Туризм как средство организации молодежного досуга

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 3131 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Понятие туризма и его особенности
1.2 Археологический клуб как форма молодежной туристической деятельности
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛУБА
2.1 Туристический клуб «Археологи – исследователи»
2.2 Музейная методика как путь оптимизации деятельности молодежного туристического клуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Фрагмент для ознакомления

Цели реализуются в деятельности участников секции базирующейся на следующих принципах:
Принцип ответственности: каждый подросток - участник секции несет свою, определенную долю ответственности: он отвечает за свои действия, за исследовательскую работу, за свое поведение, обеспечивающие безопасность других (напр. товарищей по играм).
Принцип свободы: при наличии ответственности за выполнение целей и задач, у участника секции всегда есть выбор способа деятельности, пути решения задачи. Инициатива поощряется.
Принцип успеха: каждый из участников секции может почувствовать себя успешным в различных видах деятельности. Успех отмечается (поощрением, подарками, вниманием группы).
Принцип социализации: все аспекты деятельности подростка в секции способствуют успешному вживанию его в современное общество.
Принцип здорового образа жизни: Все участники секции ведут здоровый образ жизни - воздерживаются от алкоголя, никотина, наркотиков, занимаются спортом.
2.2 Музейная методика как путь оптимизации деятельности молодежного туристического клуба

Практически во всех археологических клубах существуют коллекции находок. При некоторых из кружков создаются и музеи. Как правило, в этих коллекциях не хранятся ценные находки и особенного научного значения они не имеют. Их ценность, почти исключительно, образовательная, педагогическая. В большинстве случаев при создании этот фактор не учитывается или не считается главным.
Тем не менее, значимость музейной методики в деятельности любого культурного учреждения довольно высока.
«Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре».
Сочетание различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейной методики. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако, современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.
Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие ля людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.).
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума.
Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.
В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.
Можно представить проект учебного музея в подростковом археологическом клубе, где все будет подчинено образовательным, воспитательным, развивающим целям.
На кого будет рассчитан такой музей? Кто адресат подобной деятельности? Прежде всего, те подростки, которые занимаются в клубе, кто будет создавать коллекцию и музей. У подростков существует потребность в тех видах деятельности, которые реализуются во время сбора коллекции и создания музея - страсть к коллекционированию, потребность в поисковой деятельности, познавательный интерес. Для них музей будет выполнять и функцию наглядности - оживлять материал курсов преподаваемых в клубе. Те, кто собирается получить профессию археолога, смогут осваивать необходимые навыки и умения. Но главное: коллекция и музей для создающих его подростков может дает ощущение сопричастности к общему делу. Устанавливается эмоциональная связь между подростками в коллективе и формируется эмоционально-окрашенное отношение к своему занятию.
Но невозможно создавать музей лишь для тех, кто в нем трудится. Конечно, он будет рассчитан и на посетителей (и подростков, и взрослых). Здесь на первый план выступает познавательная функция (как у любого музея). Значительную роль играет и фактор привлечения новых участников в клуб, повышение его статуса.
Такой музей может быть построен не только на принципе наглядности, столь обычном для всех музеев, но и на принципе интерактивности.
В подобном музее можно выделить три коллекции, сообразно целям и принципам построения:
а) Археологическая коллекция: находки, сделанные участниками клуба в период экспедиций (как правило, клубу отдают находки, не имеющие научного значения - круговую керамику, шлак, обмазку и т.д.). Самостоятельной и яркой частью коллекции могут стать находки, сделанные в период осмотра разрушающихся памятников истории и культуры XVIII - XIX вв.
б) Этнографическая коллекция: вещи, связанные с крестьянским и городским бытом XIX - начала XX вв., собранные силами участников клуба, подарки клубу.
в) Коллекция «реконструкций» - здесь наиболее ярко может быть реализован принцип интерактивности. И посетитель, и участник клуба могут попробовать прясть на реконструированном ткацком станке, попробовать добыть огонь трением и т.д., т.е. «пожить жизнью людей прошлого», прикоснуться к их материальной культуре. А предварительно разбитые сосуды, изготовленные в «экспериментальной» гончарной мастерской могут помочь посетителям ознакомиться с одним из видов деятельности археолога - воссозданием формы древних сосудов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм оказывает существенное влияние на социальную, культурную, образовательную области и сферы жизни государств. В рамках международных связей и стремлении к миру, основанному на справедливости и уважении чаяний отдельных личностей и общества в целом, туризм выступает и способствует положительным и постоянным фактором, содействующим взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между народами.
Современный туризм возник в связи с проведением социальной политики, приведшей к предоставлению трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием основного права человека на отдых и досуг. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между людьми и народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к историческим и культурным ценностям народов.
На практике духовное содержание туризма должно преобладать над сегментами экономического и материального характера и влиять на полное гармоничное развитие человеческой личности, способствовать повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, освобождению человека, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография. СПб, 2001.
Ильин Е.П. Диагностика результативности образовательных методик. СПб, 1998.
Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. // ОБРУЧ. № 4, 1999.
Малиновых Р.Н., Я.П. «Прыжок в прошлое». М., 1983.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
Пежемский В.Г. Детская археология в ХХ веке. // Преподавание МХК в школе. №9, 2003.
Пежемский В.Г. Педагогический потенциал экспериментальной археологии.// Искусство в школе. №5, 2002.

Манильская декларация по мировому туризму. Манилы (Филиппины), 27.09. — 10.11.1980 г.
ЧеботарьЮ.Н. Туристический бизнес: практическое пособие. М., 1997.
БСЭ
ЧеботарьЮ.Н. Туристический бизнес: практическое пособие. М., 1997, с.32-42
Волошин Н.И. Правовое регулирование туристической деятельности. М.,1997, стр. 28
Малиновых Р.Н., Я.П. «Прыжок в прошлое». М., 1983.
Пежемский В.Г. Педагогический потенциал экспериментальной археологии.// Искусство в школе. №5, 2002.
Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
Манильская декларация по мировому туризму. Манилы (Филиппины), 27.09. — 10.11.1980 г.












31

1.Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография. СПб, 2001.
2.Ильин Е.П. Диагностика результативности образовательных методик. СПб, 1998.
3.Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. // ОБРУЧ. № 4, 1999.
4.Малиновых Р.Н., Я.П. «Прыжок в прошлое». М., 1983.
5.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
6.Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
7.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
8.Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
9.Пежемский В.Г. Детская археология в ХХ веке. // Преподавание МХК в школе. №9, 2003.
10.Пежемский В.Г. Педагогический потенциал экспериментальной археологии.// Искусство в школе. №5, 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое туризм?

Туризм - это сфера деятельности, связанная с путешествиями и обменом культурным опытом между различными регионами и странами.

Какие особенности есть у туризма?

Туризм имеет несколько особенностей: мобильность, сезонность, доступность, смену места жительства, отдыха и работы, а также осуществление внутренних и международных путешествий.

Что такое археологический клуб?

Археологический клуб - это форма молодежной туристической деятельности, где участники занимаются археологическими исследованиями и изучением исторического наследия в различных местах.

Как улучшить деятельность молодежного туристического клуба?

Один из способов улучшения деятельности молодежного туристического клуба - это использование музейной методики, которая поможет оптимизировать и разнообразить практическую работу клуба.

Какой клуб есть для археологов-исследователей?

Для археологов-исследователей существует туристический клуб под названием "Археологи – исследователи". В нем участники могут практиковаться в археологических раскопках и изучении древних артефактов.

Какие особенности имеет туризм?

Туризм - это сфера деятельности, которая предполагает путешествия и временное пребывание людей в других местах. Его особенности включают перемещение, отсутствие постоянства и длительности пребывания, ориентацию на отдых и развлечение, историческую и культурную ценность.

Что такое археологический клуб?

Археологический клуб - это форма молодежной туристической деятельности, где молодые люди занимаются исследованием и изучением археологических объектов. В рамках такого клуба проводятся экскурсии, археологические раскопки и другие мероприятия для расширения знаний и интереса молодежи к археологии.

Что такое музейная методика?

Музейная методика - это методы и подходы, используемые в работе с молодежными туристическими клубами, чтобы оптимизировать их деятельность. Это может включать организацию интерактивных выставок, проведение мастер-классов, обучающих программ и других активностей, которые привлекут молодежь и помогут им узнать больше о культурных и исторических ценностях.

Как можно улучшить деятельность молодежного туристического клуба?

Улучшить деятельность молодежного туристического клуба можно различными способами. Например, можно разработать интересные маршруты для экскурсий, включить более активные и интерактивные мероприятия, вовлечь молодежь в организацию клуба и принятие решений. Также можно использовать инновационные методы, такие как музейная методика, чтобы сделать деятельность клуба более интересной и доступной.

Что такое туристический клуб "Археологи - исследователи"?

Туристический клуб "Археологи - исследователи" - это клуб, в котором молодежь занимается исследованием и изучением археологических объектов. Члены клуба могут принимать участие в экспедициях, археологических раскопках, а также посещать музеи и другие археологические достопримечательности. Клуб предоставляет возможность молодежи расширить свои знания в области археологии и провести интересное время с единомышленниками.

Что такое туризм и чем он отличается от других видов досуга?

Туризм - это сфера социально-культурной деятельности, которая включает путешествия и посещение различных мест с целью отдыха и познания. В отличие от других видов досуга, туризм обеспечивает возможность познакомиться с новыми культурами, традициями, историей и природными достопримечательностями, что делает его особенно привлекательным для молодежи.