Неуспеваемость. консультирование для учителя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психологическое консультирование
  • 2525 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 18.06.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
1.3. Консультирование по проблеме неуспеваемости младших школьников
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Коммуникативная готовность очень важна ввиду перспективы постоянных контактов со взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:
внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.
общение с детьми, специфические отношения с ними. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность — общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками — формируются в совместной деятельности дошкольников.
Итак, психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К числу компонентов психологической, готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.
1.3. Консультирование по проблеме неуспеваемости младших школьников
При плохом начале обучения ребенка в школе – необходимо выяснить причину этого. Как правило, причин плохого начала обучения ребенка в школе бывает несколько, и в зависимости от того, каковы они на самом деле, необходимо давать различные практические рекомендации.
Возможными причинами неуспеваемости ребенка в начальных классах могут быть:
Во-первых, отсутствие у ребенка интереса к учению вообще.
Во-вторых, слабое развитие у него основных когнитивных процессов: концентрации внимания, запоминания, мыслительных, речевых.
В-третьих, недостаточное развитие у ребенка каких-либо важных личностных качеств: деловых, волевых, коммуникативных.
В-четвертых, неправильная методика подготовки ребенка к обучению в школе.
В-пятых, неверный с психолого-педагогической точки зрения стиль обращения родителей с ребенком.
Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности, включая ее возможное отрицательное воздействие на процесс учения ребенка.
Начать учиться в школе плохо ребенок может с момента поступления в школу потому, что у него слабо развиты, например, произвольное внимание и произвольная память, а также словесно-логическое мышление, т.е. как раз те высшие психологические функции, от которых зависит сознательное и полноценное освоение школьной программы.
В этом случае можно рекомендовать педагогам, родителям самим или с помощью специалиста-психолога в течение нескольких месяцев дополнительно поработать с ребенком, чтобы развить у него до нужного уровня соответствующие когнитивные функции. Имеется, кстати, богатая психологическая литература на эту тему.
Если у ребенка отсутствуют волевые, деловые, коммуникативные качества, то он не сможет преодолевать трудности, которые естественно возникают в любом достаточно сложном деле, в том числе и в учении.
В этом случае необходимо будет срочно заняться развитием соответствующих личностных качеств у ребенка, причем лучше всего это делать не в процессе учения, а в каких-нибудь других видах деятельности, также развивающих его личностные качества, но более интересных, привлекательных для ребенка, чем само по себе учение. Это может быть, например, игра или увлекательный труд. Сформировавшись в других видах деятельности, эти качества будут затем перенесены и начнут проявляться в учении.
Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учении в начальных классах школы, может проявляться в том, что уже в дошкольном возрасте родители начинают предъявлять к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его возрастным возможностям и достигнутому уровню психологического развития. Нередко родители это делают тогда, когда ребенок еще не перестроился и не успел приспособиться к новым, изменившимся условиям его жизни.
В этом случае у ребенка вообще может пропасть всякое желание учиться, и оно сменится психологической защитной реакцией. Возникнет стойкое отрицательное отношение ребенка к учению и далее – к школе в целом. Появившиеся неприятности у ребенка ассоциируются именно с учением, и он всячески будет сопротивляться ему.
Родители, обнаружив отсутствие интереса ребенка к учению, должны больше внимания обращать на старания и успехи ребенка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач.
Педагогически неправильной считается и прямо противоположная практика обращения родителей с ребенком, когда они в самом начале учебы продолжают обходиться с ним так же, как и до нее, не предъявляя ребенку никаких новых требований. Тогда и сам ребенок может начать рассматривать учение как развлекательную игру, и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьезно. Обеих крайностей следует избегать, и именно об этом, в первую очередь, должен идти разговор психолога с родителями ребенка в обсуждаемом случае.

Заключение
Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К числу компонентов психологической, готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.
Психологическую готовность целесообразно трактовать как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста. Особое значение в формировании психологической готовности ребенка к школе имеет подготовка ребенка к школе – в частности в семье. Практический психолог детского сада может использовать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста и развития отстающих функций. Учителю необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Однако по одной из них решать вопрос о готовности ребенка к обучению не следует.
У некоторых детей недостаточно сформирована психологическая готовность к обучению в среднем звене. Кроме того, недостаточная сформированность отдельных операций мышления (анализ, синтез, обобщение), устойчивости внимания также сказывается на неготовности к обучению школьников в среднем звене. Все это дает основание к адресованию рекомендаций по улучшению психологической готовности обучения. Они заключаются в рекомендовании адекватного построения учебного процесса, повышающего учебную мотивацию. Организация урока, привлечение игровых моментов, смена деятельности, внедрение нетрадиционных форм обучения способствуют повышению мотивации к учению, а также активизации познавательных процессов.
Список литературы

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 - 275
Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1986.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 177-258.
Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 - 275
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.












3

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
2.Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
3.Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
5.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
6.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 - 275
7.Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
8.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
9.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
10.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1986.
11.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.
12.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
13.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
14.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
15.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
16.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 177-258.
17.Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности есть у младшего школьного возраста?

У младшего школьного возраста есть ряд психологических особенностей. В этом возрасте дети активно развиваются интеллектуально, социально и эмоционально. Они начинают осознавать свои эмоции, умеют лучше контролировать свое поведение. Кроме того, у детей этого возраста формируется самостоятельность и умение работать в коллективе.

Какова психологическая готовность ребенка к обучению в школе?

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе означает, что он готов к учебным нагрузкам, способен к самостоятельности, имеет соответствующие навыки и умения. Кроме того, ребенок должен быть готов к общению со сверстниками и взрослыми, уметь соблюдать правила, адаптироваться к новой среде и ориентироваться в ней.

Чему учить нас советуют при проблеме неуспеваемости младших школьников?

При проблеме неуспеваемости младших школьников рекомендуется проводить консультирование. В ходе консультации, специалист поможет выявить причины неуспеваемости, разработать индивидуальный план поддержки и помощи. Также важно проводить психологическую работу с ребенком, направленную на повышение его мотивации и самооценки, а также на развитие необходимых учебных навыков.

Что такое социально-психологическая готовность?

Социально-психологическая (коммуникативная) готовность представляет собой готовность ребенка к социальной и психологической адаптации. Это важный компонент психологической готовности, так как в школе ребенок будет постоянно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. В ходе обучения в школе дети развивают навыки коммуникации, учатся сотрудничать и решать конфликты.

Какие психологические особенности младшего школьного возраста?

Психологические особенности младшего школьного возраста включают развитие когнитивных функций, формирование личности, возрастные кризисы, изменение социальных отношений и эмоциональное развитие.

Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе означает, что ребенок готов к самостоятельной учебной деятельности, имеет развитые когнитивные и эмоциональные навыки, умеет взаимодействовать со сверстниками и общаться с учителем.

Как консультирование помогает в решении проблемы неуспеваемости младших школьников?

Консультирование помогает выявить причины неуспеваемости младшего школьника, разработать индивидуальную программу поддержки и помощи, обсудить с родителями стратегии для повышения успеваемости и развития ребенка.

Что такое социально-психологическая (коммуникативная) готовность?

Социально-психологическая готовность означает, что ребенок способен эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, обладает умением коммуницировать, приспосабливаться к новой среде и справляться с социальными требованиями школы.

Как развить коммуникативную готовность у младшего школьника?

Чтобы развить коммуникативную готовность у младшего школьника, важно создать условия для его активного участия в групповых занятиях, обеспечить возможность общения и сотрудничества с другими детьми, развивать умение слушать и выражать свои мысли.

Какие психологические особенности младшего школьного возраста?

Психологические особенности младшего школьного возраста включают развитие когнитивных функций, формирование самостоятельности, развитие эмоциональной сферы и социальные изменения.