Сравнительная характеристика покаянных стихов анонимного автора и "Канона ангелу Грозному воеводе" Ивана Грозного

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
I. История появления и особенности жанра покаянных стихов
II. Особенности стихосложения покаянных стихов и «Канона Ангелу Грозному»
III. Стилистические особенности покаянных стихов и «Канона Ангелу Грозному»
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Ясно, что здесь пишет не обычный человек.
Свои литургические тексты Грозный писал на закрепившиеся уже в богослужебной практике традиционные напевы. В «Каноне Ангелу Грозному воеводе» для каждой из восьми имеющихся в нем песен даны указания на определенный ирмос из числа входящих в постоянный состав русских ирмологиев. Тексты предначинательных молитв и ирмосы канона для удобства его использования даны в послениконовской редакции.
По жанру «Канон Ангелу Грозному» примыкает к традиции «стихов покаянных», главная тема которых – «помышление о смерти». «Помышление о смерти» в XV веке становится главным предметом древнерусской философии, доказательством чему служит редакция «Диалектики» Иоанна Дамаскина, созданная митрополитом Даниилом. Митрополит Даниил на первое место среди тем философского исследования ставит «помышление о смерти». И это не случайно, ведь комплекс представлений, связанных с ожиданием конца телесного существования, включает в себя представления об отношении души и тела, о предназначении телесного и духовного страдания, о посмертной судьбе и телесном воскрешении, т. е. темы, бывшие с античных времен предметом философского размышления.
Страх смерти, извечный спутник человека, пронизывает «Канон Ангелу Грозному»: «Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго». Подчеркивание мрачных, а порой и шокирующих современного человека натуралистических подробностей – характерная черта средневековых описаний телесности. При описании грешной души часто применялись эпитеты «наполненная злосмрадия», «грешная», что должно было подчеркивать ее «сращенность» с телом. Очистить душу от «телесного хлама», и тем самым спасти ее не может и «смертоносный» ангел, архангел Михаил. Он несет смерть, от которой, по мысли автора, может избавить лишь Богородица: «Упование наше, Богородице, крепкая помощнице скорбящим, и от смерти изимаеши и от муки избавляеши...». Богородица – человек, и лишь она может простить слабости людей. Идея заступничества за людей выражена в одном из самых популярных на Руси апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», в котором рассказывается, как архангел Михаил показывает Богоматери мучения грешников после Страшного Суда. Богородица «слишком» человек, и не случайно в период иконоборчества в Византии велась борьба и против ее культа. Выступали против ее культа и современные Грозному еретики-антитринитарии. В молитвах «на исход души» всегда упоминается Богородица: «Ныне убо время всего моего живота, яко дым прейде. Каплям подобно дождевным, злии и малии дние мои, и летним обхождением оскудевающи, помалу исчезают уже. Но Ты, Владычице, спаси мя».
Однако в рассматриваемых покаянных стихах простые смертные обращаются все же к Христу: «Милостивец, помилуй меня!», «Христе, за молитвы родившей тебя избави души наши», «О, душа моя! Зарыдай, вопия ко Христу: Иисусе, спаси меня, по молитвам всех святых твоих избавь меня от вечных и горьких мучений», «О владыка небесный царь, Христос бог наш, дай нам, боже, терпение сносить их обиды, избавь от их насилия, спаси нас, господи, спаси, человеколюбец».
Страх перед мытарствами души смешивается в каноне с надеждой на спасение. Бессмертие человека в христианской парадигме неотъемлемо от его смертности. Человек смертен во временном бытии, в вечностной же перспективе он бессмертен. Временное бытие – это часть вечностного бытия, но «автоматический» переход из времени в вечность невозможен, цена за него – искупление (как личное, так и общее для всего человечества), его этапы: жизнь человечества полная страданий и прозрений, Распятие, Страшный Суд и время «пакыбытия» – жизни будущего века. По средневековым представлениям, тот, кто пройдет все эти испытания, перестанет быть смертным, его «естество» переплавится и станет бессмертным. Круг жизни-смерти столь характерный для языческого миросозерцания, в христианской традиции размыкается, но время освобождения отодвинуто на неизвестный срок. И это – характерная черта древнерусской философии, где все «замкнуто» на этико-антропологических трактовках, концентрирующихся вокруг идей богоподобия и богообразности, полное обретение которых откладывается на время «пакыбытия». И незавершенность человека, его пограничность также является отличительной чертой средневековья, в котором человек, будь он столпник или разбойник, до наступления конца времен пребывает в состоянии «уже, но еще нет»: «стояще посреде царства и суда, посреде съмерти и жизни», но надеясь обрести бессмертие.

Заключение
Средневековая русская культура представляет собой гипертекст, стержнем которого является христианское вероучение. Изложенное в книжности, оно обуславливало характер визуальных видов искусств и формировало письменную и устную культуру. Эта культура была логоцентрична, в центре ее находился Божественный Логос – Иисус Христос, чье устное слово и деяния были письменно зафиксированы апостолами. С учением о слове письменном как образе Иисуса Христа связан культ письменного слова, который оказал значительное влияние на культуру стран, в которых государственной религией являлось христианство. Следствием сакрализации письменного слова в восточнославянской традиции стало особое отношение к книге, и в частности негласный запрет на изложение «письменами» иных произведений, кроме как дидактического и богословского характера. Своеобразие этому гипертексту придавали идущие из дохристианских времен образы национальной архаики, они вторгались во все его слои и уровни, плотно «прошивая» тело культуры. В качестве «гипертекста» русская культура средних веков обладала способностью порождать различные контексты, которые в свою очередь могут изменять саму культуру, способствуя слиянию языковых и культурных тем, что в свою очередь приводит к созданию новых концептуализированных областей смысла.
Философские взгляды Ивана Васильевича Грозного интересны своей «пограничностью», в них заметно смешение традиционных православных учений с новыми настроениями, для которых были характерны натурфилософские и экзистенциальные интенции. Чего, конечно же, нет в покаянных стихах анонимного автора.
Канон Ангелу Грозному воеводе был вполне серьезен на этом фоне, в нем нет элементов глумления над религией, но тем не менее сам объект обращения приобретал не «исполу» христианские, а «исполу» антихристианские черты и поэтому не мог быть назван по имени. И в этом уже отличие от покаянных стихов, которые являются истинным выражением раскаяния. Образ Ангела Грозного воеводы соединился в сознании Ивана Грозного с образом тех «лютых ангелов», которые, по средневековым представлениям, ведали загробными мучениями грешников. Больная совесть Грозного заставляла его думать о смерти и о загробных мучениях – главных темах покаянных стихов. Однако, тем переосмысленных индивидуальным сознанием, что позволяет при всей общности жанровых черт говорить о разной ценности и влиянии покаянных стихов анонимного автора, являющихся собственно частью церкви и фольклора, и «Канона Ангелу Грозному», представляющему собой проявление самостоятельного таланта и воззрения на существующие устои и религию, а также принадлежащему историческому наследию как факт передающий важные для истории настроения государя, а потому преобразующий традиционные жанровые черты в своих целях.




























Список литературы

Канон Ангелу Грозному воеводе // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972.
Покаянные стихи // Памятники литературы Древней Руси. XVI век. М., 1986. С. 552–563.
Добиаш-Рождественская О. А. Культ святого Михаила. Пгр., 1917.
Лихачев Д. С. Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972.
Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.
Тарланов Е. З. Анализ поэтического текста. Петрозаводск, 2000.

Канон Ангелу Грозному воеводе // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С. 22.
Там же. С. 23.
Добиаш-Рождественская О. А. Культ святого Михаила. Пгр., 1917. С. 392.
Там же. С. 25.
Там же.
Там же.
Там же. С. 26.
Лихачев Д. С. Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С. 19.
Здесь и далее покаянные стихи анонимного автора цитируются по следующему изданию: Памятники литературы Древней Руси. XVI век. М., 1986. С. 552–563.
Канон Ангелу Грозному воеводе // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С. 24.
Канон Ангелу Грозному воеводе // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С. 22.
Там же. С. 27.












16

1.Канон Ангелу Грозному воеводе // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972.
2.Покаянные стихи // Памятники литературы Древней Руси. XVI век. М., 1986. С. 552–563.
3.Добиаш-Рождественская О. А. Культ святого Михаила. Пгр., 1917.
4.Лихачев Д. С. Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972.
5.Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.
6.Тарланов Е. З. Анализ поэтического текста. Петрозаводск, 2000.

Вопрос-ответ:

Какими особенностями отличаются покаянные стихи анонимного автора и "Канон ангелу Грозному воеводе"?

Особенности покаянных стихов анонимного автора и "Канона ангелу Грозному воеводе" состоят в различиях в истории появления и стиле стихосложения. Покаянные стихи анонимного автора имеют более древнюю историю, появившись ещё в средние века. Они представляют собой молитвенные стихи, в которых автор исповедуется в своих грехах и просит прощения у Бога. "Канон ангелу Грозному воеводе" - это литургический текст, написанный Иваном Грозным в XVI веке, который также является покаянным стихом, но в нем прослеживается своеобразие и индивидуальность Грозного как автора, отраженные в стиле и выборе тематики.

Какие особенности стихосложения присутствуют в покаянных стихах автора и "Каноне ангелу Грозному"?

Особенности стихосложения покаянных стихов автора и "Канона ангелу Грозному" заключаются в использовании закрепившихся уже в богослужебной практике традиционных напевов. Оба текста написаны сочетанием простых стихов и рифм, которые помогают создать музыкальность и ритмичность покаянных стихов.

Какие стилистические особенности присутствуют в покаянных стихах автора и "Каноне ангелу Грозному"?

Покаянные стихи автора и "Канон ангелу Грозному" обладают своеобразными стилистическими особенностями. Они характеризуются использованием образовой и символической языковой выразительности, красочных эпитетов и метафор, что создает живописные описания грехов и просящих прощения. Однако "Канон ангелу Грозному" также отличается индивидуальным стилем и уникальной тематикой, отражающей личность и мировоззрение самого Ивана Грозного.

Как появились покаянные стихи?

История появления покаянных стихов связана с развитием христианской церкви. Впервые такие стихи начали появляться в раннем средневековье, когда покаяние стало одной из важных частей богослужения. Они представляют собой мольбы и исповеди верующих перед Богом, выражая их раскаяние и желание покаяться.

Какие особенности стихосложения покаянных стихов?

Покаянные стихи обычно состоят из нескольких строф, где каждая строфа состоит из нескольких стихов. Часто используется размер стиха, рифмованные парами строфы. Однако, в покаянных стихах может использоваться различные метрические формы и типы рифмовок в зависимости от желаемого эмоционального оттенка и художественного выражения.

Какие стилистические особенности покаянных стихов и "Канона Ангелу Грозному"?

Покаянные стихи обычно характеризуются высоким стилем, использованием фигур речи (таких как метафоры, сравнения), образности и символики. Они являются выражением глубоких чувств и исповеди души перед Богом. "Канон Ангелу Грозному" Ивана Грозного обладает поэтической мощью и эмоциональной насыщенностью, в которых используются аллегории, эпитеты и многие другие стилистические приемы для выражения покаяния и исповеди.

Каковы особенности жанра покаянных стихов?

Основные особенности жанра покаянных стихов включают раскаяние, исповедь и мольбу перед Богом. В этих стихах автор обычно выражает свои грехи, просит прощение, выражает сожаление и намерение измениться. Жанр покаянных стихов также позволяет автору выразить свои духовные переживания и веру в Бога.

Какие напевы использовал Иван Грозный в своем "Каноне Ангелу Грозному"?

Иван Грозный использовал в своем "Каноне Ангелу Грозному" традиционные напевы, которые уже были устоявшимися в богослужебной практике. Эти напевы были известны и признаны в русской православной церкви. Они помогали создать особую атмосферу покаяния и позволяли стихи звучать особенным и торжественным образом.

Какова история появления покаянных стихов?

История появления покаянных стихов связана с религиозной практикой христианства. Они возникли в Церкви как форма исповеди и покаяния перед Богом. Авторы покаянных стихов обычно оставались анонимными, из-за чего их имена неизвестны.

Какие особенности стихосложения присутствуют в покаянных стихах и "Каноне Ангелу Грозному"?

Покаянные стихи и "Канон Ангелу Грозному" обладают особенностями стихосложения. Они характеризуются регулярной метрикой, используются рифмованные или сложные стихи и выполняют определенную синтаксическую структуру. Однако, в "Каноне Ангелу Грозному" можно наблюдать более сложную структуру стихов по сравнению с обычными покаянными стихами.

Какие стилистические особенности присутствуют в покаянных стихах и "Каноне Ангелу Грозному"?

Покаянные стихи и "Канон Ангелу Грозному" имеют различные стилистические особенности. В покаянных стихах преобладает употребление богословских терминов, метафор и символов, а также использование повествовательного и молитвенного стиля. В "Каноне Ангелу Грозному" можно заметить больше эпических элементов, описаний и эмоционально-выразительных приемов.