Конфликт государства и общества

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конфликтология
  • 4040 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 21.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Взаимодействие общества и государства.
Глава 2. Конфликт между обществом и государством
2.1. Понятие «политического конфликта»
2.2. Объект политического конфликта
2.3. Субъекты политических конфликтов
2.4. Особенности политических конфликтов
2.5. Функции политических конфликтов.
2.6. Типы политических конфликтов
Глава 3. Способы разрешения политических конфликтов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Третьим типом в иерархии политических конфликтов являются конфликты на основе существенных расхождений в политической культуре. Речь не просто о конфликтах из-за ценностей как расхождении в идеалах, ориентация, но о конфликтах на почве политических культур как способов восприятия реальности, а также способов политического мышления и действия больших социальных групп.





Глава 3. Способы разрешения политических конфликтов
Согласно распространенной в международной политической науке версии, любой относительно крупный «политический конфликт проходит три основные фазы - возникновения, развития и окончания».
Учет динамики конфликтов необходим для контроля за их протеканием, для управления конкурентными взаимоотношениями, В этом могут быть заинтересованы соперничающие стороны, правящие структуры, международные организации и т. д. В большинстве случаев они стремятся к урегулированию или разрешению конфликтов.
При этом управление конфликтом - это такое воздействие на конфликтный процесс, в ходе которого «существенно уменьшаются деструктивные последствия конфликта, происходит его ограничение по числу субъектов и предметов, но сам конфликт продолжает функционировать в открытой форме»2.
Управление конфликтом может быть подготовительным этапом к его окончанию. В тех случаях, когда конфликт превращается в затяжной и перспективы его прекращения отодвигаются на неопределенный срок, смыслом управления конфликтом становится сужение его масштабов и исключение вооруженных форм борьбы, уменьшение материальных и моральных издержек каждой из сторон.
Управление конфликтом может осуществляться как одним, наиболее сильным его участником, так и несколькими или всеми участниками, а также внешней силой. В качестве средств управления конфликтом внешняя сила может использовать такие методы воздействия на конфликтующие стороны, как убеждение, политическое и экономическое давление, угроза или фактическое применение силы и пр.
В результате действий по управлению конфликтом меняются условия и формы его протекания, частично трансформируются сами субъекты конфликта. Однако далеко не всегда это происходит в направлении, желательном для управляющей стороны. Вместе с тем переход конфликта из неуправляемого в управляемый - процесс позитивный, открывающий перспективу его окончания.
Кто бы ни был субъектом управления конфликтом, выбор надлежащих технологий подчинен решению ряда универсальных задач:
- воспрепятствовать возникновению конфликта либо его переходу в такую фазу, когда резко возрастет цена за его урегулирование;
- вывести все теневые, латентные конфликты в откры тую форму, с тем чтобы уменьшить неконтролируемые процессы их взаимодействия, избежать обвальных потрясений, на которые будет невозможно адекватно и оперативно реагировать;
- минимизировать социальное недовольство, вызываемое политическим конфликтом в смежных областях общественной жизни, чтобы избежать детонирования потрясений, урегулирование которых потребует дополнительных ресурсов и энергии;
- институционализировать конфликты для их цивилизованного разрешения или перевода в такие формы, которые создают предпосылки для самозатухания.
В современной конфликтологии для обозначения различных исходов конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Каждое из них обозначает различную степень преодоление противоречий, которые лежат в основе конфликта.
Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Оно может произойти и спонтанно, без сознательных усилий политических субъектов (например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости соперников, истощения ресурсов и прочих причин).
Урегулирование конфликта - это такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. Неисчерпанность предмета спора через определенное время может привести к возобновлению конфликта.
Урегулирование конфликта представляется благоприятным исходом, поскольку при определенных обстоятельствах оно может обеспечить мирную жизнь нескольким поколениям людей. За это время в обществе могут произойти столь значительные изменения, что сущностные противоречия одного исторического периода утратят актуальность в новых условиях.
Наконец, возможно исчезновение или качественное изменение субъектов - носителей конфликта, в результате чего возникнет новая среда, в которой ранее неразрешимый конфликт превратится в разрешимый. Однако всего этого может не произойти, и урегулированный конфликт спустя длительное время вспыхнет с новой силой.
Политической теорией и практикой выработаны «основные способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов - переговоры, компромисс и консенсус».
Обмен мнениями в процессе переговоров снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента, более адекватно оценить ситуацию и условия прекращения соперничества. Переговоры дают возможность сблизить позиции участников или рассмотреть альтернативные варианты урегулирования взаимных претензий.
В переговорном процессе наиболее характерны две линии поведения участников.
1. Стратегия конкурентного поведения, или позиционного торга. Ее суть состоит в жестком отстаивании своей позиции и принуждении другой стороны к уступкам путем оказания на нее давления. Она все гда чревата срывом переговоров, поскольку обе сто роны настаивают на удовлетворении своих высших требований.
2. Стратегия согласованного поведения предполагает учет интересов партнера, готовность к взаимным уступкам в одном или нескольких направлениях или к поискам взаимоприемлемого нового решения, согласие на посредничество третьей стороны в разрешении противоречий. Она чаще всего возможна на последних стадиях переговоров.
По окончании конфликта результаты переговоров должны быть так представлены обществу, чтобы они не были восприняты как унижение, проигрыш одной из сторон. Это позволит исключить негативную реакцию, могущую поставить под вопрос выполнение принятых решений.
Распространенным способом прекращения конфронтационных отношений является компромисс. М Лебедева понятие «компромисс» определяет как «соглашение на основе взаимных уступок». Применительно к политике это понятие отражает баланс сил, действий и интересов, достигнутый путем взаимных уступок. В ходе реализации компромиссов отсекаются наиболее разрушительные проявления конфликтности, устанавливается система сдержек и противовесов притязаниям каждой из конфликтующих сторон.
Различают компромиссы вынужденные и добровольные.
Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Таковыми могут быть неблагоприятное для одного из участников конфликта соотношение сил, вызывающее необходимость в уступках; угроза самому существованию противоборствующих сторон, какой, в частности, была для СССР и США опасность третьей мировой войны.
Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашений по определенным вопросам и соответствуют части политических интересов взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются, например, партийные блоки и политические коалиции.
Технология компромиссов сложна, во многом уникальна. Основными способами согласования интересов и позиций соперничающих сторон являются консультации, диалог, дискуссии, взаимные уступки. Искусство компромисса является показателем тактической гибкости субъектов политической борьбы.
Многие исследователи «оптимальным способом разрешения политических конфликтов считают консенсус»1. Суммируя различные точки зрения на этот феномен, можно выделить два его основополагающих принципа:
- поддержка решения большинством участвующих в егопринятии, причем лучше квалифицированным большинством;
- отсутствие возражений против принятия решения состороны хотя бы одного из участников.
Политический консенсус как способ взаимодействия субъектов представляет собой их согласие в отношении: а) функционирующей политической системе (так называемый системный консенсус); б) правил и механизмов разрешения конкретных политических конфликтов.
Оценивая уровень консенсуса по отмеченным параметрам, политологи относят одни общества к «консенсусным», другие - к «конфликтным». В числе первых называют скандинавские страны с продолжительным существованием парламентского правления, отсутствием «антисистемных» партий, выступающих против господствующих политических режимов, а вследствие этого - и с высокой степенью гражданского согласия.
Консенсус становится принципом взаимодействия политических сил только в демократических системах. Степень консенсусности общества является показателем развитости демократии. Авторитарные и тем более тоталитарные режимы не обращаются к этому способу разрешения социальных и политических конфликтов.
История показала, что базовыми основами консенсуса могут быть национальные и религиозные ценности, права и свободы личности. К числу базовых основ консенсуса в настоящее время относятся и экологические ценности.
Таким образом, политический консенсус не означает бесконфликтности общественного развития. Ценности, составляющие базовые основы консенсуса, лишь очерчивают границы «конфликтного пространства» и определяют принципы, способы, средства, используемые для урегулирования коллизий. Общим принципом разрешения конфликтов в условиях консенсуальной демократии является ориентация на компромисс, а не подчинение (тем более уничтожение) противоположной стороны.
Итак, в современной конфликтологии для обозначения различных исходов конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Каждое из них обозначает различную степень преодоление противоречий, которые лежат в основе конфликта. Политической теорией и практикой также выработаны основные способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов - переговоры, компромисс и консенсус».















Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Пространство взаимодействия общества и государства — это мир публичности, пространство для множества возможных действий. Когда различные возможности вступают в открытое жизненное пространство, они изменяют свой статус, теряют свою скрытость и открываются в столкновении мнений, становясь в силу этого общественными, «публичными». В этом общественном столкновении мнений социальный мир приобретает новый характер, становится политическим миром.
Политический конфликт – это острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.
В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — «государственная власть, а также политический статус социальных групп (степень приближенности или удаленности от рычагов власти, способность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений) и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.
Одна из особенностей политического конфликта состоит в том, что он непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты и таким образом становятся субъектами политического конфликта.
В современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные, созидательные.
В современной конфликтологии для обозначения различных исходов конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Каждое из них обозначает различную степень преодоление противоречий, которые лежат в основе конфликта. Политической теорией и практикой также выработаны основные способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов - переговоры, компромисс и консенсус.
Однако при всей значимости политических технологий в предотвращении и разрешении конфликтов необходимо осознавать ограниченность их возможностей. Без преодоления существующих глобальных проблем (перенаселенность ряда регионов, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами, деградация среды обитания, разрыв семейных и общественных связей) невозможно предотвратить вызываемые ими политические конфликты, опасные для самого существования человечества. Политические технологии могут рассматриваться в качестве одного из средств решения этих проблем.

















Список литературы


Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
Базаров Т. Ю. Конфликтология. - М., 2000.
Вержбицкий А. П. Переговоры и посредничество в условиях конфликта: Системные исследования. - М., 1998.
Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
Ворожейкин И. Е. Конфликтология. - М., 2002.
Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1997.
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. - М., 1993.
Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология.- М.,1996.
Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2000.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1995.
Зеркин Д. Основы политологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - М., 1923.
Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1993.
Козер Л. Основы конфликтологии. - СПб., 1999.
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
Краснов Б. Политология. – М., 1999.
Кузнецов С. В. Конфликт и политика: новые перспективы // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.
Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1999.
Политологический словарь. Ч. 2. - М., 1994.
Пугачев В. В. Введение в политологию. – М., 1995.
Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Политические исследования. - 2000. - № 3.
Сирота Н. М. Политическая конфликтология. - СПб., 1997..
Сулимова Т. C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996.
Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 2000.
Чиркин В.Е. Три ипостаси государства. – М., 1998. .
1 Чиркин В.Е. Три ипостаси государства. – М., 1998. С. 10.

Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. С. 100.
2 Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1993. С. 23.

1 Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология.- М.,1996. С. 142.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1995. С. 28.
2 Краснов Б. Политология. – М., 1999. С. 167.
3 Политологический словарь. Ч. 2. - М., 1994. С.31.
4 Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1997. С. 18.

1 Сирота Н. М. Политическая конфликтология. - СПб., 1997. С. 9.

Сирота Н. М. Политическая конфликтология. - СПб., 1997. С.10.
Зеркин Д. Основы политологии. – Ростов-на-Дону, 1997. С. 98.
Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 2000. С. 187.
Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 2000. С. 189.
2 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. С. 156.

Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Политические исследования. - 2000. - № 3. – С. 37.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 203.
Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1997. С. 118.

Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 2000. С. 171.

Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 2000. С. 203.

1 Базаров Т. Ю. Конфликтология. - М., 2000. - С. 157.

2 Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1997. С. 189.

Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1997. С. 204.

Кузнецов С. В. Конфликт и политика: новые перспективы // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 92

Пугачев В. В. Введение в политологию. – М., 1995. С. 267.
2 Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2000. С. 190.

Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2000. С. 191.

Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1999. С. 147.

Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1999. С. 149.


1 Сулимова Т. C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996. С. 132.













29

1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
2.Базаров Т. Ю. Конфликтология. - М., 2000.
3.Вержбицкий А. П. Переговоры и посредничество в условиях конфликта: Системные исследования. - М., 1998.
4.Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
5.Ворожейкин И. Е. Конфликтология. - М., 2002.
6.Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1997.
7.Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. - М., 1993.
8.Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология.- М.,1996.
9.Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2000.
10.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1995.
11.Зеркин Д. Основы политологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
12.Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - М., 1923.
13.Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1993.
14.Козер Л. Основы конфликтологии. - СПб., 1999.
15.Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
16.Краснов Б. Политология. – М., 1999.
17.Кузнецов С. В. Конфликт и политика: новые перспективы // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.
18.Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1999.
19.Политологический словарь. Ч. 2. - М., 1994.
20.Пугачев В. В. Введение в политологию. – М., 1995.
21.Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Политические исследования. - 2000. - № 3.
22.Сирота Н. М. Политическая конфликтология. - СПб., 1997..
23.Сулимова Т. C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996.
24.Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М., 2000.
25.Чиркин В.Е. Три ипостаси государства. – М., 1998. .

Вопрос-ответ:

Какова тема статьи?

Тема статьи - "Конфликт государства и общества".

Что такое политический конфликт?

Политический конфликт - это противоречие или противостояние между государством и обществом, которые имеют различные цели и интересы.

Кто является объектом политического конфликта?

Объектом политического конфликта является государство и общество, которые борются за власть, ресурсы и достижение своих интересов.

Какие особенности имеют политические конфликты?

Политические конфликты имеют ряд особенностей, включая политическую природу, наличие противоборствующих сторон, стремление к власти и ресурсам, а также воздействие на политические процессы и стабильность общества.

Какие способы разрешения политических конфликтов существуют?

Существует несколько способов разрешения политических конфликтов, включая диалог, переговоры, компромисс, сотрудничество, а также использование силы, если все остальные способы неуспешны.

Какие могут быть способы разрешения политических конфликтов?

Существует несколько способов разрешения политических конфликтов. Во-первых, это переговоры и диалог между сторонами конфликта, когда они пытаются найти компромиссное решение. Во-вторых, это мирные демонстрации и протесты, которые могут оказать давление на государство и привести к урегулированию конфликта. Ещё одним способом разрешения политических конфликтов является судебное разбирательство, когда споры рассматриваются по закону и согласно установленным правилам. Наконец, в некоторых случаях политические конфликты могут быть разрешены с помощью вооруженного вмешательства или военного решения.

Какие функции имеют политические конфликты?

Политические конфликты выполняют несколько функций. Во-первых, они помогают выявить проблемы и недостатки в системе правления, а также способствуют привлечению внимания общества к этим проблемам. Во-вторых, политические конфликты могут стимулировать политические и социальные изменения, так как они создают давление на правительство и общество. Кроме того, политические конфликты могут способствовать развитию демократии и гражданского общества, так как они обеспечивают пространство для свободного выражения мнений и противоречий. И, наконец, политические конфликты могут предотвращать властные злоупотребления и коррупцию, так как они служат средством контроля со стороны общества.

Какие особенности характерны для политических конфликтов?

Политические конфликты имеют несколько особенностей. Во-первых, они часто возникают из-за различий в интересах и ценностях разных групп общества. Во-вторых, политические конфликты могут быть привязаны к определенным политическим институтам и процедурам, таким как выборы, законодательство и государственное управление. Кроме того, политические конфликты могут быть связаны с распределением ресурсов и власти в обществе. Наконец, политические конфликты обычно характеризуются высокой степенью эмоциональности и напряженности между сторонами конфликта.

Что такое политический конфликт?

Политический конфликт - это состояние напряженности и противоборства между государством и обществом, которое возникает из-за различных интересов, ценностей и взглядов на управление и распределение ресурсов.

Кто является объектом политического конфликта?

Объектом политического конфликта является государство как институциональная система, а также его политические, экономические и социальные институты и структуры.

Какие функции выполняют политические конфликты?

Политические конфликты выполняют ряд функций, включая выявление противоречий и проблем в обществе, стимулирование изменений и инноваций, мобилизацию общественного давления на государственные органы и способствуют росту политической активности участников.

Какие способы разрешения политических конфликтов существуют?

Существует несколько способов разрешения политических конфликтов, включая переговоры и компромиссы, использование правовых и институциональных механизмов, политические реформы и участие в выборах, а также использование мирных методов протеста и гражданского неповиновения.