Неуспеваемость. Консультаия для родителей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психологическое консультирование
  • 2626 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 18.06.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Школьные проблемы
2. Школьные проблемы. Рекомендации родителям.
3. Неуспеваемость в школе
4.Причины школьной неуспеваемости. Рекомендации для родителей ……………………………………………………………………………….15
5. Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Ребенку трудно сохранить умственную работоспособность до конца дня, хотя он остается двигательно активным до позднего вечера. Сильные эмоции могут оказать дезорганизовать поведение такого ребенка.
«Тугодум»
Учитель отмечает, что ребенок медленно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ребенка приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства ребенка, однако в спокойной обстановке он способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице, могут всплыть слова или цифры из предыдущего упражнения, задачи, что приводит к «диким» ошибкам. Такой ребенок плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет». При медленном темпе работы значительно лучше обучается.
«Способный, но ленивый»
Ребенок сразу активно включается в деятельность, но работает недолго, быстро утомляется, ему трудно регулировать свою работоспособность. Такого ребенка часто ругают за лень, безволие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца Короткие самостоятельные работы такой ребенок пишет хорошо, а длинные - плохо. Ребенок к концу урока может «отключиться» и сдать неоконченную работу. Такого ребенка постоянно воспитывают в школе и дома, отец пытается сделать волевым, а мама - аккуратным и организованным. Попытки занятий в различных спортивных секциях только усугубляют непростую ситуацию.
«Слегка невнимательный»
Такой ребенок также быстро утомляется, однако с помощью волевого самоконтроля может регулировать свою деятельность. У него снижен объем памяти, произвольное внимание развито слабо, но интеллект не страдает. Попытки тренировать внимание и память таких детей ни к чему, кроме переутомления, не приводят. Работоспособность такого ребенка обычно сохраняется в течение всего учебного дня, но «отключения» все-таки бывают. Ребенок может продолжать действовать, не замечая, что инструкция изменилась, выпало какое-то условие. Следовательно, у такого ребенка в знаниях также бывают специфические пробелы.
Очевидно, что у большинства детей все описанные проблемы не носят тотального характера. Однако проявление того или иного качества не следует оставлять без внимания и ребенку нужно оказать помощь. Прежде всего, следует проконсультироваться с врачом, который может определить причину указанных «особенностей». Для таких детей важно чередовать занятия с отдыхом, менять вид деятельности, особенно при приготовлении домашних заданий. Если выполнение урока затянулось, и ребенок никак не может справиться, следует отложить задание на некоторое время и потом вернуться к нему.
Анализ особенностей познавательной деятельности неуспевающих школьников показал, что у них имеются два фундаментальных отличия от успевающих.
Первое - различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что "успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. "Неуспевающие", поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову.
При этом для них более важным является не пояснение для себя какой-то информации, а оценка их ответа взрослым, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" "Я правильно сказал?" Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им непонятно, то они "научаются спрашиванию" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно.
Одно из обязательных условий для развития познавательной активности детей - именно эмоциональное подкрепление. Когда ребенок проявляет интерес к чему-либо, следует помочь ему этот интерес реализовать. Для этого лучше всего "присоединиться" к его интересу и исследовать вместе с ним факт или явление, которые привлекли его внимание.
В случае если у ребенка уже сложилось стойкое негативное отношение и к школе, и к процессу обучения, то на первых этапах психологической коррекции, может быть, лучше вообще исключить учебный материал из занятий по развитию познавательных способностей.
Одна из главных задач психологической коррекции – восстановить у ребенка желание учиться.
Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической коррекции - поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата. Как это сделать решает специалист (или просто очень заинтересованный взрослый) в каждом случае индивидуально.
Еще одно условие для развития познавательной активности - укрепление положительной самооценки ребенка. Иногда уже у дошкольников складывается негативное представление о своих способностях. Из психологических исследований отношений детей к решению познавательных задач известно, что часть детей, оказавшись перед необходимостью проявить познавательную активность, реагируют высказываниями типа "Я не могу", "Я глупый", "Я не знаю, как это сделать" или даже "Я тупой".
Путь психологической коррекции при утрате познавательной мотивации:
поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий.
создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата.
укрепление положительной самооценки ребенка
Представление ребенка о самом себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому и при психологической, и при педагогической коррекциях важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими - чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей. Реакция взрослого на ошибки детей с негативной самооценкой должна иметь форму помощи, а не порицания.
Заключение
Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
В работе мы стремились показать, что предупреждение школьной неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Итак, на основе проведенного нами анализа, дадим некоторые рекомендации для предотвращения неуспеваемости в школе.
Надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Необходимо также сказать, что психолого-педагогическое заключение о причинах школьной неуспеваемости должно включать описание психофизиологических особенностей, результаты диагностического обследования уровня базовых составляющих психического развития и рекомендации по дальнейшему сопровождению, включая дополнительные консультации с такими специалистами, как логопед, врач, социальный педагог, при необходимости, дефектолог.
В этом случае сопровождающая и развивающая работа будет проводится комплексно и окажется эффективной.

Литература
Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158с.
Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - 122с
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996.
Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. - М.:Просвещение, 1987 - 432с.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996.

Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.

Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.

Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996.

Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991












1

1.Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158с.
2.Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
3.Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.
4.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
5.Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - 122с
6.Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
7.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
8.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
9.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
10.Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
11.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
12.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996.
13.Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. - М.:Просвещение, 1987 - 432с.

Вопрос-ответ:

Как помочь ребенку с школьными проблемами?

Есть несколько способов помочь ребенку с школьными проблемами. Во-первых, важно общаться с учителями и школьным психологом, чтобы получить информацию о том, как ребенок справляется со своими заданиями и какие проблемы у него возникают. Во-вторых, следует создать у ребенка устойчивый распорядок дня, включая регулярное время для отдыха и учебы. Также полезно помочь ребенку с планированием учебных заданий и обеспечить ему подходящую обстановку для работы. Кроме того, стоит поощрять и поддерживать ребенка, сохранять положительное отношение и избегать критики. Наконец, важно обратить внимание на возможные причины неуспеваемости и, при необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Какие могут быть причины школьной неуспеваемости?

Причины школьной неуспеваемости могут быть разнообразными. Одной из основных причин является недостаточная мотивация ученика. Нет желания учиться, нет интереса к предметам, нет понимания ценности образования. Также причиной может быть недостаточно развитая работоспособность или когнитивные навыки у ребенка, образовательно-психологические проблемы, семейные обстоятельства, здоровье и др. Необходимо обратить внимание на конкретную ситуацию и выявить индивидуальные причины неуспеваемости у конкретного ребенка.

Что такое психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности?

Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на помощь ребенку справиться с проблемами в школе. Она включает в себя диагностику и планирование, психологическую поддержку и сопровождение, педагогическую поддержку и адаптацию учебного процесса, совместную работу родителей, учителей и специалистов. Такая коррекция помогает ребенку развить навыки саморегуляции, улучшить учебные результаты и адаптироваться к школьной жизни.

Как родители могут помочь ребенку с школьными проблемами?

Родители могут помочь ребенку с школьными проблемами, в первую очередь, путем общения и поддержки. Важно выслушать ребенка, понять его проблемы и сделать все возможное для их решения. Также родители могут обратиться к педагогам и психологам школы для получения дополнительной консультации и поддержки.

Какие могут быть причины неуспеваемости ребенка в школе?

Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть различными. Это может быть связано с трудностями в усвоении учебного материала, недостатком мотивации, проблемами в общении с учителями и одноклассниками, домашними переживаниями или недостатком поддержки со стороны родителей. Важно разобраться в причинах и принять меры для их устранения.

Какая психолого-педагогическая коррекция может помочь при нарушениях учебной деятельности?

Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности может включать в себя различные методики и подходы. Она может включать помощь со стороны педагога, проведение индивидуальных занятий с психологом, использование специальных методик и тренировок для улучшения концентрации внимания и памяти. Важная часть коррекции - это также работа с родителями, их обучение и поддержка в помощи ребенку.

Какие рекомендации можно дать родителям, столкнувшимся с проблемами успеваемости ребенка?

Рекомендации для родителей, столкнувшихся с проблемами успеваемости ребенка, могут быть следующими: активно общаться с ребенком, выяснить причины неуспеваемости, обратиться за помощью к педагогам или психологам школы, создать специальные условия для обучения дома, установить режим и регулярность учебных занятий, поощрять и поддерживать ребенка, заниматься вместе с ним, использовать дополнительные образовательные ресурсы и программы.

Мой ребенок имеет проблемы в школе. Как мне помочь?

В первую очередь, важно обратиться к педагогам и руководству школы, чтобы выяснить причины неуспеваемости. Затем совместно с ними разработать план действий, который будет включать дополнительные занятия, индивидуальную работу с ребенком и сотрудничество с психологом или педагогом-психологом.

Мой ребенок постоянно получает плохие оценки в школе. Что делать?

Причины неуспеваемости могут быть разными: от отсутствия интереса к учебному процессу до наличия серьезных проблем со здоровьем или нарушений развития. Рекомендуется посетить врача и психолога для определения причин и разработки плана коррекционных мероприятий.

Какие могут быть причины школьной неуспеваемости?

Причин неуспеваемости может быть много: от лени и неорганизованности ребенка до сложностей в усвоении материала или отсутствия мотивации. Влияние окружения, школьная система образования, отношение родителей - все это также может играть роль.

Какими методами можно провести психолого-педагогическую коррекцию при неуспеваемости в школе?

Психолого-педагогическая коррекция должна быть индивидуальной и ориентированной на конкретного ребенка. Это может включать в себя различные методы, например, коррекцию мотивации, развитие учебных навыков, работу над эмоциональной сферой ребенка и установление позитивного отношения к учебе. Важно сотрудничать с школьным психологом и педагогом для разработки и реализации плана работы.