Изучение конфликтного поведения учащихся старших классов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Конфликтология
  • 6464 страницы
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 10.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы конфликтного поведения учащихся старших классов
1.1. Характеристика понятия «конфликт»
1.2. Особенности межличностных отношений старшеклассников с взрослыми и сверстниками
1.3. Выводы
Глава 2. Экспериментальное изучение конфликтного поведения старшеклассников.
2.1. Описание условий и методов исследования.
2.2. Анализ результатов исследования.
Выводы и рекомендации
Заключение
Литература
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.

Фрагмент для ознакомления

Причины конфликтов с родителями Плохая успеваемость в школе 20% Не нравятся друзья 25% Не нравится, как проводит свободное время 27% Бытовые проблемы 32% Слишком сильная опека 34% Полное непонимание со стороны родителей 11% Причины конфликтов с учителями Нежелание считаться с мнением учеников 48% Грубость, нетактичное поведение учителя 17% Плохое поведение учеников 33% Неправильно поставленная оценка 26% Невыполнение домашнего задания 35% Плохое знание предмета учителем 14% Причины конфликтов с одноклассниками Оскорбления, сплетни, зависть, доносы 29% Борьба за лидерство 27% Противопоставление личности коллективу 18% Из-за общественной работы 14% Из-за отношений с противоположным полом 21% Отсутствие взаимопонимания 25%
Таким образом, старшеклассники чаще всего конфликтуют с родителями из-за излишней опеки, а реже всего – из-за полного непонимания со стороны родителей. Наиболее частой причиной конфликтов с учителями является нежелание считаться с мнением учеников, а наиболее редкой – плохое знание учителем предмета. Типичной причиной конфликтов старшеклассников со сверстниками являются оскорбления, сплетни, зависть, доносы, а наименее типичной - общественная работа.

2. Результаты социометрического статуса старшеклассников в классном коллективе.

Анализ результатов изучения социометрических статусов старшеклассников представлен в таблице 3.

Таблица 3. Процентное распределение положительных и отрицательных социометрических статусов старшеклассников.

статус проценты высокий 34% средний 46% низкий 20%
Таким образом, большинство старшеклассников имеют средний социометрический статус.
Выявление взаимосвязи между показателями конфликтного поведения старшеклассников и их социометрическим статусом, с использованием коэффициент корреляции Пирсона (приложение 6), показало наличие отрицательной корреляционной связи (r=-0,348). Это означает, что чем выше положение старшеклассника в группе сверстников, тем ниже его уровень конфликтности.

3.Результаты изучения уровня субъективного контроля старшеклассников.

Результаты изучения уровня субъективного контроля старшеклассников представлены в таблице 4.
Таблица 4. Процентное распределение уровней интернального контроля у старшеклассников.
уровень проценты высокий 8% средний 24% низкий 68%
Таким образом, высокий показатель (24-19 баллов) по шкале интернальности выявлен только у 8% испытуемых. Для этих старшеклассников характерен интернальный способ контроля над любыми значимыми ситуациями. Они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале интернальности (менее 12 баллов) выявлен у большинства старшеклассников (68% испытуемых). Для них характерен экстернальный способ контроля над любыми значимыми ситуациями. Многое старшеклассники не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Выявление взаимосвязи между показателями конфликтного поведения старшеклассников и уровнем интернального контроля, с использованием коэффициент корреляции Пирсона (приложение 6), показало наличие отрицательной корреляционной связи (r=-0,304). Это означает, что чем ниже способность учеников старших классов к интернальному контролю над своим поведением, тем выше его уровень конфликтности.

Результаты изучения типов поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях.

Результаты изучения типов поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях представлены в таблице 5.

Таблица 5. Процентное распределение уровней способности старшеклассников к сотрудничеству

Уровень Проценты высокий 20% средний 54% низкий 26%
Только 20% учащихся старших классов проявляют в конфликтных ситуациях высокую способность к сотрудничеству, т. е. ищут альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон конфликта.
Выявление взаимосвязи между показателями конфликтного поведения старшеклассников и уровнем развития способности к сотрудничеству, с использованием коэффициент корреляции Пирсона (приложение 6), показало наличие отрицательной корреляционной связи (r=-0,363). Это означает, что чем ниже способность учеников старших классов к сотрудничеству, тем выше его уровень конфликтности.
Выводы и рекомендации

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства старшеклассников (48%) выявлен средний уровень конфликтности.
Чаще всего старшеклассники конфликтуют с родителями, на 2-м месте по частоте возникновения конфликтов – конфликты с учителями. Реже всего старшеклассники конфликтуют между собой.
С родителями старшеклассники чаще всего конфликтуют из-за излишней опеки, а реже всего – из-за полного непонимания со стороны родителей. Наиболее частой причиной конфликтов с учителями является нежелание считаться с мнением учеников, а наиболее редкой – плохое знание учителем предмета. Типичной причиной конфликтов старшеклассников со сверстниками являются оскорбления, сплетни, зависть, доносы, а наименее типичной - общественная работа.
Результаты социометрии показали, что большинство старшеклассников (46%) имеют средний социометрический статус. Выявление взаимосвязи между показателями конфликтного поведения старшеклассников и их социометрическим статусом показало наличие отрицательной корреляционной связи. Таким образом, чем выше положение старшеклассника в группе сверстников, тем ниже его уровень конфликтности.
Высокий показатель по шкале интернальности выявлен только у 8% испытуемых. Т. е. для небольшого количества старшеклассников характерен интернальный способ контроля над любыми значимыми ситуациями, когда ребята считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале интернальности выявлен у большинства старшеклассников (68% испытуемых). Таким образом для многих старшеклассников характерен экстернальный способ контроля над любыми значимыми ситуациями. Чаще всего старшеклассники не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Выявление взаимосвязи между показателями конфликтного поведения старшеклассников и уровнем интернального контроля, показало наличие отрицательной корреляционной связи. Это означает, что чем ниже способность учеников старших классов к интернальному контролю над своим поведением, тем выше его уровень конфликтности.
Только 20% учащихся старших классов проявляют в конфликтных ситуациях высокую способность к сотрудничеству, т. е. ищут альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон конфликта. Выявление взаимосвязи между показателями конфликтного поведения старшеклассников и уровнем развития способности к сотрудничеству, показало наличие отрицательной корреляционной связи. Это означает, что чем ниже способность учеников старших классов к сотрудничеству, тем выше его уровень конфликтности.
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сформулировать направления работы школьного психолога по коррекции конфликтного поведения старшеклассников:
- повышение социометрического статуса конфликтных старшеклассников;
- развитие способности контролировать и нести ответственность за свое поведение (интернальный контроль);
- развивать способность старшеклассников к сотрудничеству при решении конфликтных ситуациях.
Заключение

Целью данного исследования было изучение конфликтного поведения учащихся старших классов.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ проблемы конфликтного поведения старшеклассников.
2. Изучена взаимосвязь конфликтного поведения старшеклассников с социометрическим статусом.
3. Выявлена взаимосвязь конфликтного поведения старшеклассников с интернальным – экстернальным локусом контроля поведения.
4. Проведено сопоставление конфликтного поведения старшеклассников и их способности к сотрудничеству при решении конфликтных ситуаций.

Полученные в ходе эмпирического изучения результаты позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования о взаимосвязи конфликтного поведения старшеклассников с социометрическим статусом, локусом контроля и способностью к сотрудничеству доказана.

Результаты проведенного исследования могут быть полезны при организации работы школьного психолога по коррекции конфликтного поведения старшеклассников.


Литература

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.
Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Методическое пособие. М.: ВНМЦПТО, 1991.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!.. Новосибирск: Наука, 1989.
Брей Р. Как жить в ладу с собой и миром? М.: Школа-пресс, 1992.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991 г
Ватель И.А., Ерешко Ф.И. Математика конфликта. М., 1973.
Волков Б. С. Психология ранней юности. М., 2001.
Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования. № 3, 1994.
Габдреева Г.Ш. Формирование способности управления психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности. М., 1990г.
Граилина Л.П. Психологический анализ конфликтов и конфликтных ситуаций в среднем школьном возрасте и психокоррекционная работа по их устранению. Сб. Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы. Краснодар, 1993.
Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие для студентов специальностей: экономика и управление машиностроением. М., 1993.
Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. Вопросы психологии, № 2, 1972.
Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Ленинград, 1976.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
Зосимовкий А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. Сб. Проблемы управления процессами воспитания. М., 1990.
Инюшин Г.С. Понимание сущности нравственных конфликтов в русле концепции возрастной периодизации. Сб. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1979.
Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1978.
Ковалев В. В. Реакция протеста (оппозиции). Психиатрия "детского возраста. М, 1979.
Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.: РАН, 1994.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Коновалов В. В. Конфликт. Ленинград, 1988.
Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина // Оформление обложки С.Шапиро, А.Олексеенко, СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.
Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждение и преодоления. Сб. М., МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986.
Конфликты: сущность и преодоление. Методические материалы. М.: МГИУ, 1990.
Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992.
Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990. – 208 с.
Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 120 с.
Куликов Л. В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению). СПб: Наука, 1994. – 119 с.
Курдюмова Н.М. Конфликты в сфере управления школой. Ж. Педагогика, № 11/12, 1992.
Лиханов А. Я. Драматическая педагогика очерки конфликтных ситуаций. Кишинев, 1990.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
Лишин О. В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... Минск, 1988.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.
Маецкий 3. Социальные конфликты. М., 1974.
Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. НМЦ «Инновация», М., 1992.
Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
Преториус Р. Теория конфликта. Политические исследования, 1991. № 5.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика-пресс, 1997.
Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990. – 80 с.
Родченкова Е.П. Моральные конфликты школьников. Магистр, № 9, 1991.
Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., Педагогика, 1988.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.
Самоукина Н. Педагогический конфликт. Ж. Народное образование, № 4, 1993.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. М., АНХ, 1986.
Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.
Смолин Г.Л. Принципы исследования конфликта. Ж. Вопросы философии, № 8, 1968.
Соснин В.А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США. Сб. Социально-психологический климат. М., 1979.
Томас Д. Практика психосинтеза. М.: МНПО «Жизнь», 1992.
Хасан Б.И. Конструирование и организация конфликтов в обучении. Развитие прикладных психологических исследований. М., 1986.
Ховенмэй Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
Чистякова Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. М., 1987.
Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1997. – 228 с.
Шуман С.Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. Брест, 1992.
Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.
Якобсон С.Г., Нежнов П.Г. Роль конфликта в возникновении групповых норм. Сб. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
Приложение 1.
Анкета для старшеклассников

Инструкция: выберите из предложенных вариантов ответов на вопросы №1, 3, 5 один вариант, а на вопросы №2, 4, 6 один или несколько вариантов. Отметьте свой выбор знаком «+».

№ Вопрос Варианты ответов Выбор 1 Возникают ли у тебя конфликты с родителями? Нет Иногда Часто 2 Если да, то, что являлось причиной конфликтов с родителями? Плохая успеваемость в школе Не нравятся твои друзья Не нравится, как ты проводишь свободное время Бытовые проблемы Слишком сильная опека Полное непонимание со стороны родителей 3 Бывают ли у тебя конфликты с учителями? Нет Иногда Часто 4 Если да, то, из-за чего возникали конфликты с учителями? Нежелание считаться с мнением учеников Грубость, нетактичное поведение учителя Плохое поведение учеников Неправильно поставленная оценка Невыполнение домашнего задания Плохое знание предмета учителем 5 Случались ли у тебя конфликты с одноклассниками? Нет Иногда Часто 6 Если да, то что послужило причиной конфликта? Оскорбления, сплетни, зависть, доносы Борьба за лидерство Противопоставление личности коллективу Из-за общественной работы Из-за отношений с противоположным полом Отсутствие взаимопонимания
Спасибо за искренние ответы!




Приложение 2.

Социометрическая карточка.

Инструкция: ответьте на вопросы, вписав в графу «выборы» не более трех фамилий одноклассников.

№ критерии выборы 1

2

3

4
Кого из одноклассников ты бы хотел выбрать старостой своего класса?


Кого из одноклассников ты никогда не выбрал бы старостой своего класса?


Кого из класса ты пригласить бы к себе на День рождения?


Кого из класса ты никогда не пригласил бы к себе на День рождения?


Спасибо за ответы! Результаты опроса разглашению не подлежат.



Приложение 3.

Текст опросника исследования уровня субъективного контроля

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинаковыми из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Приложение 4.

Текст опросника описания поведения Томаса

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1 Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2 А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2 Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4 Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
5 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
6 Б. Я стараюсь добиться своего.
7 А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
7 Б Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8 А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
8 Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9 А Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
9 Б Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10 А Я твердо стремлюсь достичь своего.
10 Б Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11 А Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
11 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
12 Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
13 Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
14 Б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15 А Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
15 Б Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16 А Я стараюсь не задеть чувств другого.
16 Б Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17 А Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
17 Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18 А Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
18 Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19 А Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
19 Б Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20 А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
20 Б Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21 А Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям
другого.
21 Б Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22 А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
22 Б Я отстаиваю свои желания.
23 А Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
23 Б Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24 А Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям.
24 Б Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25 А Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
25 Б Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26 А Я предлагаю среднюю позицию.
26 Б Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27 А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
27 Б Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28 А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
28 Б Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29 А Я предлагаю среднюю позицию.
29 Б Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30 А Я стараюсь не задеть чувств другого.
30 Б Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Приложение 5.
Сводная таблица результатов исследования

№ Уровень конфликтности Социометрический статус Интернальность Способность к сотрудничеству баллы уровень баллы уровень баллы уровень баллы уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 3 средний 6 средний 12 низкий 7 средний 2 2 низкий 11 высокий 12 низкий 9 высокий 3 4 средний 9 высокий 7 низкий 7 средний 4 5 высокий -4 средний 9 низкий 0 низкий 5 1 низкий 12 высокий 15 средний 6 средний 6 3 средний 2 средний 9 низкий 8 средний 7 5 высокий 8 высокий 4 низкий 7 средний 8 6 высокий -2 средний 6 низкий 6 средний 9 2 низкий -4 средний 11 низкий 5 средний 10 5 высокий -11 низкий 7 низкий 9 высокий 11 3 средний 12 высокий 10 низкий 6 средний 12 4 средний 2 средний 14 средний 7 средний 13 3 средний 10 высокий 8 низкий 8 средний 14 6 высокий 0 средний 17 средний 7 средний 15 4 средний -11 низкий 6 низкий 5 средний 16 2 низкий 17 высокий 15 средний 7 средний 17 1 низкий 4 средний 18 средний 10 высокий 18 2 низкий 7 высокий 12 низкий 7 средний 19 4 средний -1 средний 7 низкий 2 низкий 20 5 высокий -6 низкий 8 низкий 6 средний 21 2 низкий -2 средний 8 низкий 10 высокий 22 5 высокий -9 низкий 5 низкий 3 низкий 23 5 высокий -8 низкий 7 низкий 6 средний 24 3 средний -1 средний 11 низкий 7 средний 25 3 средний 6 средний 10 низкий 3 низкий 26 4 средний 2 средний 8 низкий 6 средний 27 4 средний 9 высокий 9 низкий 4 низкий 28 3 средний -4 средний 13 средний 6 средний 29 1 низкий -8 низкий 15 средний 4 низкий 30 3 средний 2 средний 9 низкий 8 средний 31 5 высокий 0 средний 19 высокий 1 низкий 32 4 средний 12 высокий 6 низкий 4 низкий 33 6 высокий 2 средний 6 низкий 2 низкий 34 2 низкий 9 высокий 20 высокий 9 высокий 35 3 средний -5 средний 10 низкий 2 низкий 36 4 средний 13 высокий 18 средний 7 средний 37 6 высокий -8 низкий 12 низкий 5 средний 38 1 низкий -3 средний 15 средний 9 высокий 39 3 средний 6 средний 10 низкий 7 средний 40 4 средний -2 средний 10 низкий 4 низкий 41 2 низкий 15 высокий 16 средний 9 высокий 42 6 высокий -7 низкий 13 средний 6 средний 43 4 средний 7 высокий 9 низкий 12 высокий 44 3 средний -1 средний 12 низкий 8 средний 45 2 низкий -2 средний 12 низкий 6 средний 46 4 средний -7 низкий 7 низкий 4 низкий 47 5 высокий 10 высокий 19 высокий 9 высокий 48 6 высокий -9 низкий 12 низкий 3 низкий 49 4 средний 10 высокий 22 высокий 9 высокий 50 3 средний 12 высокий 14 средний 8 средний
Приложение 6.
Корреляционная матрица

  Уровень конфликтности Социометрический статус Интернальность Способность к сотрудничеству Уровень конфликтности 1,000 -0,348 -0,304 -0,363 Социометрический статус   1,000 0,333 0,379 Интерналь-ность     1,000 0,293 Способность к сотрудничеству       1,000











65

1.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.
2.Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Методическое пособие. М.: ВНМЦПТО, 1991.
3.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
4.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!.. Новосибирск: Наука, 1989.
5.Брей Р. Как жить в ладу с собой и миром? М.: Школа-пресс, 1992.
6.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991 г
7.Ватель И.А., Ерешко Ф.И. Математика конфликта. М., 1973.
8.Волков Б. С. Психология ранней юности. М., 2001.
9.Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования. № 3, 1994.
10.Габдреева Г.Ш. Формирование способности управления психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности. М., 1990г.
11.Граилина Л.П. Психологический анализ конфликтов и конфликтных ситуаций в среднем школьном возрасте и психокоррекционная работа по их устранению. Сб. Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы. Краснодар, 1993.
12.Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие для студентов специальностей: экономика и управление машиностроением. М., 1993.
13.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. Вопросы психологии, № 2, 1972.
14.Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
15.Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Ленинград, 1976.
16.Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
17.Зосимовкий А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. Сб. Проблемы управления процессами воспитания. М., 1990.
18.Инюшин Г.С. Понимание сущности нравственных конфликтов в русле концепции возрастной периодизации. Сб. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1979.
19.Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1978.
20.Ковалев В. В. Реакция протеста (оппозиции). Психиатрия "детского возраста. М, 1979.
21.Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.: РАН, 1994.
22.Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
23.Коновалов В. В. Конфликт. Ленинград, 1988.
24.Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина // Оформление обложки С.Шапиро, А.Олексеенко, СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.
25.Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждение и преодоления. Сб. М., МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986.
26.Конфликты: сущность и преодоление. Методические материалы. М.: МГИУ, 1990.
27.Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992.
28.Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990. – 208 с.
29.Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.
30.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 120 с.
31.Куликов Л. В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению). СПб: Наука, 1994. – 119 с.
32.Курдюмова Н.М. Конфликты в сфере управления школой. Ж. Педагогика, № 11/12, 1992.
33.Лиханов А. Я. Драматическая педагогика очерки конфликтных ситуаций. Кишинев, 1990.
34.Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
35.Лишин О. В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
36.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... Минск, 1988.
37.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.
38.Маецкий 3. Социальные конфликты. М., 1974.
39.Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. НМЦ «Инновация», М., 1992.
40.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
41.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
42.Преториус Р. Теория конфликта. Политические исследования, 1991. № 5.
43.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика-пресс, 1997.
44.Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990. – 80 с.
45.Родченкова Е.П. Моральные конфликты школьников. Магистр, № 9, 1991.
46.Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., Педагогика, 1988.
47.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.
48.Самоукина Н. Педагогический конфликт. Ж. Народное образование, № 4, 1993.
49.Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
50.Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. М., АНХ, 1986.
51.Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.
52.Смолин Г.Л. Принципы исследования конфликта. Ж. Вопросы философии, № 8, 1968.
53.Соснин В.А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США. Сб. Социально-психологический климат. М., 1979.
54.Томас Д. Практика психосинтеза. М.: МНПО «Жизнь», 1992.
55.Хасан Б.И. Конструирование и организация конфликтов в обучении. Развитие прикладных психологических исследований. М., 1986.
56.Ховенмэй Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоле¬ния и предупреждения. М., 1986.
57.Чистякова Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. М., 1987.
58.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1997. – 228 с.
59.Шуман С.Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. Брест, 1992.
60.Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.
61.Якобсон С.Г., Нежнов П.Г. Роль конфликта в возникновении групповых норм. Сб. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

Вопрос-ответ:

Какие понятия помогают характеризовать конфликт?

Наиболее важные понятия, характеризующие конфликт, включают в себя противостояние, столкновение интересов, соперничество, агрессивное поведение.

Какие особенности межличностных отношений у старшеклассников с взрослыми и сверстниками?

Старшеклассники обычно имеют более сложные отношения с взрослыми, так как они находятся на переходном возрасте и ищут свою самостоятельность. Отношения со сверстниками могут быть более дружескими, так как они имеют общие интересы и находятся в одной социальной группе.

Какие результаты были получены в ходе экспериментального исследования конфликтного поведения старшеклассников?

В результате экспериментального исследования было обнаружено, что конфликтное поведение старшеклассников имеет свои особенности и часто связано с поиском собственной идентичности и установлением взаимоотношений с окружающими.

Какие выводы и рекомендации были сделаны на основе исследования конфликтного поведения старшеклассников?

На основе исследования были сделаны следующие выводы и рекомендации: необходимо уделять внимание особенностям межличностных отношений у старшеклассников, проводить профилактическую работу по предотвращению конфликтов, развивать навыки конструктивного решения конфликтов.

Какие методы исследования были использованы в экспериментальной части работы?

В ходе исследования были использованы такие методы, как анкетирование, наблюдение, анализ документов. Это позволило получить разносторонние данные и более полно изучить конфликтное поведение старшеклассников.

Что такое конфликт?

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, позиций или ценностей между людьми или группами.

Какие особенности межличностных отношений у старшеклассников с взрослыми и сверстниками?

У старшеклассников могут существовать различные особенности в отношениях с взрослыми и сверстниками. С взрослыми они могут испытывать конфликты из-за различий во взглядах, несогласия с авторитетом или проблем в коммуникации. Свои отношения со сверстниками они могут строить на основе соперничества, сотрудничества или конфликта.

Какие выводы можно сделать по результатам экспериментального исследования конфликтного поведения старшеклассников?

На основе результатов исследования можно сделать вывод, что конфликтное поведение старшеклассников может быть вызвано различными факторами, такими как личностные особенности, ситуационные обстоятельства или взаимодействие с окружающей средой. Возможные рекомендации по управлению конфликтным поведением старшеклассников могут быть связаны с развитием навыков коммуникации, психологической поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в классе.

Какие методы исследования были использованы в эксперименте по изучению конфликтного поведения старшеклассников?

В эксперименте были использованы такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение и анализ документов. Участникам были предложены вопросы о конфликтных ситуациях, их причинах и последствиях. Также проводилось наблюдение за поведением старшеклассников во время конфликтных ситуаций.

Какую литературу можно использовать для дальнейшего изучения темы конфликтного поведения учащихся старших классов?

Для дальнейшего изучения темы конфликтного поведения учащихся старших классов можно обратиться к следующей литературе: [перечислить наиболее релевантные источники]. Эти источники содержат информацию о различных аспектах конфликтов в школьной среде, методах исследования и практических рекомендациях для работы с конфликтным поведением старшеклассников.