причины возникновения и решение конфликтов в младшем школьном возрасте

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 4242 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.03.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
только практика
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Введение. (вырезать и вставить в начало работы)
2.1 Этапы исследования.
2.2 Описание выборки.
2.3 Методы исследования
2.3.1 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
2.3.2 ШКАЛЫ ТРЕВОГИ И ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА
2.3.3 Метод "Незаконченные предложения" (тест Сакса-Леви)
2.3.4 АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
2.3.5 Детский вариант многофакторного опросника Кэттелла.
2.3.6 Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Глава 3. Анализ экспериментальных данных
3.1 Сравнительный анализ результатов исследования
3.1.1 Сравнительный анализ показателей школьной тревожности
3.1.2 Сравнительный анализ личностной и ситуативной тревожности
3.1.3 Сравнительный анализ системы отношений учащихся
3.1.4 Сравнительный анализ показателей экстраверсии, интроверсии и нейротизма
3.1.5 Сравнительный анализ личностных особенностей
3.1.6 Сравнительный анализ показателей конфликтности
Выводы:
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Этот показатель свидетельствует от общем эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами включенности в жизнь школы. На втором месте находится показатель фрустрации потребности достижения, что свидетельствует, как нам кажется о неблагоприятном психическом фоне, не позволяющем ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Переживание социального стресса стоит на третьем месте по значимости у младших школьников данной выборки и показывает эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты. Полученные результаты свидетельствуют, как нам кажется о высоком уровне переживания социального стресса. Настораживает также показатель проблемы отношения с учителями у младших школьников данной выборки он находится в диапазоне высоких оценок и свидетельствует, о неблагоприятных взаимоотношениях младших школьников данной выборки с учителями.
Показатели личностной и ситуативной тревожности у первоклассников значимо отличаются от показателей учеников третьего класса и находятся в диапазоне высоких оценок. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Первоклассники, как нам кажется, могут быть отнесены к категории высокотревожных, они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Противоречивость в отношениях с окружающими у младших школьников данной выборки связана прежде всего со: страхами и опасениями, отношениями с отцом, отношениями с семьей, отношениями с учителем и чувством вины.
Показатели экстроверсии у первоклассников данной выборки отличаются от показателей учеников третьего класса статистически значимо, что свидетельствует, как нам кажется, о преобладании экстравертированных школьников в третьем классе. Типичного экстраверта отличает, общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Обращает на себя внимание высокий уровень оценок по шкале нейротизм и у первоклассников и, особенно, у учеников третьего класса. Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
Самые высокие показатели личностных особенностей получены по фактору: Q4, А, С, Е, Н, I, а самые низкие по фактору F. Таким образом, можно предположить, что младший школьник данной выборки склонен к напряженности, возбудимости, он слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный, застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий, с другой стороны ему свойственно быть безалаберным, импульсивно-живом, веселым, полным энтузиазма. Для него характерно быть обращенным вовне, легким в общении, участвующим аффективно. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы.
Показатели тактичности – конфликтности у младших школьников данной выборки находятся в диапазоне от 17,5 до 18,5, что свидетельствует о том, что младшие школьники данной выборки являются конфликтными личностями. Они настойчиво отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их школьные или личные отношения.


Приложения

Сводная таблица результатов исследования.
    пол тревожность                   сакс леви           Ф.И.     22 11 13 6 6 5 5 8 ЛТ РТ               группа 1 - 1 класс 2 - 3класс 1м 0ж общая тревожность в школе переживание соц. Стресса фрустрация потребности в достижении успеха страх самовыражения страх ситуации проверки знаний страх несоответствовать ожиданиям окруж низкая сопротивляемость стрессу страхи в отношениях с учителями     отношение к отцу отношение к себе нереализованные возможности отношение к будущему отношение к вышестоящим лицам страхи и опасения 1 1 0 11 5 4 6 2 2 2 4 49 58 5 4 2 0 2 2 2 1 0 13 11 13 2 6 5 5 8 47 44 3 2 3 1 4 6 3 1 0 11 6 5 3 3 3 3 5 36 38 5 4 2 0 3 3 4 1 0 14 11 13 6 6 5 5 8 56 47 4 3 4 2 4 6 5 1 0 11 7 6 4 4 4 4 6 44 56 5 4 2 0 5 4 6 1 0 11 11 13 5 6 5 5 8 47 35 5 5 2 3 4 6 7 1 0 16 8 7 6 5 2 2 7 46 38 5 4 5 0 6 5 8 1 0 22 11 13 2 6 5 5 8 46 37 2 6 2 4 4 6 9 1 0 22 9 8 6 2 3 3 2 49 54 5 4 3 0 2 2 10 1 0 18 11 13 3 6 5 5 8 24 54 3 2 2 1 4 6 11 1 1 8 5 9 6 3 4 4 3 44 48 5 4 4 0 3 3 12 1 1 2 11 13 4 6 5 5 8 52 24 4 3 2 2 4 6 13 1 1 8 6 3 6 4 2 2 4 56 44 5 4 5 0 5 4 14 1 1 8 11 13 5 6 5 5 8 58 23 2 5 2 3 4 6 15 1 1 6 7 4 6 5 3 3 5 47 35 5 4 2 0 6 5 16 1 1 8 11 13 2 6 5 5 8 47 36 3 6 2 4 4 6 17 1 1 8 8 5 6 2 4 4 6 47 37 5 4 3 0 2 2 18 1 1 7 11 13 3 6 5 5 8 28 53 4 2 2 1 4 6 1 2 0 12 9 6 6 3 2 2 7 47 34 5 4 4 0 3 3 2 2 0 4 5 13 4 6 5 5 8 27 34 2 3 2 2 4 6 3 2 0 12 11 7 3 4 3 3 2 54 20 3 4 5 0 5 4 4 2 0 8 6 13 5 6 5 5 8 26 27 4 5 2 3 4 6 5 2 0 12 11 8 2 5 4 2 3 26 20 3 4 2 0 6 2 6 2 0 10 7 8 3 6 5 5 8 26 50 5 6 2 4 4 3 7 2 0 12 11 13 2 2 2 3 5 27 24 3 4 3 0 2 6 8 2 0 16 8 5 3 6 5 5 8 26 20 4 2 2 1 4 4 9 2 0 8 11 13 3 3 3 2 4 38 43 3 4 4 0 3 6 10 2 0 13 9 4 3 6 5 5 8 38 40 5 3 2 2 4 2 11 2 1 22 11 13 2 2 2 3 5 27 20 3 4 5 0 5 6 12 2 1 12 5 3 3 6 5 5 8 23 28 6 5 2 2 4 3 13 2 1 22 11 13 4 3 3 2 2 20 26 3 4 3 0 6 6 14 2 1 12 5 5 3 6 5 5 8 21 24 3 6 2 1 4 4 15 2 1 22 11 13 2 2 2 3 3 26 27 3 4 4 0 2 6 16 2 1 4 6 4 3 6 5 5 3 26 20 4 2 2 2 4 2 17 2 1 5 11 13 4 3 3 4 4 26 50 3 4 5 0 3 6 18 2 1 6 5 3 3 6 5 5 5 27 24 5 3 2 1 4 3 19 2 1 11 11 13 2 2 2 5 2 26 20 3 4 3 0 5 6 20 2 1 7 4 5 3 3 5 5 3 38 43 6 5 4 2 4 4
          айзенк       КЕТТЕЛ                                         10 баллов                       отношение к друзьям отношение ксвоему прошлому отношение к семье отношение к матери чувство вины экстроверсия интроверсия нейротизм А В С D E F G H I O Q3 Q4 тактичность-конфликтность 0 2 2 0 1 15 8 11 5 4 6 4,00 6 4 4,00 6 5 4 4 6 10 2 0 0 1 5 11 9 12 5 4 4 4,00 5 3 4,00 5 5 4 4 8 11 0 3 3 0 2 15 8 11 7 5 5 5,00 6 4 5,00 6 7 5 5 9 10 3 0 0 1 5 12 10 13 6 6 6 6,00 7 3 6,00 7 6 6 6 6 12 0 4 4 0 3 15 8 11 7 6 7 6,00 7 3 6,00 7 7 6 6 7 40 0 0 0 2 5 13 11 14 6 5 7 5,00 6 4 5,00 6 6 5 5 7 11 2 3 5 0 4 14 8 11 5 4 6 4,00 6 4 4,00 6 5 4 4 6 40 0 0 0 1 5 15 12 15 5 4 5 4,00 5 5 4,00 5 5 4 4 9 12 3 4 6 0 1 6 8 11 6 6 5 5,00 6 4 5,00 6 6 6 6 9 40 0 0 0 2 5 15 13 16 7 5 6 6,00 7 3 6,00 7 7 5 5 6 11 0 1 7 0 2 7 8 11 7 5 7 6,00 7 5 6,00 7 7 5 5 7 20 3 0 0 1 5 15 14 17 6 6 7 5,00 6 5 5,00 6 6 6 6 7 12 0 2 8 0 3 8 8 11 5 4 6 4,00 5 4 4,00 5 5 4 4 9 20 2 0 0 2 5 15 15 18 5 1 5 4,00 4 3 4,00 4 5 1 1 5 11 0 3 2 0 4 11 8 11 7 6 5 5,00 5 3 5,00 5 7 6 6 9 20 4 0 0 1 5 12 16 19 6 5 6 6,00 6 4 6,00 6 6 5 5 6 12 0 4 3 2 1 15 8 11 6 4 7 6,00 7 5 6,00 7 6 4 4 7 30 2 0 0 0 5 13 17 20 7 4 7 5,00 6 5 5,00 6 7 4 4 9 11 0 1 4 2 2 15 8 11 5 5 6 4,00 5 4 4,00 5 5 5 5 8 30 3 0 0 0 5 14 18 21 5 6 5 4,00 4 3 4,00 4 5 6 6 9 12 0 2 5 1 3 15 8 11 6 6 4 5,00 5 4 5,00 5 6 6 6 9 30 4 0 0 0 5 15 19 22 5 4 6 4,00 6 4 4,00 6 5 4 4 6 11 0 3 6 1 1 15 8 11 5 4 5 4,00 5 5 4,00 5 5 4 4 9 30 2 0 0 0 5 16 20 113 6 6 5 5,00 6 4 5,00 6 6 6 6 9 12 0 4 7 2 1 15 8 11 7 5 6 6,00 7 3 6,00 7 7 5 5 6 11 3 0 0 0 5 17 15 14 7 5 7 6,00 7 5 6,00 7 7 5 5 7 12 0 1 2 1 2 15 8 11 6 6 7 5,00 6 5 5,00 6 6 6 6 7 13 4 0 0 0 5 18 16 16 5 4 6 4,00 5 4 4,00 5 5 4 4 9 14 0 2 3 2 2 15 8 11 5 1 5 4,00 4 3 4,00 4 5 1 1 9 40 2 0 0 0 5 12 17 15 7 6 5 5,00 5 3 5,00 5 7 6 6 9 11 0 2 4 1 2 15 8 11 6 5 6 6,00 6 4 6,00 6 6 5 5 6 12 2 0 0 0 5 13 18 15 6 4 7 6,00 7 5 6,00 7 6 4 4 7 13 0 1 5 2 3 15 8 11 7 4 7 5,00 6 5 5,00 6 7 4 4 9 13 3 0 0 0 5 14 11 16 5 5 6 4,00 5 4 4,00 5 5 5 5 8 12 0 0 1 1 3 15 12 11 5 6 5 4,00 4 3 4,00 4 5 6 6 9 40 4 0 0 0 5 16 13 17 6 6 4 5,00 5 4 5,00 5 6 6 6 9 12 0 0 2 2 2 15 8 11 7 4 7 5,00 6 5 5,00 6 7 4 4 9 12 2 0 3 0 1 17 14 18 5 5 6 4,00 5 4 4,00 5 5 5 5 8 11

Сравнительный анализ

  Mean Mean t-value df p пол 0,44444 0,50000 -0,33385 36 0,740431 общая тревожность в шк 11,33333 11,50000 -0,09362 36 0,925934 переживание соц.стресса 8,88889 8,40000 0,58699 36 0,560871 фрустрация потребености в достижен.успеха 9,33333 8,75000 0,43916 36 0,663173 страх самовыражения 4,50000 3,15000 3,09116 36 0,003836 страх проверки знаний 4,66667 4,30000 0,67647 36 0,503066 страх несоответствия ожиданиям 4,00000 3,80000 0,48836 36 0,628254 низкая сопротивляемость стрессу 4,00000 3,95000 0,12457 36 0,901561 отношения с учителями 6,33333 5,20000 1,55485 36 0,128730 личностная тревожность 45,72222 29,75000 5,60716 36 0,000002 ситуативная тревожность 42,27778 29,70000 3,74657 36 0,000627 отношение к отцу 4,16667 3,80000 1,00167 36 0,323189 отношение к себе 3,88889 4,00000 -0,30328 36 0,763424 нереализ.возможности 2,72222 3,00000 -0,75958 36 0,452452 отношение к будущему 1,16667 1,00000 0,38325 36 0,703790 отношение к учителю 3,88889 4,00000 -0,30328 36 0,763424 страхи и опасения 4,66667 4,40000 0,51122 36 0,612320 отношение к друзьям 1,16667 1,45000 -0,57279 36 0,570348 отношение к прошлому 1,44444 0,80000 1,38684 36 0,174019 отношение к семье 2,22222 2,10000 0,14790 36 0,883248 отношение к матери 0,72222 0,75000 -0,10186 36 0,919429 чувство вины 3,66667 3,35000 0,60143 36 0,551325 экстраверсия 12,61111 15,10000 -3,38778 36 0,001719 интроверсия 10,50000 12,25000 -1,37029 36 0,179080 нейротизм 13,50000 18,85000 -1,00106 36 0,323478 A 6,00000 5,80000 0,73577 36 0,466640 B 4,66667 4,85000 -0,45841 36 0,649413 C 5,94444 5,75000 0,62801 36 0,533959 D 5,00000 4,75000 0,94737 36 0,349767 E 5,94444 5,45000 1,67006 36 0,103581 F 3,94444 4,05000 -0,41661 36 0,679441 G 5,00000 4,75000 0,94737 36 0,349767 H 5,94444 5,45000 1,67006 36 0,103581 I 6,00000 5,80000 0,73577 36 0,466640 O 4,66667 4,85000 -0,45841 36 0,649413 Q3 4,66667 4,85000 -0,45841 36 0,649413 Q4 7,33333 8,10000 -1,86232 36 0,070736 тактичность-конфликтность 18,50000 17,55000 0,27550 36 0,784511

Дисперсионный анализ
ANOVA             Sum of Squares df Mean Square F Sig. VAR00002 Between Groups 0,02924 1 0,02924 0,111455 0,740431   Within Groups 9,444444 36 0,262346       Total 9,473684 37       VAR00003 Between Groups 0,263158 1 0,263158 0,008764 0,925934   Within Groups 1081 36 30,02778       Total 1081,263 37       VAR00004 Between Groups 2,264327 1 2,264327 0,344562 0,560871   Within Groups 236,5778 36 6,571605       Total 238,8421 37       VAR00005 Between Groups 3,223684 1 3,223684 0,192859 0,663173   Within Groups 601,75 36 16,71528       Total 604,9737 37       VAR00006 Between Groups 17,26579 1 17,26579 9,555241 0,003836   Within Groups 65,05 36 1,806944       Total 82,31579 37       VAR00007 Between Groups 1,273684 1 1,273684 0,457611 0,503066   Within Groups 100,2 36 2,783333       Total 101,4737 37       VAR00008 Between Groups 0,378947 1 0,378947 0,238498 0,628254   Within Groups 57,2 36 1,588889       Total 57,57895 37       VAR00009 Between Groups 0,023684 1 0,023684 0,015516 0,901561   Within Groups 54,95 36 1,526389       Total 54,97368 37       VAR00010 Between Groups 12,16842 1 12,16842 2,417567 0,12873   Within Groups 181,2 36 5,033333       Total 193,3684 37       VAR00011 Between Groups 5,730994 1 5,730994 1,317376 0,258634   Within Groups 156,6111 36 4,350309       Total 162,3421 37       VAR00012 Between Groups 2416,849 1 2416,849 31,44027 2,33E-06   Within Groups 2767,361 36 76,87114       Total 5184,211 37       VAR00013 Between Groups 1498,742 1 1498,742 14,03677 0,000627   Within Groups 3843,811 36 106,7725       Total 5342,553 37       VAR00014 Between Groups 1,273684 1 1,273684 1,00334 0,323189   Within Groups 45,7 36 1,269444       Total 46,97368 37       VAR00015 Between Groups 0,116959 1 0,116959 0,091978 0,763424   Within Groups 45,77778 36 1,271605       Total 45,89474 37       VAR00016 Between Groups 0,730994 1 0,730994 0,57696 0,452452   Within Groups 45,61111 36 1,266975       Total 46,34211 37       VAR00017 Between Groups 0,263158 1 0,263158 0,146879 0,70379   Within Groups 64,5 36 1,791667       Total 64,76316 37       VAR00018 Between Groups 0,116959 1 0,116959 0,091978 0,763424   Within Groups 45,77778 36 1,271605       Total 45,89474 37       VAR00019 Between Groups 0,673684 1 0,673684 0,261343 0,61232   Within Groups 92,8 36 2,577778       Total 93,47368 37       VAR00020 Between Groups 0,760526 1 0,760526 0,328088 0,570348   Within Groups 83,45 36 2,318056       Total 84,21053 37       VAR00021 Between Groups 3,934503 1 3,934503 1,923324 0,174019   Within Groups 73,64444 36 2,045679       Total 77,57895 37       VAR00022 Between Groups 0,14152 1 0,14152 0,021874 0,883248   Within Groups 232,9111 36 6,469753       Total 233,0526 37       VAR00023 Between Groups 0,00731 1 0,00731 0,010376 0,919429   Within Groups 25,36111 36 0,704475       Total 25,36842 37       VAR00024 Between Groups 0,95 1 0,95 0,361713 0,551325   Within Groups 94,55 36 2,626389       Total 95,5 37       VAR00025 Between Groups 58,68538 1 58,68538 11,47707 0,001719   Within Groups 184,0778 36 5,113272       Total 242,7632 37       VAR00026 Between Groups 29,01316 1 29,01316 1,877705 0,17908   Within Groups 556,25 36 15,45139       Total 585,2632 37       VAR00027 Between Groups 271,1605 1 271,1605 1,002128 0,323478   Within Groups 9741,05 36 270,5847       Total 10012,21 37       VAR00028 Between Groups 0,378947 1 0,378947 0,541353 0,466639   Within Groups 25,2 36 0,7       Total 25,57895 37       VAR00029 Between Groups 0,318421 1 0,318421 0,21014 0,649413   Within Groups 54,55 36 1,515278       Total 54,86842 37       VAR00030 Between Groups 0,358187 1 0,358187 0,394401 0,533959   Within Groups 32,69444 36 0,908179       Total 33,05263 37       VAR00031 Between Groups 0,592105 1 0,592105 0,897507 0,349767   Within Groups 23,75 36 0,659722       Total 24,34211 37       VAR00032 Between Groups 2,316082 1 2,316082 2,789112 0,103581   Within Groups 29,89444 36 0,830401       Total 32,21053 37       VAR00033 Between Groups 0,105556 1 0,105556 0,17356 0,679441   Within Groups 21,89444 36 0,608179       Total 22 37       VAR00034 Between Groups 0,592105 1 0,592105 0,897507 0,349767   Within Groups 23,75 36 0,659722       Total 24,34211 37       VAR00035 Between Groups 2,316082 1 2,316082 2,789112 0,103581   Within Groups 29,89444 36 0,830401       Total 32,21053 37       VAR00036 Between Groups 0,378947 1 0,378947 0,541353 0,466639   Within Groups 25,2 36 0,7       Total 25,57895 37       VAR00037 Between Groups 0,318421 1 0,318421 0,21014 0,649413   Within Groups 54,55 36 1,515278       Total 54,86842 37       VAR00038 Between Groups 0,318421 1 0,318421 0,21014 0,649413   Within Groups 54,55 36 1,515278       Total 54,86842 37       VAR00039 Between Groups 5,568421 1 5,568421 3,468221 0,070736   Within Groups 57,8 36 1,605556       Total 63,36842 37       VAR00040 Between Groups 8,55 1 8,55 0,075898 0,784511   Within Groups 4055,45 36 112,6514       Total 4064 37

нет

Опубликовано

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.

в связи с этим, ФГОС начального общего образования выдвигает свои "требования персонала, освоения результатов основной образовательной программы начального образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций".

кроме того, "требования к метапредметным освоения результатов основной образовательной программы начального общего образования:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- готовность решать конфликты конструктивно посредством учета интересов сторон и сотрудничества" [1, c. 15].

именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому, в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт учителя, ученика и родителей.

Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети не учатся программирования материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и так далее,

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в коллективах школьных крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а со своей основной работой.