Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры в Москве.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 8181 страница
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 14.05.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического образования и просвещения
1.1. Понятие экологического образования и просвещения
1.2. Особенности экологической культуры и методы её формирования
Глава 2. Формирования экологической культуры через образования и просвещения
2.1. Экологический компонент в базовом (дошкольном, школьном, высшем) образовании
2.2. Сеть специализированных учреждений экологического образования
2.2.1. Экоцентры
2.2.2. Просветительская деятельность особо охраняемых природных территорий
2.2.3. Другие учреждения
2.3. Управление экологическим образованием
2.4. Социологический опрос населения, как метод получения экологической информации
Глава3. Рекомендации по совершенствованию экологического образования и просвещения в г. Москве
3.1. Рекомендации по совершенствованию экологического образования
3.2. Рекомендации по формированию экологической культуры
Заключение
Список использованных источников




Фрагмент для ознакомления

Этот механизм будет эффективен, например, для пропаганды системы маркировки энергоэффективных товаров народного потребления.
Одной из эффективных техник пропагандистского воздействия на большие группы людей является создание (инициирование) т.н. информационной волны. Пропагандистская акция проводится таким образом, что заставляет большое количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения. Основная цель использования этого приема заключается в создании т.н. «вторичной информационной волны» на уровне межличностного общения - для инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов, т.е. использования медиаторов. Все это позволяет многократно усилить мощь информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.
Пусковым механизмом («инцидентом») информационной волны могут быть самые разные события. В современной практике мы являемся свидетелями многочисленных форм ее создания, например, проведение розыгрыша призов, вручение приза, викторина, конкурс, награждение, торжественное подписание документа, открытие чего-либо, происшествие с известным человеком, скандал, назревшая проблема. Например, это могут быть решения суда:
- о принудительном проникновении в квартиру жилищной инспекцией для констатации факта переделки системы отопления и ГВС (самовольный монтаж теплых полов);
- об устранении переделок за счет жильца и т.п.
Нельзя сказать, что пропаганда позволяет убедить большинство людей в чем угодно. Часто она не может диктовать людям то, как надо думать. Однако массированные пропагандистские кампании в СМИ вполне способны диктовать нам то, о чем следует думать, навязать аудитории «правильную» повестку дня для обсуждения. Создание проблемы - это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям. Ведь событие и его освещение в СМИ - совсем не одно и то же. СМИ могут «не заметить» какое-то событие или, наоборот, придать ему исключительную важность, независимо от его действительной значимости для общества.
Еще в 1980-х годах психологи в ходе своих научных изысканий показали, что после недели просмотра специально отредактированных программ новостей большинство испытуемых выходили из эксперимента убежденными в том, что проблему-мишень, получившую обширное освещение в просмотренных ими программах, для страны очень важно разрешить в первую очередь.
Один из самых эффективных способов пропаганды - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения рекламного ролика или назойливой песенки.
Проведено огромное количество исследований с целью выяснить характеристики повторяющихся сообщений, обеспечивающие запоминание. Обнаружено наличие критической временной величины: целостное сообщение должно укладываться в промежуток от 4 до 10 секунд. Чтобы воспринять сообщение, которое не вмещается в 8-10 секунд, человек уже должен сделать усилие, и мало кто его хочет делать. Такое сообщение просто отбрасывается памятью.
Поэтому квалифицированные редакторы телепередач доводят текст до примитива, часто выбрасывая из него логику и связный смысл, заменяя их ассоциациями и игрой слов.
Например, энергорасточительство в глазах общественности надо искусственно привязывать к чему-то такому, что воспринимается массовым сознанием как очень плохое, например, как отсутствие патриотизма, загрязнение общегородской среды обитания или следствие противозаконных действий. И наоборот, энергосбережение связывать с чистым воздухом, социальной защищенностью бедных слоев, надежностью энергоснабжения. Для этой цели могут широко использоваться метафоры.
Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий. Именно здесь-то и скрыт пропагандистский прием, заключающийся в том, что соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления сущности проблем прибегать к ассоциациям и аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям.
Поэтическая метафора создает в воображении красочный образ, а он оказывает стойкий эффект. Переубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная метафора, бывает очень трудно. В Европе, например, используют термины «зеленый сертификат», что создает устойчивую ассоциацию у плательщиков налогов, что они делают вклад в экологическую чистоту энергии и своей среды обитания.
Существуют и другие факторы ассоциативной привязки к объекту. Например, такой фактор, как аварийные отключения электроэнергии - следствие использования электрообогревателей, и они же причина больших счетов за электроэнергию.
Еще один метод воздействия - социальное одобрение - один из психологических автопилотов. Согласно этому принципу мы определяем, что является хорошим и правильным, наблюдая, что считают хорошим и правильным другие люди. Действия тех, кто нас окружает, во многом определяют наше мнение и поведение. Когда множество людей делает одно и то же, мы готовы допустить, что, возможно, они знают нечто такое, чего не знаем мы. А значит, следует побыстрее присоединиться к большинству, чтобы не остаться в дураках. Главную роль в нашем мышлении начинает играть стадный менталитет.
Вариантом социального одобрения выступает т.н. рейтингование - публикация социологических рейтингов с целью убедить нас, что определенные идеи разделяет большинство населения (или наоборот - не одобряет определенные действия).
Социологические опросы чаще всего являются лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, т.е. разновидностью пропаганды. Вопросы формулируются таким образом, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на ту или иную проблему. Они направляют ход размышлений в конкретном направлении. Психологи давно установили, что публикация результатов социологических исследований влияет на общественное мнение. От 10 до 25% людей руководствуются рейтингами при выборе чего-либо. Здесь срабатывает психологический феномен, свойственный среднестатистическому обывателю, - желание быть «как все». Этот механизм так же применим для продвижения маркировки товаров, продвижения конкретного энергосберегающего оборудования (например, энергосберегающих ламп), причем воздействие может осуществляться как на отдельных людей, так и на группы (управляющие компании, ЖСК, ТЖС и т.д.).
Люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого его сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий. Это установили многочисленные психологические эксперименты. Иллюзия участия в дискуссии по какой-либо актуальной проблеме приводит к большему изменению мнений и установок, нежели простое пассивное восприятие информации. Для того, чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия и комплекса «безучастности адресата», современными СМИ практикуются способы так называемой «обратной связи» в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос, интерактивное голосование и др., что призвано создать у массовой аудитории иллюзию участия в информационном процессе.

3.2. Рекомендации по формированию экологической культуры
Таким образом, можно отметить следующие пути решения проблемы управления экологическим образованием:
1. Состояние окружающей среды в Москве в последние годы, по мнению большинства горожан, продолжает ухудшаться.
2. На протяжении последних пяти-семи лет практически не меняется перечень наиболее острых экологических проблем, более всего тревожащих население города. Это, прежде всего, плохое состояние атмосферного воздуха, загрязненность Москвы-реки и ее притоков, качество питьевой воды, антисанитарное состояние дворов и улиц.
3. Мнение горожан по вопросу качества питьевой воды разделилось практически поровну: 43% опрошенных считают качество воды в целом нормальное и 40% - не очень хорошее. Особо следует отметить, что 13% оценивают "свою" воду как очень плохую. Столь разное отношение населения к качеству получаемой воды обусловливается в первую очередь местом проживания людей. Для конкретного выявления районов с плохим качеством воды требуется проведение дополнительного опроса.
4. Состояние окружающей среды в городе в значительной степени влияет на здоровье населения. Значительная часть москвичей - 42% опрошенных - убеждена в том, что состояние окружающей среды сильно подрывает их здоровье. Более всего горожане плохо переносят вредные примеси в воздухе. Каждый пятый опрошенный плохо себя чувствует в метро. Опрошенные указали на отрицательное влияние парковки машин возле жилых домов, грязи возле домов, в подъездах, уничтожение зеленых насаждений и др. В целом же почти 70% респондентов считают, что в городе они чувствуют себя значительно хуже, чем за городом.
Москвичи считают, что грязь в городе во многом и по вине самих горожан, что население пассивно относятся к охране природы.
В целом большинство опрошенных высказали положительное отношение к предложению ввести, где это можно, образовательные и просветительские программы по проблемам экологии.
Эффективная реализация продуманной городской политики по сохранению экологически значимых объектов (зеленых зон), ликвидации очагов загрязнения, осуществление жесткого контроля за новыми проектами застройки и т.д. невозможны без полной и достоверной информации об отношении населения ко всем вопросам экологии города, без обратной связи с ним.
В основном москвичи считают, что это надо прежде всего сделать в учебных заведениях. Только 9% опрошенных высказали свое несогласие с этим. Много горожан (63%) за то, чтобы по телевидению и радио регулярно транслировались бы образовательные и просветительные программы по экологии, чтобы в газетах этому были бы посвящены постоянные рубрики. Значительно меньшее количество опрошенных считают полезным вести просветительскую работу через листовки, плакаты.
Приоритетными для города являются следующие взаимосвязанные блоки проблем:
разработка городского стандарта на квалификацию педагога-эколога на основе государственного образовательного стандарта;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования;
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования;
распространение в учебных и социальных заведениях города экологической литературы и выпуск городского периодического экологического издания для населения;
объединение школьных и студенческих коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, района, города;
совершенствование системы и качества экологического образования;
организация системы информационной поддержки экологического образования, привлечение внимания общественности к этой тематике;
создание информационного банка по экологическому образованию, включающего авторские программы по экологии, учебно-методическую литературу, нормативные документы.
Экономический механизм в области формирования экологической культуры направлен на стимулирование экологически ответственного поведения в процессах производственной деятельности, в местах проживания и отдыха населения.
В процессе производственной деятельности стимулирование экологически ответственного поведения включает:
льготное налогообложение при выпуске экологически сертифицированной продукции;
льготное налогообложение при внедрении малоотходных технологий и соблюдении экологической культуры производства;
организацию городских конкурсов с вручением денежных премий за внедрение малоотходных технологий и соблюдение экологической культуры производства;
льготное налогообложение и другие формы стимулирования для предприятий и организаций, занимающихся спонсорской деятельностью, а также финансирующих работы по улучшению природной среды.
В целях разработки и совершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с положениями главы 1 Конституции Российской Федерации (статьи 2, 7, 9, 42), Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на региональном уровне могут быть приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, усиление ответственности за экологические правонарушения.
В сфере государственного управления в области формирования экологической культуры необходимо осуществить:
четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
создание координационного общественного совета по вопросам формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения;
разработку и внедрение системы показателей - количественных критериев эффективности проводимой исполнительными органами государственной власти города политики;
привлечение руководителей исполнительных органов государственной власти, рядовых сотрудников к мероприятиям по формированию экологической культуры.
В идейно-нравственной сфере целесообразно:
пропагандировать принципы устойчивого развития как основу стратегии коэволюционного развития общества в гармонии с окружающей средой;
создавать образ жителя города как человека с высоким уровнем экологической культуры;
формировать экологически ответственное поведение населения города как нравственную норму жизнедеятельности.
В системе экологического образования целесообразно:
включить в образовательные программы всех этапов системы непрерывного образования (от детского сада до последипломного образования) модульные программы экологической направленности;
ввести в учебный план общеобразовательной школы (9-11-е классы) обязательный предмет "Экология" за счет регионального компонента;
использовать эколого-образовательные и социально-экологические проекты и программы в системе формального и неформального образования для привлечения интереса подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей;
создать эколого-образовательные и просветительные центры на базе ведущих высших учебных заведений, Домов творчества юных, школ, лицеев, гимназий экологического профиля, общественных организаций, особо охраняемых природных территорий, крупных промышленных предприятий;
организовывать выезды различных категорий населения на природу путем организации программы "Экологический автобус" (при каждом координационном эколого-просветительном центре).

Заключение
На основе рассмотренного материала можно сделать ряд выводов об экологическом образовании и просвещении, формировании экологической культуры в Москве.
Под экологической культурой понимают совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Именно поэтому мы эксплицировали определение экологической культуры как способа творческой деятельности, направленной на воссоздание и создание, передачу ценностей, смыслов и знаков в отношениях системы «человек – природа – общество».
Экологическая культура отражает отношение общества к природе. В экологической культуре общества формируется система взглядов на проблемы взаимодействия общества и природы. Кроме того, экологическая культура является в некоторой степени мерой развития общества.
Фундаментальными принципами экологической культуры являются:
культ биосферы, жизни и человек в противовес культу техники.
защита человека – как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника, защита человека от него самого и его научно-технических достижений, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического содержания.
Важно показать, что сегодня пришло время формировать экологические ценности, экологическое сознание, экологическую этику, в процессе становления этих взаимодействующих составляющих экологической культуры формируется природолюбивый человек. Сегодня формируется подход, с позиции которого экологизация общественного сознания инициирует становление экологического сознания, само же экологическое сознание рассматривается как существеннейшая составляющая экологической культуры, и лишь посредством уяснения процесса формирования экологического сознания возможно получить в высшей мере результативный диалог общества и природы.
Формирование экологической культуры происходит через привлечение каждого к решению экологических проблем, что достигается через экологическое образование.
Таким образом, экокультура базируется на принципах главенства биосферы и органичном существовании человека в ней.
Экологическое образование, просвещение и экологическая культура являются важной частью управления экологической ситуацией. В Москве принята программа «Охрана окружающей среды» на 2012–2016 годы, содержащая подпрограмму «Экологическое образование и просвещение, повышение уровня экологической культуры населения».
В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов экологического посвящения и образования.
Для получения более подробной информации об общественном мнении относительно экологических проблем города был проведен социологический опрос жителей.
На основании проведенного опрос абыли получены следующие результаты:
1. Состояние окружающей среды в Москве в последние годы, по мнению большинства горожан, продолжает ухудшаться.
2. На протяжении последних пяти-семи лет практически не меняется перечень наиболее острых экологических проблем, более всего тревожащих население города. Это, прежде всего, плохое состояние атмосферного воздуха, загрязненность Москвы-реки и ее притоков, качество питьевой воды, антисанитарное состояние дворов и улиц.
3. Мнение горожан по вопросу качества питьевой воды разделилось практически поровну: 43% опрошенных считают качество воды в целом нормальное и 40% - не очень хорошее. Особо следует отметить, что 13% оценивают "свою" воду как очень плохую. Столь разное отношение населения к качеству получаемой воды обусловливается в первую очередь местом проживания людей. Для конкретного выявления районов с плохим качеством воды требуется проведение дополнительного опроса.
4. Состояние окружающей среды в городе в значительной степени влияет на здоровье населения. Значительная часть москвичей - 42% опрошенных - убеждена в том, что состояние окружающей среды сильно подрывает их здоровье. Более всего горожане плохо переносят вредные примеси в воздухе. Каждый пятый опрошенный плохо себя чувствует в метро. Опрошенные указали на отрицательное влияние парковки машин возле жилых домов, грязи возле домов, в подъездах, уничтожение зеленых насаждений и др. В целом же почти 70% респондентов считают, что в городе они чувствуют себя значительно хуже, чем за городом.
Москвичи считают, что грязь в городе во многом и по вине самих горожан, что население пассивно относятся к охране природы.
В целом большинство опрошенных высказали положительное отношение к предложению ввести, где это можно, образовательные и просветительские программы по проблемам экологии.
Эффективная реализация продуманной городской политики по сохранению экологически значимых объектов (зеленых зон), ликвидации очагов загрязнения, осуществление жесткого контроля за новыми проектами застройки и т.д. невозможны без полной и достоверной информации об отношении населения ко всем вопросам экологии города, без обратной связи с ним.
В основном москвичи считают, что это надо прежде всего сделать в учебных заведениях. Только 9% опрошенных высказали свое несогласие с этим. Много горожан (63%) за то, чтобы по телевидению и радио регулярно транслировались бы образовательные и просветительные программы по экологии, чтобы в газетах этому были бы посвящены постоянные рубрики. Значительно меньшее количество опрошенных считают полезным вести просветительскую работу через листовки, плакаты.
С целью реализации приоритетных направлений развития экологического образования и просвещения, формирование экологической культуры населения, которые определены законодательными и нормативно-правовыми актами федерального значения, необходима разработка и создание нормативно-правовых актов органами местного самоуправления, а также создание нормативно-методической базы образовательных учреждений, учреждений культуры, природоохранными учреждениями и другими структурами. Это позволит создать эффективный механизм управления системой непрерывного экологического образования, скоординировать деятельность различных региональных организаций и в будущем обеспечить экологически сбалансированное ведение производственно-хозяйственной деятельности новым поколением
Основные направления формирования экологической культуры в городе Москве:
• совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров);
• развитие эколого-просветительской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых;
• оказание поддержки образовательным и детским общественным организациям, ведущим активную работу в экологической сфере;
• привлечение общественных объединений и иных некоммерческих экологических организаций к решению актуальных экологических проблем города Москвы;
• проведение общегородских массовых экологических мероприятий, направленных на привлечение внимания населения города Москвы к вопросам охраны окружающей среды и обеспечению безопасности жизнедеятельности;
• дальнейшее развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев и других учреждений культуры;
• развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
• освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;
• увеличение объема издаваемой специализированной эколого-ориентированной литературы, журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике;
• создание и поддержание электронного портала Департамента и сайтов дирекций ООПТ по актуальным вопросам охраны окружающей среды.


Список использованных источников
Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»
Закон г. Москвы от 20.10.04 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве»
Закон г. Москвы от 11.06.03 г. № 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве»
Закон г. Москвы от 04.07.07 г. № 31 «О городских почвах»
Закон Москвы "О промышленности города Москвы" http://www.mos.ru/wps/portal
Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2000г. № 738 Основные положения промышленной политики на 2001–2003 годы, принципы формирования, состав и структура комплексной программы промышленной деятельности в Москве основные положения промышленной политики г.Москвы на 2001–2003гг.
Балацкий О.Ф.Теоретические и практические вопросы определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Киев: Знание, 1982. 15 с.
Бондарчук Е.А. Адаптация методологии оценки риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды. Муниципалитет. Спецвыпуск. Экология городов, № 11-12, 1998, с.40-
Государственное учреждение Московский центр по гидромеорологии и мониторингу окружающей среды http://ecomos.ru/kadr22/sostojanieZagrOSgod.asp
Гревцов Ю.И., Социология//Курс лекций, М: Юридический центр, 2004
Доклад о состоянии окружающей среды в Москве за 2008 г.
Заитова М.А., Бодня М.С. Экологическое образование в системе государственной экологической политики// Вопросы управления в социально-экономических процессах и информационной среде. Сборник статей. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006 – с. 131-136.
Ильичева М.В. Методы оценки экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды //Известия Челябинского научного центра, вып. 3 (29), 2005 Статья поступила 1 ноября 2005 г.
Кин С. Международный опыт определения приоритетных проблем в области воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Управление окружающей средой. Информационный бюллетень, №5, Москва, 1997, с.64-70.
Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 2008. - С. 316.
Мангасарян В.Н. Экологическая культура общества / В.Н. Мангасарян; Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2009. – 112 с.
Методика оценки убытков, вызываемых загрязнением, захламлением и деградаций земель на территории Москвы распоряжение Мэра Москвы от 27 июля 1999 г. № 801-РМ
Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2008. - № 3. - С. 5-9
Протасов, В. Ф. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели : учеб. и справ. пособие / В. Ф. Протасов, А. С. Матвеев. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 56.
Собгайда Н. А. Методы экологического мониторнга: Учеб. пособие / Н. А. Собгайда, Г. А. Распопова. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. — 79 с
Симоненко Н. И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 63–67
Социология / Под ред. Кравченко А.И., М: Академия, 2004
Справочник по свойствам, методам анализа и очистки H2O – часть I. Под ред. А.Т.Пилипенко. Киев: Наукова Думка, 1980
Цыцура А.А. и др. Комплексная оценка качества атмосферы промышленных городов Оренбургской области – Оренбург, 1999. – гл.6. – С.129–146
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 2009
Экологический мониторинг Москвы http://ecomonitoring.report.ru/_5FolderID_2943_.html
Экологический мониторинг http://www.ecolife.org.ua/education/apress/monitor/gl1.php
Экология Москвы. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/ekolog.htm
Москвоведение. География Москвы и Московской области, под ред. А. И. Алексеева и др., М., 1994
Московский столичный регион, М., 1988
Мячкова Н. А., Сорокина В. Н., Климат Московской области, М., 1991
Общегеографический атлас «Москва. Московская область», ВТУ ГШ, 439 ЦЭВКФ, Москва, 2000
Экологические исследования в Москве и Московской области. Состояние растительного покрова. Охрана природы, М., 1992
Лисов В. И. Экономика Москвы и подготовка квалифицированных кадров, М, Научная книга, 2001.
Сайт почвенного факультета МГУ им.М.В.Ломоносова www.ecomo.ru/template/Default/images/maps/pochv_b.gif
Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года Москомархитектура http://www.mka.mos.ru/genplan/main/index.htm
Градообразующие отрасли столицы Центр Стратегических Инноваций Факультета Государственного Управления МГУ, 2006 http://ristr.spa.msu.ru/stats_city/stats_grad.php
ГПУ "Мосэкомониторинг" http://www.mosecom.ru/about/mosecom/
Экологический мониторинг http://www.ecolife.org.ua/education/apress/monitor/gl1.php
Котова Д.Л., Девятова Т.А., Крысанова Т.А., Бабенко Н.К., Крысанов В.А. Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 106 с .
Экология Москвы. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/ekolog.htm
Портал о Москве http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/3-1-0-3/
Электронный справочник Москвы http://www.gid495.ru/district.php?id=091
Почвы и почвенный покров г. Москвы http://www.soil.msu.ru/~ptv/soil-rus.htm
Борисовский пруд. Малые реки Москвы http://mosriver.narod.ru/mrm.htm
Синоптики: В 2008-м году в Москве были побиты рекорды тепла и осадков http://newsru.com/russia/09jan2009/hotest2008.html
2008 год стал самым теплым в истории Москвы http://pogoda.ru.net/weathernews.php?id=3284
Продолжительность солнечного сияния в Москве в 2007 г. http://meteoweb.ru/cl006-4.php
Климат Москвы http://pogoda.ru.net/climate/27612.htm
Портал префектуры южного административного округа города Москвы http://www.uao.mos.ru/textform.aspx?docid=7129&treepath=251,7113,7129
Департамент Науки и Промышленной Политики города Москвы http://www.dnpp.ru/smi.php?id=129
Гид по Москве http://guide.moscow.ru/ru/enterteinment/attractions/parks_and_farmsteads/index.php?id4=37
Фурман В.Д., Лебедев Н.В. О совершенствовании системы принятия решений по управлению охраной окружающей среды и здоровьем населения, Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП), Москва. http://ehc.hut.ru/txt/rus/articlour/art6.htm
Экология Москвы http://www.sspay.ru/moscow
Экологические технологии http://sorbent-sw.ru/public/public139.shtml
Экология России. Утилизация мусора http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/reducing-wastes
«Зеленые» характеристики здания важны для 90% европейских компаний http://www.ecoteco.ru/news/n20408/
Глоссарий http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdqurujo,lxqg9!qzr;yzwg
Лещинская В. В. Экологическая культура для устойчивого развития http://www.nbuv.gov.ua/articles/crimea/2005/43.pdf
Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
Природные основы общественной жизни http://www.socfil.narod.ru/glava_2_3.htm
Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
Природные основы общественной жизни http://www.socfil.narod.ru/glava_2_3.htm
Электронный справочник Москвы http://www.gid495.ru/district.php?id=091
Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Валерий В. Снакин. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2000. – 384с.
Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды(принята Европейской экономической комиссией ООН 21-25 июня 1998 г., Орхус, Дания
Экологическое образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.environments.land-ecology.com.ua/component/content/article/143-belyavskij-aa-osnovy-ekologii/1723-ekologicheskoe-obrazovanie.html
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kommentarii.org/ooc/page89.html
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П.). http://kommentarii.org/ooc/page89.html
Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 2009
Протасов, В. Ф. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели : учеб. и справ. пособие / В. Ф. Протасов, А. С. Матвеев. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 56.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 2009
Лещинская В. В. Экологическая культура для устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/crimea/2005/43.pdf
Симоненко Н. И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 63–67
Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2006 N 122 Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга
Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2008. - № 3. - С. 5-9
Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 2008. - С. 316.
Мангасарян В.Н. Экологическая культура общества / В.Н. Мангасарян; Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2009. – 112 с.
О государственной программе города Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012–2016 годы http://mos.mpress.ru/files/greenpeace.pdf
МОИП обсуждает План охраны природы города Москвы на 2012-2016 гг. http://www.moip.msu.ru/?p=2436
«Зеленые» характеристики здания важны для 90% европейских компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoteco.ru/news/n20408/
Экологический компонент на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article1148.html
Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.: Карапуз-Дидактика, 2005
Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996
Медведев отмечает необходимость введения курса экологии в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eco.ria.ru/nature/20100605/242793799.html
ВУЗы Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ucheba.ru/vuz/5965/faculty-1465/spec-34601.html
Евроазиатская Ассоциация молодежных экологических объединений "Экосистема" (Ассоциация "Экосистема") [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/
Московский экологический центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoguild.ru/members/mec.htm
Российский региональный экологический центр (РРЭЦ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusrec.ru/
Бахтина И,К. Формирование системы особо охраняемых природных и историко-культурных территорий (природно-экологический и историко-культурный каркас города) –основа устойчивого развития МОСКВЫ // ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/ecology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1096469170&archive=&star
Гильдия экологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoguild.ru/about.html
Заитова М.А., Бодня М.С.. Экологическое образование в системе государственной экологической политики// Вопросы управления в социально-экономических процессах и информационной среде. Сборник статей. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006 – ISBN 5-88200-872-7. – стр. 131-136.









27



Исторические типы экологической культуры

патриархальная

производственно-преобразующая

гармоничная

Элементы экологической культуры

интеллектуальный компонент

деятельностный компонент

ценностный компонент

деятельностный компонент


ценностный компонент


интеллектуальный компонент

Главные принципы экологической культуры

защита человека как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника

культ биосферы
в противовес культу техники

Основные направления деятельности по формированию экологической культуры

Экологическое просвещение

Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Список использованных источников
1.Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»
2.Закон г. Москвы от 20.10.04 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве»
3.Закон г. Москвы от 11.06.03 г. № 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве»
4.Закон г. Москвы от 04.07.07 г. № 31 «О городских почвах»
5.Закон Москвы "О промышленности города Москвы" http://www.mos.ru/wps/portal
6.Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2000г. № 738 Основные положения промышленной политики на 2001–2003 годы, принципы формирования, состав и структура комплексной программы промышленной деятельности в Москве основные положения промышленной политики г.Москвы на 2001–2003гг.
7.Балацкий О.Ф.Теоретические и практические вопросы определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Киев: Знание, 1982. 15 с.
8.Бондарчук Е.А. Адаптация методологии оценки риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды. Муниципалитет. Спецвыпуск. Экология городов, № 11-12, 1998, с.40-
9.Государственное учреждение Московский центр по гидромеорологии и мониторингу окружающей среды http://ecomos.ru/kadr22/sostojanieZagrOSgod.asp
10.Гревцов Ю.И., Социология//Курс лекций, М: Юридический центр, 2004
11.Доклад о состоянии окружающей среды в Москве за 2008 г.
12.Заитова М.А., Бодня М.С. Экологическое образование в системе государственной экологической политики// Вопросы управления в социально-экономических процессах и информационной среде. Сборник статей. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006 – с. 131-136.
13.Ильичева М.В. Методы оценки экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды //Известия Челябинского научного центра, вып. 3 (29), 2005 Статья поступила 1 ноября 2005 г.
14.Кин С. Международный опыт определения приоритетных проблем в области воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Управление окружающей средой. Информационный бюллетень, №5, Москва, 1997, с.64-70.
15.Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 2008. - С. 316.
16.Мангасарян В.Н. Экологическая культура общества / В.Н. Мангасарян; Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2009. – 112 с.
17.Методика оценки убытков, вызываемых загрязнением, захламлением и деградаций земель на территории Москвы распоряжение Мэра Москвы от 27 июля 1999 г. № 801-РМ
18.Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2008. - № 3. - С. 5-9
19.Протасов, В. Ф. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели : учеб. и справ. пособие / В. Ф. Протасов, А. С. Матвеев. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 56.
20.Собгайда Н. А. Методы экологического мониторнга: Учеб. пособие / Н. А. Собгайда, Г. А. Распопова. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. — 79 с
21.Симоненко Н. И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 63–67
22.Социология / Под ред. Кравченко А.И., М: Академия, 2004
23.Справочник по свойствам, методам анализа и очистки H2O – часть I. Под ред. А.Т.Пилипенко. Киев: Наукова Думка, 1980
24.Цыцура А.А. и др. Комплексная оценка качества атмосферы промышленных городов Оренбургской области – Оренбург, 1999. – гл.6. – С.129–146
25.Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 2009
26.Экологический мониторинг Москвы http://ecomonitoring.report.ru/_5FolderID_2943_.html
27.Экологический мониторинг http://www.ecolife.org.ua/education/apress/monitor/gl1.php
28.Экология Москвы. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/ekolog.htm
29.Москвоведение. География Москвы и Московской области, под ред. А. И. Алексеева и др., М., 1994
30.Московский столичный регион, М., 1988
31.Мячкова Н. А., Сорокина В. Н., Климат Московской области, М., 1991
32.Общегеографический атлас «Москва. Московская область», ВТУ ГШ, 439 ЦЭВКФ, Москва, 2000
33.Экологические исследования в Москве и Московской области. Состояние растительного покрова. Охрана природы, М., 1992
34.Лисов В. И. Экономика Москвы и подготовка квалифицированных кадров, М, Научная книга, 2001.
35.Сайт почвенного факультета МГУ им.М.В.Ломоносова www.ecomo.ru/template/Default/images/maps/pochv_b.gif
36.Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года Москомархитектура http://www.mka.mos.ru/genplan/main/index.htm
37.Градообразующие отрасли столицы Центр Стратегических Инноваций Факультета Государственного Управления МГУ, 2006 http://ristr.spa.msu.ru/stats_city/stats_grad.php
38.ГПУ "Мосэкомониторинг" http://www.mosecom.ru/about/mosecom/
39.Экологический мониторинг http://www.ecolife.org.ua/education/apress/monitor/gl1.php
40.Котова Д.Л., Девятова Т.А., Крысанова Т.А., Бабенко Н.К., Крысанов В.А. Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 106 с .
41.Экология Москвы. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/ekolog.htm
42.Портал о Москве http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/3-1-0-3/
43.Электронный справочник Москвы http://www.gid495.ru/district.php?id=091
44.Почвы и почвенный покров г. Москвы http://www.soil.msu.ru/~ptv/soil-rus.htm
45.Борисовский пруд. Малые реки Москвы http://mosriver.narod.ru/mrm.htm
46.Синоптики: В 2008-м году в Москве были побиты рекорды тепла и осадков http://newsru.com/russia/09jan2009/hotest2008.html
47. год стал самым теплым в истории Москвы http://pogoda.ru.net/weathernews.php?id=3284
48.Продолжительность солнечного сияния в Москве в 2007 г. http://meteoweb.ru/cl006-4.php
49.Климат Москвы http://pogoda.ru.net/climate/27612.htm
50.Портал префектуры южного административного округа города Москвы http://www.uao.mos.ru/textform.aspx?docid=7129&treepath=251,7113,7129
51.Департамент Науки и Промышленной Политики города Москвы http://www.dnpp.ru/smi.php?id=129
52.Гид по Москве http://guide.moscow.ru/ru/enterteinment/attractions/parks_and_farmsteads/index.php?id4=37
53.Фурман В.Д., Лебедев Н.В. О совершенствовании системы принятия решений по управлению охраной окружающей среды и здоровьем населения, Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП), Москва. http://ehc.hut.ru/txt/rus/articlour/art6.htm
54. Экология Москвы http://www.sspay.ru/moscow
55.Экологические технологии http://sorbent-sw.ru/public/public139.shtml
56.Экология России. Утилизация мусора http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/reducing-wastes
57. «Зеленые» характеристики здания важны для 90% европейских компаний http://www.ecoteco.ru/news/n20408/
58.Глоссарий http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdqurujo,lxqg9!qzr;yzwg
59.Лещинская В. В. Экологическая культура для устойчивого развития http://www.nbuv.gov.ua/articles/crimea/2005/43.pdf
60.Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
61.Природные основы общественной жизни http://www.socfil.narod.ru/glava_2_3.htm

Вопрос-ответ:

Что такое экологическое образование и просвещение?

Экологическое образование и просвещение - это процесс формирования знаний, навыков и ценностных ориентиров, направленных на сохранение природы и экологическую устойчивость. Оно помогает людям осознать важность бережного отношения к окружающей среде и принять активное участие в ее защите.

Что такое экологическая культура и как она формируется?

Экологическая культура - это система ценностей, знаний и навыков, связанных с охраной окружающей среды. Она формируется через образование и просвещение, включая основные уровни образования (дошкольный, школьный, высший), а также специализированные учреждения, которые предлагают различные курсы и мероприятия, направленные на повышение экологической грамотности.

Какой экологический компонент есть в базовом образовании?

В базовом образовании (дошкольном, школьном, высшем) присутствует экологический компонент, который включает изучение природы, экологических проблем и вопросов устойчивого развития. Дети и студенты получают знания о живой природе, переработке отходов, энергосбережении и других важных аспектах экологии.

Какие методы используются для формирования экологической культуры?

Для формирования экологической культуры используются различные методы, такие как экскурсии в природу, организация экологических мероприятий, проведение лекций и семинаров, работа с экологическим оборудованием и техникой, участие в экологических проектах и волонтёрской деятельности. Эти методы позволяют учащимся получить практические навыки и ощутить важность заботы о природе.

Существуют ли специализированные учреждения экологического образования?

Да, существуют специализированные учреждения экологического образования, которые предлагают различные программы и курсы по экологии и охране окружающей среды. Это могут быть экологические центры, музеи природы, научно-исследовательские институты и другие организации, которые распространяют знания и поддерживают интерес к экологии.

Что такое экологическое образование и просвещение?

Экологическое образование и просвещение - это процесс передачи знаний, умений и навыков в области экологии, природы и устойчивого развития для формирования экологической культуры у людей.

Какие особенности экологической культуры и как она формируется?

Экологическая культура включает в себя осознание экологических проблем, оценку влияния своих действий на окружающую среду, ответственное отношение к природе и принятие экологически ориентированных решений. Она формируется через экологическое образование, включающее обучение, информационную деятельность, практические занятия и взаимодействие с природой.

Есть ли экологический компонент в базовом образовании?

Да, экологический компонент присутствует в базовом образовании - дошкольном, школьном и высшем. В программы вводятся предметы, курсы и модули, посвященные экологии, природе и устойчивому развитию.

Существуют ли специализированные учреждения экологического образования?

Да, в Москве существует сеть специализированных учреждений экологического образования, в которых проводятся различные курсы, семинары и мероприятия по экологии и природе. Такие учреждения играют важную роль в формировании экологической культуры у населения.

Какие методы используются в экологическом образовании и просвещении?

В экологическом образовании и просвещении используются различные методы, такие как лекции, экскурсии, практические занятия на природе, использование информационных технологий и интерактивных методов обучения. Такой подход позволяет эффективно передавать информацию и формировать экологическую культуру у людей.