роль сновидений в процессе психоаналитической терапии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психоанализ
  • 2424 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 22.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1 Роль и место сновидений в психоаналитической теории и практике
1.1 Сновидения в истории психоанализа, первые исследования сновидений в психоанализе
1.2 Источники и материалы сновидений
Глава 2 Психоанализ сновидений и его терапевтическое воздействие на клиента
2.1 Основы толкования сновидений по Фрейду
2.2 Современные техники психоанализа сновидений
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это пуповина сновидения, – то место, в котором оно соприкасается с непознанным. Мысли, которые скрываются за сновидением и которые всплывают при его толковании, должны остаться незавершенными и расходится во все стороны сетовидного сплетения нашего мышления. Над самой густой частью этой сети и возвышается желание сновидения».
Мы позволили себе такое подробное цитирование З.Фрейда с целью наглядно показать его подход к толкованию сновидений, настолько нетипичный для того времени, что он моментально приобрел широкую известность и завоевал признание не только в кругах обывателей, но и людей науки. Фрейд приводит в своих работах массу примеров толкования сновидений, многие из которых обрели статус канонический, особенно в ортодоксальном психоанализе, где они используются как образцы, эталоны, выступают в качестве наглядных учебных пособий. Описанные в работах Фрейда примеры толкования сновидений стали широко известны и в среде обывателей, что, возможно, послужило поводом снижения популярности психоанализа, вследствие искаженного и даже извращенного понимания этих примеров на бытовом уровне обыденного сознания.
Тем не менее, теория и практика психоанализа развивается и рождает новые формы работы с проблемой сновидений. Практика современной психотерапестической работы в рамках психоанализа сновидений описана в работах Р.Боснака, П.Гарфилд, Н.Малкольма, А.Манегетти, Ю Скана и др. В целом психоанализ сновидений сохранил основные принципы и направления, разработанные еще З.Фрейдом, при существенном уходе от пансексуализма, который довлел в работах по ортодоксальному психоанализу. Появились новые техники работы с самим материалом сновидений, существенно расширилась символическая база для интерпретации сновидений, далеко продвинулись методы работы в рамках ассоциативной технологии. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые современные методики психоанализа сновидений в рамках психотерапевтической работы с клиентом.

2.2 Современные техники психоанализа сновидений
В работе Р.Боснака «В мире сновидений» изложены следующие упражнения для более эффективной работы с материалом сновидений, которые применяются в практике психотерапевтической работы с клиентом в рамках психоанализа сновидений. Рассмотрим некоторые из них.
Упpажнение 1 ОРИЕHТИРОВАHИЕ В МИРЕ СHОВИДЕHИЙ – направлено на установление более эффективного ориентирования с ситуации, содержащей контекст сновидения, а также возможности активного участия в событиях, происходящих в сновидении.
Упpажнение 2 ВОССТАHАВЛЕНИЕ В ПАМЯТИ ОБЪЕKТОВ СHОВИДЕHИЯ – направлено на тренировку памяти в целях более полного сохранения образов и символов, имевших место в содержании сновидения.
Упpажнение 3 СОЗДАHИЕ «KЛАДОВОЙ» ПАМЯТИ – также направлено на улучшение памяти и формирование некоего «архива», в котором хранятся наиболее характерные и типичные образы и символы сновидений, что позволяет более успешно ориентироваться в динамике сновидений.
Упpажнение 4 ВООБРАЖАЕМЫЙ ОБХОД ЖИЛИЩА – направлено на формирование активной позиции в сновидении (невольно вспоминается К.Кастанеда, которого мексиканские колдуны учили контролировать свои сновидения, предлагая начать обучение с контроля во сне за своими руками).
Упpажнение 5 HАБДЮДЕHИЕ ЗА МОМЕHТОМ ПРОБУЖДЕHИЯ – направлено на закрепление в памяти процесса перехода от сна к бодрствованию, с целью фиксирования разницы в восприятии мира в начале и в конце перехода.
Упpажнение 6 ГОТОВИМСЯ ЗАПИСЫВАТЬ СHОВИДЕHИЯ – направлено на подготовку к ведению дневниковых записей по материалам сновидений.
Упpажнение 7 ЗАПИСЫВАЕМ СHОВИДЕHИЯ – предлагает некоторые схемы ведения дневниковых записей по материалам сновидений, в том числе учитывающие различные варианты пробуждения.
Упpажнение 8 УПОРЯДОЧЕHИЕ ИЗБЫТОЧHОГО МАТЕРИАЛА – вопреки предписаниям З.Фрейда (который утверждал, что в сновидении нет лишнего) предлагает варианты такого систематизирования материала, при котором становится возможным выделение главного в сновидении и отбрасывание лишнего.
Упpажнение 9 СОЗДАЕМ KОМБИHАЦИИ ИЗ ЭЛЕМЕHТОВ СHОВИДЕHИЯ – позволяет формировать более сюжетно насыщенные сновидения путем ассоциаций в состоянии бодрствования, что дает дополнительную информацию по материалам сновидений.
В целом современный психоанализ сновидений во многом является лишь надстройкой над базовыми положениями толкования сновидений, разработанных З.Фрейдом. Так же как у Фрейда большую роль в толковании сновидений играет личность самого психоаналитика, который постепенно входит в психическое пространство клиента, отождествляюсь с образами уверенности, надежности, стабильности, помощи, благополучия и т.д. Грамотное использование этого фактора благоприятно отражается на результатах психотерапевтической работы. С другой стороны появляется много нового – например, включение сознания в работу с материалом сновидений наряду с бессознательными процессами – в том числе техники работы с памятью по материалам сновидений, фиксация момента перехода от сна к бодрствованию, которая помогает преодолевать шок от перехода от парадоксальной логики сна к обыденной логике бодрствования, а также сознательное, хотя и основанное на методах ассоциаций, комбинирование элементов сновидений, позволяющее более эффективно ориентироваться в материале сновидений, формировать новые сюжеты, привлекать к участию в работе над анализом сновидений психоаналитика непосредственно в ходе формирования «комбинированного» сновидения в состоянии бодрствования, что является абсолютно новым подходом к толкованию сновидений.
В целом толкование сновидений в рамках психоаналитической теории и практики остается актуальным и востребованным направлением психотерапии, продолжающим динамично развиваться и сохраняющим устойчивые позиции в мире психологической науки.
Заключение

На основании изложенного материала можно сделать несколько выводов.
Во-первых, сновидения занимают одно из центральных мест в психоаналитической теории и практике. Научный анализ сновидений, впервые разработанный Зигмундом Фрейдом и введенный им же термин «психоанализ» очень тесно взаимосвязаны между собой, как по факту одновременного и совместного происхождения, так и по факту их дальнейшего совместного существования в рамках исследования бессознательного.
Во-вторых, сновидения являются результатом действия бессознательных процессов, имеющих свои закономерности и механизмы, которые поддаются анализу, интерпретации, объяснению и последующему использованию в психотерапевтических целях.
В-третьих, сновидения являются воплощениями нереализованных (в основном по причине «запретного» характера) побуждений и пользуются материалом недавних переживаний человека для создания образов сновидения, а также представляют «запретные» объекты желания в символической форме.
В-четвертых, сновидения имеют два уровня – скрытое содержание, основанное на «запретных» объектах желаний, и явное содержание, допущенное цензурой «Я» к воплощению в образах сновидения.
В-пятых, символизм сновидения является одним из центральных моментов психоанализа сновидений, позволяет выделять те моменты сновидения, которые указывают на его скрытое содержание.
В-шестых, Фрейд разработал основные схемы и методы интерпретации символов и образов сновидения, которые в последствии были доработаны и дополнены новыми методами последователями Фрейда и психоанализа.
В-седьмых, новые методы психоанализа сновидений иногда содержат «революционные» для ортодоксального техники и подходы к толкованию сновидений, но тем не менее, являются эффективными способами психотерапевтической работы в рамках психоаналитической теории и практики.
В-восьмых, психоанализ сновидений остается динамично развивающимся направлением психотерапии, актуальным и востребованным методом психотерапевтического воздействия на клиента.
Список литературы

Боснак Р. В мире сновидений // Наука и религия, 1990, №№7-10.
Гарфилд П. Путь к блаженству. Метод Мандалы сновидений. – М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1999.
Гарфилд П., Ринпоче Т.Т., Управление сновидениями. – М.: Беловодье, 1994.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992.
Малкольм Н. Состояние сна. – М.: Прогресс: Культура, 1993.
Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. – Л.: Экос: Ассоц. онтопсихологов, 1991.
Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983.
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
Скан Ю. Сон и явь. – М.: Фонд «Помоги себе сам», 1996.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991.
Фрейд З. Леонардо да Винчи. – М.: Прогресс, 1989.
Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. – М.: Медицина, 1991.
Фрейд З. О сновидениях. – М.: АСТ, 2004.
Фрейд З. Психоанализ. – СПб.: Ритер, 2001.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
Фрейд З. Сновидения. Избр. лекции. – М. Саранск: Водолей: Саранский филиал СП «Норд», 1991.
Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека Избр. лекции. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1990.
Фрейд З. Сон и сновидения. – М., Назрань: Олимп: АСТ, 1997.
Фрейд З. Толкование сновидений. – СПб.: Алетейя, 1998.
Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. – М.: Политиздат, 1974.
Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991
Там же.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991
Фрейд З. О сновидениях. – М.: АСТ, 2004
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991
Фрейд З. Толкование сновидений. – СПб.: Алетейя, 1998
Фрейд З. Сновидения. Избр. лекции. – М. Саранск: Водолей: Саранский филиал СП «Норд», 1991
Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека Избр. лекции. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1990
Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека Избр. лекции. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1990
Фрейд З. Психоанализ. – СПб.: Ритер, 2001
Фрейд З. Психоанализ. – СПб.: Ритер, 2001
Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. – М.: Медицина, 1991
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991
Фрейд З. Леонардо да Винчи. – М.: Прогресс, 1989
Фрейд З. Толкование сновидений. – СПб.: Алетейя, 1998
Боснак Р. В мире сновидений // Наука и религия, 1990, №№7-10












23

1.Боснак Р. В мире сновидений // Наука и религия, 1990, №№7-10.
2.Гарфилд П. Путь к блаженству. Метод Мандалы сновидений. – М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1999.
3.Гарфилд П., Ринпоче Т.Т., Управление сновидениями. – М.: Беловодье, 1994.
4.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992.
5.Малкольм Н. Состояние сна. – М.: Прогресс: Культура, 1993.
6.Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. – Л.: Экос: Ассоц. онтопсихологов, 1991.
7.Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983.
8.Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
9.Скан Ю. Сон и явь. – М.: Фонд «Помоги себе сам», 1996.
10.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991.
11.Фрейд З. Леонардо да Винчи. – М.: Прогресс, 1989.
12.Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. – М.: Медицина, 1991.
13.Фрейд З. О сновидениях. – М.: АСТ, 2004.
14.Фрейд З. Психоанализ. – СПб.: Ритер, 2001.
15.Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
16.Фрейд З. Сновидения. Избр. лекции. – М. Саранск: Водолей: Саранский филиал СП «Норд», 1991.
17.Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека Избр. лекции. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1990.
18.Фрейд З. Сон и сновидения. – М., Назрань: Олимп: АСТ, 1997.
19.Фрейд З. Толкование сновидений. – СПб.: Алетейя, 1998.
20.Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
21.Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.
22.Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. – М.: Политиздат, 1974.

Опубликовано

Опубликовано

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты глубинной психологии

1.1 История возникновения глубинной психологии

1.2 Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма

Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда

2.1 Психоанализ. Понятие и сущность

2.2 Ключевые понятия ученых и роль сновидений

2.3 Основные приемы и методы психоаналитической терапии

Глава 3. Особенности воззрений последователей З. Фрейда

Вывод

библиография

Введение

Сегодня, как и во времена первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легко найти все: и ненависть, и уважение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Это объясняется тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, имеют коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и эмоций, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о себе и окружающих.

работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. В связи с этим, предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:

1) Психоанализ. Понятие и сущность.

2) глубинная психология и психоанализ Фрейда.

3) Ключевые понятия учения.

4) Роль мечты

5) Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа.

Задачи: 1. рассмотреть психоанализ, историю;

2. проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;

3. сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;

4. узнать ключевые понятия учения;

5 проанализировать все факты, психоанализ отличается от других направлений в психологии.

Объект: психоаналитическое направление в психологии.