Петровское барокко , написать об архитектуре (из 2-х частей, описать памятники)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 1818 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.12.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Барокко – основные черты и характерные особенности
Глава 2. Петровское барокко
Глава 3. Памятники архитектуры первой четверти XVIII в.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Из трех небольших Петергофских дворцов – Монплезира, Эрмитажа и Марли – каждый имеет свое конкретное назначение, которое получило отражение и во внешнем облике, и в планировке.
Самый «морской» из дворцов недаром носит название «monplaisir» - «мое удовольствие». Построенный по рисункам самого Петра, он всегда служил для него жилищем во время приездов в Петергоф. Характерная особенность фасадов дворца – выбеленность стыков кладки из красного кирпича. Этот достаточно простой прием сразу придает зданию выразительность и подчеркивает его «голландский стиль». Дворец расположен на невысокой террасе, у самой кромки берега Финского залива. Огромные окна с мелкой расстекловкой открываются прямо к морю. Интерьеры дворца также вполне характерны для Петровского барокко. Мраморные полы в черно-белую клетку, массивная немецкая мебель, печи, покрытые изразцами голландской работы, - все эти типичные приемы той эпохи можно встретить в любом из них. С противоположной, защищенной от ветра стороны, разбит китайский садик. Увлечение «китайщиной» вообще было характерно для того времени. Голландия, поддерживавшая торговлю с Востоком, привозила в Европу лаковые панно китайской работы, было также налажено производство китайской мебели. Китайские комнаты были в XVIII веке непременным атрибутом во дворце любого уважающего себя вельможи.
Самый романтичный из дворцов – несомненно, Эрмитаж, расположенный ближе к Морскому каналу. Его главный фасад выполнен лучковым фронтоном и балконом, а углы – рустом. Романтическое ощущение усиливают огромные окна второго этажа, через которые видно море. Дворец предназначался для приватных собраний, в обеденный зал, расположенный на втором этаже, кушанья подавались с помощью опускавшегося стола, на котором гости оставляли записочки со своими пожеланиями. Лестница поначалу отсутствовала, на второй этаж гостей поднимало кресло-подъемник. После того, как оно с одним из гостей рухнуло вниз, от этой затеи отказались.
У западной границы нижнего парка находится третий небольшой дворец Петергофа – Марли, обязанный своим названием знаменитой загородной резиденции Людовика XIV – Марли-Ле-Руа близ Парижа. Двухэтажное, квадратное в плане здание, построенное по проекту архитектора Браунштейна в 1723 году, расположено на берегу прямоугольного пруда. С другой стороны находятся Секторальные пруды, в которых разводили рыбу прямо к столу, так что во дворец можно попасть только по арочным мостикам. Главный фасад тонко подчеркнут лучковым фронтоном и балконом, обнесенным изящной кованой решеткой с рокайлями (орнаментами в виде раковины) и золочеными решетками. Слегка изогнутая кровля вновь напоминает Китай – черта стиля донесенная до Петербурга через Париж и Амстердам. Интересно, что первоначально дворец был построен одноэтажным, но по указанию Петра был надстроен, что, кстати, и придало его образу гармоничность.
В противоположность небольшим царским дворцам в Петергофе, хоромы его фаворита Меньшикова в Ораниенбауме поражают своими размерами и великолепием. Как и Меньшиковский дворец в Петербурге, Петергофский, построенный архитектором Шеделем, долгое время был самой парадной резиденцией новой столицы. Раскинувшийся полукругом на двести десять метров, главный фасад открывается к морю парадной многомаршевой лестницей. На концах полукруга расположены два симметричных павильона, выполняющих роль флигелей, - дворцовая церковь и «японский» павильон. Перед дворцом находилась устроенная по настоянию Петра гавань, предназначавшаяся для морского сообщения с Петергофом и столицей.
Таким образом, для зданий петровского барокко характерны следующие черты:
Сдержанное, по сравнению  с европейским барокко, использование декоративных элементов;
Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей;
Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами»;
«Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением;
Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность;
Приведение к симметрии требует выделения центра композиции.
По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал;
 Особо представительные в градостроительном отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками; 
Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом; 
Плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль Петровского барокко по-своему уникален. При всех явных заимствованиях, он несет в себе много индивидуальных черт, а здания его эпохи не имеют аналогов и всегда по-своему оригинальны. Фасады относительно просты, но в то же время нарядны и представительны, на них отсутствуют громоздкие и тяжеловесные украшения, а выразительность достигается минимальными средствами.
Монументальные здания, сооруженные по проектам западноевропейских архитекторов, отличаются пышностью, богатством декоративного убранства, имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытный архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных форм и национального русского декоративного искусства.
Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.
Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб. 2000 – 572с.
Волков С. История культуры Санкт-Петербурга (с основания до наших дней) М./Эксмо/ 2005 – 670с.
Искусство. Словарь-справочник. М, «ЭКСМО». 2002 – 381с.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978 – 229с.
Михайлов А.. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. М.1989 – 336с.
Три века Санкт- Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Филфак СПбГУ 2003 Восемнадцатое столетие. Книга первая.-668с.
Энциклопедия императорского Петербурга М /ЭКСМО/ 2006 -605с.



Михайлов А.. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. М. /Искусство/1989, Волков С. История культуры Санкт-Петербурга (с основания до наших дней)М./Эксмо/ 2005
Три века Санкт- Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Филфак СПбГУ 2003.
Михайлов А.. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. М. /Искусство/1989С.36
Энциклопедия императорского Петербурга М /ЭКСМО/ 2006С.25
Три века Санкт- Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Филфак СПбГУ 2003 Восемнадцатое столетие. Книга первая. С.110-111
Три века Санкт- Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Филфак СПбГУ 2003 Восемнадцатое столетие. Книга первая. С.111-112

Искусство. Словарь-справочник. М/ЭКСМО/. 2002 С.268

Волков С. История культуры Санкт-Петербурга (с основания до наших дней)М./Эксмо/ 2005 С.78
Энциклопедия императорского Петербурга М /ЭКСМО/ 2006 С.32













2


1.Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб. 2000 – 572с.
2.Волков С. История культуры Санкт-Петербурга (с основания до наших дней) М./Эксмо/ 2005 – 670с.
3.Искусство. Словарь-справочник. М, «ЭКСМО». 2002 – 381с.
4.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978 – 229с.
5.Михайлов А.. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. М.1989 – 336с.
6.Три века Санкт- Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Филфак СПбГУ 2003 Восемнадцатое столетие. Книга первая.-668с.
7.Энциклопедия императорского Петербурга М /ЭКСМО/ 2006 -605с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности характерны для архитектуры Петровского барокко?

Архитектура Петровского барокко отличается изяществом, изобилием декоративных элементов и богатством фасадов. Она характеризуется применением ярких красок, украшений из различных материалов, а также наличием куполов и колоннад.

Какие памятники архитектуры Петровского барокко можно найти в Петергофе?

В Петергофе можно найти три памятника архитектуры Петровского барокко - дворцы Монплезир, Эрмитажа и Марли. Каждый из них имеет свою специфическую планировку и внешний облик, соответствующие их функциональному назначению.

Почему один из петергофских дворцов назван "Monplaisir"?

Петергофский дворец с названием "Monplaisir" получил это название из-за его морского расположения и оригинального назначения. "Monplaisir" в переводе с французского означает "мое удовольствие", что отражает индивидуальный и развлекательный характер этого дворца.

Какие черты характерны для барокко вообще?

Барокко – это художественный стиль, который характеризуется изящностью и чувственностью форм, эмоциональностью и пышностью декора. В архитектуре барокко используются витые колонны, купола, богато украшенные фасады и роскошные интерьеры. Этот стиль был популярен в Европе 17-18 веков.

Какие памятники архитектуры первой четверти XVIII века можно найти в России?

В России в период первой четверти XVIII века были созданы несколько великолепных памятников архитектуры. Одним из них является петергофский дворец Монплезир, который впечатляет своей морской тематикой и ярким оформлением. Также можно отметить дворцы Эрмитажа и Марли, каждый из которых имел свое функциональное назначение и неповторимый стиль.

Что такое Петровское барокко?

Петровское барокко - это стиль архитектуры, который был популярен в России в первой четверти XVIII века, при правлении Петра I.

Какие особенности имеет архитектура Петровского барокко?

Архитектура Петровского барокко отличается изящностью и избыточностью декоративных элементов, а также симметричностью и монументальностью зданий.

Какие памятники архитектуры относятся к Петровскому барокко?

К памятникам архитектуры Петровского барокко относятся такие знаменитые дворцы, как Монплезир, Эрмитаж и Марли. Каждый из них имеет свое назначение, которое отражается как во внешнем облике, так и в планировке.