук с. 2. Экскурсия в Москву.
Звуки с, с'.1. Полет на Марс.
Звуки с, с'. 2. Саша и снеговик.
Звук и буква з. В гостях у Зои..
Звуки з, з' и буква з. Полет на звездолете.
Звуки з, з' Зима.
Звуки с, с', з, з' У нас в гостях Бабушка-Загадушка.
Звуки в, в' и буква в. Похищение буквы в'.
Звуки ф, ф' и буква ф. Незнайка-фотограф.
Звук и буква ш. День рождения куклы Маши.
Звук ш. Приключения Зайчишки-Трусишки.
Дифференциация звуков с,ш. Приключения звуков с, ш.
Звук и буква ж. Страна Жужжандия.
Ззуки ш, ж. Как Женя и Даша искали Пушка и Джека.
Звуки з, ж. Лесная школа.
Звуки с, ш, з, ж. 1. Путешествие на воздушном шаре .
Звуки с, ш, з, ж. 2. Непослушный Зайчонок.
Звук и буква л. Путешествие в Голубую страну.
Звук л. Золушка.
Звуки л, л'.1. Наш гость — инопланетянин.
Звуки л, л'.2. Клад кота Леопольда.
Звуки л, л'.3. Приключения Колобка.
Звук и буква р. Как звук р к нам попал.
Звук р, Путешествие в Санкт-Петербург.
Звуки р, р.1. Поездка в Простоквашино.
Звуки р, р' 2. Птицы.
Звуки р, р' 3. Поездка на дачу.
Звуки р, р', л, л' 1. Путешествие по Северу.
Звуки р,р', л, л'. 2. Мы — туристы.
Звук и буква ц. Цыпленок Цып.
Звук и буква ц. В горнице.
Звук ч. Почтальон Печкин принес посылку.
Звук ч. Наш гость Чипполино.
Дифференциация звуков ч, т'.
Звук и буква щ. Вместе с Незнайкой.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.
Все детали игр изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук и несколько картинок с любым другим звуком. Картинки можно вырезать из старых списанных учебников для начальной школы.
«Построй домик»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7—14 штук) и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например [л] — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

«Собери цветочек»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: Собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
«Солнышко»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в названиях выбранных картинок.
«Собери яблочки»
Цель игры: закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в названии, а в корзину собачки — яблочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».
«Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы — «елочные шары» с наклеенными предметными картинками.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком в названии, прикрепляя игрушки с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
«Напои куклу чаем»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная — она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
«Кукла наряжается»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в ее названии.
«Украсим комнату флажками»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с картинками на заданный звук. Koгда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
«Собери бусы»
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми: один ребёнок собирает бусы с одного конца, другой — с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагав детям собрать бусы, выбирая из них те, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.
«Паровоз»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: логопед предлагает ребенку составить паровозик, выбирая только те вагончики,
названии картинок которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.
«Разложи елочки»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на елочки разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку разложить елочки в порядке убывания - от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
Далее игры усложняются. Не забывая о том, что основная задача — автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры вносится элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты хорошо известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
«Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которые наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.
«Веселые матрешки»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
«Сложи снежинку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

«Подбери фигуры»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются отверстия-фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть, например, только треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например «л», и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «Украсим кофточку».
Все эти упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а,следовательно, повысится и эффективность работы.
Данные игры можно использовать и на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с увлечением играют, соревнуясь командах, что дополнительно повышает интерес к занятию.
Чтобы лучше понять, как можно использовать данные игры, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Тема: Звуки [3], [3'], буква 3
Цель:
Познакомить с оппозиционными по твердости—мягкость: звуками [з-з'], учить различат: их, закрепить умение характеризовать звуки, учить выполнят: звуко-слоговой анализ слова, познакомить с буквой «з», закрепить навык чтения и письма.
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
— Воспитывать умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.
Предварительная работа: повторение сказки «Золушка».
Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква «з», игра «Укрась платье», карандаши, картина «Зима», схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, игра «Зашифрованное слово».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед загадывает детям загадку: «Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще она потеряла хрустальный башмачок». (Педагог показывает детям игрушку — Золушку в платье с заплатами.)
Психогимнастика
Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем педагог просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.
Определение темы занятия Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в этих словах звук [з']. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками они будут знакомиться сегодня и какие звуки будут им помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з], [з']).
Характеристика звуков
Логопед сообщает следующее задание злой мачехи, просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з], [з']. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо.) Какая фишка нужна для обозначения этого звука? (Синяя.) Какая мягкая пара у звука [з]? Какая фишка нужна для обозначения этого звука? (Зеленая.) Почему?
Знакомство с буквой
Педагог знакомит детей с буквой «з». Читает четверостишие:
«На эту букву посмотри: она совсем как цифра... три».
На что еще похожа буква «з»? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
Физминутка. Игра «Наоборот»
Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру «Наоборот». Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, — мягкий, если он называет мягкий, дети — твердый. Например «за — зя». Игра «Укрась платье» Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з].) А на платье сестры Разини? ([з'].)
Для того чтобы выполнить быстрее это задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

























71

1.Аханькова Е. Учим детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию. // Дошкольное воспитание. – 2002 - № 2. – С. 33 - 34.
. 2. Водолеев А. А. Психология общения. — М., 1996. — 255 с.
3. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с мотор¬
ной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 55-64.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 144 с.
5. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой
патологией//Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 - 16.
6. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников //Дошколь¬ное воспитание. — 1968. — № 8. - С. 63 - 67.
7. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи: Логопедическая фантазия на тему русских народных сказок / Выпуск 1. СПб. : Знание, 2000. – 104 с.
8. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5. - С.17.
9.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 88 – 104.
10.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков Р, Р' у детей. IV альбом. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
11. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 128 с.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном –Пресс», 1999. – 136 с.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М., 2001. – 16 с.
14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997. — 383 с.
15. Майорова А.С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центр - полиграф, 2003. – 111 с.
16.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др. // Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
17.Парамонова Л.Г. Логопедия для свех // Л.Г. Парамонова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 333 с.
18.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звууков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
19. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 288 с.
20. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности де¬тей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. - № 1. -
С. 62-67.
21.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 73 – 80.

22.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем не¬доразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250.
23.Юртайкин В., Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С.37 – 43.
24. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста // Становление речи и усвоение языка ребёнком. – М., 1985. - С. 33 – 46.
25. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко - буквенного состава слова. / / Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 61 –73.

Вопрос-ответ:

Какие особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста могут иметь некоторые особенности в звукопроизношении, такие как замена, искажение или исключение определенных звуков, а также неправильная интонация и ритм речи.

Какими методиками можно формировать правильное звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методики, такие как артикуляционные упражнения, игры с звуками, слуховые тренировки, моделирование правильного произношения и т.д.

Какая методическая литература существует по формированию правильного произношения у детей?

Существует разнообразная методическая литература по формированию правильного произношения у детей, в которой описаны различные упражнения, игры и подходы к работе с звукопроизношением. Эта литература может быть полезной для специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Какие основные этапы есть в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста?

Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста может включать следующие этапы: диагностика звукопроизношения, подбор методик и упражнений, систематические занятия, контроль и коррекция процесса, мотивация и поощрение ребенка.

Какие особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?

Дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут иметь особенности в звукопроизношении, такие как ошибки в артикуляции звуков, замена звуков на другие, искажение звуков, а также неправильный ритм и интонация речи.

Какие особенности звукопроизношения присущи детям старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста могут иметь различные особенности звукопроизношения, такие как замена одних звуков другими, искажение, пропуск или добавление звуков в словах.

Какую методику можно использовать для формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методики, такие как артикуляционная гимнастика, игры с звуками, слуховые тренировки и др.

Какие особенности звукопроизношения нужно учитывать при работе с детьми старшего дошкольного возраста?

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности звукопроизношения, такие как аномалии артикуляционного аппарата, сниженная слуховая чувствительность и другие физиологические особенности, которые могут влиять на формирование правильного звукопроизношения.

Какие методы формирования правильного звукопроизношения рекомендуется использовать при работе с детьми старшего дошкольного возраста?

При работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать методы, такие как звуко-сенсорная анализация, метро-сенсорика, логоритмика, тренинг слухопроизношения и др. Эти методы помогут развить слуховую и артикуляционную компетенции у детей и сформировать правильное звукопроизношение.

Какая методическая литература существует по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста?

Существует разнообразная методическая литература по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. В ней описаны различные методы и приемы для работы с детьми, а также содержатся рекомендации и практические материалы для проведения занятий.