Управление финансами государственных (муниципальных) предприятий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 2323 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 24.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Место муниципальных предприятий в структуре государства
Общие принципы муниципальной реформы в России
Проблемы развития муниципальных предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

В период подготовки ФЗ-131 составитель доклада, вместе с рядом других экспертов, пытались убедить Д.Н.Козака, руководившего подготовкой законопроекта, в том, что в российских условиях минимальный порог в общем случае не может быть ниже 30 тыс. жителей, проживающих на компактной территории. Настаивали на том, что каждое исключение из этого правила в сторону уменьшения нуждается в детальном обосновании, что оно должно опираться на безусловное, информационно обеспеченное решение местного референдума. Мы настаивали на том, что расширение МСУ на поселения меньшей численности возможно в дальнейшем, по мере укрепления экономики регионов. К сожалению, стремление к единообразию любой ценой привело к тому, что все аргументы экспертов были оставлены без внимания.
Это была фундаментальная ошибка, и нет числа текстам, ярко иллюстрирующим эффект взаимоналожения двух реформ. Для примера – письмо от жителей поселка Углеродный [17], ранее бывшего в подчинении городу Гуково, а теперь – Красносулинского района Ростовской области.
«В результате таких преобразований поселок лишен машины скорой помощи, поликлиника работает без врачей, физиотерапевтический кабинет разоборудован здравотеделом города Гуково, больных с поселка в Гукове не принимают, дождаться скорой помощи из города Красный Сулин сможет не каждый...
Поселковый совет остался без средств к существованию. За 2 месяца 2006 года в его бюджет поступила 1000 рублей, что недостаточно даже для оплаты уличного освещения, которое обрезано сейчас гуковскими электросетями…
Нас, шахтеров-пенсионеров, лишили пайкового, бесплатного угля за 2005 год. Льготу отменили, а монетизировать забыли…».
Ситуация крупных городов (еще один вид муниципального образования), как правило, являющихся региональными столицами, несколько менее драматична, однако, создавая основной объем внутреннего регионального продукта, они и нуждаются в значительно больших затратах на поддержание городской среды, ЖКХ и социальной инфраструктуры. Здесь коренится основа конфликта между региональными властями и властями региональных столиц, в последнее время приобретшего особенную остроту, хотя не следует недооценивать и политическую основу конфликта, в котором (часто не без оснований) губернаторы усматривают в столичных мэрах сильных соперников. Хор губернаторских голосов, настойчиво продвигающих идею поправки к ФЗ-131, которая устранила бы прямые выборы мэра населением города-столицы, и пополняется, и оркеструется на разные голоса. Одних региональных руководителей устраивает разрешенная законом схема, по которой главу города избирает городская дума из своего состава (при этом референдум оказывается, естественно, крайне нежелательным). Другие готовы смириться с тем, что глава города избирается прямым и всеобщим голосованием, однако в роли главы администрации они видят Сити-менеджера, нанятого городской думой по контракту. Наконец, третьи напрямую требует введения принципа назначения главы администрации областным Законодательным собранием с подачи губернатора, либо даже прямого назначения его губернатором.
На сегодня за муниципальными образованиями, существовавшими на момент принятия ФЗ-131, закреплены такие собственные доходы и предусмотрена финансовая помощь в таких размерах, которые позволяют сформировать местные бюджеты на 2006 год в 2-5 раз (по различным муниципалитетам) меньше по размерам доходов и расходов, чем фактически сложившиеся показатели в 2005 году, что неизбежно приведет к снижению количества и качества услуг, предоставляемых гражданам. Несмотря на весь накопленный управленческий потенциал и ежегодно увеличивавшиеся параметры местных бюджетов, органам местного самоуправления предложено существенно сократить количество муниципальных служащих (рекомендованное количество служащих даже меньше тех минимальных норм, которые действовали в 2005 году).
Руководствуясь наилучшими намерениями, законодатель переоценил экономические и человеческие ресурсы малых поселений, в то же время предоставив региональной власти столь широкие возможности самостоятельно определять форму МСУ, темпы и сроки передачи полномочий администрациям первого и второго уровней, что наиболее активные местные сообщества легко оказываются жертвами открытого произвола.
Все вышеперечисленные проблемы для различных муниципальных образований показывают, что развитие муниципальных предприятий сейчас затруднено. Главная причина – это финансирование. Муниципальное предприятие, как любое другое коммерческое предприятие, ставит своей целью получение прибыли в результате своей деятельности, оказывая услуги или продавая продукцию. Однако, особенность муниципального предприятия заключается в том, что цены на ее товары и услуги фиксируется органами местного самоуправления и государственными законами. Однако, имущественное и финансовое состояния большинства муниципальных предприятий находится в крайне тяжелом состояниях. Необходим большой объем финансирования, который муниципальное предприятие не может получить от населения, повысив цены на свои услуги. Но и органы местного самоуправления на данном этапе не способны финансировать развитие муниципальных предприятий. Во многих регионах бюджета муниципальных образований не хватает даже на содержание самих органов местного самоуправления, не говоря уже о финансировании муниципальных предприятий. Поэтому сейчас главной задачей государства является завершение реформы местного самоуправления, обеспечение их финансовой независимости от государственного бюджета. Только в этом случае органы муниципального самоуправления смогут финансировать развитие муниципальных предприятий.

Заключение
Муниципальное хозяйство в результате двойственности своей природы занимает промежуточное положение между государственными и частными формами хозяйственной жизни.
В силу своего особого места оно несет черты как государственного, так и частного хозяйства.
Способы приобретения доходов ставят его в один ряд с иными хозяйствующими субъектами, а право на регулирование хозяйственных отношений на своей территории и общественный характер распределения прибыли свидетельствует о принадлежности данного вида хозяйства к общественному сектору и властным отношениям.
Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления за ним ресурсов, соответствующих виду и объемам задач, стоящих перед муниципальным образованием.
Муниципальное предприятие - по законодательству РФ учреждается местными Советами или другими органами местного самоуправления. имущество муниципального предприятия или вклад местного Совета (органа местного самоуправления) в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или)вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других за конных источников и находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, органов местного самоуправления. Указанное имущество может передаваться в хозяйственное ведение предприятию в лице трудового коллектива. Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Учредители не несут ответственности по обязательством муниципального предприятия. Муниципальное предприятие не отвечает по обязательствам местных органов управления. Муниципальное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия.
Главной особенностью муниципального образования является контроль за его деятельностью со стороны муниципальных органов власти и государства. В частности, муниципальные органы устанавливают тарифы на услуги муниципальных предприятий. Однако, многие муниципальные предприятия нуждаются в обновлении своих производственных мощностей, им необходимо дополнительное финансирование, которое взять пока негде. Оплата услуг муниципальных предприятий не покрывает всех потребностей муниципального предприятия. А органы местного самоуправления еще не способны финансировать муниципальные предприятия, т.к. они еще не получили полный объем власти и независимости, который позволит им управлять финансами муниципального предприятия.
Поэтому главной задачей государства на данный момент является завершение муниципальной реформы, что должно положительно сказаться и на финансовом положении муниципальных предприятий.
Список использованной литературы
Федеральный Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24.09.03 (с изменениями на 25 июля 2006 года);
Государственное и муниципальное управление, Учебник, Чиркин В.Е.,Юристъ, 2006, 460с;
Государственное и муниципальное (административное) управление, Глазунова Н.И., Проспект, 2005, 120с;
Государственное и муниципальное управление, Василенко И.А., Гардарики, 2003, 327с;
Система государственного и муниципального управления. Рой О.М., Питер, 2001, 460с;
Муниципальное право, Чаннов С.Е., Омега-Л, 2002, 270с;
Муниципальное право России, Чеботарев Г.Н., ред., Юристъ, 2004, 230с;
Муниципальное право Российской Федерации, Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Проспект, 2005, 310с;
Муниципальное право. Конспект лекций, Аблонин Е.С., ПРИОР, 2002, 80с;
Муниципальная реформа, Иванов В.Н., Патрушев В.И., ред, 2005, 420с;
Муниципальная и социальная политика и подготовка муниципальных служащих, Аверин, А. Н., Гриф Российской Академии образовании, 2005, 490с;
Основы управления муниципальным хозяйством, А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков, 2001, 250с;
Правовые основы государственного и муниципального управления. Гомола А.И., Гомола И.А., Борисова Е.В., Форум, 2003, 260с;
Управление муниципальным предприятием, Стаут Л. У., изд. Добрая книга, 2004, 365с;
Управление финансами муниципального образования, Турчинов А.И., общ. ред., "РАГС" – 2004, 410с.
Экономика муниципальных образований: Учебное пособие для обучения муниципальных служащих, Игнатов В.Г., ред., 2005, 247с.
Сайт правительства Российской Федерации (www.government.ru)











2

1.Федеральный Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24.09.03 (с изменениями на 25 июля 2006 года);
2.Государственное и муниципальное управление, Учебник, Чиркин В.Е.,Юристъ, 2006, 460с;
3.Государственное и муниципальное (административное) управление,
Глазунова Н.И., Проспект, 2005, 120с;
4.Государственное и муниципальное управление, Василенко И.А., Гардарики, 2003, 327с;
5.Система государственного и муниципального управления.
Рой О.М., Питер, 2001, 460с;
6.Муниципальное право, Чаннов С.Е., Омега-Л, 2002, 270с;
7.Муниципальное право России, Чеботарев Г.Н., ред., Юристъ, 2004, 230с;
8.Муниципальное право Российской Федерации, Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Проспект, 2005, 310с;
9.Муниципальное право. Конспект лекций, Аблонин Е.С., ПРИОР, 2002, 80с;
10.Муниципальная реформа, Иванов В.Н., Патрушев В.И., ред, 2005, 420с;
11.Муниципальная и социальная политика и подготовка муниципальных служащих, Аверин, А. Н., Гриф Российской Академии образовании, 2005, 490с;
12.Основы управления муниципальным хозяйством, А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков, 2001, 250с;
13.Правовые основы государственного и муниципального управления.
Гомола А.И., Гомола И.А., Борисова Е.В., Форум, 2003, 260с;
14.Управление муниципальным предприятием, Стаут Л. У., изд. Добрая книга, 2004, 365с;
15.Управление финансами муниципального образования, Турчинов А.И., общ. ред., "РАГС" – 2004, 410с.
16.Экономика муниципальных образований: Учебное пособие для обучения муниципальных служащих, Игнатов В.Г., ред., 2005, 247с.
17.Сайт правительства Российской Федерации (www.government.ru)

Вопрос-ответ:

Какими принципами руководствуется управление финансами государственных (муниципальных) предприятий?

Управление финансами государственных (муниципальных) предприятий основывается на принципах прозрачности, эффективности и экономической целесообразности. Это означает, что финансовая деятельность должна быть открытой и понятной для всех заинтересованных сторон, приносить максимальную отдачу при минимальных затратах и быть основанной на логических и экономически обоснованных решениях.

Какое место занимают муниципальные предприятия в структуре государства?

Муниципальные предприятия занимают важное место в структуре государства, поскольку они осуществляют ряд социально значимых функций на местном уровне. Они обеспечивают дорожное хозяйство, водоснабжение, транспортные услуги, коммунальное обслуживание и другие виды деятельности, которые направлены на улучшение жизни жителей муниципалитетов.

Какие проблемы существуют в развитии муниципальных предприятий?

В развитии муниципальных предприятий существует ряд проблем. Во-первых, это недостаток финансирования, который ограничивает возможности развития и модернизации предприятий. Во-вторых, это недостаток профессионального управления, что сказывается на эффективности предприятий. Также существует проблема непрозрачности в финансовой деятельности и коррупции, что создает негативный имидж муниципальных предприятий.

Какие общие принципы муниципальной реформы в России?

Общие принципы муниципальной реформы в России включают укрепление роли местного самоуправления, повышение эффективности использования местных ресурсов, развитие конкуренции на рынке муниципальных услуг, повышение качества жизни жителей муниципалитетов, повышение ответственности и прозрачности в финансовой деятельности муниципальных предприятий.

Какие принципы управления финансами государственных (муниципальных) предприятий?

Принципы управления финансами государственных (муниципальных) предприятий включают в себя принцип ответственности, принцип эффективности и принцип прозрачности. Важно, чтобы управление финансами предприятий осуществлялось ответственно, с учетом интересов не только самого предприятия, но и государства и населения. Для обеспечения эффективного управления финансами необходимо проводить контроль и анализ расходов и рассчитывать экономическую эффективность предприятий. Прозрачность управления финансами обеспечивается через публикацию финансовой отчетности и открытость в расходовании бюджетных средств.

Какое место занимают муниципальные предприятия в структуре государства?

Муниципальные предприятия занимают важное место в структуре государства, так как они являются основой для реализации государственной и муниципальной политики в области социально-экономического развития территории. Они осуществляют производство товаров и услуг, предоставление коммунальных услуг, развитие инфраструктуры и т.д. Также муниципальные предприятия являются важным источником доходов для местных бюджетов.

Какие принципы лежат в основе муниципальной реформы в России?

Основными принципами муниципальной реформы в России являются расширение полномочий муниципалитетов, повышение их финансовой и экономической автономии, улучшение механизмов государственно-частного партнерства, укрепление прозрачности и открытости в управлении муниципальными ресурсами. Также важным принципом является усиление контроля и ответственности за использование бюджетных средств и повышение качества предоставляемых услуг.

Как управляются финансы государственных (муниципальных) предприятий?

Управление финансами государственных (муниципальных) предприятий осуществляется с помощью системы бюджетного планирования и финансового контроля. Это включает в себя разработку и утверждение бюджета предприятия, контроль за его исполнением, анализ финансовой деятельности, планирование и управление доходами и расходами, а также учет и отчетность

Какое место занимают муниципальные предприятия в структуре государства?

Муниципальные предприятия занимают важное место в структуре государства, так как осуществляют поставку товаров и услуг на местном уровне. Они обеспечивают функционирование городов и населенных пунктов, предоставляют основные коммунальные услуги, такие как водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, управление жилищным фондом и другие

Какие общие принципы муниципальной реформы действуют в России?

В России действуют общие принципы муниципальной реформы, которые включают повышение ответственности и самостоятельности муниципальных предприятий, улучшение качества оказываемых услуг, оптимизацию структуры предприятий, развитие конкуренции на рынке услуг, повышение уровня прозрачности и отчетности в финансовой деятельности

Какие проблемы существуют в развитии муниципальных предприятий?

В развитии муниципальных предприятий существуют ряд проблем, таких как неэффективное управление, недостаток финансовых ресурсов, ограниченные возможности для инноваций и развития, проблемы взаимодействия с государственными и коммерческими организациями, сложности в привлечении квалифицированных специалистов и другие

Почему в российских условиях минимальный порог для муниципальных предприятий не может быть ниже 30 тыс. жителей?

В российских условиях минимальный порог для муниципальных предприятий не может быть ниже 30 тыс. жителей, проживающих на компактной территории, потому что это позволяет обеспечить экономическую эффективность предприятий, снизить издержки, повысить качество предоставляемых услуг и обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов