Национальный вопрос Южно-Африканской Республики: проблемы, точки зрения, пути решения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международные отношения
  • 2222 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.06.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. История национального вопроса в ЮАР.
1.2 Общая информация об этническом составе страны.
1.2 История национального вопроса ЮАР
1.3 Режим апартеида
1.4 Отход от политики апартеида, приход к власти Нельсона Мандела.
1.4 Современное состояние – переход к многорасовой демократии
Глава 2. Роль международных организаций в урегулировании национальной проблемы
2.1 Внешняя политика страны на современном этапе - сотрудничество с международными организациями
2.2 Участие Организации Объединенных Наций в урегулировании национальной проблемы
2.3 Позиции крупных держав современного мира
Глава 3. Прогнозы и перспективы разрешения национальных противоречий в ЮАР
3.1 Распределение ресурсов между расовыми группами в ЮАР на сегодняшний день
3.2 Проблемы и перспективы разрешения расового вопроса
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Правящий режим стремился сохранить и укрепить «буферную зону» из колониальных территорий, с тем чтобы не допустить приближения национально-освободительной волны к своим границам. В этот период ЮАР предпринимала попытки аннексии Лесото, Ботсваны и Свазиленда, оказывала помощь колониально-расистским режимам на Юге Африки. Важнейшим союзником ЮАР в регионе был режим Яна Смита в Южной Родезии.

2.3 Позиции крупных держав современного мира

Чрезвычайно важной сферой внешнеполитической деятельности ЮАР являлись отношения с ведущими западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Великобританией, ФРГ, Францией, Японией, которые были ее главными торгово-экономическими партнерами. В условиях раскола мира необходимость консервации сложившихся связей с Южной Африкой, являвшейся важнейшим источником золота и стратегического сырья для мирового рынка, имела для Запада первостепенное значение. Поэтому до начала 70-х годов и особенно в период проведения правительством ЮАР «нового курса» западные державы в целом поддерживали внешнюю политику Претории, направленную на нормализацию отношений со странами континента за рамками проблемы апартеида. Однако после обретения независимости Мозамбиком и Анголой, а также в ходе родезийского кризиса становилось все более очевидным, что .преодолеть антагонизм между ЮАР и освободившимися африканскими странами без решения коренной проблемы субрегиона вряд ли удастся. С нарастанием южноафриканского конфликта осложнились отношения Запада с «третьим миром». Открытая защита системы расового неравенства, существовавшей в ЮАР, становилась для Запада все более затруднительной, в том числе вследствие широкой международной кампании против апартеида, в которую были вовлечены многие общественные движения и неправительственные организации Северной Америки и Западной Европы. Поставленные перед необходимостью выбора путей сохранения политического влияния в субрегионе, развитые страны Запада, и особенно США, выдвинувшие в период нахождения у власти администрации Р. Рейгана доктрину «конструктивного взаимодействия» с правящим режимом ЮАР, активно поддержали на международном уровне политику реформирования системы апартеида, проводившуюся премьер-министром ЮАР П. Ботой. Свидетельством этой поддержки явился визит Боты в Западную Европу, последовавший непосредственно после подписания «Договора Нкомати» и Лусакских переговоров 1984 г.
С целью усиления воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Южной Африки после очевидного провала политики «конструктивного взаимодействия» западные державы в 1985 - 1986 гг. решились на применение против ЮАР добровольных экономических санкций на выборочной основе. К санкциям присоединился ряд межправительственных организаций, в том числе Европейское сообщество, Содружество наций. В сочетании с обязательным эмбарго на поставки ЮАР вооружения и добровольными нефтяными санкциями свертывание экономических связей оказалось достаточно действенным средством давления на правящие круги ЮАР, поскольку приводило к ощутимо негативным последствиям для ее экономики. Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности правительства ЮАР в этих условиях стали попытки смягчения позиций Запада по вопросу о санкциях и по проблеме апартеида путем активного использования дипломатических контактов с руководством ведущих западных государств. В частности, в феврале 1985 г. министр иностранных дел ЮАР вел переговоры с представителями администрации Р. Рейгана, министром иностранных дел Голландии, исполнявшим в тот период обязанности председателя совета министров ЕС, в сентябре 1986 г. посетил Японию. В ноябре 1986 г. президент П. Бота выезжал с частным визитом во Францию. Началось ослабление противоречий с великими державами по вопросу о ядерном потенциале ЮАР. В 1987 г. президент П. Бота заявил, что его правительство готово начать с каждым государством, обладающим ядерным оружием, переговоры о .подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, а также о включении в повестку дня этих переговоров вопроса о .переводе ядерных мощностей ЮАР под контроль МАГАТЭ. В августе 1988 г. представители СССР, США и Великобритании провели встречу с делегацией ЮАР в Вене, чтобы обсудить проблему ее присоединения к договору. После подписания Южной Африкой Договора о нераспространении ядерного оружия с повестки дня был снят вопрос об исключении ЮАР из МАГАТЭ.






Глава 3. Прогнозы и перспективы разрешения национальных противоречий в ЮАР

3.1 Распределение ресурсов между расовыми группами в ЮАР на сегодняшний день

Белое население с момента создания в 1910 Южно-Африканского Союза и до 1994 было политически господствующей группой и до сих пор удерживает доминирующие позиции в экономике.
В 2001 г. все население ЮАР, согласно официальной статистике, подразделялось на 4 расово-этнические группы: африканцы (около 34 млн.); белые (лица европейского происхождения) (6,9 млн.); метисы или, по официальной терминологии, принятой в ЮАР, "цветные" (4,4 млн.) и азиаты (1,3 млн.).
Опасаясь сплочения национально-освободительных сил в стране, правительство искусственно стремится разобщить отдельные этнические группы, сохранить родовые пережитки среди африканцев, разжечь национальную вражду между различными народами.
В социальной жизни африканцев произошли значительные перемены: большие патриархальные семьи сменились малыми; резко сократилось количество полигамных семей; изменились религиозные воззрения.
Изначально, обучение белых имело задачей широкую и всестороннюю подготовку их к выполнению руководящих функций в обществе. Небелые и, прежде всего, африканцы, получали минимум знаний, необходимый для выполнения работ на низших ступенях современного производства. После окончания режима апартеида ситуация изменилась. Перепись населения 1996 зафиксировала, что образование получили около 76% африканцев, 90% цветных, 93% индийцев и 99% белых. В 1995 около трех четвертей жителей страны в возрасте от 5 до 24 лет учились в школах, колледжах, университетах или профтехучилищах.
3.2 Проблемы и перспективы разрешения расового вопроса

Перед ЮАР стоит немало проблем. И все же после смены режима здесь уже трижды проводились общенациональные и много раз местные выборы. В стране постепенно утверждается культура демократии, и народ хотя бы в некоторой степени может влиять на выбор решений, которые определят его будущее.
В масштабах африканского континента ЮАР имеет статус сверхдержавы. Она опережает прочие страны Африки по объему ВВП, в экономике сильны и финансовый, и производственный сектора. ЮАР - ведущий экспортер полезных ископаемых. Другим важным источником валютных поступлений служит туризм. Тем не менее, многие южноафриканцы по-прежнему живут в бедности, а безработица держится на высоком уровне.
Уже давно на повестке дня стоит вопрос о том, кому должна принадлежать земля. Большей частью сельскохозяйственных земель сейчас по-прежнему владеет белое население. До сих пор земли у белых фермеров выкупались лишь по обоюдному согласию, однако в последнее время представители власти всё чаще говорят, что ускорить перераспределение можно принудительным путём.
Заключение


В результате проделанной работы были достигнуты следующие результаты:
Расовая проблема в ЮАР имеет долгую историю. Бывшая колония Великобритании, Южно-Африканская республика изначально управлялась белым населением, белые занимали привилегированное положение.
Вплоть до 1994 года в ЮАР господствовал режим апартеида, ущемления прав черного населения страны. Столь явное нарушение прав человека не могло не привлечь внимания международных организаций. ООН и организации семьи ООН – например, ЮНЕСКО, - принимали активное участие в разрешении расовой проблемы в стране. Не остались в стороне и крупные державы – США, страны ЕС, СССР – также способствовали сглаживанию противоречий.
В результате долгой борьбы черного населения за свои права режим апартеида был свергнут. К власти пришел чернокожий президент Нельсон Мандела, уравнявший в правах черное и белое население страны. Нынешний президент ЮАР – бывший соратник Мандела, продолжающий его политику.
Несмотря на недолгую традицию демократии в стране, можно говорить что ситуация в стране стабилизовалась. Расовые противоречия до сих пор не прекратились, в настоящее время даже наблюдаются притеснения белого населения, но тенденции в целом положительные.

Список литературы

Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. С-Пб, 2000
Иванов И.О. Южная Африка: Диалог или конфронтация. М., 1989
"Страны мира сегодня. Африка", том 3., ИТАР-ТАСС, М., 2003
"Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны", М., 2002
"Южно-Африканская Республика", Экономический справочник, Изд. "Наука", М., 1982
Л. Н. Рытов Очерки по национальному вопросу в Южной Африке. М. 1997
Деларей ван Тондер «Существует неразрывная связь между освободительной борьбой Южной Африки и ее ролью лидера мировом масштабе» // Персонал, 2002, № 9, стр. 6-9
И.Н. Куклина История Южной Африки. М. 1994
Южно-Африканская Республика – справочное издание. Институт Африки, М., 1994
Все страны мира - энциклопедический справочник. М., 2002


Страны мира сегодня. Африка, том 3., ИТАР-ТАСС, М., 2003
там же
Иванов И.О. Южная Африка: Диалог или конфронтация. М., 1989
И.Н. Куклина История Южной Африки. М. 1994
"Страны мира сегодня. Африка", том 3., ИТАР-ТАСС, М., 2003
"Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны", М., 2002
там же
Иванов И.О. Южная Африка: Диалог или конфронтация. М., 1989
Иванов И.О. Южная Африка: Диалог или конфронтация. М., 1989
там же
"Страны мира сегодня. Африка", том 3., ИТАР-ТАСС, М., 2003
там же
там же
Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. С-Пб, 2000
там же
Деларей ван Тондер «Существует неразрывная связь между освободительной борьбой Южной Африки и ее ролью лидера мировом масштабе» // Персонал, 2002, № 9, стр. 6-9
Иванов И.О. Южная Африка: Диалог или конфронтация. М., 1989
там же
там же
там же
"Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны", М., 2002

1.Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. С-Пб, 2000
2.Иванов И.О. Южная Африка: Диалог или конфронтация. М., 1989
3."Страны мира сегодня. Африка", том 3., ИТАР-ТАСС, М., 2003
4."Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны", М., 2002
5."Южно-Африканская Республика", Экономический справочник, Изд. "Наука", М., 1982
6.Л. Н. Рытов Очерки по национальному вопросу в Южной Африке. М. 1997
7.Деларей ван Тондер «Существует неразрывная связь между освободительной борьбой Южной Африки и ее ролью лидера мировом масштабе» // Персонал, 2002, № 9, стр. 6-9
8.И.Н. Куклина История Южной Африки. М. 1994
9.Южно-Африканская Республика – справочное издание. Институт Африки, М., 1994
10. Все страны мира - энциклопедический справочник. М., 2002


Вопрос-ответ:

Какой этнический состав Южно-Африканской Республики?

В Южно-Африканской Республике проживают представители разных этнических групп. Основными из них являются зулусы, коса, кхоса, басото, венда, ндебеле, тсвана, свази, педи, тсонга и другие народы.

История национального вопроса в Южно-Африканской Республике?

Национальный вопрос в Южно-Африканской Республике имеет долгую и сложную историю. Конфликты на этнической почве начались еще в колониальную эпоху, когда европейские поселенцы пришли на эту территорию. Дальнейшее развитие событий привело к установлению апартеида - политики расового разделения, которая доминировала в стране в течение более полувека.

Какова была политика апартеида и как она сказалась на Южно-Африканской Республике?

Политика апартеида предполагала расовое разделение и подавление неевропейских народов в Южно-Африканской Республике. Дискриминационные законы запрещали смешение рас, ограничивали свободу передвижения и права на образование, здравоохранение и собственность. Она сильно разобщила общество и привела к массовым протестам и насилию.

Какие изменения произошли после прихода к власти Нельсона Манделы в Южно-Африканской Республике?

Приход Нельсона Манделы к власти ознаменовал конец политики апартеида в Южно-Африканской Республике. Мандела провел реформы, направленные на снятие дискриминации на этнической основе, расширение прав членов всех этнических групп на образование, здравоохранение и участие в политической жизни страны. Он стал символом национального примирения и единства.

Каков этнический состав Южно-Африканской Республики?

Южно-Африканская Республика населена представителями различных этнических групп. Основные этнические группы включают зулусов, коса, сото, ндебеле, венда, свази и первобытных жителей. Также среди населения есть значительное количество пришельцев из других африканских стран, а также европейского, азиатского и малазийского происхождения.

Какова история национального вопроса в ЮАР?

История национального вопроса в ЮАР берет начало еще со времен колонизации этой территории европейскими странами. В период правления апартеидной политики (1948-1994 гг.) этническое противостояние и дискриминация достигли своего апогея. Положение изменилось после отхода от политики апартеида и прихода к власти Нельсона Манделы, который внес важные изменения в систему правления и произвел реформы с целью смягчения этнических противоречий.

Каков режим апартеида в ЮАР?

Режим апартеида в ЮАР был системой строгого расового разделения, которая действовала с 1948 по 1994 год. Он признавал только европейское население страны правомерным владельцем земли, с полным пренебрежением прав и интересов других этнических групп. Были установлены жесткие ограничения в отношении перемещения и выбора места жительства для представителей других этнических групп, а также активно применялась система дискриминации и репрессий.

Каким образом Нельсон Мандела способствовал решению национального вопроса в ЮАР?

Нельсон Мандела, ставший первым чернокожим президентом ЮАР, произвел ряд изменений в системе правления страны. Он провел реформы, направленные на снятие противоречий между этническими группами, и продвигал принципы многорасовой демократии. Мандела способствовал примирению национальных групп, а также созданию равноправных условий для всех жителей ЮАР, без различия по расовому или этническому признаку.

Каким был этнический состав Южно-Африканской Республики в прошлом?

В прошлом в составе населения ЮАР преобладали белые африканцы, представители хозяйствующих классов, а также потомки голландских колонистов (буры) и английских иммигрантов. Кроме этого, в стране проживало много индийцев и китайцев, которые в основном занимались торговлей. Однако наиболее многочисленной этнической группой были чернокожие жители, в основном народ зулу и коса, которые принадлежали к различным членам наций: нде́бе́ле, свази, свази северные нгунда, цонга и др.

Какое значение имел режим апартеида в истории Южно-Африканской Республики?

Режим апартеида, который был введен в ЮАР в 1948 году, являлся политикой систематической расовой дискриминации и сегрегации. Последствия этого режима для национального вопроса страны были катастрофическими – чернокожее население лишалось основных прав, в том числе права голоса, и было вытеснено в специальные территории (бантустаны) или гетто. Общество было разделено на четыре расовые группы: белые, цветные, метисы и черные.

Какие меры были предприняты для преодоления политики апартеида в Южно-Африканской Республике?

В противостоянии политике апартеида сыграли важную роль домашнее оппозиционное движение и международное сообщество. Наиболее известным деятелем этого движения стал Нельсон Мандела, который, после долгих лет борьбы, стал первым чернокожим президентом ЮАР в 1994 году. Апартеид был официально отменен, чернокожее население получило гражданские права, и страна открыла новую главу в истории - путь к многорасовой демократии.