Выбор оптимального налогового режима: стандартный, ЕНВД, УСН

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 2626 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 02.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Налоговая система РФ.
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Традиционная система налогообложения
Глава 2. Специальные налоговые режимы малого бизнеса
2.1 Единый налог на вмененный доход
2. Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей), учитывается для:
3. Количество торговых мест. Учитывается в отношении следующих видов деятельности:
4. Количество автомобилей. Это показатель для налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке грузов и пассажиров.
2.2 Упрощенная система налогообложения
2.2.1 Понятие упрощенной системы налогообложения
2.2.2 Достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения
Глава 3. Выбор оптимального налогового режима
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Налогоплательщики, использующие право на освобождение от обязанности налогоплательщика по уплате НДС, желающие перейти на УСНО, вправе сделать это до истечения 12 месяцев от начала использования права на данное освобождение. При этом налогоплательщик не обязан восстанавливать и уплачивать в бюджет сумм НДС по товарам (работам, услугам) реализованным за периоды, в которых использовалось право на освобождение.
в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, включаются суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с действующим законодательством, в том числе суммы НДС по приобретаемым товарам, суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию;
К недостаткам режима можно отнести следующие моменты.
у налогоплательщиков, применяющих УСНО, перечень доходов открытый, а перечень расходов закрытый. Поэтому для целей налогообложения доходы учитываются все. А расходы только те, что указаны непосредственно в гл. 26.2 НК РФ.
Изменение объекта налогообложения не возможно в течение всего срока применения УСНО. Однако новые налогоплательщики после подачи заявления о переходе на УСНО могут передумать и поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до 20 декабря.
При утрате права на налогообложение по УСНО или при отказе от УСНО возврат на УСНО возможен лишь с начала нового календарного года, если не нарушены условия применения УСНО.
Нередко у упрощенцев возникают проблемы в отношениях с контрагентами, работающими по общей системе налогообложения. Дело в том, что упрощенцы не являются плательщиками НДС, следовательно, при продаже им товаров, (оказании услуг, выполнении работ) контрагенты, работающие на общей системе налогообложения, не могут предъявлять им НДС. Таким образом, расходы по НДС ложатся на этих самых контрагентов – «неупрощенцев». В этой связи со стороны налогоплательщиков, работающих по общей системе налогообложения нередки отказы от сделок с упрощенцами.
Как видно, в УСН много и положительных и отрицательных моментов, но немало и «но», когда у плюса режима имеется отрицательная сторона.
Глава 3. Выбор оптимального налогового режима
Итак, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от уплаты НДС. Как ни парадоксально, именно это обстоятельство зачастую является аргументом против выбора данной системы налогообложения.
Чтобы выбрать оптимальный для предприятия компании режим налогообложения, сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения (УСН) недостаточно. Нужно учесть, что после перехода на «упрощенку» организация не будет предъявлять НДС покупателям. Причем даже если вопреки требованиям закона выставить НДС покупателю и уплатить его в бюджет на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ, принять его к вычету покупатель все равно не сможет. Во всяком случае такова позиция налоговых органов.
Очевидно, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе с фирмами - плательщиками НДС, достаточно снизить цену на величину НДС. Но это возможно далеко не всегда. К примеру, это может не разрешить сделать компания-поставщик, которая заботится о едином уровне цены на свои товары. Таким образом, организация не сможет установить более низкую цену ввиду отсутствия обязанности предъявлять НДС. Как следствие, покупателям будет невыгодно работать: цена у вас та же, а «входного» НДС нет (исключение составят ситуации, когда покупатели также освобождены от НДС или когда товары реализуются населению).
Даже если возможно снизить цену, это снижение будет меньше, чем сумма НДС, которая предъявлялась бы покупателю, будучи плательщиком этого налога. Дело в том, что «входной» НДС теперь будет увеличивать себестоимость приобретения товаров, тогда как до перехода он включался в состав налоговых вычетов. В результате снижение цены не в полной мере компенсирует покупателю отсутствие «входного» НДС. Доля добавленной стоимости в цене - важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную систему налогообложения. Однако он имеет принципиальное значение, когда значительную часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями – плательщиками НДС.
Рассмотрим, что происходит у фирмы-покупателя, которая решает, сотрудничать ли ей с плательщиком НДС или с фирмой, освобожденной от уплаты НДС. Возьмем три компании, связанные между собой сделками: фирма А является поставщиком фирмы Б, а фирма Б - поставщиком фирмы В При этом:
- фирма А является плательщиком НДС;
- фирма Б выбирает, остаться ли ей на общем режиме и платить НДС или переходить на УСН;
- фирма В - плательщик НДС.
Итак, проанализируем числовые примеры для случая, когда фирма Б - плательщик НДС, и для случая, когда она таковым не является. Соответствующие результаты представлены в таблицах 1 и 2. Входящая себестоимость фирмы А, а также величина добавленной стоимости для каждой фирмы - заданные параметры. Остальные величины получены расчетным путем.









Таблица 1. Фирма Б является плательщиком НДС
№ стр. Показатели Фирма А Фирма Б Фирма В 1 Входящая цена (она же исходящая цена поставщика), руб. 118000 177000 236000 2 Входящий НДС (он же исходящий НДС поставщика), руб. 18000 27000 36000 3 Входящая себестоимость (она же исходящая стоимость поставщика), руб. 100 000 150 000 200 000 4 Добавленная стоимость, руб. 50 000 50 000 50 000 5 Исходящая стоимость, руб. (стр. 3 + стр. 4) 150 000 200 000 250 000 6 Ставка НДС, % 18 18 18 7 Исходящий НДС, руб. (стр. 5 х стр. 6) 27000 36000 45000 8 Исходящая цена, руб. (стр. 5 + стр. 7) 177000 236000 295000 9 НДС к уплате (стр. 7 - стр. 2) 9000 9000 9000
Таблица 2. Фирма Б не является плательщиком НДС
№ стр. Показатели Фирма А Фирма Б Фирма В 1 Входящая цена (она же исходящая цена поставщика), руб. 118000 177000 227000 2 Входящий НДС (он же исходящий НДС поставщика), руб. 18000 27000 - 3 Входящая себестоимость (она же исходящая стоимость поставщика), руб. 100 000 177000 227000 4 Добавленная стоимость, руб. 50 000 50 000 50 000 5 Исходящая стоимость, руб. (стр. 3 + стр. 4) 150 000 227000 277000 6 Ставка НДС, % 18 - 18 7 Исходящий НДС, руб. (стр. 5 х стр. 6) 27000 - 49860 8 Исходящая цена, руб. (стр. 5 + стр. 7) 177000 227000 326860 9 НДС к уплате (стр. 7 - стр. 2) 9000 - 49860 Расчеты, произведенные в таблицах 1 и 2, показывают: при прочих равных условиях фирма В должна в первом случае заплатить в бюджет 9000 руб. НДС, а во втором - 49860 руб. Правда, в первом случае фирма В платит НДС не только в бюджет, но и еще 36000 руб. - поставщику в цене товара. Получается, что во втором случае фирма В переплачивает НДС в сумме 4860 руб. (49860 руб. - 36000 руб. - 9000 руб.). Это составляет 9,7% суммы НДС к уплате в бюджет (4860 руб. : 49860 руб.).
Однако упомянутая переплата НДС вряд ли станет решающим аргументом для фирмы В в пользу отказа от сотрудничества с фирмой Б при переходе последней на УСН. Конечно же, эта причина весома, но главное в другом. В связи с включением «входного» НДС в себестоимость у фирмы Б (когда она переходит на УСНО) на эту же сумму возрастет стоимость товара для фирмы В . В результате фирма В вынуждена поднять уровень цен на 11% [(326860 руб. - 295000 руб.) : 295000 руб. х 100%]. Разумеется, это серьезно ослабит ее позиции на рынке. Поэтому после того, как фирма Б перейдет на «упрощенку», фирма В скорее всего откажется сотрудничать с ней.
Означает ли сделанный вывод, что работать с «упрощенцами» всегда менее выгодно, чем с плательщиками НДС? На самом деле, нет. Все зависит от доли добавленной стоимости (грубо говоря, наценки) в исходящей цене.
Если же в роли покупателей преимущественно выступают конечные потребители (физические лица) или организации, освобожденные от уплаты НДС (вплоть до конечных потребителей), уровень добавленной стоимости ужу не будет иметь особого значения. В этом случае можно переходить на «упрощенку».
Заключение
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Далеко не все организации имеют право выбирать для себя оптимальный налоговый режим. Для многих он определен с самого начала и смене не подлежит. А именно:
Существует перечень видов деятельности (бытовые, ветеринарные, автотранспортные услуги, розничная торговля, услуги общественного питания, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, распространение наружной рекламы), занимаясь которыми необходимо в обязательном порядке перейти на единый налог на вмененный доход. Другие виды деятельности под ЕНВД не подпадают.
Существует список организаций (банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; ит. д), которые не имеют право применять УСНО.
Также не имеют право применять УСНО организации, доход которых за отчетный период превысил 15 млн. рублей.
2. УСНО, бесспорно, снижает налоговое бремя малых предприятий. Но и этот режим не всегда становится оптимальным. Так как заказчикам, если они применяют общую систему налогообложения, не принять НДС к зачету и нередко по этой причине возникает отказ в дальнейшем сотрудничестве. Таким образом, УСНО выгодно в основном организациям, покупателями которых либо являются физические лица, либо предприятия также применяющие УСНО.

Список используемой литературы
Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 9.07.1998 г.
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 5.08.2000 г.
Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" № 2118-1 от 27.12.1991г.
Закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.1995г.
Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" № 148-ФЗ от 31.07.1998г.
Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" № 2116-1 от 27.12.1991г.
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" № 167-ФЗ от 15.12.2001г.
Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
Закон СПб от 17.06.03 №299-35 «О введении на территории СПб системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
Волков А. С. Переход на упрощенную систему налогообложения: цена отказа от НДС // Российский налоговый курьер №20-2005, с. 26-31
Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2005, №2, с. 29-35
Романовский М. В., Врублевская О. В. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2005, №4, с. 49 – 53
Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2006, №3, с. 11-19
Полторак А.Ф. Система налогообложения малых предприятий / Бухгалтерский учет, 2005 г., №12, с.18-19
п. 5 ст. 12 НК РФ
1 Закон СПб от 17.06.03 №299-35 «О введении на территории СПб системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
Там же
Федеральный закон РФ от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2006, №3, с. 11-19

Волков А. С. Переход на упрощенную систему налогообложения: цена отказа от НДС «Российский налоговый курьер» №20 2005












27

1.Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 9.07.1998 г.
2.Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 5.08.2000 г.
3.Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" № 2118-1 от 27.12.1991г.
4.Закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.1995г.
5.Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" № 148-ФЗ от 31.07.1998г.
6.Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" № 2116-1 от 27.12.1991г.
7.Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" № 167-ФЗ от 15.12.2001г.
8.Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
9.Закон СПб от 17.06.03 №299-35 «О введении на территории СПб системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
10.Волков А. С. Переход на упрощенную систему налогообложения: цена отказа от НДС // Российский налоговый курьер №20-2005, с. 26-31
11.Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2005, №2, с. 29-35
12.Романовский М. В., Врублевская О. В. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2005, №4, с. 49 – 53
13.Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2006, №3, с. 11-19
14.Полторак А.Ф. Система налогообложения малых предприятий / Бухгалтерский учет, 2005 г., №12, с.18-19

Вопрос-ответ:

Какой налоговый режим выбрать для малого бизнеса в России?

Выбор налогового режима для малого бизнеса в России зависит от различных факторов, таких как вид деятельности, доходы, количество сотрудников и т.д. Варианты налоговых режимов включают стандартный налоговый режим, Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и Упрощенную систему налогообложения (УСН). Каждый из них имеет свои особенности и преимущества, поэтому важно провести тщательный анализ и выбрать тот, который наиболее подходит для конкретного бизнеса.

Что такое налоговая система в России?

Налоговая система в России - это набор законодательных и нормативных актов, определяющих порядок сбора и уплаты налогов в стране. Она включает различные налоги и налоговые режимы, которые применяются к гражданам и организациями. Цель налоговой системы - обеспечение финансовых ресурсов государства, а также регулирование экономических процессов в стране. Россия имеет сложную и многоуровневую налоговую систему, включающую федеральные, региональные и муниципальные налоги.

Какие основные типы налоговых режимов для малого бизнеса существуют в России?

Основные типы налоговых режимов для малого бизнеса в России включают стандартный налоговый режим, Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и Упрощенную систему налогообложения (УСН). Стандартный налоговый режим применяется ко всем организациям, если они не выбрали другие режимы. ЕНВД применяется к определенным видам деятельности, таким как торговля, услуги общественного питания и др. УСН предоставляет упрощенную систему учета и уплаты налогов для малых предприятий с доходом не более определенного порога.

Какие факторы учитываются при выборе налогового режима для малого бизнеса?

При выборе налогового режима для малого бизнеса в России учитываются различные факторы, такие как вид деятельности, доходы, количество сотрудников, размеры торгового зала, наличие автомобилей и т.д. Каждый налоговый режим имеет свои уникальные условия и требования, поэтому важно провести тщательный анализ и выбрать тот, который соответствует особенностям конкретного бизнеса.

Какая разница между стандартным налоговым режимом и Единым налогом на вмененный доход?

Стандартный налоговый режим предусматривает уплату налога на прибыль или налога на доходы физических лиц в соответствии с установленными законодательством ставками. Единый налог на вмененный доход применяется для субъектов малого бизнеса и рассчитывается не по фактическому доходу, а по нормативу, установленному законом. В этом случае налоговая база рассчитывается на основании показателей, таких как площадь торгового зала или количество торговых мест.

Как выбрать оптимальный налоговый режим для своего бизнеса?

Выбор оптимального налогового режима зависит от многих факторов, таких как вид деятельности, объем доходов, количество сотрудников и т.д. Для малого бизнеса есть несколько специальных налоговых режимов, рассчитанных именно на малые предприятия. Необходимо изучить каждый из этих режимов, внимательно оценить свои потребности и возможности, и принять обоснованное решение о выборе наиболее выгодного налогового режима.

Что такое налоговая система РФ?

Налоговая система РФ - это совокупность налоговых законов, правил и процедур, которые регулируют процесс налогообложения в Российской Федерации. Система включает в себя различные налоговые виды, налоговые ставки, специальные налоговые режимы, а также органы и процедуры, связанные с сбором и уплатой налогов.

Для каких видов деятельности применим Единый налог на вмененный доход?

Единый налог на вмененный доход применяется для определенных видов деятельности, таких как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, гостиничные услуги, автосервис и ремонт бытовой техники. Полный перечень видов деятельности указан в соответствующих законах и подзаконных актах.

Какая налоговая система существует в России?

В России существуют несколько налоговых систем, основными из которых являются: стандартная система налогообложения, единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН).

Что такое налоговая система?

Налоговая система - это совокупность налоговых законов, правил и процедур, определяющих порядок и условия уплаты налоговых обязательств в стране. Она включает в себя различные налоги, налоговые льготы и специальные налоговые режимы.

Какие типы налоговой системы используются в России для малого бизнеса?

В России для малого бизнеса существуют специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН).

Что такое Единый налог на вмененный доход?

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - это специальный налоговый режим для определенных видов деятельности, в котором налоги рассчитываются исходя из примерной величины дохода, а не по фактической прибыли. Такой налоговый режим используется для упрощения налогового учета и снижения налоговой нагрузки на малые предприятия.