Развитие интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста через различные виды театра

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 3131 страница
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 01.03.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
только теория.
1.Введение
2.Глава 1. Теоретические исследования интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.
1.1.Теоретические положения о развитии ребенка дошкольного возраста
1.2.Особенности усвоения техники речи дошкольниками
1.3.Основные компоненты интонационной выразительности речи
1.4.Воспитание интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
1.5.Использование различных видов театра в старшем дошкольном возрасте
3.Вывод по 1 главе
4.Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Работа (одновременно по фонетике и грамматике) начинается с того, что воспитатель показывает, как нужно произносить предложение данной конструкции.
Интонация ланелег.
С интонацией ланелег произносятся вводные слова и предложения, в некоторых случаях обращения.
Интонация эта характеризуется тем, что вводное слово (предложение) произносится убыстренным по сравнению с членами предложения темпом, без логического ударения, не выделяется паузами. Сравните: «Он конечно вернется» и «Он, конечно, вернется». В первом предложении слово конечно — член предложения — обстоятельство образа действия, на него приходится логическое ударение. Во втором предложении конечно — вводное слово. Оно произносится скороговоркой, почти сливаясь со словом он, на которое здесь приходится логическое ударение.
Интонация обращения может быть двух типов. Обращение, стоящее в середине и конце предложения, может произноситься пониженным тоном, убыстренным по сравнению с другими членами предложения темпом, без логического ударения (т. е. с интонацией ланелег): «Ты, Витя, придешь к нам?»; «Приходи к нам, Витя». (Имя Витя звучит как «Вить».) Обращение, стоящее в начале, редко — в конце предложения, может произноситься с усиленным логическим ударением и глубокой паузой, отделяющей его от членов предложения,— такая интонация называется звательной: «Витя! Неужели ты не хочешь прийти к нам?»; «Неужели ты не хочешь побывать у нас, Витя?!».
Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса: «Солнце, выглянувшее ненадолго, осветило лужайку». Основная часть предложения — Солнце осветило лужайку — имеет логическое ударение на слове солнце; в обособленном причастном обороте выглянувшее ненадолго — свое логическое ударение и повышение тона на слове ненадолго. Солнце, | выглянувшее ненадолго, || осветило лужайку (подчеркнуты слова с логическим ударением). Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части и первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза; произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика продолжения соответствует его синтаксической конструкции: «Наступила темнота: солнце село»; «Пришли трое: Валя, Соня, Митя»; «Соня говорит: «Я рыбку поймала». Из примеров видно, что с интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции: сложное бессоюзное предложение, части которого находятся в отношениях причинных и пояснительных; предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово, и предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.
Интонация противопоставления.
Эта интонация характерна для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями противительными, условными, временными; для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия; для простого предложения с пропущенным членом, а также для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка. На письме эта интонация обозначается тире.
Ее приметы: деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи), резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой; вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.
Таким образом, развитие интонационной выразительности – сложный обучающий процесс, который следует начинать как можно раньше, желательно со среднего дошкольного возраста.








Использование различных видов театра в старшем дошкольном возрасте.
Создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей, - цель каждого воспитателя, который занимается с детьми развитием интонационной выразительности речи.
 Нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Поэтому привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлению перед аудиторией. В этом огромное значение имеют проводимые театрализованные занятия с дошкольниками.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем ее многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованные игры способствуют развитию интонационной выразительности речи. Это – показ кукольного театра, театра теней, пальчикового театра, изготовление детьми театра на столе. Во всех этих театрах, таким или иным способом, используются руки, а мы знаем, что работа руками способствует развитию речи у детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на ланелеграфнные игры, игры с настольным театром, ланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Театрализованные игры
Игра – драматизация Игра с настольным театром
Фланелеграф Плоскостные фигурки Объемные фигурки
Теневой театр Игра с марионетками
Бибабо
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую:
Театрализованная игра:

1. Предметные 2. Театр на ширме 3. Непредметные
4. Настольный театр
5. Драматизация

С объемным С плоским С объемным С плоским
материалом
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка , представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .
Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.






Заключение
Итак, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интонационной выразительности речи, следует отметить, что это актуальная проблема в обучении дошкольников навыкам правильной речи.
Человек должен уметь не просто правильно говорить, а выражать свои мысли с определенной интонацией, иначе окружающим его людям будет не интересно с ним общаться. Речь должна быть красивой, эмоционально окрашенной и плавно текущей, чтобы слушателям было понятнее о чем им хотят сказать.
Поэтому детей надо с раннего дошкольного возраста обучать интонационной выразительности в речи, а так как для дошкольников ведущим типом деятельности является игра, то этот обучающий процесс лучше проводить в игре. Театрализованная игра является наилучшим выходом в этой ситуации, так как ребенок будет не только учиться интонационной выразительности речи, но и будет учиться раскрепощаться и владеть свободно собой при большом количестве народа.














Список литературы:
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. Л., 1989.
3. Гей Н.К. Художественность литературы.- М., 1975.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М., 1988.
5. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984.
6. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник.- М.: Изд-во Моск.пед.гос.ун-та, 1993.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
8. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.
9. Савкова З.В. Как сделать голос сценичным.- М., 1968.
10. Станиславский К.С. Собр.соч. В 9-ти томах.- Т.3.- М., 1990.
11. Чихачев В.П. Культура и техника речи учителя// Учителю о педагогической технике.- М.: Просвещение, 1987.
12. Щерба Л.В. Фонетика французского языка.- М., 1953.
13. Югов А.К. Судьбы родного слова. М., 1962.
14. Язовицкий Е.В. Говорите правильно.- Л.: Просвещение, 1969.
15. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: "ACADEMIA", 1999.
16. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 5, 2001.
17.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: "Мозаика-Синтез", 1999.
18. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. С.-Пб., 1992.
19. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: "Просвещение", 1981.
20. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: "Просвещение", 1993.
21. Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми. М.: "Просвещение", 1991.
22. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: "Просвещение", 1988.
23. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности (компоненты и градации) // Психолингвистика / Отв. ред. А. М. Шахнарович. М.: 1984.
24. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение", 1984.
25. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: "Академия развития", 1997.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997.
27. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.
28. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: "Педагогика", 1989.
29. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии, № 2, 1961.
30. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: "Просвещение", 1981.
32. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М.: "Просвещение", 1993.
33. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении / Отв. ред. В.Д. Шадриков. М.: "Наука", 1989.
34. Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: 1993.




Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990
Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение", 1984.

Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. Л., 1989.
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: "Академия развития", 1997.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник.- М.: Изд-во Моск.пед.гос.ун-та, 1993.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: "Мозаика-Синтез", 1999.
Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: "Просвещение", 1993.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник.- М.: Изд-во Моск.пед.гос.ун-та, 1993.
Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984.
. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: "Просвещение", 1981.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: "Просвещение", 1981.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: "ACADEMIA", 1999.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: "ACADEMIA", 1999.
Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М.: "Просвещение", 1993.

Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М.: "Просвещение", 1993.

Чихачев В.П. Культура и техника речи учителя// Учителю о педагогической технике.- М.: Просвещение, 1987.

Чихачев В.П. Культура и техника речи учителя// Учителю о педагогической технике.- М.: Просвещение, 1987.

Чихачев В.П. Культура и техника речи учителя// Учителю о педагогической технике.- М.: Просвещение, 1987.

Югов А.К. Судьбы родного слова. М., 1962.

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: "Академия развития", 1997.

Савкова З.В. Как сделать голос сценичным.- М., 1968.













29

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. Л., 1989.
3. Гей Н.К. Художественность литературы.- М., 1975.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М., 1988.
5. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984.
6. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник.- М.: Изд-во Моск.пед.гос.ун-та, 1993.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
8. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.
9. Савкова З.В. Как сделать голос сценичным.- М., 1968.
10. Станиславский К.С. Собр.соч. В 9-ти томах.- Т.3.- М., 1990.
11. Чихачев В.П. Культура и техника речи учителя// Учителю о педагогической технике.- М.: Просвещение, 1987.
12. Щерба Л.В. Фонетика французского языка.- М., 1953.
13. Югов А.К. Судьбы родного слова. М., 1962.
14. Язовицкий Е.В. Говорите правильно.- Л.: Просвещение, 1969.
15. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: "ACADEMIA", 1999.
16. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 5, 2001.
17.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: "Мозаика-Синтез", 1999.
18. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. С.-Пб., 1992.
19. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: "Просвещение", 1981.
20. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: "Просвещение", 1993.
21. Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми. М.: "Просвещение", 1991.
22. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: "Просвещение", 1988.
23. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности (компоненты и градации) // Психолингвистика / Отв. ред. А. М. Шахнарович. М.: 1984.
24. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение", 1984.
25. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: "Академия развития", 1997.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997.
27. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.
28. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: "Педагогика", 1989.
29. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии, № 2, 1961.
30. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: "Просвещение", 1981.
32. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М.: "Просвещение", 1993.
33. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении / Отв. ред. В.Д. Шадриков. М.: "Наука", 1989.
34. Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: 1993.

Вопрос-ответ:

Как развивается интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста?

Интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста развивается через различные виды театра. Это позволяет детям практиковаться в использовании разных интонаций и выражать эмоции через речь.

Какие особенности усвоения техники речи имеют дошкольники?

Дошкольники осваивают технику речи через игровую деятельность. Они легко запоминают и воспроизводят новые звуки, движения губ и языка, а также усваивают интонации и акценты речи.

Какие компоненты интонационной выразительности речи следует развивать у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста необходимо развивать компоненты интонационной выразительности речи, такие как интонация, ритм, громкость и скорость речи. Это позволит им более эффективно и выразительно передавать свои мысли и эмоции.

Как воспитывается интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста?

Интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста воспитывается через организацию различных игровых и театральных мероприятий. Это помогает детям развивать навыки высказывания своих мыслей и эмоций с помощью разных интонаций.

Какие исследования были использованы в данной статье?

В данной статье были использованы теоретические исследования, касающиеся развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Они помогли выявить особенности усвоения техники речи, компоненты интонационной выразительности и методы ее воспитания.

Какие теоретические положения освещают развитие интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста?

Теоретический фреймворк для изучения развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста включает в себя различные подходы и концепции. Один из них - психологический подход, основанный на идеях Л.С. Выготского. Он утверждает, что развитие речи и интонационной выразительности связано с развитием детского мышления и поведения, а также с общением со взрослыми и сверстниками. Другой подход - лингвистический, который рассматривает особенности звуковой структуры языка и его интонационных особенностей. Оба подхода важны для понимания процесса развития интонационной выразительности у детей дошкольного возраста.

Какие особенности усвоения техники речи наблюдаются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдаются ряд особенностей в усвоении техники речи. Во-первых, это активное использование жестов и мимики в коммуникации. Дети в этом возрасте еще не сформировались полностью фонетические и грамматические навыки, поэтому они часто используют неверную формулировку или произносят неправильные звуки. Также дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного опыта для корректного произношения некоторых звуков, поэтому их речь может быть неразборчивой. Однако, с помощью подходящих практических занятий и игр, дети могут успешно преодолеть эти особенности и развить интонационную выразительность своей речи.

Каковы особенности усвоения техники речи дошкольниками?

Усвоение техники речи дошкольниками имеет свои особенности в связи с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Дошкольники активно изучают мир через речь, поэтому для них важно правильно освоить различные аспекты речевой деятельности. Однако, из-за несформированной моторики и недостаточно развитой слуховой аналитичности, дети могут иметь трудности с выполнением некоторых звуков. Поэтому важно проводить систематическую работу над формированием правильной артикуляции, развитием звуковой культуры и навыков правильной интонации.