Туризм и путешествия. Характеристика видов путешествия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент туризма
  • 3030 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 03.02.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Истоки зарождения и развития туристической деятельности
1.2. Понятие и особенности современной туристической услуги
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
2.1. Специфика основных видов туризма по их целевому критерию
2.2.Методические особенности организации и построения туристических маршрутов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм.
Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.
Паломничество для христиан – посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.
При Московской Патриархии организована паломническая служба, ведущая вопросами паломничества в Святую Землю.
Для католиков Святая Земля - Израиль, католические святыни расположены в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах Западной Европы. Святые места для посещения иудаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине.
Для последователей ислама – суннитов священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местом паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн-Наджарф и Кербела в Ираке. Основные святыни буддистов расположены в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан-Уде. (Бурятия).
Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристической фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.
В туристическом бизнесе весна считается межсезоньем, в религиозном же туризме она – высокий сезон. В этот промежуток времени жители некоторых стран становятся потенциальными туристами из-за большого количества нерабочих и праздничных дней. Считается, что одними из наиболее удобных месяцев для проведения религиозных путешествий являются декабрь и январь. Одним из важных факторов уменьшения влияния сезонности и увеличения потока паломников считаются религиозные праздники. В некоторые из них паломничество обязательно или приветствуется, в другие этому не придается особого значения.
Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.
Среди законодательных актов религиозного уровня необходимо выделить распоряжение мэра Москвы «О развитии религиозного туризма» от 16 января 1997г № 34 -РМ, которым утверждена концепция развития религиозного туризма.
Совпадения религиозных праздников и высокого сезона в туризме создают дополнительные трудности в организации религиозного туризма, как для направляющей, так и принимающей стороны.
В последнее время отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается количество предложений по организации подобного рода поездок.
Организацией паломнических туров могут заниматься туристические фирмы, специализирующиеся на индивидуальном и групповом туризме соответствующих направлений. Святые места буддизма и синтоизма ввиду небольшого распространения этих религий в нашей стране пользуются ограниченным спросом на рынке паломнического туризма. Буддийские святыни вызывают интерес среди членов организаций, занимающихся восточными единоборствами.
Туристические фирмы предлагают множество разнообразных маршрутов по святым местам: «Мой Иерусалим», «Путь в вечность..», «От гималайских треков до Ашрамов в Южной Индии» /посещение мест, связанных с деятельностью Шри Ауробиндо и других великих учителей/ классические программы, «По святым местам...» и т.д.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что создание многофункциональной модели туристических маршрутов, является перспективным фактором для развития туристической отрасли в целом, и позволит разнообразить формы организации отдыха, посредством туристической деятельности.



2.2.Методические особенности организации и построения туристических маршрутов
Основные принципы организации туристских маршрутов следующие: привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность.
Необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.
Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим. Однако все, что может привлекать туристов, не будет иметь коммерческую ценность, пока туриста не воспользуются всем этим.
Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.
Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее. Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени больше узнать, обогатить себя знанием многих культур, интересных достопримечательностей, побудить желание к дальнейшим увлекательным путешествиям.
Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Так, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов по ущельям с осмотром горных озер, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту.
Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов. Необходимость в многовариантности определяется изменчивостью погодно-климатических условий, непостоянством состава туристов, пребывающих на маршруте (различиями в их физической подготовленности, возможностях и запросах).
Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение. Туристы могут проживать в отеле, отдельных домиках, небольших гостиницах, пансионатах, в трейлерах, частных домах. В сельской местности для туристов могут быть предложены мотели и кемпинги. Рестораны, другие места питания могут быть как в помещении, так и к открытом воздухе, большими и малыми, простыми и элегантными. Самое главное, чтобы пища была с хорошими вкусовыми качествами даже при простом меню.
Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.
После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Различают два основных вида тура. Пэкидж-тур - комплексная туристская услуга, включающая в себя: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).
На практике большой популярностью пользуется эксклюзивный тур, где турист заказывает минимально-достаточный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости. Это расширяет возможность планирования собственного времени туристу и в ряде случаев удешевляет путевку. Дополнением при формировании туров являются товары туристского назначения, т.е. тур—это совокупный продукт, состоящий из услуги и товара .
Этап формирования тура включает в себя «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме механического составления такого набора формирования тура предусматривают и его технико-экономическое обоснование, ибо низко рентабельный тур в конечном итоге является несостоятельным.
Таким образом, формирование тура имеет две границы: верхняя – максимально аттрактивный пакет услуг и товаров; нижняя – экономическая эффективность, влияющая на его цену. Далее сформированный товарный продукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или самостоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и др.)
Организация проведения туристского маршрута различных видов и типов включает следующие этапы: подготовительный, маршрутный, заключительный. (Схема 1).
Выполнению туристского маршрута предшествует весьма серьезная подготовка руководителя туристской группы. На подготовительном этапе он, прежде всего, внимательно изучает туристский маршрут, программу путешествия и условия обслуживания группы в каждом пункте маршрута.
Программа каждого туристского маршрута должна соответствовать цели путешествия и содержать план мероприятий, реализуемых для удовлетворения специализированных или конкретных запросов и интересов туристов.
Схема 1. Специфика организации туристского маршрута




Итак, разработка туристического продукта – сложный технологический процесс, который включает в себя ряд этапов: это и маркетинговые исследования, анализ сегментов рынка конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, направление выезда, конъюнктуру туристического рынка, оценку реальных затрат на производство тур продукта и т.д.
Заключение
Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют образ жизни современного человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности.
Сегодня можно сделать ряд важных выводов относительно потенциала роста мирового рынка туризма. Новые технологии в туризме и сопредельных областях экономики будут способствовать резкому рывку в развитии сферы путешествий. Недаром XXI век объявлен веком сферы обслуживания. Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Есть основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно оценивать перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.
Социальные и экономические тенденции в развитых странах позволяют предположить рост спроса на международный туризм. Увеличение оплачиваемого отпуска, рост личного располагаемого дохода, повышение уровня образования, стремление к познанию другой культуры - важные факторы, влияющие на развитие мирового туристского рынка. Безусловно, туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию. Однако многое еще предстоит сделать для совершенствования индустрии туризма, ведь туристическая индустрия является относительно молодой отраслью в мире, и в частности одной из первоочередных задач является вопрос развития отдельных видов туристических маршрутов, наиболее перспективных в данной местности.
Список литературы


Александрова А.Ю. Международный туризм. М: Аспект Пресс, 2001. – 464с
Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Питер. – 1998. - 301 с.
Волков Ю.Ф. Ведение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 352с
Долговская Т. Проблемы комплексного изучения социально-экономических ресурсов Северо-западного региона.//Социологические исследования. – 2000. - №4 – С.134-148
Долженко П. История туризма в России его истоки. //Вестник МГУ – серия география. – 2002. - № 4 – С 37-51
Ипатов К. Из истории туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России. // Вестник МГУ – серия география. – 2002. - № 6 – С 17-31
Кабушкин В.П. Менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 2003. – 256с
Квартальнов В.А. и др. Менеджмент туризма Экономика туризма, 2004 – 320с
Мирошниченко И. Психологические и гуманитарные аспекты исследования в социально – экономических системах.//Вестник Московского Университета. – 2004 - сер5 - №6 – С.44-57
Проблемы и программы туристических рекреаций, использование природного и историко-культурного потенциала в регионах России.//сб. науч. статей сост. Ю.С.Путрик. – М.: Москва,2000. – 200с
Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 400с.
Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. М: ИКЦ «Март», 2005. – 352с


Долженко П. История туризма в России его истоки. //Вестник МГУ – серия география. – 2002. - № 4 – С 37-51


Александрова А.Ю. Международный туризм. М: Аспект Пресс, 2001. – 464с – С79-83

Мирошниченко И. Психологические и гуманитарные аспекты исследования в социально – экономических системах.//Вестник Московского Университета. – 2004 - сер5 - №6 – С.44-57

Волков Ю.Ф. Ведение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 352с – С91

Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. М: ИКЦ «Март», 2005. – 352с – С 116-122
Кабушкин В.П. Менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 2003. – 256с – С71













4

1.Александрова А.Ю. Международный туризм. М: Аспект Пресс, 2001. – 464с
2.Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Питер. – 1998. - 301 с.
3.Волков Ю.Ф. Ведение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 352с
4.Долговская Т. Проблемы комплексного изучения социально-экономических ресурсов Северо-западного региона.//Социологические исследования. – 2000. - №4 – С.134-148
5.Долженко П. История туризма в России его истоки. //Вестник МГУ – серия география. – 2002. - № 4 – С 37-51
6.Ипатов К. Из истории туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России. // Вестник МГУ – серия география. – 2002. - № 6 – С 17-31
7.Кабушкин В.П. Менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 2003. – 256с
8.Квартальнов В.А. и др. Менеджмент туризма Экономика туризма, 2004 – 320с
9.Мирошниченко И. Психологические и гуманитарные аспекты исследования в социально – экономических системах.//Вестник Московского Университета. – 2004 - сер5 - №6 – С.44-57
10.Проблемы и программы туристических рекреаций, использование природного и историко-культурного потенциала в регионах России.//сб. науч. статей сост. Ю.С.Путрик. – М.: Москва,2000. – 200с
11.Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 400с.
12.Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. М: ИКЦ «Март», 2005. – 352с


Вопрос-ответ:

Какие истоки зарождения и развития туристической деятельности?

Туристическая деятельность имеет свои истоки в древности, когда люди начали посещать другие места для торговли, паломничества, обмена знаниями и отдыха. С течением времени она развивалась и стала все более организованной и коммерческой.

Как можно определить понятие и особенности современной туристической услуги?

Современная туристическая услуга - это комплекс предложений и сервисов, предназначенных для удовлетворения потребностей туристов в путешествии. Она включает в себя организацию перевозки, размещение, питание, развлечения, экскурсии и др. Особенности современной туристической услуги включают гибкость, индивидуальность, высокий уровень сервиса и стандартов качества.

Какие религиозные направления получили наибольшее распространение в России?

Наибольшее распространение в России получили такие религиозные направления, как православие, ислам, буддизм и иудаизм. В разных регионах страны могут преобладать разные религии, которые имеют свои храмы, святыни и традиции.

Какие истоки зарождения и развития туристической деятельности?

Туристическая деятельность имеет свои истоки в древние времена, когда люди начали путешествовать с различными целями, такими как торговля, образование, религиозные паломничества и открытие новых территорий. Одним из первых известных видов туризма было религиозное путешествие, которое имело целью посещение священных мест и святых обрядов. Со временем туризм стал развиваться и принимать новые формы, такие как отдых на природе, экскурсии, культурно-познавательные и спортивные путешествия.

Каково понятие и особенности современной туристической услуги?

Современная туристическая услуга - это комплекс предоставляемых услуг, который включает в себя организацию и сопровождение путешествия, размещение, питание, транспортные услуги, экскурсии и другие дополнительные сервисы. Особенностью современной туристической услуги является ее индивидуальный характер, который позволяет каждому туристу выбрать самостоятельно необходимые услуги в соответствии с его предпочтениями и бюджетом. Также важным аспектом является качество предоставляемых услуг, которое должно соответствовать ожиданиям и потребностям туриста.

Какие основные виды туризма существуют по их целевому критерию?

По целевому критерию выделяют следующие основные виды туризма: культурно-познавательный туризм, рекреационный (отдыха и развлечений), спортивный, экологический, аграрный, экскурсионно-познавательный, социальный, религиозный, деловой, детский, молодежный и другие. Каждый вид туризма имеет свои особенности и специфику, связанную с удовлетворением определенных потребностей и интересов туристов.

Каковы истоки зарождения и развития туристической деятельности?

Туристическая деятельность имеет свои истоки в древней истории человечества. Одним из значимых исторических моментов, связанных с развитием туризма, является появление понятия "паломничество". С древних времен люди отправлялись в долгие путешествия для посещения святых мест и религиозных центров. Постепенно паломничество приобретало массовый характер и стало основой для развития туристической индустрии. В современном понимании туризм - это не только паломничество, но и отдых, посещение культурных и исторических достопримечательностей, активный отдых и многое другое.

Что такое современная туристическая услуга и какие у нее особенности?

Современная туристическая услуга - это комплекс услуг, предоставляемых туристическими агентствами, туроператорами и другими организациями для удовлетворения потребностей туристов. Она включает в себя организацию транспорта, проживания, питания, экскурсий, развлечений и других услуг во время путешествия. Основной особенностью современной туристической услуги является ее индивидуальный подход к каждому туристу, учет его предпочтений и потребностей, а также использование современных технологий для организации путешествия.

Какие основные виды туризма можно выделить и какие цели преследуются в каждом из них?

Существует множество видов туризма, но основные из них можно выделить по целевому критерию. Это культурный туризм, природный туризм, спортивный туризм, экскурсионный туризм и религиозный туризм. Культурный туризм направлен на посещение культурных и исторических достопримечательностей, природный туризм - на наслаждение природными красотами и активный отдых на природе, спортивный туризм - на занятие спортом и экстримом, экскурсионный туризм - на посещение музеев, галерей и других достопримечательностей, а религиозный туризм - на посещение святынь и религиозных мест.

Какие истоки зарождения и развития туристической деятельности?

Истоки зарождения и развития туристической деятельности можно отследить в истории человечества. Сначала люди начали путешествовать из-за поиска пищи и проживания. Постепенно путешествия стали иметь и другие цели - культурные, религиозные, образовательные. Особенно активное развитие туризма произошло в 19 веке, с появлением пароходов и железных дорог, что сделало путешествия доступными для широких слоев населения.