Влияние психологических аномалий на преступное поведение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминология
  • 3737 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 26.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Преступник с психическими аномалиями
2. Характеристика здоровой психически личности
3. Судебно-психологическая и судебно психиатрическая экспертиза
3.1. Понятие и значение психологической и психиатрической экспертиз
3.2. Выявление психических аномалий при психиатрической экспертизе
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Цель - выявление конкретных форм нарушения познавательной деятельности, изменений личности, характерных для того или иного заболевания
2) специфика психиатрической клиники требует качественной характеристики особенностей психической деятельности больных. Важны не только трудность задания и количество допущенных больным ошибок, но и ход его рассуждений, мотивировки ошибочных суждений
3) результаты экспериментально-психологических исследований должны быть достаточно объективными.
В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования:
1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируя данные наблюдаемого окружения)
2. Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника
3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы
4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике)
5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого
6. Метод тестирования, в котором используется специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного
7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу "детектор лжи", в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.

3.2. Выявление психических аномалий при психиатрической экспертизе
Особенно большое значение приобретают данные экспериментальной патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы, трудовой, судеб ной и воинской. Эти исследования позволяют установить критерии для определения симуляции болезненных проявлений, отделяющие истинную некритичность от симулятивного поведения. Кроме того, в судебно - психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоумия. Именно выраженностью слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экспертное суждение. Например, мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во время припадка или эквивалента, обязательно установить выраженность психического дефекта, глубину эпилептического слабоумия. То же самое относится и к олигофрении: экспертное заключение не ограничивается, например, констатацией дебильности, но уточняет степень ее выраженности. При проведении судебной экспертизы роль пато - психолога не ограничивается вопросами нозологической диагностики и определения степени выраженности психического дефекта.
В рамках психолого - психиатрической экспертизы психиатр дает синдромально - нозологическую характерисику имеющейся патологии, психолог - структурно - динамический анализ личности обследуемого. Это особенно важно в случаях обнаружения нерезко выраженных форм психических отклонений. Особенно возрастает роль психолога при отсутствии у обследуемого психического заболевания. Понимание характера совершенного преступления невозможно в этих случаях без исследования стуктуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентации, без раскрытия внутренней психологической структуры личности. Психологическая экспертиза производится не только для оценки личностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности. Психологическая экспертиза особенно часто проводится по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. При этом определяется уровень их познавательной деятельности и характер присущих им индивидуально - личностных особенностей. Лишь при такой суммарной оценке можно судить о способности обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими.
В рамках психолого - психиатрической экспертизы часто решается вопрос о наличии у обвиняемого какого либо патологического аффективного состояния, а также других состояний, повлиявших на него в момент совершения преступления (переутомление, страх, горе). Важное значение имеют установление возможности возникновения в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, и экспертная оценка их влияния на качество выполнения обследуемым его профессиональной деятельности. При проведении посмертной экспертизы, в тех случаях, когда психиатры не находят оснований для диагностики психического заболевания, психологи, анализируя особенности личности погибшего, помогают уяснить мотивы, которыми он руководствовался при совершении тех или иных поступков, в том числе и мотивы совершения суицида. Исключительно важна роль патопсихологического исследования при решении вопросов военной экс пертизы. Речь идет о диагностике нерезко выраженных форм олигофрении, стертых проявлений шизофрении (особенно ее простой формы), психопатий, неврозов, резидуально - органических поражений головного мозга.
Решение экспертных вопросов в рамках судебно - психологической экспертизы тесно соприкасается с такой областью знаний, как криминология. В нашей стране на протяжении десятилетий криминология развивалась как социологическая наука. Однако сейчас уже ясно, что с помощью только социологических подходов и методов невозможно объяснить преступное поведение, а, следовательно, предложить эффективные меры его предупреждения. В этой связи важно изучать личность преступника, которая должна стать объектом междисциплинарного познания.
Из всех наук, с помощью которых можно раскрыть специфику личности преступника и объяснить преступное поведение, наибольшее значение имеют психология и психиатрия, а также такая новая область знаний, как судебная (криминальная) патопсихология. Интерес криминологии к психическим аномалиям обусловлен тем, что из числа лиц, совершивших преступления, немало тех, у кого имеются такие аномалии. Их криминологическое изучение и правовая оценка во многом облегчаются тем обстоятельством, что они привлекают к себе все большее внимание психиатрии.
Среди лиц, совершивших убийства, хулиганство, изнасилования, кражи, грабежи и разбои, систематически занимающихся бродяжничеством, а также нанесших тяжкие телесные повреждения, более половины имеют не лишающие их вменяемости расстройства психики. В исследования этих авторов были включены такие расстройства психической деятельности, оказывающие влияние на преступное поведение и условно объединенные под названием «психические аномалии», как: психопатия, олигофрения в форме дебильности, алкоголизм, наркомания, остаточные явления черепно - мозговых травм, органические заболевания центральной нервной системы, эпилепсия, сосудистые заболевания с психическими изменениями, шизофрения в состоянии стойкой ремиссии и некоторые другие психические расстройства и болезни.
Все эти данные свидетельствуют о серьезности и масштабности проблемы, необходимости осуществления специальных профилактических, принудительных и иных мероприятий по борьбе с преступностью, когда речь идет о лицах, страдающих психическими аномалиями. Самой распространенной психической аномалией является алкоголизм, криминогенное значение которого общеизвестно. Алкоголизм всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества. Криминологическое значение алкоголизма проявляется и в том, что он способствует развитию психических аномалий, в свою очередь имеющих криминогенное значение, в частности психопатий и психопатических черт характера, и, следовательно, совершению преступных действий лицами, страдающими такими аномалиями.
Практическое значение судебной патопсихологии сводится к использованию ее результатов в вопросах изучения преступного поведения лиц с психическими аномалиями и вынесения решения уголовной ответственности таких лиц. Кроме того, поскольку психические аномалии создают предпосылки, способствующие совершению преступлений, ведению антиобщественного образа жизни, детерминируют определенный круг, содержание и устойчивость социальных контактов и привязанностей, то изучение этих условий имеет также важное практическое значение. Важность судебной патопсихологии заключается и в изучении мотивации преступного поведения, поскольку психические аномалии способствуют формированию криминогенных взглядов, стремлений, ориентаций, потребностей, влечений, привычек. Учитывая тот факт, что между отдельными видами психических аномалий и противоправного поведения, его интенсивностью и устойчивостью могут существовать взаимосвязи, можно с уверенностью сказать, что их изучение будет иметь важное практическое значение. Преступники с психическими аномалиями в период отбывания наказания оказывают негативное влияние на других заключенных, что препятствует исправлению и перевоспитанию последних и может явиться источником возникновения криминогенных ситуаций, затрудняя процесс собственной ресоциализации, что также имеет большое практическое значение.

Заключение
Личность — есть внутренняя суть, природа человека, направленная на его самореализацию.
Немалое число лиц, признанных вменяемыми в момент совершения ими общественно опасного деяния, все же имели определенные аномалии психики (различные формы психопатий, неврозы, легкие формы слабоумия и т.д.). Эти аномалии не достигли уровня психического заболевания, но их наличие может изменить пороги чувствительности, эмоциональной устойчивости, способности к осознанному самоконтролю, обострить такие черты личности, как склонность к самовзвинчиванию, отсутствие эмпатии и т.п., что позволяет в ряде случаев психолого-психиатрической экспертизы сделать вывод о связи данных психических расстройств с инкриминируемым деянием, поскольку по этой причине лицо не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Подобные лица являются вменяемыми и подлежат уголовной ответственности. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, выступает лишь в качестве условия, способствовавшего совершению преступления, тогда как при общественно опасном деянии, совершенном в состоянии невменяемости, именно психическая болезнь или иное болезненное состояние психики явились причиной действия лица.
Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, но сказавшееся при совершении преступления учитывается судом при назначении наказания. Характерно, что в законе не указано, что этот учет обязательно должен повлечь смягчение наказания. Психические расстройства, не исключающие вменяемости, не названы законодателем в числе обстоятельств, смягчающих наказание (ст. 61 УК) либо его отягчающих (ст. 63 УК). Очевидно, что наличие психических аномалий характеризует личность виновного, его общественную опасность, что должно учитываться при назначении наказания в силу ч. 3 ст. 60 УК. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, может (но не обязательно) служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера.
Без знания и учета психических аномалий невозможно понять действительные причины и механизм совершения значительного числа преступлений, следовательно, эффективно предупреждать их и перевоспитывать преступников.
Так же очень важно изучать личностные особенности преступников алкоголиков и разрабатывать мероприятия по предупреждению алкоголизма, что будет иметь огромное значение для успешной борьбы с преступностью.
Психологический уровень познания проблем преступного поведения лиц с психическими аномалиями должен быть ведущим, а не сводиться к выяснению соотношения социального и биологического. Акцент на необходимость познания психопатологических особенностей личности преступника не означает психологизации проблемы преступного поведения таких лиц. Не означает он и пренебрежительного отношения к пониманию человека как биосоциальной целостности, поскольку биосоциальный уровень теснейшим образом связан с психологическим. Однако познание психологических особенностей преступников, в том числе тех, которые связаны с расстройствами психической деятельности, позволяет вскрыть подлинные причины и механизмы индивидуального преступного поведения. Поэтому психология как наука имеет первостепенное научное и практическое значение в становлении судебной патопсихологии, возникающей на стыке нескольких наук.


Библиография
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и Республик. Приняты ВС СССР 02.07.1991 № 2281-1. Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, № 30, ст. 862
Уголовный кодекс РСФСР 1960.
Федеральный закон «О компетентном органе российской федерации по конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения» от 22.04.2004 № 19-ФЗ «Российская газета», № 88, 27.04.2004
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 № 370 «Об утверждении инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений». «Российская газета», № 155, 19.07.2005
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, № 33, ст. 1913.
Приказ Минюста РФ от 03.08.2001 № 229 «Об утверждении инструкции по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма или наркомании осужденных, отбывающих наказания в учреждениях уголовно - исполнительной системы министерства юстиции российской федерации». «Российская газета», № 172, 05.09.2001.

Литература
Андреев И.С., Грамович Г.И., Порубов Н.И. Курс криминалистики. М.: Высшая школа, 2001 – 327 с.
Зайцев О.А., Карпов В.Я. Криминалистика. Курс лекций. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. – 224 с.
Звечаровский И.Э. Уголовная ответственность: понятие, виды, формы реализации. Учебное пособие. Иркутск, 1992. – 348 с.
Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. — 248 с.
Кобзева И. В. Контролируемые наркотические средства и психотропные вещества, наиболее распространенные на территории России. М.: ЛексЭст. 2004 – 283 с.
Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России. М.: Феникс, 2005. – 264 – с.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Лебедева М.В. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 684 с.
Кузнецов А.В. Защита прав осужденных к лишению свободы. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2004, № 2
Спасович В.Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М.: Век. 2001. – 246 -с.
Старовойтов В.И., Шамонова Т.Н. Запах и ольфакторные следы человека. М: ЛексЭст. 2004 – 352 с.
Трегубов С.Н. Основы уголовной техники, научно-технические приемы расследования преступлений. М.: Феникс. – 2002 232 с.
Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов. / Под ред. Кругликова Л.Л. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 458 с.
Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2002.-576 с.
Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов. М.: ЛексЭст . 2005 – 316 с.
Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. С. 64.
Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России. М.: Феникс, 2005. С. 48.
Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов. М.: ЛексЭст . 2005 С. 126.
Андреев И.С., Грамович Г.И., Порубов Н.И. Курс криминалистики. М.: Высшая школа, 2001. С. 93.
Зайцев О.А., Карпов В.Я. Криминалистика. Курс лекций. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. С. 143.
Трегубов С.Н. Основы уголовной техники, научно-технические приемы расследования преступлений. М.: Феникс. – 2002. С. 94.
Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов. М.: ЛексЭст . 2005. С. 48.
Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов. М.: ЛексЭст . 2005. С. 86.
Спасович В.Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М.: Век. 2001. С. 74.
Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2002. С. 128.
Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2002. С. 129.
Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России. М.: Феникс, 2005. С. 94.
Зайцев О.А., Карпов В.Я. Криминалистика. Курс лекций. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. С, 92.
Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. С. 59.
Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. С. 68.
Зайцев О.А., Карпов В.Я. Криминалистика. Курс лекций. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. С. 103.
Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России. М.: Феникс, 2005. С. 104.
Старовойтов В.И., Шамонова Т.Н. Запах и ольфакторные следы человека. М: ЛексЭст. 2004. С. 89.












2

1. Андреев И.С., Грамович Г.И., Порубов Н.И. Курс криминалистики. М.: Высшая школа, 2001 – 327 с.
2.Зайцев О.А., Карпов В.Я. Криминалистика. Курс лекций. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. – 224 с.
3.Звечаровский И.Э. Уголовная ответственность: понятие, виды, формы реализации. Учебное пособие. Иркутск, 1992. – 348 с.
4.Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. — 248 с.
5.Кобзева И. В. Контролируемые наркотические средства и психотропные вещества, наиболее распространенные на территории России. М.: ЛексЭст. 2004 – 283 с.
6.Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России. М.: Феникс, 2005. – 264 – с.
7.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Лебедева М.В. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 684 с.
8.Кузнецов А.В. Защита прав осужденных к лишению свободы. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2004, № 2
9.Спасович В.Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М.: Век. 2001. – 246 -с.
10.Старовойтов В.И., Шамонова Т.Н. Запах и ольфакторные следы человека. М: ЛексЭст. 2004 – 352 с.
11.Трегубов С.Н. Основы уголовной техники, научно-технические приемы расследования преступлений. М.: Феникс. – 2002 232 с.
12.Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов. / Под ред. Кругликова Л.Л. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 458 с.
13.Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2002.-576 с.
14.Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов. М.: ЛексЭст . 2005 – 316 с.

Вопрос-ответ:

Какие преступления может совершать преступник с психическими аномалиями?

Преступники с психическими аномалиями могут совершать различные преступления, в зависимости от своего диагноза и характера аномалии. Некоторые из них могут быть склонны к насилию, сексуальным преступлениям или кражам. Однако, не все люди с психическими аномалиями совершают преступления, и важно помнить, что большинство людей с психическими аномалиями не являются преступниками.

Как можно описать здоровую психическую личность?

Здоровая психическая личность характеризуется устойчивым психологическим состоянием, адекватными эмоциями и социальной адаптированностью. У такой личности отсутствуют серьезные психические расстройства и аномалии, и она способна функционировать в обществе без заметных проблем. Здоровая психическая личность обладает хорошим самоуважением, умением контролировать свои эмоции и строить здоровые отношения с окружающими.

Зачем проводится психологическая и психиатрическая экспертиза при преступлениях?

Психологическая и психиатрическая экспертиза проводятся судебными экспертами с целью выявить и оценить психические аномалии или расстройства у лица, совершившего преступление. Это важно для определения способности лица осознавать неправомерность своих действий или контролировать свое поведение. Результаты экспертизы могут влиять на решение суда относительно вины и применяемых мер наказания.

Какие могут быть последствия у преступника с психическими аномалиями?

Преступник с психическими аномалиями может проявлять агрессивное поведение, быть неспособным к эмоциональному контролю и осознанию своих действий. Он может совершать преступления, не осознавая их негативные последствия или не способен на нормальную адаптацию в обществе. Кроме того, преступник с психическими аномалиями может нуждаться в специальной медицинской помощи и терапии для улучшения своего состояния.

Какими чертами характеризуется здоровая психическая личность?

Здоровая психическая личность характеризуется умением осознавать и контролировать свои эмоции, адекватно воспринимать и анализировать информацию, принимать решения, вести себя социально адаптивно и соблюдать нормы этики и морали. Такая личность способна поддерживать стабильные отношения с окружающими и функционировать в обществе без нарушения правил и законов.

Какую роль играют судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы?

Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы играют важную роль в выявлении психических аномалий у преступников. Они позволяют определить, есть ли у подозреваемого или обвиняемого психические расстройства, которые могут оказывать влияние на его способность осознавать и контролировать свои действия. Экспертизы помогают суду принимать обоснованные решения на основе научных данных.

Чем отличается психологическая экспертиза от психиатрической?

Психологическая экспертиза направлена на выявление психологических особенностей и осведомленности обвиняемого или подозреваемого, а также на оценку его психического состояния и психических процессов. Психиатрическая экспертиза же сконцентрирована на выявлении и оценке наличия психических заболеваний или расстройств, которые могут сказываться на поведении обвиняемого или подозреваемого.

Какие психические аномалии могут влиять на преступное поведение?

Некоторые из психических аномалий, которые могут влиять на преступное поведение, включают психопатию, шизофрению, маниакально-депрессивное психическое расстройство и антиобщественную личностную расстройство.

Как можно определить здоровую психическую личность?

Здоровая психическая личность характеризуется устойчивой самооценкой, адекватной реакцией на стрессовые события, эмоциональной стабильностью, рациональным мышлением и присутствием эмпатии и этики в общении с другими людьми.