Дихотония Соссюра

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Языкознание
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 13.06.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение

Глава I Объект науки о языке
1.1. Наука о языке до Соссюра
1.2. Объект языкознания по Соссюру

Глава II Дихотомия язык/речь
2.1. Язык
2.2. Речь

Заключение

Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Речь всегда подразумевает наличие двух или более субъектов речевого общения. Даже монологическая речь подразумевает слушающего и каким-то образом отвечающего на эту речь субъекта, например, это очень хорошо можно наблюдать на примере военной команды, когда отдается приказ одним человеком, а другой (или группа других) устно может ничего не отвечать, но ответом будет выполнение команды, соответственно, правильное или неправильное, в результате чего говорящий понимает, правильно или нет, он был понят. Таким образом, речь – это всегда диалог, даже если ответ на высказывание является не вербальным, а создает некую психическую реакцию, побуждающую человека к действию или бездействию.
По Соссюру, речь не входит в объект лингвистики, но ею активно интересуются другие смежные лингвистике науки, такие как, например, литературоведение, науки, которые имеют дело непосредственно с высказываниями, такими как художественное произведение.
Соссюр в «Курсе общей лингвистики» рассматривает индивидуальный акт речевого общения, отправная точка которого находится в мозгу одного из разговаривающих. Понятие ассоциируется с представлениями языковых знаков, или с акустическими образами, служащими для выражения понятий. Речевое общение включает в себя рад процессов, среди которых – психический («понятие вызывает в мозгу соответствующий акустический образ»), физиологический («мозг передает органам речи соответствующий образу импульс»), физический («волны распространяются из уст А к ушам В»), после чего следуют те же процессы только в обратном порядке. Следовательно, речевое общение могут изучать сразу несколько, как минимум, дисциплин: психология, физиология, физика.
Соссюр предлагает возможность членения речевого акта на несколько частей. Во-первых, внешняя часть и внутренняя часть, во-вторых, психическая часть и часть непсихическая и в-третьих, активная часть и пассивная часть. М.М.Бахтин в работе посвященной проблеме речевых жанров полемизирует с Соссюром, считая, что пассивная часть – это чистая лингвистическая абстракция, невозможная на практике, поскольку, как уже было сказано выше, позиция слушателя всегда активна, даже если он не отвечает говорящему в той же знаковой системе, в которой говорящий, собственно, говорит.
Речь так или иначе становится объектом литературоведения. По словам Ю.М.Лотмана, «в системе, разработанной Соссюром и надолго определившей направление семиотической мысли, очевидно предпочтение исследованиям языка, а не речи, структуры кода, а не текста. Речь и ее отграниченная артикулированная ипостась – текст – интересуют лингвиста лишь как сырой материал, манифестация языковой структуры. Все, что релевантно в речи (resp. тексте), дано в языке (resp. Коде)». В то же время, текст (в том числе и художественный), являющийся частью речевой деятельности, «выступает как нечто, ценное не само по себе, а лишь в качестве своего рода упаковки, из недр которой извлекается объект интереса», в случае с лингвистом «структура языка, извлекаемая из текста», в случае бытового получателя информации – «содержание сообщения». Поэтому именно литературоведение (структуральное) занимается речью, выраженной в форме речевых сообщений.
Заключение
Подводя итог реферативному исследованию, следует сказать, что проблема дихотомии, выдвинутая Соссюром, надолго определила развитие как лингвистики и литературоведения (в частности структурального), так и прочих наук, связанных с языком, шире, с семиотическими, знаковыми системами. Дихотомия сводится по сути к разделению речевой деятельности на собственно речь и язык, причем, только язык является объектом лингвистики. Язык и речь различаются между собой как отношение общего к индивидуальному. Язык – есть семиотическая, знаковая система, основанная на коллективном «договоре» людей, носителей данного языка, в которой означаемое (план содержания) тождественно означающему (плану выражения).
Речь – не является, по Соссюру, объектом лингвистики, и входит в компетенцию целого ряда научных дисциплин, таких как психология, физиология, литературоведение, искусствознание и проч. Речь является индивидуальным выражением мысли (понятия) неизменно связанным с общей системой языка, но ей не тождественной, т.к. только из совокупности речевых актов может быть составлена вся система.
Дихотомия речь/язык является составной частью лингвистической теории Ф. де Соссюра, в которой выделяют еще несколько тезисов, предопределивших развитие гуманитарной мысли. Один из них – противопоставление диахронии и синхронии в языке. По словам Ю.М.Лотмана, идеи Соссюра «нельзя отделить от всего здания современной семиотики. Отказаться от них – означало бы вырвать краеугольные камни из ее фундамента. Но именно на их примере видно, каким глубоким трансформациям подверглись и основные положения, и весь облик здания семиотики во второй половине XX века».
Список литературы:
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. С. 237-280.
Горных А.А. Соссюр//Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001. С. 788-789.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров//Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2004. С. 150-391.
Можейко М.Я. Язык// Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001. С. 1010-1017.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999. – 432 с.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. С. 237-280.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999. С. 9.
Там же.
Там же. С. 11-12
Там же. С. 13.
Там же. С. 14.
Там же. С. 17
Там же. С. 17-18.
Там же. С. 18.
Там же. С. 27.
Там же. 22.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же. С. 22-23.
Можейко М.Я. Язык// Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001. С. 1012.
Соссюр Ф. де. Указ соч. С. 27.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров//Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2004. С. 155-156.
Лотман Ю.М. Указ соч. С. 155.












12

Список литературы:
1.Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. С. 237-280.
2.Горных А.А. Соссюр//Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001. С. 788-789.
3.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров//Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2004. С. 150-391.
4.Можейко М.Я. Язык// Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001. С. 1010-1017.
5.Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999. – 432 с.

Вопрос-ответ:

Что изменило понимание науки о языке в работе Соссюра?

Соссюр в своей работе ввел новые понятия, которые помогли переосмыслить исследования в области языковедения. Он предложил разделить объект науки о языке на язык и речь, утверждая, что язык - это абстрактная система языковых знаков, а речь - это конкретное проявление этой системы в практике общения.

Какой объект имеет наука о языке до Соссюра?

До Соссюра наука о языке имела свойство рассматривать язык как единое целое, не разделяя его на составные части. В основном, исследования велись на уровне фонетики, морфологии и лексики, но не было системного подхода к изучению языка в целом.

Чем отличается язык от речи по Соссюру?

Соссюр утверждал, что язык - это абстрактная система языковых знаков, которую исследуют в науке о языке, а речь - это конкретное проявление этой системы в практике общения. Язык существует независимо от конкретных речевых актов и является более устойчивым и общим понятием, в то время как речь имеет дело с конкретными проявлениями языка в речевых актах.

Какие примеры монологической речи существуют?

Монологическая речь - это речь одного человека, которая не предполагает непосредственного ответа или обратной связи. Примерами такой речи могут быть лекция, монолог героя в литературном произведении или выступление на публичной речи.

Почему речь всегда подразумевает наличие слушающего?

Речь всегда предполагает наличие слушающего, так как она служит средством общения и передачи информации. Даже если речь ведется в монологическом формате, она может быть воспринята другими людьми, будь то активное внимание или пассивное присутствие. Речь всегда направлена на общение с другими людьми, даже если слушатель не является активным субъектом речевого общения.

Что представляет собой дихотомия язык/речь?

Дихотомия язык/речь - это основное понятие в лингвистике, которое было введено французским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Язык - это система абстрактных правил и средств коммуникации, которая существует независимо от речи. Речь, в свою очередь, является конкретным актом использования языка в коммуникации между людьми. Таким образом, можно сказать, что язык - это потенциальная возможность для коммуникации, а речь - ее актуальное осуществление.

Какие субъекты речевого общения подразумеваются в монологической речи?

Даже в монологической речи подразумевается наличие слушающего и каким-то образом отвечающего субъекта речевого общения. Например, это хорошо наблюдается военной команде, когда один человек отдает приказ, а другой (или группа других) выполняют его. Таким образом, монологическая речь включает в себя взаимодействие и коммуникацию между различными субъектами речевого акта.

Чем отличается язык от речи?

Язык и речь - это два основных понятия в лингвистике, которые имеют существенные отличия друг от друга. Язык - это абстрактная система правил и средств коммуникации, которая существует независимо от конкретных актов речи. Речь, в свою очередь, представляет собой конкретное использование языка в коммуникации между людьми. Таким образом, язык - это потенциальная возможность для коммуникации, а речь - ее актуальное осуществление.

Какое значение имеет дихотомия язык/речь в лингвистике?

Дихотомия язык/речь имеет важное значение в лингвистике, так как она помогает понять и объяснить различные аспекты языковой коммуникации. Отделение языка от речи позволяет исследователям анализировать языковые явления и структуры независимо от конкретной использованной речи. Это помогает лингвистам устанавливать общие законы и принципы функционирования языка и более глубоко понимать его сущность и механизмы.