Вам нужна дипломная работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Организация и правовые основы Федеральной службы безопасности.

  • 67 страниц
  • 33 источника
  • Добавлена 14.05.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. История создания органов безопасности
1.2. Правовые основы органов безопасности в современной России
1.3. Структура органов безопасности
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСБ
2.1. Основные задачи и функции органов безопасности РФ
2.2. Полномочия центрального аппарата
2.3. Полномочия органов безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Обязанностью органов безопасности является участие в разработке и реализации мер по защите государственной тайны, контроль за сохранностью сведений, содержащих данную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях, а также мер по допуску граждан к сведениям, содержащим государственную тайну.
Органы безопасности обязаны осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы РФ, экономических и других законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, меры по контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов. Также обязаны участвовать вместе с государственными органами в обеспечении безопасности общественно-политических, религиозных и прочих массовых мероприятий. Органы безопасности призваны осуществлять регистрацию и учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств, обнаруживать радиоизлучения таких средств, представляющих угрозу безопасности РФ и используемых в противоправных целях. Также призваны участвовать в решении вопросов приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима их пребывания.
Кроме того, органы безопасности должны поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности, осуществлять повышение профессионального образования.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» органы безопасности наделены определенными правами.
Так в целях исполнения основных задачи органы безопасности устанавливают с гражданами и иными лицами отношения сотрудничества на конфиденциальной основе.
В рамках направлений деятельности органы безопасности имеют право на применение специальных методов и средств, на проведение оперативно-розыскных мероприятий при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, отнесенных к их предмету ведения, на дознание и предварительное следствие по таким делам, а также на проведение специальных операций по пресечению преступной деятельности и разработку специальных методик и средств для таких операций. Здесь органы безопасности также имеют право использовать свои подразделения специального назначения, боевую технику, оружие и иные специальные средства, физическую силу против террористов и их баз за пределами РФ. При проведении контрразведывательной деятельности органы безопасности имеют право на проникновение в иностранные спецслужбы и организации, если они проводят разведывательную деятельность, наносящую ущерб безопасности РФ, а также в преступные группы. Органы безопасности наделены правом проводить внешнюю разведывательную деятельность как самостоятельно, так и совместно с органами внешней разведки РФ, а также иностранными спецслужбами и правоохранительными органами с использованием шифрованной, засекреченной и иной специальной связи.
В рамках обязанности по рассмотрению административных правонарушений органы безопасности имеют право составлять протоколы, выносить определения и постановления, назначать административные наказания, а также вносить представления.
При отсутствии оснований для привлечения лица к уголовной ответственности органы безопасности объявляют ему официальное предостережение о недопустимости создания условий для совершения преступления, отнесенного к предмету ведения органов. Также органы безопасности проводят шифровальные работы в органах ФСБ и контроль за секретностью работы с шифрованной информацией в государственных органах, предприятиях и организациях.
Органы безопасности используют в служебных целях средства связи и транспортные средства, которые находятся в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и граждан; безвозмездно используют водное и воздушное пространство РФ, аэропорты и аэродромы, морские и речные порты и получают обеспечение полетов и кораблевождения; при наличии данных о совершении преступления входят в жилые и иные помещения граждан, на земельные участки, территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций, о чем в течение 24 часов уведомляют прокурора; оцепляют и блокируют участки местности при определенных ситуациях; накладывают временное ограничение или запрещение передвижения граждан и транспортных средств в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.
Также органы безопасности при наличии подозрений в совершении преступлений или правонарушений проверяют у граждан и должностных лиц удостоверяющие личность документы, осуществляют административное задержание, получают объяснения, проводят личный досмотр, а также досмотр и изъятие вещей и документов.
Органы безопасности имеют право на внесение в государственные органы, предприятия и организации представлений об устранении причин и условий для реализации угроз безопасности РФ, совершения преступлений, являющихся предметом ведения органов безопасности, а из данных органов получать безвозмездно информацию для выполнения обязанностей органов безопасности. Органы безопасности уполномочены создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, которые нужны для выполнения обязанностей и обеспечения деятельности органов безопасности, а также создавать для вышеуказанных целей подразделения специального назначения, проводить криминалистические и прочие экспертизы и исследования.
Органы безопасности могут поддерживать связь с иностранными спецслужбами и правоохранительными органами, обмениваться информацией, специальными техническими средствами, в пределах полномочий заключать международные договоры РФ, а также по согласованию с данными службами и органами направлять официальных представителей в иностранные государства для повышения уровня борьбы с международными преступлениями.
В рамках собственной безопасности органы безопасности принимают различные меры, в том числе по предотвращению проникновения с помощью технических средств иностранных спецслужб и организаций, преступных групп и лиц к сведениям, содержащим государственную тайну; производят отбор кандидатов-граждан РФ для прохождения военной службы по контракту в органах безопасности; разрешают сотрудникам органов безопасности носить при себе и хранить табельное оружие и специальные средства, а также используют документы различных министерств, ведомств, предприятий и организаций для зашифровки личности сотрудников, помещений и транспорта.
Для проведения неотложных следственных действий по пресечению террористических актов и нарушения режима государственной границы РФ органы безопасности имеют право использовать специально оборудованный транспорт со цветографическими схемами. Органы безопасности имеют право осуществлять научные исследования проблем безопасности РФ; оказывать содействие различным предприятиям и учреждениям в разработке мер защиты коммерческой тайны; проводить подготовку кадров для иностранных спецслужб, служб безопасности предприятий и учреждений на компенсационной или безвозмездной основе.
Органы безопасности вправе регулировать разработку, производство, реализацию и эксплуатацию шифровальных средств и защищенных телекоммуникаций, выявлять электронные устройства для негласного получения информации; осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных связей для передачи информации шифрами; контроль за соблюдением секретности шифрованной информации в подразделениях государственных органов и организаций на территории РФ и за пределами; контроль за обеспечением защиты особо важных объектов и технических средств от утечки информации, а также вправе участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа для использования в учреждениях РФ за рубежом; осуществлять выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах и технических средствах для использования в федеральных органах государственной власти. Кроме того, органы безопасности имеют право собирать биологический материал и проводить обработку геномной информации по преступлениям, отнесенным к ведению органов безопасности.
Органы безопасности вправе реализовывать и иные права, которые предоставляются им федеральным законодательством. Однако использование всех вышеуказанных прав запрещено для исполнения обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
Таким образом, органы безопасности имеют большой объем прав и обязанностей, которые составляют их систему полномочий, и все данные полномочия непосредственно направлены на решение основных задач и выполнение функций органов безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в России, несмотря на все сообщения высших лиц государства и средств массовой информации об эффективной деятельности органов безопасности, продолжают совершаться акты терроризма, коррупции, контрабанды, легализации преступных доходов, незаконной миграции и другие. Многие из них совершаются организованными группами. И данные преступные действия организованных групп наносят непосредственный вред безопасности Российской Федерации, поэтому борьба с организованной преступностью должна стоять на одном из первых мест в задачах Федеральной службы безопасности РФ.
В выпускной квалификационной работе выполнены все поставленные в начале задачи.
Так, при изучении истории создания органов безопасности было выяснено, что в период становления российской государственности не существовало специализированных розыскных, следственных и судебных органов, а функции данных органов непосредственно осуществляли представители княжеской администрации.
В дальнейшем органы безопасности развивались в соответствии с политической ситуацией в стране. Одним из главных моментов в истории органов безопасности стало создание 13 марта 1954 года при Совете Министров СССР Комитета государственной безопасности, который включал в себя все основные структурные подразделения, которые в дальнейшем дублировались и в Федеральной службе безопасности.
После всех произошедших в советское время реформ, 3 апреля 1995 года был принят Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», который создал Федеральную службу безопасности РФ.
Таким образом, зародившиеся в России органы обеспечения безопасности, были необходимы и за весь период развития преследовали цель обеспечения безопасности государства.
При определении правовых основ органов безопасности в современной России, было определено, что данные основы составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и положения международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые непосредственно в пределах их компетенции в области обеспечения безопасности, а также ведомственные правовые акты. Среди них особо следует выделить Стратегию национальной безопасности РФ, Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», а также Указы Президента РФ «О структуре Федеральной службы безопасности РФ» и «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ».
При выделении структуры органов безопасности было установлено, что данная структура была утверждена в целях улучшения системы управления государственными органами и силами обеспечения безопасности государства.
В структуру ФСБ входит 9 служб – это служба контрразведки, служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, пограничная служба, служба экономической безопасности, служба оперативной информации и международных связей, служба организационно-кадровой работы, контрольная служба, научно-техническая служба и служба обеспечения деятельности. Данные службы включают в себя также различные подразделения и департаменты. В структуре Федеральной службы безопасности выделяют также подразделения центрального подчинения, Совет ветеранов Федеральной службы безопасности, Общественный совет при Федеральной службе безопасности, Совет ветеранов Академии Федеральной службы безопасности, Региональный общественный фонд содействия социальной и правовой поддержке ветеранов и сотрудников Федеральной службы безопасности России.
В систему органов безопасности входит непосредственно Федеральная служба безопасности, в прямом подчинении которой находятся: территориальные органы безопасности - управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ; органы безопасности в войсках - управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях и в их органах управления. Кроме этого, в систему входят пограничные органы безопасности – это управления (отряды, отделы) Федеральной службы безопасности России по пограничной службе, управления (отделы) Федеральной службы безопасности России, которые осуществляют отдельные полномочия Федеральной службы безопасности России или обеспечивают деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, которые непосредственно предназначены для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.
При выявлении основных задач и функций органов безопасности РФ было определено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года № 960 и Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» на органы ФСБ возложены многочисленные задачи, а в целях осуществления вышеуказанных задач ФСБ РФ наделена определенными функциями, перечень которых закреплен в Положении о ФСБ.
Весь данный обширный перечень функций устанавливает основные направления деятельности ФСБ, которая является частью государственного аппарата. Поскольку многие функции органы ФСБ должны осуществлять совместно с иными органами, то целесообразно было бы наделить ФСБ руководящей и координирующей ролью.
При рассмотрении полномочий центрального аппарата было определено, что центральный аппарат ФСБ составляет директор службы, первые заместители директора, заместители директора, а также коллегия ФСБ. Директор несет ответственность за выполнение всех задач, которые осуществляют органы безопасности, и наделен многочисленными полномочиями. Также он представляет ФСБ при взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти РФ и наделен другими полномочиями.
Первые заместители и заместители имеют право представлять ФСБ РФ при взаимоотношениях с Правительством РФ, органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, законодательными и судебными органами РФ, имеют право осуществлять согласование проектов нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и вести переписку от имени ФСБ по вопросам, которые отнесены к их компетенции.
Элементом центрального аппарата ФСБ России является коллегия ФСБ, в состав которой входят директор ФСБ России, который является председателем, заместители директора и руководящие работники органов безопасности.
На заседаниях коллегии ФСБ России рассматриваются все важнейшие вопросы деятельности органов безопасности и принимаются решения, которые оформляются приказом ФСБ, а решения, которые приняты на совместном заседании с другими федеральными органами исполнительной власти – совместным приказом ФСБ России и данного органа.
При рассмотрении полномочий органов безопасности было определено, что на основании Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности, а также их территориальные органы, органы безопасности в войсках, пограничные органы безопасности наделены определенными правами и обязанностями. Органы безопасности вправе реализовывать и иные права, которые предоставляются им федеральным законодательством. Однако использование всех вышеуказанных прав запрещено для исполнения обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
Таким образом, органы безопасности имеют большой объем прав и обязанностей, которые составляют их систему полномочий, и все данные полномочия непосредственно направлены на решение основных задач и выполнение функций органов безопасности.
По мнению кандидата юридических наук Шелеповой Светланы Алексеевны для более эффективной деятельности органов безопасности в Российской Федерации необходимо конституционное закрепление права на безопасность и гарантия ее государством .
По мнению Президента РФ Д. А. Медведева, для эффективности обеспечения безопасности, нужно повышать уровень безопасности на объектах промышленной и транспортной инфраструктуры, в местах массового пребывания людей, а на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти все решения для этого приняты .



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (Электронный ресурс( : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на 31 января 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на 7 декабря 2011 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Об оперативно-розыскной деятельности [федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 08.12.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О внешней разведке [федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ (в ред. от 08.12.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О Государственной границе Российской Федерации [Электронный ресурс]: [закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 (в ред. от 08.12.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О государственной тайне [Электронный ресурс]: [закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 08.11.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2011 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Электронный ресурс(: [Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Электронный ресурс(: [Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 870]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 308]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации от 22.05.1997 № 515]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
II. Научная и учебная литература
Воронцов, С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: история и современность [Текст]: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Гончаров, И. В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федерального государства [Текст] / И. В. Гончаров // Военная мысль. – 2003. - № 12.
Гуськов, А. Я., Колбая, Г. К. Составляющие национальной безопасности России [Текст] / А. Я. Гуськов, Г. К. Колбая // Журнал российского права. – 2003. - № 3.
Заседание коллегии Федеральной службы безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pda.kremlin.ru. - Загл. с экрана.
История создания ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
Официальная символика ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
Печников, Н. П. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебное пособие. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007. – 136 с.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: Монография / Под ред. А. В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 2008. – 228 с.
Правоохранительные органы [Текст]: учебное пособие / Под ред. С. Л. Лонь. – Томск: Издательство НТЛ, 2010. – 552 с.
Руководство ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
Слободанюк, И. А. Правовые аспекты обеспечения национальных интересов в системе безопасности государства и международной безопасности [Текст] / И. А. Слободанюк // Российский военно-правовой сборник. – 2007. - №10.
Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации [Текст]: учебник / Под ред. В. И. Швецова. – М.: Проспект, 2007. – 376 с.
Ушаков, В. Н., Трунов, И. Л. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: научно-практический комментарий. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.
Ушаков, В. Н. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2006.
Шелепова С. А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению [Текст] / С. А. Шелепова // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицино. – 2008.
Шелепова, С. А. Основные этапы развития системы органов, обеспечивающих государственную безопасность в России [Текст] / С. А. Шелепова // Право и жизнь. – 2007. - № 113.
Шелепова, С. А. Основы деятельности органов федеральной службы безопасности в обеспечении безопасности России [Текст] / С. А. Шелепова // Современное право. – 2007. - № 9.
Шелепова, С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – 28 с.










ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Официальная символика ФСБ России
Геральдический знак – эмблема Федеральной службы безопасности РФ


Флаг Федеральной службы безопасности РФ


Знамя Федеральной службы безопасности РФ

лицевая и оборотная стороны

Приложение 2

Руководители Федеральной службы контрразведки и Федеральной службы безопасности РФ
№ ФИО Воинское звание Дата назначения Дата освобождения 1 Голушко Николай Михайлович генерал-полковник 21 декабря 1993 28 февраля 1994 2 Степашин Сергей Вадимович генерал-лейтенант 3 марта 1994 30 июня 1995 3 Барсуков Михаил Иванович генерал-полковник, генерал армии (9 ноября 1995) 24 июля 1995 20 июня 1996 4 Ковалёв Николай Дмитриевич генерал-полковник, генерал армии (февраль 1998) 20 июня 1996 / 9 июля 1996 25 июля 1998 5 Путин Владимир Владимирович без звания (подполковник запаса) 25 июля 1998 9 августа 1999 6 Патрушев Николай Платонович генерал-полковник, генерал армии (июль 2001) 9 августа 1999 / 17 августа 1999 12 мая 2008 7 Бортников Александр Васильевич генерал армии 12 мая 2008
Приложение 3
Заседание коллегии Федеральной службы безопасности
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые товарищи, коллеги! Рад всех приветствовать на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности.
Прошедший год для ФСБ и других правоохранительных органов был, в общем, таким же непростым, как и другие годы, потому что задачи, которые выполняете вы, выполняют ваши коллеги, сохраняются в полном объёме. Это и нейтрализация боевиков на Северном Кавказе, и предотвращение террористических актов, иных преступлений, анализ потенциальных внешних угроз. Всё это требует предельной концентрации сил от вас, от ваших коллег. Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить личный состав службы за добросовестное выполнение своих обязанностей в прошедшем году.
Вместе с тем система обеспечения государственной безопасности должна совершенствоваться постоянно, мы будем укреплять внимание ко всем её звеньям.
Сегодня я, как и принято на заседании коллегии, обозначу некоторые направления деятельности органов ФСБ на ближайшую перспективу и начну, конечно, с важнейшего направления, – это противодействие терроризму.
В 2011 году благодаря применению силовых и профилактических мер при координирующей роли Национального антитеррористического комитета удалось добиться вполне конкретных и, я бы сказал, ощутимых результатов. Достаточно сказать, что предотвращено 94 преступления террористической направленности, в том числе восемь терактов. А это спасённые жизни.
Вместе с тем кардинально снизить количество подобных преступлений пока не удаётся. В этом контексте отмечу несколько позиций.
Первая. Наступивший год имеет достаточно много событий. Важнейшее политическое событие года – это выборы Президента Российской Федерации. Очевидно, что на это событие могут быть разные реакции, не исключено, что в период предвыборной кампании бандитское подполье на Северном Кавказе может активизироваться, поэтому я требую повысить эффективность работы на этом направлении в этот период, использовать все оперативные возможности службы, все те навыки, которые были приобретены за последние годы, и, что не менее важно, выявлять и пресекать возможные провокации экстремистов самых разных мастей.
Второе. Нужно повышать уровень безопасности на объектах промышленной и транспортной инфраструктуры, в местах массового пребывания людей как наиболее уязвимых местах. Все решения и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти для этого приняты, вы знаете, выделены значительные средства. Кстати, несколько дней назад смотрел на то, как они расходуются. Тут есть вопросы, в том числе в части целого ряда технических объектов. Траты должны быть разумными. Во всяком случае, они должны быть направлены на то, чтобы пресекать именно террористическую активность, саму возможность совершения теракта.
Проверки антитеррористической защищённости объектов транспортной инфраструктуры – мест, где люди присутствуют в большом объёме, – должны быть регулярными, а иногда внеплановыми. Виновные в халатном отношении к своим обязанностям должны привлекаться к ответственности, наказываться.
Третье. На предыдущей коллегии, которая была в конце января прошлого года, я обращал внимание на необходимость нейтрализации новых угроз безопасности в информационной сфере. Таковых много, они разные. Этим сейчас занимается весь мир. В частности, конечно, пресечение пропаганды терроризма, экстремизма, насилия. Хотел бы услышать, какая деятельность здесь проведена за прошедший год как самостоятельно ФСБ, так и в координации с коллегами.
Четвёртое. Самое пристальное внимание надо обеспечить безопасности форума АТЭС, который состоится в этом году на Дальнем Востоке. Владивосток впервые принимает у себя мероприятие такого масштаба. Напомню, что в этом мероприятии принимают участие руководители 20 государств и правительств, руководители ведущих международных организаций. Конечно, оно должно пройти на самом высоком уровне, в том числе по линии безопасности.
Итоги контрразведывательной деятельности ФСБ в прошлом году наглядно показывают, что активность спецслужб, конечно, не спадает, они выполняют свои задачи. По вполне понятным причинам их интересует и наша экономическая жизнь, и внутренняя политика, и целый ряд других факторов. Цифры, которые я сейчас объявлю, вообще не принято называть, но они показывают сам результат деятельности ФСБ. Это хорошие цифры.
В 2011 году пресечена деятельность 41 кадрового сотрудника иностранных спецслужб, выявлено 158 агентов спецслужб иностранных государств, включая определённое количество граждан нашей страны.
Успешная интеграция в мировую экономику, объединительные тенденции на постсоветском пространстве также требуют совершенствования методов работы в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Налаживаются новые хозяйственные связи, новые кооперационные цепочки, как это принято называть, значительно расширился обмен технологиями. Это хороший, позитивный процесс, мы будем его всячески стимулировать.
Вместе с тем, конечно, Федеральной службе безопасности необходимо реагировать на случаи промышленного шпионажа, который применяется во всём мире, в том числе и против интересов нашей страны, противодействовать попыткам незаконно потеснить отечественные компании на зарубежных рынках, что достаточно часто, к сожалению, происходит.
Пограничной службе ФСБ предстоит дальнейшее обустройство и техническое оснащение рубежей России в соответствии с современными требованиями безопасности, с учётом, кстати, создания Таможенного союза. Совместно с коллегами из Белоруссии и Казахстана необходимо обеспечить комплекс мер по пограничной безопасности на внешней границе Таможенного союза. Кроме того, принять дополнительные меры по защите интересов России в целом ряде критически важных для нас регионов планеты, включая Арктический регион, а также по вопросам охраны водных биоресурсов.
Со своей стороны государство будет и дальше укреплять социальные гарантии военнослужащих, включая, соответственно, сотрудников Федеральной службы безопасности. С 1 января этого года серьёзно повышены пенсии военнослужащим, которые уволены в запас, на новую систему формирования денежного довольствия перешли военнослужащие Министерства обороны, служащие МВД, МЧС, а с будущего года эта система распространяется на вас, а также на ваших коллег из Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны и Службы специальных объектов.
Будет продолжена и другая работа. В 2011 году введено в эксплуатацию более 120 жилых домов, что позволило обеспечить квартирами большинство сотрудников Федеральной службы безопасности, которые нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Хорошо и то, что значительно вырос фонд служебного жилья.
Уважаемые товарищи! Я обозначил лишь ряд наиболее важных и общих проблем, которые стоят перед ФСБ. Разумеется, на коллегии необходимо будет затронуть и другие вопросы: вопросы совершенствования разведывательной деятельности, информационной безопасности, подготовки кадров, повышения материального и научно-технического потенциала службы, что в условиях современной жизни также, на мой взгляд, исключительно важно.
Уверен, что вы и дальше будете достойно исполнять свои задачи, делать всё необходимое для укрепления безопасности нашего государства. Спасибо.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Воронцов, С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: история и современность [Текст]: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Шелепова, С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – С. 5.
История создания ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Там же.
О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2012 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Официальная символика ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2012 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2012 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2012 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Шелепова, С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – С. 7.
Руководство ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Электронный ресурс(: [Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 870]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Заседание коллегии Федеральной службы безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pda.kremlin.ru. - Загл. с экрана.
О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2011 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
Шелепова, С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – С. 26.
Заседание коллегии Федеральной службы безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pda.kremlin.ru. - Загл. с экрана.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на 31 января 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
3.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на 7 декабря 2011 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
5.Об оперативно-розыскной деятельности [федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 08.12.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
6.О безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
7.О внешней разведке [федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ (в ред. от 08.12.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
8.О Государственной границе Российской Федерации [Электронный ресурс]: [закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 (в ред. от 08.12.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
9.О государственной тайне [Электронный ресурс]: [закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 08.11.2011)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
10.О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2011 № 424-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
11.Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
12.Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 870]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
13.О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 308]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
14.О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации от 22.05.1997 № 515]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
II. Научная и учебная литература
15.Воронцов, С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: история и современность [Текст]: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
16.Гончаров, И. В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федерального государства [Текст] / И. В. Гончаров // Военная мысль. – 2003. - № 12.
17.Гуськов, А. Я., Колбая, Г. К. Составляющие национальной безопасности России [Текст] / А. Я. Гуськов, Г. К. Колбая // Журнал российского права. – 2003. - № 3.
18.Заседание коллегии Федеральной службы безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pda.kremlin.ru. - Загл. с экрана.
19.История создания ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
20.Официальная символика ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
21.Печников, Н. П. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебное пособие. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007. – 136 с.
22.Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: Монография / Под ред. А. В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
23.Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 2008. – 228 с.
24.Правоохранительные органы [Текст]: учебное пособие / Под ред. С. Л. Лонь. – Томск: Издательство НТЛ, 2010. – 552 с.
25.Руководство ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru. - Загл. с экрана.
26.Слободанюк, И. А. Правовые аспекты обеспечения национальных интересов в системе безопасности государства и международной безопасности [Текст] / И. А. Слободанюк // Российский военно-правовой сборник. – 2007. - №10.
27.Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации [Текст]: учебник / Под ред. В. И. Швецова. – М.: Проспект, 2007. – 376 с.
28.Ушаков, В. Н., Трунов, И. Л. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: научно-практический комментарий. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.
29.Ушаков, В. Н. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2006.
30.Шелепова С. А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению [Текст] / С. А. Шелепова // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицино. – 2008.
31.Шелепова, С. А. Основные этапы развития системы органов, обеспечивающих государственную безопасность в России [Текст] / С. А. Шелепова // Право и жизнь. – 2007. - № 113.
32.Шелепова, С. А. Основы деятельности органов федеральной службы безопасности в обеспечении безопасности России [Текст] / С. А. Шелепова // Современное право. – 2007. - № 9.
33.Шелепова, С. А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – 28 с.

КУРСЫ

Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. История Федеральной службы безопасности Российской Федерации

§1. Период возникновения ВЧК-НКВД-ГПУ-НКГБ СССР

§2. Период возникновения МГБ-мвд СССР-КГБ-АФБ-ФСБ

Глава 2. Организация и правовые основы деятельности Федеральной службы безопасности

§1. Система Федеральных органов безопасности

§2. Правовые основы деятельности федеральной службы безопасности

Глава 3. Дальнейшее развитие Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Вывод

Список источников и литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Федеральная служба безопасности Российской Федерации - один из наиболее важных правоохранительных органов. Деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации в современной России является достаточно актуальной, так как основными направлениями являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

Статья 5 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", говорит нам о принципы деятельности федеральной службы безопасности. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

• законность;

• уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

• гуманизм;

• единство системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления;

• конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

В целях получения информации об угрозах безопасности РОССИЙСКОЙ федерации, органы ГНС в сотрудничестве с органами внешней разведки, могут осуществлять деятельность информации. Органы ФСБ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РОССИЙСКОЙ федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности.

Органы ГНС являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РОССИЙСКОЙ федерации, Правительство РОССИЙСКОЙ федерации и судебные органы в пределах полномочий, установленных Конституцией РОССИЙСКОЙ федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Узнать стоимость работы