Особенности познавательного развития детей раннего возраста с различными паттернами привязанности в домах ребенка

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6161 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 31.05.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПРИВЯЗАННОСТИ
1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ С МАТЕРЬЮ
1.3 ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПРИВЯЗАННОСТИ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ
2.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.1 Оценка ранних отношений Era-метод
2.2.2 Методика Беттелла
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ТИПАМ ПРИВЯЗАННОСТИ
3.2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ШКАЛЕ БЕТТЕЛЛ
3.2.1 Анализ показателей по группе 1
3.2.2 Анализ показателей по группе 2
3.2.3 Анализ показателей по группе 3
3.2.4 Анализ показателей по группе 4
3.2.5 Анализ показателей по группе 5
3.2.6 Анализ показателей по группе 6
3.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3.1 Сравнительный анализ показателей группы 1 и 2
3.3.2 Сравнительный анализ показателей группы 1 и 5
3.3.3 Сравнительный анализ между показателями групп 4 и 5
3.4 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.4.1 Корреляционный анализ показателей 1 группы
3.4.2 Корреляционный анализ показателей 2 группы
3.4.3 Корреляционный анализ результатов 4 группы
3.4.4 Корреляционный анализ результатов 5 группы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ




Фрагмент для ознакомления

отклонение Среднее значение Станд.отклонение Личностно-социальная 39,47 0,94 32,57 0,94 Моторика 56,17 0,79 44,14 0,37 0,000 Адаптация 35,82 0,29 32,14 0,65 Коммуникация 23,3 0,771 19,42 0,214 когнитивное развитие 21 0,256 18,28 0,63 0,000 общая оценка 175,78 0,96 146,57 0,25 Уровень значимости 0,05>0,1 различия значимы на уровне тенденций
Уровень значимости 0,01<0,05 различия значимы на 5% уровне значимости
Уровень значимости <0,01 различия значимы на 5% уровне

Рисунок 2.
Как видно из таблицы 8 статистически достоверные отличия между показателями шкал Беттелла у детей и 1 (тип привязанности А3,А4, А3-4) и 2 группы (тип привязанности С4) получены на 5% уровне по переменным: моторика и когнитивное развитие. Показатели детей 1 группы выше по переменной моторика. А показатели детей 2 группы выше по переменной когнитивное развитие. Дети из первой группы лучше справляются с заданиями такими как: вложить правильно формы, найти под платком игрушку.
3.3.2 Сравнительный анализ показателей группы 1 и 5
Таблица 9.
Группа 1 Группа 5 Уровень значимости Шкала Беттела Среднее значение Станд.отклонение Среднее значение Станд.отклонение Личностно-социальная 39,47 0,94 23,2 0,658 0,000 моторика 56,17 0,79 35,6 0,024 0,000 адаптация 35,82 0,29 34 0,582 0,000 Коммуникация 23,3 0,771 13,6 0,19 0,000 когнитивное развитие 21 0,256 16,2 0,483 0,000 Общая оценка 175,78 0,96 112,5 0,11 0,000 Уровень значимости 0,05>0,1 различия значимы на уровне тенденций
Уровень значимости 0,01<0,05 различия значимы на 5% уровне значимости
Уровень значимости <0,01 различия значимы на 5% уровне


Рисунок 3.
Как видно из таблицы 9 статистически достоверные отличия между показателями шкал Беттелла у детей и 1 (тип привязанности А3,А4, А3-4) и 5 группы (тип привязанности DX1) получены на 5% уровне по переменным: личностно-социальный раздел, моторика, адаптация, коммуникация, когнитивное развитие и общая оценка. Показатели детей 1 группы выше по переменным: личностно-социальный раздел, моторика, адаптация и общая оценка развития. А показатели детей 5 группы выше по переменной когнитивное развитие и коммуникация.
3.3.3 Сравнительный анализ между показателями групп 4 и 5
Таблица 10.
Группа 4 Группа 5 Уровень значимости Шкала Беттела Среднее значение Станд.отклонение Среднее значение Станд.отклонение Личностно-социальная 34,54 0,19 23,2 0,658 0,000 моторика 50,26 0,944 35,6 0,024 0,000 адаптация 31,97 0,906 34 0,582 Коммуникация 20,14 0,672 13,6 0,19 0,000 когнитивное развитие 20,11 0,077 16,2 0,483 0,000 Общая оценка 157,66 0,023 112,5 0,11 0,000 Уровень значимости 0,05>0,1 различия значимы на уровне тенденций
Уровень значимости 0,01<0,05 различия значимы на 5% уровне значимости
Уровень значимости <0,01 различия значимы на 5% уровне

Рисунок 4.
Как видно из таблицы 10 статистически достоверные отличия между показателями шкал Беттелла у детей 4 (тип привязанности А/С) и 5 группы (тип привязанности DX1) получены на 5% уровне по переменным: личностно-социальный раздел, моторика, коммуникация, когнитивное развитие и общая оценка. Показатели детей 5 группы выше по переменным: моторика, адаптация, коммуникация, когнитивное развитие и общая оценка развития. А показатели детей 4 группы выше по переменной личностно-социальный раздел.
Между другими группами различий в шкалах уровня развития не было обнаружено.
3.4 Корреляционный анализ результатов исследования
Корреляционный анализ результатов исследования проводился отдельно по каждой группе.
3.4.1 Корреляционный анализ показателей 1 группы
Таблица 11.

Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными познавательной сферы детей 1 группы данной выборки показал следующие статистически достоверные связи на уровне p<0,01, при r<+1, r>-1:
Переменная «личностно-социальный раздел» связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными адаптация, коммуникация, когнитивное развитие. Которые в свою очередь связаны между собой и с переменной личностно-социальный раздел. Таким образом, рост показателей личностного-социального развития ребенка с типом привязанности А3,А4, А3-4, вызывает рост показателей по шкалам: адаптации, коммуникации, когнитивного развития и наоборот. То есть у детей с типом привязанности А3,А4, А3-4 достаточно высокие оценки личностно-социального развития обеспечивают успешность коммуникации, когнитивного развития и адаптации.
3.4.2 Корреляционный анализ показателей 2 группы
Таблица 12.

Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными познавательной сферы детей 2 группы данной выборки показал следующие статистически достоверные связи на уровне p<0,01, при r<+1, r>-1:
Переменная «личностно-социальный раздел» связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными адаптация, коммуникация, когнитивное развитие. Которые в свою очередь связаны между собой и с переменной личностно-социальный раздел. Таким образом, рост показателей личностного-социального развития ребенка с типом привязанности С4, вызывает рост показателей по шкалам: адаптации, коммуникации, когнитивного развития и наоборот. То есть у детей с типом привязанности С4 низкие оценки личностно-социального развития снижают успешность коммуникации, когнитивного развития и адаптации.
3.4.3 Корреляционный анализ результатов 4 группы
Таблица 13.

Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными познавательной сферы детей 4 группы данной выборки показал следующие статистически достоверные связи на уровне p<0,01, при r<+1, r>-1:
Переменная «личностно-социальный раздел» связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными адаптация, коммуникация, когнитивное развитие. Которые в свою очередь связаны между собой и с переменной личностно-социальный раздел. Таким образом, рост показателей личностного-социального развития ребенка с типом привязанности А/С, вызывает рост показателей по шкалам: адаптации, коммуникации, когнитивного развития и наоборот. То есть у детей с типом привязанности А/С достаточно низкие оценки личностно-социального развития снижают успешность коммуникации, когнитивного развития и адаптации.
3.4.4 Корреляционный анализ результатов 5 группы
Таблица 14.

Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными познавательной сферы детей 5 группы данной выборки не выявил статистически достоверных связей. При этом дети с типом привязанности DX1 дезогранизованы. Поэтому взаимодействие когнитивного развития типа привязанности происходит хаотично.
Тогда как, в трех группах детей : группа 1 (тип привязанности (А3,А4, А3-4), группа 2 (тип привязанности С4), и даже группа 4 (тип привязанности А/С) показатели личностно-социального развития влияют на успешность коммуникации, когнитивного развития и адаптации, то есть характеристики развития изменяются вместе.
Таким образом, в трех группах детей группа 1 (тип привязанности (А3,А4, А3-4), группа 2 (тип привязанности С4), и даже группа 4 (сложный тип привязанности А/С) характеристики развития изменяются вместе, тогда как у детей с типом привязанности DX1, у которых наблюдается дезорганизация типа привязанности, когнитивное развитие происходит хаотично.
Выводы по главе 3:
Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности когнитивного развития детей с разным типом привязанности:
Для сравнения уровня развития по разным шкалам был использован ковариационный анализ.
Статистически достоверные отличия между показателями шкал Беттелла у детей и 1 (тип привязанности А3,А4, А3-4) и 2 группы (тип привязанности С4) получены на 5% уровне по переменным: моторика и когнитивное развитие. Показатели детей 1 группы выше по переменной моторика. А показатели детей 2 группы выше по переменной когнитивное развитие.
Статистически достоверные отличия между показателями шкал Беттелла у детей и 1 (тип привязанности А3,А4, А3-4) и 5 группы (тип привязанности DX1) получены на 5% уровне по переменным: личностно-социальный раздел, моторика, адаптация, коммуникация, когнитивное развитие и общая оценка. Показатели детей 1 группы выше по переменным: личностно-социальный раздел, моторика, адаптация и общая оценка развития. А показатели детей 5 группы выше по переменной когнитивное развитие и коммуникация.
Статистически достоверные отличия между показателями шкал Беттелла у детей 4 (тип привязанности А/С) и 5 группы (тип привязанности DX1) получены на 5% уровне по переменным: личностно-социальный раздел, моторика, коммуникация, когнитивное развитие и общая оценка. Показатели детей 5 группы выше по переменным: моторика, адаптация, коммуникация, когнитивное развитие и общая оценка развития. А показатели детей 4 группы выше по переменной личностно-социальный раздел.
Между другими группами различий в шкалах уровня развития не было обнаружено.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными когнитивного развития детей с разным типом привязанности:
В трех группах детей : группа 1 (тип привязанности (А3,А4, А3-4), группа 2 (тип привязанности С4), и даже группа 4 (тип привязанности А/С) показатели личностно-социального развития влияют на успешность коммуникации, когнитивного развития и адаптации, то есть характеристики развития изменяются вместе.
Таким образом, в трех группах детей группа 1 (тип привязанности (А3,А4, А3-4), группа 2 (тип привязанности С4), и даже группа 4 (сложный тип привязанности А/С) характеристики развития изменяются вместе, тогда как у детей с типом привязанности DX1, у которых наблюдается дезорганизация типа привязанности, когнитивное развитие происходит хаотично.
Таким образом, гипотезу нашего исследования, что познавательное развитие ребенка отличается в зависимости от паттерна привязанности и можно считать доказанной.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о влиянии паттерна привязанности на когнитивное развитие детей раннего возраста подтвердилась.
Теория привязанности является в последнее время одной из наиболее популярных объяснительных концепций в западной психологии. Эта теория возникла на пересечении психоанализа и этологического подхода. Как и в психоанализе, центральное место в ней занимают ранние отношения ребенка с близким взрослым (главным образом с матерью). Именно опыт отношений с матерью на первом году порождает привязанность к ней, которая и определяет во многом дальнейший ход психического и личностного развития. Однако в отличие от психоанализа, привязанность ребенка определяется не стремлением к удовольствию (пищевому или сексуальному), а необходимостью в защите и безопасности. Привязанность ребенка, как и у животных, обусловлена врожденными, генетическими механизмами и обеспечивает выживание и благополучие потомства.
Основы теории привязанности были заложены М. Эйнсворт и Дж. Боулби в 70 — 80-х гг. прошлого века. Значение их исследований, которые в последние годы ведутся все более интенсивно, вероятно, превосходит значение любых других работ, посвященных проблеме межличностных факторов личностного развития.
Теория привязанности гибка и имеет потенциал развития. Этим она привлекательна для многих ученых различных направлений. Среди клиницистов теория привязанности вызывает интерес, как у психоаналитиков, так и у психотерапевтов когнитивного направления. В психологии развития исследования эмоционального и когнитивного развития тесно связаны с теорией привязанности.
Одним из центральных понятий теории привязанности является “объект привязанности” (attachment figure), т. е. тот человек, к которому возникает привязанность. Очевидно, что для большинства людей таким человеком является мать. Однако кровное родство здесь не играет особой роли: при отсутствии биологической матери ее может заменить любой человек, способный установить отношения привязанности с ребенком. В дальнейшем объектом привязанности может стать учитель, сверстник, возлюбленный и пр.
В рамках этой теории обсуждается вопрос о возможности нескольких объектов привязанности и об их равнозначности. В этой связи выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность у большинства людей возникает в раннем детстве к матери (или заменяющему ее лицу). Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями и пр. Если же мать не удовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. Айнсворт утверждает, что чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам
Исследователь Айнсворт выделила четыре типа привязанности младенца к матери.
1) Безопасная привязанность (secure attachment), обозначенная автором как группа «В». Большинство детей образуют этот тип привязанности. Младенцы чувствуют себя уверенно в незнакомой обстановке, активно исследуют комнату, играют. При разлучении с матерью они расстраиваются. Они радуются возвращению матери, ищут с ней контакта и продолжают активно играть.
2) Второй тип привязанности – небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment), группа «А». Для младенцев этого типа привязанности характерно отсутствие или небольшое проявление горя при уходе матери из комнаты. Они обращают внимание на окружение, избегая контакта и взаимодействия с матерью, некоторые просто игнорируют ее.
3) Третий тип привязанности – небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа, группа «С». Младенцы уже с первых эпизодов проявляют тревогу в присутствии матери и амбивалентность во взаимодействиях с ней. Они очень расстраиваются при уходе матери, при ее возвращении они демонстрируют желание контакта с ней, но сопротивляются приближению и взаимодействию.
4) Четвертый тип – небезопасная привязанность с дезорганизацией, группа «D». К ней относятся младенцы, демонстрирующие противоречивые формы поведения аномального типа, например стереотипные формы поведения (раскачивание, таскание себя за волосы, ритмичные движения руками или ногами без всякой цели, гримасы и т. п.), ступорозные реакции, реактивное поведение. Мать плохо справляется с ситуацией, и ее воссоединение может усилить данные формы поведения.
Теория привязанности объясняет, как особенности взаимодействия ребенка с матерью влияют на развитие его врожденных психических возможностей и на познавательное развитие. Несмотря на то, что принципы научения одинаковы внутри вида, избирательность к определенным видам информации и готовность к усвоению конкретных связей варьируют в различных диадах "мать - младенец".
Как показали исследования последних десятилетий, привязанность ребенка на ранних этапах развития оказывает влияние на все аспекты его психического развития, познавательного развития и успешность социализации.
Различие в познавательном развитии при различных типах привязанности может быть объяснено характером индивидуального опыта ребенка и его межличностных отношений с матерью.
Согласно представлениям П. Криттенден, чувствительность ребенка к определенному виду информации и его способность интегрировать разные виды информации в целостную модель поведения зависят от условий взаимодействия ребенка с матерью. Каждому типу привязанности соответствуют определенные способы переработки и интеграции информации, которые порождают соответствующие стратегии поведения.
По сути дела, в теории привязанности предлагается типология личности, в основе которой - качество привязанности. Исходя из ранних отношений матери и ребенка, прослеживается онтогенез личности, в котором учитываются возрастные особенности развития интеллекта ребенка, созревание мозговых структур и формирование разных стратегий поведения. На протяжении всего онтогенеза главным и ключевым вектором, задающим направление развития личности, остается качество привязанности, которое формируется на первом году жизни и развивается в последующей жизни индивида.
Ковариационный анализ результатов исследования позволил выявить статистически достоверные отличия в показателях познавательного развития у детей с разными паттернами привязанности.
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с особенностями познавательного развития детей раннего возраста с различными паттернами привязанности в домах ребенка во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.
Список литературы
Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. - М.: НИИ Детства Российского Детского Фонда, 1995. – 210 с.
Брутман В.И. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия, 1999,№ 3 – с. 14-36.
Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, № 6 – с. 38-47.
Ванникотт Д. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002. - 288 с.
Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. М., 1987. – 366 с.
Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от года до трех. – М., 2006г, 425 с.
Крэйн У. Теории развития. - СПб., 2002 – 245 с.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332 с.
Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком: (период раннего детства). - СПб.: Речь, 2001. -175 с.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 2004. – 195 с.
Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 243 с.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. №1. с.19-26
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996. – 256 с.
Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье//Психологическая наука и образование. 2001. №2.
Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года). – М., 2006. – 97 с.
Практикум по возрастной психологии/Ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. -682 с.
Привязанность: Перевод с английского Боулби Дж., М., "Гардарики" - 2003, - 477 стр.
Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейной воспитание. Вып. II / Под ред. Н.Г. Аристовой. - М.: Институт социологии РАН, 1992.- 340 с.
Радионова М.С. Причины отказа от ребенка // Человек, 1996, № 5 – с. 113-122.
Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина ТА. Психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей. Российский психиатрический журнал. 1999, № 6. — с.50–54.
Словарь психолога-практика (сост. Головин С.Ю.) Изд. 2-е, перераб., доп. - 976 с.
Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. 1995. № 3. с. 139 — 151.
Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр. психол. 2004. №7. с. 122-145.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под ред. С.Ю.Циркина; Ассоциация детских психиатров и психологов. - СПб.: Питер, 2000. -749 с.
Хаймовская Н.А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: Канд. дис. М., 1998. – 197 с.
Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. – 265 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. – 279 с.
Приложение
Сводная таблица результатов исследования
номер пол возраст номер тип пр группа PersSocialTotal MotorTotal AdaptiveTotal CommTotal CognitiveTotal BDITotal 031301 2 18,4 31301 A3 1 46 59 36 21 20 182 031326 1 14,3 31326 С4 2 42 47 42 26 20 177 031353 2 18,2 31353 A34 1 35 59 36 21 22 173 031365 2 18,4 31365 А3 1 51 64 49 24 24 212 031367 1 11,33333 31367 DX2 3 33 41 30 18 20 142 031369 1 18,43333 31369 A3C1 4 41 61 41 19 23 185 031377 1 14,63333 31377 A4C3-4 4 30 45 26 19 22 142 031380 2 13,96667 31380 C2 7 35 46 29 23 19 152 031381 2 12,33333 31381 A3C1 4 28 39 29 24 21 141 031382 1 18 31382 A34 1 47 64 41 29 24 205 031385 2 18,4 31385 A3C1-2 4 45 72 43 32 22 214 031386 1 11,53333 31386 A4C4 4 24 38 26 11 17 116 031387 1 18,1 31387 A3 1 41 53 40 23 21 178 031389 2 13,7 31389 A3C4 4 34 41 28 16 20 139 031390 1 18,13333 31390 A3 1 52 67 43 29 22 213 031420 1 18,2 31420 A3C2 4 37 63 40 27 23 190 031476 1 14,7 31476 A3C2 4 39 53 32 24 20 168 031477 1 18,36667 31477 C1-2 7 46 68 41 24 24 203 031478 1 11,73333 31478 DX1A3-4 5 20 26 19 10 16 91 031479 1 18,26667 31479 A34 1 34 59 40 23 22 178 031480 2 18,4 31480 A3 1 51 65 45 28 23 212 031482 1 18,3 31482 DX1A34 5 22 37 28 14 18 119 031484 1 16,63333 31484 A3C2 4 36 65 36 23 22 182 031488 1 14,2 31488 A34 1 29 58 32 22 22 163 031600 2 18 31600 C3 0 39 66 41 25 22 193 031611 1 18,06667 31611 A3C4 4 40 58 45 21 19 183 031621 1 11,93333 31621 A3 1 26 36 23 13 15 113 031640 2 18,03333 31640 A3 1 40 64 40 29 21 194 031641 1 12,3 31641 A3 1 34 43 24 18 17 136 031660 1 18,23333 31660 A3C2 4 46 67 42 27 23 205 031665 1 18,33333 31665 A3C1 4 39 63 40 20 22 184 031666 2 11,96667 31666 A3C4 4 32 42 28 15 21 138 031668 1 18,26667 31668 A34C12 4 29 56 27 15 21 148 031670 1 17,93333 31670 A3C1-2 4 41 62 37 23 19 182 031674 1 12,36667 31674 A3C2 4 20 36 20 14 17 107 031680 1 18,3 31680 A3 1 34 54 30 24 22 164 031681 1 18,23333 31681 A34 1 32 43 31 19 20 145 031685 1 18,3 31685 A34 1 38 63 36 26 21 184 031686 1 12,46667 31686 A34 1 29 39 27 14 19 128 031697 2 18,36667 31697 A3C4 4 32 60 36 24 21 173 031701 2 13,56667 31701 A34 1 31 43 27 18 19 138 031714 1 15,43333 31714 B1 1 30 47 28 24 21 150 031715 2 12,2 31715 A1 0 25 38 25 16 14 118 031721 2 18,3 31721 A34 1 46 65 40 24 20 195 031724 2 12,33333 31724 DX1A34 5 29 40 27 14 17 127 031749 2 17,4 31749 A3C4 4 28 32 23 15 16 114 031769 1 12 31769 A3C1 4 24 39 22 14 21 120 031771 1 12,6 31771 A4 1 33 49 31 23 21 157 031776 2 18,53333 31776 A34 1 67 67 40 29 24 227 121640 1 18,23333 121640 A3-4C4 4 37 62 40 22 24 185 121642 1 15,06667 121642 A3C4 4 36 63 31 21 22 173 121649 2 18,36667 121649 A3 1 35 61 47 24 19 186 121665 1 18,5 121665 A4C4 4 48 66 41 25 24 204 121669 2 12,16667 121669 C4 2 17 28 15 12 14 86 121672 1 12,16667 121672 C4 2 28 39 26 19 15 127 121674 1 12,43333 121674 A34C4 4 24 38 22 19 18 121 121680 2 12,03333 121680 A3C4 4 22 36 22 10 12 102 121682 1 12,03333 121682 C4 2 18 30 20 10 15 93 121690 1 12,2 121690 A3C4 4 30 38 22 10 14 114 121691 2 12,2 121691 DX1A3 5 18 34 19 14 14 99 121694 2 18,16667 121694 A3C4 4 31 39 23 13 18 124 121697 1 12,23333 121697 A3C4 4 34 34 27 18 14 127 121699 2 12,16667 121699 A3C1-2 4 27 46 26 19 17 135 121702 1 12,03333 121702 A3C4 4 23 25 23 12 12 95 121704 2 12 121704 A4C4 4 32 31 24 16 20 123 121714 2 18,66667 121714 A3C1-2 4 34 64 39 18 22 177 121718 1 12,36667 121718 A4C1 4 25 34 22 11 22 114 131011 1 18,16667 131011 A3C2 4 41 58 36 26 22 183 131358 1 18,2 131358 DX2 3 18 38 24 15 17 112 131367 2 18,33333 131367 A3C2 4 37 60 34 25 22 178 131370 2 17,33333 131370 A3 1 47 70 38 31 24 210 131373 2 15,83333 131373 A3C12 4 46 62 41 24 22 195 131374 1 18,33333 131374 A3-4C2 4 51 66 44 24 24 209 131390 2 18,3 131390 С4 2 48 67 43 24 23 205 131612 1 17,56667 131612 C4 2 36 47 37 24 22 166 131692 1 12 131692 A3C2 4 34 45 31 25 21 156 131694 2 12 131694 C2 7 34 40 31 23 21 149 131700 2 11,9 131700 DX1A34 5 27 41 27 16 16 127 131704 2 17,83333 131704 DX2 3 38 54 30 25 21 168 131710 1 18,36667 131710 C4 2 39 51 42 21 19 172 131720 2 12,26667 131720 C1-2 7 34 45 29 17 21 146 131722 2 12,4 131722 A3C2 4 31 56 35 25 21 168 131729 1 12 131729 A3C4 4 28 40 25 21 19 133 131745 2 18,16667 131745 A3C2 4 49 51 43 27 22 192 131755 2 12,26667 131755 A3C2 4 35 39 28 21 20 143 131759 1 18,1 131759 A3C2 4 51 66 43 31 23 214
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976.












2

1.Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
2.Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. - М.: НИИ Детства Российского Детского Фонда, 1995. – 210 с.
3.Брутман В.И. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия, 1999,№ 3 – с. 14-36.
4.Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, № 6 – с. 38-47.
5.Ванникотт Д. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002. - 288 с.
6.Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. М., 1987. – 366 с.
7.Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от года до трех. – М., 2006г, 425 с.
8.Крэйн У. Теории развития. - СПб., 2002 – 245 с.
9.Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332 с.
10.Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком: (период раннего детства). - СПб.: Речь, 2001. -175 с.
11.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 2004. – 195 с.
12.Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
13.Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 243 с.
14.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
15.Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. №1. с.19-26
16.Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996. – 256 с.
17.Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье//Психологическая наука и образование. 2001. №2.
18.Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года). – М., 2006. – 97 с.
19.Практикум по возрастной психологии/Ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. -682 с.
20.Привязанность: Перевод с английского Боулби Дж., М., "Гардарики" - 2003, - 477 стр.
21.Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейной воспитание. Вып. II / Под ред. Н.Г. Аристовой. - М.: Институт социологии РАН, 1992.- 340 с.
22.Радионова М.С. Причины отказа от ребенка // Человек, 1996, № 5 – с. 113-122.
23.Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина ТА. Психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей. Российский психиатрический журнал. 1999, № 6. — с.50–54.
24.Словарь психолога-практика (сост. Головин С.Ю.) Изд. 2-е, перераб., доп. - 976 с.
25.Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. 1995. № 3. с. 139 — 151.
26.Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр. психол. 2004. №7. с. 122-145.
27.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под ред. С.Ю.Циркина; Ассоциация детских психиатров и психологов. - СПб.: Питер, 2000. -749 с.
28.Хаймовская Н.А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: Канд. дис. М., 1998. – 197 с.
29.Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. – 265 с.
30.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. – 279 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности познавательного развития детей раннего возраста обсуждаются в главе 1 статьи?

Глава 1 статьи анализирует особенности познавательного развития детей раннего возраста с различными паттернами привязанности. Рассматриваются общие положения теории привязанности, особенности познавательного развития в зависимости от отношения с матерью и изучение детей дошкольного и школьного возраста с различными типами привязанности.

Что такое теория привязанности и в чем ее значение для познавательного развития детей?

Теория привязанности рассматривает взаимоотношения между ребенком и его первоначальной фигурой привязанности, обычно матерью. Она имеет важное значение для познавательного развития детей, так как эмоциональная привязанность способствует формированию безопасной базы, с которой ребенок может исследовать мир и развиваться.

Как связано отношение с матерью с познавательным развитием детей раннего возраста?

Отношение с матерью играет важную роль в познавательном развитии детей раннего возраста. Дети, у которых установлено безопасное эмоциональное привязанность, обычно более исследовательски настроены, имеют лучшую саморегуляцию и более высокий уровень познавательных функций.

Что было изучено по поводу детей дошкольного и школьного возраста с различными типами привязанности?

Изучение детей дошкольного и школьного возраста с различными типами привязанности позволило выявить, что дети с безопасной привязанностью обычно показывают лучшие показатели в различных познавательных областях. Дети с несекурной привязанностью могут испытывать трудности, связанные с познавательными функциями.

Какие выводы можно сделать из анализа литературы в главе 1 статьи?

Анализ литературы в главе 1 статьи позволяет сделать вывод, что отношение с матерью и тип привязанности имеют существенное влияние на познавательное развитие детей раннего возраста. Дети с безопасной привязанностью обычно имеют лучшие показатели в познавательных областях, в то время как дети с несекурной привязанностью могут испытывать затруднения в познавательных функциях.

Какие особенности познавательного развития детей раннего возраста с различными паттернами привязанности в домах ребенка рассматривает глава 1 статьи?

Глава 1 статьи рассматривает общие положения теории привязанности, особенности познавательного развития детей раннего возраста в зависимости от отношения с матерью, а также изучение детей дошкольного и школьного возраста с различными типами привязанности.

Что такое теория привязанности?

Теория привязанности предполагает, что у детей с раннего детства формируются паттерны привязанности к своим родителям или опекунам, которые оказывают влияние на их познавательное развитие.

Какие особенности познавательного развития детей раннего возраста могут быть связаны с отношением с матерью?

Дети раннего возраста, у которых есть надежное и эмоционально поддерживающее отношение с матерью, как правило, имеют лучшее познавательное развитие, проявляют большую любознательность и интерес к окружающему миру.

Какие выводы можно сделать из исследований детей дошкольного и школьного возраста с различными типами привязанности?

Исследования показывают, что дети с безопасной привязанностью обычно имеют более высокий когнитивный и академический успех, лучшие социальные навыки и более устойчивую эмоциональную регуляцию, по сравнению с детьми, имеющими несекурные типы привязанности.

Что общего в паттернах привязанности детей раннего возраста с различными паттернами привязанности, рассмотренных в главе 1 статьи?

Общим для всех паттернов привязанности является то, что они оказывают влияние на познавательное развитие детей раннего возраста. Отношения с родителями или опекунами могут определять, насколько активно и любознательно дети изучают мир вокруг себя.