Вам нужен реферат?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Роль общественных экологических организаций во внедрении систем экологического менджмента.

  • 20 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 29.04.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 Основные понятия ISO 14000 и систем экологического менеджмента
2 Роль общественных экологических организаций во внедрении СЭМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Под внешними участниками здесь понимаются федеральные и региональные правительственные структуры, группыинвесторов и финансовых институтов, местные общины, потребители и поставщики ресурсов, группы экологов-общественников и др.Группа тесно сотрудничает со многими государственными и частными спонсорскими фондами, обеспечивая финансирование проводимых подее эгидой проектов и программ.Для научно-исследовательского и экспертно-аналитического обеспечения деятельности рабочей группы в ее структуре несколько лет назад быласоздана так называемая Академия по разработке политики и инструментария экологического менеджмента. На данную Академию было возложено исполнение следующих целей и задач:общее образование в области политики экологического управления –повышение уровня знаний различных групп населения и сотрудниковразличных организаций и компаний в области устойчивого развития иСЭМ;специальное образование – повышение квалификации специалистовприродопользовательских ведомств, организаций и компаний в использовании конкретных методических приемов по основным компонентам СЭМ;открытый диалог – выявление и выработка путей разрешения различного рода конфликтных ситуаций между участниками процессовприродопользованиявовлечение граждан – привлечение различного рода общественныхорганизаций в процессы разработки политики и исполнения решенийв экологическом управлении;спонсируемые и партнерские исследования – обеспечение проведения как собственных исследовательских проектов и программ, так иучастия в партнерских программах по улучшению инструментарияэкологического менеджмента;распространение передовых методов – выявление и внедрение лучшего опыта в стандартизации и обеспечении конкурентоспособностиметодов экологического управления и корпоративного экоменеджмента и индикаторов измерения их эффективности.Весьма развитые связи рабочая группа имеет и на международном уровне. По инициативе и с активным участием группы на базе Программы ООН поохране природы – ЮНЕП (UnitedNationsEnvironmentalProgram – UNEP) былавыдвинута и разработана идея создания международной сети содружестваученых, экспертов и практиков в реализации концепции устойчивого развития вразличных странах и континентах. Это содружество получило следующее название: «Сеть лучшей практики для устойчивого развития».Члены или участники этой Сети представляют национальные, региональные и местные управленческие структуры,бизнес-корпорации, неправительственные и научно-исследовательские организации более чем из 20 стран мира.Международные конференции рабочей группы демонстрируют весьма заметныепрактические результаты ее деятельности в стране. Конференции посвящаются обобщению опыта и методических подходов в решении проблемвзаимодействия федерального правительства, региональных органов управления, частных и государственных корпораций и общественных ассоциаций вуправлении природопользованием и внедрению современных механизмов экологического менеджмента и международных экологических стандартов в основном в ресурсодобывающих регионах.Необходимо подчеркнуть, что использование СЭМ в СШАуже давно вышло за рамки только корпоративного управления крупных компаний, как это до сих пор понимается в России. Эти системы пронизывают всемеханизмы как хозяйственного, так и социально-экономического развития иобщественного управления. Основной упор во внедрении инноваций в даннойобласти в настоящее время делается на разработке инструментария интеграционных процессов и согласования методов функционирования СЭМ по всемсекторам национальной экономики и ее региональным субъектам.Опыт работы данной общественной экологической организации показывает, что концентрация и консолидация усилий различного профиля специалистов, направленных на проработку и разрешения проблем совершенствованияСЭМ в США в рамках такой добровольной общественной институциональнойструктуры, как Межштатная рабочая группа – MSWG, может принести серьезный комплексный эффект для повышения устойчивости экологического и социально-экономического развития страны.Оценивая отношение к деятельности этой группы с позиций российскихнациональных интересов, можно также сделать достаточно очевидные выводыо высокой результативности возможного сотрудничества с этой организацией.Контакты с этой рабочей группой и изучение опыта и содержания ее деятельности могут открыть для российской практики новые подходы и стратегическиеинновации в реформировании институциональных структур и административных механизмов национальной системы экологического управления, а также всовершенствовании форм и повышении результативности государственно-общественного партнерства в сфере экологии.Эта группа показывает высокую эффективность своей работы. Собравпод одной крышей достаточно мощные научные силы и опытных специалистов– практиков, эта группа акцентировала свою деятельность на изучении и обобщении именно региональной практики совершенствования экологическогоуправления, т.к. в значительной степени именно на региональном уровне рождаются основные инновации в данной области управления.В основу концепции экологического менеджмента положено представление о взаимодействии организации с окружающей средой, в которой она функционирует. При этом внимание уделяется не только окружающей природной среде или исключительно экономической (поставщики и потребители), но и социальной среде. Ее образуют заинтересованные стороны, представляющие различные сектора общества. Это, в частности, государственные органы, в компетенцию которых входит регулирование тех или иных аспектов деятельности предприятия, а также широкая общественность, в том числе местное население и неправительственные организации. Эффективное функционирование СЭМ требует взаимодействия с этими сторонами. Минимальный объем такого взаимодействия определен стандартами в области СЭМ. Так, согласно ISO 14001, необходима разработка и обеспечение доступности экологической политики организации, в то время как схема EMAS требует ежегодной публикации верифицируемой экологической отчетности.Таким образом, диалог заинтересованных сторон играет важную роль в процессе внедрения и функционирования СЭМ. Поэтому существенные усилия должны быть направлены на развитие общественного диалога на различных уровнях.Изложенные факты позволяют сделать вывод, что независимо от размеров, СЭМ, при должном подходе, способна наладить эффективное управление значимыми экологическими аспектами деятельности любой организации. Это, несомненно, приведет к улучшению экологических, эстетических (имидж организации, образованность персонала, чистота производства) и экономических показателей предприятия.К числу компаний, добившихся значительных успехов в экологическом менеджменте, можно отнести: РУСАЛ, ЛУКОЙЛ, ОАО АвтоВАЗ, ОАО Русские краски, ОАО Ависма и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕРазработка и внедрение,при поддержке общественными экологическими организациями, системы менеджмента в сфере экологии на промышленном предприятии дает ему неоспоримые преимущества. Прежде всего, это:Существенное снижение неблагоприятного воздействия на окружающую обстановку;Существенное понижение производственных и материальных расходов;Уменьшение нанесения вреда природе, а также более эффективное соблюдение требований природоохранных правил;Существенное понижение возможных рисков возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций, а также уменьшение последствий в случае возникновения;Выход предприятия на более высокий уровень развития и укрепление его позиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;Возможность привлечения новых деловых партнеров и инвесторов.Не менее значимым фактором, повышающим роль гражданского общества в решении экологических проблем, является совершенствование природоохранного законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Обычные возражения сводятся к тому, что эта сфера является сложной и высокопрофессиональной деятельностью, требующей высокого уровня компетентности. Однако сама вовлечённость в обсуждение экологических проблем и решений выступает фактором повышения компетентности представителей общественности, некоммерческих организаций, гражданского общества. С другой стороны, представители научной, образовательной общественности, различных объединений, знакомые с передовым мировым опытом, способны повысить качество проектируемых законов и правовых решений.Без широкой и активной поддержки со стороны общественности трудно достижимой становится задача формирования единой государственной системы экологического мониторинга, экологического контроля и экспертизы различных проектов. Задачей властных структур должно стать создание необходимых условий участия институтов гражданского общества в реализации природоохранных мероприятий. Необходимы мониторинг, инвентаризация, обоснованная оценка деятельности экологических организаций, придание законного правового статуса механизмам взаимодействия с ними и их поддержки. Особую роль общественные организации природоохранной и экологической направленности могли бы сыграть в решении задач по экологическому образованию и просвещению населения, повышению его экологической компетентности и экологической культуры, охране природы.Без широкой и активной поддержки со стороны общественности трудно достижимой становится задача формирования единой государственной системы экологического мониторинга, экологического контроля и экспертизы различных проектов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации от 12 декабря 1993Бабина, Ю.В., Экологический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Бабина, Э.А. Варфоломеева. М.: Перспектива, 2002. – 207 с.Бородин, А.И. Методологические основы эколого-экономического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом,– 2006. – № 3. – С. 37-46Веселов, А.К. Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика (пособие для общественных инспекторов). М.: МсоЭС, 2005. (http://www.seu.ru)Зеленин, А. Внедрение системы экологического менеджмента на малых предприятиях // Стандарты и качество, 2006. – № 6. – С. 24-28ГОСТ Р ИСО 14001-98. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙИСО 14001 «Системы менеджмента качества окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию»Краснопольский, Б.Х. Государственно-общественное партнерство в сфере природопользования и природоохраны: Учебное пособие / Б.Х. Краснопольский. – М.: Изд. РОД, 2008. – 112 с.Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО /М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. – СПб.: Изд-во СПб ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю.Дайман,Т.В.Островкова, Е.А.Заика и др. – М.:РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004. – 248 с.Хабарова, Е.И. Экологически ориентированный производственный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. – № 3. – С. 12-16Экологическая сертификация. А.А. Соловьянов, А.С. Пешков//Стандарты и качество, 1998. – № 5. – С 33-36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993
2.Бабина, Ю.В., Экологический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Бабина, Э.А. Варфоломеева. М.: Перспектива, 2002. – 207 с.
3.Бородин, А.И. Методологические основы эколого-экономического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом, – 2006. – № 3. – С. 37-46
4.Веселов, А.К. Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика (пособие для общественных инспекторов). М.: МсоЭС, 2005. (http://www.seu.ru)
5.Зеленин, А. Внедрение системы экологического менеджмента на малых предприятиях // Стандарты и качество, 2006. – № 6. – С. 24-28
6.ГОСТ Р ИСО 14001-98. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
7.ИСО 14001 «Системы менеджмента качества окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию»
8.Краснопольский, Б.Х. Государственно-общественное партнерство в сфере природопользования и природоохраны: Учебное пособие / Б.Х. Краснопольский. – М.: Изд. РОД, 2008. – 112 с.
9.Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. – СПб.: Изд-во СПб ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.
10.Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю.Дайман, Т.В.Островкова, Е.А.Заика и др. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004. – 248 с.
11.Хабарова, Е.И. Экологически ориентированный производственный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. – № 3. – С. 12-16
12.Экологическая сертификация. А.А. Соловьянов, А.С. Пешков // Стандарты и качество, 1998. – № 5. – С 33-36

диссертация

тема "Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ деятельность

1.1 Этапы и направления формирования экологического предпринимательства в России и за рубежом,

1.2 Развитие принципов экологической этики и предпринимательская деятельность

ГЛАВА 2. Эколого-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА,

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Характеристика действующей системы организации и управления охраны окружающей среды на предприятии и задачи его совершенствования

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ экологического УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1 Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий

3.2 Экономическое стимулирование малых предприятий по внедрению систем экологического управления и оздоровлению окружающей среды

ВЫВОД

СПИСОК литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является согласование интересов бизнеса и оздоровления окружающей среды, участие предпринимателей в разработке и реализации механизма обеспечения устойчивого развития страны. В этом случае сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологического компонента в деятельности предприятия.

Как показывает анализ мирового опыта, одним из наиболее важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ISO серии 14000 [22,23,26,44,53]. Стремление России интегрироваться в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, усиление экологических требований в деятельности Всемирной торговой организации, национальных торгово-промышленных палат, что связано с совершенствованием законодательства в области охраны окружающей среды, более полным учетом экологических факторов в конкуренции и др., необходимо пересмотреть стратегию и тактику поведения российских предприятий на рынке, имея в виду экологизацию всех аспектов их функционирования.

Узнать стоимость работы