Основные проблемы французской культуры XVIII века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 2626 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 05.08.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА……………………………………………….
1.1. Аристократическая субкультура……………………………………...
1.2.. Буржуазная субкультура……………………………………………...

ГЛАВА II. КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ И ПРОБЛЕМЫ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ…………………………………………………..………
2.1. Идея Бога: проблема религии в культуре Просвещения……………
2.2. Идея человека: антропология просветителей………………………..
2.3. Идея права и социальные тории XVIII века…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
Фрагмент для ознакомления

Вопрос о том, что человек рожден со страстями, гораздо глубже разработан в философском и литературном наследии маркиза де Сада (1740 -1814). Признательное и трепетное восприятие любви, которое было характерно для Возрождения и барокко, могло бы закрепиться в европейской культуре. Но вот грянула эпоха Просвещения с ее культом разума. Многие возрожденческие идеалы были критически переосмыслены. В частности, было провозглашено, что душа не имеет пола. Это означает на деле, что неповторимость чувства отвергается. Делалась определенная ставка на нивелировку переживаний. Любовь все чаще трактовалась как чистое безумие, недостойное разумного человека.
Эпоха Просвещения пыталась выстроить все человеческие отношения по меркам разума. Однако мир человеческих страстей оказался принципиально нерегулируемым, неисчислимым.
Антропология просветителей тесно связана с их религиозной концепцией. В их основе – философская установка о самодовлеющем и разумном индивиде. Именно в мыслях и поступках этого индивида Просвещение искало объяснения религии, морали, государства и т.д. Тот самый разум, который философски воспело Просвещение, который Ц.Дюмарсе сравнивал с благодатью и которому позже Робеспьер пытался строить алтари, был не что иное, как сознающий себя и ответственный за свои поступки перед самим собой индивид. В нем - альфа и омега Просвещения, это главный герой его богоборческих утопий (и главная его иллюзия).
Вполне закономерно, что главным, если не единственным, атрибутом разумного индивида, возведенного на пьедестал Просвещением, оказывалась его неутолимая жажда познания, т. е. жажда причинного объяснения мира по правилам рационалистической философии. Фактически, провозглашая универсальность и всемогущество разума, философы-просветители строили мир по собственному образу и подобию. Однако, стремясь рационально понять человека, рационализм мог объяснить лишь самое себя, - точнее, свой собственный логический идеал.
Отвергая все авторитеты, подвергая все разрушительной критике, просветительский разум искал опору, некий абсолют, нечто незыблемое в человеческой природе, доброй и разумной, которую можно обнаружить путем вычитания всех социальных, национальных, исторических и индивидуальных различий, существующих между людьми. Полученный таким образом единый общечеловеческий субстрат был некой абстракцией, пустотой.
Понятие человека вообще, «естественного человека», играет важную роль в культуре Просвещения. Оно служит нормой, мерилом, масштабом, позволяющим судить и оценивать различные социальные и исторические формы жизни.
Основным естественным стремлением человека признавалось стремление к счастью; исходя из этой идеи просветители строили свои моральные концепции. Пожалуй, никогда не говорили столько о добродетели как в XVIII веке. Дело в том, что построить здание нравственности без опоры на религию, на традиции, исходя из права человека на счастье, практически невозможно, и потому не оставалось ничего иного, кроме как проповедовать. Как писал о Просвещении О.Мандельштам, «человеческая мысль задыхалась от обилия непреложных истин и однако не находила себе покоя. Так как, очевидно, все она оказались недостаточно действенными, приходилось без устали повторять их».





2.4. Идея права и социальные тории XVIII века

Основываясь на принципиальном для XVIII века положении о единстве Природы и Разума, просветители осмысливали и социальное бытие человечества. Поскольку основа разумного и духовного находится в самой природе человека и мира, в «естественности», такими же природными и естественными являются и его права, обеспечить которые и призван социальный порядок.
Идея права определяет характер рационализма XVIII века. Ее становление связывают с именем английского философа XVII – XVIII вв. Дж.Локка. Он формулирует три важнейших права человека: право на жизнь, на собственность и на свободу. Это естественные права, данные человеку самой природой. И роль государства, основанного на общественном договоре, - охрана этих прав. Впервые государство начинает рассматриваться не как средство ограничения свободы, а как условие ее сохранения и расширения.
Право на жизнь. Никто не вправе не только убить другого, но и распоряжаться его жизнью. Всякая форма зависимости (рабство, крепостничество) противоречит этому естественному праву. Человек вправе продавать свою рабочую силу, но распоряжаться его жизнью никто не имеет права.
Право на собственность. Локк полагал, что источником собственности является труд, и поэтому право на собственность – неотъемлемое естественное право человека.
Право на свободу. Речь идет о свободе мысли, совести, целеполагания. Поскольку человек конечен, его представления не могут претендовать на нечто абсолютное. Отсюда важнейшее требование, которое имеет религиозный, но не только религиозный смысл – терпимость. Локк утверждал, что распри в обществе происходят не от разнобоя мнений, а от нетерпимость.
Принцип права является важнейшим для всей культуры XVIII века, который завершился Декларацией прав человека и гражданина, принятой в эпоху Великой французской революции. Там сказано: «Забвение или презрение прав человека и гражданина суть единственная причина бедствий и испорченности правительства».
Из единства разума и природы просветителями был сделан следующий вывод: если разумные цели, которые ставит перед собой человек, не противоречат естественным законам природы, значит может быть создан разумный и счастливый общественный порядок. Это главная идея всего Просвещения. До сих пор, полагали Просветители, люди руководствовались не разумом, а предрассудками, и от них надо очистить сознание людей. Предрассудком считалось все, что усвоено на основе традиции и авторитета и не подвергнуто критическому суду разума.
Неразумный общественный порядок, не обеспечивающий людям соблюдение их основных прав и, следовательно, нарушающий «общественный договор» между народом и правителями, может быть свергнут. Дидро писал, что «общество избирает себе государей только ради более надежной охраны своего счастья и ради самосохранения», поэтому на деспотизм властей позволено отвечать насилием. Руссо и Гольбах тоже считали восстания вполне правомерными. Все это способствовало укреплению в общественном сознании идеи оправданности революционного насилия, готовило революцию 1789 г.
В трактате «Об общественном договоре» Руссо противопоставил современное ему общество естественному первобытному состоянию, при котором люди были равны. Гармония была нарушена, когда появилась частная собственность. Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов, распространяющихся на всех граждан, должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе. Однако условия общественного договора, по мнению Руссо, оказались быстро забытыми, и подданные уравнялись в одном – в своем бесправии перед деспотизмом.
Признавая возможность построения идеального общества, просветители видели его процветающим и модернизированным, в котором развиваются промышленность, коммерция и наука, а человек свободен от предрассудков, порождающих страх перед Богом, церковью и правителями. Будущее общество должно основываться на принципе равенства или хотя бы приближаться к этому идеалу. Достичь этого можно, согласно теориям просветителей, за счет примерно одинакового распределения собственности.
Несмотря на то, что просветительская идеология во многом предопределила революционные события во Франции конца XVIII века, сами просветители отнюдь не считали, что революция – лучший способ достижения нового общества. Насилию они противопоставляли духовное просвещение народа и правителей, считая главным делом рассеять тьму предрассудков и невежества. С этой целью была создана «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» - многотомный труд под реадкцией Дидро и Д’Аламбера. Она охватывала самый разнообразный материал оп политике, морали, искусству, технике, философии, сельскому хозяйству и т.п. энциклопедия должна была в популярной форме дать новую систему представлений о мире и о человеке.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Многие проблемы французской культуры XVIII века были связаны со структурным преобразованием мира западноевропейской культуры, происходившим в начале Нового времени. Свойственное феодальной культуре членение на субкультуры начинает разрушаться. Культурная дистанция между городом и деревней сокращается; крестьянский фольклор вырождается в сувенирный промысел; религиозная субкультура неуклонно утрачивает свою былую мощь. Аристократическая подсистема культуры в ряде европейских стран (в том числе во Франции) превращается в своего рода театрализованную игру. В исторической перспективе все это приведет к формированию современной городской цивилизации, основной социальной и культурной силой которой является буржуазия.
Наиболее ярко ключевые проблемы XVIII века были проявлены в идеологии французского Просвещения. Его антирелигиозный пафос вскрыл глобальное противоречие новой цивилизации: падение авторитета религии и церкви и в то же время невозможность для человека обходиться без идеи Бога.
Антропологическая концепция просветителей заложила основы новоевропейского индивидуализма, который строится на признании священных и неотъемлемых прав свободного, «естественного» человека. XVIII век «идеалистически» решает вопрос о природе человека как исходно разумной и «доброй», о разуме, способном управлять страстями и инстинктами. Многие научные открытия последующих столетий (в частности, психоанализ) вынудят человечество пересмотреть эту проблему.
Столь же оптимистическим является подход французских просветителей к проблеме разумного общественного устройства. Оно представляется им вполне достижимым, и прежде всего посредством «просвещения» народа и правителей. Главный проект французских просветителей – «Энциклопедия» - преследовал именно эту цель: обобщение знаний и их распространение в народе, и тем самым – улучшение нравов, достижение общественного благополучия.
Однако заложенная в идеологии Просвещения установка на приемлемость насильственных способов достижения социальной гармонии во многом поставило под вопрос провозглашенное просветителями же требование прав и свобод личности.
Итак, «век философов» – это период становления новой буржуазной культуры в Европе. Ее идеалы – разум, прогресс, социальная гармония, в основе которой лежат «свобода, равенство, братство» (лозунг Великой французской революции). Просветителей отличал исторический и социальный оптимизм: они полагали, что для всеобщего блага достаточно доброй воли и силы разума.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахмутский В. Культура XVII-XVIII веков. // История и философия культуры. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Его же. Избранные произведения. / Пер. с нем. – М., Прогресс, 1990. – 764 с.
Герман М.Ю. А.Ватто. – Л., Искусство, 1984. – 177 с.
Гуревич П.С. Эпоха Просвещения: открытие субъекта. // Его же. Философия человека. Ч. 2. – М., ИФРАН, 2001. – 209 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; Страны Западной Европы ХУП-ХУШ веков; Россия XVIII века. - М., Искусство, 1990. - 317с.
Левада Ю.А. Социальная природа религии. – М., Наука, 1965. - 263 с.
Никонова А.В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. – М., 2000. – 23 с.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. / Пер. с польского. – М., Прогресс, 1987. - 528 с.



Никонова А.В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. – М., 2000. – 23 с. – С.12-15.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; Страны Западной Европы ХУП-ХУШ веков; Россия XVIII века. - М., Искусство, 1990. - 317с.
Герман М.Ю. А.Ватто. – Л., Искусство, 1984. – 177 с.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., Прогресс, 1990. – 764 с.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М., Прогресс, 1987. – 528 с.
Дмитриева Н.А. Указ. соч. – С.55.
Левада Ю.А. Социальная природа религии. – М., Наука, 1965. - 263 с. – С.10-15.
Цит. по: Гуревич П.С. Эпоха Просвещения: открытие субъекта. // Его же. Философия человека. Ч. 2. – М., ИФРАН, 2001. – 209 с. – С.55.
Там же.
Цит. по: Бахмутский В. Культура XVII-XVIII веков. // История и философия культуры. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с. – С.91.
Бахмутский В. Культура XVII-XVIII веков. // История и философия культуры. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с. – С.91.













2

1.Бахмутский В. Культура XVII-XVIII веков. // История и философия культуры. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с.
2.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Его же. Избранные произведения. / Пер. с нем. – М., Прогресс, 1990. – 764 с.
3.Герман М.Ю. А.Ватто. – Л., Искусство, 1984. – 177 с.
4.Гуревич П.С. Эпоха Просвещения: открытие субъекта. // Его же. Философия человека. Ч. 2. – М., ИФРАН, 2001. – 209 с.
5.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; Страны Западной Европы ХУП-ХУШ веков; Россия XVIII века. - М., Искусство, 1990. - 317с.
6.Левада Ю.А. Социальная природа религии. – М., Наука, 1965. - 263 с.
7.Никонова А.В. Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века: Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. – М., 2000. – 23 с.
8.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. / Пер. с польского. – М., Прогресс, 1987. - 528 с.



Вопрос-ответ:

Каковы основные проблемы французской культуры XVIII века?

Основные проблемы французской культуры XVIII века связаны с социальной структурой общества и ключевыми идеями просвещения. В культуре этого времени можно выделить две субкультуры - аристократическую и буржуазную, каждая из которых имела свои проблемы и особенности.

Какие субкультуры существовали во французской культуре XVIII века?

Во французской культуре XVIII века существовали две основные субкультуры - аристократическая и буржуазная. Аристократическая субкультура была связана с высшими слоями общества и имела свои особенности и проблемы. Буржуазная субкультура, в свою очередь, представляла интересы среднего класса и также имела свои проблемы и идеи.

Какие ключевые идеи и проблемы были в французском просвещении XVIII века?

В французском просвещении XVIII века существовали несколько ключевых идей и проблем. Одной из них была проблема религии и идея Бога. В то время возникло много разных мнений и точек зрения на религию и роль Бога в обществе. Также была развита антропология просветителей - идея о человеке и его роли в мире. И, наконец, была проблема права и социальных теорий XVII века, которые повлияли на формирование французской культуры.

Какие идеи были в просвещении XVIII века относительно религии?

В просвещении XVIII века существовали разные идеи относительно религии. Некоторые люди отвергали религию и считали, что она препятствует свободному мышлению. Другие же пытались совместить религию с разумом и наукообразным подходом. Были и те, кто поддерживал религию и считал ее важной частью общества.

Какие были основные проблемы французской культуры XVIII века?

Основными проблемами французской культуры XVIII века были разделение на аристократическую и буржуазную субкультуры, проблема религии в культуре Просвещения, антропология просветителей и идея права и социальные теории XVII века.

Какие субкультуры существовали во французской культуре XVIII века?

Во французской культуре XVIII века существовала аристократическая субкультура и буржуазная субкультура.

Какие ключевые идеи и проблемы были у французского Просвещения?

Ключевыми идеями и проблемами французского Просвещения были проблема религии в культуре Просвещения, антропология просветителей, идея права и социальные теории XVII века.

Какая идея была проблемой религии в культуре Просвещения?

Проблемой религии в культуре Просвещения была идея Бога и его места в обществе и жизни людей.

Какая идея была проблемой для антропологии просветителей?

Проблемой для антропологии просветителей была идея человека и его роли в обществе, его возможностей и ограничений.

Какие социальные субкультуры существовали во французской культуре XVIII века?

Во французской культуре XVIII века существовали две основные социальные субкультуры: аристократическая и буржуазная. Аристократическая субкультура была связана с высшими слоями общества, представители которой обладали привилегиями и доминировали на политической арене. Буржуазная субкультура, в свою очередь, представляла интересы представителей среднего класса, которые стремились к свободе и индивидуальности.

Какие ключевые идеи просвещения были характерны для французской культуры XVIII века?

Во французской культуре XVIII века были характерны такие ключевые идеи просвещения, как идея Бога, антропология просветителей и идея права и социальные теории. Идея Бога отражала проблему религии в культуре Просвещения, когда многие просветители ставили под сомнение роль церкви и религиозных догм в обществе. Антропология просветителей занималась исследованием природы человека, его способностей и общественных отношений. Идея права и социальные теории включала в себя идеи о равенстве, справедливости и необходимости изменения социального строя.

Какие проблемы возникали во французской культуре XVIII века?

Во французской культуре XVIII века возникали различные проблемы. В аристократической субкультуре, например, существовали большие неравенства и привилегии для высших слоев общества, что создавало напряжение и недовольство среди более низкого населения. В буржуазной субкультуре возникали проблемы связанные с ограничениями на политическую деятельность и недостатком свободы от власти аристократии. Проблемы религии в культуре Просвещения тоже занимали центральное место, так как многие просветители подвергали сомнению роль и влияние церкви.