Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы, регламентируемые бюджетным кодексом РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Бюджетные системы
  • 21 21 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Сущность и содержание бюджетной системы РФ
1.1 Основные понятия
1.2 Структура
1.3 Роль бюджета в экономической политике государства
Глава 2. Современное состояние бюджета и бюджетной системы РФ
2.1 Проблемы развития бюджетной политики РФ
2.2 Бюджет 2005 года
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

- В условиях сохраняющейся в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры требуется создание стабилизационного фонда.
- Продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени остается среди приоритетных задач бюджетной политики.
- Должен быть продолжен курс на ограничение роста непроцентных расходов бюджетной системы. Цель - обеспечить более низкие темпы их роста по сравнению с темпами роста экономики.
- Уменьшение объема перераспределяемых государством финансовых ресурсов должно сопровождаться принятием адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств.
- Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Необходимо продолжить разработку предложений в этом направлении.
- Приоритетной задачей является также формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти.
Таким образом, Президент в своем Послании обозначил основные ориентиры бюджетной политики на 2005 год.
После составления Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2005 год Государственная Дума рассматривает его в нескольких чтениях, последовательно принимая его.
28 ноября 2004 года проект федерального закона о федеральном бюджете на 2005 год был окончательно принят Государственной Думой РФ.
10 декабря 2004 года бюджет 2004 года одобрил Совет федерации.
26 декабря 2004 года федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» подписал Владимир Путин.
Счётная палата, в соответствии с российским законодательством, также участвует в бюджетном процессе. Она готовит Заключение на проект федерального закона о бюджете. В нём даются: общая характеристика проекта бюджета, анализ основных направлений бюджетной политики, анализ соответствия документа нашему законодательству, а также предложения по совершенствованию бюджетного процесса.
В 2004 году многие предложения Счётной палаты были учтены при доработке бюджета на 2005 год.
Принятый бюджет на 2005 год вызвал много самых разнообразных откликов, как среди участников его разработки и принятия, так и среди сторонних специалистов.
Глава Счётной палаты Сергей Степашин в своём докладе сообщил депутатам о некоторых проблемных вопросов, касающихся проекта бюджета. Он сообщил, что в целом бюджет носит инерционный характер, не в полной мере отражает требования Послания Президента Федеральному Собранию и не позволяет решить задачу удвоения ВВП. А темпы роста промышленной продукции даже замедляются со 105,9 процента в 2004 году до 104,7 процента в 2005 году. Правительство не использует скрытые резервы пополнения государственной казны, не предлагает изменения в законодательство о недропользовании, направленные на изъятие природной ренты. Дополнительные средства в бюджет могли быть получены и в результате более умелого управления государственной собственностью.
В соответствие с новым законом «О федеральном бюджете на 2005 год» в 2005 году прогнозируемый экономический рост составит 5,2% при нефтяных ценах $22,5 за баррель. «Это - по словам Алексея Кудрина - рост нового качества, очищенный от высоких цен на нефть». Что касается новых задач бюджета, то, по его словам, «задача на ближайшие годы заключается в том, чтобы обеспечить развитие отраслей, не связанных с ТЭК, обеспечить диверсификацию экономики, создать условия для отраслей промышленности, вбирающих новые технологии». Вице-премьер также заверил, что благодаря созданному стабилизационному фонду, правительство сможет выполнить свои обязательства при любом падении мировых цен на нефть.
Статьи Бюджетного кодекса о стабилизационном фонде были приняты без возражений. Правда было решено, что в течение года в закон будут внесены поправки о том, чтобы средства стабилизационного фонда было разрешено использовать не только на финансирование дефицита бюджета, если таковой образуется, но и на досрочное погашение внешнего долга. Правительство не возражает, к тому же в законе записано, что, когда в стабилизационном фонде накопится 500 млрд. руб., парламент может принимать дополнительные законы по расходованию стабилизационного фонда.
Первый вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд отметил, что закон о бюджете на 2005 год – «это последовательное продолжение бюджетного курса прошлых лет со всеми его достоинствами и недостатками».
По его словам, основные характеристики федерального бюджета на 2004 год ориентированы на реализацию одной из основных задач бюджетной политики - сохранение профицитной направленности бюджета.
В. Горегляд указал, что параметры нового бюджета свидетельствуют о том, что продолжается тенденция понижения объема государственных доходов (с 18,5% к ВВП в текущем году до 17,7% к ВВП в предстоящем году). Еще активнее сокращаются расходы федерального бюджета (с 18,0% до 17,1% к ВВП), а профицит сохраняется на прежнем уровне - 0,6% к ВВП.
Некоторые позитивные сдвиги есть в налоговой реформе, так как в предстоящем году она впервые затрагивает структуру налоговой системы. Таким образом, уменьшается доля НДС и ликвидируется налога с продаж, отметил В. Горегляд.
Какими бы ни были мнения специалистов о качестве бюджета-2005, он принят и будет исполнен за небольшими изменениями. Основные показатели расходной части бюджета России в 2005 году составят (млрд. руб.):

СТАТЬЯ 2004 г. 2005 г. Изменение
Госаппарат 66,5 76,8 +15,5%
Оборона 344,5 411,6 +19,5%
Безопасность 249,7 310,1 +24,2%
Чрезвычайные ситуации 21,2 26 +22,6%
Образование 97,7 117,8 +20,6%
Здравоохранение 31,4 37,9 +20,7%
Социальная политика 151,4 162,3 +7,2%
Дотации регионам 738,3 806,3 +9,2%
Выплата долгов 277,5 288,8 +4,1%
Промышленность 64,4 63,9 -0,8%
Сельское хозяйство 31,2 31 -0,6%
Военная реформа 15,8 7,2 -54,4%

Как видно, практически по всем основным статьям расходов происходит увеличение расходов.
Заключение
Российская бюджетная система, состоящая из трех уровней бюджетов – федерального, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – является, таким образом, многоуровневой. Такое устройство бюджетной системы является на сегодняшний день оптимальной. Оно, например, позволяет перераспределять средства между уровнями. Вообще, бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает государству реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Бюджет оказывает сильное влияние на экономическую жизнь в стране. Через бюджетную политику государство воздействует на макроэкономические регуляторы экономики. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется финансирование социальных программ.
Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов.
На сегодняшний день государственное регулирование, проводимое посредством бюджетной политики – признанная необходимость развития рыночной экономики, обусловленная объективными и закономерными причинами.
Анализ экономики России за последние 3-4 года, когда достигается экономический рост, позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая отсутствие бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению запланированных темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Литература
Бюджетный кодекс РФ. Сборник кодексов и основных законов РФ. – М.: Славянский Дом Книги, 2002.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Приложения 2, 3, 6, 7, 8, 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Бюджет-2005: кому вершки, а кому корешки: Правительство распланировало, как мы будем жить в следующем году // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» // www.president.kremlin.ru.
Глазьев С.Ю. «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» (часть 1) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №9 (54)- 1997.
Горегляд В. Бюджет-2005 ждут «очень радужные» перспективы // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. - 2002. - №4.
Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2002.
Грицюк Т.В. Бюджетная политика государства как фактор экономической стабилизации бизнеса. // Налоговое планирование (Москва). - 28.07.2003.
Определены приоритеты бюджетной политики России на период до 2005 года // РИА «Новости» - 20.06.2002.
Прогноз социально-экономического развития России до 2005 года и параметры проекта федерального бюджета на 2003 год // Материалы научно-практической конференции. - М., 2002.
Совет федерации одобрил бюджет на 2005 год // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Счётная палата анализирует бюджет-2005 // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
Бюджетный кодекс РФ. Сборник кодексов и основных законов РФ. – М.: Славянский Дом Книги, 2002.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Приложения 2, 3, 6, 7, 8, 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Приложения 2, 3, 6, 7, 8, 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Грицюк Т.В. Бюджетная политика государства как фактор экономической стабилизации бизнеса. // Налоговое планирование (Москва). - 28.07.2003.
Грицюк Т.В. Бюджетная политика государства как фактор экономической стабилизации бизнеса. // Налоговое планирование (Москва). - 28.07.2003.
Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. - 2002. - №4.
Прогноз социально-экономического развития России до 2005 года и параметры проекта федерального бюджета на 2003 год // Материалы научно-практической конференции. - М., 2002.
Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2002.
Бюджетный кодекс РФ. Сборник кодексов и основных законов РФ. – М.: Славянский Дом Книги, 2002.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» // www.president.kremlin.ru.
Счётная палата анализирует бюджет-2005 // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Совет федерации одобрил бюджет на 2005 год // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Горегляд В. Бюджет-2005 ждут «очень радужные» перспективы // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Бюджет-2005: кому вершки, а кому корешки: Правительство распланировало, как мы будем жить в следующем году // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru












3

1.Бюджетный кодекс РФ. Сборник кодексов и основных законов РФ. – М.: Славянский Дом Книги, 2002.
2.Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
3.Приложения 2, 3, 6, 7, 8, 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
4.Бюджет-2005: кому вершки, а кому корешки: Правительство распланировало, как мы будем жить в следующем году // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
5.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» // www.president.kremlin.ru.
6.Глазьев С.Ю. «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» (часть 1) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №9 (54)- 1997.
7.Горегляд В. Бюджет-2005 ждут «очень радужные» перспективы // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
8.Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. - 2002. - №4.
9.Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2002.
10.Грицюк Т.В. Бюджетная политика государства как фактор экономической стабилизации бизнеса. // Налоговое планирование (Москва). - 28.07.2003.
11.Определены приоритеты бюджетной политики России на период до 2005 года // РИА «Новости» - 20.06.2002.
12.Прогноз социально-экономического развития России до 2005 года и параметры проекта федерального бюджета на 2003 год // Материалы научно-практической конференции. - М., 2002.
13.Совет федерации одобрил бюджет на 2005 год // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
14.Счётная палата анализирует бюджет-2005 // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
15.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы регламентирует бюджетный кодекс РФ?

Основные принципы, регламентируемые бюджетным кодексом РФ, включают принципы единства и полноты бюджетной системы, исходя из которых все бюджеты должны быть взаимосвязанными и охватывать все хозяйственные и финансовые отношения, принципы многоуровневости и преимущественности бюджетного федерализма, а также принцип ответственности за формирование и исполнение бюджетов. Также кодекс определяет принцип равенства и сбалансированности доходов и расходов бюджетов, принцип плановости и прогнозирования бюджетных ресурсов, принцип сбалансированности бюджетов и принцип финансовой устойчивости.

Какова роль бюджета в экономической политике государства?

Бюджет играет ключевую роль в экономической политике государства. Он является инструментом регулирования экономики, позволяет осуществлять финансирование государственных программ и проектов, формировать доходы и расходы государства, а также контролировать выплаты и долги. Бюджет позволяет регулировать денежный поток в экономике, влиять на инфляцию, стимулировать экономический рост и развитие отдельных отраслей и регионов.

Какие проблемы развития бюджетной политики существуют в РФ?

В РФ существует ряд проблем развития бюджетной политики. Одной из них является недостаточная прозрачность и открытость бюджетного процесса, что затрудняет контроль со стороны общественности. Кроме того, наблюдается нерациональное использование бюджетных средств и неэффективное управление ими, что приводит к неравномерному развитию регионов и отраслей экономики. Также существует проблема демографического дефицита, который оказывает негативное влияние на бюджетную систему в целом.

Какие понятия относятся к бюджетной системе РФ?

К бюджетной системе РФ относятся следующие понятия: бюджет, бюджетное правоотношение, бюджетный кодекс РФ, доходы и расходы бюджетов, государственный фонд, исполнение бюджета, межбюджетные отношения, финансовый контроль и другие.

Какие основные принципы регламентируются бюджетным кодексом РФ?

Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы, регламентируемые бюджетным кодексом РФ, включают принцип юридическости, принцип свободы профессиональной деятельности, принцип эффективности, принцип стимулирования экономики, принцип социальной справедливости и принцип исключения двойного финансирования.

Что включает в себя структура бюджетной системы РФ?

Структура бюджетной системы РФ включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и консолидированный бюджет, а также бюджетные учреждения, внебюджетные фонды и бюджетные организации.

Какую роль играет бюджет в экономической политике государства?

Бюджет играет важную роль в экономической политике государства. Он является инструментом регулирования экономических процессов, обеспечивает финансовую устойчивость государства, способствует развитию экономики, социальной защите населения, инвестиционным проектам и др.

Какие проблемы существуют в развитии бюджетной политики РФ?

Среди проблем развития бюджетной политики РФ можно выделить недостаточную прозрачность бюджетного процесса, нерациональное распределение бюджетных средств, недостаток контроля за исполнением бюджета, неэффективное использование средств, высокую степень коррупции, а также высокий уровень долгов по бюджету.