Формирование экономико - правовой среды малого бизнеса и его влияние на структуру занятости

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика труда
  • 107107 страниц
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 16.05.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Становление и проблемы развития малого бизнеса
1.1.Сущность, содержание, критерии отнесения субъектов к малому бизнесу
1.2.Роль малого бизнеса в развитии реального сектора экономики
1.3.Значение малого бизнеса для формирования занятости
Выводы по главе I
Глава II. Показатели развития малого бизнеса
2.1.Динамика и оценка развития малого бизнеса
2.2.Проблема занятости в сфере малого бизнеса России
2.3.Развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса
Выводы по главе II
Глава III. Формирование экономико-правовой среды малого бизнеса
3.1.Развитие системы поддержки малого бизнеса
3.2.Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства
Выводы по главе III
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В структуре средств ФФПП в разное время преобладают различные источники. В период активной приватизации государственного имущества, преобладающая часть средств фонда составляли средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Но определённые механизмы контроля и поступления этих средств наблюдательным советом фонда до сих пор не разработаны. В связи с этим возникают проблемы формирования, целевого использования средств, направляемых в федеральный фонд поддержки предпринимательства. Немало было и предложений по составу источников образования фонда и механизму распределения и использования средств данного фонда. Так, в период приватизации возникло предложение об обязательном направлении в фонд не менее 30% доходов от приватизации. Также считалось целесообразным часть средств из этих двух источников (около 30 %) оставлять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержки предприятий на местах. Тем не менее, по сегодняшний день не выработано эффективной системы формирования и использования средств федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Поэтому продолжающаяся долгое время критика в адрес Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, как о кормушке для чиновников федерального, регионального и местного уровня, вполне обоснована.
В реализацию задач, стоящих перед федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, созданы аналогичные региональные фонды, призванные решать вопросы финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства на местах.
Мы считаем, что в связи с тем, что деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем, многие финансовые вопросы необходимо решать через местные органы власти. К тому же малое предпринимательство должно стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учёта особенностей развития данного региона. Региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать необходимые материально- технические и финансовые ресурсы для их реализации за счёт региональных источников.
Решение о создании подобных республиканских, союзных и городских фондов было принято ещё в 1990 году. Практически же решение данного вопроса затянулась на долгие годы и до сих пор многие региональные власти не уделяют должного внимания развитию и поддержке малого предпринимательства.
Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и иные предприятия и объединения, всевозможные организации, а также физические лица.
Средства региональных фондов формируются за счёт бюджетных и внебюджетных источников. Бюджетный источник – федеральный фонд поддержки предпринимательства. При этом обоснование проектов должно проводиться по утверждённой методике, а сами проекты – пройти независимую экспертизу. Поддержка малых предприятий через фонды осуществляется на принципах долевого участия. Внебюджетные источники представляет различными общественными организациями, финансируемые выгодные проекты.
Отраслевая направленность государственного финансирования малого предпринимательства следует рассматривать оптимальной. Так, 34,7% средств направлено на финансирование предпринимательских проектов в промышленности; 57,6% - на финансирование проектов в сфере услуг, т.е. 86,3% всех государственных финансовых ресурсов направленно на поддержку наиболее приобретенных отраслей развития малого предпринимательства. Доля торговли и общественного питания незначительна и составляет 11,7 %. На развитие медицины в сфере малого предпринимательства направленно 2,0% инвестиций.
На наш взгляд, прямая финансовая поддержка малого предпринимательства чревата различными негативными последствиями. Главный недостаток финансирования малого предпринимательства то, что выделенные государством бюджетные средства достаются ограниченному кругу предприятий, созданных государственными чиновниками собственно для этих целей. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевое использование бюджетных ресурсов. Следовательно, необходимо усилить механизмы косвенного финансирования малого предпринимательства через систему налогообложения, кредитования и т.п. Преимущество косвенных методов регулирования и поддержки развития предпринимательства состоит в адресности государственной помощи в зависимости от вида и значимости хозяйственной деятельности субъектов.
Важнейшим фактором эффективного функционирования рыночной экономики является банковская система, включающая различные институты аккумулирования и использования свободных финансовых ресурсов субъектов рынка. Поэтому, в первую очередь, рыночное преобразование российской экономики началось с формирования соответствующей рыночным условиях хозяйствования финансово-кредитной системы. Учитывая то, что прямое бюджетное финансирование недостаточно, новые формы финансирования малых предприятий недостаточно развиты в России и не имеют достаточной правовой базы для эффективного использования в хозяйственной практике на сегодняшний день единственным реальным внешним источником получения инвестиций в малое предпринимательство остается банковский кредит. Одной из отличительных особенностей малого предпринимательства является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов, зависимость от заемных средств, в первую очередь, от кредитов банков. Это объясняется многими факторами: объективной недостаточностью собственных финансовых ресурсов, ускоренной оборачиваемостью оборотных средств, меньшими возможностями для долгосрочного финансового планирования. В свою очередь, для кредитных организаций малое предпринимательство представляет значительный коммерческий интерес. С позиции банков его позитивными особенностями являются относительно короткие сроки окупаемости инвестиционных ссуд, способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, короткие сроки внедрения научно-технических и прочих инноваций. Поэтому, в зарубежных странах на кредитном рынке малые предприятия являются наиболее привлекательными клиентами банковских структур.
Таким образом, объективные и субъективные причины формирования кредитного рынка не обеспечили достаточное использование кредитных ресурсов в развитии малого предпринимательства. Сегодня стало очевидным, что либеральная государственная политика к формированию новой банковской системы страны не привела к ожидаемым результатам. Российская банковская система реально не стала кредитно-инвестиционным центром рыночной экономической системы, аналогичной со странами с развитыми рыночными экономическими отношениями. Специфика формирования рыночной экономики в России и особенности российской экономики не позволили превратить банковский кредит в самый распространенный и дешевый источник финансирования деятельности не только для вновь создаваемых малых предприятий, но и для крупных монопольных структур в экономике. Причинами такого положения являются: во-первых, нестабильность курса отечественной валюты по отношению к зарубежным валютам; во-вторых, довольно неустойчивая рыночная конъюнктура и политическая ситуация; в-третьих, очень высокая кредитная ставка, обусловленная в основном первыми двумя причинами. Все эти факторы будут оказывать и ближайшей перспективе отрицательное воздействие на развитие кредитных услуг между банками и сектором малого предпринимательства.
Развитие и расширение кредитных форм финансирования и поддержки малого предпринимательства предполагает не только улучшение системы обеспечения гарантий коммерческих банков, но и создание приемлемых условий для предоставления льготных кредитов в сектор малого предпринимательства. Для этого необходима правовая база, обеспечивающая приоритетность предоставления кредитов в данный сектор экономики. Принимаемые в течение последних десяти лет нормативно-правовые акты не создают реальных условий расширения сферы кредитования малого предпринимательства. Эффективным представляется полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль доход банка, полученный от вложения средств в малое предпринимательство.
Совершенствовать систему финансовой поддержки малого предпринимательства необходимо стимулированием не только деятельности банков, но и фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих предприятия малого бизнеса, а также путём формирования системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Следует усовершенствовать саму банковскую структуру, что подразумевает отладку механизма банковских расчетов, создание специальных маркетинговых и консультационных служб, предоставление информационного обеспечения, новых видов банковских услуг для малых предприятий.
Несовершенство кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства и неготовность банков вкладывать средства в развитие малого предпринимательства обуславливает необходимость привлечения инвестиции в данную сферу экономики путем создания различных фондов поддержки и финансирования малого предпринимательства. Учитывая, что малое предпринимательство решает региональные проблемы, его финансирование должно производится с учетом особенностей развития конкретного региона. Поэтому финансированием малого предпринимательства за счет региональных источников должны заниматься местные банковские структуры и инвестиционные и финансовые компании. Для этого необходимо, чтобы в регионе функционировала сеть специально созданных коммерческих банков, всевозможных общественных организаций, таких, как торгово-промышленные, а также залоговые органы - общества взаимного кредита, ипотечные ассоциации, обслуживающие сектор малого предпринимательства. Региональные и федеральные фонды, торгово-промышленные палаты и ассоциации должны сыграть роль главного кредитора малого предпринимательства. Использование их в области содействия развитию предпринимательства может быть разнообразным: от прямого кредитования предпринимателя до предоставления гарантий по кредитам, получаемым в коммерческих банках, частичной компенсации банковских процентов.
Острейший дефицит источников бюджетного финансирования в условиях реформирования российской экономики предопределяет целесообразность использования новых методов финансирования. В этой связи возникает потребность обращения к соответствующему опыту стран развитой рыночной экономики, где развитие малого бизнеса имеет довольно большой опыт.
Наиболее эффективным способом финансирования малого предпринимательства в условиях ограниченности как государственных финансовых ресурсов, так и собственных накоплений предпринимателей является лизинговая форма приобретения имущества и других видов активов.
Лизинговые компании в странах с развитой рыночной экономикой являются одним из элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих, прежде всего, развитие малого предпринимательства.
Хозяйственные операции типа «лизинг» были известны человечеству очень давно: по крайней мере, они уже осуществлялись за две тысячи лет до новой эры в Вавилоне. Сущность лизинговой сделки очень хорошо выражена в высказывании Аристотеля о том, что богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой. Это означает, что лизинг основывается на разделении понятия «собственность» на право собственности и право пользования.
Лизинг – это, с одной стороны, особый вид аренды, с другой – новое интересное средство финансирования, выгодное малым предприятиям и организациям, не располагающим необходимыми средствами для покупок и техники и оборудования. Фактически лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения производства с одновременным кредитованием клиента. Лизинг является договором особого рода, сочетающим в себе элементы арендного и кредитного договоров. Здесь задействованы арендные отношения, элементы кредита под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы.
Лизинг относится к «близкой к банковской» форме финансирования, которая может осуществляться банками, торгово-промышленными предприятиями но, в первую очередь, это – компетенция специально созданных лизинговых обществ.
При получении объекта в пользование лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели и др.), хотя владельцем объекта лизинговой сделки продолжает оставаться лизингодатель. В отличие от арендатора лизингополучатель выплачивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом, а полную сумму амортизационных отчислений. Это является хорошей гарантией тщательного ухода за объектом со стороны последнего.
В целом основная особенность лизингового договора состоит в том, что с точки зрения распределения рисков, ответственности и гарантий лизингодателя арендные договорные отношения заменяются правовым регулированием на основе договоров купли-продажи.
Не менее важным преимуществом лизинга для обеих сторон, но особенно для лизингодателя, является возможность динамичного развития и диверсификации арендного рынка средств производства. Это, в свою очередь, оборачивается расширением рынка сбыта для фирм – производителей оборудования, лишившихся бюджетной подпитки и вынужденных в нынешних условиях заботиться о финансировании не только производства, но, и сбыта машин и оборудования. Лизинг способствует сокращению цикла проектно - конструкторских работ, освоению производства техники новых поколений и создает благоприятные условия для поддержания платежеспособного спроса на эту технику. Тем самым ускоряется внедрение в производство новинок и возрастает конкурентоспособность всех задействованных через лизинговые операции участников. Заказчикам облегчается доступ к средствам производства, а продавцам создаются разнообразные возможности для реализации товаров.
Среди разнообразных форм лизинга можно выделить три наиболее распространенных их типа:
- финансовый лизинг, известный также как капитальный. Этот вид лизинга не предусматривает никакого обслуживания со стороны арендодателя, не допускает досрочного прекращения аренды и, наконец, является полностью амортизационным. Эти условия позволяют полностью компенсировать все расходы арендодателя по приобретению оборудования.
В условиях острой конкуренции использование финансового лизинга весьма эффективно, особенно в высокотехнологических отраслях. Он позволяет быстро и без резкого финансового напряжения обновлять основные средства, подвергающиеся моральному износу.
- оперативный (сервисный) лизинг предусматривает относительно широкий круг партнерских отношений между арендодателем и арендатором в области финансирования, а также обслуживания, ремонта, наладки и т.п. арендуемого оборудования. Это первая особенность данного вида лизинга. Арендодатель, возлагая на себя наладку, ремонт техники и даже профессиональное обучение специалистов заказчика, обслуживающих ее, обеспечивает оптимальную эффективность использования оборудования. Расходы арендодателя на все указанные виды сервиса включаются в платежи по лизинговому соглашению.
- возвратный лизинг – это система взаимосвязанных соглашений, при которой организация-собственник недвижимости оборудования продает свое имущество финансовому институту с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде бывшей собственности на условиях лизинга. Таким финансовым институтом может быть страховая компания, коммерческий банк, лизинговая фирма, а также индивидуальный инвестор.
Лизинговые операции с малыми предприятиями предполагают большую степень риска. Поэтому стимулирование и обслуживание этих хозяйственных единиц должно быть более значительным, чем крупных и средних. Этот фактор должен учитываться при выработке государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Несмотря на все преимущества лизинга, его развитие в России остается неудовлетворительным.
Основная проблемы связана с отсутствием опыта в организации лизинговой деятельности и несовершенством правовой базы в этой сфере. Дело в том, что вплоть до середины 1995 года в России вообще не существовало нормативного акта, который более или менее регулировал лизинговые отношения. Для успешного развития лизинговой формы финансирования малого предпринимательства в России формируется соответствующая правовая база.
Вторая проблема касается налогообложения лизинговых операций. Дело в том, что в отличие от прямого импорта производственного оборудования, лизинговые операции с ним облагаются налогом на добавленную стоимость. Соответственно цена сделки возрастает. Двойное налогообложение НДС имеет место и при осуществлении лизинговых операций внутри страны.
Третья проблема связана с ограниченностью ресурсов для проведения операций, что связано с нестабильностью экономики переходного периода в России. Для осуществления лизинговых операций, компания должна иметь значительный стартовый капитал для приобретения оборудования за полную стоимость, т.е. банковские, страховые и иные организации должны обладать свободным собственным капиталом, который может быть направлен на осуществление лизинговых операций.
И, наконец, четвертая проблема слабого развития лизинга в России связана с отсутствием развитого и организационно оформленного рынка средств производства. Имеет место неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, включающей сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм, соответствующую систему информационного обеспечения о рынке лизинговых услуг.
В целях активного развития лизинга в сфере малого предпринимательства крайне актуально создание и функционирование лизинговых фирм. Необходимо, чтобы государственные органы уделяли больше внимание на развитие лизинговой деятельности в стране, не скупились на налоговые и иные льготы, стимулирующие развитие столь современной формы поддержки малого предпринимательства. Представляется целесообразным освобождение от налога на приобретение автотранспорта и налога на добавленную стоимость приобретение основных средств путем лизинга.
Необходимость развития малого предпринимательства в сфере новых технологий и специфика финансирования инновационной деятельности предопределяет развитие другой, успешно применяемой в зарубежных странах, формы финансирования малого инновационного предпринимательства.
Финансирование малых инновационных предприятий в отличие от других типов инновационных предприятий, представленных крупными корпоративными структурами и государственно-общественными образованиями, осложняется тремя обстоятельствами. Во-первых, идеи, закладываемые в проекты, под которые малые предприятия создаются или с которыми они работают, как правило, первоначально не имеют технической и коммерческой апробации т.е. реализация этих проектов сопрягается с большим риском. Во-вторых, общий стартовый объем инвестиции у малых инновационных предприятий oбычычно многокpaтно вышe, нeжeли у обычного малого предприятия. В-третьих, даже самые успешные проекты рассматриваемых предприятий начинают приносить прибыль значительно позже после финансирования проектов.
Эти обстоятельства во многом объясняют достаточно осторожное отношение банковских и других кредитных учреждений к малому инновационному предпринимательству. Да и для самых малых инновационных предприятий использование банковских кредитов затруднительно, ибо их предоставление сопровождается рядом условий, ограничивающих возможность предпринимателей маневрировать денежными средствами. Кроме того, получение кредита связано с выплатой значительных процентов, причем уже в первые годы существования фирмы. Более того, российская современная практика кредитования связана с выдачей краткосрочных кредитов, что, безусловно, невыгодно для финансирования любых видов деятельности.
Противоречие между исключительной значимостью функции малого инновационного бизнеса как ускорителя технологического прогресса и неадекватностью традиционных источников денежных ресурсов потребностям их роста как раз и вызывает к жизни новые формы финансирования малого инновационного предпринимательства. Венчурное финансирование представляет собой ограниченное определенными временными рамками акционерное участие в капитале вновь создаваемых или уже существующих малых инновационных предприятий, деятельность которых, с одной стороны, связана со значительной степенью риска, а с другой стороны, способна обеспечивать высокую прибыльность. Данный вид финансирования осуществляется юридическими и физическими лицами как через социальные институты - венчурные фонды, так и напрямую, без посредников.
Важнейшие субъекты этого рынка - венчурные фонды, существующие в нескольких организационных формах, главной из которых является специализированная независимая фирма венчурного капитала (ФВК). Далее по значимости идут венчурные фонды крупных корпораций и инвестиционные компании малого предпринимательства.
В 1984 г. в США функционировало 450 фондов венчурного капитала, в том числе 233 специализированные фирмы венчурного капитала, 78 корпоративных венчуров и 137 инвестиционных компаний мелкого бизнеса. В 1986 г. насчитывалось уже 532 фонда, их капитал (19,5 млрд. долл.) распределялся следующим образом: ФВК — 72,8%; корпоративные венчуры — 17,5%; инвестиционные компании мелкого бизнеса — 9,7%. К 1989 г. выросла доля ФВК (81%) и венчурных фондов корпораций (18%) при снижении удельного веса инвестиционных компаний мелкого бизнеса (до 1%).
Таким образом, учитывая положительный опыт зарубежных стран с развитыми рыночными отношениями, в российской практике важнейшим внешним внебюджетным источником финансирования малого предпринимательства может стать, частное или спонсорское финансирование, осуществляемое на основе соответствующей законодательной базе, а не в форме под «честное слово», сложившейся в российской практике. На Западе нередко над малой фирмой стоит не только государственная, но и частная крупная фирма, которая заинтересована в результатах работы того или иного предприятия, - компания венчурного финансирования, которая нередко берёт на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного её освоения, а это особенно актуально в условиях нашей экономики, где особые трудности испытывают малые предприятия инновационного характера, поскольку организация и проведение научных исследований и последующее внедрение их результатов в производство – дело довольно трудоёмкое и дорогостоящее.
В рыночной экономической системе налоги занимают центральное место в формировании государственных доходов и регулировании экономических процессов. Налоги являются основой формирования всей системы финансовых отношений, возникающих в обществе. Они являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечения мобилизации преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Многообразие видов налоговых поступлений, динамизм механизма взимания каждого из них, законодательный порядок их установления и изменения обуславливает объективность и справедливость налогового механизма регулирования экономических процессов, происходящих в обществе.
Обеспечение доходов бюджета лишь одна из многофункциональных задач налоговой системы. Решая ее, налоговая система не должна при этом парализовать процессы накопления и расширения объемов производства, вызывать диспропорции в развитии экономики страны, нарушать социальную справедливость, но и сдерживать становление и развитие рыночных процессов. Следовательно, наряду с фискальной функцией налоги играют регулирующую роль в развитии экономики.
Государственное регулирование экономических процессов развития общественного производства основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на ход общественного развития. С помощью государственной налоговой политики формируется конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. Вместе с тем государственное вмешательство при неправильном использовании механизма регулирования может также иметь отрицательные последствия. Поэтому не случайно налоговое регулирование развития экономики многими зарубежными и отечественными исследователями признается одним из важнейших и эффективных рычагов в руках
Анализ налоговой политики РФ по отношению к малому предпринимательству свидетельствует о том, что на государственном уровне признается необходимость формирования такой системы налогообложения малого предпринимательства. Об этом свидетельствует эволюция механизма налогообложения субъектов малого предпринимательства в период формирования рыночной экономической системы. За период функционирования действующей системы налогообложения в РФ в части налогообложения малого предпринимательства был принят ряд федеральных законов, регулирующих формы, методы, налогообложения, налоговые ставки и налоговые льготы.
В результате отсутствия должной налоговой поддержки малого предпринимательства, государство теряет возможность создания новых предприятий и рабочих мест, а вместе с ним и существенный источник денежных поступлений в бюджет.
Действующие в настоящее время в нашей стране системы налогообложения субъектов малого предпринимательства многообразны (Рис 2).
Рис.2. Системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Для основной части хозяйствующих субъектов, попадающих под статус субъектов малого предпринимательства, применяется единая система налогообложения, установленная в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ. Это малые предприятия с численностью персонала более 15 человек и осуществляющих свою деятельность в производственной и непроизводственной сфере, не попадающей под льготный режим налогообложения. Такие малые предприятия, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, сферы деятельности уплачивают все виды налогов, установленные действующими законодательными актами. Поскольку единая система налогообложения малых предприятий, производящих преобладающую часть промышленной продукции, оказывающих транспортные услуги, и услуги в сфере торговли, общественного питания, в связи, коммунально-бытовой сфере, научной деятельности, и в других отраслях непроизводственной сферы, не предусматривает снижение совокупной налоговой ставки, то она неспособна оказывать стимулирующее воздействие на развитие малого бизнеса. Эта категория малых предприятий несет такую же налоговую нагрузку, как и крупные и средние предприятия, имеющие достаточно высокий технико-экономический уровень производства. Десятилетняя практика применения такой системы налогообложения малых предприятий не привела к накоплению капитала, росту производственного потенциала и объема продукции, созданию дополнительных рабочих мест и заполнению рынка недостающей продукцией и услугами. Наоборот, большое количество и необоснованность изымаемых налогов, широкая база налогообложения, жесткие условия ведения бухгалтерского учета объекта налогообложения и финансовой отчетности способствовало ослаблению экономической заинтересованности предприимчивых людей в развитии малого предпринимательства. Этим объясняется также наличие многочисленных и разнообразных правонарушений в области налогообложения их доходов и имущества.
Наиболее существенной льготой в налогообложении малых предприятий является освобождение от уплаты налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, а также производящих строительные материалы, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При определении размера налогооблагаемой прибыли малых предприятий исключается ее часть, направляемая на строительство, на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии. Имеются и другие виды налоговых льгот, связанные с расходами предприятий, и направленных на ограничение нерационального использования финансовых ресурсов предприятия.
Патентная система является разновидностью упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяемый для налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.
Объектом для исчисления налога принимается совокупный доход, исчисленный по данным налоговых деклараций, единовременных исследований налоговых органов, принимаемый в качестве базовой доходности по видам деятельности. Предприниматель без образования юридического лица уплачивает налог в сумме до 30% разницы совокупного годового дохода и расходов, что приравнивается к стоимости патента, выдаваемого на 1 год после уплаты налога. Таким образом, рассмотрение выше системы налогообложения субъектов малого предпринимательства внося определенные импульсы в развитие малого предпринимательства вместе с тем не обеспечили налоговую поддержку данному сектору экономики.
Причины несовершенства налоговой системы в части налогообложения субъектов малого предпринимательства состоят не только в фискальной ориентации налоговой системы РФ, но и недоучете особенностей функционирования субъектов малого предпринимательства в рыночной экономике.
Специфика функционирование субъектов малого предпринимательства, имеющих разнообразные организационно-правовые формы и количественные параметры, предполагает необходимость дифференциации систем налогообложения их исходя из условий производственно-экономической деятельности и правового статуса.
Для субъектов малого предпринимательства, функционирующих на индивидуальном (семейном) частном капитале, включая индивидуальных предпринимателей, должна быть применена система налогообложения, не учитывающая расходы налогоплательщика, т.е. налоговая система аналогичная действующей в настоящее время упрощенной системе налогообложения вмененного дохода, валовой выручки и т.д.
Вторая категория субъектов малого предпринимательства, функционирующих на основе использования коллективного капитала, не могут быть выделены в самостоятельную категорию в целях налогообложения, ведения учета и отчетности. Для таких предприятий характерно использование наемного труда, разделение управленческих функций, привлечение независимых от какого-либо учредителя учетных работников, т.е. организация производства и управления аналогично государственным и другим современным организациям.
Налогообложение этой категории субъектов малого предпринимательства должно осуществляться по единой действующей системе. Однако в зависимости от экономической конъюнктуры, уровня развития производства и других объективных и субъективных факторов для приоритетных отраслей экономики и видов деятельности должны быть предоставлены существенные налоговые льготы. Перечень видов деятельности и отраслей экономики, получающих льготы в налогообложении, должны определять органы власти субъектов Российской Федерации.
Механизм предоставления налоговых льгот должен быть разработан исходя из конкретных условий функционирования экономики субъектов РФ.
В этой связи целесообразно:
-освободить все субъекты малого предпринимательства от налогов, в качестве налогооблагаемой базы которых выступает среднесписочная численность работников;
-исключить из перечня базовых показателей для исчисления совокупного (вмененного) дохода рабочее место, т.е. численность работников.
-предусмотреть дифференцированное снижение налоговой ставки в зависимости от уровня прироста численности персонала предприятия.

3.2.Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства
Малый бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран. В развитых и развивающихся странах малый и средний бизнес составляет основную долю от общего числа фирм, создавая от одной трети до половины валового национального продукта и общего числа рабочих мест. Правительства многих индустриально развитых стран на законодательном уровне закрепили доступность для малого предпринимательства кредитов, технической поддержки и рынков сбыта, а также использование фискальных стимулов. В связи с этим весьма актуальным представляется опыт ведущих экономических стран мира, где финансовая поддержка со стороны государства направлена на координацию ресурсов крупных фирм, банков и государственных органов для оказания помощи предпринимателям.
Государственная поддержка малого бизнеса в США осуществляет на основе постоянной государственной, началом которого стало принятие ряда антимонопольных законодательных актов.
Первым законом, запрещавшим создание в США монопольных объединений, стал закон Шермана (1890 г.), получивший известность как "хартия экономической свободы". Принятые в 1914 г. закон Клейтона и закон «О Федеральной торговой комиссии» преимущественно были ориентированы на защиту малых фирм от диктата крупных. Законами запрещалось заключение соглашений, ограничивающих круг контрактов и ущемляющих конкуренцию. В 1936 г. был введен в действие закон Робинсона-Пэтмана, а в 1950 г. Конгрессом США одобрены поправки к статье закона Клеймана о слиянии и поглощении, направленные на поддержание атмосферы добросовестной конкуренции между крупным и малым бизнесом.
Законодательная база малого бизнеса в США постоянно совершенствуется. В 1953 г. в законодательном порядке была создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), основная задача которой состояла в стимулировании и координировании общенациональной стратегии развития малого бизнеса. В настоящее время аппарат АМБ насчитывает 3700 сотрудников. В каждом штате действуют его региональные отделения в составе 30-40 чел. Администрация имеет свои отделения в 90 крупных городах страны. Все отделения АМБ на территории США объединены единой информационной сетью.
Система поддержки государством малого бизнеса в США включает следующие элементы:
- финансовый, который включает сеть многочисленных (в первую очередь, негосударственных) источников оказания финансовой помощи;
- материально-технический, оказывающий услуги по имущественному снабжению сектора малого предпринимательства (сдача в аренду и предоставление возможности покупки на льготных условиях средств производства);
- консультативный, включающий сеть специализированных консультационных фирм, оказывающих услуг для организаторов малых фирм по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, бухгалтерского учета.
В США кредитно-финансовый механизм включает прямые и гарантированные займы, предоставляемые на основе кредитных программ АМБ и других государственных ведомств, целевые субсидии, налоговые льготы. Прямые займы в настоящее время предоставляются только ветеранам и инвалидам. Примерно 90 % всей финансовой помощи АМБ осуществляется в форме гарантированных займов. Они предоставляются частным кредитором (банком), а АМБ гарантирует до 90 % суммы займа, но не более 500 тыс. долл. В качестве своеобразной платы за гарантию АМБ получает от банка 1 % суммы займа. Средний размер гарантированных займов составляет 175 тыс. долл., а срок около 8 лет. Смешанные займы предоставляются за счет государственных и частных средств, причем доля АМБ, как правило, не превышает 75 % программы поддержки и осуществляются, как правило, на конкурсной основе. АМБ помогает малым предприятиям увеличить число контрактов с правительственными организациями. Контракты выдаются на конкурсной основе, в форме грантов. АМБ, тесно взаимодействуя с правительственными агентствами, предоставляет право малым предприятиям преимущественного использования государственной собственности.
Идея полного обеспечения малых предприятий всем необходимым факторами производственной деятельности нашла свое отражение в организации "инкубаторских" программ, целью которых является поддержка малого предпринимательства, помощь тем предпринимателям, которые хотят, но не могут начать свое дело. Ученые, инженеры, изобретатели, предприниматели, желающие организовать собственный бизнес, получают в "инкубаторе" льготный доступ ко всему необходимому для реализации своих идей. Они пользуются не только производственными помещениями, но и оборудованием, различными услугами. В этом состоит отличие "инкубаторов" от традиционных промышленных парков, где в аренду предоставляются лишь производственные и конторские помещения с минимальной хозяйственной инфраструктурой. Около 85 % услуг "инкубаторы" оказывают малым инновационным фирмам, разрабатывающим новые виды продукции и технологии.
В середине 80-х годов организаторы "инкубаторных" программ объединились в Национальную ассоциацию США и сегодня растет число бизнес - инкубаторов, организуемых университетами и местными муниципальными властями. Благодаря им вновь создаваемые малые предприятия могут за символическую плату арендовать офис, воспользоваться телекоммуникационным оборудованием и услугами квалифицированных управленческих кадров. Если в 1985 году бизнес-инкубаторов в США было 50, то в 1990 году - 385,а в 1995 году - около 500. По оценкам Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов из каждых 10 "выращенных" малых фирм успеха добились 8.
"Инкубаторы" существуют на средства штатов и местных органов власти, промышленных корпораций, учебных заведений, субсидии правительства, а также за счет арендной платы предпринимателей, на проценты от продаж вышедших из "инкубаторов" и успешно функционирующих малых предприятий, за счет венчурного капитала. Местные органы власти в США также способствуют получению малыми предприятиями финансовой помощи в первые дни их существования, особенно если их деятельность направлена на решение местных проблем. В штатах действует разветвленная сеть консультационных служб для малого бизнеса в области маркетинга, менеджмента, банковского дела, бухгалтерского учета, сосредоточенных главным образом в "бизнес -инкубаторах"
В станах Европейского Сообщества (ЕС) почти все предприятия частного сектора представляют собой предприятия малого и среднего бизнеса. Наиболее типичным для бизнеса в странах ЕС является микропредприятие, с численностью работников до 10 человек. Таких предприятий здесь насчитывается около 15 млн. единиц. Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают 70 % рабочих мест, внеся значительный вклад в процветание Сообщества.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным предприятиям в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях.
В Италии малые и средние компании образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле.
В Португалии они производят основную массу промышленной продукции. В 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компаний, а фирмы с числом занятых более 500 чел. – лишь 0,4 %.
Возросшая роль малого бизнеса в странах ЕС привела к тому, что в большинстве развитых европейских стран была признана необходимость разработки специальной политики, основными целями которой стали:
- создание новых рабочих мест;
- экономический рост малых предприятий;
- привлечение иностранных компаний и инвестиций;
- модернизация производства;
-развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;
- инновационная деятельность.
Политика стран ЕС в отношении малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне региональной власти. Для этого созданы определенные государственные структуры, занимающиеся управлением малым предпринимательством. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции специальный отдел малого и среднего бизнеса создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство по малому предпринимательству.
В развитых странах сложилась и успешно действует разветвленная сеть организаций, предоставляющих за невысокую плату или бесплатно консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования мелкого бизнеса. Они не занимаются непосредственно финансированием мелкого бизнеса. Их цель состоит в том, чтобы помочь предприимчивым людям организовать свое дело, получить контракты и субсидии, необходимые знания и квалификацию, защищать их имущественные интересы.
Еще один вид финансирования – участие в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций. Система страхования заемных средств и участие в акционерном капитале малой фирмы помогает сделать кредит в Японии более доступным для малых предпринимателей. В Японии для финансирования малых предприятий используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий. На поддержку малого бизнеса выделяется около 0,3% расходов бюджета. В Японии финансовая поддержка направлена на развитие системы самопомощи мелких предприятий и проведение мер по ее поддержке. Корпорация мелкого бизнеса, целиком финансируемая правительством, а также органы местного управления предоставляют кредит объединениям мелких предприятий и кооперативам на приобретение земли, помещений и оборудования. С ее помощью предприниматели могут получить пособия из фонда взаимопомощи случае вынужденной ликвидации предприятий или при прекращении деятельности на предприятиях.
Содействие мелкому бизнесу осуществляется также в рамках крупномасштабных программ возрождения городов, к которым относятся старые промышленные центры, превратившиеся в депрессивные районы или городские трущобы, где много безработных. В этих зонах создаются государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие кредиты и деловые услуги отдельным лицам, группам акционеров, желающим организовать собственное дело. Здесь резко снижен налог на недвижимость, на прибыль, подоходный и другие налоги, либерализованы правила размещения новых предприятий, практикуется льготная продажа оборудования.

Выводы по главе III
В системе экономической политики зарубежных стран, направленной на поощрение предпринимательской активности, ведущими по праву считаются законодательные меры в области налогообложения. Среди них наиболее важными являются: расширение практики предоставления налоговых скидок предпринимателям; сокращение налогов для мелких предприятий и фирм; снижение высшей налоговой ставки на инвестирование и др. К этому следует добавить снижение всех ставок подоходного налога, а также повышение "порога" заработной платы, подлежащей наивысшему налогообложению.
Налоговая политика создает благоприятные последствия для развертывания мелкого предпринимательства, поскольку, расширив объем сбережений предпринимателей, она способствует образованию крупного рынка капитала, стремящегося к новым сферам своего приложения, главным образом, к инвестированию. Помимо оживления инвестиционного процесса либерализация налогообложения вызывает потребительский бум, выражающийся в расширении потребления и росте потребностей населения в разнообразных товарах и услугах, поставщиком которых выступает сектор малого бизнеса.Таким образом, налоговые методы поддержки малого предпринимательства используются в зарубежных странах достаточно часто и эффективно, что способствует ускоренному развитию данного сектора экономики. Одна из распространенных способов укрепления малого предпринимательства на западе – это формирование тесных и стабильных отношений между крупным и мелким предпринимательством, потребителями и поставщиками, среди которых множество малых предприятий. Субподряд выгоден малым предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и коммерческим "ноу-хау" больших фирм. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта, достигнув тем самым большей экономической самостоятельности. Так, например, такие крупные компании, как IВМ, "Дженерал Моторс", "Форд", "Дженерал Электрик", создали вокруг себя сеть (от 40 до 60 тысяч) небольших малых фирм, которые поставляют этим гигантам комплектующие узлы, детали, осуществляют отдельные простейшие операции. Немецкий концерн "Сименс" имеет 50 тысяч малых фирм-поставщиков и субподрядчиков по всей стране, с которыми поддерживает длительные и прочные связи. .
Заключение

Исследование системы государственной поддержки малого предпринимательства позволило сделать следующие выводы и предложения.
1. Переход к рыночной экономике в нашей стране показал необходимость развития и функционирования малого предпринимательства. Более чем десятилетняя практика становления рыночной экономики в РФ свидетельствует, что без высокоразвитого предпринимательства невозможна реализация социально-экономических задач, нацеленных на удовлетворение потребностей общественного развития.
Малое предпринимательство в целом успешно адаптируется к условиям российского рыночного хозяйства. Несмотря на имеющиеся в его становлении препятствия он начинает играть всё более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за годы реформ именно малое предпринимательство обеспечивало рост объема производства, занятость населения, отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.
2.Условность принятых границ сектора малого предпринимательства не позволяет оказывать достаточную государственную поддержку ему и объективно оценить его роль в рыночной экономике.
Конкретные границы субъектов малого предпринимательства во многом определяются уровнем развития рыночных отношений и экономики страны в целом. Кроме того, численные параметры зависят от географических и экономических масштабов стран, количества предприятий в стране и других условий. Там, где уровень монополизации высокий, верхний предел установленного показателя выше и, наоборот.
3.Несмотря на позитивные темпы развития данного сектора экономики развитие малого предпринимательства происходит в противоречивых условиях становления рыночной экономики. С одной стороны, налицо возрастание значимости малого предпринимательства, а с другой стороны, нетрудно выявить тенденцию снижения жизнеспособности его субъектов.
4.Изучение исторического опыта позволило отметить, что государственная поддержка играла весомую роль в становлении и развитии предпринимательства в России. Однако на каждом этапе использовались соответствующие механизмы его реализации.
Основным средством проведения государственной политики по отношению к малому предпринимательству в России в настоящее время является выполнение федеральных и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Система государственной поддержки малого предпринимательства должна представлять собой механизм, обеспечивающий повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства в условиях свободного рынка, и включающий: нормативно-правовую базу; организационно-управленческий механизм; финансово-кредитную поддержку.
Анализ действующих в период становления рыночной экономики законодательных и нормативных актов по формированию правовой базы свидетельствует об их несовершенстве и недостаточности для уверенного ведения бизнеса и обеспечения имущественных прав предпринимателей. В результате вносимых в течение переходного периода изменений усложнились: система регистрации малого предприятия; порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства; доступ к материально-техническим и финансовым ресурсам.
5.Анализ опыта государственной поддержки малого бизнеса стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется на основе долговременной целенаправленной политики, охватывающей разнообразные аспекты функционирования данного сектора экономики. Государственное воздействие на сферу малого бизнеса в зарубежных странах осуществляется прямым и косвенным путем. К первому относятся разнообразные экономические, организационные, правовые нормы и методы непосредственной поддержки мелкого предпринимательства, ко второму - обеспечение общих социально-экономических условий, выгодных для предпринимательской деятельности (меры в области налогообложения, приватизации, изменений трудового законодательства и др.).
6. Анализ показывает, что современные достижения в сфере развития малого предпринимательства обусловлены не столько государственной финансовой поддержкой данного сектора экономики, сколько присущей малому бизнесу стремлением в выживанию. Следовательно, без прямой финансовой государственной поддержки малое предпринимательство может функционировать и в будущем. Однако необходимость косвенной государственной поддержек малого предпринимательства не отпадает ни сегодня, ни в будущем.
Учитывая, что малое предпринимательство решает региональные проблемы, необходимо, чтобы в регионе функционировала сеть специально созданных коммерческих банков, всевозможных общественных организаций, которые должны сыграть роль главного кредитора малого предпринимательства.
7.Наиболее эффективным способом финансирования малого предпринимательства в условиях ограниченности как государственных финансовых ресурсов, так и собственных накоплений предпринимателей является лизинговая форма приобретения имущества и других видов активов.
Список использованной литературы
Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Блинов А. Развитие предпринимательства // Экономист.- 1993.- № 6.- С. 70-74.
Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89», 1997. –.336 с
Борисов А.Н. Налоговые проверки, или как защитить свои права. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2001.
Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. М.А. Вахрушиной. – М: Вузовский учебник, 2006. – 368 с.
Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. Москва, издательство «Норма», 2004.
Гинс Г. К. Предприниматель. М.: Посев, 1992 – 224 с.
Калинин В.В. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита. - М.: ООО «ИКФ Омега-Л», 2000. - 384 с.
Кислов Д.В. УСН и ЕНВД: как совместить – М.: ООО ИИА «Налого Инфо», ООО «Статус – Кво 97», 2006. – 280с.
Кислов, Дмитрий Васильевич Малые предприятия: регистрация: учет: налоги/Д.В. Кислов. – М.: ГроссМедия, 2005. – 288 с.
Климова М.А. Бухгалтерское дело. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 199 с.
Ключников C.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2004. – 84 с.
Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 520 с.
Ковалева О.В. Бухгалтерский учет и аудит бухгалтерской отчетно-коммерческих предприятий. -Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.
Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. - М.: [ПРИОР, 2000. - 272с.
Корсун Т.И. Налоговое право России. Москва, Издательский центр «Март», 2003.
Курбангалеева О.А. Бухгалтерская панорама. Москва ЗАО «Издательский дом «Главбух»«. 2002.
Курбангалеева О.А. Упрощенная система налогообложения в 2006 году – 264 с.
Макальская М.Л. Основы аудита. - М.: ДиС, 2002.
Малое предпринимательство в России 2005: Статистический сборник/Росстат. – М., 2005. – 156 с.
Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – 280 с.
Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 296 с.
Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики.- 1997.- № 4.- С.130-140
Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы//Вопросы экономики. – М., 1997. - №4.
Орлов А. Предпринимательство в России: сроки и этапы до 1992 // Вопросы экономики.- 1998.- № 12.- С.79-88
Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М.Осипова.- М.: МГУ, 1992.- 432с
Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы.- 1999.- № 3.- С.5-9
Парыгина В.А, Налоговое право Российской Федерации. Ростов-н/Дону: Феникс, 2002.
Перов А.В. Налоги и налогообложение. Москва. Юрайт, 2003.
Предпринимательство и власть. Проблемы взаимодействия. – М., 2004.
Проданова Н.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие – Феникс, 200
Проданова Н.А., Чумакова Н.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие / Н.А. Проданова, Н.В, Чумакова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 152 с.
Проскуровская Ю.И. Бухгалтерское дело: Курс лекций – Омега-Л, 2005
Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики. Надежда и реальность // Вопросы экономики.-1996.-№7
Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№4
Сергеева Т.Ю. Все налоги малых предприятий: полн. практик. пособие/Т.Ю.Сергеева; под ред. А.В. Касьянова. – М.: ГроссМедия, 2005. – 320 с.
Скобара В.В., Пашигорева Г.И., Островская О.Л. и др. Аудит. Учебник для вузов. / под ред. В.В. Скобара В.В., - М.: Изд-во «Просвещение», 2005.
Соколова Е.С. Бухгалтерское дело – ФБК-ПРЕСС, 2005 – 292 с.
Счета – фактура: порядок оформления и использования в целях получения вычетов по НДС: Практическое руководство. – М.: Эксмо, 2007. - 224 с.
Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. Москва, «Приф-издат», 2004.
Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Феоктистов И.А. Как заполнить новую Книгу учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения. – М.: ГроссМедиа: Росбух, 2007. – 80 с.
Фирстова, Светлана Юрьевна Вмененка и упрощенка 2006 / С.Ю. Фирстова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Омега-Л, 2006. – 232 с.: табл.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2006
Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С.Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. - (Антология экономической мысли).

Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С.Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. - (Антология экономической мысли). – С.167-168

Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С.Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. - (Антология экономической мысли). – С.192

Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С.Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. - (Антология экономической мысли). – С.200

Гинс К. Предприниматель. М. Посев – 1992
Гинс К. Предприниматель. М. Посев – 1992
Блинов А. Развитие предпринимательства // Экономист.- 1993.- № 6.- С. 70

Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89»,2004. – С.46

Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89»,2004. – С.88-89

Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89»,2004. – С.127

Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89»,2004. – С.166
Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89»,2004. – С.200

Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М.Осипова.- М.: МГУ, 1992.- 432с
Смирнов С.. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики.- 1999.- № 2.- С.29-39
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М,:Финансы, ЮНИТИ, 1997 – С.211













3

1.Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
2.Блинов А. Развитие предпринимательства // Экономист.- 1993.- № 6.- С. 70-74.
3.Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: «Ось-89», 1997. –.336 с
4.Борисов А.Н. Налоговые проверки, или как защитить свои права. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
5.Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2001.
6.Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. М.А. Вахрушиной. – М: Вузовский учебник, 2006. – 368 с.
7.Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. Москва, издательство «Норма», 2004.
8.Гинс Г. К. Предприниматель. М.: Посев, 1992 – 224 с.
9.Калинин В.В. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита. - М.: ООО «ИКФ Омега-Л», 2000. - 384 с.
10.Кислов Д.В. УСН и ЕНВД: как совместить – М.: ООО ИИА «Налого Инфо», ООО «Статус – Кво 97», 2006. – 280с.
11.Кислов, Дмитрий Васильевич Малые предприятия: регистрация: учет: налоги/Д.В. Кислов. – М.: ГроссМедия, 2005. – 288 с.
12.Климова М.А. Бухгалтерское дело. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 199 с.
13.Ключников C.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2004. – 84 с.
14.Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 520 с.
15.Ковалева О.В. Бухгалтерский учет и аудит бухгалтерской отчетно-коммерческих предприятий. -Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.
16.Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. - М.: [ПРИОР, 2000. - 272с.
17.Корсун Т.И. Налоговое право России. Москва, Издательский центр «Март», 2003.
18.Курбангалеева О.А. Бухгалтерская панорама. Москва ЗАО «Издательский дом «Главбух»«. 2002.
19.Курбангалеева О.А. Упрощенная система налогообложения в 2006 году – 264 с.
20.Макальская М.Л. Основы аудита. - М.: ДиС, 2002.
21.Малое предпринимательство в России 2005: Статистический сборник/Росстат. – М., 2005. – 156 с.
22.Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – 280 с.
23.Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 296 с.
24.Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики.- 1997.- № 4.- С.130-140
25.Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы//Вопросы экономики. – М., 1997. - №4.
26.Орлов А. Предпринимательство в России: сроки и этапы до 1992 // Вопросы экономики.- 1998.- № 12.- С.79-88
27.Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М.Осипова.- М.: МГУ, 1992.- 432с
28.Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы.- 1999.- № 3.- С.5-9
29.Парыгина В.А, Налоговое право Российской Федерации. Ростов-н/Дону: Феникс, 2002.
30.Перов А.В. Налоги и налогообложение. Москва. Юрайт, 2003.
31.Предпринимательство и власть. Проблемы взаимодействия. – М., 2004.
32.Проданова Н.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие – Феникс, 200
33.Проданова Н.А., Чумакова Н.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учебное пособие / Н.А. Проданова, Н.В, Чумакова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 152 с.
34.Проскуровская Ю.И. Бухгалтерское дело: Курс лекций – Омега-Л, 2005
35.Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики. Надежда и реальность // Вопросы экономики.-1996.-№7
36.Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№4
37.Сергеева Т.Ю. Все налоги малых предприятий: полн. практик. пособие/Т.Ю.Сергеева; под ред. А.В. Касьянова. – М.: ГроссМедия, 2005. – 320 с.
38.Скобара В.В., Пашигорева Г.И., Островская О.Л. и др. Аудит. Учебник для вузов. / под ред. В.В. Скобара В.В., - М.: Изд-во «Просвещение», 2005.
39.Соколова Е.С. Бухгалтерское дело – ФБК-ПРЕСС, 2005 – 292 с.
40.Счета – фактура: порядок оформления и использования в целях получения вычетов по НДС: Практическое руководство. – М.: Эксмо, 2007. - 224 с.
41.Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. Москва, «Приф-издат», 2004.
42.Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. - М.: Финансы и статистика, 2003.
43.Феоктистов И.А. Как заполнить новую Книгу учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения. – М.: ГроссМедиа: Росбух, 2007. – 80 с.
44.Фирстова, Светлана Юрьевна Вмененка и упрощенка 2006 / С.Ю. Фирстова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Омега-Л, 2006. – 232 с.: табл.
45.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2006
46.Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С.Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. - (Антология экономической мысли).

Вопрос-ответ:

Какая роль малого бизнеса в развитии реального сектора экономики?

Малый бизнес играет важную роль в развитии реального сектора экономики. Он способствует разнообразию экономических субъектов, стимулирует конкуренцию, повышает производительность и развивает инновационные технологии.

Какие критерии отнесения субъектов к малому бизнесу?

Субъекты относятся к малому бизнесу, если их среднесписочная численность работников не превышает определенный предел, их совокупный годовой доход не превышает определенную сумму, и они не являются акционерными обществами или государственными унитарными предприятиями.

Как малый бизнес влияет на структуру занятости?

Малый бизнес играет важную роль в формировании занятости. Он создает новые рабочие места, сокращает безработицу и способствует обеспечению экономической стабильности в регионах. Кроме того, малые предприятия предоставляют возможность для трудоустройства молодым специалистам и предпринимательской активности граждан в целом.

Как оценивается развитие малого бизнеса в России?

Для оценки развития малого бизнеса в России используются различные показатели, такие как количество зарегистрированных малых предприятий, объем реализации их продукции, уровень прибыльности и динамика изменения численности работников. Также проводятся социологические исследования и анализируются экономические показатели регионов.

Какая проблема с занятостью существует в сфере малого бизнеса в России?

Проблема с занятостью в сфере малого бизнеса в России заключается в низкой стабильности рабочих мест. Малые предприятия часто испытывают финансовые трудности и риск банкротства, что может привести к сокращению персонала. Также существуют проблемы с доступом к квалифицированным кадрам и низкой заработной платой.

Что такое малый бизнес и какие критерии его отнесения к этой категории?

Малый бизнес охватывает предпринимательскую деятельность, характеризующуюся небольшим размером предприятия, ограниченными ресурсами и низким уровнем концентрации капитала. В России, для определения малого бизнеса, используются различные критерии, такие как количество сотрудников, объемы производства или оборотные средства.

Какую роль играет малый бизнес в развитии реального сектора экономики?

Малый бизнес является важным элементом реального сектора экономики, так как он способствует разнообразию и конкуренции на рынке, стимулирует инновации и повышает эффективность экономических процессов. Малые предприятия создают новые рабочие места и повышают доходы населения.

Какое значение имеет малый бизнес для формирования занятости?

Малый бизнес играет важную роль в формировании занятости, особенно в условиях высокой безработицы. Малые предприятия создают новые рабочие места и обеспечивают гибкость занятости, позволяя людям самостоятельно осуществлять свою предпринимательскую деятельность.

Какова динамика и оценка развития малого бизнеса в России?

Развитие малого бизнеса в России характеризуется разнонаправленной динамикой. В некоторых регионах отмечается рост числа малых предприятий и объема их деятельности, однако в целом сектор малого бизнеса нуждается в поддержке государства для устранения проблем и стимулирования его развития.

Какая проблема занятости существует в сфере малого бизнеса в России?

Проблема занятости в сфере малого бизнеса в России заключается в низкой устойчивости рабочих мест и нестабильной зарплате для сотрудников. Многие малые предприятия испытывают финансовые трудности, что приводит к редукции рабочих мест и неспособности предложить высокую заработную плату.

Какие субъекты относятся к малому бизнесу?

К малому бизнесу относятся предприятия, у которых число работающих сотрудников не превышает определенного порога. В каждой стране этот порог может быть разным. Например, в России для промышленности этот порог составляет 100 человек.

Какое значение имеет малый бизнес для формирования занятости?

Малый бизнес играет важную роль в формировании занятости. Он создает рабочие места и дает возможность людям самостоятельно зарабатывать деньги. Это особенно актуально в странах с высоким уровнем безработицы. Кроме того, малый бизнес способствует развитию регионов и увеличению внутреннего спроса.