развитие личности младшего школьника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 3636 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития личности в младшем школьном возрасте
1.1. Различные подходы к проблеме развития личности
1.2. Особенности развития личности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по изучению личности младшего школьника
2.1. Условия проведения и описание методов экспериментальной работы
2.2. Результаты изучения особенностей развития личности младшего школьника
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

(В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Анкета «Школьная адаптация»(12)

Цель: выявление уровня школьной адаптации младших школьников.
Ответы на 10 вопросов анкеты оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла).
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»(8)

Цель: выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.
Инструкция:
На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)
Обработка результатов:
В таблицу заносятся пять психологических характеристик:
1. Чувство самоценности, высота самооценки (Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».
2. Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».
3. Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».
4. Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируются все рисунки.
5. Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анализируются все рисунки.
Форма протокола:
Ф. И. ребенка Самоценность Контакты Комфорт Пол Возраст Примечания
Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см. таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Таблица 1. Определение признаков психического неблагополучия
(при наличии одного признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Психологичес-кий параметр Признак неблагополучия 1. Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи. Вся фигура малого размера Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной Рисунок у нижнего края листа, в нижней части Карикатурный стиль, изображение клоуна 2. Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо Отсутствие основных деталей лица, рта Человек нарисован схематично, из палочек Человек или голова в профиль Руки, фигура в оборонительной позе 3. Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом Стирание какой-либо детали Штриховка какой-либо части фигуры Прорисована линия основания: пол, земля Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке 4. Неадекватная половая идентификация Одежда, атрибуты противоположного пола
Фигура, волосы не соответствуют полу 5. Неадекватная
возрастная иден-
тификация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом» На рисунке «Я в настоящем» человек
явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»
Схема анализа может быть использована только в случае сформированных у ребенка изобразительных навыков.

2.2. Результаты изучения особенностей развития личности младшего школьника

С целью изучения мотивации учебной деятельности младшим школьникам предлагалось сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

Таблица 2. Изучения мотивации учебной деятельности младших школьников

№ Ф. И. ученика Высокая школьная мотивация Положительная внешняя мотивация Преобладание игровой мотивации 1 Алексеева Н. + 2 Артемьева И. + 3 Барсуков Я. + 4 Гоголев Н. + 5 Грибакин В. + 6 Денисов Т. + 7 Иванова И. + 8 Кириллов П. + 9 Колесова С. + 10 Колобаев Л. + 11 Котрина В. + 12 Крылов Д. + 13 Кукушкина А. + 14 Мазуренко Т. + 15 Некрасов Д. + 16 Потеряйко К. + + 17 Рейнвальд Э. + 18 Самигулина М. + 19 Смирнова А. + 20 Сулаберидзе А. + 21 Тарасенко В. + 22 Татаренова Г. + 23 Турсунов Т. + 24 Фогель А. + 25 Фоменко Н. + 26 Холопов М. + 27 Цзян И. + 28 Шахов А. + 29 Шелепова П. + 30 Ярковой Т. +
В результате анализа рисунков в группе испытуемых было выявлено:
У 60 % школьников наличие высокой школьной мотивации, учебной активности и познавательных мотивов.
30 % испытуемых свойственно положительное отношение к школе по внешней мотивации.
Для 10 % младших школьников характерно положительное отношение к школе, но преобладанием игровой мотивации.

Выявление уровня школьной адаптации младших школьников было проведено с помощью анкеты «Школьная адаптация»

Таблица 3. Выявление уровня школьной адаптации младших школьников

№ Ф. И. ученика Высокий Средний Ниже среднего Низкий Дезадаптация 1 Алексеева Н. + 15 Артемьева И. + 22 Барсуков Я. + 2 Гоголев Н. + 17 Грибакин В. + 3 Денисов Т. + 8 Иванова И. + 27 Кириллов П. + 10 Колесова С. + 25 Колобаев Л. + 16 Котрина В. + 28 Крылов Д. + 14 Кукушкина А. + 9 Мазуренко Т. + 7 Некрасов Д. + 11 Потеряйко К. + 12 Рейнвальд Э. + 26 Самигулина М. + 4 Смирнова А. + 20 Сулаберидзе А. + 6 Тарасенко В. 5 Татаренова Г. + 19 Турсунов Т. + 21 Фогель А. + 18 Фоменко Н. + 30 Холопов М. + 29 Цзян И. + 24 Шахов А. + 13 Шелепова П. + 23 Ярковой Т. +
Выявление уровня школьной адаптации младших школьников показало, что:
60 % испытуемых характеризуются высоким уровнем школьной адаптации;
У 20 % младших школьников выявлен средний уровень адаптации;
10 % детей имеют уровень адаптации ниже среднего;
2 ученика в классе характеризуются низкой школьной адаптацией;
1 ученик в классе переживают негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию.

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» был использован нами с целью выявления внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Таблица 4. Анализ результатов проективного рисунка «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

№ Ф. И. ребенка Самоценность Контакты Комфорт Пол Возраст 1 Алексеева Н. 2 Артемьева И. + 3 Барсуков Я. + 4 Гоголев Н. 5 Грибакин В. + 6 Денисов Т. 7 Иванова И. 8 Кириллов П. + 9 Колесова С. 10 Колобаев Л. 11 Котрина В. 12 Крылов Д. + 13 Кукушкина А. 14 Мазуренко Т. 15 Некрасов Д. 16 Потеряйко К. + 17 Рейнвальд Э. 18 Самигулина М. + 19 Смирнова А. 20 Сулаберидзе А. + + 21 Тарасенко В. 22 Татаренова Г. 23 Турсунов Т. + + 24 Фогель А. 25 Фоменко Н. + + + + 26 Холопов М. 27 Цзян И. 28 Шахов А. 29 Шелепова П. 30 Ярковой Т.
Анализ результатов проективного рисунка «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» показал, наличие следующих признаков психического неблагополучия:
Чувство неполноценности, низкая самооценка – 10%
Трудности общения – 15%
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта – 20%
Неадекватная половая идентификация – 0%
Неадекватная возрастная идентификация – 10%

Таким образом, в результате изучения особенностей развития личности наших испытуемых, младших школьников, мы выявили детей с проблемами личностного развития: неадекватной мотивацией учебной деятельности, неуспешной адаптацией к школьному обучению, переживанием состояния внутреннего благополучия и наличием трудностей в контактах с окружающими. Эти дети попадают в «группу риска» и нуждаются в психологической коррекции развития личности.


Заключение

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности. Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятелыюстно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.
В нашем исследовании изучались особенности развития личности младших школьников. Формирование личностных свойств в этом возрасте происходит под влиянием учебной деятельности, в процессе общения с классным коллективом и учителем.
Экспериментальная работа проходила на базе средней школы г. Санкт – Петербурга в начальной школе. В эксперименте приняли участие 30 учеников 2-го класса – 15 девочек и 15 мальчиков. Для изучения особенностей развития личности испытуемых использовались следующие методы: проективный рисунок «Что мне нравится в школе», анкету «Школьная адаптация», проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем».
В результате изучение мотивации учебной деятельности младших школьников было выявлено:
У 60 % школьников наличие высокой школьной мотивации, учебной активности и познавательных мотивов.
30 % испытуемых свойственно положительное отношение к школе по внешней мотивации.
Для 10 % младших школьников характерно положительное отношение к школе, но преобладанием игровой мотивации.
Выявление уровня школьной адаптации младших школьников показало, что:
60 % испытуемых характеризуются высоким уровнем школьной адаптации;
У 20 % младших школьников выявлен средний уровень адаптации;
10 % детей имеют уровень адаптации ниже среднего;
2 ученика в классе характеризуются низкой школьной адаптацией;
1 ученик в классе переживают негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию.
Изучение представлений младших школьников о себе во временной перспективе, показало, наличие у испытуемых следующих признаков психического неблагополучия:
Чувство неполноценности, низкая самооценка – 10%
Трудности общения – 15%
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта – 20%
Неадекватная половая идентификация – 0%
Неадекватная возрастная идентификация – 10%
Таким образом, в результате изучения особенностей развития личности наших испытуемых, младших школьников, мы выявили детей с проблемами личностного развития: неадекватной мотивацией учебной деятельности, неуспешной адаптацией к школьному обучению, переживанием состояния внутреннего благополучия и наличием трудностей в контактах с окружающими. Эти дети попадают в «группу риска» и нуждаются в психологической коррекции развития личности.
Литература

Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1998 – 320 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. – 367 с.
Безруких М. М. Знаете ли вы своего ученика?. –М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Захарова. М.: Академия, 1999. – 320 с.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская и др. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз,1997. – 224 с.
Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: Владос – Пресс, 2003. – 264 с.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. – 992 с.
Лучшие психологические тесты / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, Петроком, 1992. – 318 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М., Академия, 1997 – 432 с.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
Петровский В. А. Психология развивающейся личности. – М.: Просвещение, 1992.
Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Академия, 1999. – 160 с.
Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1990. – 480 с.
Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М., 2001.
Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.











2

1.Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1998 – 320 с.
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
3.Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. – 367 с.
4.Безруких М. М. Знаете ли вы своего ученика?. –М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
5.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Захарова. М.: Академия, 1999. – 320 с.
6.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская и др. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
7.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз,1997. – 224 с.
8.Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: Владос – Пресс, 2003. – 264 с.
9.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. – 992 с.
10.Лучшие психологические тесты / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, Петроком, 1992. – 318 с.
11.Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М., Академия, 1997 – 432 с.
12.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
13.Петровский В. А. Психология развивающейся личности. – М.: Просвещение, 1992.
14.Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Академия, 1999. – 160 с.
15.Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
16.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1990. – 480 с.
17.Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М., 2001.
18.Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.

Курсы

Развитие личности в младшем школьном возрасте

Введечтобы

личность школа ученик социального

Актуальность выбранной темы связана с тем, что важно изучить развитие личности учащегося в процессе обучения. Это важно для оптимизации диагностики и коррекции возникающих в этом возрасте нарушений.

Объектом исследования стала личность учащегося.

Тема - новообразования личности в младшем школьном возрасте.

Цель данной работы изучить развитие личности в младшем школьном возрасте.

Для достижения целей, необходимо решить следующие проблемы:

1. Исследовать развитие учащегося на основе исследований отечественных психологов.

2. Для того, чтобы выделить основные изменения личности в младшем школьном возрасте.

Основной метод изучения-анализ литературы по теме развитие личности в младшем школьном возрасте.

Структура диссертации включает: введение, теоретические главы, заключение, список литературы, объем работы.

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

Первым основным понятием механизма психологического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых находится.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте с точки зрения Vm-Й Матюхиной создается система отношений ребенка со взрослыми-это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в определенный возрастной период. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды его деятельности, приобретены новые психические свойства и качества, стиль жизни. Каждый возраст характеризуется особой, уникальной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только отметив их, мы можем узнать и понять, как возникают и развиваются определенные психологические новообразование, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и формируется ведущий вид (тип) деятельности. Переход от дошкольного детства к школе характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего образа жизни.